, я склоняюсь к тому, что имена Кий, Щек и Хорив возникли еще в праславянский период. Уж очень много в языке разных народов сходных слов, а также сходства их смысловых значений. Но применимо к братьям-основателям Киева это прозвища, а не имена, они связаны с их жизнедеятельностью или местом проживания. Так, есть версия, что под именем Кия скрывается историческое лицо - военачальник Хильбудий.
Вадим Ляшенко (boristen70) написал в interesniy_kiev
2010-08-26 02:34:00
Топографическая символика имен основателей Киева
Мифология скифов – ираноязычного народа, населявшего в I тыс. до н.э. степи Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно. Наиболее важным источником по объему сведений и по степени их достоверности является IV книга «Истории» Геродота, где приведены некоторые данные о структуре скифского пантеона.
В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (Днепра) рождатся первый человек – Таргитай. Зевс-громовержец ассоциируется с Огнем, дочь Борисфена – с Водой. В мистических представлениях древних народов соединение Огня и Воды рождает новую жизнь и символизирует мировую гармонию.
Три сына Таргитая становятся родоначальниками различных частей скифского народа: от старшего – Липоксая – происходят авхаты, от среднего – Арпоксая – катиары и траспии, от младшего – Колаксая – паралаты. Правление братьев было отмечено божественным знамением – с неба упали священные золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. Четыре предмета символизировали три социальные категории (касты): плуг с ярмом – землевладельцы и скотоводы, секира – воины, чаша – жрецы.
Имена братьев, согласно наиболее аргументированному толкованию, содержат корни, имеющие значение соответственно «гора», «глубь» и «солнце». В мифе о трех братьев, таким образом, моделируется трехчленная по вертикали структура, включающая верхний мир (небо, солнце), нижний мир (земную и водную глубь) и горы как средний, связующий их элемент (Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1992).
Теперь рассмотрим скифский миф по отношению к трем братьям, основателям Киева – Кию, Щеку и Хориву. «Хорив» происходит от санскритского «гхоре» – небесная гора (гора до небес). Хоревица это средний, связующий элемент трехчленной структуры мира – Земля. Старокиевская гора приравнивается к Верхнему Миру – небу и солнцу. Имено здесь Владимир Красное Солнышко заложил первое княжеское укрепленное городище. Сам князь либо символизировал солнечное божество, либо выступал в роли его посланца. Зимний объезд территорий киевским князем происходил в период уменьшения солнечной активности на небе и, вероятно, воспринимался как временное опускание Солнца на землю. Этот объезд владений князем соответствовал пути движения солнца на небосклоне и был связан с календарем – годовым круговоротом (Ю. Кобищанов. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории. – М., 1995). Константин Багрянородный в X в. писал: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением». Согласно «Слову о полку Игореве», князья Рюриковичи – «Даждьбоговы внуки», издревле ассоциировались с солярной символикой.
Легендарные имена основателей могли нести и топографическое обозначение местности. Трактовки эти различны, но все они ярко характеризуют местность, на которой находятся. Так имя Кий может происходить от сарматского «кивы» (горы). Корень слова «кий» есть и в тюркском языке, где оно обозначает «крутой берег реки». Щек – г. Щекавица-Скавика, от греческого «скафос» (яр, провалье) или от «щекот», «щек» – соловей (Соловьиная г.). Хоревица от греч. «хорион» (укрепление, крепость) или от санскритского «гхоре» – небесная гора. По скифски «хорва» означает «мифическая гора». Даже на адыгейском имена Щек и Хорив можно понимать как «холмы», «горбы»; имя Кий означает буквально – «гора». Лыбедь могла произойти от греческого «либадион» – луг (низовье), а также с древнеславянского – «топкое место», «верховья реки».
Скавика-Щекавица (яр, провалье) – издревле использовалась под некрополи – приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же – «Змей».
Рассмотрим подробнее топографические интерпретации имен легендарных основателей Киева. Кий: сарматское «кивы» – горы; тюркское – «крутой берег реки»; древнеславянское Куява – «вершина горы», «пещаный холм». Хорив: санскритское «гхоре» – небесная, священная или высокая гора; скифское «хорва» – «мифическая гора» (дословный перевод – «гора, имеющая отверстия» – пещеры). Щек: по армянской легенде – «змей», «змеиный». Лыбедь: с греческого «либадион» – «луг» и «низовье»; с древнеславянского – «топкое место», «верховья реки» (луг + топкое место = заливные луга).
Таким образом, исходя из легендарных имен основателей можно привести топографическое описание территории древнего Киева: Кий, Хорив, Щек и Лыбедь – Священные вершины песчаных гор (холмов) с глубокими («змеиными») пещерами, окруженные в низовьях (заливными) лугами. Существует подобная интерпретация древнегреческого названия Днепра – Бористен (у Геродота – Бористенес). С римских времен название Бористенес относилось и к Геллеспонту – пролив Дарданеллы. Возможно, что название Бористенес возникло где-то на фракийской территории и уже позднее приняло древнегреческую лексическую форму. Тогда конечной части слова отвечает фракийское или пеласгское значение, которое на древнегреческом означает «протока». Если первую часть слова связать с корнем «Борей» (с греческого – «северный ветер»), то получится «пролив Борея», или «северная протока» (О. Знойко. Міфи київської землі та події стародавні. – К., 1989).
Но данные интерпретации являются лишь интересными гипотезами. В лингвистике не устанавливают языковые связи по сходству звучания. Необходимо учитывать внутреннюю форму слова, законы соответствий и родства.
СКОЛЬКО ЛЕТ ГРАДУ КИЕВУ?
Одна из ранних киевских летописей гласит: «Как в древности был Ромул, и в его честь назван город Рим, так же Антиох, и был город Антиохия... Был также Александр, и во имя его — Александрия... То же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия» (1093 г.).
Еще со времен Птолемея...
Через двадцать лет тему «Кто в Киеве нача первее княжити» и «Откуда есть пошла Русская земля» основательно разработал инок Печерского монастыря Нестор в своем выдающемся произведении «Повесть временных лет», откуда мы и узнаем некоторые подробности: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев».
Летописец не указал время правления «старшего брата», чем и вызвал в ученом мире массу предположений, а порой и бессмысленных гипотез, отождествляющих имя Кия с простым охотником, перевозчиком, «новгородским разбойником» и даже с «греческим царем» (по Вольтеру). Еще больше дискуссий вызвала национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки четко отработанных «версий», согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, евреем, индусом...
Чуть проясняет дату правления князя легенда, записанная в армянской «Истории Тарона» (VIII в), автором коророй являлся Зеноб Глак: три брата Куар (Кий?), Мелтей и Хореан (Хорив?) основывают три города в стране Полуни (Поляни?), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты, обилие трав и деревьев («был кругом города лес и бор велик и ловили там зверей» — у Нестора).
К истории Армении это предание не имеет никакого отношения. По-видимому, оно занесено в страну славянскими дружинниками или купцами, которые соприкоснулись с армянами в эпоху византийского императора Маврикия (582—602) или же после 734 года, когда арабский полководец из династии Омейядов Марван воевал с Хазарией и достиг «Славянской реки». Дата основания Киева отодвигается до эпохи, предшествующей VII—VIII столетиям (а в новгородских летописях указан 854 год).
Можно «копнуть» еще глубже. Древнегреческий ученый ІІ века Клавдий Птолемей в своей работе о городах, лежащих вдоль течения Днепра (Борисфена), сообщает следующее: «В середине страны расположены города: Азагорий (56°—50°40), Амадока (56° — 50°30), Сар (56° — 50°15), Серим (57° —50°), Метрополь (56° — 49°30)...» На основе этих географических данных некоторые исследователи отождествляли города Азагорий, Метрополь и Сар с первыми поселениями на территории Киева. К примеру, Максим Берлинский считал, что Азагорий местные жители называли Загорьем, что соответствует сарматскому слову «кивы» («горы»). Через полвека эту версию поддержал Николай Закревский: «Птолемеев Азагориум, — писал он, — был не чем иным, как Киевом. И это дает возможность думать, что Киев намного древнее того времени, которым современные историки определяют его основание».
Но уже в начале ХХ века ученый Кулаковский, исходя из координат, оставленных александрийским мудрецом, высказывает мысль о том, что Киев существовал еще со времен Птолемея и обозначен на его карте под названием Метрополь. «Вполне возможно, что наш Киев, — пишет исследователь, — являлся столицей Германариха, и именно к этому месту следует отнести воспоминания о «Днепровском городе» в разных исландских сагах».
Эту гипотезу решительно отклонил киевский историк Михаил Брайчевский, заметив, что «готская столица Данпарстад (Днепровский город) — не Киев, и нельзя отождествлять древние гнезда протокиевских поселений с упомянутыми Птолемеем городами Азагорием и Метрополем». Однако... ученый не исключает, что таким городом может быть Сар, название которого, возможно, сохранилось в наименовании крепости «Самбатас», упомянутой в трудах византийского императора Константина Багрянородного (Х в.).
Князь Кий — быль или легенда?
Интересно, что в новгородских летописях Кий — перевозчик, а у Нестора — влиятельный князь: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. А вот чуть выше по течению Дуная и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.
Кой, Киов, Кий... Это имя постоянно выплывает из глубины веков, обрастая мифами, легендами и фантастическими подробностями. Исследователь Щербаков в своей книге «Золотой чертог Посейдона» (1986 г.) отождествляет имена основателей Киева с названиями стран, которые существовали еще во времена хеттского владычества (2 тыс. лет до н.э.) на территории Малой Азии. По его мнению, на западе Анатолии размещалось государство Секу. Но так как буква «с» обозначала шипящий звук, то упомянутое объединение мелких княжеств читалось как Шеку, и легендарный Щек был родом из этой земли.
Рядом находилось княжество Аххиява (Аккиява). Согласно хеттским источникам, в ХІІІ веке до н.э. «человек Акия» постоянно нападал на земли, подвластные хеттам. Сокращенно его имя было Кий. А вот соседнее государство, владевшее Босфором, называлось Коркиса. Если учесть, что корень «кор» во многих языках читается как «хор», то, следовательно, имя правителя этой страны было Хорив.
Все это, конечно, предположения. Воспринимая предание о братьях-основателях Киева как красивый миф, исследователи проводили параллель с популярной в славянских странах легендой о Чехе, Ляхе и Русе, а иногда и просто с народными сказками. Ведь везде присутствовали три брата, которые то ли строили город, то ли делили между собой три царства. Сами выводы ученых напоминали вариации на тему сказок «1000 и одной ночи». Так, историк XVIII столетия Шахматов писал:
«Кий, или Кеа, на древнем персидском языке знаменует державец, владетель, господарь, так же иногда за храброго воина или витязя принимается... имя же брата его Хурех (Хорив) знаменует участие или участника во владениях и в то же время — спорника или соперника... Щек также может лучше арабского, нежели от какого другого производиться: ибо на сем языке Шейх, или по просторечию Ших, знаменует старейшину, начальника преученого».
Наш современник профессор Шелухин считает, что братья-основатели здесь вовсе ни при чем, а свои названия летописные горы получили благодаря приднепровскому ландшафту и сугубо греческому произношению. К примеру, Киев в переводе означает — темно-синий, грозный, страшный. С автором можно согласиться, потому что в соседстве с Днепром-Славутичем и темно-синим лесом такие ассоциации действительно возникают. Скавика-Щековица, продолжает Шелухин, — это греческое «скафос» (яр, провалье), Хорив — «хорион» (укрепление, крепость), Лыбедь — «либадион» (луг, низовье).
И все же «легендарный князь Кий», по всей вероятности, является личностью исторической, и в этом заслуга прежде всего самого Нестора-летописца. «Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем, Кий этот княжия в роде своем, и ходил он к царю… и великие почести воздал ему, говорят, тот царь» («Повесть временных лет»).
Исходя из этого летописного текста, историк Липранди приводит аналогичный отрывок из «Истории Греческой империи» (1341 г.) Никифора Григораса: «Раньше князья приходили со всех сторон… Во времена Константина Великого (324—337) русский князь здесь обрел достоинство и место при дворе». Тут следует вспомнить и свидетельство византийского историка VI века Прокопия Кесарийского об антском вожде Хильбудии, который в 530 году состоял на службе у императора Юстиниана и был назначен начальником Фракии. Академик Рыбаков считает, что между Кием и Хильбудием есть много общего: о реальности существования Кия говорили Ломоносов, Карамзин, Костомаров, Максимович, Франко, Брайчевский, Толочко и другие исследователи.
Щек, Хорив и Лыбедь в Киеве… не прописаны
Ломоносов в споре с Вольтером по поводу основания Киева византийским императором твердо заявлял: «Греческие цари отнюдь ничего не страивали на Руси, а построен Киев от князей Кия, Щека и Хорева». Но вскоре и в лагере защитников Несторовой версии появились крупные разногласия. Если Кий еще котировался в роли полянского князя, то по отношению к его братьям и сестре были серьезные замечания. «Щек, Хорив и Лыбедь — легендарные личности, которые могли и не существовать, ибо о них ничего, кроме имен, больше неизвестно», — писал Костомаров в «Преданиях о родоначальниках» (1873 г.). Ему вторил профессор Иловайский: «Таких исторических личностей, как Щек и Хорив, русская история не знает» (1876 г.).
Академик Рыбаков считал, что образы Щека, Хорива и Лыбеди имеют литературное происхождение. «И братья, и сестра, — говорил историк, — придуманы, очевидно, для осмысления названий двух киевских гор — Щековицы и Хоревицы и названия речки Лыбедь» (1966 г.). Однако исследователь Третьяков в 50-х годах прошлого века не исключал факт существования среднего брата: «Название древнего городища — Щековица сохранилось в народной памяти со времен самого Щека, который жил, наверное, в VII или VIII в. н. э.», — писал ученый. Кстати, и Марр, сторонник армянской легенды о Куаре, тоже подчеркивал, что «два имени, Щек и Мелтей, означают одно и то же — «змей» (1922 г.).
Версию о существовании Щека, а вернее, народности, связанной с этим именем, высказывали еще ученые середины XIX века, и поводом к такому заключению послужило второе название горы Щековицы — Скавика. Историк Забелин, анализируя труды Корнелия Тацита и Помпея Мелы, в которых упоминается страна Аксиака, лежащая между Днепром и Днестром, полагал, что народ аксиаков и является основателем городища над киевским Подолом. Нашел исследователь объяснение и имени третьего брата-основателя, Хорива. Оно тоже связано с названием местности. Это имя, утверждал Забелин, напоминает имя отца булгарских племен Куврата (Хорвата), а вместе с тем и страну Хоровое, о которой свидетельствовал еще Константин Багрянородный (Х в.). Имя же сестры Лыбеди, по мнению ученого, соответствует названию страны Лебедиас, которая в древности размещалась на берегах Дона.
Исследователи не оставляли шансов братьям и сестре Кия быть «признанными» у себя на родине. В этом плане характерна монография языковеда Чапленко, изданная в 1970 году в Мюнхене. «Имена Щек и Хорив, — пишет автор, — этимологически на адыгейском грунте можно понимать как «холмы», «горбы», «горы». Эти горбы и горы чем-то отличались друг от друга… «Щек» было выведено из названия горы «Щековица», а это последнее название могло означать «Лысая гора»… «Хоревица» сохранилась в славянской кальке «Черная гора»… «Лыбедь» — это настоящее адыгейское слово «лыбод», что означает «бельмо»…» Что касается гипотез относительно киевской топонимики на основе иностранной лексики, то по этому поводу остроумно заметил еще Карамзин (XIX в.): «Имена древние не всегда могут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же славянское местоимение кий, слова — щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хуре, Лебегас и прочие».
В первый день творения
Бог создал Украину?
«Полянский князь Кий действовал, вероятно, в конце V — первой половине VI века. Его первой резиденцией была Замковая гора на берегу речки Киянки возле Подола, а потом была построена крепость на высоком берегу Днепра, где потом существовала крепость Владимира I», — считал академик Рыбаков. Казалось бы, в таком ясном и четком изложении не может быть особых разночтений. И все же неясно: можно ли упомянутую в тексте древнюю Киянку назвать «речкой Кия» или же, наоборот, имя князя происходит от названия реки?
Эти вопросы задавало себе не одно поколение исследователей. Так, в начале прошлого века историк Орлов в монографии «Происхождение названий» писал: «Название Киева следует производить от речки Киянки, которая впадала в Глубочицу. В этом случае город в отношении происхождения своего имени не является каким-либо исключением, и мифического Кия надо навсегда оставить в покое».
Но историки, лингвисты и археологи продолжали вести неутомимые поиски, не сомневаясь в реальности полянского князя, с целью «докопаться» все-таки до истинного значения его имени. Тредиаковский еще в XVIII веке популярно изложил свою точку зрения: «Кий есть жезл по-славянски, и слово сие доныне в употреблении у малороссиян сим знаменованием». Его современник Болтин на примере венгерского языка добавлял, что «киев» — это еще и «веселый».
Интересно, что академик Греков говорит уже о Куявии как о деревне, основанной антами (или полянами) в VI—VII веках с центром в Киеве. Об этом государстве свидетельствуют и арабские письменные источники. В конце XIX века неожиданный вывод сделал руководитель археологических раскопок Хайновский. По его мнению, в V веке на киевских холмах осели греки-колонисты (хиосцы, или кианеи). После чего «современники стали называть поселение Киосы Кианами, что впоследствии преобразовалось в киян и Киев».
Адыгейские корни происхождения топонима сегодня отстаивает языковед Чапленко, предлагая ряд конкретных примеров. Слово «кие», объясняет исследователь, означает — конец, хвост, юбка; «кией» — ясень; дерево из которого делали кии; «киы» — ручка; «кий» — гора.
Существует гипотеза, согласно которой древнему поселению, расположенному на месте нынешнего Киева, было бы теперь… 20 тысяч лет, а имени города — 5 тысяч лет. Этимологи сделали такое открытие, исходя из саамского слова «кий», что означает «каменный массив, выступающий из воды». Саамы являлись потомками древнейшего восточноевропейского народа, который первым достиг побережья Северного Ледовитого океана вслед за отступившим 11 тысяч лет назад ледником. Поэтому и топонимика Поморья изобилует саамскими названиями: Кольский полуостров (от слова «коль» — рыба), Соловки (буквально «острова»), Кий-остров и т. д. Интересно, что саамское «кый» означает не только воду, а и реку. Следовательно, древнеславянское «кыев» может звучать в переводе как «поселение на каменном массиве, выступающее из реки».
Как Будда благословил Куяна
Однажды Будда собрал в лесу всех зверей, чтобы пообщаться с ними. Каждый из приглашенных преподнес Будде подарок. Только один заяц явился без подарка и, чувствуя страшную неловкость, бросился в горящий костер и преподнес себя богочеловеку в зажаренном виде. Потрясенный таким самопожертвованием, Будда распорядился поместить изображение зайца на Луне.
В период полнолуния мы действительно наблюдаем на светлом диске силуэт хорошо нам знакомого животного. Легенда о «серебряном зайце» очень популярна на Востоке. В то же время в украинских народных сказках часто встречается предание о Золотом Зайце, живущем в пещере на берегу Днепра и выползающем по вечерам из норы то змеей, то лягушкой, то дряхлой старухой.
Интересно, что на языке волжских булгар (предков казанских татар) слово «заяц» звучит как «куян», а «золотой» — «алп». Алпами кочевники называли еще и духов. В древнебулгарской летописи, входящей в «Историю Джагфара» (памятника XVII века), находим следующее предание. В незапамятные времена на берегу большой реки сошлись под землей в поединке два духа — Киян и одноглазый великан Мамиль. Спасаясь от губительного взгляда циклопа, Куян вырвался из подземелья, в результате чего и образовались «Куян-тау» — «Заячьи горы». Некоторые исследователи склонны считать, что речь в древнебулгарском мифе идет о Киевских горах. Да и фольклор Приднепровья наталкивает на такое предположение (вспомним легенду о Золотом Зайце).
Но есть в «Истории Джагфара» еще более удивительные загадки, связанные с киевской топонимикой. Древний град на Днепре булгары называли «Башту», что переводится как «голова». Но ведь и Птолемей среди перечисленных им городов, расположенных вдоль русла Борисфена, тоже называет «Сар», что на языках многих народов означает — «голова»!
Раскрывается и тайна топонима «Самбатас». Так в своих трудах называл Киев византийский император Константин Багрянородный. Согласно булгарским преданиям, городом на Днепре правил наместник Шамбат. Отвоевав у аваров на западе город Вардон, Шамбат решил остаться там жить. Просьбы болгарского царя Кубара (потомка Аттилы) вернуться ни к чему не привели. Тогда царь публично назвал изменника Кием, то есть «отрезанным». Но судьба распорядилась иначе. Под давлением местного населения Шамбат-Кий вынужден был вернуться в родной город, где, состарившись, он и умер. Этот эпизод удивительно напоминает нам «дунайские похождения» князя Кия, описанные Нестором-летописцем.
Любопытно, что Днепр в «Истории Джагфара» называется «Бури-чай». Это дает основание предполагать, что летописный Боричев спуск именовался просто Днепровским. Нельзя пройти и мимо такого факта. Завоевав город Вардон, Шамбат переименовал его в Дулобу («кочевище рода Дуло»). У киевлян это название ассоциируется с наименованием Долобского (Дулебского) озера, расположенного некогда на Трухановом острове.
Заметим, что Кий, его братья и сестра Лыбедь были язычниками. И, возможно, в дохристианских традициях лежит ключ к расшифровке древних топонимов. Существует версия, согласно которой Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Интересно, что конфигурация кия действительно напоминает росчерк молнии, монарший посох и божественный жезл — необходимые атрибуты верховного бога эллинов Зевса. Имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.
Итак, загадка названия нашего древнего города до сих пор не разгадана. Не определен точно и возраст «матери городов русских». Гипотез же с каждым годом становится все больше и больше.
Кий, Щек и Хорив это имена имеющие в себе иудейские корни. Получается основатели Киева были евреями.
(1/31) > >>
Анонімний користувач:
Забавно, и мало кому известно, но для имен Кий, Щек и Хорив историки так и не нашли никаких даже близко славянских аналогий происхождения имен, зато с легкостью обнаружили иудейские...
[www.pseudology.org]
В «Повести временных лет» записана следующая легенда (12):
«И быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увозъ Боричевъ, а Щекъ седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша градъ во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киевъ. Бяше около града лесъ и боръ великъ, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».
Имена легендарных основателей прослеживаются в топонимике древнего Киева. Гора, на которой была построена дрвнейшая часть города, носила название Хоривица, другая гора называлась Щековица (13), на территории Киева находилась речка Лыбедь. Имена двух братьев в русской и армянской легендах совпадают, а имена Щек и Мельтей, по мнению Марра (14) и других исследователей (15) имеют один и тот же смысл - «змей». Ряд ученых отмечали, что имена всех трех братьев не имеют «никаких признаков славянской принадлежности» (16), а обе легенды ясно указывают, что братья были пришельцами в земле полян.
Происхождение имени одного из основателей Киева определяется однозначно и связывается с евреями: «Хорив» или «Гора» - название горы в Синае, на которой Моисей получил Тору. Эта гора была выбрана Б-гом для вручения Торы потому, что на ней никогда не стояли идолы (17). Однако, если Хорив - гора, на которой никогда не стоял идол, то древнее имя Киева - «Киун» (18) естественно сопоставить с еврейским названием места, на котором установлен идол Киун «» (19). По-сирийски это название звучит «Каван», по-арабски - «Кайван» (20), что позволяет объяснить различные произношения имени города: древнее «Киун», арабское «Куява» и русское «Киев». Чередование «у-в» естественно, так как представляет собой различное прочтение буквы «» (вав).
Признанная связь одного из основателей Киева с евреями, а также возможность объяснить из иврита имя второго, оправдывают попытку истолкования с тех же позиций и имени третьего - Щека. Для выяснения того, кто мог бы скрываться под этим названием, еще раз обратимся к былинам, как это делали представители так называемой «исторической школы» В.Ф.Миллер, А.Н.Майков, М.Г.Халанский. идр. (27, 28, 29).
Русский эпос - былины - знает четыре наиболее древних образа, играющие первостепенные роли: Змей, Вольга-Волх, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Змей является отцом Вольги, главного героя наиболее древней былины.
В легендах, связанных с принятием христианства, Змей по-прежнему живет в Киеве (на Горе), возле реки Пучай (отождествляемой с притоком Днепра - Почайной, протекавшей по окраине Подола и игравшей важную роль в торговле) (35, 36), называется «Горынычем» и принимает черты внешнего врага (4*). Однако к этому врагу сохраняется особое отношение:
с ним можно вести переговоры и даже заключать письменные договоры (37), что указывает и на его грамотность. Нарушение договора со стороны Змея, в наиболее распространенных вариантах былин, приводит к освобождению «полона» и решению спора мирным путем, что не характерно для русского эпоса (38).
Все особенности легендарных отношений со Змеем, а также включение Щека - «змея» в число основателей Киева можно объяснить, если принять, что под этим образом скрывается реальная еврейская диаспора, часть населения этих мест, вполне вероятно - живущее на «Горе» - Киеве колено Дан, эмблемой которого является змей (5*) (39). Становится понятным возникновение тотемического образа змея до принятия христианства и появления половцев, превращение его во врага после принятия христианства и победа над ним с помощью «шапки земли греческой» (символизирующей христианство) (40). Впоследствии этот образ переносится на этнического врага - половцев (41).
Если же настаивать на восточнославянском происхождении имен братьев, то становится непонятным наличие имени Щека, который расшифровывается как "Змей". Змеи не были в почете у русичей. Вспоминается разве что Медной Горы Хозяйка, которая может оборачиваться змейкой, но ее образ трудно назвать положительным, она скорее таинственный, а иногда враждебный обычным людям персонаж русской мифологии.