Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб: > 28.11.15 00:19


Копирую.

ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ
"ВЕНЕЦ ПРЯМИСЛАВЫ"

1-я половина XII в. Дочь туровского князя Прямиславу 10-летней девочкой выдали замуж за Юрия берестейского. И через 7 лет взять бы Юрию жену из монастыря, где она подрастала, но он и думать про нее забыл, встретит - не узнает. Не только гулящим мужем показал себя князь, но и неверным союзником - согласился сесть в Турове вместо тестя. Вячеслав же туровский, быстро город вернув, решил дочь у мужа забрать и потребовать развода. Тем более, и приличный жених, вроде, объявился - Ростислав, молодой перемышльский князь. Так начались приключения Прямиславы...
Мне понравился роман. Я немного путалась, кто есть кто, но читать это не мешало. Понравился Ростислав, половец с лица, но русский душой. Настоящий князь! Самой же Прямиславы было маловато. Но много ли тогда на Руси решали женщины, если от них даже имен не осталось? Красивая, решительная, но понимающая свое место в жизни... Убийцу я сразу вычислила, там понятно. Но сама ситуация, когда все поверили, что брат поднял руку на брата, не изумляет, конечно, но о времени междоусобиц дает представление. Понравилось, что в конце книги автор приводит историческую справку, поясняя, что она придумала, а что есть факты.
Оценка - 5.

...

Consuelo: > 29.11.15 00:33


Дублирую

Йохан Хейзинга «Осень Средневековья»

«Так неистова и пестра была эта жизнь, где к запаху роз примешивался запах крови. Словно исполин с детской головкой, народ бросался от удушающих адских страхов - к младенческим радостям, от дикой жестокости - к слезливому умилению. Жизнь его полна крайностей: безусловное отречение от всех мирских радостей - и безумная тяга к наживе и наслаждениям, мрачная ненависть – и смешливость и добродушие.»

К этому гениальному труду я подбиралась довольно долго, накапливая знания по тематике, чтобы ничто не мешало и не препятствовало прикосновению к «Осени Средневековья». Заранее знала, что эта книга займет почетное место в ряду любимейших, предчувствие, хотя скорее, убежденность, меня не подвели. «Осень Средневековья» - монументальный трактат нидерландского историка, философа и культуролога Йохана Хейзинги, впервые опубликованный в 1919 году. Предмет исследования – XV век на примере Франции и Бургундии. Автор – человек высокой добросовестности, профессионализма и увлеченности объектом познания. Труд подкреплен огромным количеством источников, на которые даются многократные ссылки и цитаты, что создает целостное и многогранное восприятие читаемого. Кроме того, стиль написания красивый и умный, зачиталась.

«Время позднего Средневековья - один из тех завершающих периодов, когда культурная жизнь высших слоев общества почти целиком сводится к светским забавам. Действительность полна страстей, трудна и жестока; ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра.»

XV век в истории Европы, в частности, время особенное, ибо это эпоха заката Средневековья и перехода к Возрождению. Это культурологическое угасание нескольких веков «темного» времени судьбы человечества. И автором сделана блестящая «попытка увидеть средневековую культуру в ее последней жизненной фазе». Но это не попытка, а самый настоящий успех, потому что Средние века оживают на страницах трактата во всей своей самобытности и странности с точки зрения современного человека.

«Осень Средневековья» (ох, как мне нравится название!) поражает размахом и масштабом: автор скальпелем прошелся по всему организму XV века. Быт, нравы, мировоззрение, надежды и чаяния, культура и социология времени – словно на полномерной картине. Средневековье – эпоха гипертрофированности во всем. Они верили неистово в Бога, и на каждом шагу видели чудеса божьего провидения, и происки дьявола. Утром, надев самые красивые и богатые одежды, торопились на мессу, а вечером, с плотоядным блеском в глазах лицезрели четвертование ближнего на ратушной площади. В обед они подавали милостыню, а в сумрак отрезали языки все тому же ближнему. Они ожидали конца света, а напоследок грешили очертя голову. Преклоняли колена перед мощами святых, и заживо сжигали неугодных. Воспевали прекрасных дам, отдавая за них жизнь, и нарушали все данные обеты. Это время гротеска. Все чувства обострены до предела. Поймав косой взгляд, готовы были хвататься за кинжалы. От упадка настроения готовились отойти в мир иной. Умершего святого буквально разрывали на куски, дабы у каждого осталась частичка почившего. Они пышно обряжали церкви, покрывая их золотом и драгоценностями, но без зазрения совести топтали копытами породистых коней крестьян. Они почитали смерть, считая излюбленным местом пребывания – кладбище, возводя в культ Пляску смерти. «Религиозная мысль позднего Средневековья знает только две крайности: жалобу на то, что все преходяще, на неизбежность утраты силы, почета, мирских наслаждений, на исчезновение красоты — и ликование по поводу спасения души и обретения вечного блаженства. Все, что лежит в промежутке между тем и другим, не находит себе выражения. Живые чувства каменеют в разработанных до мелочей изображениях отталкивающих скелетов и прочих образах Пляски смерти.» Они обряжались в багрянец и с восторгом шествовали за вычурным королевским двором. Они носили немыслимой формы и цвета платья, обувь и головные уборы, приводящие в священный ужас и запрещаемые церковью. Они на последнем издыхании пытались удержать уходящий в прошлое идеал рыцарского сознания и образа жизни: «Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо; человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которыми и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка.»

«Трепетная вера этого времени постоянно жаждала непосредственно пребывать в красочных, сверкающих образах. Чудо осознается как таковое, только если оно происходит прямо перед глазами.»

Но при этом торжестве формы, люди успевали прочувствовать, пусть и чрезмерно, каждый момент своей жизни, и сама жизнь не пробегала, не успев отпечататься в памяти. Жизнь была переполнена символами, тайной игрой (это, конечно, среди высшего света), и не было в ней «золотой середины». Если печалились, то до смерти, если умилялись, то рыдая часами, если каялись, то с власяницей и самобичеванием, часами стоя на холодных плитах мрачных монастырей, если мстили, то с изуверской жестокостью расправлялись с жертвами, даже после смерти не оставляя их в покое. Страшное время, не знавшее полумер…«Невольно задумываешься, как могли те, перед чьим взором возникали такие образы адских мучений, здесь, на земле, сжигать человека заживо?»

«Человека Средневековья можно сравнить с больным, которого уже давно пользуют сильнодействующими лекарствами. Он реагирует лишь на самые мощные снадобья. Чтобы в полную меру заставить воссиять похвальность какой-либо добродетели, средневековому сознанию должны быть преподнесены только крайние случаи, такие, где сияние добродетели воспринималось бы каким-нибудь менее обостренным нравственным сознанием не иначе как карикатура. Так, терпение воплощал св. Эгидий, который, будучи ранен стрелою, просил Господа, чтобы рана его не излечивалась до самой смерти. Воздержанность символизировали святые, которые посыпали свою пищу золою; целомудрие – бравшие к себе в постель женщину, дабы испытать свою стойкость, или девушки, опасливое воображение которых понуждало их для защиты своей непорочности носить фальшивую бороду или неряшливо окутывать себя волосами.»

«Осень Средневековья» - это дух Средневековья. Нет, правда, книга будто дышит эпохой. Автор умело погружает в XV век, не пытаясь ничего придумать или добавить от себя. Он не пытается подладиться под современного читателя, нет уж, он пытается современного читателя приблизить к Средневековью. Удивительно явственно перед глазами встают образы, рождаемые строчками романа. Образы жизни: треск копья, разбиваемого о доспехи соперника на рыцарском турнире; звон церковных колоколов, призывающих к обедне; последний вздох Жанны Д`Арк перед пламенем, поглотившем народную героиню; вскрик герцога Орлеанского, заколотого по приказу Жанна Бесстрашного; вопли крестьян, подвергшихся нападению врагов; песни трубадуров в честь прекрасных дам…Чувство присутствия – это удивительное мастерство. Да, интересное время…

Оценка – 5 +! Я восторге!

Традиционный P.S. Настроение создавала соответствующая музыка Средневековья, в основном, Alla Francesca.

...

Настёна СПб: > 29.11.15 00:52


Я ЧЕСТНО старалась написать отзыв, а получился какой-то конспект.

ХЕЛЕН РАППАПОРТ
"ДНЕВНИКИ КНЯЖОН РОМАНОВЫХ"

В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
(Сергей Есенин, 1916)

"Идиллический образ четырех милых девочек в белых вышитых батистовых платьях с голубыми бантами в волосах совершенно не отражал те четыре очень разных личности, которые росли и развивались за закрытыми воротами Александровского дворца."
ОЛЬГА (3.11.1895 г.р.) была любознательна, чувствительна, мечтательна, романтична, ранима, принципиальна, отзывчива к несчастью или состраданию других. Но Ольга могла быть и капризной, и высокомерной, с ней иногда бывало трудно поладить. Вспышки гнева и раздражительности, которые время от времени происходили с ней, давали представление о сложности ее характера, с которым Ольге порой было трудно справляться.
ТАТЬЯНА (29.05.1897 г.р.) была поразительно красива: стройная, с темными золотисто-каштановыми волосами, бледной кожей, с глазами скорее серыми, а не такими синими, словно море, как у ее сестер. Татьяна от природы имела властный вид и могло показаться, что она необычайно хладнокровна, но на самом деле Татьяна была эмоционально сдержана и никогда не впадала в зависимость от своего характера. Татьяна оказалась прирожденным организатором, отличалась методичностью и прагматичным складом ума. Кроме того, она была совершенно бескорыстна и испытывала глубокую благодарность за то, что делали для нее другие.
МАРИЯ (14.06.1899 г.р.) страдала оттого, что оказалась "посередине": и не со старшими сестрами, и все-таки не с младшими сестрой и братом. Мария была крепкого телосложения, потому иногда казалась неловкой, шумной, неуклюжей. Но для многих она была самой красивой (хоть и не самой смышленой): все замечали, как ярко сияли ее глаза, и помнили теплоту ее улыбки. Машка, как часто называли ее сестры, менее всего ощущала привилегированность своего положения; из всех сестер она была самая добрая и искренняя.
АНАСТАСИЯ (5.06.1901 г.р.) чертами лица очень напоминала свою гессенскую родню. Она совсем не была застенчива, а наоборот, крайне прямолинейна, даже со взрослыми. Настасья, как ее звали в семье, хорошо могла всех развеселить и поднять всем настроение; у нее был дар общения с людьми. Анастасия была плохой ученицей - рассеянной, невнимательной, неусидчивой. Но когда ее наказывали за плохое поведение, она умела отвечать за свои поступки. Время от времени Анастасия бывала грубой, "вредной, почти злой", когда все шло не так, как ей хотелось.
Несмотря на ограничения и замкнутость их жизни, великие княжны "были простые, счастливые, нормальные молодые девушки, которые любят танцы и всякие пустяки, которые делают юность яркой и запоминающейся." Подрастая, Ольга и Татьяна стали сопровождать Николая II на различные официальные мероприятия вместо вечно нездоровой матери. Их представляли совершенно невыразительно, подчеркивая, что светским развлечениям девочки предпочитают домашний уют. Так ли? Ольга и Татьяна с удовольствием танцевали на балу в Дворянском собрании, радовались первому появлению на военных маневрах в форме подшефных полков, с нетерпением ждали чаепитий у тети Ольги в обществе нескольких знакомых офицеров с яхты "Штандарт" и Императорского конвоя. Но развлечений и выходов в свет было невозможно мало. Александра не хотела никуда отпускать своих девочек.
И, конечно, старших сестер молва и газеты вскоре начали "сватать". Говорили, что Ольга влюблена в великого князя Дмитрия Павловича и дело уже идет к свадьбе. Однако нет никаких убедительных доказательств в пользу того, что Ольга проявляла хоть какой-нибудь интерес к Дмитрию (если она и упоминала его в дневнике, то "Дмитрий болтал ерунду"). А молоденькая княжна, как кто-то предположил, должна была казаться Дмитрию "занудой". Вырубова вспоминает, что за Дмитрия одно время думали выдать Татьяну. Как бы то ни было, через несколько лет Татьяна пишет в дневнике о князе так: "Вернулась с Дмитрием в моторе... Ужасно была рада, что он был...; а в письмах к отцу просит Дмитрия поцеловать. Конечно у Ольги, старшей, "женихов" было достаточно: к ней сватался Христофор Греческий и Кароль Румынский, в нее был влюблен князь Иоанн Константинович. Интересно, что автор не упоминает, что к Ольге два раза сватался Константин Константинович, которому не очень вежливо дали от ворот поворот. Но Ольге эти молодые люди были совершенно безразличны ("Костя убил вчера молодого лося и собирается подарить мне голову... Я не слишком этому радуюсь, что я буду с этим делать?.. Костя сидел все время и мешал..."), ее романтические мысли были направлены значительно ниже рангом. Павел Воронов поступил на службу на "Штандарт" в апреле 1913 г. и Ольга быстро привязалась к нему. Они часто сидели на палубе и болтали с Татьяной и ее любимым офицером Николаем Родионовым, играли в теннис с царем, прогуливались, смотрели фильмы. Это вышло за рамки обычного флирта, это была первая любовь, причиняющая боль. Возможно, Воронов почувствовал, что его тесная дружба с великой княжной начала превращаться в нечто большее, поэтому... женился в феврале 1914 г. "Господи, пошли ему счастья, моему любимому", - записала тогда Ольга... А когда знакомые говорили сестрам, что те вскоре станут невестами и уедут из Россию, девушки смеялись и обещали, что "ни за что не выйдут замуж за иностранцев и не покинут родину".
Перед самой войной в Кронштадт прибыла английская эскадра, и мичман Г.Теннисон писал домой, что сестры были "самым жизнерадостным и симпатичным квартетом, который мне довелось встречать в последнее время, они покатывались со смеху и постоянно шутили. Если бы они не были принцессами, я бы не отказался с одной из них погулять."
Первая мировая кардинально изменила безопасный, простой, замкнутый мир сестер Романовых. Конечно, сразу прекратились разговоры о династических браках. Больше не будет круизов по финским шхерам и каникул под теплым крымским солнцем, веселья на "Штандарте". Дмитрий и молодые Константиновичи ушли на фронт, любимая тетя Ольга стала сестрой милосердия.
Война оживила больную царицу. Аликс твердо решила, что она с двумя старшими дочерьми должны пройти курс обучения сестринскому делу и работать в госпитале Царского Села. Девушек и их мать никто не оберегал от того шока, который они испытали, впервые столкнувшись со страданиями раненых и воочию увидев, как могут изувечить человеческое тело бомбы, сабли и пули. Их, не щадя, направляли на самые трудные и психологически напряженные участки работы. В дополнение к этим обязанностям у Ольги и Татьяны были важные общественные роли в организации обеспечения фронта. Ольга стала председателем Комитета помощи семьям запасных, Татьяна - Комитета помощи беженцам. Они регулярно ездили в Петроград на заседания, собирали пожертвования и занимались нудной бумажной работой. "Царица и четыре ее дочери принимают известное участие в благотворительности, но в остальном русский народ знает их только по фотографиям." Имидж Татьяны в глазах общества сильно улучшился благодаря крайне важной деятельности ее Комитета. "Она высокая и темноволосая, красивая и озорная... Не было в Петрограде витрины, где бы не была выставлена большая фотография этой молодой дамы с мягким сияющим взглядом, смотрящим немного искоса, как-будто спрашивая: "Сколько вы пожертвовали?" Если до войны больше внимания обращали на Ольгу, теперь на первый план вышла Татьяна. В Татьяне было что-то особенное, что отличало ее от сестер. Во всем, что она делала, Татьяна проявляла настойчивость и упорство, которых не было у эмоционально менее устойчивой Ольги. Медсестры, врачи и пациенты считали, что Татьяна - прирожденная сестра милосердия. Ольга же в операционной очень расстраивалась, становилась раздражительной, с повседневными делами справлялась не так легко, как Татьяна. И через некоторое время Ольге стали поручать менее трудную работу.
Мария и Анастасия завидовали новой непростой роли старших сестер. Но и младшие вносили свой посильный вклад. Они разговаривали с ранеными, играли в настольные игры, помогали читать и писать письма.
Однажды в разговоре с Анной Вырубовой Александра заметила: "У большинства русских девушек в головах только мысли об офицерах." Но, при этом, она не принимала всерьез того, что происходило прямо у нее перед носом. Татьяна поддалась очарованию уланского капитана Дмитрия Маламы. Он был милым и добродушным. Вскоре Татьяна получила от него необычный подарок - французского бульдога по кличке Ортипо. Но скоро Малама был выписан: "Ужас, как жалко", - только и смогла записать Татьяна... Анастасия в письмах к отцу высмеивала растущую привязанность Марии к офицеру Николаю Деменкову. Все сестры подтрунивали над ее ухажером, "толстым Машкиным Деменковым"... Весной 1915 г. внимание Ольги привлек прапорщик-эриванец Дмитрий Шах-Багов. Она дорожила каждой минутой, проведенной с ним, а по Мите "было видно, что он сильно влюблен в свою медсестру." А Татьяна, казалось, влюбилась в стрелка Владимира Кикнадзе. Они вчетвером играли в саду в крокет, они привыкли обмениваться улыбками и признаниями, сидя на кроватях и разглядывая альбомы или фотографирую друг друга. Война на некоторое время показалась не такой уж суровой... Валентина Чеботарева, коллега сестер по лазарету, записала в дневнике: "Ольга Н. все время сидит на кровати с Шах-Баговым. Другая пара пришла к ним и сидела рядом... Кикнадзе обнимает ее. Милое детское лицо Татьяны Н. не может ничего таить и вспыхивает." Доктор Вера Гедройц и Валентина Чеботарева не могли дождаться отъезда Кикнадзе, которого считали бабником, но и скромный Митя тоже оказался не безупречен: "Люди сплетничают..." "У Ольги снова трагический вид", - записала Чеботарева в связи с отъездом Шах-Багова... Весной 1916 г. в Петроград вернулся Дмитрий Малама. "...он был бы идеальный зять, - написала Аликс мужу. - Почему иностранные принцы не такие приятные?" Татьяна не доверила свои мысли о возвращении Маламы ни дневнику, ни письмам...
Девушкам все сложнее давалась военная жизнь, и в мае 1916 они были счастливы, что их берут в инспекционную поездку в Крым. Автор этого не упоминает, но во время поездки проявился взаимный интерес Татьяны и князя Игоря Константиновича, который был адъютантом царя. Она пишет в дневнике: "После ходили с Папой по платформе. Потом с Игорем была." На фото они часто рядом. И позже Татьяна спрашивает в письмах: "Что поделывает всеобщий любимец князь Игорь?.. Что прелесть Игорь делает?.." Но родители не считали братьев Константиновичей серьезными женихами для дочерей... Летом ненадолго приехал Шах-Багов. Валентина Чеботарева видела, как усердно старается скрыть свои чувства Ольга: "Когда Митя уехал, бедняжка сидела одна больше часа, уткнувшись носом в швейную машинку." Без Мити Ольга поникла подобно увядшему цветку, ей казалось, что жизнь и любовь проходят мимо. Но Татьяна не поддалась искушению втянуться в такой же круговорот чувств, когда Володя Кикнадзе был снова ранен и вернулся на лечение... Николай теперь с небольшими просьбами обращается не к ней, а к Татьяне. "Все ложиться на Татьянины плечи", - признавалась Аликс.

Год закончился убийством Распутина. "Все четверо сидели на диване, тесно прижавшись друг к другу. Они были застывшими и совершенно очевидно страшно расстроены, но весь этот долгий вечер имя Распутина никто ни разу не произнес в моем присутствии, - вспоминал один из адъютантов. - Они страдали, потому что человека больше не было в живых, но еще и потому, что они почувствовали, что с его убийством что-то страшное и незаслуженное началось для их матери, отца и них самих и что оно неуклонно приближается к ним."
В начале 1917 был дан торжественный обед в честь румынской делегации. На нем состоялся официальный выход в свет Марии. "...бедная Мария поскользнулась в своих новых туфлях на высоких каблуках и упала при входе в обеденный зал на руки высокого великого князя." Услышав шум, император заметил в шутку: "Ну, конечно, это толстая Мари!" После того, как ее сестра "свалилась с грохотом", как вспоминала Татьяна, она сидела на полу и смеялась до слез.
Февральская революция совпала с болезнью девушек и Алексея корью. Начался мятеж Царскосельского гарнизона. Императорская семья осталась под защитой немногих верных подразделений. Из Петрограда несколько раз звонил князь Игорь, разговаривал с единственной здоровой из сестер Марией, предлагал помощь. Игоря благодарили, но отвечали, что "ничего не нужно". Жена Иоанна Константиновича, Елена, смогла приехать в Александровский дворец: "Императрица произвела впечатление своим хладнокровием... Она ни разу не проявилась никаких признаков слабости." Виктор Зборовский, верный сотник Конвоя, любимец Анастасии, был тронут переменами, которые произошли с Марией: "В ней ничего не осталось от прежней молодой девушки... серьезная, разумная женщина, глубоко и вдумчиво реагирующая на все, что происходило." ...Теперь они стали арестантками и дочерьми полковника Романова. "Мысль, что мы все вместе, подбадривает и успокаивает нас", - записал бывший царь. Они, казалось, спокойно приспосабливаются к новой жизни. А многие охранники были удивлены, что царская семья оказалась "тихой, невызывающей, неизменно вежливой"... 30 июля все постарались, как могли, отпраздновать 13-й день рождения Алексея. А ранним утром 31 поезд увез семью в Тобольск. Анастасия написала преподавателю Сиднею Гиббсу: "Маленький мальчик подошел к моему окну и попросил: "Дядя, дай газету, пожалуйста, если есть." Я сказала: "Я не дядя, а тетенька, но у меня нет газеты." Сначала я не могла понять, почему он назвал меня "дядей", но потом вспомнила, что у меня острижены волосы, и мы с солдатами (которые стояли рядом) очень смеялись. По дороге случилось много забавного... Не забывайте меня."
В Тобольске девушки поселились в одной комнате,которую постарались сделать уютной. На ширмы они набросили красочные покрывала и платки, также задрапировали и голые стены. На крошечных тумбочках расставили иконы, фотографии, любимые безделушки. "Семья переносит все с большим хладнокровием и мужеством." "Моя дорогая Катя! - писала Анастасия сестре сотника Зборовского. - Спроси Виктора, помнит ли он осень прошлого года? Я сейчас многое вспоминаю... все хорошее, конечно!.. Наше время проходит так однообразно." Хорошим развлечением, как ни странно, оказалась уроки. Приехавший Сидней Гиббс заметил, что постоянно "скучно" было одной Ольге. Семья много читала и ставила спектакли. Девушки охотно помогали отцу колоть дрова, чистили от снега двор и ступени. А Мария как-то сказала, что все они, в общем, не против "поселиться в Тобольске навсегда, если только им позволят выходить ненадолго" в город. ...Клавдия Битнер считала, что на проницательной Татьяне держится весь дом. У нежной Ольги был печальный вид, она все больше углублялась в себя. Марию - добросердечную, веселую, дружелюбную - все любили. Анастасия оставалась непокорной, неотесанной и даже невежливой, но зато могла развеять мрачность любого. Сердечность девочек, так располагавшая к ним людей, способствовала тому, что между ними и солдатами караула сложились дружеские отношения... Петроград и прежняя жизнь были теперь таким далеким прошлым, что семья практически не обратила внимание на большевистский переворот. Тем не менее, Татьяна написала подруге: "Так больно и грустно все, что делают с нашей бедной Родиной, - но одна надежда - что Бог не оставит и вразумит безумцев." Настроение быстро менялось. "Я приехал сюда, прекрасно зная, что живым мне отсюда не выбраться, - сказал Татищев Глебу Боткину. - Все, что я прошу - чтобы мне позволили умереть с моим императором." А вновь заболевший Алексей признался матери: "Я хотел бы умереть. Я не боюсь смерти. Но я так боюсь того, что они могут здесь с нами сделать."
В конце апреля 1918 из Москвы приехал комиссар Яковлев - за Николаем. Александра отказалась отпускать мужа одного в неизвестность. С собой решили взять и Марию. Почему ее? Скорее всего из-за ее симпатии к одному охраннику; хоть автор и придерживается "скучной версии": Ольга - слаба, Татьяна - за старшую, Анастасия должна подбадривать больного Алексея. Во время сборов в дорогу Татьяна спросила Яковлева: их везут в Москву, чтобы отец предстал перед судом? Но комиссар отверг эту мысль... Через неделю стало известно, что родителей и сестру привезли в Екатеринбург. "Здесь каждый день нас ждут неприятные сюрпризы", - написала Мария. Николай сделал приписку для Анастасии: "Мне без тебя одиноко, моя дорогая. Скучаю по забавным рожицам, которые ты строишь за столом."
Наконец, три сестры и Алексей прибыли в Екатеринбург. Местный инженер, в надежде увидеть их, стоял под дождем на станции. "...все отражалось на из молодых лицах: радость увидеть родителей, гордость угнетенных молодых женщин, вынужденных скрывать свою душевную боль от враждебных незнакомцев, и, наконец, может быть, предчувствие неминуемой смерти... Ольга, с глазами газели, напоминала печальную девушку из романа Тургенева. Татьяна производила впечатление высокомерной аристократки, с гордым видом взирающей на вас. Анастасия казалась напуганным, в полном ужасе, ребенком, который мог бы при других обстоятельствах быть обаятельным, беззаботным и любящим." ...В Екатеринбурге темп жизни совсем замедлился, стало невыносимо скучно, не было ни газет, ни писем, у них не было "никаких новостей ни о ком." В городе также содержались братья Константиновичи (которые подходили к Ипатьевскому дому, пытаясь хоть мельком увидеть родственников), Володя Палей, Сергей Михайлович и Елизавета Федоровна, но их быстро перевели в Алапаевск - много Романовых в одном месте. Но посылку от тети Эллы царская семья получила... Семья жила в полной изоляции, как в тюрьме. Девочки сами стирали, убирали, учились готовить. Татьяна и Мария просили вернуть фотоаппарат, но им отказали.
...17 июля вскоре после полуночи их неожиданно разбудили охранники и приказали одеваться. Семье сказали, что их переводят вниз в подвал для их безопасности из-за беспорядков и обстрела в городе. Семья подчинилась, не задавая никак вопросов. ...А 18 июля для них уже не существовало...
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печаль на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
(Сергей Есенин, 1916)
Оценка - 5.

...

Gerxard: > 29.11.15 09:52


Настёна СПб писал(а):
Я ЧЕСТНО старалась написать отзыв, а получился какой-то конспект.


Настена, как интересно и какие фотографии ! wo Молодец ! Serdce А я вот собираюсь все написать отзыв по Васильеву, и все никак не напишу. Исправлюсь, завтра напишу! pioneer Хотя так интересно не обещаю написать. Laughing

Большое спасибо за остальные отзывы. Poceluy Дворецкую не читала. Все собираюсь, но очередь еще не дошла. Smile Две книги Павлищевой читала. А так же, книгу "Владимир Красно Солнышко" . Кстати, ее можно и не читать. Я ее первую прочитала, а через время "Невенчанную жену Владимира Святого" . Первая часть книги " Владимир Красно Солнышко" это- "Невенченная жена Владимира Святого" , а вторая часть -это начало книги " Ярослав Мудрый" . Не знаю, зачем было выпускать книгу, ( точнее знаю) соединив содержание двух книг и почти ничего не написав про самого Владимира и его правление.

Настёна СПб писал(а):
Вроде, Олег - дядя Игоря по матери; как он может быть его отцом?


Так, у Павлищевой и дядя и отец ! Laughing

Настёна СПб писал(а):
Понравилось, что в конце книги автор приводит историческую справку, поясняя, что она придумала, а что есть факты.


Мне тоже это нравиться. Я бы на месте издателей , обязала бы авторов исторических книг , пояснять , что в их книгах соответствует официальной истории, какими источниками они пользовались при написании книг, а что они придумали. А то, многие читатели автору художественных книг верят безоговорочно.

...

Consuelo: > 30.11.15 15:39


Настёна СПб писал(а):
ХЕЛЕН РАППАПОРТ
"ДНЕВНИКИ КНЯЖОН РОМАНОВЫХ"

Настя, как всегда, замечательно! Serdce
Такие малышки прелестные на фотографии)
Мне больше всех Мария нравится, потому что
Настёна СПб писал(а):
менее всего ощущала привилегированность своего положения; из всех сестер она была самая добрая и искренняя.

И самая красивая, на мой взгляд))
Жаль, конечно, девушек.

...

Настёна СПб: > 30.11.15 17:12


Кристина, спасибо! Мне что ОТМА, что Константиновичи ближе, чем некоторые родственники.

Consuelo писал(а):
Мне больше всех Мария нравится. И самая красивая, на мой взгляд))
Многим Машка нравится. А у меня любимая Татьяна. На меня чем-то похожа Wink . Ну, а уж когда их вместе с Игорем на фото увидела (они у меня вообще взаимосвязаны, когда-то из-за ее фразы "Потом с Игорем была" обратила на него внимание), просто до потолка прыгала Ar .

...

Настёна СПб: > 05.12.15 00:18


Копирую.

ЭЛИЗАБЕТ ЧЕДВИК
"ЛЕТНЯЯ КОРОЛЕВА"

"Юная Алиенора - наследница богатой Аквитании. Когда ее отец-герцог умирает, ей приходится отправится в Париж, чтобы сочетаться браком с наследником французского престола..."
Хорошая книга. Но вот Алиенора в этом романе для меня слишком положительная. У меня все ж немного другой образ сформировался. Людовик - неужели он из милого, неуверенного юноши превратился в мягкотелого упрямого монаха? Как можно было так воспитывать наследника престола (хоть он и стал им в 11 лет)? Генри - вот он, герой романа, молодой лев! Чье тело, через какое-то время, будет рвать орлица, бросая куски орлятам... А сейчас они, Алиенора и Генри, полные надежд, отплыли в Англию, чтобы написать неизвестное.
Оценка - 5.

...

Gerxard: > 07.12.15 21:09


Борис Васильев " Ольга, королева русов "



Книга читалась легко, но первая про Олега мне понравилась намного больше. В первой части автор рассказывает о судьбе героев предыдущей книги. Жаль, что автор кроме пары слов, не уделил внимания правлению Олега Вещего, его походу на Византию. В начале второй части, автор зачем-то пересказывает первую часть. Я даже испугалась, что сейчас будет , как у Павлищевой, по несколько раз повторятся одно и то же. Весь сюжет вертится вокруг мести князю Игорю. Сам Игорь жестокий, коварный, как его отец, Рюрик. Но, в отличие от него слабый правитель. К тому же, предпочитающий мальчиков. Княгиня Ольга сильная, умная , хитрая и не знающая жалости. И не дай Бог, оказаться у них на пути. Любовь княгини Ольги к воеводе Свенельду ? Да нет здесь никакой любви. Есть детское воспоминание и цель любой ценой родить наследника. Крещение Ольги , вообще произошло сумбурно. Она ворвалась в молельный дом и потребовала священника крестить ее, потому что не находила себе места, зная что ее муж будет убит. И мести древлянам за гибель князя Игоря не было . Княгиня Ольга сама принимала участие в заговоре против мужа.
Оценка 4-

А вот нашла статью про княгиню Ольгу :

...

Настёна СПб: > 07.12.15 22:11


Gerxard писал(а):
Сам Игорь жестокий, коварный. Но слабый правитель. Ольга сильная, умная , хитрая и не знающая жалости.
Вот как-то так я их и представляю Mr. Green .
Gerxard писал(а):
мести древлянам не было . Ольга сама принимала участие в заговоре против мужа.
Интересная версия.
Gerxard писал(а):
О коварстве женщин известно с самого начала сотворения мира, а Ольга была женщиной с жестоким характером и полностью уверенная в себе.
Я в Древней Руси не сильна. Но на сколько знаю, не мстить Ольга не могла: по обычаям она была обязана так сделать. Само собой разумеющееся и в порядке вещей...
Gerxard писал(а):
согласно обычаям древней Руси в случае смерти князя его жену хоронили вместе с ним
Впервые слышу Shocked ! Ну вот:
Gerxard писал(а):
Оказывается, хоронили не княгинь, а рабынь.
Ксюш, лови Serdce .

...

Настёна СПб: > 09.12.15 00:14


Копирую.

ЭЛИЗАБЕТ ЧЕДВИК
"ЗИМНЯЯ МАНТИЯ"

1067 г. После завоевания Англии Вильгельмом, граф Уолтеф Нортгемптонский и Хантингдонский оказался заложником при нормандском дворе. Там он влюбился в Джудит, племянницу нового короля. И через некоторое время Вильгельм дал согласие на их брак. А история с этого только начинается... Уолтеф был добрым и жизнерадостным, но не умел плести интриги и был склонен попадать под чужое влияние. Джудит оказалась сделана из другого теста - горделивая, надменная, властная, холодная, высокомерная, мужа считала слабым и глупым. Мне вообще показалось, что Уолтефа Джудит не любила: первая влюбленность прошла, переделать под себя она его не смогла, взамен пришла пустота... А отношение Джудит к дочерям просто за гранью! Даже ее суровая матушка (на которую Джудит так боялась стать похожей) лучше относилась к ней с сестрой: Аделаида хотя бы понимала, что девочек можно выгодно отдать замуж... Окончание этой части книги меня поразило: не поверив глазам своим, я пару раз перечитала страницу. Уолтеф вляпался в историю, и Джудит, ведомая чувством долга, "сдала" мужа королю Вильгельму. Правда, потом всю жизнь совестью мучилась: видите ли, она думала, что Уолтефа вышлют, а не казнят. Да?..
Их старшая, Матильда, была "папиной дочкой". Симон де Санли, придворный и военачальник, не смотря на разницу в возрасте, был другом Уолтефа, который когда-то спас ему жизнь. По приказу нового короля Вильгельма Руфуса, Симон посватался к вдовствующей графине Джудит, а женился на Матильде. Наверное, Матильда согласилась выйти за него только потому, что он знал ее отца. Но любовь пришла. Конечно, их брак не стал идеальным. Симон был непоседливым и, в силу некоторых обстоятельств, постоянно доказывал себе, что он не хуже других. А у Матильды сильная кровь Робера Дьявола иногда давала знать о себе. Но они научились договариваться и слышать друг друга.
От романа я в восторге! Оценка - 5.

...

Тина Вален: > 09.12.15 08:39


"Лукреция Борджиа. Три свадьбы, одна любовь" Сара Дюнан (дубль)
Наверное, нет ни единого Папы Римского, за всю историю папства, который был бы так знаменит, как папа Александр, из рода Борджиа. И, как часто бывает, знаменитым и папа, и все его семейство стало не из-за хорошей репутации или добрых дел, а совсем наоборот. Имя Борджиа даже спустя несколько веков, остается синонимом коварства и жестокости. Какими же были на самом деле незаконнорожденные дети Папы? Три сына и дочь, но имена Чезаре и Лукреции более известны, чем имена их братьев.
В данной книге основное внимание уделено Лукреции Борджиа. Автор показал ее не коварное соблазнительницей, замешанной в кровосмесительных связях и убийствах, а жертвой политических интриг отца и брата, женщиной, которая хотела счастья. Очень много пережила Лукреция. К двадцати годам она стала дважды вдовой, причем, я уверена, второго мужа она любила. И не успела осесть земля на его могиле, ее опять выдали замуж, разлучив с сыном. Я, чисто по-женски, сочувствовала ей. У автора получилось показать душу Лукреции, ее характер. Роман заканчивается третьем, последним, замужеством Лукреции, я бы с удовольствием прочитала продолжение.
Оценка 5

...

Настёна СПб: > 10.12.15 17:23


Копирую Wink .

ЕЛЕНА ПРОКОФЬЕВА
"ВЕРА ХОЛОДНАЯ: КОРОЛЕВА НЕМОГО ЭКРАНА"

Вы - ангорская кошечка, статуэтка японская.
Вы - капризная девочка с синевою очей.
(Наталия Литвак)

Она была первой русской кинозвездой. "Королева экрана", "кинокрасавица" -так называли ее критики. На ее фильмы стояли огромные очереди. Открытки с ее фотографиями расходились миллионными тиражами.
Вера Васильевна Левченко родилась 5 августа 1893 г. в Полтаве. С самого младенчества девочка была - как ангелочек с рождественской открытки. Когда Верочке было два года, семья перебралась в Москву. В 1903 Веру отдали в известное учебное заведение - частную гимназию Перепелкиной.
Вера была самой красивой в выпуске гимназии 1910 г. На первый же танец на балу в честь окончания учебы ее пригласил молодой юрист Владимир Холодный. И это оказалась любовь с первого взгляда. При дружном неодобрении обоих семейств Вера и Владимир поженились. Владимир был необычайно добрым, умным, душевным человеком. Он был одним из первых в стране автогонщиком, неоднократно участвовал в автозабегах, получая серьезные травмы. Страсть мужа к гоночным машинам разделила и Вера... В 1912 г. родилась дочка Женя. Роды были тяжелыми, и врачи категорически запретили второго ребенка. Через год супруги удочерили девочку - Нонну... Ни дети, ни быт, ни семейная жизнь не смогли заглушить в Вере любовь к искусству: она стала посещать дом Перцова, где собирался кружок молодых артистов.
Неизвестно, стала бы Вера Холодная киноактрисой, не случись войны. Осенью 1914 Владимир ушел добровольцем на фронт, и Вера, чтобы заполнить жизненную пустоту, решила попробовать свои силы в кино. Режиссер фирмы "Ханжонков и Ко" Евгений Бауэр подбирал актрису на роль главной героини для "Песни торжествующей любви" Тургенева. Бауэр, убедившись в Вериной фотогеничности, взял ее практически без проб. Успех был оглушительный! Все газеты упомянули о "восхитительной дебютантке". "Г-жа Холодная - еще молодая в кинематографе артистка, - писал журнал "Синема", - но крупное дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на подмостках кинематографической сцены."
В августе 1915 г. Владимир Холодный был тяжело ранен в бою под Варшавой. Вера прерывает съемки и едет в госпиталь к мужу. Ей удалось невозможное - она вытащила Владимира практически с того света. В Москву они вернулись вместе. Но Вера тут же выехала с киногруппой в Сочи, а Владимир вскоре отправился обратно на фронт... Однажды в квартире Веры Холодной появился очень худой, высокий солдат, привезший ей письмо от мужа. И стал приходить каждый день: просто садился на стул, смотрел на актрису и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. Он посвящал ей свои песни...
...Один за другим выходят фильмы. "Сказка любви дорогой", "Молчи, грусть, молчи...", "Позабудь про камин, в нем погасли огни..." - все они имеют невероятную популярность у публики благодаря "несравненной красавице" Вере Холодной. Свершилась Октябрьская революция, но репертуар не менялся: красивое кино с высокими страстями, пышными костюмами и роскошными интерьерами.
В Веру Холодную влюблялись, писали ей письма с признаниями, посылали подарки, посвящали стихи. Женщины шили такие же платья, делали похожий макияж... Случались и самоубийства из-за несчастной любви к "королеве экрана". Рождалось множество слухов: как о любовных связях Веры, так и о том, что "Холодная" - это псевдоним "с намеком". Никто не хотел верить, что блистательная кинозвезда - верная жена и любящая мать. Была выпущена серия открыток: Вера Холодная в вечерних платьях, в мужской одежде, в мехах, в оригинальных шляпках и даже в цыганских одеяниях. Молодая актриса стала законодательницей мод: обладая хорошим вкусом, она сама себе изобретала наряды и всегда выглядела изысканно и безупречно. Вера придумала себе парфюм - смешивала два вида духов, получался тяжелый сладковато-горький аромат, присущий только ей. Вера Холодная была не просто красивой женщиной и замечательной актрисой, она была чрезвычайно обаятельным человеком. И это обаяние камера лишь умело подчеркивала. Взгляд Веры буквально завораживал зрителей...
В 1918 Вера Холодная в сопровождении матери, сестры Софьи и дочки Жени приехала в Одессу на очередные съемки. Не оправившийся от очередного ранения Владимир с младшей дочкой остались в Москве... В Одессе было страшно холодно. Температура в номере гостиницы - минус девять. 8 февраля 1919 Вера выступала на благотворительном концерте. Публика сидела в пальто и шубах, а артисты выходили на сцену в костюмах и концертных платьях... Дома Вера сразу слегла. Диагноз - "испанка", осложненная воспалением легких. Вера Холодная проболела восемь дней.
В смерть Веры от "испанки" не верили: говорили, что она шпионка и ее расстреляли; что она красная разведчица и ее убили (в номер гостиницы принесли белые лилии и Вера задохнулась в их губительном аромате); что ее задушили из ревности...
...Собор, в котором отпевали Веру, был полон - тысячи и тысячи людей желали проститься со своим кумиром. Похороны снимали на пленку, и фильм этот сохранился по сей день... В 1931 актрису наконец-то собрались торжественно перезахоронить в Москве. По дороге гроб с телом Веры Холодной исчез...
"...на облике сравнительно юной Веры Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени. И возможно, что именно эта пассивная нежность фигурки, глаз и движений роднила ее со зрителем."
"Она была молода. Она была очень красива. Она была счастлива в браке. Она была всеми любима... Такого кино уже не будет никогда. Как не будет никогда уже в России такой актрисы. Никого не любили так поистине всенародно, так возвышенно, так поэтично, как любили Веру Холодную... Нет, она не умерла на самом деле, она все еще живет! Живет в пяти уцелевших фильмах... Впрочем, красавица не должна умирать вообще."
Оценка - 5.

...

Настёна СПб: > 12.12.15 00:12


МАРГАРЕТ ДЖОРДЖ
"ПОСЛЕДНИЙ ТАНЕЦ МАРИИ СТЮАРТ"


Помню, я почему-то решила, что книг всего две и очень удивлялась непонятной концовке. Но вот история о королеве Шотландии пришла к логическому завершению. О Марии Стюарт спорят более 400 лет. Какой она была? Распутной Иезавелью или чуть ли не святой? Конечно же, не той и не другой... Мария была обаятельной, романтичной, отзывчивой, храброй, энергичной. Но не могла справляться со своими страстями, не разбиралась в людях, действовала импульсивно, не считаясь с последствиями. Что и привело ее в Англию, а затем и на эшафот. Хотела ли убить Елизавету? Мария всеми силами стремилась к свободе, что автоматически подразумевало гибель другой королевы. "Несчастная дура не успокоится, пока не свернет себе шею", - кто-то так, не совсем почтительно, высказался о Марии... Когда читала о ее казни, то плакала. Свою жизнь Мария искупила своей смертью.
Оценка - 5.

...

Gerxard: > 12.12.15 17:33


Кристина, Настена, Тина спасибо за отзывы ! Serdce

Тина Вален писал(а):
"Лукреция Борджиа. Три свадьбы, одна любовь" Сара Дюнан


Беру на заметку. Wink

Настёна СПб писал(а):
Мария была обаятельной, романтичной, отзывчивой, храброй, энергичной. Но не могла справляться со своими страстями, не разбиралась в людях, действовала импульсивно, не считаясь с последствиями.


Не знаю, как насчет отзывчивости, но во всем остальном такой ее и представляю.

Я думала, что читала Элизабет Чедвик, оказывается нет. Надо почитать.

...

Настёна СПб: > 12.12.15 17:39


Gerxard писал(а):
Не знаю, как насчет отзывчивости, но во всем остальном такой ее и представляю.
Судя по этим романам, то - отзывчивая Wink .
Gerxard писал(а):
Я думала, что читала Элизабет Чедвик, оказывается нет. Надо почитать.
Хороший автор, мне нравится. Кому-то она кажется суховатой, но мне разные страсти-мордасти в исторических романах не нужны в обязательном порядке. Сейчас продолжение про Роберта Брюса начала читать, так там одна война и всевозможные превратности судьбы - а не оторваться.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение