uljascha:
16.04.17 16:01
llana писал(а):Ульяша, девушки, со светлым праздником!
Христос Воскресе! Всех со Светлой Пасхой Христовой!
llana писал(а):Ульяша, Марьяша, Ксюша, спасибо за интересные коллажи! Мне нравится, когда эффект рисунка!
У Ксюши подтопаженная фотофания, эффект акварели и масла, мне тоже очень нравится, а у меня просто эффекты этого приложения, как и у Марьяши. Красиво получается, согласна.
llana писал(а):И за познавательные материалы о празднике.
вот еще немного Пасхальных песнопений
...
uljascha:
16.04.17 16:16
» Русская пасхальная открытка начала 20 века
РУССКАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ОТКРЫТКА НАЧАЛА XX ВЕКА
Открытки Елизаветы Бем
Елизавета Меркурьевна Бем (1843–1914) училась в 1857–1864 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и закончила ее с серебряной медалью. Дарование художницы было разносторонним. Она была признанным мастером силуэтной техники, успешно работала акварелью, занималась иллюстрированием детских книг и журналов, разрабатывала эскизы для изделий из стекла.
Однако едва ли не в первую очередь имя Бем известно благодаря открыткам. Их по ее рисункам вышло более трехсот в разных издательствах. Первым из них, для которого она начала работать, было издательство Общины святой Евгении; много открыток было выполнено ею для петербургского издательства «Ришар», а также для парижской фирмы И.С. Лапина.
Писательница Софья Ивановна Лаврентьева в биографическом очерке о художнице, вышедшем в 1911 году, задавалась риторическим вопросом: «Кто, встретив этих детишек, отпечатанных в виде карточек, заказываемых художнице со всех концов старого и нового света и раскупаемых нарасхват, – не залюбуется, а часто и приветливо улыбнется этим крошкам, то в расшитых золотом, боярских кафтанах, то в рваных зипунишках и простых рубашенках; то в виде ангелочков, осененных грациозно-сложенными крыльями?» Словами этими вполне можно охарактеризовать и открытки Бем, выпуск которых был приурочен к празднику Пасхи.
Как и в случае с другими работами художницы, интересно проследить, какие тексты она включает в свои композиции. В основе нескольких – пасхальное песнопение, стихира праздника: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
В некоторых рисунках Бем цитирует стихи русских поэтов, сочиненные еще в 1880-х годах. Композиция «Весна идет полна чудес ...» отсылает к заключительным строкам стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Христос воскрес!». Эта открытка Общины святой Евгении впервые была напечатана в марте 1909 года.
Последняя строфа стихотворения «Христос воскрес» Екатерины Андреевны Бекетовой – тети поэта Александра Блока – была выбрана для открытки издательства «Ришар» «В семье друг друга все дарят Яичком ярко-красным ...»
Иногда поэтические строки на открытках несколько перефразированы сравнительно с оригиналом, иногда соединены со строками других авторов. Возможно, слова из того же стихотворения Бекетовой вдохновили Бем на рисунок «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!». Еще одна открытка фирмы «Ришар» – «Повсюду благовест гудит ...» – напоминает сразу о двух этих стихотворениях: и Майкова, и Бекетовой.
Конечно, в целом ряде работ Бем использовала традиционное пасхальное приветствие. Парные открытки Общины святой Евгении «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» в первый раз увидели свет в 1905 году. Вероятно, не только у Лаврентьевой «очаровательные мордашки», которые рисовала Бем, вызвали чувства успокоения и умиления. Несмотря на то, что эти изображения детишек в корзинках были фототипическими – то есть монохромными – популярность их была велика. Цветная автотипия, подготовленная тем же издательством к Пасхе 1908 года и изображающая крестьянскую девочку с куклой, тоже выдержала не менее четырех изданий.
Две открытки, названные «Христос воскресе!», были созданы художницей и для издательства «Ришар»: на них представлены крестьянские дети – девочка и мальчик.
Не могла Бем не обратиться и к столь любимым ею пословицам и поговоркам («Дорого яичко в Христов день!», «Всякая душа праздничку рада»), к народным песням («Нам не до вас, когда праздничек у нас!», «Наварила, напекла, не для Грицки для Петра!»). Кстати, некоторые из поэтических изречений, приводимых на открытках, возможно, являются талантливыми стилизациями и сочинены самой художницей: такое наблюдение сделано современным исследователем Н.А. Мозохиной в статье к иллюстрированному каталогу почтовых карточек «Елизавета Бем» (2012). Как бы то ни было, пасхальные открытки значительно пополняют галерею, в которую входят «все эти детишки, в их неистощимом разнообразии, с всегда так кстати прибранными пословицами или прибаутками», как писала о них Лаврентьева.
В ряде работ о празднике напоминает пасхальное яйцо: таковы, например, открытки из серии, напечатанной И.С. Лапиным в Париже, и открытка издательства «Ришар», обаятельная героиня которой занята детской игрой – катанием пасхальных яиц с лотка.
«С Красной горки начинали катать яйца. У меня в детстве тоже была специальная дощечка для этого, длиной, наверное, в полметра, с наклоном и с желобком внутри. На один конец яйцо клали, с другого – катили. Чье яйцо уцелеет – тот победил». Митрополит Питирим (Нечаев). «Русь уходящая»
В других рисунках варьируется тема маленькой хозяйки, хлопочущей над приготовлением пасхальных угощений или приглашающей к праздничному столу: подобные открытки можно найти и у Общины святой Евгении, и у издательства «Ришар». Встречается этот сюжет и на открытках, тексты к которым не являются пословицами.
Некоторые открытки Бем связаны с обычаем христосования. Взаимное поздравление с праздником, сопровождаемое поцелуем и дарением другу другу пасхальных яиц, начиналось на праздничном богослужении и продолжалось вне храма.
«Небо покрылось заревом; восток брызнул золотом. На площади, в ограде, в притворе и в церкви поминутно слышались: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» – звучали поцелуи». «Все обнимают друг друга, повторяя: Христос воскресе!.. Воистину воскресе!.. Меняются яйцами. У всех праздничные, веселые лица; пропали печали, заботы, скрылась куда-то крестьянская нужда». Н.А. Соловьев-Несмелов. «Светлый праздник в деревне»
Персонажи открытки «Дорогой обычай, в Великий день!» фирмы «Ришар» одеты в исторические русские костюмы. Это напоминает о том, как работала художница: сначала делались зарисовки с крестьянских детей, «и из всевозможных заготовленных с них эскизов она потом и черпала свои оригиналы, облекая их в разные костюмы», – по замечанию Лаврентьевой. Бем, очевидно, помогала домашняя коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: салон в ее квартире представлял собой настоящий музей, в котором на полочках и столиках можно было увидеть «массу всевозможной русской старины, в виде художественных кокошников, рукавиц, ковшей», – как вспоминала та же Лаврентьева.
... Есть нечто символичное в том, что Елизавета Бем скончалась через несколько дней после начала Первой мировой войны. Наступил, по известному выражению Анны Ахматовой, «не календарный – настоящий двадцатый век». В нем не оставалось места для «очаровательных мордашек», да и крестьянские дети, встречающие добрую барыню лесными ягодами, вскоре стали приметой безвозвратно ушедшего прошлого.
...
uljascha:
16.04.17 20:32
Tannit писал(а):Приветствую! Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Настёна СПб писал(а):Боже, какое очарование .
Ульяша, девочки, с праздником Светлой Пасхи
Спасибо, Настюша, и тебя с праздником, Христос Воскресе - Воистину воскресе
llana писал(а):Ульяша, спасибо!
Чудные открытки, а детки все как ангелы!
Да, такие они и есть!
Открытки очень милые, хотя я сначала искала совсем другие, привычные с целующимися парочками, а потом наткнулась на эти и решила выяснить - чьи они. Раньше не задавалась мыслью о том, что открытки были авторскими рисунками, вернее, что имена авторов сохранились.
Anastazia писал(а):Ульяша, открытки действительно очаровательные Мне они в сети и раньше попадались, вот теперь знаю, кто художник. Спасибо за интересную статью. Ульяша, девочки, с Пасхой всех!
С Пасхой Христовой, Настенька! Мне тоже попадались, но разрозненно и без имени автора, а потом вот нашла и много открыток и самого автора. Вот, оказывается, чем еще могли женщины заниматься - открытки рисовать.
Марьяша писал(а):Лена, какие красивые открытки! Спасибо Христос воскрес, с праздником!!!
Воистину Воскресе, с праздником!
Peony Rose писал(а):С великим светлым праздником Пасхи! Христос воскресе!
Воистину Воскресе, и тебя с праздником!
Peony Rose писал(а):Открытки Бем когда-то рассылала друзьям, одну оставила себе (купила случайно, будучи в Москве, а у нас таких чудес, увы, не водится).
Я не видела в продаже, а то непременно купила бы себе тоже
Peony Rose писал(а):Удивительно светлые, радостные у нее работы, недаром они выдержали проверку временем.
Вот так и подумаешь: далеко не все произведения т.н. "массового вкуса" плохи, как порой любят говорить седобородые критики )))) Народ не обманешь, народ сердцем чувствует, где родное, а где фальшивое...
Массовый вкус бывает разным, как и массовое сознание, оно сейчас сильно изменилось, и то, что в те годы считалось невозможным и неприличным, ныне выставляется на показ и считается нормой, увы
Федоровна писал(а):Со светлым праздником!
Ульяша, спасибо, за рассказ про художницу и такие замечательные открытки
С праздником, Христос Воскресе!
...
Марьяша:
18.04.17 21:27
» Лика и Митя лет через... от Марьяши
Леночка, я принесла коллаж, надеюсь понравится
...
uljascha:
19.04.17 01:49
Марьяша писал(а):Леночка, я принесла коллаж, надеюсь понравится
Марьяша, спасибо, очень понравилось. Это будет через года, когда они вот так будут молчать...
Трудное будет время, для всей страны, и для них, но они все выдержат, потому что вместе.
...
Марьяша:
20.04.17 23:18
» Митя и Лика. Встреча... от Марьяши
Лена, я сегодня принесла коллаж, где Лика и Митя молодые))
...
uljascha:
27.04.17 00:34
Спасибо огромное, очень многоплановый такой коллаж получился.
Они оба такие взволнованные, и Митя в штатском.
Думаю, это что-то времени встречи на вокзале, когда она ехала в Москву, а он в Питер, долго не виделись.
И вот эта неожиданность, и растерянность, и его данное слово, и ее глаза...
Вот эта мелодия подошла бы. И ъоть это Мандельштам, почему-то в мужском исполнении не нашла
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое —
От неизбежного.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
Стихи 1915 года, но мы позволим себе такую вольность... Очень подходят эти строки к этой картинке
...
Марьяша:
27.04.17 00:42
» Юная Лика от Марьяши
uljascha писал(а):Спасибо огромное, очень многоплановый такой коллаж получился.
Они оба такие взволнованные, и Митя в штатском.
Думаю, это что-то времени встречи на вокзале, когда она ехала в Москву, а он в Питер, долго не виделись.
И вот эта неожиданность, и растерянность, и его данное слово, и ее глаза...
Лена, рада что тебе понравилось! Мне захотело изобразить их более юными)) Я ещё принесла кое-что)))
...
uljascha:
27.04.17 01:20
» Фотографии ко второй части
Спасибо огромное, оригинально получилось. И раз уж мне ссылку скинули (спасибо, Марьяша
), я не могла не попробовать тоже кое-что натворить.
В ожидании следующей главы, которая будет последней в этой части, последней мирной, можно так сказать, я тоже принесу фотографии.
Фотографии героев во второй части. Тут и знакомые, и незнакомые. Кто - там увидите. Но можно и погадать.
...
uljascha:
27.04.17 01:45
Марьяша писал(а):на последний Митя . Но вот кто рядом , так и не поняла ...
Лика, конечно,
Самые 20-е годы, нэп, абстракционизм, конструктивизм и все остальное))
...
Марьяша:
27.04.17 22:22
» Лика в период нэпа и мода от Марьяши
Лена, пока мы все с нетерпением ожидаем продолжения, я принесла в тему немного моды того времени)))
А это я коллаж сделала из фотографий с Ликой, которые ты вчера кинула
...
uljascha:
29.04.17 13:16
Всем хорошего дня!
Неужели наконец-то выходные, даже не верится...
Апрель был каким-то совершенно сумасшедшим. Одна радость - балеринка моя сдала выпускные на отлично.
Им осталось два экзамена, но у меня, и я не оговариваюсь, потому что буду переживать, наверное, больше, чем дети, в этом году ГИА и ЕГЭ.
В общем, у нас все впереди - последний звонок, два выпускных, вернее, три, но у сына в корпусе хоть денег не берут, и костюм ему не нужен - форма)))
В теме у нас небольшое затишье, но на этих длинных выходных я непременно принесу последнюю главу первой части и какую-то графику. А, может быть появятся наметки и на вторую часть. Они уже есть, но в главу пока не оформлены.
Леди Ксю писал(а): Только очень декаденсом пахнет от картинок - неужели эмиграция? По отрывку из будущего думала, что она в СССР останется.
декаденс был и в Союзе, а на нашей улице Мясницкой находилось училище Ваяния и зодчества как раз в те годы.
Марьяша писал(а):Я тоже думала , что мы остаёмся в союзе) Ну наш дорогой автор, я думаю нас удивит ещё не раз
они останутся, частично, Лика точно, кое-кто другой уедет, кто-то вернется, кто-то так и останется за границей, и потери нас тоже ждут, увы...
А насчет удивить, я попыталась,
выложив фото второй части
Но оказалось, что народ совершенно не любопытен.
Марьяша заметила, что Лика на себя не похожа, а что там есть вообще незнакомые лица или лица, изменившиеся до неузнаваемости - это вроде никого не заинтересовало.
Жаль. Я надеялась с вами подискутировать на тему - кто это до того, как выложу главу.
Anastazia писал(а):Ульяша, мне очень нравятся и образы, и оформление
Жду новую главу - я теперь уж все дочитала и окончательно присоединяюсь к вам.
Это замечательно, интересно будет услышать твое мнение.
Мне вообще показалось, что народ как-то исчез, поэтому хотела спросить - скучно? Долго? Или я просто давно не выкладывала продолжение? Или интрига провисает и становится уже не интересно?
llana писал(а):Ульяша, спасибо за фотоальбом второй части.
Рада, что понравилось.
Ксю, спасибо за фотосет и фильм.
Марьяша большое спасибо за графику и моду. Очень скоро она сильно изменится. Вообще в начале 20 века мода стало стремительно меняться - и на платья, и на музыку, и на танцы.
Но мы только постепенно подбираемся к этому. Пока нас ждет "Последний бал империи" - костюмированный бал 1903 года. После выкладки главы я обязательно подробно опишу это событие с картинками (спасибо
Настене за выставку и меню), а пока просто поставлю видео.
фильм замечательного режиссера Бориса Лизнева. Старые фотографии словно оживают в залах Зимнего, мы слышим, как читают мемуары того времени, и словно голоса эпохи, голоса тех, кто был на балу, звучат для нас...
И все-таки, надеюсь, пока есть время, может кто-то любопытный рассмотрел фотографии второй части внимательнее и нашел там новые лица?
Хотелось бы порассуждать на тему)))
[/i]
...
uljascha:
29.04.17 14:03
Anastazia писал(а):Мои поздравления искренние
Спасибо, я потом в теме про балет может быть что-то выложу)))
Anastazia писал(а):А подискутировать - это мы всегда пожалуйста
*потирает ручки* один попаолся, хе-хе
Anastazia писал(а):У меня с лицами актеров обычно беда - чуть образ изменится, я запросто могу их не узнать. Поэтому и помалкивала. А так - я на второй и третьей карточке не узнаю никого из героев. Новенькие? Дядька с сигаретой наверняка какой-то злодей)))
Дядька с сигаретой уже был, только чуть помоложе - это все тот же Павел Дмитриевич Беклемишев - дядя Лики, не последний человек при дворе
спортсмен, комсомолец, он в Крым собирался, это все он же, только постарше. На третьей Вера, она не сильно изменилась, разве повзрослела слегка.
Anastazia писал(а):На первой - Василия-то узнала)) а дама рядом с ним? Искренне надеюсь, что это все еще Аглая, хотя актрису эту я не знаю.
Правильно надеешься, Аглая, конечно, просто это 10-е годы, и она у нас совсем парижанка - время где-то около начала Первой мировой.
Anastazia писал(а):Митю с Ликой узнала, конечно
Ну они только слегка постарше стапи, и они у нас главные, поэтому, конечно, мы их чаще видим.
Жду предположений - кто там рядом с Верой, и кто - с Павлом. Даю подсказку - родственники)))
...
Anastazia:
29.04.17 15:30
uljascha писал(а):Дядька с сигаретой уже был, только чуть помоложе - это все тот же Павел Дмитриевич Беклемишев
Да?? Мне Павел Дмитриевич очень понравился, но я его другим представляла. А этот прям коварный такой тип с характерным злодейским прищуром
Рядом с ним - может, Петруша повзрослевший?
uljascha писал(а):Правильно надеешься, Аглая, конечно, просто это 10-е годы, и она у нас совсем парижанка - время где-то около начала Первой мировой.
Значит, так и не доведется им вернуться в Россию(( Но, может, и к лучшему, конечно.
uljascha писал(а):Жду предположений - кто там рядом с Верой,
Роман?
Хотя он погиб вроде вполне однозначно.
...
uljascha:
29.04.17 17:40
натаниэлла писал(а):Ульяша, не обижайся. Я тут в теме все молчком сижу, хотя подискутировать люблю. Но с визуализаций - беда. Я же читала, скачав текст, картинки вообще не видела. потому обсуждать чьи-то лица даже не возьмусь. Новые они или старые. Храню тишину, чтобы не опозориться.
Не, не, ни в коем разе не обижаюсь, и я читала у тебя в теме про визуализацию, помню и понимаю. а сама вот совершенно не могу без картинок. Я всегда представляю кого-то конкретного, когда описываю. Знаешь, вот словно кино снимаю и вижу, что и как они делают, как ходят, как говорят.
натаниэлла писал(а):А главу очень жду. Я тоже всех догнала.
Будет, будет. Сегодня-завтра. Я так рада этим длинным выходным, ты себе не представляешь.
И романсы новые будут. Я тут, кстати, жестоко опростоволосилась)) Нашла романс, мне понравился, и время вроде наше и все такое. И чуть не поставила его в текст. Хорошо, решила проверить, какого он года. Оказалось - современный, написан для фильма. Обидно.
Он мне так понравился. Я бы использовала во второй части.
Anastazia писал(а):Да?? Мне Павел Дмитриевич очень понравился, но я его другим представляла. А этот прям коварный такой тип с характерным злодейским прищуром
Это все тот же Домогаров)) В данном случае из "Дяди Вани" или из "Вишневого сада". Не помню. Какой-то чеховский спектакль.
Anastazia писал(а):Рядом с ним - может, Петруша повзрослевший?
Ага, она самый. Кстати, еле нашла нормальное фото взрослое. Все с какими-то жуткими серьгами в ушах. А такой мальчик был в "1814")) Вероятно, поменяю внеху, но, посмотрим. Судьбу его я уже знаю, там видно будет, что с картинками.
Anastazia писал(а):Значит, так и не доведется им вернуться в Россию(( Но, может, и к лучшему, конечно.
доведется, но лучше б нет... не буду спойлерить, немного это есть уже просто в
другой теме, и этого я менять не буду. Просто перестала там писать современность, чтобы не раскрывать интригу этой вещи заранее.
Anastazia писал(а):Роман? Хотя он погиб вроде вполне однозначно.
Нет, нет, Роман погиб. Я даже кстати, его портрета не делала вообще. А можно было бы. Это не Роман. Этот человек появится в новой главе.
Спасибо, девочки, было интересно пообщаться.
...