gloomy glory:
31.08.15 07:22
» Глава 20
Перевод: Talita
Бета-ридинг: gloomy glory
Редактирование: Sig ra Elena
Оформление: Архивариус
– Я вернулась, – говорит Аза, стоя на пороге моего дома. – Вернулась домой.
Я держал её за руку по дороге в больницу.
Держал её за руку, когда Аза умерла.
Продолжал держать за руку, пока мне не сказали, что больше нельзя.
Читал отчёт коронера.
Осталось лишь тело. Её тело.
Я часто дышу.
Я сейчас отключусь? Дышу слишком часто? Собираюсь закричать?
– Ты на что пялишься? – обрывает меня Аза в своём классическом стиле.
Мираж. Я бреду по Сахаре. Я умирающий, что смотрит на игру света. Но нет, свет только что звонил и стучал в мою дверь. Свет смотрит на меня, поджав губы.
– Аза, – говорю я. Больше ничего не могу из себя выдавить. Даже близко не могу.
– Джейсон Кервин, – говорит она. – Я тоже рада тебя видеть.
Аза протягивает мне руки. Не синюшные.
Она пришла, чтобы…
Нет, я…
Она прижимается губами к моим губам, очень быстро – совсем не по-мертвецки или по-призрачному, – и прежде чем я успеваю понять, что происходит, отстраняется и снова на меня смотрит.
Я могу упасть или убежать или…
…супербыстро просчитать вероятность произошедшего путешествия во времени (невозможно), наличия доппельгангера (представить себе не могу), тайной сестры-близняшки, претворения в жизнь фильма Хичкока, явления вертиго.
Точно, вертиго. Последовательность пи рвётся наружу, но я сдерживаюсь. На ум приходит организация циклов, но я остаюсь в сознании и не позволяю себе поддаться ни одной из форм сумасшествия.
За полторы секунды я сравниваю стоящую передо мной девушку с образом Азы.
Эта выглядит здоровой. До странного здоровой. Не видно привычной сети вен, просвечивающих сквозь кожу. Я уже привык наблюдать, как кровь течёт по телу Азы, но теперь лишён этого зрелища. Её губы не просто не синюшные, она их накрасила. Щёки розовые. Одежда незнакомая. Не уверен, что хоть однажды видел Азу причёсанной.
В последний раз её странные бездонные глаза были закрыты. Я сам их закрыл. А теперь она…
Аза раздражённо всплескивает руками:
– Ты что, вообще мне не рад?
Такой знакомый голос – немного сварливый, немного обиженный. Но не задыхающийся. Просто в голове не укладывается.
– Я думала, ты обрадуешься. Поверить не могу, что ты меня даже не обнял. Я тебя поцеловала.
Моё сердце стучит так сильно, что стёкла должны дрожать. Я сгребаю Азу и прижимаю к себе так сильно, как только могу, и она не задыхается, не кашляет. Аза в моих руках. Она в моих…
В последний раз, когда я её видел, она была мертва. Я отстраняюсь и смотрю на Азу.
– Я сплю?
– Нет, не спишь.
– Я свихнулся?
– Возможно. Расскажи, что ты делал последние четыре недели, и я решу, свихнулся ты или нет.
– Серьёзно?
– Я правда здесь.
– «Аза Рэй была», – говорю я.
Она с любопытством на меня смотрит:
– Я Аза Рэй.
И улыбается.
И я сдаюсь, как всегда. Её улыбка уникальна. Хотя странно видеть обычно синюшные губы Азы накрашенными розовой помадой.
Аза высвобождается из моих рук и проходит в дом. Я секунду разглядываю улицу, которая, видимо, превратилась в улицу рая, затем иду в гостиную.
– Где твои родители? – спрашивает Аза.
– Поехали в бакалею, – отвечаю странно формально.
Я хочу рассказать ей всё. Хочу, чтобы она мне всё рассказала.
Аза обходит комнату, пристально рассматривая каждую деталь, затем идёт на кухню, заглядывает в буфет, холодильник. Обычно она просто берёт то, что хочет.
– Ты голодная?
– Нет, я ела.
Она как-то странно устраивается на краешек стула (всё-таки не призрак – сиденье прогибается под её весом).
– Я сплю? – спрашиваю снова.
– Нет. Ты – часть секрета. Умеешь хранить секреты, Джейсон Кервин? Мне нужна твоя помощь.
Почему она так ко мне обращается?
Что с ней случилось? Вёл бы я себя странно, если бы умер или не умер, или со мной бог знает что стряслось? Да, определённо.
Я беру Азу за руку: кожа тёплая – а ведь никогда не была тёплой. На ладонях мозоли. А в последний раз кожа была гладкой. Теперь же это руки человека, который трудился. Тяжело трудился, выбираясь с того света.
Чёрт, я слишком зацикливаюсь на деталях. Мир сузился, и все важные вещи расплылись. Я пытаюсь дышать.
Это шок? Думаю, да.
– Где ты была, Аз? – спрашиваю спокойно.
Словно её смерть – такая ерунда. Словно я не сходил с ума. Словно не схожу с ума сейчас.
Аза оглядывает комнату, странно двигая головой, наклоняя её набок снова и снова. Напряжённый взгляд, движения – но лицо не испуганное. Вдруг я понимаю – она что-то высматривает. Так птицы охотятся за насекомыми. Аза всматривается во что-то за окном, улыбается – и на секунду мне становится страшно.
Джейсон Кервин – псих.
Я крепче сжимаю её руку. Мне не надо пересчитывать её веснушки и сравнивать их с картинкой в памяти.
Я не боюсь Азы.
Единственное, чего я боялся, – потерять её.
Она смотрит прямо на меня, и я снова чувствую прилив адреналина. Мне хочется выскочить из комнаты. Почему? Какого чёрта?
– Где ты была? – пробую снова.
– Что ты знаешь? Я всё расскажу, но сперва скажи, что тебе известно.
Я открываю рот, но тут она снова двигает головой по-птичьи.
Я ничего не понимаю.
Аза садится ближе, наклоняется и кладет руку мне на колено. Это настолько не в её духе, что я совершенно теряюсь. Лишь смотрю на колено в оцепенении.
– Ладно. Начнём с начала. Аз, ты мертва?
– Конечно нет. Взгляни на меня. Я жива.
Она снова наклоняется и проводит рукой по моей ноге. Я даже близко не готов с таким разбираться, поэтому хватаю её ладонь.
– Но ты умерла, Аз. Я там был. Я это видел.
И тут же мысленно ругаю себя за сказанное. Аза сейчас выглядит живой как никогда. Она всегда балансировала на грани удушения, а теперь нет.
Когда я обнимал Азу, то ощутил… мягкость, которой у неё прежде не наблюдалось: тело всегда напоминало кусок стекла, а мозг – заострённую сталь. Теперь волосы Азы пахли солью и озоном.
Кожа пахла океаном – а ведь мы далеко от моря. Но снаружи штормовая погода. Может, просто запах ветра? Может, у неё новый парфюм?
Вот только Аза никогда прежде не пользовалась духами. Она от них задыхалась, поэтому никто из её окружения не душился.
Я это знаю. Она это знает. Тогда почему мы об этом не говорим?
– Брось, Джейсон Кервин. Ты ведь не верил, что я умерла. Ты меня искал. Искал нечто в небесах. Аномальные погодные условия? Что ты обнаружил?
Должно быть, смущение отражается на моём лице, потому что она настаивает:
– Ты обещал, что всегда меня найдёшь. Значит, этим и занимался, так?
Я секунду молчу, потом выдавливаю:
– Ага.
– До меня доходили слухи.
– От кого? Где ты была, что слушала сплетни? Где ты была, что там же находились люди, способные тебе их рассказать? И если правда слушала сплетни, то почему позволила мне думать, будто умерла?
Наверное, я немного взвинчен.
Она округляет глаза и внезапно кажется не столь уверенной в себе. Потерянной.
– Обещаю, я всё тебе расскажу. Но мы должны вместе понять, что случилось. Мне нужна твоя помощь.
Однажды Аза Рэй подхватила бронхит и потеряла сознание у меня в машине. А когда очнулась в больнице и узнала, что я нёс её на руках, жутко обиделась.
Даже в скорой, прямо перед смертью, когда Аза поняла, что я делал ей искусственное дыхание рот-в-рот, она ужаснулась.
Мы все знали, как она относится к покрывалам. У меня имелась специальная, пошитая на заказ больничная толстовка с капюшоном, миллионом карманов, рукавами на молнии для кровопусканий и отверстиями для трубок капельниц, чтобы не закутывать Азу в одеяла.
Но никогда прежде она не просила меня о помощи.
– Хорошо, тогда расскажи мне, Аза Рэй, каким образом мы станем выяснять.
Я что, играю с ней? А вдруг у неё какая-то травма мозга? Откуда мне знать?
Отчёт коронера – кое-кто из персонала украл для меня печатную копию, и я снял скан – был предельно ясен. Тело Азы быстро деградировало. Коронер одновременно удивился и испугался. Ничего смешного.
Девушка, пятнадцати лет.
«И триста шестидесяти дней», – мысленно добавил я.
Для полного вскрытия не было причин. Мы все понимали, что произошло. Все равно коронер не знал, как проводить исследования тела человека с такой болезнью, как у Азы. Так же как никто не знал, как помочь ей выжить.
Лёгкие передали в лабораторию по работе с редкими нарушениями. Остальное кремировали. Тех отчётов я ещё не видел. Прошло всего четыре недели. Наверное, где-то в холодильнике хранятся образцы тканей. Честно говоря, не могу об этом думать.
Аза вздыхает и потягивается, выгибая спину. Её движения непривычно плавные, грациозные. Снова на ум приходит сравнение с птицей, расправляющей крылья. Аза достаёт что-то из кармана джинсов. Протягивает мне толстую пачку сложенных бумаг, и меня начинает трясти. Я их написал. И привязал к шару в день её похорон.
– Я получила твой список извинений. Очень длинный.
Получила? Она копается в другом кармане, достает обрывок бумаги поменьше и протягивает мне.
Записка, что я дал ей на день рождения. Мятая, потрёпанная, с заломами и пятнами. В уголке след зубов, и я знаю, откуда он взялся. Это Аза нервничала.
В последний раз этой отметки тут не было. Точно знаю, потому что сам вложил записку в руку Азе. Понимал, что другого шанса не выпадет. Сжал её пальцы, чтобы Аза унесла эту записку туда, куда уходила. Со всеми круглыми и квадратными скобками.
Тело охватывают какие-то непонятные эмоции.
– Ладно. – Слёзы, что копились внутри меня четыре недели, подступают к горлу и, хотя к этому времени я уже должен был их выплакать, льются из глаз. – Ладно, Аза, – выдавливаю я между всхлипами. – Ладно.
Она смотрит так, будто никогда раньше не видела плачущего человека. Я вытираю лицо подолом футболки.
Затем иду на кухню, умываюсь холодной водой и пытаюсь взять себя в руки.
– Ты заходила к себе домой? – спрашиваю сквозь шум льющейся воды. – Заходила ведь?
– Ещё нет.
Я оборачиваюсь. Аза стоит прямо за мной. Я не слышал, как она подошла.
Аза суёт пальцы под струю, отдёргивает и смеётся. Затем смотрит на меня, наклонив голову.
– Почему нет? – спрашиваю я.
– Не говори моим родителям, что я здесь. И своим тоже.
– Но твои папа и мама думают, что ты мертва.
Вытаскиваю сотовый из кармана, нахожу нужный номер, показываю ей, но она отбирает телефон и кладёт его на стол немного резко, немного подчёркнуто.
– Ты мне веришь? – спрашивает Аза. – Тогда слушай. Мне нужно узнать, что ты нашёл за время моего отсутствия. Нужно, чтобы ты всё мне рассказал. Это важно. Предметы, даты. Всё. Ты что-нибудь нашёл, Джейсон Кервин?
– Я…
– Что-нибудь падало с неба? – перебивает она и мило улыбается. – В день моих похорон? Расскажи, что знаешь. – И снова наклоняется ко мне. Я отшатываюсь к раковине. – Что, если я скажу: в небесах был корабль? Что ты ответишь, Джейсон Кервин?
Я секунду молчу и говорю:
– Магония.
За окном раздаётся шум подъезжающей машины. Мамы. Я выглядываю и вижу, как они достают пакеты с покупками.
Оборачиваюсь – Аза пропала.
Нет. Она скрючилась под столом и смотрит на меня огромными глазами.
Я опускаюсь рядом на колени.
– Всё в порядке. Это просто Ив и Кэрол.
– Кто?
– Мои мамы, кто же ещё?
Аза отчаянно трясёт головой:
– Никто, кроме тебя, мне не поверит. Им нельзя знать, что я здесь.
Я протягиваю ей ключи от машины. Аза мгновение непонимающе на них смотрит, затем яростно кивает:
– «Камаро».
Она произносит слово осторожно и странно. «Ка-марр-о».
– Ага. Уходи через заднюю дверь. Встретимся в машине, – говорю ей, а сам иду к парадной двери, чтобы встретить мам. Вроде бы случайно рассыпаю покупки, выигрывая ей время.
Затем возвращаюсь на кухню. Ни следа пребывания Азы.
Украдкой смотрю в окно. На улице всё ещё шторм. Деревья гнутся, моросит дождь. Смотрю в небеса – там ничего. Ни кораблей, ни молний. Лишь мягкое серое ничто.
Аза горбится на переднем сиденье машины, возясь с ручками. Бормочу мамам, мол, забыл что-то в школе. Они приятно удивлены, решают, что я передумал, прислушался к ним и прекратил упрямиться.
– Я же тебе говорила, всё образуется, – обращается Ив к Кэрол, затем вопросительно на меня смотрит.
Я не обращаю внимания, хватаю ноутбук и сумку и выскакиваю наружу. Стучу в дверь водителя. Аза непонимающе на меня смотрит, затем, будто что-то вспомнив, указывает на пассажирское сиденье.
Она не умеет водить. Я…
Я обхожу машину и открываю пассажирскую дверь.
– Едем к твоим родителям.
– Я ещё не готова, – отвечает она. – Им нельзя ничего знать. Если только они уже не знают?.. Они знают о Магонии, Джейсон? Что ты им сказал?
– Я ни с кем не говорил о Магонии с тех пор, как мы смотрели видео с кальмаром. Твои родители знают, что ты умерла. Давай просто съездим проверим, дома ли они?
Она вздыхает:
– Корабль станет меня искать. Скорее всего, уже ищет.
Никак не могу привыкнуть, что она говорит без труда.
Аза заводит машину, включает «дворники». Затем поворачивает руль – вообще без усилия, хотя он тугой. Её руки расслаблены.
Мы отъезжаем от моего дома. Аза колеблется.
– Налево, – подсказываю я, и она слушается. – Теперь направо.
Аза резко поворачивает направо, не обращая внимания на запрещающий знак.
– Я люблю тебя, Джейсон.
Смотрю на неё.
– Ты меня любишь?
– Конечно, – отвечает она после секундного замешательства. – А ты меня нет?
Я всё смотрю на неё.
Она едет быстрее, чем разрешено, и не обращает внимания на дорогу. Только на меня.
– Здесь налево, – говорю я.
Мы приближаемся к дому Азы.
Эли выходит на крыльцо. Я жду, что Аза притормозит, но нет. Эли видит мою машину, приподнимает руку и машет.
Аза не останавливается, не смотрит налево – вообще никак не реагирует, просто едет.
Волосы по-прежнему собраны в аккуратный хвост.
– Куда мы едем? – спрашивает она.
– Здесь налево, – говорю я. – А теперь сюда.
Мы проезжаем сквозь кованые ворота вверх по холму.
– Сюда.
Останавливаемся на кладбищенской парковке. Живых никого – дождь, будний день, – зато полно мёртвых. Кладбище вдали от города, на достаточно высоком утёсе, с которого открывается хороший обзор.
Одно из мест, заложенных первопроходцами. Ближе к Богу, если выше и опаснее. Всегда гадаю, как же люди затаскивали сюда гробы, пока не изобрели машины. Наверное, та ещё работёнка. Вспоминаю, как мы принесли сюда Азу.
– Кладбище? – переспрашивает она, выходя из машины. – Серьёзно? Посмотри на меня, дурачок. Я же здесь, с тобой.
Может, я вздрагиваю. Может, нет.
– Подумал, вдруг ты захочешь посмотреть, где мы тебя похоронили.
– Не особо. Мне небезопасно так светиться.
Она смотрит на облака, отчасти выжидающе, отчасти уверенно.
– Хочу, чтобы ты увидела свою могилу, – говорю ей.
Конечно. Мне нужно, чтобы она прочла надпись на надгробии.
Любуюсь на её прекрасный профиль, как она смотрит вверх, склонив голову набок, – но Аза всегда была красивой.
– Не хочу, – медленно отвечает она. – Расскажи мне о подзорной трубе, и куда ты её отослал. Я знаю, она у тебя. У нас мало времени.
Подходим к её могиле. Та ещё не заросла травой, но камень здесь. Надпись на нём гласит:
«Аза Рэй,
Верь сердцу своему,
Если огнём охвачены моря
(Живи любовью,
Пусть даже звёзды все погаснут)».
Аза молчит. Моросит дождь. Её волосы намокли, футболка прилипла к телу.
– Это Каммингс, – говорю я. – Ты мне о нём рассказала.
Она не двигается. Я смотрю на неё.
– Эти стихи о том, что не стоит обращать внимания на то, каков мир. Не стоит волноваться, кто злодей, а кто герой.
– Глупо, – отвечает она.
– Ещё там в конце «ты моё солнце, моя луна и звёзды», – говорю ей, потому что это нужно сказать.
На камне я не стал бы писать. Никогда.
– Любовное стихотворение. Серьёзно? – переспрашивает Аза.
– Оно написано тем, кто понимал: смерть всегда вмешивается в любовь. Тем, кто прошёл войну.
Не говорю ничего о вечности, но подразумеваю.
Аза медленно кивает и трёт лоб. Что-то в ней на секунду приоткрывается. Она смеётся – принуждённо, отчаянно.
– Ты когда-нибудь думал, какой бы стала твоя жизнь, не случись в ней что-то? Если одно это событие сделало тебя непохожим на себя самого? А что, если я вспомню это стихотворение? Тогда я стану больше походить на ту, которой ты хочешь меня видеть. А если нет?
Аза смотрит на меня, затем идёт прочь, пиная грязь вокруг могилы, смотря в небо.
Я опускаюсь на колени и тоже смотрю наверх. Думаю о пути корабля, о том, как он пополняет запасы провизии, о том, что он двигается на северо-восток, – и кое-что вспоминаю. Статью, что мы с Азой читали вместе.
Магонийцы веками это проворачивали. Думаю об упоминаниях воровства урожая в книгах, альманахах, о крупицах информации, которые мне удалось накопать. Магонийцы голодны и ищут еду. Я знаю, куда они направляются.
Несколько месяцев назад появилась фотосессия: женщина в сари держит в руках семя в пластиковом контейнере, готовое для транспортировки. Ряды флуоресцентных ламп, длинные хранилища, холодильники.
Всемирное хранилище в Норвегии. Подземное сооружение, где держат семена всех растений в мире. Там хорошо, холодно, глубоко, защищено от землетрясений. Надежный комплекс, где хранят орехи личи, малину, почти утраченные сорта фруктов и овощей на случай всемирного затопления. Если люди всё испортят.
Я качаю головой, бормочу, думаю. Осознаю своё открытие. Да. Всё точно. Я прав.
Аза возникает сзади меня из ниоткуда. Прямо за спиной. Я чувствую её дыхание. Она кладёт руку мне на плечо, а второй обводит своё имя на камне.
– С кем ты говорил? Кто знает о Магонии? Кто знает об этом?
Я смотрю на камень. Чувствую руки Азы. Как она наклоняется, опирается подбородком о мою голову. Обвивает мои плечи. Ощущаю неуместную вспышку страсти и что-то ещё.
– Только я обо всём знаю.
– Отдай подзорную трубу, – просит она, и я протягиваю ту через плечо.
Аза что-то делает с крышкой линзы, поворачивает её, снимает, смотрит сквозь неё на небо и выдыхает.
– Да, это полезно, Джейсон Кервин. Чем ещё поделишься?
Чувствую острую боль в горле.
– Ничем.
Затем бросаюсь на неё со всей силы, сшибаю с ног. Подзорная труба падает, я её хватаю, а сам прижимаю Азу к земле, прямо рядом с могилой.
– Кто ты? – спрашиваю чужим голосом. – Что ты сделала с Азой?
...