Petrika:
06.06.14 23:54
Идея рассказать в московской теме про Останкино созрела у меня еще в процессе подготовки поста о собственном районе, но вот начала писать и всерьез усомнилась, что из этого может выйти что-то толковое. Район соседний, и пусть бывали мы там раньше довольно часто, да и сейчас тоже случаются вылазки то на велосипедах, то на своих двоих, думаю, многие его уголки мне попросту незнакомы.
Но идею оставлять жалко, поэтому не обессудьте и в случае чего дополняйте.
Итак,
Останкино.
До появления монорельсовой дороги транспортное сообщение между двумя соседствующими районами оставляло желать лучшего. На общественном транспорте из Бутырского хутора в Останкино можно было добраться только сделав большой крюк - например, доехав на автобусе до Марьиной рощи, выйти у церкви Нечаянной радости, перейти Шереметьевскую улицу и сесть на троллейбус. Поэтому всегда проще и даже быстрее было прогуляться пешком через промзону.
Так и ходили. Сначала дворами «старого хутора» до Огородного проезда. Дальше – по тропинке между двумя глухими заборами с протянутой поверху колючей проволокой – а если конкретнее, то между мясокомбинатом и хладокомбинатом. Честно говоря, именно эта тропинка и была для меня в детстве самой притягательной частью маршрута. Ни фонтаны на ВДНХ, ни аттракционы там же, ни даже Останкинский дворец не вызывали у меня такого интереса, как та самая колючая проволока, приглушенный гул и иступленный собачий лай за бетонным забором, и, в особенности, утопленная в асфальт одноколейка, уходящая под высокие металлические ворота. Даже странный и не слишком приятный запах пивных дрожжей, доносящийся от пивзавода, придавал этому месту загадочную и немного зловещую атмосферу. Подозреваю, что именно это место и стало отправной точкой моего более позднего увлечения ночными челенджами по московским "заброшкам"...
А потом была железная дорога – переходишь через рельсы и вот они уже Останкинские пятиэтажки, из-за которых выглядывает остроконечный шпиль телебашни. Она, к слову, и у нас на хуторе отовсюду видна как на ладони.
Вот, например, такой вид открывается у меня с лестничной клетки:
Наверное,
телебашня и телецентр это первое, что приходит в голову при слове «Останкино» большинству жителей России и даже Москвы. И мало кто знает, что башня могла бы именоваться совсем иначе – не Останкинской, а Черемушкинской, например. Ведь изначально ее планировали построить вовсе не здесь, а в другом месте.
Сперва – на Ленинских (ныне Воробьевых) горах – на самой высокой точке Москвы. Но там все же не нашлось подходящей площадки, да и со структурой почв, как известно, не все гладко. Потом – в районе Черемушек, но и от этого места в конечном итоге отказались из-за близости аэропорта Внуково. Так же рассматривался вариант строительства башни неподалеку от Кремля – на Берсеневской набережной – на стрелке Москвы реки у Водоотводного канала (совсем рядом с нынешней громадой памятника Петру I) и даже на месте снесенного храма Христа Спасителя. Но этому воспротивились историки. Равномерное распространение сигналов радио и телевещания по всей Москве было для них гораздо менее значимым аргументом, нежели целостность исторического облика центра столицы, который и так сильно пострадал за последние годы.
Таким образом, выбор все-таки пал на тогда еще окраинный район Москвы – Останкино. Именно здесь нашлась свободная площадка, не окруженная высотками. Даже две. Первая – бывший парк имени Дзержинского, а ныне Останкинский, вторая (где и построена башня) - Останкинский питомник Управления благоустройства города. Его остатки сохранились и по сей день – это та самая раскинувшаяся у основания башни
Дубовая роща. Когда-то она представляла собой типичную подмосковную дубраву, а ныне изреженный городской парк, основу которого составляют 150-200 летние дубы. Но встречаются и клены, вязы и осины.
Я с детства помню необхватный дуб и очаровательные пеньки в виде кресел. К сожалению, их уже нет. Осталось только фото примерно 1987 года из личного архива:
А дуб… Не знаю, быть может, это он и есть – тот, что, по останкинским преданиям, был посажен самим Петром Великим:
Фото начала XX века
Как бы то ни было, дуб ни во время недавней прогулки, ни года полтора назад уже обнаружен не был… Неужели погиб? Жаль…
Но сама Дубовая роща пока еще цела, хоть и покушаются на нее очень многие. В частности, не так давно жители Останкино забили тревогу, так как на территории парка с молчаливого одобрения администрации района была организована свалка. Подняли на уши журналистов и мэрию, полетели со своих мест высокопоставленные чиновники, и роща выжила. Вновь стала радовать гостей терпким дубовым ароматом, а не мусорным зловонием…
Но вернемся все же в иные времена, когда лишь только началась среди вековых дубов великая стройка. Итак…
К середине 50х годов XX века стало доподлинно ясно, что построенная в 1922 году Шуховская радиовышка на Шаболовке не справляется с возложенной на нее миссией, и в итоге было решено соорудить новую башню.
К 1959 году окончательно определились с местом, на время поутихли споры вокруг фундамента, и строительство началось, но уже через несколько месяцев было фактически приостановлено из-за вновь возникших сомнений в надежности спроектированного конструктором Никитиным фундамента. Опять потянулись многочисленные изнурительные экспертизы, на которые ушло практически три года.
Строительство возобновилось лишь летом 1963го и с переменным успехом продолжалось еще четыре года –
вплоть до 1967 г.
На момент окончания строительства Останкинская башня была
самым высоким сооружением не только в СССР, но и в мире. Ее высота составляла 533,3 метра. В дальнейшем башня была еще немного надстроена и в данный момент вытянулась аж на 540 метров ввысь.
Сейчас она занимает пятую позицию в рейтинге самых высоких зданий в мире, и по-прежнему лидирует в Европе. К слову, знаменитая Эйфелева башня аж на целых 215 метров ниже нашей Останкинской.
Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная конструкция не может. По крайней мере, очень хочется в это верить. Ее центр тяжести, расположенный на высоте 110 м по оси башни ни при каких обстоятельствах не выходит за площадь опоры. Эта площадь ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 м. Внутри по окружности ствола сверху донизу, как струны, натянуты стальные канаты. Всего их 150 и каждый из них растянут с силой в 70 тонн (в общей сумме десять с половиной тысяч тонн). Поэтому внешние нагрузки не могут разрушительно воздействовать на сжатый металлическими канатами ствол телебашни.
Эскиз данного проекта был создан всего за одну ночь советским инженером-конструктором
Николаем Васильевичем Никитиным и его командой. Он же, кстати, наравне со скульптором Вучетичем приложил руку к созданию знаменитой скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде, а также к разработке несущей системы (фундамента и каркаса) главного здания МГУ.
Эскиз башни представлял собой цветок – перевернутую лилию, с крепкими массивными лепестками-опорами и толстым, уходящим в небо стеблем. В дальнейшем в проект были внесены некоторые поправки – в частности, сечение фундамента было увеличено на 1,5 м в ширину и 2,25 в высоту. Но ключевая идея конструктора осталась неизменной.
К 1967 году завершилось строительство и телецентра в Останкино:
Фото 1966 и 2014 года соответственно
И процесс телевещания пошел с новой силой из нового места…
Но история Останкинской башни помнит не только минуты славы и рукоплесканий. Были у нее и тяжелые времена – и штурм телецентра в 1993 году, и пожар 2000-го.
До сих пор об обстреле телецентра напоминают характерные отверстия в ограде:
Фото от 31/05/2014
Сегодня этот забор стал тоже своего рода достопримечательностью, напоминающей о лихих временах…
* * *
Конечно, Останкино известно далеко не одним лишь телевидением. Истинная жемчужина этих мест – это великолепная
усадьба Шереметевых.
Деревянный
Останкинский дворец – это едва ли не единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, гримерные, зрительный зал и даже часть механизмов машинного отделения, в том числе устройство, имитирующее звук дождя. Если кинуть на них горох или фасоль - загремит на весь зал. Живы и даже относительно "здоровы" внутренние интерьеры дворца, в частности, уникальный наборный паркет XVIII века.
К счастью, серьезного урона дворцу не нанесли ни французы в 1812 году, так как летний увеселительная усадьба не слишком располагала к зимовке в ее стенах, ни советская власть, во многом благодаря тому, что граф Шереметев сразу после февральской революции 1917 года передал и Останкино, и Кусково государству, после чего те приобрели статус музеев. Великая Отечественная война тоже миловала усадьбу.
Несколько лет назад вокруг Останкинского дворца разгорелся скандал, из-за проведения VIP мероприятий в исторических залах музея и нередко откровенного вандализма со стороны приглашенных гостей к памятнику архитектуры. Но и это лишь краткий эпизод в истории Останкино, который, будем надеться, остался в прошлом.
Сейчас дворец находится на реставрации, вместе с ним закрыт для посещений и парк (что бы там ни говорилось на официальном сайте музея). Есть сведения, что вскоре в усадьбе откроет свои двери восстановленный Шереметевский театр, но время идет, и со стороны кажется, что этого дня придется ждать еще очень и очень долго.
Лично мне при взгляде на Останкино уже далеко не первый год упорно вспоминаются слова песни Розенбаума: "мечтаю снять леса, уже который год мечтаю снять леса" с Останкинских красот. Да простят меня питерцы за самовольную замену последних слов песни.
Как не парадоксально это звучит, но Останкинский дворец находится в процессе вялотекущей реставрации последние 150 лет – не целиком, а по частям. Иначе и быть не может – дворец построен из дерева и требует постоянного подновления.
Но до недавнего времени реставрационные работы, хоть и доставляли некоторые неудобства посетителям, все же носили преимущественно косметический характер, и усадьба день за днем приходила в упадок. В 2010 году ее состояние было признано аварийным.
Незадолго до того, как на фасаде дворца появились леса, реставрация затронула и составляющий с ним единый ансамбль храм Живоначальной Троицы, а еще раньше посетители лицезрели вялотекущие восстановительные работы парковой зоны, в частности, ряда скульптурных композиций. Что-то неладное творится и с прудом напротив дворца. Чистить его вроде бы пока намерений никто не выказывает, но вокруг опять копают, корежа не так давно положенную плитку – будто твердо вознамерились отыскать один из легендарных кладов Шереметевых…
Кстати, невзирая на то, что сегодня Останкино стойко ассоциируется именно с этой графской фамилией, его дворцово-парковый ансамбль складывался не одно столетие и выходит своей историей далеко за рамки того периода, когда усадьба находилась в собственности Шереметевых.
Первое упоминание о самом Останкино в письменных источниках относится к
1558 году – именно тогда в межевой книге расположенного неподалеку села Ростокина было записано о размере подушной подати останкинских крестьян, принадлежавших служилому человеку Алексею Сатину.
Но людская молва донесла до нас легенду и о более ранних временах. Легенда, как водится, окутана зловещим флёром – иные так долго не живут.
Рассказывают, что в конце XIII века здесь, на краю оврага, жила п
отомственная ведьма-горбунья Агафья, наводила на людей порчу и общалась с тёмными силами. А потом… то ли сама поняла, что смысла в ее существовании нет, и потому сварила себе зелье, от которого уснула и не проснулась, то ли люди устали от ее козней и закопали живьем. Вариаций много, но и после смерти не успокоилась ведьма Агафья. Говорят, что ее призрак до сих пор бродит по Останкино и мстит за то, что ее не похоронили и не отпели как человека. По сей день люди встречают в Останкино старуху в тёмном одеянии, и ни одна из этих встреч ничего, кроме смерти не предвещала.
По легенде явился однажды призрак Агафьи к уже упомянутому ранее Алексею Сатину, когда тот вознамерился распахать пустошь, на которой теперь стоит дворец, и предрекла: «Не смей распахивать, не тревожь эту землю. Не зря она Останкиной зовется. Людские останки здесь лежат. Тронешь - быть беде неминуемой». Засмеялся боярин и прогнал старуху.
А через три дня проезжал по этим землям царь Иван Грозный вместе со своим опричным войском и учинил расправу над всем семейством Сатина.
Страшная картина предстала пред останкинскими крестьянами холодным мартовским утром: на полянке, на талом, красном от крови снегу лежали в ряд истерзанные и обезглавленные тела Алексея Сатина, его жены и трёх дочерей.
Следующим владельцем Останкино стал
немец-опричник Орн. С ужасом говорили о нем местные жители. По ночам он устраивал в своем владении вакханалии, а заодно раскапывал старые могилы – видимо, искал сокровища. И к нему не замедлила явиться горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твое и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и вскоре поплатился за это.
Ограбив купеческий обоз, который вез самому Ивану Грозному некий заговоренный перстень с таинственным знаком «мироздания», он навлек на себя царский гнев. Иван Грозный послал за Орном стражу, но тот сумел скрыться в Останкинских болотах, где и сгинул.
Правда ли, вымысел ли… но все же доподлинно известно, что в этих местах действительно хоронили самоубийц, а так же людей, умерших от эпидемий - чумы, тифа, проказы... Об этом свидетельствуют не только народные поверья, но и многочисленные человеческие останки, обнаруженные при рытье котлована для Останкинской башни. Прознав про такое, мальчишки вместе с пионервожатой стали бережно собирать останки, позвонили археологам. Но огромный бульдозер на их глазахсгреб все собранные кости и столкнул в полосу незастывшего бетона. Так что башня в прямом смысле стоит на костях.
Было бы удивительно, если бы
место с такой репутацией не заимело своего зловещего призрака и не пронесло память о нем сквозь века.
До сих пор кто-то нет-нет, да пообщается со старухой Агафьей. В частности, рассказывают, что
накануне октябрьских событий 1993-го некая горбунья подошла ко входу в телецентр "Останкино". Охрана потребовала у нее пропуск, а незнакомка вдруг повела носом, прохрипела: "Кровью тут у вас пахнет", — развернулась и пропала, словно растаяла в воздухе.
И
пожар 2000 года тоже не обошелся без явления призрака ведьмы. За два дня до пожара вскоре погибшая в пламени лифтерша рассказала коллегам, что привиделась ей объятая дымом сгорбленная фигура женщины с крестом в руках…
Вот такие вот байки из склепа…
Но оставим ненадолго легенды о призраке и вернемся обратно в год 1572. Именно тогда Останкино снова упоминается в достоверном письменном источнике – в духовной грамоте царя Ивана Грозного, в которой он завещает Останкино («Осташково на суходоле», как оно тогда называлось) царице Анне Колтовской, своей четвертой жене. Брак не продлился и полугода. Царица попала в опалу и была сослана в монастырь.
А в 1584 году у Останкино, волей государя, появился новый владелец -
дьяк Василий Щелкалов - хранитель государственной печати.
Именно с его именем связаны первые сооружения в Останкинской вотчине: при Щелкалове здесь были построены боярский двор и деревянная Троицкая церковь, выкопан пруд и посажены дубовые и кедровые рощи.
Но и Щелкалов в этом месте больше 15 лет не продержался. Уже в 1601 году Останкино опять сменило хозяина. Теперь оно было отдано
князю Черкасскому, после чего этот княжеский род владел вотчиной на протяжении более ста двадцати лет. Срок немалый, особенно учитывая, сколько хозяев сменилось на Останкинской земле за предыдущие полвека.
Само собой, за столь длительное время князья Черкасские оставили серьезный след в истории усадьбы.
В частности, именно при них взамен деревянной
Троицкой церкви был построен каменный пятиглавый храм – уникальный образец «московского узорочья», коим мы имеем удовольствие любоваться и по сей день. А с недавних пор даже без строительных лесов.
Храм Живоначальной Троицы в Останкино.
Возведение новой церкви было связано со знаменательным событием в жизни владельца усадьбы, князя Михаила Яковлевича Черкасского. В 1677 году князь женился, да не на ком-то, а на дочери богатого и знатного боярина Якова Николаевича Одоевского. И то ли пыль решил пустить в глаза именитому тестю, то ли и правда любовь к молодой жене была столь велика, но именно в честь своей свадьбы он и решил выстроить в усадьбе большой каменный храм. Едва поднялся с брачного ложа, подал челобитную и, получив благословение патриарха, приступил к строительству.
В литературе утвердилось мнение, что автором проекта останкинской церкви был крепостной
зодчий Потехин, но в последнее время высказываются предположения о том, что мастер, строивший церковь, был, скорее всего, выходцем из западных земель.
Вопрос спорный, тем более, что и архитектурный стиль церкви, и сама по себе женитьба князя Черкасского на дочери Одоевского, по заказам которого и работал Потехин, указывают на авторство этого крепостного зодчего.
Освящение новой церкви происходило в три этапа. Сперва в 1683 году был освящен служивший домовой церковью северный - Тихвинский - придел, затем в 1691 - южный (Александра Свирского), а через год 3 июня 1692 – наконец, и центральная часть храма.
Впоследствии храм неоднократно реставрировался, а существующая колокольня и вовсе третья по счету - построена она уже во второй половине XIX века. Первую шатровую колокольню разобрали в 1739 году, поставив взамен нее новую – в барочном стиле. Но и та тоже не сохранилась до наших дней. В 1877 году уже граф Шереметьев, посчитал, что она не слишком соответствует общему стилю храма – а он то знал толк в красоте, потому снова решил возвести на ее месте шатровую колокольню.
Во
владение графов Шереметевых усадьба Останкино перешла в 1743 году. Именно тогда княжна Варвара Алексеевна Черкасская, последняя из рода Черкасских, вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева, сына первого русского графа, знаменитого петровского сподвижника, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.
С этой фамилией и ассоциируется теперь у многих знаменитый Останкинский дворец, театр крепостных актеров и его прима
Прасковья Ковалева-Жемчугова.
Прасковья Ковалева-Жемчугова в роли Элианы ("Самнитские браки" А. Гретри). Портрет работы неизвестного художника.
Эта женщина стала знаковой фигурой в истории Останкино. Именно благодаря ее появлению в жизни графа Николая Петровича Шереметева и расцвела в полной своей красе усадьба Останкино.
Прасковья Ковалёва родилась в июле 1768 году в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне – Большесельский район Ярославская область) в многодетной семье крепостного кузнеца Шереметевых.
Как известно, одним из увлечений графа Петра Шереметьва было театральное искусство. Свою мечту о театре он воплотил в родовом поместье Кусково, где и ступила впервые на сцену юная крепостная Параша Ковалева. 6-летней девочкой её взяли в дворянскую усадьбу для обучения театральному мастерству. Граф по достоинству оценил и необычайные вокальные данные, и внешнюю миловидность ребенка, благодаря чему она получила неплохое образование. Была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Да и по манерам ничем не уступала знатным дамам.
Сын Петра Борисовича Шереметева, граф Николай, который разделял увлечение своего отца к театру, обратил внимание на юное дарование, когда девочке едва исполнилось 8 лет. Именно тогда вернувшись из Европы, молодой граф впервые услышал завораживающий голос Прасковьи и написал в одном из своих писем: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен…».
Не без протекции молодого графа уже в 11 лет Прасковья дебютировала на сцене театра в Кусково, а через год стала Жемчуговой. Тоже при его непосредственном участии. Из любви к красоте и искусству граф решил сменить неказистые крестьянские фамилии своих актрис на более благозвучные псевдонимы – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова. По преданию, юную Прасковью он нарек Жемчуговой за нежный, жемчужный голос, а как потом утверждала молва - за сказочный, огромный жемчуг, подаренный ей наследником императорского престола Павлом I, другом детства Шереметева-младшего.
Это был не единственный дар, полученный великой актрисой от высокородных гостей усадьбы. Сама императрица Екатерина, побывав на спектакле «Самнитские браки», пожаловала ей брильянтовый перстень со своей руки. 19-летняя Прасковья действительно произвела фурор у знатных театралов и стала примой Шереметевского театра.
А со временем восхищение молодого графа ее актерским даром переросло в более глубокие чувства…
В 1788 году умер старый граф Шереметев. Убитый горем наследник пустился во все тяжкие и, забросив все дела, запил. Прасковья проявила себя с неожиданной стороны. Она не только взяла в свои руки все дела театра, но и сумела вытащить графа из запоя, заставила вернуться к жизни и с тех пор заимела на него сильнейшее влияние.
Через некоторое время влюбленный граф Шереметев решил жениться на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Дело оставалось за «малым» – получить высочайшее императорское дозволение на столь неравный брак. И примирить свет со скандальным мезальянсом. Ни того, ни другого сделать так и не удалось.
Еще недавно восхищавшаяся актерским даром Прасковьи знать заклеймила ее позором. По Москве поползли сплетни и дабы уберечь возлюбленную от злых языков, граф Шереметев задумал покинуть Кусково и построить для нее дворец в Останкино.
Не просто дворец,
а дворец-театр бледно-розового цвета - «цвет нимфы во время зари» или «аполлонов цвет» в тон восхода солнца, с лучшими гримерными и сценическими «машинериями» грома, дождя и ветра. Театр, где примой и хозяйкой была бы Прасковья.
До той поры Останкино представляло собой богатую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. При Черкасских усадьба была столь хороша и благоустроена, что здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Но родители Николая Петровича Шереметева в качестве подмосковной резиденции избрали Кусково, и потому вплоть до конца XVIII века Останкино имело преимущественно хозяйственное значение. Теперь же, по воле влюбленного графа, усадьбу предстояло перестроить из жилой в увеселительную, театральную – где подлинная роскошь и богатейшая картинная галерея соседствовала бы с бутафорией. Над проектом дворца трудились такие известные архитекторы как Кампорези, Бренна и Старов, а воплощали в жизнь его уже крепостные зодчие графа – Миронов и Аргунов.
Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными.
Театральный зал в Останкино был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века.
Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала одной из самых больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение (трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней.
Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля.
Вместе со строительством дворца Шереметев разбил регулярный
парк во французском стиле, а позже - пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.
И вот великий день настал.
22 июля 1795 года состоялось торжественное открытие нового Останкино. На сцене его театра поставили патриотическую оперу «Взятие Измаила», на которую были приглашены ветераны - участники штурма крепости. Опера имела бешеный успех. Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила: под грохот пушек и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных зрителей. Прасковья исполнила главную роль – плененной турчанки Зельмиры влюбленной в русского офицера, и была столь гармонична в сценическом образе несчастной влюбленной, что ни у кого не оставалось сомнений в том, какие чувства довлеют над ней вне сцены.
А в декабре следующего 1796 года на престол взошел Павел I. Влюбленные надеялись, что друг детства даст графу разрешение на неравный брак. Новый император не заставил себя долго ждать, оказал Шереметеву великую честь и милость – принял приглашение посетить Останкино. Была весна 1797 года. Усадьба готовилась к приезду важного гостя. Слишком многое стояло на кону, чтобы отделаться традиционным гостеприимством, а потому встреча императора была продумана до мелочей и превратилась в феерическое шоу.
На пути от Крестовской (Рижской) заставы до Останкино устроили иллюминацию из смоляных бочек. А в густой роще, через которую лежала дорога во дворец, подпилили деревья, поставили у каждого дерева часового, и при приближении царского поезда они аккуратно падали один за другим, по мановению руки образуя дорогу-просеку.
Император был очень доволен, но не остался ни на обед, ни на спектакль. Он вихрем промчался по дворцу и через 40 минут уехал, назначив Шереметева на должность обер-гофмаршала, но в память о том посещении в Останкинском дворце появилась Пунцовая гостиная, отделанная по аналогии с Петровским залом Зимнего дворца – зал с парадным портретом Павла I работы Н.Аргунова.
Столь поспешный отъезд Павла из Останкино людская молва связывает с очередным появлением призрака ведьмы Агафьи. Говорят, когда подле императора появилась неизвестная горбатая старуха, все недоумевали, как ей удалось пройти мимо бдительной охраны. Хотели прогнать, но Павел остановил стражу и долго разговаривал со старухой наедине. А потом с грустью обмолвился графу Шереметеву: «Теперь я знаю, когда буду убит»…
В любом случае, чтобы ни было тому причиной – встреча ли со старухой, или просто опасения перегнуть палку, зная о взбалмошном характере друга детства – Шереметев все же не стал просить у Павла разрешения на официальный брак с Прасковьей. Но благодаря императорскому визиту в Останкино злые языки притихли. А 12 марта 1801 года сбылось пророчество старухи Агафьи. Павел I был убит.
К тому времени из-за обострившейся болезни Прасковья почти лишилась голоса и была вынуждена покинуть сцену... Театральная труппа Останкино была распущена, а сама усадьба надолго оставлена владельцами.
Расцвет Останкино был хоть и ярок, но столь же краток.
В помещении этого дворца всего трижды давали большие приемы с театральными постановками, последний из них - по случаю коронации Александра I.
Но прием приемом, а граф все же не решился просить позволения на женитьбу и у нового либерального императора. Вместо этого он пошел на обман – состряпал Прасковье поддельные документы, якобы свидетельствующие, что она происходит из рода польских дворян Ковалевских и будто бы ее предок в конце XVII века попал в плен к русским, в результате чего стал крепостным Шереметевых. Но быть может, затеянная авантюра и не имела бы должного эффекта, если бы не митрополит Платон, который в благодарность за учреждение в Москве Странноприимного дома, а так же другие благотворительные дела Шереметева, дал благословение на брак.
6 ноября 1801 года состоялось тайное венчание, после которого молодожены почти сразу уехали в Петербург. Прасковья в Москву более не вернулась.
23 февраля 1803 года, ровно через двадцать дней после рождения сына Дмитрия, Прасковья умерла в доме Шереметевых на Фонтанке. Невзирая на то, что за несколько дней до ее смерти брак был наконец-то признан императором Александром, никто из знати на похороны не пришел, лишь архитектор Джакомо Кваренги, поклонник и друг, шел за гробом графини. Похоронили ее в фамильном склепе Шереметевых в Александро-Невской лавре.
Говорят, выйдя из усыпальницы, граф рухнул без сознания и пробыл в беспамятстве несколько дней. А придя в себя, сделался затворником.
Тоску свою граф поначалу пытался унять благотворительностью. Завершил строительство давно начатого Странноприимного дома недалеко от Сухаревой башни в Москве (ныне НИИ скорой помощи им. Склифосовского), положил на его содержание огромную сумму в полмиллиона рублей и несколько деревень с 8 тыс. душ, доход от которых должен был идти на содержание призреваемых, помощь семьям, попавшим в беду, и на приданое бедным невестам. Да, приданое присуждалось 23 февраля - в день смерти Прасковьи Ивановны. Но и благотворительность не спасла графа от глубокой депрессии.
Граф старался спрятаться от всего - от театра, людей, быта. Завел себе собачку и с ней только разговаривал по душам, мог сутками никого в кабинет не пускать. Когда и собачка умерла, велел сделать ее «чучелко» и с ним продолжал общаться и таял на глазах. Дворня говорила: «Ему стало незачем жить...» Так и зачах быстро и тихо, пережив жену лишь на 6 лет.
Вот такая вот любовь…
А потом наступил страшный для Москвы
1812 год. Летняя увеселительная усадьба-театр не годилась для зимовки французов. Поэтому большого урона ей нанесено не было. Но часть богатейшей картинной галереи все же не досчиталась многих экспонатов. Кроме того, был сожжен сарай, где хранились уникальные театральные декорации и костюмы. Впрочем, о последних начали сокрушаться лишь сотрудники музея. Ибо Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года,
деятельности театра так не возобновляли, да и не намеревались.
После отмены крепостного права в 1861 году Останкинские земли были частично выделены под
строительство дач. Впрочем, первые дачи здесь появились уже в 20е годы XIX века. Дачи здесь арендовали артисты московских театров, в частности московского Петровского театра. В саду они устраивали концерты, а желающие могли посетить дворец и парк Шереметевых в отсутствие хозяев.
Но во второй половине века дачное строительство здесь приобрело грандиозные масштабы. Экономические нужды заставляют хозяев имения рассматривать его не только как уникальный художественный музей, но и как источник доходов: в оранжереях выращивают цветы на продажу, огороды и дачные участки сдаются в аренду. Останкинский парк становится местом прогулок горожан, по берегам речек и в дубравах устраиваются праздничные гулянья. Останкино москвичи посещали довольно часто: в особенности было известно гулянье на Троицын день. Для удовольствия посетителей в парке имелись самовары с чаем, закуски, а по левую сторону парка находился деревянный театр, в котором четыре раза в неделю играла музыка.
Шереметевы иммигрировали из России почти сразу после февральской революции 1917 задолго до октября. Перед отъездом в Европу они передали свои земельные владения государству и, быть может, именно благодаря этой прозорливости их московские имения – Кусково и Останкино – уцелели. Уже в 1918 году Останкинский дворец стал музеем.
Музеем крепостного творчества.
Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые входят как предметы, принадлежавшие владельцам Останкина - графам Шереметевым, так и те, что были собраны после 1918 года.
Особую ценность представляют коллекции тех предметов убранства интерьера, что бытовали в Останкине со времени его создания. Крупнейшая из них - собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой половины XIX века русского и западноевропейского производства - торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель, выполненные часто специально для Останкина.
В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX веков, в которой представлены работы Ивана и Николая Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и др. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников.
Странная и интересная судьба постигла после революции Останкинский парк. Часть его вошла в состав музейного комплекса. Оставшиеся территории отошли к
Ботаническому саду имени Цицина, парку им. Дзержинского (ныне Останкинскому), Лосиному острову и даже ВДНХ.
В своем рассказе мне, конечно, хотелось бы рассказать обо всем. Но, кажется, уже сейчас пост сильно превышает дозволенный объем, поэтому… Если кому-то интересно, свистните, и я начну готовить новый пост. Рассказать есть о чем, поверьте. И Ботанический сад, и ВДНХ, и бывший парк Дзержинского (позвольте мне именовать его именно так, невзирая на то, что даже в советскую бытность его так никто особо и не называл) прочно обосновались в моей памяти и жизни…
Но именно этот пост я все же хочу закончить еще одной достопримечательностью Останкино. Наверное, потому что о ней мало кто теперь знает, а для меня она стала знаковой.
Старейшая в Москве пончиковая. Она открылась незадолго до начала строительства Останкинской телебашни – в 1952 году – и существует по сей день. Находится она напротив входа в парк Останкино (тот самый парк им. Дзержинского) – через дорогу от него – на лужайке у конечной остановки 11 и 17 трамваев.
Внешне здание очень изменилось за последние годы – порозовело, но пончики остались те же. Честно-честно. В прошлую субботу я купила целый килограмм. И одну штуку слопала там же – за высоким столиком, рассыпая по столешнице сахарную пудру (тарелок, как и в былые годы, там не дают), остальные приволокла домой – к чаю.
Далее текст не хочется перед выгрузкой заменять на прошедшее время. Написан он был именно 31 мая 2014 года:
Цитата:И вот именно сейчас, пишу эти строчки, а на кухне кипит чайник. Уже предвкушаю вкус пончиков из своего детства. Моя память простирается недалеко – на какие-то 25 лет, или, быть может, чуть больше. Но сегодня в очереди передо мной стояла седовласая женщина и рассказывала, что она впервые попала в эту пончиковую в возрасте 6 лет с мамой, которой уже и в живых нет, и до сих пор помнит этот момент. И пусть пончики тогда стоили 1 рубль за килограмм, а не 350 как сейчас, но вкус у них был такой же…
...