Amica:
» Чтение стихов Анатолия Генриховича Наймана (к 77-летию)
Всем здравствуйте, девочки!
Все ваши ассоциации усердно читаю, расставляю сердечки и "заношу в протокол".
Но сама пока не могу поймать настроение.
Вот почему я решила вернуться к идее "Поэтического календаря".
Так что...
Сегодня день рождения у русского поэта, переводчика, эссеиста, прозаика, мемуариста
Анатолия Генриховича Наймана.
Родился 23 апреля 1936 годa в Ленинграде в семье инженера, убеждённого толстовца Ге́нриха Ко́пелевича и врача А́си Дави́довны На́йман. Окончил 222-ю среднюю школу (бывшую Петришуле) в 1953 году и Ленинградский технологический институт в 1958 году, Высшие сценарные курсы в Москве. Стенфордский университет (США). Найман никогда не был членом СП СССР. Член французского Пен-клуба с 1989 года.
Стихи пишет с 1954 года. Как переводчик поэзии печатается с 1959 года. В СССР до 1989 года печатались только его переводы.
В 1959 году познакомился с Анной Ахматовой. С 1963 года — её соавтор по переводам Леопарди и литературный секретарь.
Был хорошо известен в самиздате (сборники стихов «Сентиментальный марш», поэмы «Стихи по частному поводу», «Сентябрьская поэма»). Автор многочисленных переводов из средневековой французской и провансальской поэзии («Роман о Лисе», трубадуры, труверы и пр.).
В 1970 году написал стихи к песням детского фильма «Удивительный мальчик» (ТО «Экран», реж. Александр Орлов, которые исполнила Алла Пугачёва).
Живет и работает в Москве.
В 2006 году написал книгу «Роман с „Самоваром“» об истории создания и работе русского культурного центра в США, нью-йоркском ресторане «Русский самовар», создателями которого наравне с бизнесменом Романом Капланом являются поэт Иосиф Бродский и танцор Михаил Барышников.
Сергей Довлатов о друге:
«Найман — интеллектуальный ковбой. Успевает нажать спусковой крючок раньше любого оппонента. Его трассирующие шутки — ядовиты».
Что ж, предлагаю вам познакомиться с творчеством этого интересного человека.
* * *
(Пульс звезды Полярной, пульсы прочих тыщ,
пульс Москвы-товарной, Лося и Мытищ
кровью капиллярной воз-враща-ются
снова в пульс Полярной, Рака и Стрельца.)
Улица Вишневского, Институт зерна,
Отделенье связи - вот моя страна;
Батарей зарядка и Заточка бритв -
всё ложится в строчку, был бы только ритм.
Был бы только юноша золотоволос,
горло прочищающий, чтобы петь всерьез.
Лишь бы искры сыпала
космоса фреза,
а уж мы подыщем в рифму адреса.
* * *
Песий лай, хриплый, как падающая струя
кипятка в заварку, и регулярность пауз
чмокающей капели - очерчивают края
звука жизни, погружающейся в ночь и хаос.
И еще тенорок самолета с дальнего материка
из цивилизации, равной Египту и Риму;
он взлетал как жар-птица, пункт назначенья - Москва,
а сядет в бетонный каркас, спрессовавший зиму.
Дальше автобусом в сторону, пусть будет, Кимр,
из-под колес выплевывающим снег, соль, щебенку
всё невидимей, так как грязь это только грим,
смерчем песочных часов соскальзывающий в воронку.
И, наконец, выходишь: лай, кипяток, капель...
Дорога земли - любой: в полесье, и в междуречье -
одна, поскольку земля есть путь, средство и цель,
неважно, летел ты оттуда сюда, или навстречу.
* * *
Есть племя
покинул и племя
вернул:
покинулы скорбно толпятся у ямы,
вернулы в парадный встают караул,
не зная друг друга, но слыша тамтамы.
Я осень
покинул оставил в цвету
кустарщины пестрой туземных ремесел,
кладбищенский парк под дождем, на ветру
стонал и качался - и вот, я их бросил.
Я зиму
вернул оглянул в белизне
лавин горностаевых, виснувших с неба,
в отсчете секунд на стерляжьей блесне,
на струнах дрожащих гриппозного снега.
И ты между ними бродила, верна
тому, кто
вернул, и тому чуженину,
кого ты
вернула, - так вот он я, на
меня! Если только покину
покину.
Но как это сделать! Покинул мне жаль
сменял их, "Прощанье славянки" по слуху
мне спевших, глядевших кто в землю, кто вдаль, -
на стойких
вернул победивших разлуку.
Безумье мечтать, что верну я
верну.
Пусть так - но хотя бы никто чтоб не сгинул,
я вытвердил, как чужеземец в плену,
за именем имя
вернул и
покинул.
* * *
Траченная молью полунеба карта,
черно-золотого полотно штандарта -
то, что вносишь ночью в тесноту передней, -
осеняют землю почестью последней.
Плоти отслужившей, почве и планете
уплывать снарядом гроба на лафете,
прибылью вселенной больше, чем уроном,
ибо всякий живший - воин и астроном.
Ад, не дуй в свирели, смерть, не бей в литавры,
ночь, зажги шутихи, запали петарды,
ибо сын вселенной, хоть и сбился с курса
и попал на землю, но домой вернулся.
ВЕЧЕРОМ
Я входил в ресторан, и скрипач начинал
под сурдинку играть и мурлыкать мне имя
незабвенной звезды, и хозяин сминал
облачка просветленного лампами дыма.
Циферблат загорался - но время не шло:
та безденежность юная и неизбежность,
тот апрель в перезвонах "да-да" и "алло",
где плодит суету рукотворная нежность,
вся та белая ночь - как флакон от духов
с ароматом растерянности и величья -
отложились щемящим узором в Христов
день, к которому дорого было яичко.
Но что с улицы плащ мой вносил, чем несло
в зеркала из-под двери: биенье пространства,
то, чем живо вселенной ночной ремесло, -
превращалось в стихию искусства и пьянства;
и дымок не дыханью, когда я входил,
и струна не смычку покорялись, а вести
из горнил черноты и от сдвига светил,
признающих кабацкие гул и созвездья.
* * *
То - прострел в поясницу, то - неделю мигрень,
в марте - гастрит, в апреле - стенокардия,
про зубы или про грипп и рассказывать лень,
всю жизнь одно за одним, такая картина.
И что любопытно, хворь прыгает вверх и вниз,
одно идет за другим, но никогда не вместе -
это, как будет, показывает организм,
когда навалится разом всё, стало быть, к смерти.
Что это? сердце? ты тикало, как часы,
прощай! Мозги, в вас мир клокотал, как в воронке!
Желудок - знаток натюрмортов в каплях росы!
Прощайте, ветров ущелья и флейты - бронхи!
А жаль, так верно друг другу служили вы,
рудами и родниками кормясь своими,
так ткань была совершенна, так тонки швы,
что даже носили когда-то душу и имя.
ЧУЖАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Водя пером того, кто болел и умер,
в тетрадке того, кто выстрелил себе в лоб,
на палку того опираясь, кто обезумел,
на вёсла того, кто, за борт упав, утоп,
что я делаю, как не с огнем играю,
лет со скольки неважно, в общем, давно, -
если только и вправду сползаю к краю,
а не вцепился в стул и смотрю кино?
Эх, обкидали грязью кого-то мальчишки,
нет, завернули в плед, везут на курорт,
эй, он стреляется в смокинге и манишке,
рыба - его, что ль? - в беззвучный целует рот -
или, вон, давится, воет, врачам не верит,
шарит рукой по нестиранной простыне...
Главное - знать:
вместо меня - или
перед?
путь
заслоняя - или
готовя мне?
*****
Буду рада услышать ваше мнение, девочки.
И, кстати, сегодня ещё и
Всемирный день книги и авторского права.
С чем нас всех и поздравляю!
=====
Вопрос: девочки, я раньше предлагала нам с вами по средам устраивать "
галереи", то есть знакомиться с картинами художников, а пятницы посвящать нашим с вами "
открытиям" - поэтам, которых вы для себя "открыли". Вы не против того, чтобы придерживаться такого "распорядка"?
Ну, или можно темы среды/пятницы поменять, как хотите.
Главное, чтобы нам с вами было интересно, правда?
И я бы хотела, чтобы на таких вечерах инициатива переходила каждую неделю к новому ведущему.
Кстати, я не увидела предложений по
темам майского марафона. Не стесняйтесь, девчат, предлагайте свои идеи - обсудим, выберем лучшие - и всем будет интересно.
...
Amica:
» Примерный план проведения Марафона Памяти
Антея, какое чудесное стихотворение ты нашла!
Спасибо!
lisitza писал(а):было бы здорово увидеть все переводы на одной странице.
Значит, так и сделаем.
Sad Memory писал(а):А я еще бы предложила - Биографии поэтов великой отечественной и Презентация стихов поэтов времен ВОВ
Аня, спасибо за предложение.
Только давайте не целиком биографии, а самые яркие, самые значимые факты их жизни?
Презентация стихов - непременно, я так думаю, как раз на 9 мая.
Антея писал(а):Вот и передавай эстафету.

Какие вы, оказывается, стихоспортсменки!
Посмотрим, что и как получится.
Антея писал(а):Мне понравилось вот это твоё предложение: " о прототипах героев книг и фильмов".
Тоже интересно.

Можно попробовать.
Мария В писал(а):У меня есть несколько статей об истории создания песен времён ВОВ
Чудесно!

И будет, думаю, всем интересно.
Естественно, если
Мария В писал(а):в теме будут два-три человека, надёжнее и интереснее

Здесь я согласна с
Машей.
Мария В писал(а):о современных музыкальных группах, поющих старые и новые песни о войне
Я так понимаю, один из вечеров у нас намечается "песенный"?
Мария В писал(а):о книге Улицкой (она собирает воспоминания детей войны, должно получиться интересно, но я не читала)
Любопытно. Можно попробовать поискать и другие книги.
Может,
Влада к нам присоединиться захочет?
Ассоль, ты как?
Мария В писал(а):без отмашки сложно будет организоваться. Так что назначай смело - темы, даты, а мы подтянемся.
Ну, раз такое дело,

давайте тогда так.
План проведения Марафона Памяти:
9 мая - "Споёмте, друзья!.." / Вечер военной песни (старые и новые песни, истории написания).
16 мая - "Девчата, похожие на парней..." / Вечер стихов о женщинах военного времени.
23 - "У войны недетское лицо..." / Вечер стихов о детях военного времени.
30 - "И мы в той войне победили!" / Вечер Памяти (известные и малоизвестные стихи о войне и Дне Победы).
Кроме того, давайте сразу договоримся: если вам есть что показать
из своего, обязательно поделитесь с нами.
О биографиях поэтов: выкладывайте их в тот вечер, который посчитаете подходящим.
Начало каждого вечера: 9.00 +
Я думаю, что после 9 вечера, раньше у меня никак не получается.
Но можно сделать и так: я напишу объявление чуть пораньше, чтобы вы начинали выкладывать материал, а потом присоединюсь к вам.
Ну, как вам? Согласны?
П. С.
Антея писал(а):Я ещё одно стихотворение перевела, была бы рада, если бы и его присоединили.
Антея, всё сделаем.
...