Последние годы стало очень популярным "развенчивать" прежних кумиров и возводить новых. Вы можете возразить, что так было всегда. Согласен, то нынешнее "сбрасывание с пьедесталов" происходит с какой-то особенной злобой. Подобное творится во всех областях культуры, и в живописи в частности. Нормальная( в моем понимание) живопись куда-то уходит, вытесняется либо отвратительными слащавыми картинками, состряпанными при помощи современных технологий, либо всяческими перфомансами и концептуальным искусством, либо картинками, списанными с конфетных коробок американского производства 30-х годов. Немногочисленные образцы настоящего искусства, а в данном случае я говорю о живописи России, потихоньку перекочевывают с музейных экспозиций в запасники.
Вот я и хочу вспомнить тех художников, чьи картины мы увидели еще в детстве, при первых наших посещениях музеев и выставок. Нас приводили родители, мы приходили классами, мы смотрели, мы обсуждали, мы даже сами пытались что-то нарисовать. Не могу сказать, что являюсь поклонником творчества многих из тех, о ком хочу поговорить. Но это мое личное мнение, отнюдь не умаляющее таланта и мастерства этих художников. Многие из них знали цену и своему искусству своим творческим возможностям, но надо было жить, кормить семьи - и они рисовали то, что требовала власть, за что она платила. Характерен в этом плане пример И.Бродского. Вот что пишет К.Чуковский:
«… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“. И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …
Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица. ….»
Все мы с детства помним работы И.Бродского:
"Ленин в Смольном"
"Расстрел 26-ти бакинских комиссаров"
Есть и другие портреты В.Ленина, И.Сталина, К.Ворошилова, М.Фрунзе,В. М. Молотова, С.Кирова,В.Куйбышева, А.Жданова,
Л. Кагановича,Г. Орджоникидзе. но при этом мы забываем о другой стороне твочества И.Бродского. Посмотрите вот на эти его работы:
"Опавшие листья"
"Аллея парка"
"Поздние дачники"
"Автопортрет с дочерью"
"Портрет Чуковского"
"Новолуниe"
"Сказка"
Другого художника эпохи социалистического реализма Сергея Васильевича Герасимова мое, т.е. старшее поколение, помнит по нескольким картинам - агиткам, таким, например, как:
«Колхозный праздник»
или
«Мать партизана»
Эта работа хотя бы оправдывается временем и задачами, стоявшими во время войны перед всеми деятелями искусств.
Однако, наряду с такими, политическими заказами, художником созданы и прекрасные пейзажи и портреты, которые, к сожалению, куда менее известны. Хотя, на мой взгляд, жизненной правды в них куда больше, чем в работах, представленных выше.
«Церковь Покрова на Нерли»
«Лед прошел»
«Городской пейзаж»
«В порту. У причала»
«Портрет жены»
«Шура. Портрет племянницы»
Еще один художник, знакомый нам по школьным учебникам 60-х годов - Аркадий Александрович Пластов. В отличие от многих других, он сумел почти не «замазаться» официозом. Да, была у него (уже в 50-е годы) картина «Ленин в Разливе», но ее никто и не помнит, да были у него и такие работы, как «Колхозный праздник» или «Едут на выборы», но в целом он смог найти ту «золотую середину», при которой и власти были довольны и картины не выглядели пропагандистским материалом.
«Едут на выборы»
«Колхозный праздник»
«Сенокос»
«Ужин трактористов»
«Жатва»
«Первый снег. Сумерки»
«Полдень»
«Весна. В бане»
В отличие от многих художников, начавших свою творческую деятельность в 20-30 годы 20 века, Борис Владимирович Иогансо́н, если и «баловался» неидеологизированной живописью, то этих работ никто не видел. Каждое полотно этого художника было насквозь пропитано идеологией, причем настолько «кондовой», что глядя на них, уже даже тогда, когда Иогансон почитался чуть ли не за главного художника страны, становилось противно. Но, объективности ради, я все же представлю некоторые его работы, которые, думаю, набили оскомину.
«Допрос коммунистов»
«Рабфак идет (Вузовцы)»
«Советский суд"
«На старом уральском заводе»
О последней картине хочу сказать особо. Вот что рассказал художник о том, как создавался холст "На старом уральском заводе": "Во время поездки на Урал в 1935 году я собрал материалы для композиции "На старом уральском заводе", хотя еще не знал точно, что это будет за картина. Побывал в разных индустриальных центрах Урала: в Свердловске, Златоусте, Челябинске… Я искал старое, непереоборудованное заводское здание. Такой цех сохранился. Это был мрачный кирпичный сарай с маленькими окошечками, с толстыми темными стенами. Он походил на тюрьму.
Познакомился я и со старым рабочим, который рассказал мне, как шла работа в том цехе. Здесь у меня и стал возникать сюжет картины. Воображение подсказало облик хозяина, его приспешника и разные типы рабочих. Основная идея, которую мне хотелось выразить в картине, состояла в том, чтобы в конкретных образах показать взаимоотношения капиталистов и рабочих, показать весь ужас эксплуатации и назревающую силу пролетариата.
Мне представился и сюжет картины. В литейно-формовочную мастерскую заходят заводчик со своим приказчиком, который, указывая на рабочего, шепчет на ухо хозяину: "Вот этот народ смущает".
Читать это страшно. Художника не интересует в творчестве ничего, кроме, как «показать взаимоотношения капиталистов и рабочих, показать весь ужас эксплуатации и назревающую силу пролетариата». А поездка за государственный счет по разным городам, что бы осмотреть заводы, для написания неясного фона за спинами персонажей картины! И. самое страшное, что и самим художником и многими все это воспринималось как должное.
На этой нерадостной ноте закончу первую часть своего рассказа.