kabardinochka:
Кто-кто... конь в пальто Турук Макто!
Слышали анекдот про то, как американские геологи обнаружили над крупными залежами американской нефти какую-то арабскую страну. Так Кэмерон его тоже слышал, и даже экранизировал!
Аватар / Avatar
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Автор сценария: Джеймс Кэмерон
В главных ролях: Сэм Уортингтон, Соэ Сальданья, Сигурни Уивер, Дилип Рао, Стивен Лэнг, Джованни Рибизи, Мишель Родригес и др.
США, 2009
Продолжительность: 166 (?) мин.
На одной из лун газового гиганта Полифема Пандоре земляне обнаружили месторождение бесценного минерала — анобтаниума, 1 кг которого стоит двадцать миллионов долларов. Небольшого камушка этой "нефти" достаточно, чтобы снабдить энергией все Соединенные Штаты, да еще и на Мексику останется. И все было бы замечательно, если бы не местные жители На`Ви, которые по своей глупости и недалекому разуму всячески препятствуют разграблению своих ресурсов. Синие и трехметровые индейцы с добрыми, но бессмысленными глазами, застрелив дичь на обед, сначала просят у жертвы прощения, а потом говорят обеду «спасибо»; они молятся матери-природе, подключаются к экологическому дереву-интернету; медитируют среди флуоресцентной растительности, не то распугивая, не то привлекая медуз, и плевать хотели на подачки землян. Вредные, гады — лезут с луками и стрелами на грузовики и бурильные установки. Им предлагают дороги, а они предпочитают грязь; их хотят кормить фастфудом, а они выбирают местные грибы, свежее мясо и тыквы. Не понимают своего счастья, дебилы.
Можно бы, конечно, организовать им "демократические выборы", плавно вытекающие и периодически переходящие в ковровые бомбардировки и сплошные зачистки территории, но подобные мероприятия в прошлом лишили ног немало доблестных сынов отчизны, а потому пришедшие к власти демократы отодвигают от руля республиканских вояк и решают использовать новейшую технологию клонирования. Группа ученых под руководством доктора Грейс Огастин (Сигурни Уивер) разработала способ, с помощью которого можно «пересадить» разум землянина в синее инопланетное тулово - аватар, а потом управлять им с безопасного расстояния. Так можно и войти в доверие к
тупым самобытным аборигенам, и выяснить их слабые места, и уговорить очистить столь ценные территории.
Джейк Салли (Сэм Уортингтон) — один из таких операторов. Бывший морпех в инвалидной коляске, получивший спинальную травму в одной из горячих точек, попал на Пандору случайно. Аватарка делалась под его брата-близнеца, но тот скоропостижно скончался, вот и пришлось выписывать с Земли замену. За обещанные протезы Салли готов на все - и изображать демократа ученого, и шпионить на вояк республиканцев, и развести синих на доступ к месторождению ценного сырья. Он с радостью внедряется в племя, живущее в кроне дерева жизни, полчаса тупит, тыкая пальцами в гигантские розовые поганки, но вскоре завязывает роман с туземской принцессой Нейтири (Зои Салдана), которая учит своего новообретенного бойфренда местным обычаям и полезным практическим навыкам, самый зашибенный из которых - установка контакта. Если Маугли достаточно было напомнить "об одной крови", то на Пандоре психологический контакт с лошадьми, драконами, аборигенами и медузами устанавливается куда как лихо - достаточно засунуть в какое-нибудь отверстие объекта усики из растущей на голове длинной косы, после чего контактирующих пробирают такие разряды, что многократные слияния с флорой и фауной быстро становятся любимым и практически единственным занятием Салли. Ближе к концу фильма доходит до того, что землянин вовсю выступает перед пандорянами с душеспасительными и освободительными телегами, призывая их не прогибаться перед людьми. Человек делает карьеру, какие проблемы? Ну и что с того, что сам он лежит в кресле, опутанный проводами, и, иногда просыпаясь, укоризненно спрашивает сам себя: "Что ж ты делаешь, Джейк?", на что гнусный полковник Майлс Куоритч (Стивен Ланг) - олицетворение мирового Зла - находит циничный, но меткий ответ: "Нашел себе местную сучку и тут же забыл, на чьей ты стороне". В общем, морпех просветляется и приступает не то к «Танцам с волками», не то к "Покахонтас". Привести товарища в чувство прикладом в лицо пытается Куоритч, но, увы, Салли уже конкретно подсел на "контакты" и конфликт переходит в горячую фазу. Соскучились по дусту, пуле, огнемету и ковровым бомбардировкам? А по сошедшему с небес спасителю? Получите и распишитесь.
Сюжет - примитивен, начисто лишен драматургии и той фабулы, которая заложена даже в сказках.
Деление на Добро и Зло - вовсе не задалось.
Диалоги - ясельный уровень.
Персонажи - пустые, ходульные, неинтересные, без мотивации.
Ставка на мир Пандоры - не сработала. Никакой новой цивилизации со своей самобытной культурой, общественным устройством и технологиями я не увидела. Земляне преодолевают космические расстояния, но до сих пор пользуются примитивным огнестрельным оружием, которым помогают злодеи на бульдозерах. На`Ви носят человеческие луки, а красоты Пандоры срисованы с сюжетов Discovery. На чужой планете такая же сила тяжести, как на Земле, а среди растительности постоянно мелькают пальмы и папоротники. Полеты на драконах стырены со ставших классическими понтов летчиков на истребителях, а финальная атака в подметки не годится сценам из "Апокалипсиса". Полный смурдяк.
Актерская игра - к лешему.
Спецэффекты - помножены на спецэффекты. А я люблю, когда на смысл. Однозначно, Средиземье лучше!
Режиссура - сомнительная. Став заложником собственной гордыни и сойдя с ума от полученной "картинки", Герр Кэмерон с каждым новым прокатом и релизом dvd добавляет в фильм все новые и новые рисовалки, увеличивая продолжительность картины на 8, а потом 12, а потом и на 20 минут. Ну и что с того, что с каждой новой минутой смысла становится все меньше? И тут начинается действительно страшное. Не за горами Аватар 2 и Аватар возвращается.
Итог: свинчено, скручено, состряпано, но не трогает. Ни разу. Это вам не трагедия про мальчика, который оказался лидером восстания всех людей против всех машин, доброго робота и полубезумной мамаши.
Оценка: Шняга.
Вердикт: Смотрите Гойко Митича! ...
kabardinochka:
» Венецианский кинофестиваль-2010
От Муссолини до Тарантино
Неделю назад завершился 67-й Венецианский фестиваль, проходивший на острове Лидо с 1 по 11 сентября. Судейской коллегии Мостры пришлось нелегко - конкурс в этом году выдался на редкость сильный. Венеции повезло: большинство потенциальных хитов не поспели ни к Берлинскому, ни к Каннскому кинофестивалям - ее главным конкурентам. А к сентябрю поспели все. Всего в эти дни было показано 85 игровых фильмов, из них 81 - мировые премьеры. Чтобы отобрать сильнейших кандидатов в лауреаты, фестивальные комиссии просмотрели 4251 ленту из 102 стран мира. Таким образом, само попадание в основной конкурс, в котором в этом году 24 фильма, можно считать серьезной победой.
О фестивале
Старейший в мире Венецианский международный кинофестиваль, впервые проведенный в 1932 году, за свою историю успел раздать призы советской классике, открыть миру иранское и японское кино и стать причиной основания еще двух фестивалей. История показов искусства в Венеции уходит корнями в 1895 год, когда в этом городе состоялась первая в мировой истории международная художественная выставка, позже получившая название Венецианская бьеннале. Кстати, в те же 30-е годы 20-го века к выставкам достижений художников помимо кино добавились фестивали музыкантов и театралов – и Венеция собрала полный набор искусств. И хотя злопыхатели любят припоминать, что инициатором создания кинофорума на острове Лидо был не кто иной, как Бенито Муссолини, сами венецианцы относятся к вопросам истории достаточно спокойно: да, было такое, и разве могло так случиться, чтобы такое публичное действие в Италии 1930-х свершилось без ведома Муссолини. Кроме того, они достаточно четко отдают честь реальному организатору, графу Джузеппе Вольпи, который, несмотря на фашистское прошлое, остался в истории кинофестиваля до сих пор: именно в его память учреждены Кубки Вольпи.
Именно Венецианский фестиваль стал непосредственным «виновником» появления своих двух соперников – Каннского, организованного французскими кинематографистами в 1939 году, и Римского, основанного всего пять лет назад. И если в Канн французы перебрались не от хорошей жизни – в те годы в Венеции предпочтение отдавалось исключительно немецкому кино, то Римский кинофестиваль был призван сберечь итальянский кинематограф от голливудского кинонашествия. Но Венеция до сих пор считается наиболее престижной в плане наград, благородно оставив Канну второе место.
История Венецианского кинофестиваля началась с достаточно неожиданного поворота. На самом первом фестивале приз зрительских симпатий за лучшую режиссуру получила картина «Путевка в жизнь» Николая Экка – фильм о беспризорниках, снятый в СССР. Правда, даже первый приз Венеции, Кубок Муссолини, не всегда получали фильмы из Италии или Германии – так, в 1935 году лучшим иностранным фильмом стала голливудская экранизация «Анны Карениной» с Гретой Гарбо.
В 1951 году Венеция вручила «Золотого льва» фильму «Расёмон» японца Акиры Куросавы, показав миру новое японское кино. Именно здесь получил «путевку в жизнь» итальянский неореализм Висконти и Росселини, фильмы Антониони и Феллини, французская новая волна – Жан-Люк Годар и Ален Рене. Советское кино также регулярно получало награды Венеции: «Садко» Александра Птушко и чеховская «Попрыгунья» Самсона Самсонова получили «Серебряных львов», а в 1962 году киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство».
В истории Венецианского кинофестиваля были две черные полосы. Он прекращался дважды; впервые это случилось во время Второй мировой войны, когда она пришла на территорию Италии и стало не до кино, а второй раз в конце 1960-х, когда в его организацию вмешалось правительство Италии, пытавшееся изменить правила конкурсных программ и в конечном итоге просто отменившее его. Возрождение кинофестиваля в Венеции состоялось лишь в 1979 году, но его организаторы не стали «обнулять» счетчик – как и после войны.
Несмотря ни на что, правило – про хорошее и новое – сохраняется до сих пор; более того, по условиям кинофестиваля, фильмы основного конкурса не могут быть раньше показаны публике и не должны ранее участвовать в других фестивалях. Это требование, например, привело к скандалу на российском «Кинотавре-2010», когда фильм «Овсянки» был неожиданно снят с конкурса ради участия в отборе в Венецию.
Сейчас Венеция фактически определяет моду на кино. Именно здесь спустя 50 лет после Куросавы было показано новое японское кино: в 1997 году Такеши Китано получил «Золотого льва» за картину «Фейерверк». Венеция открыла миру и, к примеру, кинематограф Ирана.
В настоящее время на кинофестивале вручаются призы в основном конкурсе – золотые (лучший фильм) и серебряные (лучший режиссер) «Львы», Кубки Вольпи за лучшую мужскую и женскую роль, есть приз имени Марчелло Мастрояни лучшему молодому актеру или актрисе. Кроме того, вручаются призы за сценарий или работу оператора, специальный приз жюри.
Программа Венецианского кинофестиваля наряду с основным конкурсом (24 картины в 2010 году) включает конкурс «Горизонты», где участвуют художественные и документальные фильмы, символизирующие поиск новых форм киноизображения, и конкурс короткометражных фильмов. Во время фестиваля проводятся кинорынок (это событие сейчас сопровождает практически каждый кинофестиваль в мире) и секция независимого и параллельного кино, отобранная итальянскими кинокритиками. Не забывает Венеция и про национальный кинематограф – несмотря на обвинения, приведшие к созданию фестиваля в Риме. Ежегодно основная программа кинофестиваля обязательно включает несколько картин итальянских режиссеров.
Конкурсная программа
Фильмом открытия фестиваля стала конкурсная картина Даррена Аронофски «Черный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях, а завершился кинофорум лентой «Буря» (The Tempest) Джули Теймор, который также участвовал в основном конкурсе. Говоря о конкурсе, председатель жюри Квентин Тарантино отметил, что по своему составу Венецианский кинофорум один из самых необыкновенных, первоклассных и эклектичных: «Он охватывает всю карту мира и это действительно завораживает».
В целом в Венеции были показаны 86 фильмов, 24 из которых принимали участие в основной конкурсной программе (Venezia 67). Режиссеры из 35 стран представили свои работы. Хозяева фестиваля, итальянцы, показали 44 киноленты, 19 фильмов привезли американские кинематографисты, 11 картин - французы, семь – китайцы (плюс три – представители Гонконга), шесть – британцы и т.д.
В Венеции были показаны и четыре российских фильма: один из них в рамках основной конкурсной программы – "Овсянки" (Алексей Федорченко). Также, в программе "Горизонты 67", были представлены работы россиян "Слабый Рот Фронт" (Виктор Алимпиев), "Бриллианты" (Рустам Хамдамов) и "Воодушевление" (Галина Мызникова, Сергей Проворов).
"Черный лебедь" (Black Swan), Даррен Аронофски, США
"Овсянки" (Silent Souls), Алексей Федорченко, Россия
"Три" (Drei), Том Тыквер, Германия
"Где-то" (Somewhere), София Коппола, США
"Ваза" (Potiche), Франсуа Озон, Франция
"Дорога в никуда" (Road To Nowhere), Монте Хеллман, США
"Паршивая овца" (La Pecora Nera), Асканио Целетсини, Италия
"Счастливая компания" (Happy Few), Антони Кордье, Франция
"Одиночество простых чисел" (The Solitude of Prime Numbers), Саверио Костанзо, Италия-Германия-Франция
"Обещания, писанные по воде" (Promises Written in Water), Винсент Галло, США
"Баллада о печальном трубадуре", (Balada Triste de Trompeta), Алекс де ла Иглесиаc, Испания-Франция
"Черная Венера" (Venus Noir), Абделлатиф Кешиш, Франция
"Посмертно" (Post Mortem), Пабло Ларрейн, Чили, Мексика, Германия
"Версия Барни" (Barney's Version), Ричард Дж. Льюис, Канада-Италия
"Мы верили" (We Believed), Марио Мартоне, Италия-Франция
"Страсть" (La Passione), Карло Маццакурати, Италия
"13 убийц" (13 Assassins), Такаши Миике, Япония-США
"Обход Мика" (Meek's Cutoff), Келли Рейхардт, США
"Мирал" (Miral), Джулиан Шнабель, США-Франция-Италия-Израиль
"Норвежский лес" (Norwegian Wood), Чан Ань Хунг, Япония
"Аттенберг" (Attenberg), Атина Рэйчел Цангари, Греция
"Детектив Ди и тайна невидимого пламени" (Detective Dee and the Mystery of Phantom Flame), Харк Цуй, Китай
"Необходимое убийство" (Essential Killing), Ежи Сколимовский, Польша- Норвегия- Ирландия- Венгрия
"Канава" (The Ditch), Ван Бин, Китай
Жюри 2010
Председателем жюри 67-го Венецианского фестиваля был Квентин Тарантино, который совсем не новичок в подобном деле. Так, он уже возглавлял Каннский фестиваль в 2004 году. Гран-при кинофорума тогда удостоилась документальная лента Майкла Мура "9/11 по Фаренгейту". А за десять лет до этого сам режиссер увез на родину главный приз фестиваля, которым были премировано его "Криминальное чтиво". В Венеции Тарантино за эти годы отметился дважды — как автор ретроспектив малобюджетного итальянского кино и спагетти-вестернов.
В судейскую коллегию также вошли мексиканский сценарист Гильермо Арриага (Guillermo Arriaga), написавший сценарии к фильмам "Сука-любовь" (Amores Perros), "21 грамм" (21 Grams) и "Вавилон" (Babel), французский режиссер и сценарист Арно Деплешен (Arnaud Desplechin), американский композитор Дэнни Элфман (Danny Elfman), литовка Ингеборга Дапкунайте и два кинематографиста из Италии - режиссеры и сценаристы Лука Гуаданьино (Luca Guadagnino) и Габриэле Сальваторес (Gabriele Salvatores).
Ужин Vogue: вечер перед кинофестивалем
Мужская версия итальянского Vogue в преддверии открытия Венецианского кинофестиваля традиционно устраивает ужин для знаменитостей. На этот раз главной звездой вечера был председатель жюри. Но, помимо него, ужин посетили и другие звезды.
Например, приехал Роберт Родригес вместе со своей "музой" актером Дэнни Трехо. Также были замечены: частая гостья европейских мероприятий Джессика Альба (она тоже играла в новом фильме Родригеса), актер Стивен Дорфф и композитор Дэнни Элфман. А вот Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель и Даррен Аронофски - главные герои открытия фестиваля поужинать с Vogue не пришли. Скорее всего, актеры и режиссер готовились к волнительной премьере.
Помимо представителей киноэлиты, Vogue, конечно же, не мог не позвать представителей элиты модной. Так, на ужин прибыла Наоми Кэмпбелл (без Бойфренда Владислава Доронина), Никола и Беатриче Булгари, Франческо и Тереза Миссони и многие другие. В общем, люди неравнодушные к кино и моде подготовились к открытию как следует.
Открытие
Первые именитые гости прибыли в город каналов и дворцов за пару дней до открытия - чтобы хорошенько подготовится к церемонии открытия и насладиться прогулкой по Венеции. Попозировав фотографам, Джессика Альба вооружилась картой города и выбрала для себя подходящий маршрут. Натали Портман карта для этого не понадобилась: она "поймала" водное такси и была такова. А вот председатель жюри Квентин Тарантино и его друг и соратник Роберт Родригес внимания журналистов не избегали и порадовали образами ковбоев.
Официально фестиваль открылся сразу двумя фильмами - "Черный лебедь" Даррена Аронофски и "Мачете" Роберта Родригеса, ну а вечером звезды прошлись по красной дороге. И хотя из-за сокращения бюджетов звездных гостей на Венецианский кинофестиваль-2010 прибыло гораздо меньше, чем обычно, тем не менее, на ковровой дорожке в вечер торжественного открытия блеснули Натали Портман, Венсан Кассель, Квентин Тарантино и звезды европейского кино и телевидения Изабелла Рагонезе, Афеф Джнифен и Виоланте Плачидо.
Итоги и награды
Золотой лев Венецианского фестиваля достался Софие Копполе за фильм "Где-то". Как отметил председатель жюри фестиваля Квентин Тарантино, объявляя победителя, победа была отдана Софии Коппола единогласно. "Поверить не могу, это великая честь", - сказала Коппола, поднявшись на сцену, чтобы принять награду из рук председателя жюри Квентина Тарантино. Сам Тарантино, отвечая на вопрос, не сложно ли с эмоциональной точки зрения быть председателем жюри на фестивале, где в конкурсе участвуют фильмы близких друзей, ответил, что оценивал картину, а не ее автора. "Это работа настоящего художника", - отметил он.
"Где-то" - история о том, как пресыщенный жизнью голливудский актер (Стивен Дорф) по воле обстоятельств оказывается в обществе своей дочери-подростка и, сближаясь с ней, снова начинает чувствовать интерес к происходящему вокруг. Большая часть действия, как и в прославивших Копполу "Трудностях перевода", впервые показанных именно в венецианском конкурсе, происходит в отеле.
Победа "Где-то" была воспринята критиками неоднозначно. Один из ярых недоброжелателей фильма сказал, что картина Коппола - "... милая, талантливая, но не выдающаяся, и немного усталая типа «Сломанных цветов» Джима Джармуша". Чему лично я очень рада, потому как к "Сломанным цветам" у меня претензий нет. Десятка.
Серебряный лев за лучшую режиссуру достался испанцу Алексу де ла Иглесии за фильм "Печальная баллада для трубы" - гротескную историю о противостоянии рыжего и белого клоуна на фоне франкистской Испании.
Это фантасмагория о двух клоунах, которые влюблены в одну и ту же девушку и принимают самое активное участие в гражданской войне. Революционеры буквально врываются в цирк, где идет представление, и забирают практически всю труппу, включая бородатую женщину.
Сцена, когда рыжий клоун берет мачете, единодушно была признана кинокритиками лучшим кадром 2010 года.
Главная метафора фильма такова: гражданская война – это такое же цирковое представление, только глубоко аморальное и кровавое. Эта же картина получила и награду за лучший сценарий. Тарантино прокомментировал: «Мы дали Алексу приз за сценарий, потому что это был fucking good сценарий! И поскольку я сам сценарист, то прекрасно это понимаю!»
Специальный Золотой лев за совокупность кинематографических заслуг достался американцу Монту Хеллману, любимцу Квентина Тарантино, который объяснил, что "Хеллман - великий художник, поэт-минималист, чьи работы стали источником вдохновения для всего жюри". В Венеции Хеллман представлял фильм "Дорога в никуда". Свою благодарность Хеллману Квентин выразил в титрах "Бесславных ублюдков". Но "спасибо" сказать должны и все мы - любители кино. Ведь именно Монт Хеллман был исполнительным продюсером дебютных "Бешеных псов"!
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Ариане Лабед (Ariane Labed), звезда греческого фильма "Аттенберг" (Attenberg) Афины Рахель Цангари (Athina Rachel Tsangari). Лейтмотивом греческой драмы «Аттенберга», как и в фильме Копполы, являются отношения отца и дочери. «Это очень необычный фильм, — пояснил Квентин. — Мы увидели совсем другую Грецию — индустриальную. В то время как большинство зрителей привыкли смотреть на белые домики, солнце, море и песок, Афина Цангари показывает нам современную страну и рассказывает о ее проблемах. И Ариана была блистательна в этой роли».
Приз Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют достался украинке Миле Кунис (Mila Kunis), сыгравшей противницу Натали Портман в "Черном лебеде" (Black Swan) Даррена Аронофски (Darren Aronofsky), который открывал фестиваль. Актриса в Венецию не приехала, так что свои благодарности передала в записи.
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль достался Винсенту Галло, сыгравшему беглеца-террориста в фильме польского режиссера Ежи Сколимовского. Актер, практически промолчавший в кадре всё отпущенное ему время, держит зрителя в магнетическом напряжении. Афганец бежит из американского плена и оказывается в заснеженном лесу, из которого пытается выбраться, конечно же, погибая. Галло, известный своей маргинальностью то ли не приехал в Венецию, то ли не вышел на сцену, несмотря на призыв режиссера «Будь мужчиной!».
Сам Сколимовский был удостоен спецприза жюри. Жюри отметило, что животное и человеческое начало, спаянное в хищнике и жертве, и, возможно, в человеческой природе вообще, было исследовано режиссёром-классиком в своем фильме с мощью молодого человека.
Российскому конкурсанту - "Овсянкам" Алексея Федорченко - тоже повезло. Фильму дали три премии. Приз за лучшую операторскую работу был справедливо отдан Михаилу Кричману. Обычно работа этого мастера оставалась в тени режиссеров – именно он снимал "Изгнание" и "Возращение" Звягинцева, однако на этот раз награда нашла своего героя. Все отмечают, что эротическая мелодрама во многом по-настоящему получилась именно благодаря кинематографической поэзии, так бережно созданной в картине талантливым оператором. "Овсянки" также были отмены жюри ФИПРЕССИ. Это 75-минутное стихотворение о любви, смерти и России. Эротические сцены красивы и холодны, как вода в реке, по которой муж везет труп умершей жены и рассказывает об их совместной сексуальной жизни попутчику. Режиссеру удалось почти невозможное: превратить скорбь в нежность, а смерть в любовь, а Россию показать не "чернушной", а философской и почти метафизической. Фильм также получил приз экуменического жюри.
Но кубками дело не закончилось: режиссера во всеуслышание поблагодарил сам Квентин Тарантино, который счел, что фильм вышел прекрасный - «Для меня этот фильм похож на прекрасную поэзию, которая нашла отклик в сердцах всех членов жюри. Какие там актерские работы! Двое мужчин и женщина были великолепны! Мы долго аплодировали фильму, так что я еще раз хочу сказать Алексею спасибо за то, что снял такое замечательное кино!».
Получая награду, Федорченко отметил, что был почти уверен в успехе, потому что "Михаил Кричман - один из лучших операторов в мире". Также фильм Алексея Федорченко собрал кучу «мелких» призов - премию отца Назарено Таддеи, приз «Золотая мышь» от ассоциации итальянских интернет-критиков и удостоился специального упоминания SIGNIS.
Наконец, премия Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют досталась турецкой картине "Большинство" Серена Юдже, показанной на форуме, но не участвовавшей ни в одной из конкурсных программ.
Без наград, но не без внимания
Эксперты единодушно отмечали, что конкурс этого года был необыкновенно сильным. А значит были картины, обойденные вниманием жюри, но, несмотря на это точно претендующие на место в истории мирового кинематографа.
Безусловно, это фильм "Черная Венера" французского режиссера Абделатифа Кешиша. Это история женщины, которая действительно жила в XIX веке. Ее привезли из Южной Африки для извращенных, дикарских услад европейцев. Впоследствии ее тело было выставлено в Париже в музее естествознания, где простояло вплоть до 1994 года, после чего оно наконец-то нашло покой и было захоронено на родине. Картина идеально вписалась в почти некрофильский основной конкурс фестиваля, главной темой которого стала не только жизнь живого человека, но и мертвое тело и то, что с ним происходит после смерти.
Китайская картина "Канава" документалиста Ван Бина тоже об этом. Она рассказывает о чудовищных страданиях китайцев в начале 1960-х годов, когда многие были высланы в трудовые лагеря, как враги народа. Во время просмотра картины многие зрители в ужасе выбегали из зала, будучи не в силах досмотреть эту почти документальную и оттого еще более страшную историю о том, как люди пожирали крыс, разрывали могилы и на глазах превращались в трупы. Но лагерь здесь – не только арена выживания, там есть все: солидарность, терпение, предательство и даже любовь. В одной из основных сцен фильма к одному из заключенных приезжает жена. Узнав, что он умер неделю назад, она бродит среди тысяч анонимных захоронений, превращая фильм почти в античную трагедию.
«Пост мортем» чилийского режиссера Пабло Ларраина ждали еще в Каннах, дождались только сейчас: главный герой работает в морге накануне убийства Альенде и прихода Пиночета. Фильм хвалят все. Надо смотреть.
«Я все еще здесь» Кейси Аффлека был показан вне конкурса. Это мокьюментари, а возможно, и документальный фильм – о том, как измученный славой актер Хоакин Феникс оставил кинематограф и сосредоточился на карьере рэп-исполнителя. Подзаголовок фильма – «Потерянный год», так что зрелище обещает быть не лишенным трагизма.
Самый изящный фильм фестиваля — «Трофей» Франсуа Озона, в очередной раз решивший актуализировать бульварную пьесу и воодушевить Денёв с Депардье на ироничные роли эмансипированной (постепенно) домохозяйки с мэром-коммунистом провинциального городка 70-х годов. Очень французская вещица, которая, впрочем, безжалостно портретирует французских буржуа, а также левых и правых любых времён.
Горизонты
Параллельный конкурс «Горизонты» шел своим чередом. Его жюри под председательством иранско-германской постановщицы и видеохудожницы Ширин Нешат отсмотрело около семидесяти фильмов, присудив в итоге свои призы. Лауреатов показали единым сеансом, подряд, и говорят, от экрана было трудно оторваться.
Победитель в категории «короткий метр» – австрийский видеохудожник Петер Черкасски; его получасовые «Грядущие аттракционы» представляют собой авангардную обработку выразительных образов черно-белого немого кино. Встреча с таким зрелищем возвращает чистое удовольствие от просмотра, не отягощенное идеологическими смыслами или попытками вызвать катарсис. Победитель в среднем метре – самый необычный из политических фильмов, израильский «Вон!» Рои Розен. Две лесбиянки-садомазохистки в псевдодокументальном стиле рассуждают об изгнании демона: бесом оказывается не кто иной, как министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Финал картины – ритуал экзорцизма (одна героиня хлещет плеткой другую, раздетую догола и прикованную к потолку наручниками, а та выкрикивает страшным мужским голосом цитаты из Либермана). В конце концов появляются двое русских музыкантов, исполняющих под сопровождение аккордеона романс на стихи Есенина «Письмо матери». Победитель полнометражный – мексиканец Николас Переда с картиной «Лето Голиафа», завораживающе-медитативной историей деревенской жительницы, ищущей сбежавшего мужа. Также выяснилось, что в ходе венецианских просмотров жюри определило собственного номинанта на премии Европейской киноакадемии за лучшую короткометражку. Таковой был признан «Внешний мир» Дэвида О'Рэйли – безумный, абсурдный, неполиткорректный и дико смешной мультфильм.
Ни один из этих фильмов никогда не окажется в нашем прокате. Вдумайтесь. И впечатлитесь.
...
kabardinochka:
Доброе утро! Всем привет!
visionary писал(а):Ты не только посмотрела, но ещё и рецензию написала!
Угу. Несколько дней тянула, дала эмоциям улечься. А то сразу после просмотра я была еще злее
visionary писал(а):Если честно, когда он только вышел - все о нём говорили (3D, новороты всякие и т.д.), мне было интересно... А потом я увидела картинки из фильма и всё!
Мне не было интересно. Я примерно знала чего ожидать. Но мне хотелось самой составить мнение, распробовать "начинку". И именно ее я не приняла.
visionary писал(а):Ничего не слышала об этом фильме, учту.
Я тоже не слышала о нем. Посмотрела по совету. Безусловно, это не чернуха какая-нибудь, вполне может сойти за "вечерний" сеанс на диване. Уж точно лучше показываемого по ТВ.
visionary писал(а):Каннский не очень люблю, особенно в последние годы - гламурный, акценты на исключительно скандальные, вызывающие темы - мне неинтересно...
Гм... Каннский открыл миру Тарантино, к примеру. А победитель 2009 - "Пророк" мне понравился очень. Я ему спела хвалебную песню не так давно
visionary писал(а):Интересно, узнала только Симпсонов...
В каком смысле "узнала". Остальные фильмы не смотрела? Или не узнаешь фразы? Или предметы?
Юльча писал(а):А мне фильм понравился.
Сценарий слаб, хоть проблема борьбы человека с природой сейчас актуальна. Подобный недостаток есть у многих фильмов, но частенько их прикрывает первоклассная игра актеров, здесь к сожалению такого прикрытия нет, так что создателям пришлось налегать на иные состовляющие фильма - компьютерные технологии. Кэмерон с блеском это исполнил. Это конечно не пример фильма на все времена (тысячи раз, как "Унесенные ветром" я бы его не пересматривала) и уж тем более не образец настоящей актерской игры, но это новое кино, которое имеет место быть. Как мультфильмы, (в равнении с некоторыми мультфильмами "Аватар" очень выйгрышно смотрится) или сказки.
Ну, Юль, если смотреться на уровне некоторых мультиков - это уровень кино, тогда моя оценка тем более верна, не кажется? Что касается твоего сравнения со сказкой - тут как раз и не задалось. Сказка, как известно, ложь, но в ней намек и урок. В мире, в котором живут будущие земляне нет бога, но есть звездное небо над головой и нравственный закон внутри. И как не крути, основная точка фильма - нравственный выбор героя. В чем он?
Земля уже десятки лет практически непригодна для жизни. Люди страдают, умирают и видимо, вымирают. Нет спасительной энергии. И вот уже 5 лет специальный десант пытается добывать вожделенный анобтаниум на Пандоре, но безрезультатно. Если На'Ви такие милые и безобидные, почему? Видимо не все так просто.
Шанс решить вопрос мирно возникает при реализации проекта "Аватар", но Джейк Салли даже не пытается уговорить туземцев на "переезд". Вместо этого он носится по лесам и долам, тыкая косой во все отверстия. Именно Джейк повинен в неудавшемся мирном урегулировании конфликта. А когда дело начинает пахнуть керосином, он окончательно "отрывается" от землян и переходит на сторону врага. Лучший момент фильма - фраза полковника: "Каково чувствовать себя предателем, сынок?". А действительно, каково? Почему Джейк сделал такой выбор? История про то, как колонизатор влюбился в дочку вождя и перешел на сторону туземцев не нова, но этот нравственный слом необходимо оправдать. Именно за это в свое время "Танцы с волками" Костнера были обласканы киноакадемией. А что здесь? Авторы фильма с задачей не справились.
Я уже не говорю о том, что этот выбор осложнен обстоятельствами. А если жители планеты были бы похожи на тараканов? А в это время на Земле каждого из командированных на Пандору ждут жены, родители и дети?
Ну и последнее. С одной стороны Кэмерон вроде извиняется перед захваченными с помощью "демократических выборов" странами. Но тут же показывает, что спасение этих стран и народов по любому в Америке. Потому как народы эти все равно дикие, и сами со своими проблемами справиться не в состоянии. Плохие только вояки, которые подменили своими интересами идею великого народа. А "демократы" - это единственно верный выбор любого народа. А так как сами народы тупые и дикие - достаточно сойти с небес на драконе, и они поверят, и сами отдадутся.
Юльча писал(а):Думаю технологии и были главной целью, Кэмерон их дождался и показал. Идя в кино я хотела посмотреть красивый и красочный экшн и я его увидела. Ожидания оправдались и чувство разочарования не посетило.
Технологии - главная цель? Разве технология - это не средство? Да и экшн был только последние полчаса.
В общем, наворотил режиссер много. И ничего хорошего. Имхо. Я ждала от фильма крайне мало, но не получила даже этого. Увы.
...