LuSt:
18.08.18 12:58
Отчет по списку №8-2018
Я как человек, заставший эру без мобильников и интернета, очень люблю книги, в которых писатели размышляют об изменившей жизнь всего мира коммуникативной революции последних двадцати лет. Один из героев романа, интеллектуал Фэй Мо, горько сокрушается, что живет не при аграрном мире, мол, в прежние времена ушел в столицу учиться, через пять лет вернулся, и в родной деревне услышат только одну версию того, чем ты там занимался - твою. Тогда как сейчас благодаря средствам связи мы все стали настолько ближе друг к другу, что рискуем задохнуться. Помню, когда у меня появился первый мобильный, радости хватило ровно на один день - до первого звонка от мамы с вопросом: «Ты где?». Мобильные стали дополнительным способом контроля и провокацией ревности - мы все печемся о неприкосновенности частной жизни и очень часто в разговорах о гаджетах звучит слово «доверие», но, имхо, в отношениях между мужем и женой нет места тайным паролям. Это как раз недоверие, если доверяешь партнеру, то смысл от него скрывать, с кем общаешься? Именно это и триггерит, если супруг относится к своему телефону как к священной корове, которую имеет право трогать только он, это вернейший способ пробудить любопытство.
Так и случается с героем романа. Успешный телеведущий, он десять лет как женат на женщине, с которой ему не о чем говорить. Жена мечтает о ребенке, но дети что-то не получаются, страсти в отношениях не было никогда. Янь погуливал на стороне, но серьезных романов не заводил до появления в его жизни раскованной и сексуальной У Юэ.
Вообще, когда мужик пытается жить на две бабы, а то и на три, риск проколоться колоссален даже без мобильников, а с ними (и это еще не современные смартфоны, а кнопочные телефоны начала нулевых!) возрастает в геометрической прогрессии. Читала недавно исследование о резком снижении цифр сексуальной статистики в странах Азии - люди меньше занимаются сексом, ибо чревато, проще порнушку на телефоне глянуть, чем искать живого человека тайком от опостылевшей жены/мужа. В книге, хоть и полуторамиллиардный Китай, казалось бы, Пекин показан большой деревней, да и всенародная известность героя в случае с любовными похождениями работает не на него. Однако палится по-глупому он сам, и хотя потом некоторое время топчется по граблям, в итоге все же осознает, что вел себя неправильно. Такой философский роман-притча, пробудивший во мне интерес к современной китайской литературе, хотя без отсылок к классике в ней, видимо, совсем никак.
Книга, на которую я возлагала большие надежды, а получила в итоге жизнь насекомых. Настоящих насекомых, таких шестиногих с пластинчатыми спинками, и их членистоногих собратьев-скорпионов в книге тоже хватает с избытком, и они являют собой зеркало жизни людей в мексиканской провинции, какой видит ее автор. Их травят гербицидами, бьют мухобойками, давят ногами, а они все лезут и лезут на сладкий мед по ту сторону мексиканской границы, в Штаты, где есть деньги, работа и цивилизация. В своих ульях они выращивают наркотики, плодятся как из пулемета, вообще не задумываются над тем, зачем они живут, и существуют по примитивному закону "кто сильнее, тот и прав". Мальчикам с детства суждено стать нелегалами или бандитами, девочкам - нелегалками или проститутками. Они живут в грязи, мужчины уезжают на работу в США и в деревне остаются одни женщины и дети (непонятно, где старики), но мужчины во время коротких побывок успевают заделать женам (а иногда и не своим) новых детей. Быть девочкой в этом мире страшно и опасно - наркобароны воруют симпатичных юных дев, поэтому матери с детства уродуют дочерей (красят им зубы черным маркером, натирают кожу перцем, чтобы появились сыпь и прыщи, коротко остригают волосы) или выдают их за мальчиков, но девочке, рожденной с заячьей губой, все почему-то сочувствуют и при первой же возможности делают операцию.
Главную героиню назвали Ледиди в честь принцессы Дианы, но не потому, что Диана была такая красивая и добрая душой, а потому, что принц Чарльз признался, что никогда ее не любил. Мать Ледиди, вынужденная каждый день видеть перед глазами плод измены мужа, который потом вообще свалил в Штаты с концами, озлобилась и оскотинилась. Подругу Ледиди, Паулу, самую красивую девушку Мексики, которую бы в кино снимать, выкрали из дома и продали наркобарону за 500 долларов, а через год она вернулась совсем другим человеком, с татуировкой и вся в сигаретных ожогах, молчаливая и сломленная. Но справедливость для нее была достигнута, пусть вместе с насильником и погиб плод этой связи. Человеческая жизнь здесь не стоит ничего, люди - насекомые, которых никто не считает и не бережет, нарожают, мол, новых, дороже них машины, техника, золотые раковины в домах чиновников, купленные вместо машин скорой помощи и построенных больниц.
Последние главы, в женской тюрьме, еще раз демонстрируют, какие же дуры бабы и сволочи мужики. Одной богатой европейке, например, мексиканский бойфренд насовал в платформы туфель героина - ну прям в Тулу со своим самоваром. В дни свиданий очередь в женскую тюрьму коротка, в мужскую - растягивается на несколько кварталов. "Никто не навещает женщин. Все навещают мужчин. Что еще нужно для понимания мира?"
Но вопросов без ответов у меня много, пусть риторических.
Зачем они отпускают мужей на работу в Штаты, зная, что те не вернутся?
Почему не переезжают с детьми в города, ведь там проще затеряться? На работу же в город ездят.
Понимаю, образования у Ледиди толком нет, все знания из телевизора, но блин, вроде знала, от чего дети берутся?
Конец оптимистический, вроде как собираются семьей перебраться через границу, но Ледиди в свои 17 уже беременна. Фейспалм.
Кровавая и противоречивая история двадцатого века на фоне нескольких переплетенных между собой семейных саг разных семей разного достатка из Англии, России, Германии и США. Фоллетт написал трилогию объемом около 3000 книжных страниц - этакие увесистые кирпичики, которые в сумку не помещаются и приходится носить книгу в руке. Можно читать и дома, но написано просто и увлекательно, так что отложить книгу и переключиться на что-то другое даже на время сложновато - постоянно мысли возвращаются к Пешковым, Фицгербертам, фон Ульрихам, Уильямсам и Дьюарам. Я бы не сказала, что это исторический роман размаха "Войны и мира", нет, это такая историческая беллетристика по верхам, можно даже назвать легким отпускным чтивом для любителей исторических саг, и пусть объем вас не пугает - по читабельности это на уровне "Шантарама", то есть при отсутствии других дел вполне можно прочитать за день-два. Очень многое автор упрощает, слишком уж склоняется к англосаксонскому взгляду на вещи (и сам же пишет в третьей, правда, книге, что одно восхваление режима воспринимается людьми из других стран как пропагандистская агитка, для достоверности нужно подливать умеренной критики, чтобы читатель мог посмотреть с разных сторон и оценить положение более-менее трезво, пусть по сути книга как агитка и писалась), образы у него получаются несколько клишированными и схематичными: смотрите, вот это английский аристократ, а это суфражистки из аристократии и простонародья, а это прусский дворянин, а это русские графья, а это русские рабочие, а это американские "старые деньги" и нувориши-выскочки. Вот все первые ассоциации, которые вам приходят в голову, когда вы слышите каждое из этих определений, и есть образы героев Фоллетта. Однако главная героиня трилогии - это все же история, а люди призваны лишь показать, как те или иные политические события отражались на жизни общества.
В первой книге описывается мир накануне, в процессе и после окончания Великой войны. В каждой стране свои заботы и проблемы. Англичане борются за права рабочих и женщин, а консервативная аристократия - за сохранение status quo, своих земель, владений, предприятий и фактически бесправную рабочую силу. Описание угольной шахты в Уэльсе, где рабочие гибнут из-за того, что управляющий пожмотничал на качественные насосы и противопожарную безопасность - зеркало капитализма, который сейчас, век спустя, продолжает собирать кровавую жатву, ибо "что-то случится через год или три, а показывать рентабельность и прибыль нужно сегодня". Русские - вот уж по ком автор оттоптался во всей трилогии, напихав всех возможных стереотипов (хотя все остальные тоже, в общем-то генерализированы, но русские описаны как жестокий, бедный, ничего не умеющий народ (одни размышления немецкого офицера на тему, какие у русских убогие окопы чего стоят!) с красивыми наивными женщинами и гекалитрами потребляемой водки. Пренебрежительных цитат в адрес русских даже из голов русских же героев в избытке, в первой книге они еще не так режут глаз - предреволюционное время, как-никак, - но чем дальше в лес, тем больше клюкв). Хотя описание Февральской революции, межреволюционной анархии, дороги к власти Ленина и ВКП(б), триумф Октября и последовавшей за ним Гражданской с иностранной интервенцией описаны вполне достоверно, причем без замазывания или отбеливания тех или других, за это книге плюс звездочка (хотя жандарм, который вполне себе успешно служил и при царе, и при либералах, и при большевиках - конечно, гм). Европейские монархии, доживающие свой век, и уходящие в прошлое традиции тоже описаны мелкими штрихами, дающими общее представление о быте и нравах тех времен. Но видно, что больнее всего автору именно за неразумные и поспешные решения европейских политиков, погубивших цвет германской, английской, французской и других наций в мясорубке войны.
Всю книгу я болела за пару потомственного прусского дипломата Вальтера и английской аристократки-суфражистки Мод - разлученных войной влюбленных, которым грозило отлучение от семьи и общественное порицание, если они откроют миру свои чувства. Через бурные годы они бережно несли цветок своей любви, и умудрились сохранить ее и преумножить, невзирая на все препоны. Внушала уважение Этель Уильямс: да, вскружил ей голову богатый граф, но после его позорного и вполне логичного для этого класса поведения она не опустила руки, а продолжила бороться - работала, отстаивала свои взгляды, помирилась с отцом, который, хоть и был церковным старостой и председателем профсоюза, то есть, вполне здравомыслящим человеком лидерского толка, в отношении женщин сохранял пещерные замашки и не хотел прощать дочь, ставшую матерью-одиночкой, в военные годы выпускала газету "Жена солдата", в которой открыто критиковала решения правительства и проливала свет на то, что замалчивали консервативные газеты. Ее брат Билли тоже проявил в себе задатки прирожденного лидера и в шахте, и на войне, и позже во время британской интервенции в Россию, о которой простым англичанам было неизвестно, но именно письма Билли сестре пролили свет на эту подлую затею правительства.
История же русской семьи Пешковых, братьев Григория и Льва, старший из которых был рано повзрослевшим рабочим Путиловского завода и мечтал об эмиграции в США, а позже прошел войну и стал героем Октября, а младший - мелким жуликом, который таки бежал из страны по билету брата и в Штатах хитрым макаром разбогател, тоже показывает силовые линии эпохи, но видно все же, что автор в материале плавает. Явно в качестве источников читал в основном мемуары белоэмигрантов и прочих "умов, чести и совести". Уже здесь виден его страх перед коммунизмом, присущий западному обществу. Автор симпатизирует английским лейбористам и немецким социал-демократам, которые в его представлении занимают золотую середину между консерваторами и коммунистами-"все до основания и затем". Особенно смешно это смотрится, когда читаешь, какие тупые все аристократы и армейские офицеры, и какие умные рабочие и младший воинский состав (но это только в Англии, конечно - в немецкой армии, например, такого явного раскола нет, а в русской жестокие все поголовно, это ж русские).
Что еще меня царапало на протяжении всей книги: я понимаю, что Фоллетт человек другого времени и уже пожилой, но его чересчур современные и отдающие дешевыми любовными романами постельные сцены - это просто нечто. Оргазм при потере девственности - галочка, галочка, галочка, граф и служанка - галочка, американская наследница-девственница и шофер - галочка (один женский оргазм при потере девственности был здесь), подробные куннилингусы - галочка. *рукалицо*.
В результате поставлю, наверное, четыре, потому что читалось интересно и продолжать я буду.
Вторая часть "Трилогии столетия" посвящена событиям тридцатых и сороковых годов, самых драматичных в истории двадцатого века. Герои в разных странах, как и в первом томе, оказываются либо в эпицентре политической жизни, либо своим примером показывают, как жили в то непростое время обычные люди. Выросло новое поколение, дети персонажей первой книги, и именно им было суждено жить и творить историю на протяжении второго тома.
Больше всего меня увлекла линия сына графа Фицгерберта и бывшей служанки, а ныне члена парламента Этель Уильямс, Ллойда Уильямса. С детства воспитанный матерью и отчимом, пламенным гражданскими активистами и приверженцами социал-демократии, Ллойд впитал эти убеждения и был готов отдать за них жизнь. Он самоотверженно боролся с нацизмом в Испании и в родной Англии, где в конце тридцатых годов Британский союз фашистов, возглавляемый сэром Освальдом Мосли, играл заметную роль в политической жизни, а потом во время войны помогал спасать сбитых люфтваффе британских летчиков во Франции. Как в политике, так и в любви ему пришлось побороться: влюбившись в ослепительную богатую американку Дейзи Пешкову, он понимал, что шансы у него, бедного социалиста, практически нулевые, и с болью в сердце принял ее брак с Малышом Фицгербертом (какая ирония, своим единокровным братом), но позже, во время войны и лишений, Дейзи узнала другую жизнь, за пределами бальных залов и дорогих ресторанов, и познала силу настоящей любви.
Конечно, так как это западный автор, очень много внимания было уделено тихоокеанскому фронту - Перл-Харбор, атолл Мидуэй, островки. Сталинград за весь роман упоминается три раза - в первый раз, когда жестокие русские коммунисты обсуждают, что надо бы защищать Сталинград до последней капли крови, потому что "он носит имя нашего вождя", во второй когда "русские загнали немцев в ловушку", а в третий вскользь упоминается поражение вермахта. Прямо вспоминаются соросовские учебники, которые начали в наши школы поставлять в середине 90-х, там было примерно так же - Курск (которого у Фоллетта вообще нет) и Сталинград по три строчки, зато атолл Мидуэй по 2-3 страницы с картинками. Ну и нквдшники получились такими густо-черными и тупыми как дрова, хотя, отдам автору должное, фбровцы не лучше. Конечно, автор не мог оставить в стороне то, что СССР нагло спер проект атомной бомбы у США, ведь с плановой экономикой невозможно что-то изобретать. И еще мне очень в глаза бросились вот эти цитаты: "У лидеров Советского Союза была опасная тенденция – не верить новостям, если они неприятны", и тут же "Фашисты разбиты, но не желают этого признавать". Покажите хоть одного настоящего лидера, который сразу верит неприятным новостям и складывает лапки, ага. Чтоб спасти Париж, лол.
Немцы получились гораздо более человечными - ну да, им промыли мозги пропагандой, но сами они ни в чем не виноваты. Американцы вообще светлые эльфы за мир во всем мире, и вписались в европейскую войну через полтора года после того, как нацистам переломили хребет на востоке, исключительно из человеколюбия. И забегая чуть вперед, вся трилогия - это сначала победа англосаксов в Первой мировой, потом во Второй, и наконец в Холодной. Ну такое. Читается увлекательно, но меня всю дорогу коробили эти штампы и стереотипы, а уж русские солдаты, которые без разбора насиловали немок, по-моему, в современной литературе про то время настолько затасканное клише уже. И уже становится клише то, что пьяные Иваны насилуют тех, кто им помогал - что тут со шпионкой Кларой, что в книге «Два брата» с коммунисткой Зельке. (3)
Книга мне невероятно зашла в обстановку, учитывая, что читала я ее во время путешествия по Восточной Африке, то есть колоритом проникалась буквально взгляд подними со страницы, глянь в окно - и вот оно, то самое, о чем пишет автор. История небольшой больницы в Эфиопии, которая буквально бьется за выживание и спонсорские деньги на уход за больными, мизерные зарплаты врачам и младшему медперсоналу, медикаменты, гигиену и прочие составляющие медицины. Юная монахиня Мэри Джозеф Прейз на пути в Африку из Индии знакомится с хирургом Томасом Стоуном, которого одолевает морская болезнь, ухаживает за ним и настолько крепко к нему привязывается, что становится его ассистенткой на годы работы в Эфиопии, и каково же всеобщее удивление, когда примерная сестра внезапно умирает в родах, и ее дети чуть не погибают вместе с ней, потому что их явный отец, светило медицины, просто-напросто впадает в панику и не знает, что делать, а после гибели Мэри сбегает из страны и исчезает в неизвестном направлении. Хорошо, что мир не без добрых людей, а давшие клятву Гиппократа медики больницы Хема и Гхош - так уж сложилась судьба - не имеют семей, но давно тянутся друг к другу и так получается, что усыновляют несчастных разделенных сиамских близнецов.
Книга настолько многогранна, что я даже теряюсь, о чем хочу высказаться больше. Об искренней любви, которую предают и втаптывают в грязь? О братьях-близнецах Мэрионе и Шиве, таких похожих и таких разных одновременно, о вроде как одной привитой им системе ценностей, которая к подростковому возрасту расходится в диаметрально противоположном направлении? Где один брат романтик и однолюб, а другой помимо физиологической стороны любви ни о каких чувствах и не помышляет? Но без колебаний готов рискнуть жизнью ради помощи брату? О женщинах, которые сами не знают, чего хотят, пусть их поступки раз за разом приводят к тяжелейшим для них самих последствиям? Или о тех женщинах, которые, как та лягушка в бочке, продолжают неустанно дрыгать ногами, пока не собьют сметану в масло? О том, что все мы родом из детства? О родине, корнях и поиске себя и своей судьбы? Каждый найдет в этой истории что-то свое, она срезонирует в каждой душе, потому что охват затрагиваемых тем уж очень широк, но автор не снует по верхам, а раскрывает каждую из них подробно и всесторонне. Концовка настолько неожиданная, что я ревела, вот так оно и бывает в жизни, да...
Может показаться, что присутствует чрезмерный натурализм, ну а как без него в книге о медицине, тело человеческое-то не из роз состоит, а из костей, крови и говна.
6. Nina Lacour "We Are OK" -
4 отзыв
Прочитала с интересом - твердая научная фантастика и видно, что автор в материале разбирается и не стесняется консультироваться со специалистами в тех областях, где сам плавает. Но прежде всего в книге меня интересовал вопрос этики в этом не таком и далеком будущем, где уже возможна генная инженерия, модификации тела, подключение мозга к сети, межзвездные путешествия и полноценный искусственный разум. Где границы допустимого и кто их устанавливает?
После того, как в атмосфере Земли были замечены тысячи инопланетных визжащих огней, знаменующих открытие нашей планеты неким иным космическим разумом, к границе солнечной системы было принято решение послать звездолет "Тезей" с непростой командой: воскрешенным из небытия вампиром, синтетом с половиной мозга, лингвиста с расщеплением личности, биолога-симбионта и военной-пацифисткой, и подменным набором состава на случай гибели того или иного члена команды. На каждого из них у других в загашнике есть набор предубеждений и способов вывести из строя на случай возможного бунта, и все относятся друг к другу с подозрением. Автор подает старую идею сплочения разобщенных землян перед инопланетной угрозой, но разворачивает ее под техно-соусом, который кому-то может мешать, а мне показался неотъемлемой фишкой.
Мне показалось, что часть про взаимодействие с "Роршахом" несколько затянута, особенно все эти подробные описания, кто что рукой потрогал и куда ногу поставил, за это чуть снижу оценку. Рассказы про родителей синтета Сири неплохо дополняют придуманную автором вселенную.
Я честно пыталась добить - не дочитать, а именно добить! - эту книгу до конца, но увы, хватило меня с телефона на 900 страниц из 1500, дальше, честно, уже не было сил жевать этот кактус. Казалось бы, читала на море, лежа в шезлонге, не на бегу да в транспорте, как обычно, книга типа про Италию, сонный приморский пансионат, вроде атмосфера должна была попасть в настроение и изнеженность отпускную, но нет, я тонула в этом вязком тексте, как муха в сиропе, пространные описания начисто отвлекали от сюжета, а время от времени я ловила себя на мысли, что мне интереснее смотреть на белые барашки волн и ребятишек на пляже, чем в свой телефон с этим "захватывающим" "итальянским" "детективом". То, что повествование скачет с персонажа на персонажа, туда-сюда во времени, половина людей имеет какие-то альтер-эго то у себя в голове/в переписке/в интернете, а другая половина играет в доморощенных следопытов, интереса к книге не добавляло, а скорее наоборот.
Язык - это отдельная кровь из глаз. Я не то что люблю всякие словесные кружева - я их обожаю, но только если они не мешают сюжету, что скорее уместно не в таких динамичных жанрах как детектив. Здесь они скорее меня бесили, потому что казались нелепой буквенной водой для раздувания объема книги - особенно когда автор лепила слова, особо не задумываясь о смысле того, что пишет. То "коннектикутский жареный цыпленок" вылезет, то внезапно итальянцы общаются фразочками "один жулик, другой педик, два веселых гуся", это из атмосферы пансионата на средиземноморье выбивает как ледяной душ.
Мне книга показалась графоманией, маскирующейся под высокую литературу, уж простите, поклонники Элтанг. Вторую книгу у нее пробовала читать (первой был "Побег куманики" лет десять назад и аналогично не зашел), но, видимо, на этом с автором прощаюсь.
Герой очередного прочитанного романа Кронина Фрэнсис Чисхолм - это такой Иов начала двадцатого века, на долю которого выпадает множество страданий, но он не падает духом, а продолжает прогибать под себя мир. Он чист душой, имеет собственное мнение и непокорен догмам, в которых видит не искреннюю любовь к Богу, а мирское стяжательство и корыстные интересы конкретных людей и всей круговой поруки. Оставшись в детстве сиротой, он попал на воспитание к жадной жестокой тетке, для которой приемный мальчик стал лишь источником дохода от наследства его покойных родителей, а все внимание, ласка и доброта расточались только на родного сына. Но именно муж этой тетки по прозвищу Святой Дэн стал для мальчика вдохновением и примером на всю жизнь. Было у него желание и возможность пойти не по церковной стезе, а жениться и стать добропорядочным семьянином, но судьба его любимой девушки сложилась трагически, хотя ее потомки сопровождали Фрэнсиса всю его жизнь, на протяжении всего романа.
Большую часть книги занимает миссия отца Фрэнсиса в Китае - как молодой священник почти без гроша в кармане попал в необжитой христианами край и за несколько лет выстроил миссию, добился уважения местных жителей, открыл детский приют и укрепился в своей вере, несмотря на несчастья, которые раз за разом обрушивались на приход: чума, война, неурожай и голод, наводнение и бандитские набеги. Предыдущий пастырь разбазаривал церковные деньги на "платных христиан", которых корми да деньги давай - и они будут "верить" во что угодно, а как только кормушка опустеет, живо переметнутся к кому-то еще. Парочка Осанны и Филомены Ван облапошивала доверчивых западных миссионеров на протяжении всей книги, и лишь отец Чисхолм сразу раскусил эту парочку. Его принципы аскезы и стоицизма внушают уважение - особенно глядя на прочих церковных иерархов, которые, забыв о Боге, делают карьеру и во главу угла ставят количественные показатели.
Мурашки по коже шли во время монолога отца Фрэнсиса о Первой мировой войне, когда в его собственной миссии сестры разделились на желающих победы разным силам. В попытках доказать свою правоту они цитировали друг другу газетные вырезки с цитатами из высокопоставленных духовных лиц, которые приплетали Бога к этой войне и утверждали, что он на стороне одной из противоборствующих армий. И гневная отповедь отца Фрэнсиса прозвучала прямо-таки пророчески, если смотреть с высоты дня сегодняшнего...
Закончить хочу фразой, которая, как по мне, является ключевой в данной книге, дарующей те самые ключи царства:
"Ценность религии лучше всего определяется качествами ее последователей"
Даже не думала, что книга мне настолько понравится. Вроде как здесь собрано все, что я в книгах терпеть не могу - мямля-герой, кукла-героиня, лютый патриархат и "ко-ко-ко, что же скажут люди", а тем не менее у Памука получилось не надоесть (книга, на минуточку, шестьсот страниц некрупным шрифтом), не утомить, не вызвать желания развести беду руками. Роман негромкий, описательный, с красотами Стамбула и бережно прописанными чувствами, мотивами и поступками - наверное, этим меня и подкупил. Теперь очень хочу наведаться в этот самый Музей невинности в Стамбуле - да-да, он действительно существует, он такой же, как написано в книге, и в любом издании на любом языке есть билетик, по которому в музей можно пройти один раз.
Тридцатилетний отпрыск богатой семьи Кемаль готовился жениться на девушке своего круга Сибель, с которой уже довольно давно "играл в европейцев" с их свободными нравами, столь далекими от принятых в турецком обществе. Но случайная встреча в магазине с дальней родственницей, восемнадцатилетней Фюсун, в корне меняет его жизнь. Сначала это неочевидно - ну подумаешь, потянуло мужика на свежак, тем более что невеста не играет до свадьбы в недотрогу, да и юная прелестница вовсе не прочь перевести отношения в горизонтальную плоскость, но потом постепенно, исподволь автор раскрывает своего героя (и думается мне, что хотя Орхан-бей вывел-таки свое камео в романе, сделал он это композиции ради и чтобы подозрения от себя отвести, а на самом деле в образе Кемаля он прописал свое альтер-эго), и читателю открывается сила мужской любви - любви собственника, любви коллекционера во всей его готовности возвести свою музу на пьедестал и бережно смахивать с нее пылинки.
Конечно, то, как он поступил с Сибель - некрасиво и, наверное, тем самым он себе карму и подпортил. Но подробное введение в стамбульские нравы семидесятых-восьмидесятых дают понять, что поступок Кемаля был из ряда вон, и это отвратило от него высшее общество, в какой-то степени даже сделало его парией, несмотря на все семейные деньги. Скоропалительный брак Фюсун и Феридуна стал в какой-то мере кривым зеркалом отношений Кемаля и Сибель - где одни тянули с браком, вполне себе сожительствуя на глазах у всех, другие быстро поженились и в браке толком не сожительствовали (хотя проверить, тащем-та, невозможно). Фюсун - это хрупкий цветок, загубленный душной атмосферой, все ее мечты не сбылись, потому что ее мир пока не был к ней готов. Кенар Лимон в клетке стал олицетворением самой Фюсун - и то, что она рисовала его без клетки, лишний раз показывает, насколько она мечтала вырваться из липких щупалец условностей. Словно предчувствуя обреченность своей любви, долгие восемь лет семейных посиделок перед телевизором под бдительным надзором родителей Фюсун, Кемаль бережно собирает любые материальные доказательства присутствия Фюсун в этом мире - керамических собачек, сигаретные окурки, потерянные сережки, оброненные платки, записки и рисунки. Тогда он не думал, во что выльется его коллекция - отпечаток босой ножки Фюсун в вечности на фоне пейзажей, быта и нравов Стамбула второй половины двадцатого века. В романе много размышлений о коллекционерах, музеях, и что больше всего запало мне в душу - все коллекционеры делятся на две группы: одни с гордостью демонстрируют свою коллекцию миру, другие, наоборот, тщательно ее скрывают, стыдясь своего необычного хобби. Часто эти коллекции остаются невостребованными, и после смерти хозяина отправляются на помойку, но любому коллекционеру приятно, если дело его жизни продолжает жить и после него - ведь чем угодно можно заинтересовать некоторое число людей, и все музейные собрания по сути своей коллекции, которые кто-то когда-то собирал и хранил.
Это тоскливая и меланхоличная книга, но стоящая внимания. Бережно законсервированная ароматная роза под стеклянным колпаком.
...
Тина Вален:
25.08.18 20:06
отчет по списку №17
Очень трагичная история открывается читателю в этом романе. История Розанны, которой дарована долгая жизнь. Ей сто лет, но почти восемьдесят из них она провела в психбольнице. Честно скажу, такое даже не укладывается у меня в голове. И, если задуматься, подарок ли такое доголетие для Розанны или проклятие?
Доктор этой лечебницы решать выяснить, как и когда эта пациентка оказалась здесь. Параллельно с ним свою собственную жизнь рассказывает и Розанна. Мне безумно жаль эту женщину. Красота стала ее проклятием. И все я могу понять, но не поступки священника. Человек, который должен нести людям доброту и свет, стал исчадиям ада в судьбе Розанны. Финал, конечно, немного шокировал. Хотя и начала догадываться, но все же. И хотелось бы хоть немного порадоваться за доктора и за Розанну. Но не отпускает мысль, что, увы, уже слишком поздно.
Оценка 4 балла.
Если бы я прочитала эту книгу до "Скрижалей судьбы", то автора я бы обходила десятой дорогой. Смысл этого романа мне абсолютно непонятен. Возможно, я ошибаюсь, все мы разные и кому-то эта книга покажется шедевром. Но не мне. Составители аннотации весьма хитро упомянули Розанну, героиню прошлой книги. Конечно, всем кому интересна ее судьба начнут читать и этот роман. Но может я что-то пропустила, потому что никакой связи между Розанной и Томом Макналти я не увидела.
Том - солдат. Он приплыл из Ирландии, записался в армию. Он убивает индейцев и участвует в Гражданской войне. А еще он любит своего друга и даже выходит за него замуж под женским именем. И удочеряет девочку-индеанку. В общем, в романе много всего, но больше всего войны, жестокости и нецензурной брани.
2 балла.
Захотелось мне отвлечься от детективов и прозы и прочитать любовный роман. На глаза попалась эта книга. Я не особо дружу с французскими авторами и половина книги подтверждала мое мнение. Здесь есть многое из того, что мне не нравится в романах. Я не верю в любовь с первого взгляда. Я просто не понимаю, как можно лечь в постель с мужчиной через час после знакомства. А у Лолы к тому же был жених и через неделю намечалась свадьба. А вот Бертран поступил вполне логично: взял то, что ему давали. И он ничего Лоле не обещал, он ведь перекати-поле и совсем не готов к семейной жизни. Потом Лола вышла замуж и месяцами врала мужу. Вот за него очень обидно. Он так хотел счастливую семью. А Бертран вдруг понял, что хочет быть с Лолой, но опять-таки, мне слабо вериться в такое. Хотя дальше автор все-таки смогла меня убедить, постепенно, но я проникалась этой сумасшедшей страстью, хотела, чтобы герои встретились.
Поэтому 4 балла
Романы этого автора всегда трогают за душу. Она умеет задеть за живое, показать то, что обычно принято скрывать.
Обожаю читать про дикие края, заснеженные и суровые. Здесь это Аляска, одна из главных героинь книги. Край, который "не воспитывает характер, а выявляет". Именно в этот край приезжает тринадцатилетняя Лени с родителями. Ее отец очень изменился после войны во Вьетнаме, а мать надеется, что Аляска его излечит. Но не тут-то было. Семья практически ничего не знает о выживании, не подготовлена к суровой зиме, а долгая зима явно не идет на пользу психике отца. О семейном насилии написано не мало, но почему-то каждый раз меня удивляет терпение женщин. Зачем выносить побои, оскорбления? Почему они растят детей с такими мужьями? Я даже не хочу оправдывать Эрнта его психологической травмой после войны. Любовь между ним и Корой не здоровая, и тоже относится к разряду того, чего я не понимаю. Кора столько лет терпела, хотя давно могла отвоевать себе право на спокойную жизнь. А она жила в страхе сама и так же вынудила жить дочь.
Лени мне понравилась. Сильная девушка, смелая. Она рано повзрослела, в таких-то условиях. А еще я в восторге от второстепенных персонажей. Марджи-шире-баржи, Том Уокер и, конечно же, Мэттью. Очень я переживала за Тома, мне казалось, что их вражда с Эрнтом мирно не закончится.
До последнего я переживала за Лени. Вот кто ее за язык тянул с признанием? Но все окончилось хорошо, за что большое спасибо автору.
И высший балл за роман.
Вторая книга из серии о журналистке Кейт Уотерс. А я и не знала, что это серия пока не начала читать. Еще в первой книге мне Кейт была не особо симпатична. Все-таки ее профессия наложила слишком сильный отпечаток на ее поведение. Я понимаю это, но все равно не очень приятно читать, как она лезет в душу людям, переживающим трагедию. Но в данном случае все это перебирание грязного белья пошло на пользу дела. И раскрылась тайна об исчезновении Элис, малютки, похищенной прямо из родильного отделения. Сорок лет ее мать не знала, что случилось с дочкой, считала себя виноватой, обделяла своей любовью других своих детей, зациклившись на потерянной дочери. И ради чего?
Женщина, укравшая Элис, сделала это просто из прихоти, чтобы удержать мужчину, который ей и не нужен был. Она не любила девочку, из-за нее жизнь Эммы была испорчена. А сама Джуд даже не раскаялась.
В романе много запутанных моментов, тянешь за одну ниточку, а вытягивается совсем другая. Читать было очень интересно, хотя это не совсем триллер.
Оценка 5 с минусом.
Начало романа страшное и интригующее. В лесном доме нашли труп. Человек был отравлен ядом и боль была настолько невыносима, что он сам с себя сдирал кожу. Но это еще не самое страшное, страшнее то, что за его агонией наблюдали зрители.
Дальше мы знакомимся с Чарли Пирстом, бывшим полицейским, а ныне адвокатом, который как-то оказался вовлечен в эту историю. А как именно, мы узнаем постепенно, вместе с Чарли. Герой он весьма неоднозначный. Он страдает диссоциативным расстройством, его брат, убивший несколько человек, находится в психушке. Все это привело к тому, что Чарли одинок, без жены, без детей и даже с сестрой отношения весьма не простые. Было интересно читать и о самом Чарли, и о его семье и коллегах. Расследование не очень динамичное, но желания отложить книгу не возникало. Мотивы и оправдания человеческой жестокости не устают меня поражать. Сколько же в мире зла! Финал логичный, я догадалась обо всем на пару страниц раньше, чем Чарли. Подозревала я немного другого человека.
Оценю на 5 с минусом.
Вот прочитала книгу, а что написать в отзыве не знаю. Затрудняюсь я сказать понравилось или нет. Скорее - да, но много и такого, что не давало от души насладиться романом.
Но постараюсь по порядку. Итак, есть четыре подруги. Семнадцать лет назад они один год проучились в закрытой школе. Потом что-то произошло и они все эти годы практически не общались. Но дружно хранили некую тайну. Главной героиней является Айса, одна из четверки. Она недавно родила ребенка и полностью погрузилась в материнство, но получив сообщение от Кейт, сразу же бросается к ней. Мне странно читать, как Айса не раз повторяла, что Тео, Фатима и Кейт ее лучшие подруги. И это при том, что они за семнадцать лет виделись пару раз. А еще Айса жутко надоела своим материнством. Я могу понять ее чувства к дочери, но мне надоели бесконечные описания кормления грудью и плача девочки. А уж ее отношение к отцу дочери вообще отвратительное.
Что касается детективной части романа, то тут столько нестыковок, что перечислять устанешь. Самая страшная тайна оказалась не такой уж и страшной. Я вообще не поняла, почему подруги столько лет жили в страхе. Но, возможно, я просто не в курсе законов их страны. Развязка тоже весьма маловразумительная. Никакой интриги не получилось по причине весьма скучного преступления.
Я так и не поняла почему Амброуз был категорически против романа дочери с Люком. Почему не позвал на помощь и почему Кейт столько лет молчала.
Объяснения были, но я не прониклась.
Что понравилось, так это описание старой мельницы, а еще хороши эпизоды из школьной жизни. Да и характеры подруг автор изобразила мастерски. Буквально пара фраз о каждой и сразу понятно кто чем живет.
В целом, как детектив роман слабенький, но и плохую оценку поставить не могу.
4 с минусом.
Этот роман, наверное, в какой-то степени автобиографичен. Автор, как и его герой Габи, родился у отца-француза и матери-африканки. И он, как и его герой, родился в Бурунди, потом переехал во Францию. Из-за этих общих деталей книга читалась очень легко, события представали с потрясающей реалистичностью.
Мы все видели глазами Габи. Он рос беззаботным, как и все дети. Он не задумывается о политике или войне. Он бегает с друзьями, ворует манго у соседей, ловит рыбу в реке и шалит, как и все мальчишки. Но постепенно в этот уютный мирок проникают ужасы войны: по ночам слышны выстрелы, гибнут люди и даже семья самого Габи понесла жуткие потери. Конечно, о таком читать всегда страшно. Бессмысленные убийства людей, которые еще вчера мирно жили рядом, гибель детей, которые вообще ни в чем не виноваты. Чем можно оправдать такое? Как можно это понять?
– Тутси и хуту воюют из-за того, что у них разные территории?
– Нет, они живут в одной стране.
– Тогда из-за того, что у них разные языки?
– Нет, они говорят на одном языке.
– Может, у них разные боги?
– Нет, бог у них один и тот же.
– Ну так из-за чего они воюют?
– Из-за того, что у них разные носы.
К этому диалогу ни добавить, ни убавить. Жаль, что люди не выносят никаких уроков из кровавой истории.
Оценка 4 балла.
С нетерпением ждала новую книгу о Ким Стоун и прочитала ее буквально за вечер. Как всегда: интересно, динамично, с неожиданной развязкой. На этот раз в романе очень много всего. Кто-то убивает проституток, в отделении полиции подкинули младенца, на одной из фабрик что-то не ладное с рабочими. В общем, Ким и ее команде скучать было некогда.
Все темы актуальны и для меня, как для читателя. Очень жаль молоденьких девочек, которые вынуждены торговать своим телом. Кого-то нужда заставила, кого-то обманом втянули, а кто-то просто иной жизни не представляет. Что касается людей, которые приезжают из более бедных стран в поисках работы и лучшей жизни. То здесь тоже есть страшные ситуации. Можно стать фактически рабами, работать до изнеможения, не получая ни нормального питания, ни условий для жизни. Что в случае с проститутками, что в случае с эмигрантами, как ни страшно, но это всегда будет. Можно бороться с этим, но вряд ли получится искоренить эти явления.
Финал неожиданный. Опять Ким пришлось разочароваться в давно знакомом человеке. Действительно, никак нельзя знать что-то наверняка даже о том, кого знаешь всю жизнь.
Оценка 5 баллов.
Обычно мне очень нравятся книги автора. Но данный роман меня немного разочаровал. Мне кажется, автор немного повторяется. Сюжет другой, но сама ситуация вызывала стойкое ощущение, что я это уже читала. Да и, если честно, немного скучно было. Событий в поезде как таковых нет, но даже сама атмосфера не пугала, не угнетала. Я не прочувствовала эмоции Федора, не переживала за него. И я предположила, что на самом деле случилось с ним и оказалась права. Вот только мне не не совсем понятно происходившее в поезде. Хотелось бы пояснений. Да и финал я ожидала совсем другой.
4 балла.
...
ledi-kazan:
27.08.18 10:57
отчет по списку №12.
1."Сентрал-парк" Гийом Мюссо, ОЛР оценка 5.
Эта книга мое первое знакомство с автором. Читается книга очень интересно, очень динамичная, развитие сюжета начинается с первых страниц, когда читала какие версии только не лезли в голову, автор так закрутил сюжет, по отзывам знала, что в финале ждет что-то неожиданное, но к такому финалу оказалась не готова, можно сказать автор концовкой меня шокировал. С первых минут понравились оба героя: Алиса импульсивная с тяжелым характером. Габриэл спокойный, более рассудительный. Было даже весело читать как они украли телефон и машину. В жизни героини произошла страшная трагедия он потеряла замечательного мужа и ребенка, конечно она действовала очень импульсивно, неправильно для копа, она сама понимает что ошиблась, но судьба все же очень жестоко обошлась с ней. Хотелось бы чтоб финал был более счастливым.
Рада что Габриэль это все таки не Эрик Вог, что Алиса осталась жива и автор дает хоть и призрачную, но надежду на счастье героев. Грешным делом думала что и отец как то замешан, а то как бы труп девушки мог оказаться на сахарной фабрике.
2. "Трудное счастье" Спенсер Лавейл, СЛР оценка 4+.
Том попадает в очень непростую ситуацию, он любит свою жену, когда-то он совершил ошибку, изменил своей невесте, но он сам признается, в то время не любил Клэр, а женился только потому что невеста была беременной, любовь к нему пришла позже.Такой человек как Том, просто не смог бы скрывать что у него есть сын, да и вообще забыть что у него он есть, он бы постоянно мучился. Клер когда узнала правду вела себя как обиженный маленький ребенок, готова перечеркнуть 18 лет счастливого брака с любимым мужчиной, из-за случайной связи 18 летней давности. Ведь она знала мужа как никто другой, предпочла не бороться за брак, а наоборот отталкивала его от себя. Страдала сама, Том да еще их дети. Моника вырастила хорошего сына Кента, ему было не просто узнать правду, но в результате он обрел большую семью. Мне очень понравилось, что дети не озлобились друг на друга, преодолев растерянность, они предпочли поговорить друг с другом и все выяснить. Дети оказались мудрее их матери, помогли всех примерить. Мне было интересно узнать как функционирует школа в США. Хорошая книга.
3."Гиблое место"(Ледяной холод) Герритсен Тесс, триллер оценка 5.
Мне очень понравилась эта книга, как сам сюжет так и его развитие, одна из лучших в серии. Книга вышла очень динамичной, держала в напряжении постоянно, прочитала ее на одном дыхании. Маура и ее знакомые оказываются по велю случая в Лучшем Мире. Там произошло что-то ужасное, людей совсем нет. Маура и ее спутники не понимают что произошло. Странно почему они еще раз не попытались воспользоваться машиной, ведь в Лучшем Мире они были в каждом доме. Очень трудно понять религиозных фанатиков которые отдают замуж своих дочерей в 13 лет, а сыновей выгоняют из семьи, таких людей я понять никогда не смогу. Крыс замечательный парень, странно что Мауре не дали его усыновить, состоявшаяся женщина с хорошим домом и достатком, парню все таки уже 16 лет, ему не надо подтирать сопли, он нуждается больше в любви. Отношения Мауры и Даниэля подошли к концу, любовь к мальчику думаю наоборот помогла бы ей легче пережить эту потерю. Очень хочется чтоб будущее у этого мальчика сложилось счастливо и хорошо, что его друг Волк останется с ним вместе. Преступники были готовы на все чтобы скрыть правду, даже не пощадили 13 девочку, мне ее было очень жаль.
4."Поцелуй смерти"("Секрет смерти"; "Заговор смерти";"Предел дозволенного") Нора Робертс, ОЛР оценка 5.
В этой книге на долю Евы снова выпадает не мало испытаний, ее даже отстраняют от работы, но рядом с ней ее преданные друзья, и конечно Рорк, даже не знаю как вообще Ева раньше обходилась без него, он и нянька и лучший помощник в работе. В этом детективном сюжете меня больше волновал мотив преступления, а не сам убийца, найдешь мотив найдешь и убийцу, все оказалось не так просто. Что мне не понравилось: Ева конечно хороший коп, но больно часто она бывает грубой и то что Рорк ударил полицейского, считаю это не правильно, все таки он выполнял свою работу, Ева в такой же ситуации поступила бы также.
5."Жажда мести" Крис Муни, триллер оценка 5.
Историю Джека Кейси я уже чуть-чуть знала по книге "Невинные души" из серии Дарби Маккормик, мне там он очень понравился, но очень уж непростое у него прошлое и зная что его ждет в будущем долго не решалась начать читать книгу. После этой книги задаюсь вопросом зачем автор поступил с Тейлор так. В этой книге два главных героя Джек Кейси и Малколм Флетчер, такие разные и такие яркие персонажи. Много лет назад Джек пережил личную трагедию потерял жену, демоны прошлого живут у него в душе, теперь он детектив в городе Марблхед, у него есть девушка Тейлор, в городе маньяк "Песочный человек" убивает целые семьи, да еще потом взрывает все кругом, он прям какой-то супермен, гений, хочется еще узнать где он столько смог достать такой опасно взрывчатки. Это конечно ужасно, что произошло с ним, но на одного винного десятки невинных, а по сути самые виновные не понесли никакое наказание. Согласна, мальчика превратили в монстра, но из такой социальной среды не уверена что он смог бы стать достойным членом общества. Флетчер по истине оказался ангелом-хранителем Кейси, он конечно преследует и свои цели, он хочет придать огласке то что творилось в "Грейвз" и сделал для этого как никто много.
Очень хочется чтоб будущем Флетчер помог Дарби вызволить Кейси и его дочь из темницы, раз уж он взялся быть его ангелом- хранителем, пусть им будет всегда.
С удовольствием прочитала бы книгу про Малколма Флетчера.
6."Слишком много подозреваемых" Гэри Ненси, детектив оценка 4.
Сам сюжет книги мне понравился, но очень растянут, начало даже было скучным, книге не хватает динамичности. Детективный сюжет очень хороший жертва первоклассная стерва, делающие людям гадости с улыбкой на устах, тех, кто мог ее убить набирается не мало. Сам мотив убийства мне до конца не понятен. Стремление Френсис найти убийцу любой ценой непонятен, ведь мачеха сделала ей не мало гадостей в жизни, и теплых чувств она к ней не питает. Автор показала пример как создаются скелеты в шкафу в семьях. Любовной линии как таковой нет, невнятные дружеские отношения между Френсис и Сэмом грозят перерасти в что-то большее, так как книга эта первая про Френсис Пратт мне это понятно. Особого желания сразу читать вторую книгу не появилось, но думаю со временем ее прочту.
7."Наследник" Кренц Джейн Энн, СЛР оценка 4.
Хорошая малышка, я люблю читать про мир скачек, детективный сюжет маленький и очень предсказуемый. Главные герои Хонор и Конн как мне показалось очень много проблем придумали себе сами, но в момент опасности оба повели себя правильно.
8."Время не властно" Нора Робертс, ФЛР оценка 4+.
Книга малышка, легкий любовный роман, в меру наивный. Джей Ти прилетел из будущего забрать своего брата обратно, кто его за это будет винить, но встречает Санни, героиня такая живая, искренняя быстро смогла укротить Джея Ти. Конец книги оправдал ожидания, потому что неправильно было бы, если бы оба брата остались в прошлом, какого было бы их родителям.
9."Буря в Эдеме" Сандра Браун, СЛР оценка 4.
Книга малышка, милая, но не самая лучшая у автора, мне не понравился сам сюжет. Главная героиня Шей временами ведет себя как неразумный ребенок, само поведение о священнике и его жене у меня другое, они должны быть примером для всех, в первую очередь это касается нравственных ценностей. Почему Ян захотел стал священником я до конца не поняла, можно делать добрые дела и не быть при этом священником.
10."Сон златовласки" Мори Триш, СЛР оценка 3.
Малышка с очень наивным сюжетом и местами абсурдом. Не верю что можно заставить стать любовницей только чтоб сохранить отель ради совсем для тебя чужих людей, пусть и хороших. Мотивы Данте чтоб разрушить отель я еще могу, но так общается с людьми это отвратительно, в будущем так как он выгнал Энтони может принести Данте не мало проблем, тем более что он делился с ним даже очень личными проблемами.
11."Эмили Киро" Эбби Глайнс, СЛР оценка 4.
Трогательная короткая история любви рок идола Киро Меннинга и Эмили. Перевод ужасный, местами не к месту вставлены нецинзурные слова, конечно финал грустный, но в жизни Киро был его ангел и его любовь.
вне списка:
12."Сплетение" Литиция Коломбани, современная проза, оценка 5.
В книге три главные героини:Смита, Джулия, Сара они живут в разных странах, занимают разное социальное положение, но они все сильные личности, хоть они никогда не встретятся в жизни друг с другом объединяет их обычные волосы. хочется написать о каждой героине отдельно.
Смита проживает в Индии из касты неприкасаемых, она из семьи чистильщиков, а ее муж крысолов. Она хочет другой жизни для своей дочери, но даже желать этого для нее запрещено, о себе она даже не думает. Все что читаешь про Индию, невозможно оставаться к этому равнодушным, чувствуется что автора глубоко трогает и возмущает такая ситуация. Смита оставляет мужа и с дочерью отправляется в неизвестность, она не готова смириться с судьбой для своей дочери. Муж Смиты в общем то неплохой человек, просто он принимает свою судьбу такой какая она есть, он отдал все деньги которые они накопили, чтоб дочь просто приняли в школу, он любит жену и дочь, и то что он побежал за автобусом за ними дает надежду, что он все таки ради любви к ним попытается измениться и приедет к ним, тем более Смита ему нарисовала дорогу. В дар богам они отдали свои волосы, надеясь на лучшее будущее. Ждет ли Смиту и ее дочь в будущем что-то лучшее очень в этом сомневаюсь, единственная надежда на лучшую жизнь для них была бы эмиграция, только это смогло бы с них смыть пятно делитов. Я конечно и раньше знала что очень трудно вырваться из касты неприкасаемых и что женщины отдают богу в дар свои волосы, просто потому что это самое ценное что у них есть, но о всей глубине проблем людей в Индии не задумывалась. Некоторые вещи меня просто шокировали, сестер приговорили к изнасилованию, из-за того что их брат сбежал с женщиной из высшей касты, девушку долго насиловали за то, что она захотела просто учиться, хочется крикнуть им люди до чего вы дошли. Очень остро стоит вопрос прав женщин.
Джулия с Сицилии 20 летняя девушка, семья которой владеет фабрику по изготовлению париков шиньонов, накладок из натуральных волос она узнает, что их фабрика оказалась перед угрозой банкротства, мать нашла самый легкий путь, дочь должна выйти замуж за состоятельного ухажера. Чтоб спасти фабрику она должна будет преодолеть не мало трудностей, выдержать сопротивление матери и сестры, послушать совета своего тайного возлюбленного и начать поставлять волосы из Азии в частности из Индии. Джулия решила бороться за свою любовь с ситхом Камалем, на их пути будет не мало препятствий это и родственники и религия, но я думаю вместе они все преодолеют и выдержат.
Сара успешная женщина адвокат, мама троих детей из Канады, в приоритете у нее стоит работа над всем остальным. Она узнает что у нее рак груди, весь привычный мир для нее рушится, ее мир не прощает слабости, как узнали о ее болезни на работе , ее выжили как отработанный материал. Задаешься вопросом, а стоила эта работа таких жертв которые Сара приносила, даже когда узнала свой диагноз до последнего скрывала, ходила больная на работу, а ведь у нее маленькие дети которых надо поднимать и которым нужна живая мама, я рада что Сара пересмотрела свои жизненные приоритеты, и семью поставила на первое место в своей жизни, натуральный парик из волос Смиты поможет ей по жизни идти более уверенно.
Волосы Смиты принесли добро, хочется, чтоб Боги ее услышали и жизнь ее семьи переменилась к лучшему.
После прочтения книги понимаю, почему книга стала бестселлер №1 во Франции книга хоть и небольшая, но очень содержательная.
...