Хаотично ли повествование или последовательно? Возможно ли в нем отследить предложения или слова-маячки, благодаря которым финал уж не кажется таким неожиданным? Автор говорит, что да:
Цитата:Ответ всем, кто не понял: читайте внимательнее - подсказки в тексте есть. Обращайте внимание на мелкие детали.
Поверим автору на слово и попробуем с помощью текста ответить на самые животрепещущие вопросы:
Кто его герои: люди или кошки?
Из окончания нам уже известно, что главный герой Василий - несомненно кот. Предвещало ли что-нибудь это? Конечно. И самое интересное, что это как раз те самые слова и словосочетания, которые иногда ставят в упрек автору. Давайте их вспомним:
Цитата:зеленые глаза Василия снова и снова вгрызались в мутное стекло витрины
Хотя повествование ведется от имени автора, но порой ясно проскальзывает, что этот автор тоже кошачьей породы (когда он говорит не «они», а «мы»), больше того, иногда даже кажется, что это сам Василий. И выражение «глаза вгрызались» из уст представителя этого семейства уже не кажется таким несуразным.
Цитата:стена, поделившая город пополам, словно пирог с мясной начинкой
То же самое: такое сравнение вполне можно было бы услышать от кота или кошки, умей они говорить.
Цитата:Скоро в свои права вступит март и все пройдет.
Март, мартовский кот – знакомая цепочка, не правда ли? Март для кошек, наверное, и есть настоящий рай.
Цитата:Традиция закапывать трупы в деревянных ящиках сошла на нет.
Ну разве человек мог сказать так о гробах?
Цитата:на алтарь были положены рыба, кальмары, креветки и крабы, а также порезанные дольками яблоки и гроздья желтого винограда
Думаю, даже если кошки не ели бы фрукты, они положили бы их на алтарь вместо цветов – как украшение. А вот рыбные деликатесы – это дар кошачьим богам, несомненно.
Цитата:он до сих пор зализывал раны
Сказано это, напомню, о городе. Зализывать раны – для кошки это самое естественное занятие.
Цитата:обступили тело и, водрузив на мягкие подушечки лап
Этот момент понятен, думаю, без всяких объяснений.
Цитата:покрытый плесенью умывальник... В уборной грустно лежал на боку разбитый унитаз и не было двери.
Здесь, скорее, мои логические умозаключения: могло ли быть такое в жилище человека? Ну пусть жили без унитаза и справляли нужду, каждый раз выбегая из квартиры на улицу, но умывальник? Человеку несвойственно умываться лапой.
Но куда же тогда делись люди?
Автор отвечает в своих комментариях:
Цитата:Где люди? Сложный вопрос. По моей личной версии - люди выпилили друг друга 200 лет назад во время войны.
Цитата:А программа... ее писали криворукие люди, которых больше нет.
Итак, ясно, что их нет. Но можно ли понять это из текста? Мы знаем, что примерно 200 лет назад произошла гражданская война, был ядерный взрыв, после которого в городе уже никогда не наступало весны.
Цитата:Ранним утром город привычно встречал прохожих серыми красками.
Цитата:На улице по-прежнему пасмурно. Вновь накрапывает мелкий дождь, и небо все такое же, как и было.
Та же картина ночью:
Цитата:Ржаво-рыжие тучи мирно расплывались по иссиня-черному небосводу, надежно спрятав за собой ярко-желтую луну.
Согласитесь, цвет туч, да еще и ночью, довольно необычный. Можно предположить, что гражданская война в пределах одного города (по мнению кошек) была гораздо более масштабной: планета была накрыта радиоактивными облаками, в атмосферу выброшено огромное количество дыма и сажи, что преградило путь лучам Солнца и привело к парниковому эффекту. Спустя 200 лет можно наблюдать остаточные явления. Отсюда, наверное, и необычный цвет туч и постоянная пасмурная погода.
Цитата:Каждый новый день ничем не отличается от предыдущего. И так на протяжении почти двух сотен лет. Все что остается – ждать весну, потому что весны никогда не было в этих краях.
Но вернемся к истории человечества. И снова обращаюсь к рассказу:
Цитата:Вдохнуть жизнь в город пытались еще первые поселенцы после окончания войны, но им мешали это сделать раскиданные по округе остатки регулярных войск бывшей империи. Каждодневные стычки были делом вполне привычным. И местность вокруг нынешнего «Центра Утилизации» напоминала скорее одно большое кровавое озеро, пока в один прекрасный день все эти воинствующие группировки не перебили друг друга без остатка.
Можно предположить, что первые поселенцы – это кошки, воинствующие группировки – люди.
Цитата:Для нас старый город – мертвая зона. Вместе с ним внезапно умерла коррупция и преступность, религия и власть, а государства превратились в эфемерные призраки. Теперь оставшимся на этой земле народам больше нечего делить – мы все ждем весну...
Народы ждут, заметьте, не лето и не зиму (а ведь, судя по всему, в городе постоянная осень), а именно весну – с которой у многих из нас ассоциируются кошачьи «концерты» и «свадьбы».
Цитата:Жизнь потекла своим чередом: кто жил и отстраивал город, кто сходил с ума и мучительно умирал, пока остальные были заняты делом.
И здесь возникает следующий вопрос:
почему кошки стали так похожи на людей и что есть Город?
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос – только догадки. Автор на этот вопрос тоже напрямую не отвечает, но маячки и здесь имеются. Первое, что приходит в голову – это мутация после ядерной катастрофы. Возможно. Но есть еще один момент, о котором пишет автор:
Цитата:Город – и палач, и судья, и мать, и отец, не терпящий пререканий и апелляций.
И мать, и отец. Так что есть Город? Судя по тому, что цивилизация перед войной была высокоразвитой, в том числе и технически – в тексте упомянуты андроиды, то позволю себе допустить, что Город – это компьютерный разум. Он воздействует на жителей как ментально (не отсюда ли голоса в их головах, сводящие их с ума?), так и физически (побег за пределы Города карается смертью или тяжелыми увечьями). Те, кто подчиняется ему и выполняет необходимые для его жизнедеятельности работы (Маруся, которая раскидывает по полкам «съестное» или рабочие, что «флегматично дергали рычаги чадящих пережженной соляркой машин») поощряются Городом. Остальных он сводит с ума и заставляет мучительно умирать. Но поддайся они ему, и жизнь их наверняка бы стала более комфортной.
Цитата:Но чем больше проходило времени, тем больше изгоев появлялось. И последние стали задаваться вопросом: «Почему так?»
Кошки гуляют сами по себе и дорожат свободой. Силой их трудно заставить что-либо делать. Наверное, именно память предков заставляла жителей вырываться из-под гнета Города.
И, наконец, последний вопрос.
Что это за обряд вызова Весны?
И снова у меня нет однозначного ответа – лишь догадки, основанные на тех же маячках, оставленных автором, и его словах:
Цитата:Город – живое существо, которое не может жить без сердца. В тексте же сказано, что они пытались вдохнуть жизнь в город. Кто-то должен был стать новым сердцем города. К тому же Василий уснул, а не умер.
Сочетание сна и яви... Это, кстати, один из признаков сюрреализма (течения в литературе и искусстве). Так что со стилем у автора все в порядке. Но вернемся к Василию. Мне почему-то показалось, что сознание того, кто находится в капсуле, могло бы повлиять на компьютерный разум. Тот старик (а ведь попал он туда явно не стариком), а сейчас Василий – возможно, они должны были силой своего желания, разума заставить Город перестать губить кошачий народ? Предоставить ему свободу. Приблизило бы это весну как сезонное явление? Не знаю. Но вдруг за пределами Города их ждало что-то не менее прекрасное, чем весна? Заставить Город их отпустить – именно это могло быть целью заговорщиков.
Хотя, если вспомнить, что произведение автора все-таки сюрреалистическое, то вполне возможно, что спящий в капсуле-сердце Города Василий мог вернуть и весну как время года. Недаром автор ответил одному из читателей так:
Цитата:Сознание героя растворилось? В городе? Например. Весна же наступила.
Сознание героя, подпитанное фотографиями из старого альбома... Что на них было? Прежняя счастливая жизнь? Весна?
Цитата:Просмотрев старый пыльный альбом до конца, Василий бережно положил его на столик и, откинувшись на спинку кресла, закрыл глаза.
На мгновение мир остановился и замер, а потом как ни в чем не бывало продолжил свой ход вместе с поездом. Василий уснул. Ему более не суждено было проснуться. Только поезд все ехал и ехал куда-то вперед, а за окнами, звонко звеня капелью, наступала весна...
И снова комментарий автора:
Цитата:Да, автор согласен, что концовка психоделичная. И, наверное, многим непонятная. Но на самом деле очень грустная...
Она и вправду грустная. Потому что, подарив своему народу весну, сам Василий ее никогда не увидит. Он герой. Такой вот герой кошачьего народа, сменившего нас на Земле.
Как видите, в рассказе продумано каждое слово, каждое предложение, каждая мысль. И если читательское непонимание автор был еще готов снести, то намек на отсутствие в его произведении «оригинального героя, захватывающего сюжета, выдержанного стиля, глубокой философии и пусть неожиданного, но не сверхсюрреалистичного финала. Или хотя бы некоторых из этих составляющих» его, конечно же, задело. Потому что если не все, то некоторые составляющие там точно есть.