Люция:
05.01.15 13:59
Кармен писал(а):Что значит терпишь ? Перестань пожалуйста . Я всегда рада тебя слышать в теме и со своим мнением .
Ну, я ловлю на слове, да?
"Мой ангел злой, моя любовь..." Марины Струк.
А потом была мазурка, которую танцевали в середине залы Анна и ее брат, когда остальные расступились вкруг, памятуя о том, что брат и сестра Шепелевы неизменно танцуют ее на Рождественском балу. Андрей запомнит тот танец на всю жизнь: две фигуры на свободном пространстве паркета – одна в белом, стройная, воздушная, вторая – в зеленом мундире кавалерии. Оба статные, красивые лицом, так и приковавшие взгляд к себе. Как легко летала Анна вокруг брата, как игриво разлетался подол ее платья, и развевалась ее тонкая шаль за спиной, словно крылья ангела!
Ангел, сущий ангел, подумал Андрей невольно, когда к концу танца Анна разрумянилась слегка, стала улыбаться такой удивительной улыбкой, от которой у него вдруг забилось сердце быстрее обычного. Совсем иная была та улыбка – мягкая, добрая, полная разрывающего душу счастья. Ее глаза так и сияли каким-то мягким светом.
Анна взглянула на него пару раз, когда оббегала брата в танце. Украдкой, совсем мимолетно, но он успел поймать этот взор, от которого вдруг встрепенулась душа. Неужто он ошибся в своей неприязни к ней? Ныне, когда он смотрел на Анну, которую кружил Петр в мазурке по зале, Андрей понимал, отчего вокруг нее, словно мотыльки, вьются поклонники. Она действительно ныне была изумительной. Такой он не видел ее прежде, и такая Анна… Анна, Аннет, Анечка...
Почему опять Ангел, а не какой-нибудь другой роман. По мне Ангел - роман самый загадочный, даже загадочнее Метели. В Метели все загадки, я уверена, будут разгаданы. Ангел же и с последней точкой так и остался романом-ребусом, который нужно расшифровывать, чтобы понять.
Одна из его загадок состоит вот в чем. Я следила за темой Ангела почти с самого начала, причем следила не только за главами, но и за мнениями читателей по каждой из них. И в одном вопросе мнения были удивительно единодушны. Не то чтобы у каждого первого, но нередко появлялось мнение, что роман вызывает странные чувства. Кому-то скучно, кому-то герои не нравятся, кого-то смущает что-то еще, а что именно - непонятно и все в таком духе. Я, кстати, отношусь к этой же категории читателей, хотя любимые моменты у меня есть, в частности святки, гадания и т.д.
Итак, согласно читательским "показаниям" выходит следующее:
1. чтение начала романа идет с трудом;
2. герои не вызывают положительных чувств;
3. больше всего не нравится Анна.
Вопрос: почему так? Этому должно быть объяснение, все читатели не могут ошибаться, значит, что-то такое в романе есть, причем это "что-то" содержится в тексте, так как взяться ему больше неоткуда.
Совершенно случайно я наткнулась на одну фразу, которая и навела меня на мысль. Мысль не бесспорна, но мне кажется я нащупала истину.
Проблема, думается мне, состоит в отношениях Анны и Андрея, а конкретно - в Андрее, а еще конкретнее - в таких фразах:
Первая встреча:
Откуда эта злость в душе? Он ведь десятки раз видел это выражение на лицах светских красоток, это явное выставление собственной прелести. Но именно ныне оно вызвало в нем такую острую неприязнь.
Далее:
Анна с гравюры взглянула на Андрея, улыбаясь той самой ненавистной для него улыбкой собственного превосходства.
Разговор "по душам":
Он видел, каким ярким огнем горят ее глаза, словно она, непривыкшая отступать перед чем-либо, уже забылась, словно была готова любой ценой добиться своего. Только цель эта ужасала, заставляла голову идти кругом, вызывала некое отторжение, холодную неприязнь.
Еще разговор:
- Мой милый, - его щеки коснулась женская рука, а кружево неприятно чуть царапнуло кожу.
Что сказать. Что-то Андрею, я смотрю, Анна очень уж
"неприятна" (с). Цитаты взяты не только из начала романа, но и из середины, и даже почти из финала, но везде одно и то же: "ненавистно", "неприятно". Вот в таких словечках, думаю, и кроется причина, почему многим читателям роман сразу не пошел. Как-то не сочетаются они с великой любовью, которая вроде как должна на наших глазах разворачиваться, создают диссонанс. Каюсь, привела я только мысли Андрея, но это не из злого умысла, а исключительно разнообразия для. Потому что Анна и так вся как на ладони, и все ее выверты и злобствования сразу бросаются в глаза, и сколько раз после глав рассерженные читатели предлагали дать ей по голове/по щекам/по губам. А Андрей-то, оказывается, по части злобы от нее не отстает, а даже обгоняет и оставляет далеко позади. Ибо за Анной я такой злости не замечала, во всяком случае мнение у нее о нем всегда было лучше, чем у него о ней.
Не скажу, что подобные выражения встречаются так уж часто. Встречались бы часто, это бы все сразу заметили. Но они есть, и читатель это чувствует. Поэтому и погружение в роман происходит с таким трудом. Действительно трудно проникнуться отношениями, если героя каждый раз охватывает неприязнь при виде героини. Но даже если убрать эти фразы, все равно ничего не изменится. Дело не только в словах, но и в интонациях. Если рассудить логически, то ничего страшного текст не несет, но подсознание читателя все равно чувствует подвох. Интонации, их не изменить.
А Анна, похоже, интуитивно чувствовала истинное отношение Андрея к себе, отсюда вся ее самооборона и недоверие. На беду у нее способы самозащиты оказалось не слишком привлекательными, что создает впечатление, что именно она и виновата в происходящем. А Андрей прав. А то, что именно Андрей и является главным раздражителем и причиной ее плохого поведения - как-то затирается. И весь гнев читательский обрушивается на голову Анны, а Андрей вроде и не при чем. Поэтому, я думаю, Анну так сильно и не любят. Но проблема в том, что стоит Андрею исчезнуть (уехать на войну, например), сразу же за ним уходит весь негатив, а Анна начинает вести себя образцово-показательно. Совпадение? Вряд ли.
То есть, здесь виден двойной удар по образу Анны. Андрею Анна явно неприятна с первого взгляда (однако, это его личное мнение, которое может оказаться ошибочным) - Анна, чувствуя это, начинает своими методами защищаться непонятно от чего (методы у нее действительно не очень хороши) - Андрей, наблюдая за ее маневрами, еще больше углубляется в своей неприязни к ней. Замкнутый круг. Анна плоха, потому что Андрей говорит, что она плоха. Но прав ли он, это уже другой вопрос.
Но зачем все это нужно? Зачем издеваться над читателем? Мешать ему прочувствовать любовь героев? Раствориться в их чувствах?
Ответ один: так было нужно. Именно для того, чтобы читатель не прочувствовал, чтобы не увидел любви, чтобы не растворился. И это не издевательство. Это тонкий намек, что у героев все не так прекрасно, как может показаться на первый взгляд. Эти слова и призваны для того, чтобы читатель не слишком обольщался по поводу любви между Анной и Андреем.
По-моему, так. (с)
Таково мое мнение (не знаю, насколько понятно мне удалось его высказать), другого объяснения найти не получается.
Кармен писал(а):Кстати , эта тема не моя , а наша
...
Кармен:
07.01.15 00:39
Доброго времени суток Всем !
К сожалению отрывок я сегодня не могу процитировать . С моим компом , потом уже с нетбуком что -то произошло.Они решили оба заболеть на праздники , видимо эпидемия вируса
С телефона тяжело что - либо писать , поэтому просто хотела в этот день всех поздравить.
Всех , кто заходит в гости , и тем , кто проходит мимо , поздравляю с радостным и светлым праздником – Рождеством Христовым! Пусть в вашей жизни царит мир, спокойствие и добро! Пусть горе и несчастья обходят стороной Ваш дом! Счастья, удачи и успеха близким, друзьям и родным!
Девушки, Леди , спасибо за отрывки , всем от меня
Люция, тебе отдельное спасибо
за ИМХО .Хочу ещё
И ещё хочу задать вопрос . Неужели не тянет прочитать ВТМЖ ? Я, после ВТМЖ не задумываясь взяла ОС, и дальше пошла искать , я просто проглатывала эти книги , и мне всё было мало , хотелось ещё . И сейчас хочу . Наткнулась на Леди клуб , и вот , я здесь оказалась...
...
Люция:
07.01.15 06:25
Артур Конан Дойль, "Наши ставки на дерби".
— Вы, друзья, считаете возможным спасовать перед старой коровой, но я так не считаю. Я должен сохранить к себе уважение. Поэтому я присоединюсь к вам по ту сторону фермы.
С этими словами Джек свирепо застегнул на все пуговицы свой сюртук, легко взмахнул тростью и небрежной походкой двинулся через участок Брауна.
Мы столпились около перелаза и с тревогой следили за ним. Джек старался показать, что он целиком поглощен окружающим ландшафтом и погодой: он с безразличным видом смотрел по сторонам и на облака. Однако его взгляд в конце концов обязательно обращался на быка. Животное, уставившись на незваного гостя, попятилось в тень изгороди, а Джек стал пересекать поле.
— Все в порядке, — сказала я. — Бык уступил ему дорогу.
— А по-моему, бык его заманивает, — сказал мистер Николас Кронин. — Это злобная, хитрая тварь.
Мистер Кронин не успел договорить, как бык отошел от изгороди, стал рыть копытом землю и замотал своей страшной черной головой. Джек, который достиг уже середины поля, притворился, будто не замечает этого маневра, однако слегка ускорил шаг. Затем бык быстро описал два-три круга, внезапно остановился, замычал, опустил голову, поднял хвост и со всех ног устремился к Джеку. Притворяться дальше и не замечать быка было бессмысленно. Джек обернулся и посмотрел на врага. На него неслось полтонны рассвирепевшего мяса, а у него в руке была лишь тонкая тросточка, и Джек сделал единственное, что ему оставалось, — поспешил к изгороди на противоположном конце поля.
Сначала он не снизошел до бега и двинулся небрежной рысцой — это был своего рода компромисс между страхом и чувством собственного достоинства, но зрелище было такое нелепое, что, несмотря на испуг, мы все дружно расхохотались. Однако слыша, что стук копыт раздается все ближе, Джек ускорил шаг и в конце концов он уже мчался во весь дух. Шляпа у него слетела, фалды сюртука развевались на ветру, а враг был от него уже в десяти ярдах. Если бы за ним гналась вся конница Аюб-хана, наш афганский герой не смог бы проворнее преодолеть оставшееся расстояние. Как ни быстро он бежал, бык мчался еще быстрее, и оба достигли изгороди почти одновременно. Джек отважно прыгнул в кусты и через мгновенье вылетел из них, как ядро из пушки, бык же просунул в образовавшуюся дыру морду, и воздух несколько раз огласился его торжествующим ревом. Мы с облегчением увидели, как Джек поднялся и, не обернувшись в нашу сторону, пошел домой. Когда мы добрались туда, он уже ушел к себе в комнату и только на другой день вышел, прихрамывая, к завтраку с весьма удрученным видом. Однако ни у кого из нас не хватило жестокости напомнить Джеку о вчерашнем происшествии, так что благодаря нашей тактичности он еще до второго завтрака обрел свое обычное хладнокровие.
Кармен писал(а):Люция, тебе отдельное спасибо за ИМХО .Хочу ещё
Пожалуйста, что-нибудь организуем)))
Кармен писал(а):Неужели не тянет прочитать ВТМЖ ?
Да дело не в самом ВТМЖ. У меня куча книг, которые мне насоветовали, а я все никак за них не возьмусь.
Вика, и все кто заглядывает в тему! Поздравляю с Рождеством Христовым!
Счастья, добра и мира Вашему дому! ...
natakiva:
07.01.15 12:45
Вероника Мелан "Чейзер"
- Ты... - Слова вдруг застряли в горле, едва она решилась произнести рвущийся наружу вопрос. - Ты еще ни разу не целовал меня. Почему?
Он повернулся с тем едва заметным мерцающий блеском в глазах, какой иногда проявлялся во время излюбленных им провокаций. Лайзе показалось, что ее притянули магнитом и погрузили в невидимый шар, наэлектризованное поле, и она, хоть не последовало ни единого движения, уже принадлежала Маку, каким-то образом попала в его сети, оказалась опутанной направленной на нее сексуальностью.
- Хочется, чтобы женщина не просто была не против. Хочется, чтобы она тоже хотела этого поцелуя. Жаждала его, как и я.
Вечер, тишина салона и эти глаза напротив; Лайза, прежде чем ответить, успела увидеть помахавшую на прощание логику, мол, все, оставайтесь тут, а я пошла.
- А я хочу. Хочу этого поцелуя.
- Хочешь так же сильно, как и я?
- В сто раз больше, по-моему.
Даже не произнесла, промямлила.
Застывшая было на пороге логика обреченно хлопнула дверью.
Чейзер приблизился, подался вперед совсем чуть-чуть, а сознание уже сделало кульбит, провернулось вокруг собственной оси и вымело из себя остатки рационализма. Так срываются с диеты, набрасываясь на сладкое, затягиваются первой за месяц сигаретой, с облегчением выбрасывают в мусорку записку "начинаю новую жизнь с понедельника". Пусть будет, что будет. Пусть будет хоть что-нибудь. Нет, пусть будет все!
Его лицо застыло в нескольких сантиметрах от ее. Всего лишь на миг.
- Понимаешь, на что идешь?
- Нет.
- Прекрасно.
И он поцеловал ее. Жар дыхания, вкус губ, легкое покусывание, соприкосновение языков... Лайза не просто расплавилась, она приклеилась к Чейзеру. Разрешила проникнуть в себя, ментально сдалась, сама же помогла разрушить высокие стены и распахнула ворота. Она хотела его целовать, хотела чувствовать, хотела вдыхать, хотела бесконечно ощущать этот контакт; и то поле, что окружило ее ранее, теперь наполнилось огнеопасной страстью.
Мак покусывал краешки губ, нежно посасывал язычок, ласкал, наслаждался, чуть замедлялся и снова возобновлял напор. Ей хотелось рычать. Хотелось кусаться, царапаться, сорвать с себя всю одежду и прижаться к обнаженному мужскому телу.
Их дыхание сделалось хриплым. Поцелуи переместились на шею, мужские пальцы сжали затылок, заныла от сладкой боли прикушенная мочка уха.
Он оторвался от нее почти что с ревом, с треском разрываемого вихря.
...
Кармен:
09.01.15 11:28
natakiva писал(а):Вероника Мелан "Чейзер"
Вау...
"Брачный договор" Дженнифер Пробст
Слушая речь жены, Ник призывал на помощь всю свою выдержку. Интуиция подсказывала ему, что Алекса скрывает гораздо больше, чем выдает, и Ник знал, что, сделай он лишь шаг в сторону от намеченного курса, развитие ситуации примет иное направление, если не развернется на все сто восемьдесят градусов.
Но он отогнал от себя провокационную мысль и еще раз взглянул на Алексу. Ему вдруг пришло в голову, что за дни их совместного житья она стала для него еще привлекательнее. Ее глаза, и улыбка, и самое сердце лучились светом. Их беседы раскрывали в нем те двери, которые казались навсегда запертыми, но вызванные ими странные приливы эмоций не утешали его, да и не могли утешить. Алекса претендовала на серьезные отношения. Эта женщина, черт возьми, их заслуживала. А он мог предложить ей только секс и дружбу. Но не любовь. Он сделал свой выбор много лет назад. И цена этого выбора была слишком высока.
Тонкая ниточка, ненадолго соединившая их, вновь с треском порвалась, и Ник взирал на ее обрывки со смешанным чувством, слишком похожим на ненавистное ему сожаление. Сухо кивнув, он вымученно улыбнулся Алексе:
— Извинения и объяснения принимаются. Больше никакого психоанализа.
Она ответила на улыбку, держась по-прежнему отстраненно:
— Вот и хорошо. А теперь иди, пожалуйста, спать, а я все тут уберу.
— Я помогу…
— Лучше я сама.
На пути к лестнице Ник неожиданно обратил внимание на забившуюся в угол гончую. Длинное желтоватое туловище, некрасивая морда… В собачьих глазах он разглядел собственное прошлое — бездну боли и отсутствие тех, на кого можно положиться. Шерсть на псе свалялась, хвост безвольно свис на одну сторону. Явно отшельник, похожий на сироту-переростка, помещенного в детском приюте к прелестным малышам. Возможно, был пойман на краже съестного. И скорее всего, ни семьи, ни детей, ни знакомых. Пес спокойно стоял у подножия лестницы, провожая Ника долгим взглядом.
Ник вспомнил, как однажды летом он наткнулся в лесу на старую дворнягу, сильно исхудавшую, со спутанной шерстью и отчаянием в глазах. Он привел ее домой, напоил и накормил до отвала. Нику удалось выходить его, и пес стал ему другом.
Некоторое время Нику удавалось скрывать собаку от матери: дом был слишком просторен, а домработница согласилась не разглашать секрета. Но однажды он пришел домой из школы и обнаружил, что его любимца нет. А когда узнал, что из поездки на Каймановы острова вернулся отец, то сразу понял, кто виновник пропажи. Он тут же уличил отца, но Джед Райан в ответ грубо расхохотался и пихнул сына в бок: «В нашем доме не место всякой дряни, приятель! Была бы хоть собака приличная, например немецкая овчарка. Эта дворняга ни на что не годна — только гадила везде. Я вышвырнул ее».
И Джед Райан удалился, а Ник в очередной раз усвоил урок: ни к кому не привязываться. Долгие годы тот пес не шел у него из ума, но в конце концов Нику удалось запереть воспоминание о нем так надежно, что оно больше не беспокоило его. До нынешнего момента…
Второй раз за эту ночь он заколебался, не воспользоваться ли подвернувшимся случаем, не преодолеть ли страх возможных последствий. Сердце у него щемило от тоски, от беспокойства, от замешательства…
Но он отвернулся и от жены, и от уродливого пса и захлопнул за собой дверь спальни.
...
-knigomanka-:
10.01.15 20:38
Девочки, с прошедшими праздниками!
Пусть у нас в Новом Году будет только хорошее, в том числе и книги, моментами, которых охота поделиться.
Пронзительная книга, о чести, дружбе, силе. О поколении, которое практические не вернулось с ВОВ.
До сих пор помню какое на меня, девочку, произвела впечатление книга!
Стихотворение Есенина нашла тогда полностью и до сих пор помню наизусть.
"А завтра была война..." Борис Васильев
— Стойте! — крикнула Роза; она вышла вслед за гробом. — Невесту хороним. Невесту! Зина, возьми два букета. Дайте ей белые цветы.
Зина строго шла впереди, а за нею, за крышкой и гробом, что плыл выше всех, на всю длину улицы растянулась процессия.
Странная процессия без оркестра и рыданий, без родных и родственников и почти без взрослых: они совсем потерялись среди своих учеников. Так прошли через город до окраинного кладбища. Ребята менялись на ходу, и лишь Жорка шел до конца, никому не уступив своего места у ног Вики, и возле могилы не мог снять с плеча гроб. К нему подскочил Пашка, помог.
Вика лежала спокойная, только очень белая — белее цветов. Начался мелкий осенний дождь, но все стояли не шевелясь, а Искра смотрела, как постепенно намокают и темнеют цветы, как стекает вода по мертвому лицу, и ей хотелось накрыть Вику, упрятать от дождя, от сырости, которая теперь навеки останется с нею.
— Товарищи! — вдруг очень громко сказал директор. — Парни и девчата, смотрите. Во все глаза смотрите на вашу подругу. Хорошо смотрите, чтобы запомнить. На всю жизнь запомнить, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость. Запомните это ребята, на всю жизнь запомните!..
Он странно всхлипнул и с размаху закрыл лицо ладонями, точно ударил себя по щекам. Учительницы подхватили его, повели в сторону, обняв за судорожно вздрагивающие плечи. И снова стало тихо. Лишь дождь шуршал.
— Зарывать, что ли? — ни к кому не обращаясь, сказал мужик с заступом.
Искра шагнула к гробу, вскинула голову:
До свиданья, друг мои, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди…
Она звонко, на все кладбище кричала последние есенинские строчки. Слезы вместе с дождем текли по лицу, но она ничего не чувствовала. Кроме боли. Ноющей, высасывающей боли в сердце.
...
Люция:
11.01.15 08:35
"Мой ангел злой, моя любовь..." Марины Струк.
- Девица поступает необдуманно, оставаясь уверенной в собственном превосходстве над чувством своим, - заметила Марья Афанасьевна. – И даже из простого интереса может родиться нечто большее. Нет, я не корю вас, Аннет, просто предупредить желаю. Женскому сердцу могут быть по нраву многие, но в нем будет жить только один-единственный мужчина. А глаза и тело… они могут предать, толкнуть к неверным решениям и поступкам. Я ведаю, что говорю, сама была почти в вашем положении. Да-да, не смотрите на меня так удивленно! В это трудно поверить ныне, но когда-то я была молода и красива. За мной волочились, как за вами, даже дрались на дуэлях, во времена Екатерины их было поболее числом, чем ныне. И мне было по нраву, что вокруг столько поклонников… я любила внимание, их обожание и соперничество. Столица вскружила голову, затмила блеском балов и маскерадов. Забыла я о некогда данном слове, забыла, что мой девичий восторг от собственной пленительности может быть не по нраву тому, кому хотела отдать свою руку, как отдала свое сердце.
«Два года», - сказал отец, когда мы встали перед ним на колени с моим любимым, прося благословить нас, «Пусть Марии сровняется осьмнадцать, тогда и будем говорить об accordailles (Помолвка (фр.)) открыто». И я порхала как бабочка по балам, думая, что все уж решено, и что могу насладиться возможностями девичества в полной мере. А потом вернулся из Пизанских земель мой супруг, граф Завьялов. Он был старше меня на два десятка лет, опытнее, знал, как вскружить голову девице. Мой любимый был далеко в те дни, а внимание такого мужчины, как граф, льстило самолюбию. И я забыла об осторожности, позволила себя поцеловать… Всего один поцелуй, но он перечеркнул все! Спустя пару седмиц после того ко мне вернулись мои письма вместе с короткой запиской, что я свободна ныне от данного мною слова. А я, потакая своей гордыне, не стала объясняться в причинах, а отправила любимому его послания ко мне, всю переписку и приняла предложение графа. Кандидатура его была предпочтительнее для моих родителей, чем нетитулованный дворянин из земель близ Коломны, и те тут же обручили нас. Я думала, он остановит меня! Думала, одумается и вернется, тогда я тут же порву с графом и стану его женой. Только его! До самого последнего дня ждала…
Марья Афанасьевна вздохнула, достала из-за ворота платья платок и промокнула глаза. Столько лет прошло, а рана в сердце так и не зажила, предательство родных людей так и не забыто!
- Мое сердце плакало кровавыми слезами, когда я шла к аналою под руку с Завьяловым. Ведь за седмицу до того моя сестра вышла из храма в Коломне женой. Женой моего любимого! Да, Анна, люди жестоки даже к родной крови! Она писала к нему тайком, в деталях повествуя о моем столичном житье, о поцелуе, который видела тайком, о моем влечении к графу, о котором я сама открылась ей. Она была уже в летах – двадцать годов сравнялось к тому времени, засиделась в девицах из-за оспин, которыми наградила ее зараза в младенчестве. Единственный путь стать женой был…, - Марья Афанасьевна вдруг запнулась, косо взглянула на Анну, слушающую каждое ее слово. Продолжила свою речь медленнее, словно подбирая слова. – У нее был единственный путь выйти замуж, и она отменно по нему пошла. Рассорить сестру с тем, на кого сама положила глаз, стать доверительницей, стать для него слушательницей внимательной, заботливым другом, а после… после… У них довольно скоро после венчания родился сын. Борис в честь отца нашего батюшки. На него она перенесла всю свою любовь, которую так и не принял тот, кому она предназначалась. О Боже, как я ненавидела их, сестру и своего супруга! Он стал жесток и груб после венчания, совсем не таким, каким я видела его, когда слепо ступила к нему в объятия. То была страсть, не любовь, а только влечение… Я увлеклась, и я ошиблась. Горькая расплата за дни обмана!
- Этот человек… это Оленин-отец? – спросила удивленная услышанным рассказом Анна. Марья Афанасьевна улыбнулась грустно, видя ее лицо.
- Да, Анна, это Павел Оленин, - она полезла за ворот платья, извлекла на свет свечей золотой овальный медальон. Распахнулась с легким щелчком крышка, и графиня протянула Анне его, показывая портрет молодого человека в темно-зеленом мундире Семеновского полка. Он был так схож лицом с Андреем, что у Анны даже дыхание перехватило. Только родимое пятнышко маленькое на левой щеке показывало различие между отцом и сыном. Да и Оленин старший был в парике, когда как Андрея Анна помнила светловолосым, с прической à la Titus (Прическа подразумевала, что волосы зачесываются на лоб, в подражание бюстам римского императора Тита и соответствовала «ампирным» вкусам эпохи), а не при пудре.
Марья Афанасьевна провела кончиками пальцев по локону, закрепленному в крышке медальона, а потом закрыла его, спрятала обратно под платье и сорочку, к самому сердцу.
- Мы обменялись локонами, когда дали друг другу клятву быть вместе, - сказала она. – Я носила его прядь волос в этом медальоне. Надежно прятала его все годы, пока был жив муж. Завьялов бы лютовал, коли бы проведал о моей тайне. А Павел прятал мой локон в кольце. И в гроб с ним лег, - графиня прикрыла на миг глаза, вспоминая, как стояла в храме и смотрела только на любимые черты, пока отпевали покойника. И поцелуй в холодные губы, который позволила себе тогда, не обращая внимания на тех, что был на отпевании. Первый за долгие годы и последний. Плевать ей на толки и сплетни! Она бы и в гроб легла, чтобы ее закопали с ним, лишь бы быть с ним!
Тридцать с лишним лет врозь телами, вместе сердцами и душами. Лежать с другими, чужими в постелях и представлять, что не он или она подле тебя. Крестить его ребенка, представляя, что это их совместное дитя, растить после этого мальчика и думать, что это их сын. Бояться ненароком коснуться друг друга, чтобы не выдать себя после взглядами.
«Прости меня, - напишет Павел ей в последней предсмертной записке, которую после графине отдаст его комердин. – Я не должен был потакать своей гордыне и ревности слепой, а слушать только свое сердце. Своими руками вымостил и тебе, и себе, и им, нашим супругам, дорогу в ад. Ведь я любил всегда только тебя… до последнего вдоха…»
- Слушайте всегда свое сердце, ma chere, - проговорила медленно Марья Афанасьевна, гладя руку Анны. – Только сердце скажет правду, более никто, даже разум обмануть может. Тот единственный поцелуй, сломавший мне жизнь, не был сладок, как те, что дарил мне Павел, а горечь от него я ощущаю до сего дня….
Решила не глобальные вопросы по роману решать, а по неглавным героям пробежаться.
Прекрасный отрывок. Без шуток. Очень информативный, МА сама не подозревала сколько интересных сведений содержится в ее рассказе.
Так и встает перед глазами картина. Юные Марья и Павел полюбили друг друга, но собственные ошибки и коварные разлучники не позволили им провести всю жизнь друг с другом. Они расстались, но продолжали хранить любовь друг к другу в своих сердцах до конца жизни...
Очень романтично, но если сбросить с рассказа МА флер романтики и посмотреть на факты, то история вырисовывается очень любопытная и неоднозначная.
Факты же таковы. В общем-то Марья и Павел действительно встретились, действительно полюбили, их действительно благословили на брак, но после благословения они расстаются на "два года". Ох, опять знакомая ситуация. Не буду заводить свою шарманку, но отмечу, что вдоволь пообщаться в живую им так и не довелось. Павел служил, Марья упорхнула развлекаться на балы, общались они только посредством переписки. Письма - лучше, чем ничего, но все же. Криминала здесь особого нет, но к этому моменту я еще вернусь попозже.
Дальше интереснее. Марья заигралась, ее флирт зашел слишком далеко и она позволила мужчине себя поцеловать. Об этом проведала сестра Марьи - Алевтина - и заложила ее Павлу. Павел, прознав о поцелуе, возмутился. Его чувство благородства было уязвлено, поэтому он тут же расторг помолвку, вернул письма и женился на Алевтине. То есть, со слов МА получается, что Павел не пытался с ней встретиться, заглянуть в ее, так сказать, лживые глаза, все выяснить. Нет. Он расторгает помолвку и женится, и не на ком-нибудь, а на родной сестре своей возлюбленной и по совместительству бывшей невесты. Благородство и принципы не позволили ему простить изменщицу, но не помешали жениться на ее сестре. Очень интересно. Более того. МА очень деликатно, но прямо сказала, что: У них довольно скоро после венчания родился сын. То есть, Алевтина не ограничилась докладами Павлу о похождениях своей легкомысленной сестрицы, она еще и в постель его затащила, чтобы наверняка. То есть, там не просто была ситуация, что она осталась с Павлом наедине, это ее скомпрометировало и привело к свадьбе, все куда дальше зашло. Так и представляется злобная паучиха, плетущая свою паутину с целью разлучить влюбленных. Но будем справедливы, Павла она может в постель и затащила, но ведь и Павел "затащился".
Я в этой истории никого не оправдываю, каждый в чем-то виноват. Марья - в легкомыслии, Алевтина - в плетении интриг, но и Павел - не ангел. Если Борис "довольно скоро после венчания родился", выходит Алевтина венчалась беременной. Марья может и целовалась с другим мужчиной, но только целовалась, а Павел по этому пути куда дальше ушел, сестре своей бывшей невесты ребенка сделал. В этом процессе участвуют двое, Алевтина, может, его и соблазняла, но не насиловала же в самом деле. Женщине мужчину к этому делу принудить достаточно трудно, силы не равны. Так что Павел вполне мог воспротивиться, другое дело, что не захотел, видимо. То есть, добровольно изменил любимой Марье с нелюбимой Алевтиной, разделив с ней, скажем так, ложе.
Интересно, что МА, рассказывая Анне эту историю, винит себя за то, что по легкомыслию потеряла свое счастье, а так же свою сестру за подлость и коварство. Но разве Павел не хуже поступил, чем они обе? Получается, что принципы не позволили ему простить измену, но где были его принципы, когда он (пардон) к другой сестре в койку прыгал? Что-то благородство у него какое-то избирательное.
Далее АА. Ее замужество в итоге привело к несчастливой судьбе. Так и подмывает сказать: на чужом несчастье своего счастья не построишь. Но здесь, мне кажется, все сложнее. АА, когда мы ее видели в романе, производит малоприятное впечатление, и МА с Павлом разлучила, и Андрея с Софи не любит, и вообще портит всем жизнь кроме своего обожаемого Бориса. Но, думаю, в ее отношениях с окружающими все же больше логики, чем вредности. То есть, я хочу сказать, что ее отношение к окружающим в определенной степени оправданно.
Здесь мне бы хотелось остановиться на семейных взаимоотношениях. АА с мужем, сестрой, детьми.
Почему же АА в браке стала такой озлобленной. Первая мысль, что АА не получила любви, живя с мужем, который любил другую. Здесь трудно сказать, когда-то она Павла любила, но что стало с ее чувством потом. Лично мне кажется, ее чувство к нему изменилось, но не из-за безответности ее любви. Ведь он предал свою любовь к Марье. Каково с таким человеком жить в принципе? Пусть он предал не тебя, но все же. Этот его поступок показывает, что его морально-нравственный облик оставляет желать лучшего, и это мягко сказано. Думаю, АА при ближайшем рассмотрении это поняла, что и привело к разочарованию. Живя с мужем и тремя детьми, любила она только одного сына - Бориса. А Борис был единственным из ее детей, кто был не похож на Павла. Остальные двое, увы, характером пошли целиком и полностью в своего отца, что выводило мать из себя.
Андрей и МА. Думаю, отношения АА с сыном портила в том числе и МА. Вот мать Андрея не любит, а добрая тетушка любит. Видится мне здесь соперничество сестер за Андрея. В том, как МА любила племянника вполне возможно присутствует месть. Ты отняла у меня жениха, я за это отниму у тебя сына. Потому, что из мыслей МА не совсем понятно, за что же она любит Андрея кроме того, что он как две капли воды похож на ее бывшего возлюбленного. Она в Андрее любила Андрея или копию Павла? Да и как она показывала свою любовь в его редкие заезды, кроме того, что периодически помогала деньгами. Вот Анна про мадам Элизу может сказать, что мадам заменила в какой-то мере ей мать, а МА - далеко нет, материнских функций она практически не выполняла. Так что близость тетки с племянником мне кажется сомнительной. И вообще, как хорошо она знала что Павла, что Андрея, если они почти не виделись? Вот эти ее фразы: Тридцать с лишним лет врозь телами, вместе сердцами и душами. Лежать с другими, чужими в постелях и представлять, что не он или она подле тебя. Крестить его ребенка, представляя, что это их совместное дитя, растить после этого мальчика и думать, что это их сын. Бояться ненароком коснуться друг друга, чтобы не выдать себя после взглядами. - звучат очень романтично, но жизнеспособно ли? АА-то всю жизнь с ними прожила и хорошо изучила, чувства МА остались еще какими-то юными и незрелыми, не прошедшими испытаний совместной жизнью. А мечтать об идеальном Павле, гладить его локон и жить с ним изо дня в день - это две большие разницы.
Андрей. Фразы из текста, что Андрей "так же благороден, как и его отец" мне не кажутся комплиментами. АА бы со мной согласилась, но обратимся к фактам. К примеру, Андрей точно так же верил больше сестре своей невесты, чем самой невесте, но сейчас я об этом не буду. Скажу только, что Анна, прямо как МА, узнав о том, кто рассказал Андрею обо всем, что происходило в имении, она винила себя и Катиш, но не Андрея. С верностью у самого Андрея большие проблемы, это я про Машу. Ну ладно, допустим Маша сама пробралась к нему в кровать. Вот опять, бедные Оленины, все к ним девицы в кровать пробираются, а они отбиться вообще не в состоянии. А ведь Маша не просто девушка легкого поведения при армии, она его хорошая знакомая, воспитанница тетки. И как он с ней обошелся, учитывая, что она спасла ему жизнь и потеряла его ребенка. Мало того, что он ее не прогонял окончательно, он еще и унижал ее при каждой возможности. Какие колкости он ей говорил даже в присутствии своих друзей. Он просто глумился над ней при посторонних. Да еще и на ее глазах откровенно страдал по Анне и одновременно строил глазки другим девицам. Не даром Бурмин позже захотел вызвать Андрюшу на дуэль. Этим Андрей так похож на своего отца. Мало того, что оба не могут отстоять свою любовь к Анне/Марье, так еще и по человечески с другой женщиной Машей/Алевтиной поступить не хотят. У Маши, кстати, тоже мелькали мысли о ненависти к Андрею. Видимо, быть счастливой и не сварливой с Олениным (если это не Борис) практически нереально. А на его слова: есть то, что я никогда не прощу. Никому. Jamais de la vie! (Никогда в жизни! (фр.), хочется сказать, что ему самому бы прощения попросить не мешало, и перед Анной, и перед Машей, и перед матерью, но куда там.
Теперь Софи. Эта девушка почти всегда в тени, однако по ней тоже заметно это коронное Оленинское умение страдать. Но и ей выпал шанс совершить поступок, который она не упустила. Это я про украденные письма. В общем, отсутствием полной информации о своем положении Анна обязана своей новоиспеченной подружке Софи, которая воровала чужую переписку. Чем она лучше Маши, которая тоже была не прочь покопаться в чужих письмах. А в письмах к Анне Владимир предлагал другой путь ее будущего, чем кукование во флигеле. Владимир - единственный соперник Андрея по чувствам, и он единственный, про приезд которого Анна не знала до того момента, когда стало слишком поздно. Если бы Анна получила письма не в ночь перед венчанием, а пораньше, она бы их прочитала. И поняла, что у нее есть выбор, охмурять Андрея или Владимира подождать. Но, увы, она оставалась об этой возможности в неведении. Спасибо Софи.
Так что характеристика АА своим мужу и детям мне видится вполне обоснованной.
Кстати, еще такой интересный момент. Весь этот монолог МА призван уберечь Анну от ошибки. Мол, вот тоже заиграешься и потеряешь свое счастье провести остаток дней с Олениным. Судя по тому, какое счастье эти Оленины регулярно приносят всем вокруг, это совет, которому следовать не стоило бы. Как говорится, если перефразировать знаменитую реплику: если к другой уходит жених, то неизвестно, кому повезло.
...
Кармен:
15.01.15 23:57
"Мой ангел злой , моя любовь..." Мариночка Струк
- Я должна вам признаться, Анна, - проговорила Софи сперва нерешительно и тихо, а после, когда голос немного окреп, когда ушла сиплость волнения перед неизбежным, повторила. – Я должна вам во всем признаться. Быть может, вы возненавидите меня после моего откровения. Быть может, я стану причиной крушения всех надежд брата. Но молчать… я не могу долее хранить то, что и так уж чересчур долго скрывала от всех.
Она взяла со столика письма, прежде незамеченные Анной, в несколько решительных шагов пересекла разделявшее их расстояние и протянула стопку, которая до сих пор обжигала ее пальцы бесчестностью поступка, удивленной Анне.
- Возьмите. Первые из них пролежали в Гжатске с самой зимы. Никто не ездил за почтой из дворовых, пользуясь тем, что ни барина, ни управителя нет в имении, посему их скопилось немало. А ко мне они по ошибке попали. Человеку сказали – барышне в Милорадово отдать, он и передал в основной дом. А я… я успела увидеть прежде, чем в руки Андрея попались…
Анна помнила об этой задержке превосходно, потому сразу поняла, о чем говорит ей Софи. Только решила, что тогда, после Пасхи, ей не все письма от тетушки передали, и только взяв в руки стопку, на ее удивление, из десятка писем, если не более, поняла, что ошиблась.
- Я… я поняла, от кого они по имени на титуле письма, - оправдывалась Софи, отведя взгляд от лица Анны куда-то в темноту летней ночи за распахнутым окном. – Поняла, что от него. И тогда по какому-то странному наитию решилась придержать, не дать им достигнуть адресата, то бишь вас… Чтобы у Андрея появилась возможность снова завоевать вас. Потому что я видела, что для него ровным счетом ничего не изменилось с того самого дня, когда он, будучи в отпуске по ранению после сражения у Бородино, так рвался в эти земли. И после... когда он рассказал мне, что желает делать вам предложение... Я видела, что единственное, что может остановить его тогда, только свидетельство того, что ваше сердце отдано другому. Но и тогда я промолчала, не открылась ему, что еще не все кончено, что... та особа пишет к вам. А письма ведь все шли и шли. Только пару седмиц назад прекратили приходить.
Софи тогда с огромным облегчением осознала, что для нее все закончилось. Не надо было первой просматривать привезенную почту, не надо было украдкой вытаскивать из стопки писем одно, чтобы спрятать его от чужих глаз, а затем поместить к собратьям под перину в собственной спальне. Не надо было молчать более о том, что так тяготило душу. Оставалось только дождаться дня венчания, когда ничто не смогло помешать ее брату получить в жену ту, желаннее которой не было для него.
- Это письма того поляка, - сказала Софи, вглядываясь в лицо Анны при неровном свете свечи в попытке разгадать, что за мысли ходят сейчас в голове той. Когда она держит в руках письма того, ради кого Анна когда-то оставила жениха. И от этой мысли Софи вдруг похолодела, понимая, что в этот раз боль Андрея будет совсем другой, если Анна поступит так же, как тогда. С трудом подавила в себе желание вырвать эти письма из рук своей собеседницы, жалея о своем порыве поддаться зову совести, который привел ее сюда.
- Я только об одном прошу вас, - прошептала Софи тогда, надеясь хоть как-то повлиять на решение Анны в эту минуту. – Если есть надежда, что мой брат составит хотя бы толику вашего счастья, то, быть может, не стоит… Вы ведь ведаете, он для вас все сделает. Все для вашего счастия… Стоит ли ради неизвестности… стоит ли ныне…
- Софи, - Анна вдруг сжала плечо той, пытаясь унять ее волнение, которое явно охватило ту с головы до ног. А потом улыбнулась ободряюще. – Только единственный человек способен составить мое счастие, и эта персона – ваш брат. И вам нет нужды тревожиться более о том, что вы скрыли их от меня. Даже получение их в срок не повлияло бы на мою будущность.
Она не стала говорить Софи, не желая огорчать ту, что все-таки хотела бы узнать об этих письмах еще тогда, после Пасхи. Только для того, чтобы посоветоваться с мадам Элизой, и чтобы та нашла возможность прекратить приход этих посланий, бросающую тень на имя Анны, пусть и в глазах мелкого чиновничьего люда Гжатска и дворни Милорадово. И это при исключительном случае, когда о письмах не узнал бы никто их круга Анны… Она даже разозлилась в тот миг на Лозинского, не выбирающего средств, не думающего ни о ком и ни о чем, кроме собственных желаний.
Анна постаралась удержать эту злость при себе, даже движением бровей не показать свое недовольство Софи. Обняла ту, поддаваясь неожиданному порыву, чтобы этим объятием показать, что не держит зла на будущую невестку, а напротив, благодарна, что та сохранила в тайне от всех эти злосчастные письма. Однажды письма от этого адресата уже едва не разрушили ее счастье, и Анна ужасалась мысли, что поступи Софи иначе, покажи эти письма кому-либо… нет, даже думать о том этой ночью не хотелось!
После ухода Софи, с которой Анна рассталась, уверенная, что отныне их расположение друг к другу только окрепнет после этого откровения, Анна недолго размышляла, держа в руках ровные прямоугольники писем. Правда, неуемное любопытство, отличительная черта ее нрава, все же взяло вверх на короткий миг, и она вскрыла письмо, лежавшее поверх остальных. Но первое же короткое «Аннеля» обожгло сильнее огня воспоминанием о былых ошибках и о том прошлом, что довелось пережить в этих стенах. О тех моментах, которые навсегда изменили привычный ход ее жизни.
Сжечь, тут же пришло решение в голову. Уничтожить в пламени свечи, как она бы желала стереть любое напоминание о том, что приносило с собой только горечь и боль. Анна взяла свечу со столика и перенесла ее на столик к зеркалу, подвинула к себе тазик для умывания и, поджигая письма одно за другим, стала бросать те в него. Вспыхнуло яркое пламя, которое разгоралось все сильнее и сильнее, пожирая яростно бумагу. Анна не могла не взглянуть на отражение этого огня в зеркале, которое сделало в этот миг углы спальни за ее спиной такими темными и пугающими, а ее собственное таким мистически волнующим. И сразу же вспомнилось гадание давешнее и силуэт мужской, который так пугал ее ранее. Теперь даже тени страха не появилось в душе, когда она смотрелась в зеркало. Потому что отныне знала, что если кто и шагнет к ней из темноты комнаты, никогда не причинит ей вреда, а если и заключит в свои руки, то только благость принесет ей это объятие.
Не случайно я выбрала этот отрывок и считаю , что он доказывает , что Анна любила и любит Андрея . И даже , если она получила бы письма вовремя , ничего в концовке этой истории не изменилось бы . А Софи очень добрая и милая девушка , приятная мне во всех отношениях . Пошла ради брата , борясь со своей совестью, на этот поступок , потому - что любит его , уважает и не хочет , чтобы он страдал , в отличии от АА . Но не выдержала и призналась , и это ещё раз доказывает какой она честный и порядочный человек , похожая на Андрея и наверно на собственного отца .
И вообще в любых отношениях я считаю главное уважение и доверие наверное . И его нужно заслужить поступками . И думаю , себя тоже нужно уважать . И иметь какую - то гордость . А Маша , не имела её , и как после этого Андрей может уважать , и уж тем более любить её .
Люция писал(а): Более того. МА очень деликатно, но прямо сказала, что: У них довольно скоро после венчания родился сын. То есть, Алевтина не ограничилась докладами Павлу о похождениях своей легкомысленной сестрицы, она еще и в постель его затащила, чтобы наверняка
Но это не факт , может просто эта ситуация для неё тяжёлая , поэтому она с паузами говорила и не было в этом никакого намёка . Каждый может понять по своему . МА мне напоминает мою бабушку , которая может поругать и выслушать , можно поплакаться ей в жилетку, когда плохо . Так хочется её обнять после того отрывка . Павла она действительно любила и Андрея думаю любила , но не ради мести , а просто Андрей такой человек , из-за его личных качеств . Почему так не любила остальных детей Павла ? Возникает вопрос . Ну бывает же у некоторых , собственных детей по разному любят , из - за каких - то причин . Хотя у меня такого нет, все дети одинаково любимы , и дискриминацию между детьми я не делаю.
Люция писал(а): То есть, со слов МА получается, что Павел не пытался с ней встретиться, заглянуть в ее, так сказать, лживые глаза, все выяснить. Нет. Он расторгает помолвку и женится
Ну чем -то наверно отличается Андрей от своего отца . Он например , попытался выслушать Анну несмотря ни на что и женится хотел после этого . И не женился на сестре , которая нашептала ему на ушко о бурной жизни его невесты . И смог перед Машей устоять .
Короче , мне Андрей по душе .
Люция , давай уже обсудим другой роман . Твоё отношение к главным героям мне понятно . Посоветуй что - нибудь прочитать , а потом мы его обсудим
...
Люция:
16.01.15 09:05
"Валькирия" Марии Семеновой.
Уйду из дружины. Вот выпадет снег – поклонюсь побратимам и воеводе. Не силой же остановит. А что ему меня останавливать. Я от него приветного слова не слышала, я ему – надломленный лук, замирённый друг… Небось, вздохнёт с облегчением.
Я не вернусь домой, как Ярун. Безмужней старшей сестре при младших мужатых – сором, до старости не отмоешься. Избушку срублю себе в потаённой крепи лесов, где моему Богу приглянется. Срублю дерево, пущу по вольной реке, сама следом пойду. И если живёт где-нибудь на белом свете Тот, кого я всегда жду…
Арва оставила утешать меня и на мгновение насторожилась, потом снова завиляла хвостом. Совсем одряхлела: я прежде неё узнала Блуда, бережно шедшего к нам по склону, по жёсткой осенней траве. Про Блуда вождь молвил – этот воин мне нужен. Обо мне никто не молвит подобного, никому не нужна.
Побратим присел рядом на мостки, поджал скрещённые ноги по галатскому обвыку. Я тоже так умела сидеть, но недолго.
– Плачешь никак? – сразу угадал новогородец. – Кто обидел?
Я вздумала отмолчаться:
– Никто не обидел…
– Оно и видать, – хмыкнул Блуд. – Да выпил он твоё зелье. Не подавился.
Вот когда как следует защипало в носу! Пришлось ждать, пока отлегло.
Кармен писал(а):Не случайно я выбрала этот отрывок и считаю , что он доказывает , что Анна любила и любит Андрея .
Ну, может, и любила, конечно... Только любовные письма она писала Владимиру. Целую неделю. И в тех письмах прямо написано, что она его любит, а Андрея - нет. Как такое может быть...
Кармен писал(а):И даже , если она получила бы письма вовремя , ничего в концовке этой истории не изменилось бы .
Тут бабушка надвое сказала. Может, не изменилось бы, а, может, и изменилось. Дело в том, что Андрей и Владимир - главные соперники. Даже князь не так опасен, как эти двое друг для друга. И если бы Владимир приехал вовремя, то это такая была бы битва титанов, что несомненно стало бы украшением романа. Но если Анна любила Андрея, то приезд Владимира по-раньше (или назначение даты свадьбы на попозже), а уж тем более получение его писем, ничем бы Андрею не помешали, а наоборот его победа над врагом-соперником засияла бы еще ярче. Но... Анна писем не получала.
Кармен писал(а):И вообще в любых отношениях я считаю главное уважение и доверие наверное . И его нужно заслужить поступками . И думаю , себя тоже нужно уважать . И иметь какую - то гордость . А Маша , не имела её
То есть за спасение Андрею жизни ее тоже нельзя уважать? Совсем-совсем? Ни Андрею, ни читателям? Этот ее поступок ничего не значит?
Кармен писал(а):и как после этого Андрей может уважать , и уж тем более любить её .
Но спать с ней и губить ее репутацию он может, хотя мог бы не делать ни того, ни другого
Но в принципе да, если он ее не уважал, то спать вполне мог, здесь противоречия нет.
Кармен писал(а):Но это не факт , может просто эта ситуация для неё тяжёлая , поэтому она с паузами говорила и не было в этом никакого намёка .
Да нет, в теме было подтверждение, что у Алевтины с Павлом была внебрачная связь, поэтому он на ней и женился. Не только поэтому, но и поэтому тоже.
Кармен писал(а):Ну чем -то наверно отличается Андрей от своего отца . Он например , попытался выслушать Анну несмотря ни на что и женится хотел после этого .
Вот одним они точно не отличаются, это умением решать (или скорее создавать) проблемы через кровать. Когда Андрей узнал, что Анна за него замуж не торопится, ничего другого он не придумал, как пробраться к ней в окошко. Понятно, что Андрей не стремился Анну подставить, а собирался на ней жениться, но жизнь нередко преподносит сюрпризы. И вот жизнь выкинула такой фортель, что свадьба отменяется не важно по каким причинам. Свадьба-то отменяется, а девственность на место не вернешь, и что Анне делать? И вот представим, что Анне пришлось выйти замуж не за Андрея (и не за Владимира, он понял, что невинности от Анны ждать не приходится, тем не менее предлагал руку и сердце), а, например, за князя, жить-то на что-то надо. И вот в первую брачную ночь муж обнаруживает, что его невеста уже недевственница. Что и о ком он подумает? Первым делом он подумает, что невеста его ээээ мягко скажем - гулящая девица и все в том же духе. А вторым номером он подумает, что слухи об Анне были правдивы, и она согрешила небось с вражеским уланом. И вот у нас два виноватых - Анна и улан, а на Андрея никто не подумает. Но мы-то не уездные кумушки-сплетницы. Мы - читатели, и мы все видели, и все знаем
Знаем, в частности то, что улан к отсутствию девственности не имеет никакого отношения, и вообще тут неповинен. Слухи слухами, но в окно к Анне пробрались не слухи и не улан, а кто-то другой. Но грязью поливать будут Анну и Владимира, а Андрея никто никогда не заподозрит. Вот такие дела...
Кстати, высокие моральные требования к окружающим не мешают Андрею изменить Анне с Машей, а живя гражданским браком с Машей, изменять уже ей с другими женщинами. То есть, делать все то, в чем он обвинял Анну, и за что он ее не прощал. К изменам женщин и мужчин относились всегда по-разному. Двойные стандарты. Но если уж требуешь безупречности от других, то тоже стоило бы соответствовать.
Решила написать ответ на эту цитату отдельно, чтобы не смешалось с остальным сообщением.
Цитата:Анна не могла не взглянуть на отражение этого огня в зеркале, которое сделало в этот миг углы спальни за ее спиной такими темными и пугающими, а ее собственное таким мистически волнующим. И сразу же вспомнилось гадание давешнее и силуэт мужской, который так пугал ее ранее. Теперь даже тени страха не появилось в душе, когда она смотрелась в зеркало. Потому что отныне знала, что если кто и шагнет к ней из темноты комнаты, никогда не причинит ей вреда, а если и заключит в свои руки, то только благость принесет ей это объятие.
Вообще, Анна рано радуется, потому что "силуэт мужской" от нее так просто не отстанет и явится еще минимум один раз.
К чему я завела этот разговор. Анна еще в начале романа решила уточнить, кто же этот мужчина, который предназначен ей судьбой, узнать это она решила с помощью гадания. А гаданиям и прочей мистике в романах
Марины мы верим, так или иначе они несут в себе правдивую информацию, эдакий "Спойлер" от Муза насчет будущих событий.
Так вот, если перечитать внимательно все упоминания явлений суженого подряд, то можно заметить, что образ этот к концу романа сильно изменился. В последнем случае он описан совсем не так, как в первом. Как минимум он "переоделся".
Чтобы не быть голословной, приведу цитаты
Цитата:- Я видела, мадам, видела суженого в зеркале, - призналась она. – Оттого и душу рвет мне нынче, что не он… не он… не мундир то был в зеркале. Не блестели пуговицы, не было эполет. Фрак темный с белым галстуком шелковым на шее, с белым жилетом… не он… не суждено!
Цитата:И только силуэт в отражении зеркала, заставивший Анну замереть испуганно на месте, борясь с криком, застрявшим в горле. Темный фрак или сюртук, белизна шейного галстука и сорочки в вырезе жилета. Скрытое в темноте лицо.
Цитата:Анна опустилась перед столиком с зеркалом, пытаясь отвлечься от них, стала переставлять флаконы с духами и ароматной водой, коробочки с пудрой и румянами. Гребни переложила из одного угла в другой, стараясь не смотреть в отражение, где шевелились тени, а в углу за спиной вдруг показалась высокая фигура мужчины в темном сюртуке.
Фрак плавно перетек в сюртук. Может, это ничего и не значит, но суженый в своем последнем появлении выглядит совсем не так, как выглядел Андрей, когда приходил к Анне во флигель. Если рассмотреть гардероб этих героев и суженого заодно, то все выглядит таким образом.
Начало романа и первая цитата. К Анне во время гадания пришел суженый в темном фраке. В первый вечер своего пребывания в Милорадово Владимир спустился к ужину во фраке темно-зеленого цвета. Не помню точно, но Андрей вроде фрак в то время не носил.
Середина романа и вторая цитата. Анна - во флигеле, Андрей - во фраке на днях к ней придет. И приходит в черном фраке как положено. Но... Суженый во сне Анны одет уже не совсем понятно во что. Может, во фрак, а может, и не во фрак. Неоднозначность появилась.
И, наконец, третья цитата и конец романа. Вообще, интересно, что Анна только что обвенчалась со своим любимым, но образ суженого не собирается отступать и появляется снова. И это странно, все равно как если бы в эпилоге ОС к Ксении пришел старец и стал бы по новой свое предсказание ей рассказывать. Так-то он ограничился обещанием появления у нее дочери (зачинанием которой она с Владеком прямо там в шатре и на поле вскоре и занялась), которую она заберет, а потом должна будет вернуть. Этим и ограничился, потому что все его прошлые предсказания давно уже сбылись. Анна только что обвенчалась со своим любимым, но суженый опять пришел. Зачем? Однако посмотрим на его одежду. Это я не сошла с ума, просто по описанию лицо суженого всегда в тени, и только его одежда описывается, как его отличительный признак. И здесь снова вернулась однозначность в образ. Суженый в темном сюртуке. Не во фраке, в котором Андрей к Анне во флигель приходил, и не в мундире, в котором он с Анной венчался, а в сюртуке. Последний раз, когда Анна видела Владимира, он был в темно-синем сюртуке. То есть, Владимир - во фраке, суженый - во фраке, Владимир - в сюртуке, суженый - в сюртуке. А на Андрея суженый всегда непохож.
Но и это еще не все.
Цитата:А подняв голову от ларца и случайно взглянув в зеркало, едва не закричала дурным голосом. Показалось, что из темного угла на нее сейчас шагнет Лозинский, как нынче днем. И заберет не только портрет, но и ее саму утащит волоком в темноту зеркала…
Первый и последний раз образ в зеркале был назван по фамилии, и фамилия эта - не Оленин. И если мы верим предсказаниям, то являться в зеркале не мог никто кроме суженого. Явился Лозинский, значит, он и есть суженый. А значит, он любит Анну, а Анна любит его. Закон жанра.
У каждого свой вкус, но даже если я не права, и Андрей самый благородный и порядочный человек на земле, а я к нему необоснованно придираюсь, все равно - не он возлюбленный Анны, хоть плачь.
Но я, конечно, закругляюсь. Понимаю, что критику любимых героев неприятно читать.
Кармен писал(а):Посоветуй что - нибудь прочитать , а потом мы его обсудим
Мммм... Вот советовать я не решаюсь. Можно было бы "Поющих в терновнике" пообсуждать, но ведь там еще один мой "любимый" герой - Ральф де Брикассар, которого я тоже вполне могу словесно отметелить. Так что даже и не знаю...
Хотя еще никакому герою критика не помешала, и я тоже грешна, не только благородные персонажи мне нравятся. Есть один герой одного романа (и еще будет герой другого романа), любимый мною не смотря на все свои страшные дела, которые он совершал, совершает и будет совершать. И таких эпитетов он удостаивается порой..., но я все равно буду его любить не смотря ни на что. Так что, не только благородный и порядочный герой может быть ГГ-ем, но и негодяй. Вполне. Смотря ведь
какой негодяй
...
Esmerald:
18.01.15 00:26
Вика, спасибо за такую душевную тему!!!...
Люция писал(а):"Валькирия" Марии Семеновой.
...
Сказать, что роман хорош... значит ничего не сказать... Эта книга помогла пережить мне очень многое... когда уже казалось, что пора заканчивать...
Эта книга заставила меня пережить смерть отца, одиночество... и просто... жизненные потери...
Самая лучшая книга из всех мной прочитанных... Самая красивая история любви... самая поэтичная история... в очередной раз доказавшая мне, что русские люди ... люди особенные... кто бы там что ни говорил...
...
Знаю ее наизусть... но особенно щемит вот от этих слов:
"…Было бы поистине удивительно, если бы ночью мне не приснился Тот, кого я всегда жду.
Мне приснился наш свадебный пир, и как нас наконец подняли из-за стола и свели в клеть, и прикрыли за нами тесовую дверь.
Лежали там, на чистом полу, славные тугие снопы, числом тридевять. А сверху – пушистые меховые одеяла.
И стрелы воткнуты были в стены по всем четырём углам, и были подвешены на те стрелы пахучие свежие калачи…
Он обнял меня, потом отпустил. Молча сел на постель, и я склонилась разуть, снять с него сапоги.
Без этого не родится на свет новый Бог, Бог нашего дома… Подняла голову, нашла глазами его глаза… и не снесла суровой и горькой нежности, светившей мне из их глубины!
Обхватила его колени, изо всех сил прижалась лицом и заплакала. Как же часто я плакала в таких снах. На сей раз – от мысли, что наше счастье будет не вечным, что, однажды состарившись, я снова могу его потерять…
Он нагнулся и подхватил меня на руки, и я была птенчиком у него под крылом.
Бережные ладони вытерли мои слёзы, а потом стали рассказывать, что мы долго-долго будем с ним вместе – а если когда разлучимся, то не навек,
ибо нет смерти, а есть несчитанные миры и вечная Жизнь, рождающая сама себя без конца.
Мы будем всегда в этих мирах, и Злая Берёза… при чём тут Злая Берёза?..."
...
Кармен писал(а): Раньше по юности у меня был блокнотик в котором я записывала такие отрывки. Помню Виктор Гюго меня порожал своими произведениям. Сейчас где мой блокнот? - не знаю.
Фуся писал(а): Есть))Есть у меня такой блокнотик LaughingИ не один а целых четыре. Я тоже очень любила записывать цытаты, афоризмы и стихи. Красив оформлять с помощью рисунков и наклеек. А потом перестала. Думаю, из-за лени. Но блокнотики храню, а иногда перечитываю давно забытые строчки.
Да у кого ж его не было!!!???
И кто знает, где он теперь... а ведь записывала... и свои стихи... (стихи здорово писались на лекциях...
) и чужие... и "Мудрые" цитаты, и просто фразы, которые очень нравились... и потом перечитывала...
А искать теперь долго... но где - то ведь он лежит... Уверена, что не выкинула.. просто не могла... рука бы не поднялась...
...
Словом, в теме я, видимо, буду завсягдатаем...
...
Кармен:
18.01.15 09:08
Кристина , вчера перед сном почитала твой трогательный пост . Спасибо за него
Я уже много раз делилась именно отрывком той книги , которая мне помогла отгородиться так сказать от" радостей "жизни
Но сегодня так грустно , что хочется вспомнить именно эту книгу , тоже о любви , трогательной любви и дружбе и преданности , да и вообще , как мне кажется о реальной жизни , такой какая она есть .
" Три товарища " Эрих Мария Ремарк
Она сделала маленький глоток и немного погодя еще один. Потом отдала мне бокал. Я налил его до краев и выпил.
— Ты не должен пить из одного бокала со мной, — сказала Пат.
— Этого еще недоставало! — Я опять налил бокал до краев и выпил единым духом.
Она покачала головой:
— Ты не должен этого делать, Робби. И ты не должен больше меня целовать. И вообще ты не должен так много бывать со мной. Ты не смеешь заболеть.
— А я буду тебя целовать, и мне наплевать на всё, — возразил я.
— Нет, ты не должен. И ты больше не должен спать в моей постели.
— Хорошо. Тогда спи ты в моей.
Она упрямо сжала губы:
— Перестань, Робби. Ты должен жить еще очень долго. Я хочу, чтобы ты был здоров и чтобы у тебя были дети и жена.
— Я не хочу никаких детей и никакой жены, кроме тебя. Ты мой ребенок и моя жена.
Несколько минут она лежала молча.
— Я очень хотела бы иметь от тебя ребенка, — сказала она потом и прислонилась липом к моему плечу. — Раньше я этого никогда не хотела. Я даже не могла себе этого представить. А теперь я часто об этом думаю. Хорошо было бы хоть что-нибудь после себя оставить. Ребенок смотрел бы на тебя, и ты бы иногда вспоминал обо мне. И тогда я опять была бы с тобой.
— У нас еще будет ребенок, — сказал я. — Когда ты выздоровеешь. Я очень хочу, чтобы ты родила мне ребенка, Пат. Но это должна быть девочка, которую мы назовем тоже Пат.
Esmerald писал(а):И кто знает, где он теперь... а ведь записывала... и свои стихи.
Ты мне напомнила , как я начитавшись , с сеструлей хотела написать роман .
Сейчас так смешно вспоминать
Esmerald писал(а):Словом, в теме я, видимо, буду завсягдатаем...
Ловлю тебя на слове
P.S . И ещё одна цитата напоследок :
«Я все еще немножко влюблена, еще полна остатками бессмысленной любви, и мне так грустно сейчас, что захотелось кому-нибудь сказать об этом. Какому-нибудь совершенно чужому человеку, который не сможет меня обидеть. Наконец будет хоть какая-то польза от этого интернета…»
Януш Вишневский " Одиночество в сети"
...
Люция:
22.01.15 04:34
Владимир Набоков, "Машенька".
...Меж тем тоска по новой чужбине особенно мучила его именно весной. Окно его выходило на полотно железной дороги, и потому возможность уехать дразнила неотвязно. Каждые пять минут сдержанным гулом начинал ходить дом, затем громада дыма вздымалась перед окном, заслоняя белый берлинский день, медленно расплывалась, и тогда виден был опять веер полотна, суживающийся вдаль, между черных задних стен, словно срезанных, домов, и над всем этим небо, бледное как миндальное молоко.
Ганину было бы легче, если бы он жил по ту сторону коридора, в комнате Подтягина, Клары или танцоров: окна там выходили на скучноватую улицу, поперек которой висел, правда, железнодорожный мост, но где не было зато бледной, заманчивой дали. Мост этот был продолженьем рельс, видимых из окна Ганина, и Ганин никогда не мог отделаться от чувства, что каждый поезд проходит незримо сквозь толщу самого дома; вот он вошел с той стороны, призрачный гул его расшатывает стену, толчками пробирается он по старому ковру, задевает стакан на рукомойнике, уходит, наконец, с холодным звоном в окно, – и сразу за стеклом вырастает туча дыма, спадает, и виден городской поезд, изверженный домом: тускло-оливковые вагоны с темными сучьими сосками вдоль крыш и куцый паровоз, что, не тем концом прицепленный, быстро пятится, оттягивает вагоны в белую даль между слепых стен, сажная чернота которых местами облупилась, местами испещрена фресками устарелых реклам. Так и жил весь дом на железном сквозняке.
Не знаю почему выбрала именно этот отрывок. Но когда я читала роман первый раз, меня чем-то зацепило это описание. Автор очень интересно подбирает слова, компонует их друг с другом. Слова вроде стандартные, но результат все равно получается необычным. Наверное, только Набоков мог проезжающий мимо дома поезд описать именно так.
А вообще, роман "Машенька" - роман-воспоминание героя. Воспоминание эмигранта о России, детстве, первой любви - Машеньке. Хотя сама Машенька - собирательный образ России для самого Набокова, ведь этот роман он как раз и писал в эмиграции.
И так совпало, что за "Машеньку" я взялась как раз в тот период, когда мы занялись переездом. Решение было окончательное, и я готовилась навсегда уехать из дома, в котором прожила всю жизнь с самого рождения. Дома моего детства. Поэтому ностальгия автора мне была знакома, и роман задел меня куда глубже, чем мог бы в других обстоятельствах. С тех пор к этому роману у меня особое отношение, не смотря на то, что и другие произведения он написал прекрасно.
Esmerald писал(а):Самая лучшая книга из всех мной прочитанных... Самая красивая история любви... самая поэтичная история...
Согласна. "Валькирию" и другие ранние произведения Семеновой очень люблю.
Хотя чтение рассказа "Пелко и волки" заставил поволноваться. ГГ-ой там выходил не слишком положительный, и я все время переживала, что автор ГГ-ню определит наиположительнейшему Пелко. Но, слава Богу, обошлось.
...
Кармен:
01.02.15 18:44
Оскар Уайльд " Портрет Дориана Грея"
— Лорд Генри, вы в самом деле так вредно влияете на других?
— Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно, — безнравственно с научной точки зрения.
— Почему же?
— Потому что влиять на другого человека — это значит передать ему свою душу. Он начнет думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи, — если предположить, что таковые вообще существуют, — будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана. Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами. Между тем…
— Будьте добры, Дориан, поверните-ка голову немного вправо, — попросил художник.
Поглощенный своей работой, он ничего не слышал и только подметил на лице юноши выражение, какого до сих пор никогда не видел.
— А между тем, — своим низким, певучим голосом продолжал лорд Генри с характерными для него плавными жестами, памятными всем, кто знавал его еще в Итоне, — мне думается, что, если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, — мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы вернулись бы к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному. Но и самый смелый из нас боится самого себя. Самоотречение, этот трагический пережиток тех диких времен, когда люди себя калечили, омрачает нам жизнь. И мы расплачиваемся за это самоограничение. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными. Кто-то сказал, что величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека. А я скажу, что и величайшие грехи мира рождаются в мозгу, и только в мозгу. Да ведь и в вас, мистер Грей, даже в пору светлого отрочества и розовой юности, уже бродили страсти, пугавшие вас, мысли, которые вас приводили в ужас. Вы знали мечты и сновидения, при одном воспоминании о которых вы краснеете от стыда…
— Постойте, постойте! — пробормотал, запинаясь, Дориан Грей. — Вы смутили меня, я не знаю, что сказать… С вами можно бы поспорить, но я сейчас не нахожу слов… Не говорите больше ничего! Дайте мне подумать… Впрочем, лучше не думать об этом!
Минут десять Дориан стоял неподвижно, с полуоткрытым ртом и странным блеском в глазах. Он смутно сознавал, что в нем просыпаются какие-то совсем новые мысли и чувства. Ему казалось, что они пришли не извне, а поднимались из глубины его существа.
Да, он чувствовал, что несколько слов, сказанных этим другом Бэзила, сказанных, вероятно, просто так, между прочим, и намеренно парадоксальных, затронули в нем какую-то тайную струну, которой до сих пор не касался никто, и сейчас она трепетала, вибрировала порывистыми толчками.
До сих пор так волновала его только музыка. Да, музыка не раз будила в его душе волнение, но волнение смутное, бездумное. Она ведь творит в душе не новый мир, а скорее — новый хаос. А тут прозвучали слова! Простые слова — но как они страшны! От них никуда не уйдешь. Как они ясны, неотразимо сильны и жестоки! И вместе с тем — какое в них таится коварное очарование! Они, казалось, придавали зримую и осязаемую форму неопределенным мечтам, и в них была своя музыка, сладостнее звуков лютни и виолы. Только слова! Но есть ли что-либо весомее слов?
Да, в ранней юности он, Дориан, не понимал некоторых вещей. Сейчас он понял все. Жизнь вдруг засверкала перед ним жаркими красками. Ему казалось, что он шагает среди бушующего пламени. И как он до сих пор не чувствовал этого?
...
procterr:
01.02.15 20:07
Esmerald писал(а):Вика, спасибо за такую душевную тему!!!...
+1
Замечательная тема! Спасибо.
Эрих Мария Ремарк " Скажи мне, что ты меня любишь..."
Письма к Марлен Дитрих.
Эрих Мария Ремарк из Порто-Ронко (после 24.12.1937)
Марлен Дитрих в Беверли-Хиллз, отель «Беверли Уилшир»
[Штамп на бумаге: «Эрих Мария Ремарк», слева] MDC 231–232
Когда я вернулся домой к собакам, коврам, картинам, к озеру и наконец к солнцу, я думал, что мне от этого будет очень хорошо. Но во второй половине дня стало как-то сумеречно, хотя ничего не произошло, и все постепенно слилось в одну премерзкую тоску, на которой я повис, как на парашюте, и все стало мне чуждым, как мне всегда и везде становится под конец чуждым все в моей жизни, и я готов был все бросить, и не желал ничего другого, кроме одного: оказаться где-нибудь наедине, с тобой, по ту сторону времени, по ту сторону всех уз и узлов лет, по ту сторону мыслей и воспоминаний, по ту сторону самого себя и моей растраченной и постылой жизни…
А потом твой телефонный звонок, и я был наедине с тобой — наедине во всем мире, наедине с твоим нежным голосом, и, ничего не попишешь, вынужден признать: у меня задрожали руки, и я после то и дело поглядывал в зеркало: мне чудилось, что любой это заметит и что я, наверное, весь светился от счастья.
Любимая — я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью. Я исчерпал себя. И не только любовь, но и все то, что живет и дрожит за моими глазами. Мои руки — это твои руки, мой лоб — это твой лоб, и все мои мысли пропитаны тобой, как белые холстины коптов пропитаны тысячелетним невыгорающим пурпуром и королевским цветом золотого шафрана.
Милая радуга перед отступающей непогодой моей жизни! Ветер, потяжелевший от влаги и запахов дальних садов, мягкий молодой ветер из забытых лесов, детский ветер над потрескавшимися, иссохшимися полями моего бытия, птичий крик над обуглившимися пашнями, нежная пастушья дудочка отлетевших снов, ах, ты мелодия из предвечных времен, которую я уже не надеялся отыскать…
Как тебя угораздило родиться! Как за миллионы лег путь твоей жизни пересек мою, обозначенную редкими блуждающими огнями! О ты, Рождественская! Подарок, который никогда не искали и никогда не вымаливали, потому что в него не верили! И это при том, что не все еще разрушено! При том, что в моих глазах достало еще былой зоркости, чтобы увидеть и узнать тебя, а в моих руках достало осязательной силы, чтобы схватить и удержать тебя! Милая радуга перед приходом ночи и вечного одиночества…
Разве я жил — до тебя? Почему же я что-то порвал и безучастно бросил? О ты, Предназначенная! Хорошо, что я так сделал. Я уже забыл об этом, пока еще был жив… А сейчас похоже на то, что все эти годы облетают, как сухие листья, и я очень стар и очень молод одновременно, и поскольку ничего не осталось, да и не могло ничего остаться, я — чистый лист, на котором ничего не написано и который начинается с тебя, Предназначенная!
Орион стоит высоко в небе, снег слабо отсвечивает с гор, озеро шумит, и новолунная ночь разыгралась вовсю. Она бушует и подгоняет время, время, которое нас пока разделяет, дни без тебя — все равно что горы в темных тучах. Долгие дни, пустые — и все-таки наполненные, грустные — и все-таки исполненные счастья, дни, полные волнений и лишенные былого равнодушия, не пустые больше и не бесцельные, — воды жизни снова поднимаются, источники оживают и нащупывают путь наверх сквозь песок и переплетение корней, они стремятся к свету, чтобы оказаться наверху и обратиться в тучу, а туча — пролиться дождем и росой по мистическому кругу рождения и смерти…
...
Кармен:
03.02.15 10:26
Александр Вертинский "Дорогая пропажа"
Самой нежной любви наступает конец,
Бесконечной тоски обрывается пряжа...
Что мне делать с тобою, с собой, наконец,
Как тебя позабыть, дорогая пропажа?
Скоро станешь ты чьей - то любимой женой,
Станут мысли спокойней и волосы глаже.
И от наших пожаров весны голубой
Не останется в сердце и памяти даже.
Будут годы мелькать, как в степи поезда,
Будут серые дни друг на друга похожи...
Без любви можно тоже прожить иногда,
Если сердце молчит и мечта не тревожит.
Но когда-нибудь ты, совершенно одна
(Будут сумерки в чистом и прибранном доме),
Подойдешь к телефону, смертельно бледна,
И отыщешь затерянный в памяти номер.
И ответит тебе чей-то голос чужой:
"Он уехал давно, нет и адреса даже."
И тогда ты заплачешь: "Единственный мой!
Как тебя позабыть, дорогая пропажа!"
...