Москвичка:
22.02.10 20:02
Нюрочек писал(а):Девочки, а когда в тексте идут мысли героев, как мы их оформляем?
По правилам - в кавычках. Сейчас ссылочку поищу.
Цитата:Абзацное и безабзацное (с помощью кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцирование, если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя). Внешняя речь оформляется с помощью абзацного выделения, внутренняя - с помощью кавычек:
- М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольники.
Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать. - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.)
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html?part-031.htm ...
vetter:
22.02.10 21:49
Москвичка писал(а): А в той цитате про Обломова поблизости прямая речь присутствует?
Цитата:— Что это тебя не дождешься? Где ты шатаешься? — строго спросил Тарантьев, подавая ему свою мохнатую руку. — И твой старый чорт совсем от рук отбился: спрашиваю закусить — нету, водки — и той не дал.
— Я гулял здесь в роще, — небрежно сказал Обломов, еще не опомнясь от обиды, нанесенной появлением земляка, и в какую минуту!
Он забыл ту мрачную сферу, где долго жил, и отвык от ее удушливого воздуха. Тарантьев в одно мгновенье сдернул его будто с неба опять в болото. Обломов мучительно спрашивал себя: зачем пришел Тарантьев? надолго ли? — терзался предположением, что, пожалуй, он останется обедать и тогда нельзя будет отправиться к Ильинским. Как бы спровадить его, хоть бы это стоило некоторых издержек, — вот единственная мысль, которая занимала Обломова. Он молча и угрюмо ждал, что скажет Тарантьев.
— Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру? — спросил Тарантьев.
— Теперь это не нужно, — сказал Обломов, стараясь не глядеть на Тарантьева. — Я... не перееду туда.
...
Москвичка:
22.02.10 22:06
Поняла. Здесь предложение расматривается как сложноподчинённое, а не как прямая речь, поэтому стоит двоеточие - и только.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html?part-031.htm
Цитата:Двоеточие может предшествовать и косвенному вопросу в придаточной части: Я все думал: как отнесутся ко мне мои знакомые (Ч.); Его очень беспокоил вопрос: стоит ли покупать эту книгу (Гран.); Она подумала: что сказали бы ее подруги в Стокгольме, если бы она там подала руку постовому полицейскому (Пауст.). Особенно стабильно употребляется двоеточие, если косвенный вопрос сопровождается вопросительным знаком: Екатерина хотела лишь убедиться: примкнет ли к заговору и невестка? (Пик.); Он хотел посмотреть: какая птица залетела в окно?
А выше был пример с явной прямой речью, но "внутренней". Т.е. явный случай: сказал - подумал.
...
Zirochka:
30.03.10 12:26
Девочки, хочу вернуться к недавней дискусси по поводу оформления диалогов (ну, не дает она мне покоя
). Добравшись наконец до родительской библиотеки, я решила все-таки перешерстить классиков (коих в моей библе - раз, два и обчёлся
), чтобы ответить на вот это замечание:
Москвичка писал(а):Меня больше вводят в недоумения примеры из классиков, где косвенная речь - вроде по логике продолжение мысли - а пишется с большой буквы (после точки, разумеется). С другой стороны, если такие моменты встречаются редко, это наводит на определённые мысли. Нет?
Как оказалось, у наших классиков написание авторских слов с большой буквы после реплик совсем не редкость. Судите сами:
А.С. Пушкин "Капитанская дочка", 1982г. (по моим околонаучным подсчётам
, такие фразы встречаются раз на 20 стр. текста)
Цитата:- Ну, тогда... - Тут Василиса Егоровна заикнулась и замолчала с видом чрезвычайного волнения.
Цитата:- Твоя невеста! - закричал Пугачев. - Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! - Потом, обращаясь к Белобородову: - Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели; сядем-ка да поужинаем; утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем.
Цитата:Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкой:
- Хорош у тебя лазарет! - Потом, подошед к Марье Ивановне: - Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чём ты перед ним провинилась?
Лермонтов, например, пользуется таким приёмом гораздо чаще, где-то раз в 15 стр. ("Проза", 1985г.):
Цитата:- В самом деле? - сказал он, ударив себя по лбу. - Прощай... пойду дожидаться ее у подъезда. - Он схватил фуражку и побежал.
Цитата:- Послушай, слепой! - сказал Янко, - ты береги то место... знаешь? там богатые товары... скажи (имени я не расслышал), что я ему больше не слуга; [...] а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит! - После некоторого молчания Янко продолжал: - Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.
Цитата:- Ах ты разбойник... экого болвана вырастила, запорю тебя до смерти... - И удары снова градом посыпались ему на голову. - Чай, он, мой голубчик, - продолжала солдатка, - там либо с голоду помер, либо вышел да попался в руки душегубам... [...]
Цитата:- Послушай, моя пери, - говорил он, - ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею, - отчего же только мучишь меня? Разве ты любишь какого-нибудь чеченца? Если так, я тебя сейчас отпущу домой. - Она вздрогнула едва приметно и покачала головой. - Или, - продолжал он, я тебе совершенно ненавистен? - Она вздохнула. - Или твоя вера запрещает полюбить меня? - Она побледнела и молчала. - Поверь мне, аллах для всех племён один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью? - Она посмотрела ему пристально в лицо, как будто пораженная этой новой мыслию; в глазах её выразились недоверчивость и желание убедиться. Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля. - Послушай, милая, добрая Бэла! - продолжал Печорин, - ты видишь, как я тебя люблю; я всё готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтобы ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей?
Очевидно, что последние из примеров никак нельзя разбивать на абзацы - это же нарушит их целостность! их эмоциональность!
А у
Шолохова - на каждой 8й странице ("Донские рассказы", 1977г.):
Цитата:- Приступу нет! - поздоровавшись, сказал он. - Вот зверь, прямо бесноватый!.. - Голос у него был густой, басовитый, несоразмерный с низкорослой, щупленькой фигурой. - Хотел обротать, так он меня кусанул зубами, как пёс! Клок кожи на лбу содрал, истинный бог!...
Цитата:- Ты с бабуней иди, сынушка... - Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. - А я потом приду...
Цитата:- Погоди старик. - Атаман с седла соскочил, качнулся и на дуговатых ногах пьяно и, крепко дохнув самогоном, сказал: - Мы, дед, коммунистов ликвидируем... Так-то!.. А кто мы есть, не твоего ума дело! - Споткнулся, повод роняя из рук. - Твоё дело зерна на семьдесят коней приготовить и молчать... Чтобы в два счёта!.. Понял? Где у тебя зерно?
Чуть реже у
Гоголя ("Повести", 1987г.):
Цитата:- Разве я тебя просил говорить про это? - И воздушная красавица задрожала. - Где теперь пани твоя?
Цитата:- Дочь, Христа ради! и свирепые волченята не станут рвать свою мать, дочь, хотя взгляни на преступного отца своего! - Она не слушает и идет. - Дочь, ради несчастной матери!.. - Она остановилась. - Приди принять моё последнее слово!
Цитата:- Скажите, пожалуйста, на что вам это ружьё, что выставлено выветривать вместе с платьем? - Тут Иван Иванович поднёс табаку. - Смею ли просить об одолжении?
Цитата:- Чего я пойду? - проговорил наконец Иван Никифорович, - там будет разбойник! - Так он называл обыкновенно Ивана Ивановича.
Цитата:- Об вас столько пишут; ваши портреты, говорят, верх совершенства. - Сказавши это, дама наставила на глаз лорнет и побежала быстро осматривать стены, на которых ничего не было. - А где же ваши портреты?
У
Л.Толстого ("Казаки. Повести и рассказы", 1981г.):
Цитата:- Сейчас! Аль проголодался, дедушка? - И из хаты послышался звонкий хохот.
Цитата:- А ты бы больше с Ерошкой сидел, так тебя девки за это и любить бы стали. - И она улыбалась, глядя прямо и близко в его глаза.
Цитата:- Оттого, что, во-первых, он обманул меня. [...] ... я не могу переносить опасности... просто я не храбр... - Он остановился и посмотрел на меня. - Без шуток.
Цитата:- Брешет он, чёрт! - сердито сказал Лукашка, - не такая девка. А то я ему, старому черту, бока-то отомну. - И он запел свою любимую песню: [...]
Думаю, хватит
Покопавшись сегодня ещё в инете, вот что нашла:
Цитата:Закончил работать над детективом, отвез его в издательство. Наконец-то удалось пообщаться с ответственными редакторами по вопросу корректорских правок в моих текстах, в связи с чем возникла такая тема. Основные тезисы публикую здесь.
Розенталь (XXXI. § 121. п. 3) гласит:
Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев. – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
Тем не менее, корректоры, которым я сдаю отредактированные тексты литературных переводов, зачастую обращают мое внимание на ошибки в оформлении диалогов. Сегодня мне выдали небольшую "напоминалку", которая выглядит так:
- Привет, - улыбнулась Карен. - Папа или мама дома?
- Кое-что оставляла при себе. - Карен улыбнулась. - Значит, и мне так можно?
Возник вопрос - кем и где это регламентируется?
По "наводке" участников сообщества удалось выяснить следующее:
Розенталь, "Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация" - § 49, "Прямая речь перед авторскими словами", примечание 2:
Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы, например:
- Скорей, загорелась изба-читальня! - И он побежал по домам будить людей.
В электронном виде этот справочник мне найти не удалось, но зато удалось достать книгу. Все так.
Процитирую формулировку, которую нашел на одном нетематическом форуме:
После прямой речи ставится запятая, а дальнейший текст пишется со строчной буквы только в том случае, если авторский текст комментирует предшествующий фрагмент. В случае если авторский текст не является таким комментарием (...), после прямой речи ставится точка, а авторский текст идет с прописной буквы.
http://vlad-ser.livejournal.com/11392.html
Кстати, в 1м комменте есть ссылка на книгу Розенталя
Вот ещё похожая ссылка
http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=112853
Так что, девочки, "научное" подтверждение, можно сказать, найдено
...