Anita | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
31 Июл 2008 22:31
Да вот готовлю потихоньку, благо художники такой народ, что любитель на тему не отстраненную, а конкретную писать. Особенно это касается прерафаэлитов. Очень романтичные у них картины и главное, о чем-то таком трагическом и возвышенном. Спасибо вам всем за отзывы, они меня вдохновляют на дальнейшие "подвиги".Питают, так сказать. |
|||
Сделать подарок |
|
Беата | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
31 Июл 2008 22:51
Картины прерафаэлитов я и раньше видела. Но другие. А потом интересно же со стихами, со статьями. Картины как иллюстрации. Замечательно, Аниточка! |
|||
Сделать подарок |
|
Anita | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 2:02
ДОБРАЯ КОРОЛЕВА БЕСС, ИЛИ ГЛОРИАНА,
КОРОНОВАНА 17 НОЯБРЯ 1558 По преданию, в этой рубашечке крестили принцессу Елизавету, будущую королеву Англии. Принцесса Елизавета в возрасте 14 лет, она будет коронована через 12 лет! Принцесса Елизавета в Сент-Джеймсской тюрьме- (Джон Эверетт Милле, 1879) - этот портрет почти нашего современника, прерафаэлита, Милле, привлекает тем, что мы можем заглянуть в душевный мир молодой Елизаветы. Разбросанные повсюду книги и бумаги - свидетельства того, что она пытается занять себя, чтобы время шло быстрее, но девушке трудно сосредоточиться. Она немного бледна, но ведь она такова от природы. Если приглядеться, то видно, что принцесса долгое время обходилась без солнечного света, свежего воздуха и здорового сна. А еще заметно, что неизвестность и ожидание страшат ее. Коронационный портрет (прим. 1600, неизв. худ.) наиболее близок к средневековым образцам. Сохранившаяся картина - это копия утерянного оригинала 1558 г., сделанного для коронации. Елизавета держит традиционные скипетр и державу, волосы распущены, как и положено незамужней женщине. Королева Елизавета приводит в смущение Юнону, Минерву и Венеру (1569, припис. Гансу Эворту) - здесь изображенное не требует детальных пояснений, так как название говорит само за себя: Елизавета превосходит Юнону целомудрием, Минерву мудростью, а Венеру красотой. Портрет с пеликаном (1575, припис. Хиллиарду). Коронованные роза и лилия показывают ее связь как с английским, так и с французским престолом. Подвеска с пеликаном символизирует жертвенность, спасение и самоотверженную любовь к подданным (пеликан в европейской культуре считается символом жертвенной любви потому, что древние легенды описывают, как он ранит сам себя и кормит своих птенцов собственной кровью, если не может найти для них пищи). Портрет с фениксом (1575, припис. Хиллиарду). Сказочная птица феникс также символизирует жертвенность, а также возрождение (в данном портрете, по-видимому, возрождение Англии) и бессмертие, так как считается, что когда фениксу приходит время умирать, он вспыхивает и сгорает, а потом возрождается из пепла. Портрет Дарнли (припис. Федериго Зуккаро, 1575) - королева изображена с веером в руке, этот портрет не так параден и напыщен как большинство. Королева, играющая на лютне (Хиллиард, дата неизв.) Современники свидетельствуют, что королева часто играла для своих приближенных, а также в одиночестве, чтобы прогнать меланхолию. Королева, танцующая с графом Лестером. - королевские развлечения. Портрет, иногда называемый Портрет мира (1580, Маркус Герартс), наполнен предметами, символизирующими мир: в руке Елизавета держит оливковую ветвь, у ее ног лежит меч в ножнах. Портрет с ситом, он же Сиенский (1583, Квентин Метсис). Сито - символ чистоты и девственности (взят у Петрарки, у которого в поэме весталка доказывает свою невинность тем, что проносит воду в сите и не проливает). Вставки в колонне за спиной королевы рассказывают историю Дидоны и Энея, и Елизавета уподобляется царице Дидоне: она также подвергалась опасности соблазнения (брака), но выбрала свою страну. Сзади виден глобус, на котором корабли плывут на запад, к Америке. Портрет с горностаем (1585, Хиллиард). Горностай - символ королевской власти, что подчеркнуто маленькой короной у него на голове; корона - символ власти и чистоты; меч на столе - символ правосудия; оливковая ветвь - мира. На платье королевы можно разглядеть знаменитое украшение, одно из ее любимых, называемое "Три брата" (три бриллианта, окружающие еще один). К тому же, бриллиант - распространенный символ чистоты, а также твердости. Портрет с Армадой (1588, неизв. худ.). Существует три версии данного портрета. Здесь мы видим и жемчуг - символ чистоты, и корону императрицы, и глобус, на котором палец королевы указует на Америки. За год до этого в английском поселении в Виргинии родился первый ребенок. Корона и глобус говорят нам, что Елизавета владычествует над морем и сушей. На заднем плане мы видим сцены из знаменитой битвы, в которой была разбита испанская Армада. Портрет из Дичли (1592, Герартс) был сделан, чтобы увековечить пребывание королевы в Дичли, поместье ее придворного, сэра Генри Ли. Она стоит на карте Британии, одна нога рядом с самим Дичли. Серьга в виде небесной сферы символизирует мудрость и власть. Портрет с радугой (прим. 1600, Оливер). На момент написания этого портрета Елизавете было уже около семидесяти лет, но портрет королевы уже стал считаться почти иконой, поэтому она на нем молода и прекрасна. Платье ее расшито дикими английскими цветами, а плащ - глазами и ушами, как видимое выражение того, что королева все видит и все слышит. Жемчуг символизирует чистоту. Вокруг левой руки обвилась змейка, инкрустированная драгоценными камнями, во рту - рубин в виде сердца. Это сложная аллегория: змея символизирует мудрость, рубин у нее во рту - сердце королевы, т.е. страсти королевы подчинены ее разуму. Над змейкой - небесная сфера, тоже символ мудрости. В руке Елизавета держит радугу с латинской надписью, "Нет радуги без солнца". Радуга символизирует мир, а надпись значит, что без мудрости королевы нет мира. - Торжественный выход королевы (1600) - опять-таки, когда писался этот портрет, Елизавете было уже семьдесят, но здесь она не выглядит старой: скорее она кажется бесплотной сияющей феей, парящей над своими подданными. Один из немногих портретов, запечатлевших королеву в старости такой, какой она была на самом деле, находится в Бергли-хаус. Автор его, к сожалению, неизвестен "Портрет-аллегория Елизаветы I" (англ школа, 1610 г.) - По правую сторону усталой королевы находится Старый Отец Время, в то время как Смерть заглядывает через ее левое плечо. Два юных херувима снимают с головы Елизаветы корону, знаменуя переход власти королю Шотландии Джеймсу VI. Похоронная процессия королевы Елизаветы I Надгробие королевы Елизаветы I Вестминстерском аббатстве Усыпальница королевы Марии и королевы Елизаветы I в Вестминстерском аббатстве |
|||
Сделать подарок |
|
asanat | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 2:46
Немного жутковато, когда вот так, в хронологическом порядке и быстро. Красивая была королева, по своему. А какие наряды! Мамочка! Это же, как они мучались бедные. Особенно летом. Анита, спасио. Как всегда интересно и познавательно. _________________ Abyssus abyssum invocat |
|||
Сделать подарок |
|
Inna | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 3:03
Анита, просто класс! С удовольствием посмотрела и прочитала. Наряды действительно мамочки! Красивые, но такие громоздкие! УжОс! Обратила внимание на причёски и воротники. Ну и сооружения! Как они могли за этими воротниками видеть? Ни повернуться, ни подглядеть ничего. |
|||
Сделать подарок |
|
Июль | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 11:17
Анита, очень интересно! Вот уж кем по праву англичане могут гордиться так это своей королевой Бесс! _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Беата | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 11:36
Анита, замечательно! Спасибо большое! Целая лекция в картинах - жизнеописание Елизаветы. Великая была Королева! По картинам чувствуется ее величие и мудрость. Взгляд умной и мудрой женщины. |
|||
Сделать подарок |
|
ЕленКа | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
09 Авг 2008 14:07
Анита, просто браво! Столько труда и увлечености в том, что ты сделала. Да и образ Елизаветы такой интересный, сложный и противоречивым. Не даром время ее правления считают золотым веком Елизаветы: ни тебе войн, ни тебе повышения налогов, сплошные победы, мир, образование и прогресс. + Англия при ней стала владычицей морей и даже многие пираты согласились перейти на службу Елизаветы (знаменитый Френсис Дрейк только один из них). А вообще женщина была незаурядная. Даже ее портреты, передают это: сильное лицо, умный взгляд, волевой подбородок. Елизавета была отчаянная щеголиха (как и наша Елизаета дочь Петра: женщина неограниченная в средствах, если она НАСОЯЩАЯ женщина, не может отказать себе в этой маленькой слабости ), но она же дала толчек моды. Тогда супермоделями и образцами для подражания были именно королевы, и если Елизавета была рыжая, то уж английские красавицы изо всех сил старались выгорать на солнце, чтобы приобрести хоть немного подобной рыжины в волосы. И так же белились и румянились, чтобы походить на общепризнанный идеал. Ну а наряды в повседневной жизни были не столь и громоздкими: не стоит забывать, что в основном Елизавета изображена в парадных облачениях, а вот на картине Джона Эверетт Милле она вполне обычно одета. Да и не забывайте, что все эти воротники были из тончайших кружкв, которые просто крахмалили для определеного случая, а эти пышные рукава тоже были из мягких тканей. Так что немного привычки ходить с фижмами или плоенным воротником... поверте это не более трудно, чем ходить на высоченных каблуках без задников (ну сабо что-ли, не знаю,как описать этот вид обуви), или носить осенью (а то и зимой) меховую курточку выше пупа.
А вообще Елизавета личнсть незаурядная. О ней есть очень интересные романы у Виктории Холт |
|||
Сделать подарок |
|
Anita | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 1:27
АННА БОЛЕЙН. ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА СМЕРТЬ.
Когда я готовила материал о королеве Бесс, натолкнулась на изображение ее матери, сделанное талантливым фотохудожником Хироши Суджимото. Из всех портретов Анны Болейн этот показался мне самым прекрасным, в черных глазах королевы я увидела ее судьбу. Вот она сидит, задумчиво перебирая струны мандолины, но мысли ее не здесь, не с нами – они обращены во внутренний мир Анны. Мечтательная улыбка, легкий поворот головы – о чем думает прекрасная королева, какие грезы она видит наяву? Анна Болейн не была красавицей. В 1532 г., за год до того, как она стала королевой, посол Венеции в Англии писал: «...Не самая красивая женщина в мире. Среднего телосложения, кожа смуглая, шея длинная, большой рот, грудь невысокая; в общем-то ничего особенного – кроме того, что она пробудила интерес короля. И глаза – черные прекрасные глаза...». Часто упоминают большое родимое пятно на стройной длинной шее и совсем уж неприятный дефект — что-то вроде шестого пальца на правой руке, хотя на самом деле это был небольшой отросток, похожий на вросший ноготь. Но для многих в те времена, да и сейчас тоже, такая деталь — весьма красноречива: мол, это все от дьявола, у нормальных людей не может быть лишних, уродливых и сросшихся пальцев, бельма на глазу и т. д. Странно, но парадных портретов, как бы полагалось, не существует. Есть пару набросков Ганса Гольбейна-младшего, и то долгое время шли споры – кто же послужил моделью знаменитому художнику. А теперь о самой Анне. Томас Болейн, отец Анны, был знатным придворным, в то время как ее мать Элизабет, дочь Томаса Ховарда, графа Суррея, принадлежала к одному из древнейших английских родов. Детство Анны прошло в чудесном замке Хивер, графство Кент. В 1513 году Анну отправили за границу — и она прожила в Европе девять лет. Сначала при дворе Габсбургов в Брабанте в качестве фрейлины Маргариты Австрийской. Двор этот считался центром воспитания будущих принцев и принцесс. Трудно было придумать лучший старт для начала придворной карьеры. Анна с легкостью овладела французским языком, секретами придворной светской и политической жизни и искусством интриги. При этом ее наставница Маргарита слыла не только адептом придворных игр в любовь, но и строго блюла нравственность своих юных фрейлин. Целомудрие и недоступность — отличные способы для женщины добиться своей цели, гораздо более действенные, чем распущенность. Усвоила Анна и другие уроки своей наставницы — короли не женятся по любви, а женщинам не стоит слишком глубоко пускать в свое сердце любовь к мужчинам. Именно тогда Анна решила, что ее девизом станет «все или ничего»… Приехав из «галантной» Франции, Анна сразу же стала самой популярной молодой леди при английском дворе. Не обладая выдающейся красотой, она была изящно и дорого одета, неподражаемо танцевала и была не в пример многим ее сверстницам умна. Брак с лордом Батлером не состоялся. К этому же периоду относится ее роман с лордом Генри Перси, сыном герцога Нортумберленда, однако надеждам юной пары не суждено было сбыться, ибо Анну заметил сам король. Король Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна-мл. Первой встречей Анны и короля был прием в честь испанских послов в марте 1522 года. К этому времени у Генриха накопилось много претензий, как к королеве — Екатерине Арагонской, так и к фавориткам — Бетси Блаунт и Мэри Кэрри (кстати, родной сестре Анны Болейн). Майкл Ситтоу. Инфанта Катарина Арагонская. 1503 Мэри Кэрри (Болейн) была много проще и слабее духом, чем её младшая сестра, но в такой же мере и женственнее. Её характер называли подобным апрелю: текучесть, отблески, зыбкость, весенняя чувственность... Грациозная, остроумная Анна так понравилась королю, что он поспешил расстроить ее возможный союз с лордом Перси. А так как молодые люди упорствовали в своем желании быть вместе, Перси спешно женили, а Анну отправили в отдаленное поместье — Хивер. Возвращение ко двору произошло только в 1526 году. Возобновившиеся ухаживания короля Анна принимала без всякого восторга, — ей претила судьба фаворитки (на глазах всего двора разворачивалась драма ее «более сговорчивой» сестры Мэри). Анна с удовольствием составляла компанию образованному и талантливому королю, но уступать ему как женщина вовсе не собиралась. Миниатюра Анны Болейн в возрасте 25 лет. Она еще не королева… Не дождавшись предложений серьезнее, чем статус «единственной любовницы, которой он целиком отдаст себя в услужение», она на время исчезает, заставив его испытать незнакомое доселе чувство вины и утраты. В это время король уже пытался найти способ развестись с Катериной, которая, утратив к 40 годам свою прелесть и нежный нрав, так и не сумела родить ему наследника, и Генрих давно перестал навещать ее спальню. Тогда же он придумал неоспоримый, с его точки зрения, аргумент в пользу развода — Папа Римский совершил недопустимую ошибку, позволив ему жениться на вдове своего брата Артура (он умер почти сразу после свадьбы с Катериной). Сказано же в Библии: у человека, женившегося на жене своего брата, не будет наследников. Катерина родила ему дочь, и у нее было 6 выкидышей. Значит, теперь он должен жениться как в первый раз, по-настоящему. Генрих VIII с Анной Болейн и Катериной Арагонской, наблюдающей за ними (М.Стоун) В ответ на предложение о браке Анна призналась в ответной любви и прислала королю подарок. Игрушечный кораблик с вырезанной на носу женщиной и бриллиантом. Корабль — символ защиты, бриллиант — сердце, наполненное такими же твердыми намерениями, как и драгоценный камень. Вместе с подарком она обещала отдать ему свою невинность — но только тогда, когда станет его женой. С тех пор свою близость с королем Анна будет выверять и рассчитывать с точностью калькулятора. Генрих написал невесте: «Мое сердце будет вечно принадлежать вам одной, охваченное этим желанием так сильно, что сумеет подчинить ему и желания своего тела». Этот портрет был написан после смерти Анны. Современники говорили, что он очень похож на оригинал. В 1527 году Анна возвращается ко двору, и Генрих начинает бракоразводный процесс, продлившийся около семи лет. Катерина до поры проявляла мудрость: пока жена толерантна к даме сердца, угрозы словно бы и не существует, и даже помогала Анне отбивать любовные атаки короля. Анна же позволяла себе устраивать Генриху сцены: ее молодость проходит бесцельно, ожидание слишком затянулось, ей грозит участь старой девы. Да и существование под одной крышей с королевой тоже приводило ее в ярость. Генрих в ответ срывался с цепи — никто не смеет с ним спорить и тем более упрекать в чем-либо. Он может вернуть ее на место, откуда взял, он и так сделал для нее слишком много, другие были бы счастливы. Но гнев утихал так же быстро, как вспыхивал. Короля, как, собственно, и любого другого на его месте, возбуждала недоступность Болейн, а также то, что, она не боялась бросать ему, известному своим неукротимым и жестоким нравом, вызов, — великолепный маневр далеко смотрящей женщины. Генрих VIII представляет Анну Болейн ко двору. (В.Хогвартс). Анна была слишком хитрой и оборотистой, чтобы ограничиться сценами и женскими истериками. Умелый политик, она смогла создать фракцию из круга приближенных к королю людей, но поддерживающих ее планы, сделавших ставку на ее будущее. Теперь доступ к уму короля был полностью блокирован его невестой. Она даже открывала охоту, как богиня Диана, ни на шаг не отставая от Генриха, а во время важных кулуарных встреч ее фигура маячила в тени оконного проема. Анна пользовалась не только своей женской властью над Генрихом, она всячески эксплуатировала его идею о том, что король, как высший суверен над людьми, имеет власть не только над их телами, но и душами. Он, Генрих VIII, способен доказать и Риму и всему миру, что может стать выше Папы и возглавить Англиканскую церковь. В конце 1528 года Генрих велел наконец Катерине покинуть двор, хотя оставил ей 200 человек прислуги и 30 фрейлин. Но та продолжала, что особенно злило Анну, по многолетней привычке следить за бельем и одеждой Генриха, отдавая распоряжения постирать, вычистить или выбросить его ночные рубашки или камзолы. «…Мне нет дела ни до нее, ни до членов ее семьи. Пускай все испанцы провалятся на дно морское!» — свирепела Болейн в адрес Катерины. В 1530 году Генриху пришел указ Папы Римского «удалить Анну Болейн от двора». Тогда-то Генрих впервые во всеуслышание объявил себя «единственным защитником и главой Англиканской церкви и духовенства». А Болейн получила титул маркизы Пемброук, патент на принадлежность к самой высшей английской знати, вместе с землями. Впервые в истории этот титул доставался женщине. Анна наконец-то «отдала себя» Генриху. Настал нужный момент. В ноябре 1532 года она поняла — король готов ослушаться Папу. И вот однажды в обществе придворных она произнесла: «Что-то я полюбила яблоки». — «Дорогая, это верный признак беременности». 25 января 1533 года влюбленные тайно обвенчались. Священника, совершавшего таинство брака, Генрих посмел попросту одурачить. Неужели тот полагает, сказал король в ответ на просьбу показать нужные бумаги с разрешением Папы на брак, что он, Генрих VIII, является лжецом? И лишь в мае архиепископ официально заявил, что брак Генриха VIII и Катерины Арагонской считается недействительным. Но победа Генриха не могла считаться полноценной без процедуры коронации теперь уже официальной «драгоценнейшей и любимейшей жены». Болейн была на 6-м месяце беременности, и король торопился — всего за две с половиной недели подготовили небывалые торжества. 29 мая 1533 года состоялась коронация. 50 баржей в сопровождении несчетного количества суденышек отправились из Биллингейта в Тауэр. Флаги, колокольчики, золотая фольга и золотые знамена переливались в сиянии яркого летнего солнца. Эскиз Г.Гольбейна-мл. Анна здесь, по всей вероятности, изображена во время беременности. Молодая королева оказалась не так покладиста и терпелива, как отвергнутая испанка — Анна была требовательна, честолюбива и сумела восстановить против себя очень многих. Король, выполняя прихоти супруги, изгонял и казнил всех противников Анны: так или иначе, но жертвами репрессий стали даже друзья Генриха — кардинал Уолси и философ Томас Мор. Еще один эскиз работы Г.Гольбейна-мл. 23 сентября 1534 года Анна произвела на свет здоровую девочку — Елизавету. Рыцарский турнир в честь рождения наследника пришлось отменить, но Генрих воспринял известие о девочке на удивление спокойно. Что ж, за дочерью непременно последуют сыновья. Молодая мать, оправившись от родов, участвовала в политических делах, поощряла образование и ученых мужей, была патронессой множества студентов и учебных заведений. Генрих и Анна охотятся на оленей в Виндзорском лесу. (Уильям Фирт, 1872) Анна понимала, что правильное сотворение образа — то немногое, что может помочь ей завоевать народное доверие. Ведь ее по-прежнему считали женщиной легкого поведения, «воровкой», укравшей короля у его жены. Катерина никогда бы не осмелилась презреть все законы и расколоть страну на две части — конформистов и истинных верующих, посеять смуту среди аристократов и духовенства. Напрасно Кромвель пытался контролировать ситуацию, пресекая все заговоры и попытки очернить королеву. Был даже выпущен специальный указ, повелевающий всем мужчинам — независимо от их происхождения, принести клятву на верность Анне. А тех, кто не желал повиноваться, отравляли на плаху. Особенно обострилась ситуация после казни Томаса Мора — это она позволила пролиться невинной крови только потому, что Мор отказался явиться на ее коронацию. Томас Мор. Портрет Ганса Гольбейна-мл. Болейн пыталась подружиться с Марией — дочерью Генриха от Катерины. Но принцесса отказывалась признавать новую королеву. Болейн же, в отличие от Генриха, взбешенного непослушанием дочери и известного своими приступами жестокости по отношению к ней, желала видеть Марию при дворе. Разумеется, при условии, что она откажется от всех притязаний на трон и станет лишь падчерицей новой королевы, послушная как овечка. Мария, дочь Генриха и Катерины Арагонской …Новая беременность королевы закончилась выкидышем. Анна обвиняла в этом супруга, посмевшего переспать с одной из ее придворных дам. Ну а Генрих продолжал ждать наследника, разочарованный и влюбчивый, он уже обратил свое внимание на Джейн Сеймур, бывшую фрейлину Катерины Арагонской, лишь недавно благодаря своим влиятельным братьям получившую возможность вернуться ко двору. Болейн своими глазами видела, как однажды эта ничем не примечательная особа сидела на коленях ее мужа и он играл ожерельем на ее шее. Тогда королева сорвала ожерелье с Джейн. Потом Генрих помирился с женой и та снова забеременела, внушив ему еще одну надежду на появление наследника. Джейн Сеймур (Г.Гольбейн-мл.) …Обычно Генрих оставался с Анной, если она не могла сопровождать его на охоте. Но в этот раз он не отказался от любимого развлечения. Во время поездки король остановился в доме родителей Джейн. А 24 января 1536 года в покои Анны ворвался Генрих Норрис (он занимал одну из самых престижных и важных позиций «грума при табурете короля» и был его близким другом) с ужасной вестью — Генрих упал с лошади и уже несколько часов находится без сознания. Болейн закричала, уверенная, что Генрих мертв. Король с трудом, но поправился, а его жена снова преждевременно разрешилась от бремени — на этот раз мертвым мальчиком. Гнев Генриха был тем более страшен, что случившееся вновь вернуло его мысли к унизительным подозрениям о собственной мужской несостоятельности. У женщин, имевших дело с Тюдорами, часто возникали проблемы с деторождением — выкидыши, сложности забеременеть и редкое появление на свет мальчиков. Эти проблемы имели явно генетическое происхождение, но откуда было знать об этом всесильному Генриху VIII? Поэтому он предпочел вернуться к испытанной схеме — раз Бог не желает наградить его наследными принцами и в этом браке, значит, нужно признать его недействительным и сменить женщину, не выполнившую своего предназначения. Такова воля короля. Генрих VIII обвиняет Анну в измене. Гравюра с картины К. Пилоти. 1880 год. Весной 1536 года Анна серьезно поссорилась со своим покровителем Томасом Кромвелем. Эта ссора стала решающим моментом в ее судьбе. Кромвель, уже понявший, что у нынешней королевы нет будущего, заручившись поддержкой семьи Сеймуров, сторонников принцессы Марии, пообещал свергнуть ее с престола и помочь королю взять в жены Джейн. Чтобы убедить в этом короля, следует обвинить Болейн в измене — в буквальном смысле слова, ведь измена королевы своему супругу равнозначна по закону измене короне. Не случайно же вскоре после потери ребенка появились слухи — не был ли несчастный 6-месячный «мужской плод» результатом адюльтера королевы с кем-то из ее придворных? Томас Кромвель, граф Эссекский, первый советник Генриха VIII в 1532-40 гг. А 29 апреля Анна громко и яростно ссорилась с Генрихом Норрисом. В тот же день весь двор и король были в курсе подозрительного скандала. А неосторожно брошенная Анной фраза «Не рассчитывай, что можешь занять место короля в случае его смерти» стала ключевой в ее обвинительном процессе. В этот же печальный для Анны (и столь удачный для Кромвеля) день Марк Смитон, молодой музыкант, позволил себе слишком вольно вести себя в ее покоях. Анна любила музыку и позвала Марка, чтобы немного успокоиться после ссоры с Норрисом. Кромвель немедленно велел взять музыканта под стражу, его привезли в дом королевского секретаря, и на 24-м часу пыток он признался в адюльтере с королевой, после чего был препровожден в Тауэр. Арест Анны Болейн во время ужина с фрейлинами (Д.В.Уинфилд, 1872) На следующий день 1 мая прямо во время рыцарского турнира король проявил себя как никогда: он лично велел Генриху Норрису и Джорджу Болейну, брату Анны, признаться в связи с его женой. Несмотря на заверения в невиновности, они были отправлены в Тауэр вслед за горе-музыкантом. Генрих, известный способностью испытывать жалость к самому себе — одна из самых отталкивающих черт его личности, — заявил, что Анна изменила ему более чем с сотней мужчин, и даже попытался немедленно сочинить трагедию, посвященную своему горю. После чего отправился за утешением в дом Сеймуров. Там, рыдая, он жаловался на королеву, поддакивая хозяевам, уже давно пытавшимся с подачи Кромвеля скормить ему версию, что она отравила Катерину Арагонскую и только случайность помешала ей отправить на тот свет его самого и принцессу Марию. Джейн между тем очаровывала Генриха своей неприступностью (прием, который успешно использовала сама Анна) и тем, что была полной противоположностью его нынешней жене. На рассвете 2 мая Болейн в сопровождении враждебно настроенных стражников прибыла в Тауэр. Пройдя через ворота, она утратила мужество и, упав на колени, умоляла отвезти ее к королю. «Вы отправите меня в темницу?» — так и не встав с колен, спросила она дрожащим голосом Кингстона, коменданта Тауэра. «Нет, мадам, вы отправитесь в королевские апартаменты». Чувство облегчения спровоцировало нервную разрядку — у Анны началась многочасовая истерика. Кингстон по требованию Кромвеля с педантичностью опытного тюремщика передал все слова, фразы и даже междометия, что вместе с криком, слезами или смехом вырывались из ее уст. Нервный срыв потерявшей над собой контроль женщины превратил экспромт Кромвеля в блестящее обвинение, лишившее Анну последней надежды на спасение. Спустя годы после казни свидетель последнего свидания Анны и Генриха писал Елизавете: «Увы, никогда мне не забыть того щемящего чувства, что я испытал, видя, как праведница королева, Ваша матушка, подняв Вас, совсем ещё ребенка, на руки, стояла на коленях перед милосерднейшим из властителей, Вашим отцом, а он смотрел через окно куда-то вдаль...» Анна Болейн в Тауэре (Ф.-Э. Кивот, 1835) Чувство вины и жалости Генрих компенсировал трогательным разрешением не отправлять жену на костер. Он велел выписать из Кале французского палача, виртуозно владеющего мечом. Узнав об этом, Болейн расхохоталась и, обхватив руками горло, сказала: «Я слышала, он хороший мастер, а у меня — такая маленькая шея». Казнь королевы 19 мая 1536 года Незадолго до того как королеве было позволено умереть, король объявил брак с ней недействительным. Елизавета стала незаконнорожденной. Формально объявление было сделано архиепископом Кранмером 17 июня — накануне казни королевы. Основанием для него послужила старая история с графом Нортумберлендским, а также связь короля с сестрой Анны Мэри (по закону это тоже противоречило вступлению в брак обеих сторон) и, наконец, почерпнутый из самых последних «улик» аргумент — сомнение короля в том, что Елизавета — его дочь, а не уже казненного Норриса. Королевские юристы постарались, чтобы король получил то, что хотел — теперь на пути к новой женитьбе и появлению наследников не стояли ни Анна, ни ее дочь, ни Мария, ни первая жена. Генрих, в случае, если новая супруга не родит желанного принца, имел право сам в специальном указе перед смертью назвать своего преемника. Эшафот был покрыт черной материей, а меч спрятан между досками. Зрители — около тысячи, только лондонцы (никаких иностранцев) — под предводительством мэра города пришли засвидетельствовать первую в истории Англии казнь королевы. Она, в платье из серого дамаска, отороченном мехом, поднявшись на первую ступеньку эшафота, обратилась с речью к толпе: «Я умру согласно закону. Я здесь не для того, чтобы обвинять кого-то или говорить о том, в чем меня обвиняют. Но я молю Бога, чтобы он спас короля и его правление, ибо не было еще более доброго принца, а для меня он всегда был самым нежным и достойным лордом и сувереном. Я прощаюсь с миром и от всего сердца прошу вас молиться за меня»... Анна Болейн перед казнью (Дж.С.Стюарт. Исторические фигуры). Получив известие о свершившейся казни, король нетерпеливо ее ожидавший, весело закричал: "Дело сделано! Спускайте собак, будем веселиться!" и тут же велел привезти к нему Джейн Сеймур. Спустя 11 дней, 30 мая 1536 года, они поженились. Джейн Сеймур умерла, родив королю сына, ради которого он столько раз вступал в сделку с дьяволом. Ну что осталось еще сказать? В последующие века к образу злосчастной королевы не раз обращались художники: Портрет, написанный уже в 17-ом веке Францем Паурбюсом Неизвестный художник XVI века. Анна Болейн, вторая жена короля Англии Генриха VIII. Французская школа Анна Болейн, вторая жена Генриха VIII, рис. О'Нейла, 19 в. В народе с давних пор идет молва о том, что слова знаменитой песни «Зеленые рукава» («Greensleevs») — написал влюбленный король своей будущей жене Анне Болейн, которые были затем положены на старинную мелодию. Неизвестно, действительно ли эти строки сочинил сам Генрих VIII, но красивую легенду берегут, — и принято считать, что прекрасная незнакомка в зеленом платье и есть леди Анна Болейн. Alas, my love, you do me wrong... Greensleeves, now farewell! adieu! - Прощайте, Зелёные рукава! "Моя Леди Зеленые рукава" - Данте Габриэль Россетти, 1864. «Greensleevs» Alas, my love, you do me wrong, To cast me off discourteously. For I have loved you well and long, Delighting in your company. Chorus: Greensleeves was all my joy Greensleeves was my delight, Greensleeves was my heart of gold, And who but my lady greensleeves. Your vows you've broken, like my heart, Oh, why did you so enrapture me? Now I remain in a world apart But my heart remains in captivity. Chorus I have been ready at your hand, To grant whatever you would crave, I have both wagered life and land, Your love and good-will for to have. Chorus If you intend thus to disdain, It does the more enrapture me, And even so, I still remain A lover in captivity. Chorus My men were clothed all in green, And they did ever wait on thee; All this was gallant to be seen, And yet thou wouldst not love me. Chorus Thou couldst desire no earthly thing, but still thou hadst it readily. Thy music still to play and sing; And yet thou wouldst not love me. Chorus Well, I will pray to God on high, that thou my constancy mayst see, And that yet once before I die, Thou wilt vouchsafe to love me. Chorus Ah, Greensleeves, now farewell, adieu, To God I pray to prosper thee, For I am still thy lover true, Come once again and love me. |
|||
Сделать подарок |
|
asanat | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 3:21
Анита, ты просто бесценную работу проделываешь. Картины великолепные. А история королей поражает своей жестокостью и, в то же время, простотой. _________________ Abyssus abyssum invocat |
|||
Сделать подарок |
|
Июль | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 4:09
О, Анита, это просто изумительно! Хоть и знаю уже эту историю чуть ли не наизусть, но так интересно! Браво! _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Беата | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 11:11
Аниточка, читала с огромным удовольствием! Знаю историю Анны Болейн, но читала все равно с большим интересом, да еще картины! Спасибо, ты своими рассказами радуешь очень, приобщаемся к прекрасному! Спасибо большое! |
|||
Сделать подарок |
|
Джайлин | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 14:13
Анита, спасибо за маленькую историческую экскурссию. С удовольствием прочитала о Елизавете и ее матери Анне Болейн, хотя читала о них уже не один раз. |
|||
Сделать подарок |
|
Беата | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 15:51
Кстати, о сестрах Болейн есть еще роман Мэй Макголдрик "Кольцо с изумрудом". В нем и история Мэри, старшей сестры, бывшей любовницы Генриха 8-го.Конечно, художественный вымысел, но роман очень интересный. |
|||
Сделать подарок |
|
ЕленКа | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
11 Авг 2008 16:46
Анита, много читала и смотрела про Анну Болейн. Кто-то ее представляет жертвой, кто-то интриганкой. Что бы о ней ни говорили - это была незаурядная женщина, таких в истории не так и много. Но так интересно было прочитать все в твоем изложении!
Давай еще-что либо подобное. С нетерпением жду. Думаю, что все мы ждем |
|||
Сделать подарок |
|
Кстати... | Как анонсировать своё событие? | ||
---|---|---|---|
30 Янв 2025 20:50
|
|||
|
[3814] |
Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме |