, попалась мне обстоятельная биография королевы сказочных ИЛР Барбары Картленд, поэтому приглашаю прочитать ее кому она интересна.
Дек 22, 2008 14:33 | Поучительная история Барбары Картленд.
Как и любая настоящая леди, Барбара Картленд любила напустить туману вокруг своего возраста. Поэтому год рождения писательницы в разных источниках указывается по-разному: кто-то называет 1900, она сама - 1901, а ее издатели - 1902
По классической версии Мэри Барбара Гамильтон Картленд родилась 9 июля 1901 г. в Эджбастоне, Западный Мидланд, в семье Бертрана Картленда и Мэри Гамильтон Скобел; она стала первенцем, позднее на свет появились отпрыски мужского пола. Барбара, еще учась в колледже для девочек и в изысканном Эбби Хаусе (Хэмпшир), задумывается, должно быть, о том, как удачно выйти замуж… Первое десятилетие двадцатого века продолжает век девятнадцатый - да ведь и королева Виктория, чье правление ознаменовало собой целую эпоху, умиротворенную и даже, в глазах последующих поколений, идиллическую, умерла как раз в год рождения Барбары!
Все перевернула Первая мировая война. Затронула она и семью Картленд: обанкротившийся дедушка покончил самоубийством, отец пал на неведомом поле боя во Фландрии в 1918 г. Получив известие о его гибели, вдова с подросшими детьми переезжает в Лондон. Здесь больше возможностей безбедно существовать, и знатная вдова открывает в столице Британии… магазин готового платья.
В 1920 г. Барбара становится журналисткой, и это уже не считается чем-то неприличным, выдающимся из ряда вон. Впрочем, она не репортер и тем более не политический обозреватель: ее стихия - светские сплетни. Она ведет свою рубрику в газете «Дейли телеграф», а происхождение и приятная внешность открывают ей доступ в разнообразнейшие столичные салоны. Подходящее поле деятельности для будущего автора любовных романов! Но сама Барбара пока об этом не думает. Работа ей нравится, больших претензий у нее нет. Красива, со вкусом одета, принадлежит к высшему обществу… Чем не героиня романа - существующая еще до того, как роман получил воплощение на бумаге?
Барбара ни о какой славе не мечтала. И вообще первую книгу она написала на спор со своим братом. Роман «Пила, танцующая джигу» (1923 г.) сразу прославил начинающего автора и, по мнению поклонниц творчества Картленд, стал одним из лучших ее произведений.
Лучших - конечно, если сравнивать с ее же романами. Барбара Картленд не претендовала на то, чтобы внести вклад в литературу качеством своих романов. Зато количество! В лучшие годы (50-70 годы ХХ века) в среднем на один роман Барбара Картленд затрачивала две недели: по 23 романа в год! Их общее количество смущает ум - разные источники приводят разные цифры, но, во всяком случае, не менее семисот. За «Пилой, танцующей джигу» последовала пьеса «Кровавые деньги», чуть позже переделанная в роман с привлекательным названием «Садист». Начиная с 1933 года - серия романов о благородных узниках ужасных темниц… И понеслось!
Процесс создания книги разворачивался стереотипно. Перед началом сеанса Барбара каждый раз молилась в своей молельне; затем, облаченная в розовое, ложилась в постель, приткнув к себе под бочок любимую собачку-пекинеса, и принималась наговаривать на диктофон то, что впоследствии расшифрует секретарша. Никакие исправления в текст не вносились - зачем? Тот, кто снова и снова повторяет одно и то же простое движение, в конце концов доведет его до совершенства, и Барбара Картленд достигла совершенства особого рода, которого едва ли возжелал бы серьезный литератор… Учитывая краткость века домашних животных по сравнению с человеческим, собачки должны были время от времени сменяться.
В литературе бытует не слишком много сюжетов. Из этого невеликого разнообразия жанр любовного романа выбирает всего один. Полагается, чтобы встретившиеся в начале романа герой и героиня счастливо соединились в конце, причем середина книги временно их разводит, чтобы дать читательнице возможность попереживать, а самим героям ощутить, насколько они необходимы друг другу. Незамысловатую основу каждый пишущий любовные романы расцвечивает, как только в голову взбредет. Барбара Картленд не мудрствует лукаво. Из романа в роман у нее кочует одна и та же схема: невинная девушка - мужественный герой - любовь преодолевает все препятствия - свадебные колокола.
Меняются лишь декорации: дворцы, морские круизы, вязь ориенталистики Востока с примесью Лоуренса Аравийского, рулетка Монте-Карло... Опрометчивость местного колорита лишь подчеркивает тот факт, что действие романов Картленд всегда разворачивается вне скудной и скучной действительности. Кому она нужна, ваша действительность? На нее нет спроса! Барбара вряд ли знала о существовании социалистического реализма, но по наитию следовала главному его принципу: изображать жизнь не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть.
Никакого секса, никаких чересчур плотских подробростей. И никаких гражданских или пробных браков: все ортодоксально, романтично, традиционно. В этом Барбара Картленд до конца дней своих - викторианская барышня.
В романах - да. А в жизни? В жизни писательница дважды была замужем - причем менее наивно и традиционно, чем ее героини. Без памяти любила своего первого мужа, Александра Маккоркодейла, за которого вышла замуж в 1927 году, однако в 1932-м последовал развод, душевную травму от которого Барбара залечивала общением со своим братом Ронни. Однако никакие переживания не длятся вечно, и в декабре 1936 года Барбара вступила в брак с кузеном бывшего мужа Хью. Оба брака в совокупности подарили ей троих детей: дочь Рэйн от первого мужа и двоих сыновей, Йена и Глена, от второго.
Это, однако, не означает, будто помимо мужей никто не проник в ее сердце и не оставил там свой след. Незадолго до смерти писательница выставила на аукционе «Сотбис» свои бриллианты, которые были подарены ей поклонниками - нет, не литературного дара, а красоты и обаяния Барбары, безмолвными или громкими воздыхателями. 57 лотов мгновенно ушли с молотка. Постаревшая красавица философски прокомментировала свой решительный шаг:
«Бриллианты - как поцелуи, каждый из них - словно ветерок из прошлого, память о встречах, улыбках, лицах. Верно, не очень-то романтично пускать с молотка все это. Однако где сейчас те балы, на которых в них можно было бы появиться? И что толку квасить бриллианты в подвалах банков?»
И верно: ведь даже бриллианты не так драгоценны, как чувства. На вопрос интервью: «Кто был самым красивым из всех встреченных вами мужчин?» престарелая Барбара Картленд загадочно ответила:
«Он был герцогом. Я не могу назвать его имя. Он влюбился в меня две недели спустя после своей женитьбы, и с тех пор влюблен».
Ещё леди Барбара говорила: «В моей жизни было 4 самых счастливых дня: когда я выходила в первый раз замуж и потом разводилась впервые, а еще когда выходила замуж во второй раз и потом во второй раз разводилась…»
Кстати, о титулованных особах, которых не счесть как на страницах романов, так и в окружении писательницы: в 1976 году дочь Барбары, Рэйн, выйдя замуж за восьмого графа Спенсера, стала мачехой принцессы Дианы - женщины, которую досужая молва сделала героиней самой длинной мыльной оперы цивилизованного мира. По душевному и внешнему складу Диана весьма напоминала персонаж любовного романа Картленд - красивая, тихая, домовитая девушка из знатного рода, которой нравилось готовить и ухаживать за детьми в детском садике, волею благосклонной судьбы вознесенная на самую вершину власти. Однако оказалось, что трон жены наследника британского престола - не самое удобное кресло, а постоянный маниакальный интерес толпы к личной жизни кумира ведет к нервным расстройствам и булимии. В финале истории, начинавшейся под бой свадебных колоколов, - скандальный развод с газетным перетряхиванием нижнего королевского белья и гибель, в которой до сих пор остается много непроясненного. Ведь это только читательницам, вчуже наблюдающим за VIP-персоной женского романа, рисуется - должно рисоваться, - будто повседневное ее существование - сплошные сиропные пасторали. На самом деле, если женщина, волей судьбы поставленная в положение идола публики, хочет выжить и не сломаться, сохранить свою безупречную привлекательность, под розовыми лепестками обязан скрываться железобетон.
Барбара Картленд, в отличие от Дианы, хорошо это понимала - старая выучка! И сумела прожить свои девяносто с лишним лет, сохраняя безукоризненное достоинство истинной английской леди.
Англия, английские традиции, английский консерватизм - все это играло важную роль в пьесе, декорациями которой окружала себя Барбара Картленд. В числе своих самых важных заслуг она упоминала возрождение знаменитого лондонского клуба «Эмбаси-клаб» и то, что ей посчастливилось стать дизайнером Британского легиона. Оба ее брата пали за родину - причем Рональду Картленду, погибшему во время Второй мировой войны, не посчастливилось стать первым членом парламента. Сама же она в те трудные для Англии годы служила начальницей женщин-офицеров благотворительной службы в Бедфордшире. Некоторое время участвовала в политике на стороне консерваторов, причем провела в Британском парламенте три закона.
Но, должно быть, прямое участие Барбары Картленд в политике было и вполовину не так значительно, как косвенное - литературное, как бы ни относились строгие критики к литературности ее творений. О многом говорит тот факт, что во время войны в Заливе арабы выпустили десять книг Картленд как психотерапевтическое средство. И у нас, в ослабленной, озлобленной, раздробленной стране тысячи женщин глотали и глотают ее розовые пилюли, забываясь от той действительности, которая просто не должна существовать…
«Ими я говорю всему миру: благородство, любовь, чистота - величайшие из богатств и завоеваний человечества», - так охарактеризовала свои произведения писательница.
«Любовь побеждает все», - эта сентиментальная формула вполне применима к личной жизни Картленд. Да вот вам, кстати, и подтверждение. С мужем Барбара часто спорила по поводу загробной жизни, в которую Хью никак не желал поверить. После его кончины, в 1963 году, Барбара почувствовала, что в доме запахло гвоздиками - цветами, которые покойный супруг, будучи еще женихом, любил дарить ей. Цветов никто не приносил… Барбара решила, что это Хью таким оригинальным способом подает весть, что признает поражение в том давнем споре - теперь это ему известно по опыту! И как знать, может, и правда?.. Во всяком случае, определенными паранормальными способностями или, как бы точнее выразиться, сверхчувственным восприятием Барбара Картленд отличалась. Еще когда она была девочкой, подолгу не могла уснуть у себя в спаленке в старом доме - рассказывала взрослым, что из стен доносятся стоны. Впоследствии, разумеется, без всякого согласования с детскими фантазиями, рабочие разбирали камин по соседству с детской, они обнаружили в его задней стенке замурованный скелет.
Бодрая и деятельная старая леди - язык не повернулся бы назвать ее старушкой или, тем более, старухой - не дожив двух месяцев до девяноста девяти лет, после непродолжительной болезни умерла - легко, без мучений, не разрушив смертью свой облик.
Прославилась Барбара Картленд именно любовными романами, однако они были не единственным приложением ее сил. Помимо них, она еще написала пять автобиографий, книги о кулинарии (одна из них носит трогательное название «Роман о еде»), о витаминах, об этикете, о женщинах в истории человечества. В 1978 году вышла ее пластинка: вместе с Королевским филармоническим оркестром Картленд записала альбом «Песни о любви». Жители столицы Франции наградили ее золотой медалью Парижа. Она способствовала принятию закона, позволившего детям цыган учиться в школах, и основала поселение оседлых цыган, которое благодарные жители назвали в ее честь - Барбаравиль… Чего еще желать? Хорошая жизнь и хорошая смерть.
По материалам статьи Фотины Морозовой "Барбара Картленд: Вид розового чулка сквозь розовые очки"