LuSt:
Отчет по списку №10-2020
Автор американский, но пожила год на Камчатке и прониклась тамошней атмосферой настолько, что решила написать книгу. И я вроде была настроена скептично, ждала клюквы, но в целом Филлипс удалось передать нашу фирменную тоску и хтонь, провинциальную жизнь, чаяния людей. "Исчезающая земля" - это не роман, а сборник из двенадцати рассказов, герои которых появляются в других как второстепенные, а сами рассказы идут от лица всяких разных камчатских женщин - русских и коренных, старых и молодых, семейных и одиноких, с их надеждами, мечтами и тревогами. Связующим звеном между ними выступают пропавшие сестры Голосовские - в первой же главе девочки сели в машину к незнакомому мужчине и тот увез их в неизвестном направлении. Разные героини воспринимают эту ситуацию по-разному: одни по-человечески переживают за девочек, других больше волнует, что если бы эти девочки не были русскими, то их не стали бы так активно искать (ведь пропавшую несколько лет назад эвенку Лилю Солодякину особо не искали, потому что она эвенка и родители ее никто), третьи активно строят теории и так далее. И у всех них свои жизни, в которых есть какая-то неустроенность: чего-то не хватает или наоборот думают: «а надо ли оно мне?»
Мне книга понравилась, но не зацепила, бывает и такое. Захватывающего сюжета здесь ждать не стоит, ответов однозначных тоже. Плюс бесило, что нет ни одного положительного мужского персонажа, кроме одного, да и тот погиб. Личность преступника опознается по набившему оскомину маркеру - мучил в детстве животных, значит, маньяк. То, что Гитлер, например, обожал животных, роли не играет, конечно-конечно. Ну и ситуация с собакой Малышом меня расстроила безумно.
Наконец дошли руки до книги, на которую давно облизывалась, да что-то то одно, то другое. Как и в прочитанном на днях «Нежеланном госте», здесь группа людей оказывается отрезанной от мира в загородном доме отдыха, отличие лишь в том, что здесь это компания старых университетских друзей плюс их текущие половинки, некоторые из которых еще не совсем влились в коллектив. Типажи привычные по фильмам и книгам подобного рода: звездная яркая парочка «спортсмен+гламурная красотка», молодые родители, два гея, отвергнутый поклонник красотки и его девушка, смахивающая на красотку, но пожиже, и серая мышка. Дополняется комплект персоналом - менеджершей и лесничим, а еще есть завхоз, на новогодние праздники вроде как уехавший, и пара исландцев, которые типа туристы, но нагрянули в последний момент и без предупреждения.
Некоторых персонажей можно было бы вообще выкинуть, сюжет бы ни капельки не потерял, они были нужны только затем, чтобы стать парой штрихов к портретам. Автор усердно скрывала, кто жертва и кто убийца, почти до самого конца, но я догадалась, кто встретит в охотничьем домике свой конец, уже примерно на четверти книги - слишком уж бесючий персонаж, чтобы оставлять его в живых. Личность убийцы тоже не стала неожиданностью, хотя мотив был примерно у всех - у кого старая обида, у кого сложившиеся прямо там обстоятельства, у кого накопившееся, у кого непростое прошлое - но если подумать, именно этот человек самый на первый взгляд неочевидный, тем не менее толстых намеков на него по тексту предостаточно.
В целом когда люди за тридцать собираются вместе, чтобы угореть как в студенческие времена с декалитрами алкоголя, наркотиками и беспорядочными связями - жди беды :(( Проверено. А роман крепкий, но чего-то мне не хватило. Порядочности в основных персонажах, что ли. Равно как не очень поняла, нафига продолжать общаться в этой компании, если там есть неприятные тебе люди - можно прекрасно тусить отдельно с теми, кто нравится, да и все.
Если первый прочитанный детектив у Фоли «Охотничий дом» оказался вполне удачным, то второй - это провал, понимаю, почему «Фантом» отказался его покупать. Давно не видела такой дурацкой нелогичной книги, в которой бесят все герои без исключения. И у автора, по ходу, какой-то зуб на «звезд компании», иначе чем объяснить, что и во втором ее детективном романе такую «звезду» по факту все ненавидят, потому что пробу на ней ставить негде,
и так совпадает, что когда она становится жертвой, ее ни капельки не жалко?
Начиналось все вроде ничего: гости съезжались на уединенный остров близ западного побережья Ирландии на свадьбу Джулс и Уилла. Со стороны жениха куча его приятелей еще со школы, со стороны невесты всего-то единоутробная сестра да лучший друг с женой. На самой свадьбе народу было сильно побольше, но в центре внимания остается группа из примерно десяти человек.
И вот когда сюжет начал раскочегариваться, полезли изо всех щелей косяки, ну и как бы неправдоподобно, что в одной маленькой компании собрались все, кому жертва успела так или иначе насолить (а там проступки серьезные вплоть до оставления в опасности со смертельным исходом и доведения до самоубийства порноместью, что и говорить про гостинг и подсиживание в карьере). Я не очень понимаю, какого черта сестра невесты молчала в тряпочку до самой свадьбы, удосужившись лишь написать анонимную записку, которую, естественно, никто не воспринял всерьез (жених и невеста публичные люди, мало ли какой безумный фанат подкинул анонимку?) - ну хоть маме бы рассказала, если боялась сестру… Также двадцать с хреном лет вынашивать план мести убийце брата, выстроить с учетом этого свою жизнь… Хз, хз, учитывая, что девичник проходил на греческих островах, Джулс могла бы и не клюнуть на скидку, и шанс был бы бездарно упущен.
Неимоверно бесили также друзья жениха, которым уже под сорокет, а мозгами они до сих пор в своей закрытой школе для мальчиков, ну и описанные традиции этой школы - блин, прям как блог Карманова читаешь, про круговую поруку в английских элитных учебных заведениях, где все повязаны если не кровью, то уж точно дичью, которую творили в стенах альма матер.
Перевод от АСТ отдельная песня, корректор текст даже не открывал, чего стоят такие перлы как «Платье в пору», «Я не в праве говорить» и
«ИскАреженную корону», молчу уж про мелкие опечатки и пропущенные/лишние слоги. Книга категорически не понравилась.
Невероятная, потрясающая книга, заставляющая думать о многом, и несмотря на большой объем, прочиталась влет, не хотелось расставаться с героями, эти два дня я жила с ними в этом безымянном поселке на севере Испании на протяжении тридцати лет, и следила, как протекают годы их жизни до и после страшного события, изменившего все.
Стоит признаться, что я как глобалист и стопроцентная горожанка до чертиков ненавижу весь этот местечковый национализм, когда люди не хотят носа казать за пределы родной провинции и все там, в большом мире, кажется им враждебным. Они культивируют в себе исключительность, хотя по сути это голимые сельские понты, и в современном мире такой пещерный национализм - символ отсталости. Хорошо, что и ИРА в Ирландии, и ЭТА в Испании уже остались в прошлом как атавизмы двадцатого века, однако же сколько жизней они унесли и сломали во имя бессмысленных лозунгов и недостижимых идеалов. В романе как раз глубоко препарируется жизнь двух семей, попавших в орбиту деятельности ЭТА - организации баскских националистов, выбравшей для своей борьбы террористические методы. Семьи долгое время дружили, у отцов были общие интересы в виде игры в карты и поездок на велосипедах, матери были задушевными подругами, дети тоже общались. Семья Чато и Биттори была более зажиточной, так как Чато владел собственной транспортной компанией, а его друг Хошиан работал на заводе, однако дружбе это не мешало, да и Чато не считал зазорным купить мороженого всем детям, а не только своим, например. Да, поводы для зависти были, однако жить не мешали.
И вот старший сын Хошиана и Мирен Хосе Мари в двадцать с небольшим лет примкнул к боевикам ЭТА. До этого, еще подростком, он принимал участие в шествиях, кидался коктейлями Молотова в государственных гвардейцев, вешал дома плакаты с известными сепаратистами, читал их литературу. Обработка будущих боевиков везде ведется одинаково - что в Стране Басков, что у нас на Кавказе, примерно вот так, с поправкой на реалии. Здесь тоже, конечно же, есть священник, который проповедует джихад во имя вечной жизни и свободы народа, сам при этом никакой активной террористической деятельности, окромя засирания голов молодым парням, не ведущий. Есть владелец корчмы, которая известна как место сбора террористов, но власти не предпринимают особых усилий накрыть это осиное гнездо. И террористы, и власти работают точечно - одни совершают убийства отдельных людей, другие ловят отдельных преступников, и это могло бы продолжаться бесконечно...
ЭТА нужно откуда-то брать деньги на оружие, тайники, изготовление пропагандистских материалов, схроны и т.д., и в этих целях они доят местных бизнесменов. Не избегает такой участи и Чато - ему приходит письмо с требованием сделать пожертвование ЭТА на крупную сумму. Он платит, но не проходит и месяца, как приходит второе письмо: террористы требуют в десять раз больше денег. Такой суммы у Чато нет, да и вообще, хоть он и владелец транспортной компании, но бизнес не печатает деньги - ему нужно платить налоги, зарплаты, закупать новую технику, обслуживать старую, тратиться на топливо и т.д., дополнительные поборы в таком размере просто пустят его по миру, предприятие закроется, сотрудники из числа местных потеряют работу. Но кого это волнует? Все чаще на домах в поселке появляются оскорбительные надписи, работники по наущению ЭТА бастуют, соседям в уши льется черный яд о том, что буржуи жируют на трудящихся, и вот уже с детьми Чато никто не общается, а его жене отказывают в обслуживании в лавках. Семья задумывается о переезде в город и даже покупает там квартиру, но не успевает - в дождливый день в поселке звучат выстрелы.
Двадцать с лишним лет спустя Биттори решает вернуться обратно в поселок. Она смертельно больна, и на пороге смерти хочет одного: чтобы убийца попросил прощения. Но убийца ли Хосе Мари? И есть ли шанс, что его мать, тоже пораженная вирусом национализма, что-то поймет, отринет гордыню и повинится перед бывшей подругой? Прошедшие годы сильно повлияли на обе семьи, и на семью жертвы, и на семью убийцы. Сын Чато Шавьер, врач, так и не женился, чувствуя своим долгом присматривать за матерью. Дочь Чато Нерея выучилась, сделала карьеру в налоговой, живет с мужем в полуоткрытом браке, но у нее нет детей. Сын Хошиана и Мирен Хосе Мари отбывает в тюрьме пожизненный срок, дочь Аранча, единственная, кто после убийства повел себя порядочно, осудил ЭТА и их зверства, вышла замуж, стала матерью двоих детей, но именно ее поразила тяжелая болезнь, в результате чего она была вынуждена собирать себя заново по кусочкам, снова перебравшись в родительский дом, а третий сын Горка, с детства любивший чтение больше всего остального и тоже осуждавший насильственную борьбу, стал писателем и радиоведущим. Мне импонировали его мысли о том, что нация немыслима без культуры, которая не местечкова, а способна волновать умы по всему миру, задавать тон и влиять на сознание. И сильнейший эпизод был на встрече жертв террористов, куда пришел безымянный писатель и произнес проникновенную речь (думаю, что в этом персонаже автор изобразил самого себя). Но самой для меня запоминающейся стала 70-я глава, где потрясающий монолог произнес человек, от которого такой глубины мысли не ждали - мясник Хосечо, чей сын тоже был боевиком и при невыясненных обстоятельствах то ли покончил с собой, то ли был убит... Плохо, что хорошая мысля приходит опосля - на месте родителей нужно было думать о своих детях тогда, когда они вступали в боевое крыло ЭТА, а не когда они уже гниют в тюрьме или в могиле.
Одна из лучших книг, прочитанных в этом году. По горячим следам еще и сериал посмотрела, очень близко к тексту снят, актеры подобраны хорошие, некоторые акценты сделаны четче, чем в книге.
Многие говорят, что книга совсем не детская, а по мне, если бы она попала мне в руки лет в десять, в голове все встало бы на свои места гораздо раньше и не было бы мучительных попыток привыкнуть к навязываемой женской гендерной социализации. В викторианской Англии, которую описывает Мари Од-Мюрай, от детей требовалось, чтобы их было видно, но не слышно, а девочки тем более должны были готовиться к будущей жизни жены и матери, и любые интересы сверх рукоделия, нарядов и сплетен не поощрялись. Черити Тиддлер, единственной дочери в аристократическом семействе, на самом деле невероятно повезло, что родители жили своей жизнью и не особо обращали внимания на ребенка, отчего девочка была предоставлена сама себе под присмотром полубезумной няньки, и поэтому была вольна заниматься тем, чем ей самой хочется, а не чем скажут взрослые.
В пять лет она поймала в детской мышку, которую назвала Мадам Петипа, и тем самым положила начало увлечению зоологией, которое пронесла с собой через всю жизнь. В ее комнате на четвертом этаже за годы перебывали самые разные звери - кролики, мыши, черепашки, птицы, ежи, жабы, грызуны - примечательно, что обошлось без традиционных питомцев вроде кошек и собак, хотя у ее отца был спаниель, с которым Черити тоже с удовольствием проводила время. С гувернанткой мадемуазель Бланш Черити обучалась французскому и рисованию, с учителем своих кузенов герром Шмалем - немецкому языку и естественным наукам. Именно эти два человека помогли девочке развить природный интерес к учебе и поощряли ее стремление к знаниям, и за это в более взрослом возрасте Черити возблагодарила их сторицей.
В детстве же она влюбилась в Кеннета Эшли, с того самого дня, как он ворвался в детскую и с порога позвал всех играть в "Хватай дракона", и по мере взросления их пути не раз пересекались в самых неожиданных ситуациях. Отношения в детской компании складывались у нее по-разному - сплетничать с кузинами ей было неинтересно, она предпочитала проводить время с животными или за книгами в библиотеке. Кузины и другие сверстники считали ее чудачкой и синим чулком, зато младшие дети с удовольствием смотрели представления, которые Черити устраивала со своими дрессированными питомцами. Позже, когда кузины начали выходить в свет и озаботились поиском мужей, Черити, хотя ее родители не поощряли работу для женщин, и мужа ей хотели найти такого, кому не приходится зарабатывать на жизнь - с богатыми родителями и перспективой наследства, - захотела монетизировать свои хобби, и хотя пару раз неудачно обожглась, довольно быстро пришла к стратегии ФШП (фунт, шиллинг, пенни). Совершенно верно, автор должен знать себе цену и не радоваться просто тому факту, что его книгу взяли в печать, а заработает на ней кто-то другой.
В книге есть мрачные моменты - пожар, в котором погибли многие питомцы Черити, школа-пансион для девочек, в которой вспыхнула эпидемия, ужасный дурдом Бедлам, грязные опиумные притоны. Но автор не акцентирует на них внимание, а показывает реалии тогдашней жизни и то, что даже из таких ситуаций есть выход, главное, чтобы был кто-то неравнодушный и способный прийти на помощь. Также меня порадовало присутствие в числе героев Оскара Уайльда и Бернарда Шоу. Небезызвестно, что книга - романизированная биография известной английской сказочницы Беатрис Поттер, у которой своих детей не было (уж неясно, по биологическим причинам или по сознательным, но уже не первый случай я встречаю, когда детские писатели сами бездетны. Как говорил Сирил Коннолли, нет худшего врага искусству, чем коляска в коридоре).
Совершенно замечательная книга, несмотря на внушительный объем, прочиталась быстро и легко. Непременно останется в моей библиотеке. alenatara, огромное спасибо за совет в Ламповом флэшмобе.
Как хорошо, что мое знакомство с Элиф Шафак началось не с этой книги, иначе ею же оно бы и закончилось. Невероятно нудная вещь в духе "Есть, молиться, любить" пополам с "Одиночеством в сети" на заезженную тему, как в сорок лет внезапно понять, что смысл жизни женщины не в бытовом обслуживании семьи и, оказывается, свои интересы и желания тоже можно учитывать. Помимо этого в книгу вшита еще и рукопись о суфиях тринадцатого века и духовной связи известного поэта Руми с дервишем по имени Шамс из Тебриза. Там были интересные мысли, но все же эти мистические учения и духовные поиски совсем не мое. Еле дочитала.
Интересная книга, предлагающая к размышлению вопрос жизненного выбора: нужно ли следовать за мечтой или подчиниться воле родителей, знающих, как лучше?
Восемнадцатилетняя Эвер Ван родилась и выросла в Огайо, куда ее родители перебрались из Китая и много и тяжело работали, чтобы дать двум дочерям все необходимое. Ради них отец пожертвовал своей карьерой врача - для подтверждения диплома в США требовались время и деньги, которых не было, так что он всю жизнь там работал санитаром в госпитале. Родительские мечты перенеслись на Эвер - теперь родители и слышать не хотят ни о чем другом, кроме медицинского института. Но сама Эвер с детства занимается танцами и мечтает превратить свое увлечение в профессию. Но как объяснить это родителям, которые убеждены, что танцовщица - это несерьезно, ненадолго и вообще плохо заканчивается?
С воспитанием в семье Ван все очень строго. Эвер нельзя краситься, носить модную одежду, мальчики - табу, развлечения сведены к минимуму. Я очень удивилась, что Эвер и ее сестра не знают китайского языка и культуры, и то, что родители озаботились этим вопросом, когда дочери уже исполнилось восемнадцать, кажется несколько странным. Если хотите, чтобы дочь училась в медвузе, и знаете, что в биологии она плавает (поэтому ее документы принял только один вуз, хотя заявления она подавала в двадцать с лишним), зачем загружать ей голову еще и этим накануне первого семестра? Но так или иначе, мать продала свое жемчужное ожерелье, чтобы на два месяца отправить Эвер на Тайвань в лагерь для детей эмигрантов, чтобы там она постигла премудрости традиционной китайской медицины и каллиграфии, познакомилась с культурой, начала учить язык. Два месяца вдали от родителей в окружении разнополых сверстников - что же могло пойти не так? ))
В лагере типично студенческая атмосфера с всевозможными шалостями, дружбой, предательствами, влюбленностями. Чем-то он напомнил мне американские молодежные комедии нулевых типа "Добейся успеха" или "Заговор проказниц", только с азиатским колоритом.
В романе много всяких азиатско-американских фишечек в плане отношений в семье, родственников, которые лезут всегда и везде со своим одобрением и неодобрением, отсутствием личного пространства для ребенка - как на примере самой Эвер, так и ребят, с которыми она знакомится в лагере. Например, наследник огромного состояния Ксавье записан отцом в дебилы, потому что он дислексик, а значит, ничем заработать на жизнь не сможет (а то, что он потрясающе рисует, это так, фигня никому не нужная). Вообще много всяких мыслей на тему того, что китайские родители не поощряют в детях творческие устремления, то есть, как хобби они вполне могут присутствовать, но основным видом деятельности быть не должны - вершина успеха это медицина, математика, физика или IT. В какой-то мере это разумно, но не всем же быть гениальными математиками или программистами.
В целом неплохая книга, и финал настоящий голливудский хэппи-энд. Неплохо провела время за чтением.
Уфф, наконец-то я ее дочитала. Книга неплохая, но меня по тексту выбешивали Отдельные Слова с Прописной буквы и персонаж, который изъяснялся в такой манере, что чудовищно стопорило чтение. Роскошный сеттинг - Дания 17 века (1629-1630 годы), королевский двор Кристиана IV, самого долгого правителя в датской истории. На момент происходящих событий он на троне уже сорок лет, а его вторая супруга Кирстен Мунк, уже не питая теплых чувств к королю и устав от бесконечного деторождения, заводит любовника.
Король сам по себе в романе фигура такая, которая озабочена процветанием королевства (самое ненавистное ему слово - "дешевка", он очень хочет сделать все датское эталоном качества) и вечным вопросом, где бы взять денег на все задумки. Он много времени проводит в одиночестве, размышляя о прошлом, проигранных битвах, потерянном друге. Единственной отрадой для него является музыка, и чтобы слушать красивое исполнение паван, он собрал со всего мира потрясающий оркестр. Вот только сидеть и играть музыканты должны в сыром холодном погребе, откуда сквозь специальные акустические отверстия невидимая музыка льется в замок. Кирстен же изнывает от скуки и из всех развлечений ей интересно только шпынять своих придворных дам да крутить шашни. Детей она ненавидит, музыку тоже терпеть не может, считает, что мир должен крутиться вокруг ее персоны, все ей должны, а она - никому и ничего. Когда король надолго уезжает на серебряные копи, а возвращается к глубоко беременной жене, ему становится ясно, что ребенок по понятным причинам долгой разлуки не может быть его. Он ссылает ее в отдаленный замок, а ее же собственная мать начинает готовить для короля новую жену из бывших фрейлин Кирстен.
Отдельно идет история английского лютниста Питера Клэра и его любви к фрейлине Эмилии Тиссен. Эмилия похоронила мать, ее отец женился во второй раз и был рад сбыть девушку с рук. Но ее очень беспокоила судьба младшего брата Маркуса, который мачеху не принял и вообще рос ребенком довольно странным. Кирстен, сначала взявшая девушку под свое крыло, попыталась устроить воссоединение брата и сестры, но когда мальчик оказался у нее, ей это быстро наскучило - ведь Эмилия должна крутиться вокруг своей госпожи 24-7, а не уделять внимание пережившему тяжелейшую травму малышу. Также Кирстен играла на чувствах Питера к Эмилии, пытаясь шантажировать его, чтобы он порылся в бумагах короля и передал ей некие сведения - взамен на это она согласится передать Эмилии его письма. В общем, вы уже поняли, кто получает от меня корону Самого Бесячего Персонажа в книге.
Книга хорошая, но без восторга.
Книга для осени - такая прохладная, кружевная, с первыми тонкими льдинками на воде и начинающими желтеть листочками. О необратимых вещах, которые невозможно простить и забыть, но человеческая память тонкая штука, особенно если есть генетические проблемы.
Уэйд Митчелл с женой Дженни и двумя дочками Мэй и Джун жил на горе в слабозаселенной местности в Айдахо. Жили своим хозяйством, отец семейства обучал собак, охотился, изготавливал ножи, мать воспитывала детей и вела дом. Девочки ходили в местную школу, и именно там Уэйд познакомился с учительницей музыки Энн, которая стала давать ему уроки игры на фортепиано. Но однажды семья поехала в лес заготавливать дрова, и этот день все изменил - одна девочка оказалась в могиле, вторая пропала без вести, мать пожизненно села в тюрьму, а отец остался у разбитого корыта, прибитый горем. Всю книгу читатель гадает, что же случилось, в чем причина, а разгадка на последних страницах. В рецензиях пишут, мол, книга не об этом - простите, а как это, убийство матерью своего ребенка вообще может быть второстепенной деталью сюжета? Нет, это как раз его кульминация, как я вижу, и все последующие события - второй брак Уэйда и одержимость Энн его первой семьей это прямые последствия, попытки Энн загладить и искупить свою косвенную вину. Чисто технически она, конечно, ни при чем, вина целиком и полностью на Дженни, которая это осознает и несет свой крест. Но морально она взяла на себя ответственность за травмированного Уэйда, теряющего память, и за Дженни тоже, и за Джун, которую не прекращала попыток отыскать. Намеки автора на то, что в Джун тоже есть темное начало, лишь подтверждают, что у Дженни с головой не все в порядке, в конце романа я прям немножко переживала за Энн - удастся ли ей добраться до Шотландии или эта встреча с Дженни, первая и единственная по задумке Энн, станет действительно последней в ее жизни.
Это роман, как по мне, о том, что влюбляясь в человека с непростым прошлым, мы разделяем это прошлое с ним. Берем груз на себя и несем его вместе. Выбор у Энн был, и она его сделала, осознавая последствия. Я читала книгу долго, это неспешный и меланхоличный роман, но очень хороший, есть о чем подумать.
Книга давно пылилась у меня на полке - как всегда, сначала я ждала, чтобы серия вышла на русском полностью, потом узнала, как некрасиво автор повела себя с "Фантомом", отчего они обиделись и решили продолжение не издавать, потом то одно, то другое, и вот наконец подвернулся шанс прочитать ее и с чистой совестью решить, что делать дальше. Ну что могу сказать, книга отправится в библиотеку, ибо мне она не зашла. Я не люблю такую рваную композиционную структуру, когда POVы сменяются на самом интересном месте и повествование хаотично прыгает из одного времени в другое, а герои никак не связаны (связь между героями из 19 века и из 2007 года появляется в самом конце, а героиня из 2098 года живет с последствиями тех событий).
Да, центральным объектом, вокруг которого крутится история, являются пчелы и их постепенное исчезновение с планеты, но мне кажется, у Лалин Полл рассказать об этом получилось интереснее, чем у Лунде (моя рецензия здесь). А вот отношения героев с их детьми (у каждого есть надежды на детей и эти надежды не оправдываются, что родителей безмерно печалит) показались плоскими и слабовато прописанными. Интрига же, что случилось с маленьким Вэй-Венем в плодовом саду, оказалась, кмк, высосанной из пальца.
Несмотря на то, что пчелы исчезли и теперь половина Китая занята опылением растений вручную, чтобы было что пожрать - оставим то, что в 2098 году куда-то подевались все механизмы и даже банальных стремянок работникам не дают (в реальности, мне кажется, уже придумали бы каких-нибудь робо-пчел), так еще и пчелы таки возвращаются, их только надо заново окультурить. И в чем тогда трагедия?
Короче, мне книга показалась проходной, персонажи плохо раскрытыми. Если бы автор сосредоточилась на двух линиях, а не на трех, имхо, получилось бы лучше.
...
LuSt:
Список №11-2021
1. Мелисса Бродер «Вскормленная»
2. Константин Образцов "Красные цепи"
3. Сьюзан Коллинз "Баллада о змеях и певчих птицах"
4. Чарльз Табб "Ветви на воде"
5. Еко Огава "Полиция памяти"
6. Сара Барнард "Прощай, мисс Совершенство"
7. Энн Гриффин "Когда все сказано"
8. Карин Тюиль "Дела человеческие"
9. Лиза Си "Тени за спиной"
10. Адам Сильвера "Скорее счастлив, чем нет"
...
Тина Вален:
отчет по списку №20
Спасибо автору за еще одну чудесную, романтичную и красивую историю. Очень люблю читать о врачах, поэтому главный герой мне понравился сразу. Такие врачи и мужчины точно вымирающий вид. Конечно, он не святой. Он - человек, который может ошибаться и признавать свои ошибки, что и показала история с Маргаритой. Рита мне тоже очень понравилась. Вроде бы, и сильная женщина, но в то же время, не стесняется быть хрупкой и ранимой в руках любимого мужчины. К небольшим минусам этого романа, я бы отнесла случай с пистолетом. Это настолько не в духе Риты, что даже стресс, шок, злость и прочие чувства не могут служить оправданием. И еще история с родителями Игоря. Не совсем поняла к чему она. да и не поверила я, что Игорь не знал, когда поженились родители или не видел свое свидетельство о рождении. Но это мелочи. Я провела отличный вечер за чтением истории о Рите и Игоре. И уже жду следующую. 5.
Мне нравится творчество этого автора. И эта книга не стала исключением, хотя некоторые претензии и к сюжету, и к героям все-таки есть.
Элса выросла в достатке материальном, но обделенная родительской любовью и уважением. Переболев в детские годы лихорадкой, Элса знала, что у нее слабое здоровье. Вернее, ей так внушили. Как и то, что она некрасивая, слишком высокая и никто не возьмет ее в жены. Я не совсем поняла почему ее родители так себя вели. И почему девушка так долго это терпела, а в двадцать пять лет решила взбунтоваться и сделала это весьма оригинальным способом - переспав с парнем, которого видела впервые. Результат ожидаемый - изгнание из дома, скоропалительный брак и работа на ферме. В общем, к этой части довольно много вопросов. Но дальше я погрузилась в атмосферу Великой Засухи, пыльных бурь, безнадежности. Страшно представить, как люди там выживали. Поэтому я понимаю желание уехать, но поступок Рафа оправдать не могу. И очень злила меня Лореда. У автора просто талант создавать образы избалованных подростков. Путешествие Элсы с детьми в Калифорнию, их жизнь там, все тяготы, унижения - все это отлично описано и я увлеклась повествованием. Удивило, что Элса все же решилась присоединиться к забастовщикам. Так же легко переменив свое мнение, как из белоручки стала труженницей фермы. И лучше бы она этого не делала. Финал стал для меня неожиданным. Но я рада, что жизнь на ферме возобновилась, что Роуз и Тони по-прежнему трудятся на земле, а Элса вернулась туда, откуда и уезжать не хотела.
4 балла.
В серии, которую начинает этот роман, планируется десять книг. Надеюсь, что дальше будет лучше, но этот роман меня не впечатлил. Кажется, что автор не доработала историю. Хотя потенциал есть и сюжет обещал быть интересным. Но вот исполнение не на высоте. Преступления были страшные, хотя я начала догадываться, кто убийца, ближе к финалу. Вроде бы, все ниточки связались, но мне не хватило более подробных объяснений: как и почему убийца стал таким, почему именно такой способ убивать, почему хотел известности.
Не очень симпатичен мне был и главный герой - детектив Кэллэдайн. Его отношение в близкой женщине иначе, как потребительским не назовешь. Надеюсь, что Моника еще щелкнет его по носу, эти отношения явно никуда не приведут.
С серией не прощаюсь. А за этот роман 4 с минусом.
Этот роман приятно удивил. Он отличается от стандартных любовных романов, есть неожиданные повороты сюжета и вполне адекватные герои.
Ситуация в которую попала юная Гвен сложно понять в современном мире. Сейчас есть наука, тесты, доказательства. Тогда же у нее было только собственное воображение.
Гвен родила близнецов с разным цветом кожи. И подозревала, что ее изнасиловали.
Мне очень жаль было девушку, живущую с чувством вины и в страшном напряжении несколько лет. Я догадалась, кто же виноват в произошедшем и мне жаль, что Лоуренс раньше не раскрыл Гвен свою тайну. Сколько бы бед они избежали. Кстати, Лоуренс меня порадовал своей верностью. Удивительный случай для подобных романов, но я, ожидая от Лоуренса нелицеприятных поступков, была приятно удивлена их отсутствием. Зато его сестричка старалась за двоих. Очень мне хотелось почитать о ее реакции на историю Гвен. Давно нужно было щелкнуть ее по носу. Еще минусом я бы назвала финал. Все же довольно радикально автор избавила героев от проблем с признанием дочери. А так, никому и ничего не пришлось объяснять. Но, несмотря на это, все же поставлю 5 баллов.
Более избитого сюжета трудно представить. Дом с трагедиями в прошлом, привидениями, и жильцами, имеющими неосторожность его купить. Но все же многое зависит от мастерства автора и даже заезженный сюжет может заиграть новыми красками. В данном случае, на мой взгляд, это получилось.
Семья Мэгги Холт купила дом своей мечты. Но через 20 дней сбежали оттуда, бросив все имущество и поклялись больше туда не возвращаться. Там водятся привидения и отец Мэгги даже пишет об этом книгу. Книгу, которая сделала их богатыми, дом знаменитым, а саму Мегги несчастной. Она была слишком маленькая и не помнит всех событий, но уверена, что книга отца - ложь. После его смерти, девушка возвращается в дом, чтобы узнать правду.
Читать было жутко, но интересно. То, что переживала Мэгги в настоящем тесно переплеталось с описанными в книге событиями двадцатипятилетней давности. И я уже не понимала, чему верить. Финал тоже получился запутанным, хоть и почти все получило логичное объяснение. Удивила меня личность Мистера Тень!
Это кем же надо быть, чтобы шептать малышке, что она здесь умрет. Это не суеверие, как написал автор, а жестокость.
И не понятно, кем же была девочка, которую видела Мэгги. Просто воображаемой подругой? Но, в принципе, все концы связались. Поэтому поставлю 5 баллов.
Тема, поднятая в романе, совсем не новая. Уже не раз я встречала истории о детях, которые с раннего возраста проявляют жестокость, манипулируют людьми, притворяются. И я верю, что такое вполне может быть, ведь ребенок - это личность с самого рождения, со своим характером. Но вот в этом романе все не так однозначно.
Блайт еще в детстве бросила мать, ту в свою очередь, не любила ее мама. Блайт и сама не уверена, что хочет детей, но муж настаивает и появляется Вайолет. И начинаются проблемы. Несмотря на то, что Блайт уверяла, что депрессии у нее нет, я так не думаю. Ей было трудно делить любовь мужа с их дочерью, трудно было чувствовать себя "всего лишь" матерью, ведь это круглосуточная работа, не оставляющая времени ни на что другое. Поэтому поведение Вайолет стало отражением чувств Блайт к ней, ведь дети все чувствуют. Не понятно мне поведение Фокса, который упорно закрывал глаза на проблемы, виня во всем Блайт. Можно сказать, что накосячили здесь все. Очень жаль, что маленький Сэм стал жертвой этих запутанных отношений. Я не уверена, что Вайолет сделала то, в чем обвиняла ее мать, хотя последняя фраза романа все же намекает на правдивость ее слов.
4 балла.
Серию о Фрине Фишер я читала несколько лет назад. Этой книги тогда не было в переводе, теперь-же я восполнила этот пробел. История интересная, но мне не особо симпатична Фрина с ее свободным отношением к мужчинам. Как-то слишком быстро она отдается своим симпатиям, иногда даже не прекращая одних отношений, начинает другие. В этот раз, она попадает в цирк, чтобы разобраться с неприятностями, которые участились в последнее время. Много внимания уделено именно цирковому искусству, внутренней иерархии циркачей. Мне было интересно, но высший балл не поставлю.
4 балла.
Действие романа разворачивается в Бате. Во время бомбежки исчезает маленький мальчик. Фрэнсис, которая должна была присматривать за ним, полна решимости его найти. В это же время, обнаруживаются останки девочки. И это подруга Фрэнсис, пропавшая много лет назад. Теперь девушка вспоминает события из прошлого, пытается понять, что же произошло и кто убил Вин.
Винить Фрэнсис в чем бы то ни было, не правильно, она была всего лишь ребенком. Во всем виноват только преступник, а Фрэнсис тоже жертва. Я подозревала этого человека, хотя и не была уверена. Очень жаль, что он погубил не только маленькую Вин, сделал многих людей несчастными. А за его преступление расплатился невинный человек.
Роман интересный, интрига была. Но чего-то не хватает до высшего балла. Ставлю 4+.
Митя и Лина приехали на отдых в маленький городок на Черноморском побережье. На первый взгляд, этот городок идеален, но Митя сразу же чувствует, что это не так.
Как обычно, книга увлекла с первой страницы. Мне было страшно и тревожно за супругов Шалимовых, но постепенно стало понятно, что один из них точно должен быть наказан. Плюсом в этой книге для меня стало наличие любовной линии. Получился такой треугольник, выбор в котором кажется очевидным. Финал хороший, все логично. Хотя жаль, что Мите придется жить с чувством вины за чужое преступление. Но правду говорят, что влюбленные слепы.
5 с минусом.
Мне этот роман попался на глаза в разделе "Эротика". Решила рискнуть, ведь имя автора мне уже знакомо. Но этот роман мне не понравился. Автор описывает Адель - женщину, которая спит со всеми подряд. Ей не важен возраст или внешность, даже пол партнера не имеет значения, ее ведет животный инстинкт и когда возникает эта жажда - Адель отдается кому угодно. Честно, читать об этом было противно. Да, нимфомания это болезнь и больных надо жалеть. Но Адель явно жалости не вызывает. Она вышла замуж, потому что так надо. Муж ей нужен для удобства, для того, чтобы обеспечивать ее, планировать их жизнь. Адель не проявляет инициативы, она просто плывет по течению. Ребенка она считает обузой, работу свою не любит, кроме секса ее ничего не интересует. И секс этот низменный, отвратительный. Она даже представляет себя голой рядом с трупом отца! Всех людей она считает ниже себя, ее интересует, как занимаются сексом "обычные" женщины. Так и хотелось спросить: а в чем ее необычность?! Почему она столь высокомерна?!
До определенного момента, я сочувствовала ее мужу. Но потом и он начал вести себя неадекватно. Герои попали в сложную ситуацию и мне очень жаль их сына, который будет расти в семье, где нет места нормальным отношениям.
3 балла.
...
Лелешна:
Отчет по списку № 11 (54):
Вторая книга серии шла у меня туго. Не знаю, почему, но не увлекло меня. И кстати, много описаний и "боковых" историй, которые были рассказаны, тоже сбивали с настроя. И про богов- это тоже не мое. 4.
2. Изабель Ибаньез "Лунная нить" - волшебство, революция, любовь - отложила пока книгу
Не пошло. Я сразу во всем запуталась: в именах особенно. А еще странная подача текста. В общем книга совсем не мое... Оценку ставить не буду...
А эта история мне понравилась. Тут другие герои и действие происходит на острове, куда сбегает учиться девушка Ладислава, после одного очень неприятного инцидента на прежней работе. Девушка с сильным характером и совсем не неженка. Знакомится с близняшками (братом и сестрой), находит неприятности на свою голову и в академии и пытается найти решение своей проблемы.
Отличные герои и интересная история. 5.
5. Марина Ясинская "Звездный камень" (книга 1) - сборник рассказов - забыла о книге... Чуть позже буду читать.
Отличная трилогия.
Это жесткое и местами "грязное" (в плане сражений и войн) фэнтези о Море осколков и королевствах, которые там расположены.
В первой книге мы знакомимся с младшим сыном короля - Ярви, которому по воле рока приходится стать королем, хотя и сам он и его окружение совсем этого не хочет. Ярви придется узнать цену власти, предательства, неволи и побега. А калеке без пальцев на одной руке все это не очень легко дастся.
Но воля к жизни, месть и клятва отомстить, а так же хитрость и ум, помогут принцу повернуть ситуацию себе на пользу.
Во второй книге будут другие герои из окружения Ярви, а в третьей прибавятся новые. Но читать было так интересно, что я даже описания сражений "глотала", как конфетки.))) Все написано очень динамично. События раскручиваются и накаляются. Скучно не будет точно!!! 5+++
Знакомство с автором прошло успешно.
Давно хотела прочитать эту дилогию и посмотреть сериал.
Книги не легкие. Очень напоминают нашу сегодняшнюю ситуацию, которая развивалась в худшую сторону. . В первой более живой язык и повествование более динамичное.
Несколько человек бегут из Москвы на Вонгоозеро, от страшной болезни, которая охватила весь мир.
Во второй книге описывается жизнь этих нескольких людей на озере. И это менее интересно, а местами и скучно.
Но все же дилогия меня зацепила. 4.
Отличный детектив. Тандем "Холмс и Ватсон" тут дополнен "миссис Хадсон". И расследуют они гибель нищих на пляже недалеко от лечебницы, где лечится мистер Х. Герой, очень похожий на Холмса.
Тут много ходов из книг про Шерлока: и герои, и мальчишки- связные и расследование, не выходя из комнаты.
Необычно, увлекательно и интересно. 5.
...
Инет:
Отчет по списку № 7/21
Понравилось, развлеклась и посмеялась
3. Уэббер Хэзер "Полночь в кафе "Черный дрозд"" - 5
Понравилась книга. Интересный мир, хотя и не особо проработанный. Сюжет динамичный и увлекательный.
Ни в какое сравнение с романами
В целом, захватило. Атмосферная книга.
Я ожидала более ёмкую описательную часть того периода времени к рассказу о том, как женщины спасают свои семьи снова и снова. История сильных женщин не нова, история конфликта "отцов и детей" тоже. Героиня какая-то нереальная, начиная с того, что её история начинается с 25 лет, а до этой даты о ней всего несколько строк - читала романы пачками, мечтала о большой любви, нелюбима родителями за то, что некрасива по мнению окружающих, старая дева. И с чего вдруг бунт, где размышления, чувства, планы, где друзья и знакомые, где вся детская жизнь и молодость. С чего вдруг именно такой бунт - кувыркание в грузовичке с совершенно незнакомым парнем да ещё и ниже себя социально, да ещё и с эмигрантом-итальянцем. И это в 30-е годы. Неужели "Век невинности" настолько мог повлиять на романтическую душу девушки 30-х годов? А дальше читалось уже без интереса. Всё показалось надуманным с атрибутами типичной американской тематики: отвергнутая дочь, девушка-белоручка-книжный червь, с порога учится готовить-стирать-доить-работать в полях, притом всегда это ручной труд, хорошее здоровье в нужде после детских болезней, всегда есть хоть немного денег, какая-то еда и что-то на продажу, неурожаи, болезни легких, подростковый бунт, профсоюзы, коммунисты и прочее. И, конечно, удачное стечение обстоятельств и доброта отдельных людей. Добивали фразы типа "Не могут же они выселить нас за то, что мы осуществляем свои права граждан Америки". И чем ближе к финалу истории мне казалось, что кроме слёзовыжимания и слащавости, в этом романе ничего уже нет.
Продолжение эпопеи немного затянуто, но всё равно интересно.
9. Делеон Джана "Жертва трясины" -переношу в следующий список, растягиваю удовольствие
Триллер в духе автора с динамичным сюжетом и ужасными подробностями.
Приступала к этой книге несколько раз и никак не получалось продвинуться дальше нескольких глав. Странным было перемещение героя во времени, так сказать. Но, поскольку мне этот автор интересен, да и появилась аудиоверсия, роман прослушался-прочитался.
И закончив чтение, я пришла к выводу, что оказывается именно начало книги было интересным и интригующим. Ближе к концу сюжет поскакал бешеным темпом, и что откуда взялось спустя столько лет. Как уже привычно у автора, мерзость человеческая описывается смачно, вызывая жуткие картины, не оставляет места для воображения. Куда уж тут представить такое. Герой вызвал сочувствие, всё-таки такая настойчивость на грани одержимости в поиске дочери не часто встречается, не мудрено, что память отказала. И тем не менее, его упорство принесло результаты. Финальные сцены в Польше убили наповал, это кошмар полнейший. Его бывший напарник показался более реалистичным, но менее симпатичным, поскольку не до конца честен с героем, хотя и понятно почему.
Мир полон маньяков и извращенцев.
От меня пять (5), но перечитывать и даже слушать не буду.
...
Амарант:
Список № 15. Полностью посвящён 18 веку, автор один - историк Н. Павленко -
отчёт
1. Екатерина I - 4
Н-да, история знакомства с царем героини книги омерзительна. Мужики как всегда, ешкин кот. Сил моих нет уже. А Екатерина как телок какой-то – под кого положили, к тому спокойно пошла. Понимаю, что царю отказать моветон, но можно же поломаться как-то… Характер проявить, вспомнить о достоинстве. Иначе как можно царя привлечь надолго? Может, она и проявила, да следов этого не сохранилось?
Что ж, сглаживать углы в обращении с царем умела, но уже сейчас охота начать читать о Екатерине 2, а с первой всё ясно.
Кто-нибудь объяснит мне, почему в качестве подарка так котировались…лимоны? Ибо я, увы, не историк.
Да уж, «высокие» отношения были у царя с царицей, ничего не скажешь. Вот честно, читать о фаворитах Екатерины 2 интереснее, думаю, будет и не так противно.
Вообще вся книга в большей степени посвящена Меньшикову, экономике, политике, торговле (о, об этом трудненько было читать), героиня книги и не героиня вовсе, что вытекает из её заурядности. Глава о борьбе за трон и почести читалась очень быстро, Остерман по-прежнему вызывает интерес, хотя подается автором буквально как исчадие ада, аж хуже Алексашки.
Письма Петра к жене и её к мужу все читать не стала, только первые три листа, ибо про их отношения я уже писала, а вникать в нечитаемый сегодня язык не стала.
2. Пётр II - 4
Книгу можно спокойно читать с главы «Коронация», ибо всё до неё – пересказ событий предыдущих книг. Даже слог не меняется, поэтому многое пролистала. Правда, забавно было читать, как несносный Меншиков всем надоел, включая юного царя, и долго не понимал, что яму сам себе рыл всё это время.
Эм, позвольте, а откуда автор взял, что юный царь согрешил с своей тёткой? Это какие птички ему подобное напели?
Далее следует описание того, как природа отдохнула на отпрысках Петра Великого. На этом безрыбье и Меншиков рыба, ибо понимал, что ребенку на троне нужно, чтоб хоть имя великого деда не осрамить. Но его свалили… Приложения, документы читать опять-таки не стала. А после чтения согласна с историком Анисимовым: «Трудно сказать, что ждало Россию, если бы Петр II поправился и правил бы страной много лет. Зная некоторые факты из жизни юного императора, неприглядные черты его характера, вряд ли можно питать иллюзии относительно благополучного будущего России при Петре II.»
3. Анна Иоанновна. Немцы при дворе - 4
Эта книга давалась тяжелее, чем остальные, хотя ожидала я, что чем ближе к современности, тем легче. Как бы не так. Наверное, потому что личность (с маленькой буквы!) императрицы блеклая, обычная. Тот же Остерман меня интригует своей неоднозначностью. А Анна Иоанновна… любила такую мерзость, как охоту и упивалась травлей животных. Напоминает самодура Дубровского у Пушкина. «Императрица у нас дура» (с) – полностью согласна с данной цитатой.
Вообще было очень горько читать книгу, как и предыдущие. Вот что бы я сделала, получи я трон? Однозначно, не была бы в восторге, так как понимаю, что такое тяжесть венца. Но я бы постаралась сделать всё, чтобы международным языком стал… ой, не английский… Да, понимаю, свои прихоти удовлетворить хочется, но это должно стоять на десятом месте, человеку, даже царской особе, надо мало на самом-то деле.
4. Граф Остерман - 3
Последний труд историка Николая Павленко. Герой книги заинтересовал меня ещё тогда, когда читала "Птенцов гнезда Петровых", но там он лишь упоминался. Потом же в книгах, посвященных Екатерине I, Петру II, Анне Иоанновне, его роль в политике России была больше расписана. Я знала, что Павленко повторяется, но здесь... очень разочарована. Да в курсе я, что Остерман тот самый чёрт, что водится в тихом омуте, что в мздоимстве он замечен не был, что верен оставался супруге, но при этом не чурался коварства, вкрадчивости при переговорах и владел многими языками. Не было здесь подробностей или новенького. Всё это я читала в предыдущих книгах, зачем было эту писать - не понимаю. Да и стиль автора поменялся - как учебник истории не лучшего образца
5. Елизавета Петровна - 4
Скатился автор-историк, который так мне нравился. Уже в книге, посвящённой графу Остерману, это было заметно.
Книга состоит из 10 глав. До 7 главы всё было читабельно, новое царствование, новые лица. Но и здесь автор подпортил малину - начал сто раз повторять биографию, например, фаворитов императрицы. 7 глава про Шуваловых интересна лишь наполовину, и то только об одном брате, меценате Иване Шувалове. В последующих главах сухое изложение войн, тактики, стратегии и - главное!- спойлеров на следующие книги и царствования! Вот зачем так много писать о Екатерине Второй и её муже, у книги другая героиня, да, о ней мало что можно сказать как о государыне, но забивать объём книги второстепенным содержанием-то зачем? В силу этого я скачала книги другого историка - Е. Анисимова о Анне Иоанновне и о Елизавете - сравню.
6. Пётр III - 4
Вся книга - это полемика автора с Мыльниковым, описавшим императора почти со всех сторон положительно. Павленко же выдвигает аргументы не в пользу Пётра III. И у читателя не вызывает восторга герой книги: все его начинания как государственного деятеля рассыпались в прах. Если раньше для меня Пётр III был неоднозначной личностью, то теперь он в моих глазах предатель своего же трона. Да, он был убит не без ведома Екатерины, но уж лучше она, чем горячий поклонник Фридриха. Вот честно, читала письма к королю и закрадывалась мысль - а точно как короля обожал Пётр III Фридриха?
Хотя... Если углубляться в историю, то Пётр был несчастным с детства. Так что судьба его закономерна, увы.
7. Екатерина II Великая - 4-
Не знаю даже, что и сказать. Очень хотела прочесть о Екатерине, ибо знаю её роль в нашей истории. В итоге о птенцах гнезда Петрова читать было увлекательно, я книгу из рук не выпускала, а эту читала с 23 августа до сегодняшнего дня. В чём же причина? Ведь книга, как всегда, написана добротно, огромное количество фактического материала, объективность присутствует. Наверное, дело в последнем. Не хватало эмоций, пристрастности автора. Вот не выносил он Петра III, так это чувствовалось, и книга быстро читалась. А о Екатерине книга рассказывает сухо - много фактов, цифр, похоже на не самый хороший учебник истории. Главу о пугачёвском восстании не смогла дочитать - скукота. Вот о фаворитах получше, но и там огромные цитаты Екатерины, где она слово "милый" повторяет сто раз, перечисление наград для любимчиков, я пропускала это. Поэтому рада освободиться от груза - чтения этой книги.
Вне списка:
Евгений Анисимов "Анна Иоанновна. От герцогини к императрице" - 4
Книга гораздо более обстоятельна, нежели труд Н. Павленко. Я узнала всю подноготную царствования Анны: экономику, политику, частную жизнь всех сословий, психологию императрицы. Автор умеет в иронию и сарказм, особенно мне нравится его манера строить текст, называю этот приём "За мной, читатель!" Мы вместе с историком оказываемся и на балах, и у трона Анны, в Тайной канцелярии, заглядываем в черепную коробку и душу окружавших Анну людей. Что ещё нравится, в отличие от книг Павленко: беспристрастность. Если Павленко пишет о любимом Петре, то соловьем заливается, о других пишет так, что прямо чувствуется - ну вот надо написать.
Поразило развенчание мифа о треклятом Бироне - дураком он не был, у Павленко же он - враг русского народа.
Четверка за скучную главу об отношениях с Польшей - ну вот это нудно.
Е. Анисимов "Елизавета Петровна. Афродита у власти" - 4
Будто побывала в 18 столетии - настолько многогранно и обстоятельно, скрупулёзно написана книга! Если Павленко суховато писал о Елизавете, его вариант биографии государыни как краткое содержание, а Анисимов - полный вариант. Обо всём рассказано с долей иронии: героях (Ивана Шувалова я тоже сделала бы фаворитом, ну настолько он хорош!) и антигероях елизаветинского правления, о кошмарах крепостного права, Тайной канцелярии, праздниках, маскарадах, даже история искусств есть. Нравится и то, что историк не смотрит на мир и людей в чёрно-белых оттенках, а старается раскрыть всё со всех сторон, будь то общественное явление или человеческое сердце.
...