MacKayla:
08.11.11 20:18
belgorodka писал(а):Ответьте, чем отличаются кельтские от ирландских?
Мифы об ирландских танцах
а волне увлечения "кельтикой" возникло множество мифов
о кельтской культуре вообще и о танцах в частности. Попробуем развеять
хотя бы некоторые из них.
Миф первый. Кельтские танцы - это есть ирландские
Можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских
орнаментах. А вот о кельтских танцах лучше не стоит. Обычно за этим
понятием скрывается что угодно, от "эльфийских" танцев
непонятной национальности до американского степа, стилизованного
под ирландский.
Есть множество интересных национальных танцевальных традиций -
бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они
- кельтские танцы. Но очень и очень разные. Так что если кто-то
пообещал вас научить кельтскому танцу, то вы знаете, чего требовать
- в программе должно быть все, перечисленное выше. Только имейте
в виду, что в каждой национальной танцевальной традиции есть множество
тонкостей и разновидностей. Мало того, что есть разные "традиционные"
(с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы,
так есть еще и разделение на "индивидуальные" и "массовые".
Ирландские танцы - это танцы в мягкой обуви
(сольные и групповые) и в жесткой (сольные). Танцы в жесткой обуви
часто именуют "ирландским степом" (степом в ирландских
танцах - и мягких, и жестких - называется последовательность движений,
отчасти поэтому возникла путаница при переводе английского "irish
stepdance").
Более подробно об ирландских танцах - в разделе
Учебник.
Нашла еще статью - отличие Ирландских танцев от Шотландских. Выложить?
...
MacKayla:
08.11.11 20:44
» Чем отличаются шотландские и ирландские танцы?
Scottish vs. Irish
Чем отличаются шотландские и ирландские танцы?
Нас часто спрашивают, отличаются ли шотландские танцы от ирландских. Прежде всего, скажу: да, отличаются.
Танцы Шотландии и Ирландии принадлежат к культуре одного региона, они произошли из одного общего корня, поэтому у них, безусловно, много общего. Можно провести параллель со славянским регионом: русский, украинский и белорусский языки во многом похожи, но все же, сильно отличаются друг от друга.
Позиции ног танцоров:
В шотландских танцах движения строятся по третьей позиции, в ирландских – по пятой.
Колени шотландских танцоров всегда развернуты и “смотрят” в разные стороны, образуя характерный ромб. Ирландцы держат колени вместе.
В шотландских танцах никогда не используется “захлест”, движение, соединяющее пятку и ягодицы. Этот характерный элемент входит во многие шаги и прыжки в ирландских танцах, например, променад, leap over, jump over и др.
Руки:
Шотландцы никогда не держат руки плотно прижатыми к телу. Для ирландцев же это одно из основных положений рук в танце.
В сольных шотландских танцах есть характерные позиции рук, изображающие рога горного оленя. Это уникальная черта именно шотландских национальных танцев.
В сетовых танцах, подавая руки партнеру, шотландцы не поднимают их выше плеча наименее высокого партнера. В ирландских танцах руки соединяют так, чтобы плечи были параллельны полу.
Костюм:
Шотландские танцы мужчины танцуют в килтах, сшитых из клетчатой ткани – тартана. Ирландские танцы мужчины танцуют в брюках. До 1996 года на соревнованиях ирландцы надевали килты, но только из однотонной ткани. Клетчатый килт – традиционный костюм шотландских мужчин.
Женщины танцуют шотландские танцы в Aboyne Dress, в вечерних платьях на балах и в килтах, если исполняют мужские сольные танцы. Ирландские танцы танцуют совсем в других костюмах (см. иллюстрации).
Шотландцы не танцуют в кудрявых париках.
Отличается и обувь для шотландских и ирландских танцев.
Степ:
Шотландцы танцуют степ, но он совсем не похож на ирландский. Шотландский степ лишен высоких прыжков и атлетики, такую манеру исполнения называют “Close to the Floor”. Шотландский степ исполняют в обычной обуви на кожаной подошве, туфли с металлическими набойками используют, в основном, для показательных выступлений. При этом передняя набойка степовок плоская, в отличие от ирландских степовок с большой передней набойкой.
Шотландский степ похож (и очевидно, имеет общие корни) на так называемый старый стиль ирландского степа “sean nos”.
Соревнования:
В шотландских танцах проводятся соревнования только по одному виду: сольным танцам Highland. В ирландских танцах проходят соревнования по мягким и жестким сольным танцам, а также по сетовым танцам Кейли.
Кейли:
Под этим словом шотландцы и ирландцы подразумевают совершенно разные танцевальные стили!
Для шотландцев это – Ceilidh – очень простые танцы, которые не требуют практически никакой подготовки и физической нагрузки. К шотландским кейли относятся также шотландские польки и вальсы.
Для ирландцев кейли – Ceili – это сетовые танцы, состоящие из фигур, требующие знания определенных шагов и недюжинной физической подготовки.
Шотландские сетовые танцы, состоящие из фигур, исполняемых линиями мужчин и женщин, называются Scottish Country Dancing или шотландские кантри танцы. Движения и шаги отличаются от ирландских кейли.
Музыка:
Музыка, под которую исполняют шотландские и ирландские танцы во многом похожа. Ритмы рила и джиги есть и в шотландской, и в ирландской традиции.
Однако же есть и различия. Ирландский рил быстрее шотландского.
В шотландской культуре есть такое уникальное явление, как страспей (strathspey). Страспей – самобытная форма, по праву считающаяся изобретением шотландской инструментальной музыки.
Где танцуют:
Шотландские танцы, по которым не проводятся соревнования, предназначены, в основном, для общения. Их танцуют на разного рода вечерах, начиная от неформальных кейли-вечеринок и заканчивая балами. Шотландские балы, на которых танцуют Scottish Country Dances, – уникальная традиция, дошедшая до нас из XVIII века, и живая по сей день. В Шотландии регулярно устраивают подобного рода торжественные вечера с танцами.
В Ирландии аналогии шотландским балам не существует. Ирландцы танцуют на соревнованиях, а также на вечеринках.
Живая традиция:
В последнее десятилетие в России сложилось представление о том, что ирландские танцы “сложнее” шотландских. На самом деле, и в шотландской, и в ирландской традиции есть и простые, и сложные танцы. В конце XIX века начали проводиться соревнования по сольным шотландским танцам. Это привело к постоянному совершенствованию танцорами техники исполнения, физической формы, усложнению элементов танца. В XX веке традиционные танцы восприняли влияние классического балета, появились стандарты техники исполнения, судейские ассоциации и сертифицированные преподаватели. Но традиция многогранна, она включает в себя разные танцы, предназначенные для разных случаев. Есть простые танцы для вечеринок, основная цель которых – повеселиться, и сложные танцы, требующие долгого обучения и хорошей физической формы для правильного красивого, исполнения.
источник
История танцев
Традиционные шотландские танцы: история и современность
У тысяч людей во всем мире Шотландия ассоциируется не только с клетчатым килтом, волынкой и виски, но и с традиционными шотландскими танцами.
Существует несколько видов шотландских танцев
«Кейли» (Ceilidh) – простые танцы, в основном парные (польки, вальсы и т.п.), требующие от танцора минимальной подготовки и максимума эмоциональной отдачи. Для шотландцев таким максимумом является, как правило, вежливая, открытая улыбка. Танцы кейли существуют для того, чтобы весело провести время.
Шотландские бальные танцы или шотландские кантри-танцы (Scottish Country Dancing), – танцы для тех, кто хочет провести время не только весело, но и интересно. Танцуют их, чаще всего, двумя линиями: кавалеры в одной, а дамы в другой – лицом к кавалерам. Стоящие друг напротив друга леди и джентльмен образуют пару. Для разных танцев (их существует около 11000) достаточно, в большинстве случаев, от двух до четырех пар, хотя иногда, чтобы исполнить танец, может понадобиться целых шестнадцать! Суть шотландских бальных танцев состоит в том, что с началом музыки одна или несколько пар начинают перемещаться по заранее заданным траекториям, заплетая, подчас, самые причудливые узоры. Мягкие, летящие движения ног в сочетании с подчеркнутой геометричностью фигур танца создают ощущение легкости и изящества. Как на настоящем балу… Собственно, шотландские бальные танцы танцуют именно на балах, главный из которых – ежегодный ноябрьский бал в честь дня св. Андрея, небесного покровителя Шотландии и Российского военно-морского флота.
Хайланд (Highland) – вид сольных шотландских танцев, изначально чисто мужской. Это, пожалуй, самый зрелищный стиль шотландских танцев! В отличие от шотландских парных танцев с их относительно простыми, мягкими шагами и акцентом на фигуры, хайланд делает ставку на зрелищность, атлетичность, четкость и выверенность движений ног – и рук, изображающих рога горного оленя. Отличительной особенностью этого стиля является и то, что по хайланду проводятся соревнования. Поэтому сегодня хайланд – это танцы, требующие высокого технического уровня для правильного исполнения движений. Хайланд – это ядро национальной танцевальной традиции шотландцев. Его обязательно танцуют на национальных фестивалях – Highland Games под аккомпанемент шотландской волынки.
«Ледис степ» (Ladies’ Step) – изначально чисто женский вид сольного танца, соединяющий в себе четкость и мягкость движений, плавность линий и ощущение полета. Этот вид шотландских танцев отличается особенным изяществом и грацией.
Сейчас в мире зарегистрировано около 25000 человек, регулярно танцующих «по-шотландски». Если прибавить к этому числу тех, кто занимается шотландскими танцами неофициально (то есть, не являются членами Королевского Общества Шотландских Бальных Танцев – Royal Scottish Country Dance Society – или ассоциаций танцоров хайланда), то цифра станет еще больше.
Когда появились шотландские танцы?
Шотландские легенды уводят историю шотландских танцев в глубины Средневековья, начиная ее примерно с XI века. Это легенды о воинственных, свободолюбивых шотландцах, способных именно в танце наиболее точно выразить силу собственных переживаний. Наиболее яркий пример тому – «история» создания Танца на Мечах (Sword Dance), повествующая, как король Малькольм (один из главных врагов прославленного Шекспиром Макбета, XI век), скрестив на земле два залитых кровью меча: один собственный, а другой – убитого врага, – станцевал на них танец в честь собственной победы. Еще одна версия этой легенды гласит, что для танца Малькольм взял не два меча, а меч и отрубленную голову противника.
В письменных источниках XV – XVI вв зафиксированы сведения о танце на мечах, исполненном в 1285 году в честь свадьбы шотландского короля Александра III, а также указания на названия Флинг (Fling) и рил (Reel). Мы не знаем, как выглядели эти танцы в то время, а четкого их описания нет в исторических источниках. Однако в сольных танцах сохранились отголоски этой древней традиции, и сегодня мы танцуем на соревнованиях по хайланду и Sword Dance, исполняемый на скрещенных мечах, и Fling, и Highland Reel.
В XVIII веке из Англии в Шотландию проникли контрдансы. Сначала шотландцы просто танцевали английские танцы под шотландскую музыку. Потом стали сочинять собственные контрдансы: в 1740 году описания 48-ми придуманных шотландцами танцев были опубликованы Дэвидом Йангом. Постепенно шотландские бальные танцы стали все больше отличаться от своего английского первоисточника: появлялись новые шаги, новые фигуры, новые танцевальные ритмы. Помимо существующих и в других уголках Европы джигов (6/8 и 9/8), рилов (2/4 или 4/4) и хорнпайпов (2/4 или 4/4), для танцев стал использоваться и эксклюзивно шотландский размер «страспей» (Strathspey, 2/4 или 4/4), получивший свое название в честь долины реки Спей. Этот размер сочетает относительно медленный темп и яркий драматизм ритмического рисунка. Музыка страспеев, пожалуй, наиболее полно выражает то достоинство и самоуважение, которое вкладывают шотландцы в свой танец.
Шотландские танцы никогда не стояли на месте. В XIX веке их органичной частью стали царившие на европейских балах вальсы и польки. В середине XIX века шотландцы освоили французскую кадриль – танец для четырех пар, становящихся друг напротив друга и составляющих вместе квадрат, – отсюда и само название «quadrille». Результаты экспериментов с кадрилью были самыми разнообразными: от медленной, плавной Victoria’s Visit Quadrilles до энергичного, веселого Eightsome Reel.
Умение шотландцев по достоинству ценить танец, даже самый простой и незатейливый, позволило шотландским бальным танцам уцелеть во второй половине XIX века, когда их английские предки и их ирландские сверстники постепенно ушли в небытие. Традицию, которую англичанам и ирландцам пришлось воскрешать, шотландцы сумели сохранить, передавая ее из поколения в поколение.
В XX веке шотландские танцы – сольные и фигурные – подверглись колоссальным изменениям, связанным с влиянием классического балета. Характерной чертой этих изменений стал переход от жестких ботинок к специальной мягкой танцевальной обуви («гилли» в хайланде и балетки в Scottish Country Dances). Этот переход, начавшийся в хайланде в 90-х годах XIX века, был вызван тем, что существование этого вида сольного танца (уже тогда переставшего быть исключительной прерогативой мужчин) сильно зависело от регулярно проводившихся соревнований по хайланду. Волей-неволей танцоры, жаждавшие стать первыми, должны были стремиться ко все большей и большей зрелищности своих выступлений. Чтобы произвести благоприятное впечатление на судей, им так или иначе стоило сообразовываться с традициями классического балета, ставшего к тому моменту высшим по своей сложности и наиболее уважаемым проявлением танцевального искусства. Техника, терминология и многие элементы классического балета стали проникать в шотландские танцы. Соответственно, мягкая обувь, принятая в балете, стала постепенно вытеснять жесткие ботинки.
Шотландские танцы сегодня
Несмотря на подверженность влияниям извне, гибкость и изменчивость, традиционные шотландские кантри-танцы в первой половине XX столетия стали стремительно терять популярность. В стремлении сохранить их две дамы: Миссис Исобель Стюарт из Фаснаклойха и Мисс Джин Миллиган – основали в 1923 году Общество Шотландских Бальных Танцев (Scottish Country Dance Society), с 1951 года получившее статус Королевского (RSCDS). Самой насущной целью этого общества стало описание различных танцев в том виде, в котором они известны в Шотландии, и публикация этих описаний с сопровождающими каждый танец нотами мелодии, под которую он исполняется. Члены общества собирали различную информацию о шотландских танцах, в том числе рукописи с описаниями танцев, разного рода иллюстрации – и – самое главное – свидетельства живых танцоров, первыми из которых стали сами Исобель Стюарт и Джин Миллиган. Помимо этого, Общество взяло на себя задачу преподавания шотландских танцев и разработку правил их «канонического» исполнения.
Сегодня Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев – это разветвленная организация с центральным офисом в Эдинбурге и отделениями по всему миру (от Швеции до Австралии и от Канады до Японии). Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев поддерживает единство шотландской танцевальной традиции и стремится к тому, чтобы люди с разных концов Планеты имели возможность собраться вместе – и станцевать, – не путаясь в шагах, фигурах, терминах. Оборотной стороной процесса унификации и стандартизации шотландских бальных танцев является утрата некоторых локальных танцевальных особенностей, неизбежное сокращение вариативности в исполнении танцев, догматизация разного рода правил, в пределе, – прекращение развития шотландских бальных танцев как живого, динамичного танцевального жанра.
Опасность такого поворота событий, видимо, достаточно ощутима в самой Шотландии, где молодежь не очень охотно изучает собственные бальные танцы, ставшие уделом старшего поколения шотландцев. Однако за пределами Шотландии молодые люди достаточно активно участвуют в продвижении и развитии шотландских бальных танцев. Особенно это заметно в странах Восточной Европы, где шотландские танцевальные традиции воспринимаются не как навязанная предками догма, а как глоток свежего воздуха в потоке «генетически модифицированных» продуктов массовой культуры.
Особым образом развивалась в XX столетии судьба хайланда. В истории этого вида танцев не было, как кажется, момента, когда он находился бы на грани забвения. Соревнования по хайланду регулярно проводились как в XIX, так и в XX веке. Одно поколение танцоров сменяло другое, и молодые люди с удовольствием принимались (и принимаются) за покорение все новых и новых вершин.
В конце 40-х годов XX века была создана Шотландская Официальная Ассоциация Хайланда (Scottish Official Highland Dancing Association – SOHDA), изначальной целью которой была унификация правил судейства и техник исполнения хайланда. Однако амбиции танцоров и преподавателей не позволили, видимо, всем им перейти в подчинение какой-то одной ассоциации. В 1951 году был создан Шотландский Официальный Совет по Хайланду (Scottish Official Board of Highland Dancing – SOBHD). На сегодняшний день это два крупнейших объединения танцующих «горцев». В каждом из них зарегистрированы сотни танцоров по всему миру, а также судьи и преподаватели. Все эти люди с огромным этузиазмом поддерживают и развивают хайланд как направление спортивных танцев. Этот танцевальный спорт с национальным колоритом объединяет молодых танцоров из разных уголков мира. Каждый сезон они стремятся к достижению новых побед и к участию в соренованиях, которые помимо всего прочего еще и повод отлично провести время в компании друзей и единомышленников.
Одним из современных направлений хайланда является "хайланд-хореография" – постановочные номера с использованием нетрадиционный музыки и костюмов, но основанные на движениях классических сольных шотландских танцев. В этом направлении также проводятся соревнования, что стимулирует танцоров и преподавателей придумывать с каждым годом все более и более эффектые и интересные композиции.
Как и несколько столетий назад, шотландские танцы продолжают стимулировать творческую активность людей во всем мире, даря им радость и ощущение настоящего праздника. Совсем не удивительно, поэтому, что находятся энтузиасты, стремящиеся поддерживать живую традицию шотландского танца, развивать ее и сохранять историческое наследие шотландцев во всем его богатстве и многообразии.
...