Любите ли вы театр...(с)

Ответить  На главную » Искусство » Театр

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>25 Июн 2025 19:39

Из темы «Всем любителям оперы»

БАВАРСКАЯ государственная ОПЕРА (Мюнхен): «ТОСКА»

Запись 24.07.2024 г. (премьера 20.05.2024 г.)
Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по пьесе Викторьена Сарду. Режиссёр Корнель Мундруцо; в ролях: Элеонора Буратто (Тоска), Йонас Кауфман (Каварадосси), Людовик Тезье (Скарпиа), Роман Чабаранок (Анджелотти), Мартин Снелл (ризничий), Тансель Акзейбек (Сполетта) и другие.



Когда-то сюжет «Тоски» переносили во Францию Второй мировой войны, и вымышленная история «ложилась» на эпоху. У Корнеля Мундруцо мысль сработала оригинальнее, неожиданней, но не скажу, что очень удачно.
В опере воссозданы итальянские «годы свинца», а точнее 1975, а ещё точнее – время съёмок фильма «Сало́, или 120 дней Содома» Пазолини. На хлопушке видно название «Don Giovanni», но по сценам очевидно, какое снимается кино, а Каварадосси – сам Пьер Паоло Пазолини. Его образ узнаваем, а для его подтверждения проецируются кадры из «Мамы Ромы», «Теоремы» и «Медеи» (не поняла, почему взяли именно эти фильмы, я бы выбрала другие с другими лицами). Анджелотти становится сбежавшим из тюрьмы членом «Красных бригад», а Скарпиа – «цепной пёс» христианских демократов, партии власти. Неоднозначное решение, т.к. Пазолини называл христианских демократов фашистами и терпеть их не мог (что было взаимно), но и, каким бы левым он ни был, радикалам из «Красных бригад» ни капли не сочувствовал.
Певица Тоска предстаёт в образе Марии Каллас – огромные солнечные очки, повязанный на голове шарф. Тоже важный притянутый за уши момент. Каллас была влюблена в Пазолини и даже поверила в роман, но он был для Марии, как она сама позже скажет (не дословно), «чутким и заботливым братом». Но, видимо, режиссёру нужен узнаваемый образ, а такая аналогия, пусть и неправдоподобная, напрашивается сама. Тут уже у меня заработала режиссёрская мысль: если персонаж «Тоска» сделать мужчиной, то всё сойдётся на 100%; или не сойдётся, т.к. я забыла про домогательства Скарпии.
Связь Каварадосси – Пазолини я практически сразу отбросила и смотрела оперу (да, я оперу смотрю) как конфликт художника и власти и конфликт идеологий (Александр Курмачёв написал про идею борьбы, прости Господи, «гетеросексуального фашизма с гомосексуальным коммунизмом», но, по-моему, в постановке такого нет; на гомосексуальность нет и намёка, зритель просто сам знает или не знает о личной жизни прототипа главного героя). В роли Каварадосси я хотела увидеть Шарля Кастроново (в трейлере), Кауфман не понравился. Элеонора Буратто показалась очень неровной в исполнении. Актёрски оба плохо. Лучше всего со своей ролью справился Людовик Тезье.
Кровищи в спектакле много. Т.к. Анджелотти сбежал переодетым в женщину, то на съёмочной площадке похватали всех подряд, поди там разбери кто есть кто, и под «Te Deum laudamus» карабинеры начинают орудовать дубинками. Застенок появляется прямо под гостиной Скарпиа и, пока он обхаживает Тоску (нет, надо было её парнем делать, иначе не срабатывает, иначе это не Пазолини; и я знаю кем, назову его N.D.: с которым Пазолини собирался переезжать из Италии, который опознавал его тело и был на грани выхода в окно – насколько схоже с сюжетом оперы, а?), перед зрителями разворачивается сцена пыток Каварадосси. Т.к. от фотографий тела Пазолини у меня до сих пор дёргается глаз, то это впечатлило. А в том, как показывают изнасилованных женщин, я вижу только пошлость и вульгарность. Самоубийство Тоски – финальный кровавый всплеск.
Зрелищно, неоднозначно, неровно, любопытно. Ещё подумала: если бы я посмотрела оперу год назад, когда я про Пазолини знала только, что был такой режиссёр, которого убили, что бы я поняла?
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>28 Июн 2025 16:02

Из темы «Всем любителям оперы»

«ГЕЛИКОН-ОПЕРА» (Москва): «ТОСКА»

Запись 12.12.2021 г. (премьера 10.02.2021 г.)
Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по пьесе Викторьена Сарду. Режиссёр Дмитрий Бертман; в ролях: Елена Михайленко (Флория Тоска), Иван Гынгазов (Марио Каварадосси), Алексей Исаев (барон Скарпиа), Григорий Соловьёв (Чезаре Анджелотти) и другие.


Дмитрий Бертман славится нестандартным подходом к классике, вот и постановкой самой не тоскливой оперы «Тоска» он смог удивить (хотя до Баварской оперы ему далеко). Как написал Александр Матусевич:
Цитата:
«Надо отдать должное постановщику: в рамках этой экстравагантной концепции ему всё это многословие удается уложить в единый пазл. Получилась история о малосимпатичных людях, где, перефразируя гоголевского Собакевича, один только полицмейстер — порядочный человек, да и тот, если сказать правду, свинья.»

На первый план выходит любовный треугольник Скарпиа – Тоска – Каварадосси. В интерпретации Бертмана художник Каварадосси становится альфонсом и бабником, певица Тоска – ревнивой немолодой женщиной, шеф полиции Скарпиа – болезненно одержимым своей бывшей женой. Режиссёр сделал певицу бывшей женой барона, которую он любит и который превратил свою квартиру в её музей или святилище – и огромный совместный портрет, и свадебное платье, и уже сухие цветы…
Обаятельный хлыщ Иван Гынгазов (моя оперная любовь; так я узнала, что Каварадосси тенор Laughing ), вздорная тётя Елена Михайленко, элегантный немножечко фанатик Алексей Исаев разыгрывают буржуазную драму, а Григорий Соловьёв в платье просто мимо проходил. Самое интересное происходит после убийства Скарпии. Потому что от содеянного Тоска сходит с ума и дальнейшее – плод её помутнённого сознания. Начинается театр в театре, где перемешивается жизнь и сцена, ножи и (псевдо)расстрел Каварадосси. Но судьбу художника можно понять по-разному: или он, быстро делающий зарисовки происшедшей трагедии, Тоске мерещится, или он действительно освободился, или это вообще всё инсценировка.
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>28 Июн 2025 18:24

«ЗОЛОТАЯ МАСКА» – 2025

26 июня 2025 г. в Казани в новом здании Татарского государственного театра имени Галиасгара Камала состоялась церемония вручения национальной театральной премии «Золотая Маска».

Оперетта – Мюзикл
Спектакль: «Айсвилль» Театр на Садовой Санкт-Петербург
Режиссёр: Джемма Аветисян – «Восемь женщин», Красноярский музыкальный театр
Лучшая роль: Анастасия Балака – «Есенин», Ростовский музыкальный театр
Лучшая роль второго плана: Евдокия Малевская – «Айсвилль», Театр на Садовой, Санкт-Петербург

Опера
Режиссёр: Евгений Писарев – «Не только любовь», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Женская роль: Любовь Буторина – «В ночь лунного затмения», Башкирский театр оперы и балета
Мужская роль: Василий Ефимов – «В ночь лунного затмения», Башкирский театр оперы и балета

Балет
Спектакль: «Сияющий камень» театра Саха Опера Балет
Женская роль: Мария Кузьмина – «Сияющий камень» театра Саха Опера Балет
Мужская роль: Сергей Бикбулатов – «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» Башкирский театра оперы и балета
Постановщик: Вячеслав Самодуров – «598 тактов», Театр балета им. Леонида Якобсона

Театр Кукол
Спектакль: «Журавль и цапля» Санкт-Петербургский Большой театра кукол
Режиссёр: Лариса Балеевских и Анатолий Архипов – «Черная речка. Кукольная дуэль», театр «Петрушкина Слобода»
Лучшая роль: Владислав Костин – «Черная речка. Кукольная дуэль», театр «Петрушкина Слобода»

Драма
Спектакль: «Черные доски» Владимирский драматический театр
Спектакль. Малая форма: «Любой ценой» Свердловский театр драмы
Режиссёр: Владимир Кузнецов – «Черные доски» Владимирский драматический театр
Женская роль: Ольга Телякова – «Петербургские повести» Челябинский драматический Молодёжный театр
Мужская роль: Юрий Малашин – «Папа» Русский драматический театр Удмуртии
Женская роль второго плана: Наталья Егорова – «Соборяне» Русское Концертное Агентство
Мужская роль второго плана: Марк Бурлай – «Соборяне» Русское Концертное Агентство
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>29 Июн 2025 0:35

Отзывы копированы.

МАРИЯ КАЛЛАС «ДНЕВНИКИ. ПИСЬМА»
С творчеством и биографией Марии Каллас я знакома только в общих чертах, не являюсь её поклонницей, но почитать бумаги талантливого человека всегда интересно. Но книга явно попала ко мне не в то время, не в том месте и не в нужное настроение. Много раз я думала: а зачем я вообще её купила?
Через письма и скромные воспоминания характер Каллас не раскрылся в полной мере. Поэтому от авторов предисловия хотелось более подробных вступительной статьи и комментариев, но Сергей Николаевич и Том Вольф слишком фанаты, чтобы быть объективными. Без особого энтузиазма я поискала информацию и пришла к естественному выводу, что Мария Каллас обладала очень непростым характером и что газеты не всегда врали.
Поначалу я умилялась, как молодая Мария писала мужу: «Подумай обо мне, хорошо поешь, а потом снова подумай.» После удивлялась, как резко Менигини в письмах превратился из «любимого» в «негодяя». А потом мне стало грустно. И два раза вляпаться с Висконти и Пазолини, и предательство Онассиса, и непонятное с Ди Стефано. Вот действительно: талантливая, неплохая женщина, но несчастная. Несомненно, проблемы с голосом подкосили Марию, а ещё мне показалось, что она попросту выгорела. Каллас могла бы продолжить давать мастер-классы, но, видимо, её это не увлекло.
В конце Каллас правильно написала, что её автобиография – это её роли на сцене. Пойду послушаю «Норму».
Оценка – 4.

ДЖУЗЕППЕ ДИ СТЕФАНО «ИСКУССТВО ПЕНИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОЛОДОГО ТЕНОРА»
У меня создалось впечатление, что Джузеппе Ди Стефано зрители любили не только за голос, но и за характер и темперамент. Открытый, щедрый, энергичный, жизнерадостный, Пиппо позволял себе опоздания и загулы (из-за которых, а не только из-за аллергии на синтетику, у него стал ухудшаться голос), но ему многое прощали. Даже суровый Рудольф Бинг. А ещё Ди Стефано сделал себя сам. Родившийся на Сицилии, в простой семье, выросший в Милане, Джузеппе стал звездой без особых связей, у него были талант, работоспособность и удача.
Меня приятно удивило, что Ди Стефано на первое место в опере ставит слово: «По-моему, в опере главное – либретто. В распоряжении певца два инструмента: голос и слово. Да, повторяю – слово, имея в виду драматургию. Слово позволяет понять драму, иначе получится музыка для симфонического оркестра.»
Оценка – 4 +.

МАРИЯ ДИ СТЕФАНО, Франкмария Трапани «МАРИЯ КАЛЛАС – МОЙ ВРАГ»
«Живые свидетели, старея, припоминают всё точней и точней те детали, которых никогда в жизни не было.» (Юрген Кестинг)
Юная американка итальянского происхождения Мария (Мэри) Джиролами вышла замуж за набирающего известность красивого и обаятельного певца Джузеппе Ди Стефано в 1949 г. Она тоже хотела петь, но стала просто женой, т.е. крепким тылом для творческого человека. Пиппо очень её любил, что не мешало ему увлекаться другими женщинами, о чём Мария знала и с чем смирилась. Но в начале 1970-х в их жизнь вошло два несчастья: болезнь дочери Луизы и Мария Каллас.
В 1992 г. Мария Джиролами Ди Стефано опубликовала книгу воспоминаний, написанную в виде дневника (и на основе дневников, но очевидно, что многое добавлялось задним числом). По словам их дочери Флории отец «был решительно против нескольких глав, посвящённых Каллас. Это были эмоциональные отношения с конфиденциальными последствиями, которые он предпочёл не раскрывать.»
Книга представляет собой историю двух женщин по имени Мария, одна из которых всецело предана своей семье, а другая капризна и эгоистична. На протяжении трёх лет чета Ди Стефано и Мария Каллас жили практически одной семьёй: Джузеппе помогал певице вернуться на сцену, они давали совместные концерты и ездили на гастроли и в тоже время, прямо под носом у Мэри, у них случился роман. Каллас выглядит неприятно: эгоцентричная, ревнивая, скаредная, с наивным видом севшая на голову людям, согласившимся ей помочь и с которыми у неё раньше были не то, чтобы дружеские отношения. Сама Каллас писала, что «Пиппо так в меня влюблён, так влюблён, уж не знаю, что и делать», но со слов Марии это её муж не знал, куда деваться от приставучей женщины. В это я могу поверить, но Мэри дописалась до того, что Каллас умерла из-за того, что не смогла пережить очередного расставания с мужчиной, что Джузеппе её бросил, а их брак распался из-за смерти певицы. Мне, оказалось и Флории Ди Стефано, это кажется сильным преувеличением, и я часто задумывалась, а где ещё автор книги нафантазировала?
Зато я восхищалась Луизой. Неизлечимо больная смелая девушка продолжала учиться (кстати, на медицинском) и радоваться жизни. И умница Ренцо был с ней до последнего дня.
Оценка – 4 +.
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>02 Июл 2025 0:47

Отзывы копированы.

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ «БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА»
«Что бы ни произошло, балет должен дойти до конца.» (Сергей Дягилев)
Сергей Леонидович проработал с Сергеем Павловичем от начала и до конца. Все 20 лет он был неизменным режиссёром, верным помощником, правой рукой, прошёл вместе с труппой и невероятный успех, и безденежье, и возрождение. В книге Григорьев не пишет о частных отношениях (хотя именно ему пришлось увольнять и Нижинского, и Мясина), но видно, что он, как и многие, сразу попал под влияние обаяния громадной личности Дягилева. Правда, кто оказался «в круге Дягилевом», тому выхода нет – не только в идеологическом смысле, но часто и в физическом.
Воспоминания режиссёра интересны тем, что он довольно подробно рассказывает о поставленных балетах, от появления задумки до приёма публикой. Григорьев условно делит Русский балет на этапы по именам хореографов: Фокин, Нижинский, Мясин, Нижинская, Баланчин, Лифарь. Очевидно, что сам Сергей Леонидович был приверженцем творчества своего друга Михаила Фокина, отказывал Вацлаву в таланте постановщика (вот за «Весну священную» мне обидно, это шедевр), хвалил Леонида и намекал на излишнее честолюбие Сержа. Режиссёру не очень нравились всяческие авангардизмы, но он понимал желание Дягилева идти в ногу со временем.
Оценка – 5 –.

РУДОЛЬФ БИНГ «ЗА КУЛИСАМИ “МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА”»
Интересно посмотреть на театр не с творческой, а административной стороны. Рудольф Бинг руководил «Метрополитен Опера» с 1950 до 1972 г., и сумел вывести морально и материально устаревший театр на новый, высочайший уровень. Когда-то Серж Лифарь также поднимал парижскую Гранд Опера, на моих глазах Владимир Кехман из заштатного театра имени Мусоргского сделал прекрасный Михайловский, а Юрий Шварцкопф вытащил из ямы Музкомедию. Рудольф Бинг всегда работал на административных должностях, что в Вене, что в Берлине, что в Эдинбурге. Так что его назначение в «Метрополитен» стало закономерным шагом вверх, а для театра – «золотым веком».
Бинг руководил в непростое время. Поначалу приглашаемых артистов было необходимо проверять на их пособничество нацистам (тут интересно замечание венца Бинга по поводу отношения Австрии к Гитлеру), а заодно и симпатии к коммунистам. Вот вина Кирстен Флагстад: в начале войны певица выступала в Вашингтоне, где присутствовал немецкий посол, и она не потребовала вывести его из зала. Потом пришла эпоха звёзд, когда певцы собственные хотелки ставили выше ответственности перед зрителями и театром. Как назвать, что по просьбе Ренаты Тебальди «Метрополитен» проставил ужасную (не спектакль, а оперу) «Адриенну Лекуврёр», а артистка спела в постановке всего полтора раза? Ещё перед Бингом вставала проблема профсоюзов и дискриминации артистов и зрителей по цвету кожи.
Бинг внедрил в «мозги» «Метрополитен» важность режиссуры. Запомнилось, как он написал, что он не ханжа и не консерватор, но женщина с бородой это слишком. Интересно, кто из режиссёров был таким новатором? Ещё Бинг отметил проблему новых опер, что на них никто не ходит. Это правда: на них никто не ходит.
Плюс (конечно, минус) театр – всегда убыток. Он не может существовать на самоокупаемости, необходима поддержка государства или меценатов. Сюда прибавляется финансовый бардак, когда знают, сколько потрачено, но не знают, на что ушли деньги. Это отсутствие дисциплины. Кто-то вспоминал, что раньше в Мариинке во время спектаклей можно было услышать разговоры буфетчиц, я это застала. В нью-йоркском театре были такие же проблемы. Так было и так будет в любое время в любом месте пока не придёт хороший управленец и организатор, понимающий специфику творческого процесса.
Оценка – 5.
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>08 Июл 2025 20:03

Из темы «Всем любителям оперы»

Театр «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»: «ТОСКА»

Ходила 6.07.2025 г. (премьера 8.03.2025 г.)
Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по пьесе Викторьена Сарду. Режиссёр Александр Петров; в ролях: Александра Бабаян (Флория Тоска), Роман Арндт (Марио Каварадосси), Марат Мухаметзянов (барон Скарпиа), Денис Колесников (Чезаре Анджелотти) и другие.


Вот я и сходила на одну из самых популярных опер, о которой до недавнего времени знала только название.
В первую очередь мои аплодисменты художнику по свету Александу Рязанцеву. Когда в сцене пыток Каварадосси открывают окна и помещение заполняет красный цвет и когда в сцене расстрела восходит солнце, то самое солнце свободы, – это сильно. Третье действие вообще впечатляет обыденностью, когда солдат расстрельной команды даёт молока котёнку – до мурашек.
Спектакль мне очень понравился. Какой шикарный образ Флории Тоски создала Александра Бабаян – изящная, страстная, порывистая. Из-за своей ревности она губит любимого человека, но страшно расплачивается за свою глупость. Каварадосси Романа Арндта – настоящий свободный (во всех смыслах) художник, его идеалы возвышенны и сильнее смерти. Чем прекрасна эта опера – положительный герой совершенно не теряется на фоне отрицательного (как, к сожалению, нередко бывает). Марат Мухаметзянов делает воплощение зла Скарпиа похожим на лощёного мафиози, он элегантен и искусителен.
По словам режиссёра «эта история могла произойти в... любую эпоху и в любой стране, где есть диктатура и есть фронда. Поэтому действие нашей “Тоски” перенесено на 150 лет вперёд, в середину XX в., в политически конфликтный, острый послевоенный период.» Тут я могу поспорить только со временем – в 50-х годах в Италии не было диктатуры, не было кровавых партийных столкновений, каким политзаключённым становится Анджелотти не понятно, поэтому этот момент не срабатывает. Но зато выбранная эпоха позволила одеть героиню в потрясающе красивые костюмы в стиле New Look.
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>21 Июл 2025 21:49

Из темы «Всем любителям оперы»

Фестиваль «ОПЕРА – ВСЕМ»: «ТОСКА»

Запись 16.07.2023 г. ЦПКиО им. С.М. Кирова на Елагином острове
Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по драме Викторьена Сарду. Режиссёр Андрей Сидельников; в ролях: Елизавета Михайлова (Флория Тоска), Иван Гынгазов (Марио Каварадосси), Кирилл Жаровин (Барон Скарпиа), Владислав Климов (Чезаре Анджелотти) и другие.


Моя «Тоска» №6 Laughing . Жаль, конечно, что оперу показывали не этим летом, а два года назад, но хорошо, что сохранилась запись. «“Тоска” – моя любимая опера, полная страстей и глубоких переживаний. Мы с большим увлечением репетировали этот спектакль и собрали сильный состав исполнителей», – рассказал музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело.
Сразу хочу отметить, что Каварадосси играет Иван Гынгазов, создавший этот образ в «Геликоне». Но если в московском театре Каварадосси этакий жиголо, то в нашем спектакле действительно человек идеи, романтичный и пылкий сторонник Римской республики, бесстрашно достающий перед Скарпиа красно-бело-чёрный флаг. Скарпиа Кирилла Жаровина, конечно, колоритен, демон, перед которым «трепетал весь Рим». Елизавета Михайлова – шикарный голос, но меня немножко смущало её выражение лица, словно Тоска вечно чем-то недовольна.
А флаг я опознала не сразу. Интернет подсказал, что такая расцветка у египетского стяга, и я уже начала искать, когда Египет обрёл какую-либо независимость. Да и форма полицейских в опере очень уж напоминает форму армий ближневосточных стран. Но при более вдумчивом рассмотрении выяснила, что флаг историчный – Римской республики 1798-99 гг. Не просто так перед спектаклем заострили внимание на времени и месте действия.
Интересное решение, что все смерти происходят за сценой. Да, Скарпиа испускает дух на глазах у публики, но Тоска вонзает нож вне сцены. Непосредственно расстрела Каварадосси мы не видим. И Тоска прыгает со стены ярким алым шарфом.
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Настёна СПб Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 26.06.2015
Сообщения: 5437
Откуда: Санкт-Петербург
>25 Июл 2025 19:52

Из темы «Всем любителям оперы»

XIV Санкт-петербургский фестиваль «ОПЕРА – ВСЕМ» (12-24 июля 2025 г.)

Отстрелялась. Смогла посетить три оперы и решила написать про всё скопом. Кстати, сначала хотела сходить поволонтёрить, но посчитала, что на спектаклях лучше побыть просто зрителем. К организаторам есть вопросы, но неприятные мелочи не испортили настроения, и я в полной мере насладилась прекрасной музыкой и шикарными постановками. Не подвела и питерская погода, как говорит маэстро Фабио Мастранджело: 4:0 в пользу фестиваля .


«МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»

12.07.2025 г. Юсуповский сад. Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам драмы Дэвида Беласко. Режиссёр Дмитрий Белянушкин; в ролях: Ольга Черемных (мадам Баттерфляй), Роман Арндт (лейтенант Пинкертон), Дмитрий Мулярчик (консул Шарплес), Анастасия Самарина (Судзуки) и другие.
Как я раньше не замечала, какой тягомотный здесь сюжет Laughing ? Героиня только и делает, что ноет (нехорошо так говорить – страдает от любви). К прекрасной артистке Ольге Черемных это не относится – она изумительна, а её Чио-Чио-Сан выглядит сильной современной женщиной, но полностью растворённой в любви. Хорош и коллега Ольги по «Зазеркалью» Роман Арндт. Мне хочется выделить очаровательный образ Судзуки… Удивилась замечаниям некоторых зрителей по поводу флага одного недружественного государства. А ничего, что в опере показана история американца, отрицательного персонажа, и японки? А ничего, как интересно флаг обыграли? И неужели мало кто увидел, что этим самым флагом героиня завязывает глаза сыну, чтобы он не видел её самоубийства?
Ещё в спектакле тонкая и интересная отсылка к историческим событиям. Режиссёр провёл параллель между любовью доверчивой Чио-Чио-Сан к легкомысленному Пинкертону и Хиросимой. Цветы и пепел… Жизнь и смерть… Грустно и красиво…

«САЛОМЕЯ»

16.07.2025 г. Пионерская площадь, ТЮЗ. Опера Рихарда Штрауса на собственное либретто по драме Оскара Уайльда. Режиссёр Виктор Высоцкий; в ролях: Андрей Попов (Ирод), Наталья Евстафьева (Иродиада), Жанна Домбровская (Саломея), Александр Кузнецов (Иоканаан) и другие.
«Редкая птица долетит до середины Днепра» Laughing . Не каждый зритель досмотрит до конца «Саломею», поставленную в стилистике «Гибели богов» Висконти. Необычная, смелая, интересная режиссёрская идея. В свете трактовки место исполнения действительно выбрано идеально: перед зданием ТЮЗа, фасад которого отдалённо напоминает архитектуру итальянского неоклассицизма 30-х гг. XX в., являясь цитатой античного портика. Но я не уверена, хоть и делаю вид, что такая умная, в месте действия: Италия, Франция, Германия? Форма ближе к французской, так что, скорее, отсылка к режиму Виши.
Красно-бело-чёрные цвета, стол в виде креста, иудеи с жёлтой звездой, Ирод с парабеллумом, паж с пилочкой для ногтей, полуобнажённые тела... Неистовая соблазнительница Саломея (артистка далеко не юна, но этого практически не замечаешь), ревнивая коварная Иродиада, мятущийся темпераментный Ирод, возвышающийся над жестокостью низменных страстей Иоканаан… Трактовка срабатывает, держит в напряжении, неизбежная кровавая развязка потрясает.
Цитата:
«В нашей версии “Саломея” – это не история блудницы, которая страстно желает Иоканаана. Нам видится столкновение больших идей, между которыми герои оказываются как между молотом и наковальней. Страстное желание Саломеи поцеловать Иоканаана – это, скорее, желание заглушить голос новой истины.» (Виктор Высоцкий)

Даже мне, абсолютному дилетанту в музыке, очевидно, что опера сложна для исполнения и восприятия – чудный немецкий язык! Я сама вникала минут 15. Прекрасны все исполнители, артистам и музыкантам браво и спасибо за шикарный спектакль. А как оригинален Танец семи покрывал! А как нестандартно обыграли Луну?
Я не вполне согласна с замечаниями, что «опера не для всех», «сложно для широкой публики», «многие зрители не понимали сюжет» и т.п., до такого снобизма я ещё не дошла, но доля правды в них присутствует.

«ХОВАНЩИНА»

24.07.2025 г. Петропавловская крепость. Опера Модеста Мусоргского на собственное либретто, основанное на исторических событиях. Режиссёр Юрий Лаптев; в ролях: Михаил Колелишвили (Иван Хованский), Сергей Семишкур (Андрей Хованский), Август Амонов (Василий Голицын), Кирилл Жаровин (Шакловитый), Александр Безруков (Досифей), Олеся Петрова (Марфа) и другие.
В первый раз фестиваль закрывался, а не открывался не в Петропавловке. Кто там устал от режоперы Laughing (не я, мне всё интересно)? Постановка – отличный пример нескучной классики. Шикарная работа режиссёра, прекрасные артисты, интересный исторический сюжет.
События «Хованщины» происходят в 1682—1689 гг., во время правления стремящейся сохранить власть царевны Софьи. Мусоргский показывает враждебные молодому Петру I силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем, любимца Софьи князя Голицына. Но нельзя свести содержание произведения к конфликту Петра и его врагов – опера посвящена духовной силе русского народа.
Если кого-то выделять, то для меня это Шакловитый в исполнении Кирилла Жаровина (почему я раньше не ходила на «Тоску»?). Неоднозначный персонаж, интриган, доносчик и убийца, вполне искренне поющий проникновенную арию о судьбе Руси.
Колокол, важная часть декорации, символизирует Россию. Его звон в опере перекликается с колоколом Петропавловского собора – интересное решение. А сама Петропавловская крепость становится связующим звеном между силами прошлого (как непосредственно площадка для спектакля) и новатором Петром I (основателем Санкт-Петербурга, покоящимся в соборе). Использование мультимедиа позволило передать напряжённую обстановку, сгущающиеся тучи, и «закат кроваво-красный охватил полнеба».

P.S. По поводу сидячих мест – формат фестивалей под открытым небом таковых вообще не предполагает. Так что стульчики надо не добавлять, а убирать, чтобы «избранные» были наравне с народом, а т.н. партер, увеличивающийся с каждым разом, не загораживал сцену. У меня другая боль – программки, которые раньше, как и буклеты, можно было спокойно приобрести, а теперь почему-то они доступны лишь приглашённым. Такими темпами прекрасная идея фестиваля «для всех» превратится в междусобойчик, что печально. Но пока этого не случилось (и, надеюсь, не случится), благодарю всех причастных за музыкальный и театральный праздник rose .
_________________
«А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Кстати... Как анонсировать своё событие?  

>01 Авг 2025 1:34

А знаете ли Вы, что...

...Вы можете читать произведения собственного творчества, фанфики и переводы онлайн в виде версии для печати с возможностью настроить оформление фона и текста. Подробнее

Зарегистрироваться на сайте Lady.WebNice.Ru
Возможности зарегистрированных пользователей


Нам понравилось:

В теме «Любимые поэты и стихотворения»: Асеева Светлана. Завтра будет август » Светлана Асеева Завтра будет август ­Завтра будет август. Это точно. Убегает лето. И... читать

В блоге автора miroslava: Подлинная история персидской княжны и атамана Степана Разина

В журнале «В объятьях Эротикона»: Настоящий мужчина - кто же он на самом деле?
 
Новые наряды в Дизайнерском Бутике
Ответить  На главную » Искусство » Театр » Любите ли вы театр...(с) [5474] № ... Пред.  1 2 3 ... 48 49 50

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме

Показать сообщения:  
Перейти:  

Мобильная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение