LuSt:
25.10.24 12:11
» Отчет по списку №13-2024
Отчет по списку №13-2024
Автор поместила своих героев в мир викторианской эпохи со всеми ее отличительными атрибутами (аристократы и работные дома, шлюхи и опиум, постыдность всего телесного и тайные связи), но добавила атмосферы "Вечного сияния чистого разума" с загадочными переплетчиками, которые умеют стирать в памяти некие неприятные для переплетаемого события и переносить их в книги. В этом мире обычные люди не читают книг для развлечения, а художественная литература хоть и существует, но считается низким жанром: зачем что-то выдумывать, если реальные жизни людей и их воспоминания могут быть похлеще любого романа? Переплетчиков все опасаются и считают колдунами, но среди представителей этой профессии есть как высокоморальные личности, которые блюдут аналог тайны исповеди, следуют профессиональному кодексу и бережно хранят воспоминания своих клиентов, так и беззастенчивые проходимцы, которые ставят ремесло на поток, переплетают людей по несколько раз (хотя кодексом это запрещено), продают книги, покупают воспоминания у бедных отчаявшихся людей, чтобы потом выставить их на продажу, берут деньги у богатых, которым срочно необходимо переплести жертву каких-то их грязных делишек, а жертва обманом или шантажом бывает вынуждена рассказать переплетчику о том, что необходимо из ее памяти стереть.
Юный Эмметт Фармер знает, что тяжело болел, но не в курсе, чем именно. Родители и сестра его вроде ведут себя как обычно, но в их поведении чувствуется что-то не то. Когда им приходит письмо от старой переплетчицы, требующей отослать Эмметта с отцовской фермы ей в ученики, они как будто с облегчением от него избавляются. В домике в глуши на болотах он постигает искусство оформления переплетов - роскошные кожаные изделия, тканевые, сафьяновые, - а также перенимает у Середит секреты мастерства - так, мне очень понравилось, как она говорила ему, что переплетное дело старше алфавита и книг, то есть восходит к устной традиции рассказывания историй, и только много позже их стали записывать и тем самым сохранять на физических носителях. Однажды в мастерскую является некий Люциан Дарне, который как будто знает Эмметта, но Эмметту этот юноша незнаком, однако эта встреча приводит к тому, что Эмметт тяжело заболевает и несколько недель вычухивается. Середит потом говорит ему, что это переплетная лихорадка, и то, что он ею переболел и вылечился, указывает на то, что ему на роду написано быть переплетчиком и он будет в этом деле очень хорош. Но Середит не успевает обучить его - она стара и больна, а ее сын де Хэвиленд, тоже переплетчик, но работающий в городе и "из плохих", уже готовится наложить лапу на ее наследие. После смерти Середит он вывозит все книги и забирает с собой и Эмметта, чтобы талантливый парень продолжил обучение и работу уже в его мастерской. И вот ему поступает первый заказ на переплет, но кто бы мог предположить, что все звезды сойдутся в одной точке и он узнает страшную тайну - он сам был переплетен, но его воспоминания к нему вернутся...
Любовная линия, конечно, как из слэшного фанфика, очень сладкая и романтичная, но видно, что написанная автором-женщиной без понимания мужской психологии, даже на молодость персонажей не спишешь, потому что то и дело они ведут себя как белочки-истерички, уж простите. Вторая часть истории именно о том, что стерли из памяти Эмметта, а третья - что было после того, как воспоминания к нему вернулись, но теперь уже Люциан переплетен и ничего не помнит. Мне было интереснее читать про переплетное дело, его этику и мораль, чем вот эти страдания, но в целом написано увлекательно, прочитала книгу быстро.
Когда я училась в шестом классе, так получилось, что катаясь зимой на горке, я сломала руку, и добрые дети из параллели начали меня дразнить Серой Шейкой. Рука-то зажила, а дразнилка осталась, пока летом я на троих особо рьяных не натравила собаку, после этого птичьими обзывалками доставали уже не меня, поскольку девчонки взлетели на деревья быстрее воробьев )) Мультик все мы в детстве видели, наверное, а до первоисточника, сборника сказок Мамина-Сибиряка, руки у меня дошли только сейчас. Это отличные сказки и рассказы о природе, животных, богатстве и разнообразии родной страны, а также психологии людей и вере в чудо. В титульной сказке утенок со сломанным крылышком не может улететь на зиму в теплые края со своей стаей, и как ее маме Утке ни больно оставлять Серую Шейку, она вынуждена это сделать, чтобы остальной выводок долетел в целости и сохранности. Маленькая уточка зимует в полынье, которая с каждым днем становится все меньше, коварная Лиса подбирается все ближе и ближе, а зайчик, с которым Серая Шейка подружилась, ничем ей помочь не может. И спасает уточку чудо в виде старого охотника, который лису хоть не подстрелил жене на воротник, но птичку спас и дал ей теплый дом. Еще один классный рассказ "Медведко" про то, как один барин взял себе домой потешного медвежонка, а потом не знал, как от него сдыхаться, потому что вредный зверь поставил на уши весь дом. Милая история "Приемыш" про лебедя, которого охотник приютил после того, как другие охотники убили его родителей, и как человеческая доброта позволила птице вырасти, окрепнуть, подружиться с собакой Собольком, и потом уже взрослым присоединиться к сородичам. Сказка "Не мое дело" про хитрого крота, который жил под землей, подъедал со своим семейством корнеплоды и в ус не дул, отвечая на все жалобы домашних животных и птиц пожатием плеч и словами "Не мое дело", а когда хозяин участка вконец задолбался и решил с кротами бороться, те животные сказали ему ровно то же самое. Сказка "Старый Воробей" про то, как воробьи не вили свое гнездо, а селились где ни попадя, из-за чего регулярно отхватывали и обустраивались на новом месте с таким же финалом, а то и похуже. Сказка "Волшебник" про энтузиаста аэропрактики, над которым все смеялись, а он никого не слушал и с упорством стремился к прогрессу (в современное время тоже есть такие истории про детские игрушки, которые вдруг стали смертоносным оружием). А последняя сказка "Дурной товарищ" как раз про то, что нужно думать своей головой, а не вестись на подначивания. Отличный сборник, читать можно и детям, и взрослым.
Роман несколько тяжеловат для восприятия, потому что написан очень выспренным и пафосным слогом девятнадцатого века. Автор современник Пушкина (роман был впервые опубликован в 1835 году), но ментально еще в одном строю с Жуковским и его традицией романтизма. Я слушала аудио в исполнении Натальи Литвиновой, и ее артистичное чтение позволило мне продраться через первые главы и увлечься сюжетом, если бы читала глазами, не знаю, осилила ли бы.
Автор повествует о последних годах правления Анны Иоанновны, уже тяжело больной и вверившей государственные дела своему фавориту, немцу Эрнсту Бирону. Тот немедля окружил себя соотечественниками и принялся доить население России, облагая крестьян безумными оброками, да так, что те сбегали целыми селами в польские леса или, впав в неистовство, убивали своих детей, потому что не хотели смотреть на их страдания от неминуемого голода. Кабинет-министр Артемий Петрович Волынский и его ближний круг истинных русских патриотов хотят донести до государыни правду о деяниях временщика, а тот всяческими ухищрениями этому препятствует. Например, малоросса Горденко, который написал обстоятельнейший доклад о том, что творят люди Бирона в его уезде, облили на морозе ледяной водой, превратив тем самым в статую. Увидев которую, императрица и не поняла, что перед нею некогда живой человек, а пришла в восторг и распорядилась выстроить на берегах Невы ледяной дом.
Волынский был вынужден заниматься этим, параллельно положив глаз на новую любимицу государыни, юную молдаванскую княжну Мариорицу Лелемико. Засада в том, что вельможа женат, но в браке у него покамест нет детей, и он думает воспользоваться этим обстоятельством, чтобы испросить у Анны Иоанновны разрешения на развод. Несмотря на душевную боль из-за страданий простого народа, он продолжает принимать участие во всех дворцовых забавах: то свадьбу шутов в ледяном доме организуют, то роды козы, то еще какую ерунду. А интриги продолжают плестись, и слишком много людей кровно заинтересованы в том, чтобы победила их партия.
Из искреннего и честного тут только безусловная материнская любовь, что цыганки Мариулы к Мариорице, что Натальи Андреевны к маленькому сыну. Любовь Волынского к отечеству, я считаю, больше какое-то пустословие, потому что для помощи хоть кому-то из обездоленных он не сделал ровным счетом ничего. Да и в истории с женой и Мариорицей он показал себя ветреным, способным в одно мгновение переменить свое мнение, а потом переобуться еще раз. В целом роман хороший, но времена, конечно, жестокие, да и нравы тоже. Автор очень умело переплетает реальные исторические события с вымыслом, и в довольно подробных сносках раскрывается, что было на самом деле, а что автор присочинил, так что для знакомства с эпохой вполне рекомендую.
В дождливый день на колокольне церкви находят тело удавленницы. Полиция квалифицирует дело как самоубийство и закрывает его, но мать покойной с их вердиктом не согласна - Элена знает, что ее дочь истовая католичка, которая ни за что не совершила бы грех самоубийства, да и кроме того она ни за что не подошла бы к церкви во время дождя, потому что знала, что колокольня - это громоотвод, и до ужаса боялась погибнуть от удара молнии. Элена знает, что ее дочь кто-то убил, и намерена докопаться до правды.
Все осложняется тем, что у Элены прогрессирующая болезнь Паркинсона, и каждое движение дается ей с неимоверным трудом. Пусть она еще соображает и говорит, но любое бытовое действие - встать, почесаться, выпить воды, куда-то пойти, снять трусы перед походом в туалет - превращается в сложный квест. Таблетки помогают, но вся жизнь завязана на четкий график их приема. Мы видим всего один день из жизни Элены, которая вознамерилась доехать до дома женщины, которой, как она убеждена, они с дочерью двадцать лет назад очень помогли, и попросить ее вернуть должок. Но, как выясняется, не все в жизни на самом деле так, как мы о нем думаем, и если мы сами считаем что-то за счастье, вовсе не факт, что другие наше мнение разделяют.
Когда-то давно мы с мамой сидели и она спросила меня, чего я больше всего боюсь в жизни. Я подумала и сказала: беспомощности. А сейчас сижу и думаю: своей или что на меня вдруг свалится груз необходимости заботиться о беспомощном человеке? Разные обстоятельства в жизни бывают, как видно из книги, не всегда проблему можно решить деньгами, и на другие варианты типа дома престарелых сам больной может быть несогласен (американцы и скандинавы вот в этом плане более простые, чем люди из постсоветских, мусульманских или латиноамериканских стран - решения принимает здоровый человек, если он понимает, что не вытянет уход за больным, без спроса определит его в лечебное учреждение, и нет вот этого навязываемого чувства вины, мол, это же твоя мама, она тебе в детстве попу подтирала, теперь ты давай). Ну и показано, как причудлива порой бывает судьба.
В молодости ты навязала другому человеку ненужное ему материнство, потому что женщина должна, предназначение и дети это счастье, а аборт это убийство, а теперь сама обречена долгие годы тянуть "вечного младенца" в виде тяжело больного пожилого человека, и с этим ничего не сделаешь. Точнее, сделаешь, но вопреки всем своим ранее декларированным установкам.
А больше всего поражает, что с такой тяжелой болезнью люди хотят жить. Пусть даже каждый день для них - это битва, но они все равно цепляются за жизнь и ждут помощи. Книга маленькая, читается быстро, но очень уж страшная она, потому что настоящая. Кого-то может смутить авторская манера письма, без оформления прямой речи, сплошным потоком текста, но мне она напомнила, в том числе повторяющимся рефреном "Элена знает", очень понравившийся мне роман Антонио Табукки "Утверждает Перейра".
Зацепила эту книгу на работе случайно, потому что издатель обещал уморительную черную комедию, а у меня как раз было настроение посмеяться, но, к сожалению, ничего смешного я в этой книге не нашла. Это кусочек из жизни дисфункциональной семьи на протяжении трех дней, когда в США происходит технический апокалипсис: по неведомой причине (позже герои приходят к выводу, что это был мощный электромагнитный импульс) выключается электричество, а вместе с ним уходит и цивилизация - останавливается транспорт, перестают работать банки и магазины, не обслуживаются карты и чеки, нет связи, не заводятся машины, за исключением старых моделей, в которых нет электроники, не включаются даже вейпы. Альтманы и их соседи по благополучному пригороду Нью-Йорка Линкольнвуду учатся жить в новых условиях, но старые проблемы так и остаются нерешенными.
Например, Дэн в прошлом работал юристом, а теперь пишет сценарии для телесериалов, но ему не очень нравится начальство и вообще конкретный бесконечный сериал "Город пуль" его уже несколько утомил, а с новыми идеями негусто. Его жена Джен двадцать лет страдает ПТСР после теракта 11 сентября, в эпицентре которого оказалась, и уже несколько лет тайком и не очень выпивает (и дошла уже до водки в 10 утра). Одно время она хотела после рождения и подращивания детей вернуться на работу, но за десять лет растеряла квалификацию и связи, и нанимать ее на что-то серьезное никто не хочет, так что она вынуждена перебиваться разовыми подработками и по большому счету вести жизнь домохозяйки. Их старшая дочь Хлоя переживает по поводу поступления в колледж, а младший сын Макс довольно нелюдим, вечно играет на компьютере и тайком курит вейп.
Главы идут попеременно от лица каждого из четырех героев, и мы видим, насколько они разобщены, эгоистичны и думают только о тех проблемах, которые отключение света и воды доставляют лично им. Но сложные обстоятельства их сближают и дают понять, что теперь они одна команда, а вместе справляться с трудностями проще. Здесь есть обычные апокалиптические фишки, когда нормы морали размываются, и вот уже одни соседи мародерят супермаркет, а другие обносят дома тех, кто выехал в надежде, что где-то там есть свет, вода и обычная жизнь. Чем-то роман напомнил мне фильм "Оставь мир позади" (вижу, что его литературный первоисточник вышел на год раньше этой книги, возможно, автор им вдохновлялся).
Очень милая и добрая, в чем-то наивная, история о пожилой уборщице из Лондона, которая, увидев в одной из убираемых квартир шикарный гардероб от кутюр, загорелась желанием приобрести дорогое платье от Диора и для себя. Зачем оно ей и куда в нем ходить - неважно, главное, Мечта! Три года она откладывала деньги на поездку в Париж, отказывая себе во многом, а потом на нее снизошла удача в виде выигрышного билета футбольной лотереи. Но на этом чудеса не закончились, и в Париже она повстречала много добрых людей, которые способствовали ей в осуществлении задуманного, и она им тоже помогала по мере сил в достижении их желаний. Вернувшись с вожделенным платьем домой, она было подумала, что фестиваль невиданной щедрости и доброты продолжается, но увы, фарт закончился. Она искренне хотела помочь клиентке, а та оказалась неблагодарной свиньей. Ну что ж, так бывает, зато путешествие подарило миссис Харрис новых друзей, которые разделяют ее любовь к красоте и цветам.
Книжка небольшая, читается за час. Приятно провела с ней время.
Предыдущий роман автора показался мне, несмотря на прекрасный образный язык и цветистые обороты, довольно-таки чернушным, и от нового я подсознательно со страхом ожидала очередных пространных откровений о том, как крестьяне в деревне Залетаевка хлебают лаптями говно. Конечно же, без этого не обошлось, еще и название деревни автор придумала весьма колоритное, как и поименование ее жителей, но рассказанная история оказалась светлой и доброй, хоть и хватало в ней и жестоких моментов, и скандалов, и трагизма.
На островке Рафаила на Волге (я так поняла, где-то в Самарской области) живет странная парочка - отставной генерал МВД Анатолий Красавцев, не выговаривающий букву Р и его старенькая теща Пелагея Потаповна, которую все называют не иначе как Батутовна. Живут они как кошка с собакой, то и дело скандалят, даже дерутся - мужчину бесит, что бабка постоянно тащит в дом всякий хлам с помойки, а бабку бесит, что ею пытаются командовать в собственном доме. Оба они такие, с командирскими замашками - генерал-то понятно, а вот бабуля в прошлом школьная учительница языка и литературы, давшая путевки в жизнь поколениям охламонов. Именно Батутовна отвечает в романе за едкие каламбуры и острые фразочки в духе "Какая же это посуда? Это мусор! - Мусор - это ты. Мент поганый" или "Говно – твоя коллекция. И все ваше поколение – говно. Сопливые мухи, плодящие неспособных личинок". Разнимать их драки приходится Хуану - живущему по соседству ученому-зоологу, который когда-то давно приехал из Испании изучать генетическую аномалию у лисиц, да так тут и остался.
Эта самая аномалия из названия книги - отсутствие инстинкта самосохранения, когда вроде бы хищное животное выходит охотникам навстречу, даже не думая, что те могут убить. Но касается это не только лисиц, а и людей тоже, и Катя Качур ловко играет судьбами своих героев, переплетая их в невообразимые комбинации. Ведь главное противостояние здесь вовсе не Анатоля с Батутовной, а начавшееся еще при жизни его отца соперничество с Икаром Баиловым, перешедшее по наследству Анатолю и сыну Икара Рафаилу. Да-да, остров, на котором живут герои, назвали в честь беглого зека, осужденного за убийство.
И кусочки любовных линий тут, так сказать, присутствуют, и из них мы узнаем, почему Анатоль живет с тещей в глубинке, а не с женой в городе, и почему преступник Баилов стал таким, какова была его мать, что вышла замуж за жестокого садиста Икара и как сложилась ее судьба. Размашистыми мазками рисует автор и преемственность поколений: вот Иван Михайлович Красавцев служит в военной разведке, а вот его внук, который с детства бредил военной службой и рвался в армию, да не брали из-за здоровья, уже подписывает контракт и отбывает на войну.
А милоты добавляют питомцы персонажей - собака Хосе с серебристыми ушами и яйцами, лисенок Рафик (ух, как жалко его было), кошка с котятами, которую добрая Батутовна окрестила так себе имечком (ну чем кошка-то виновата), и лисичка Фаричка. А концовка просто до слез, как говорится, не смотрите, что они собачатся, это у них любовь такая. Я не пожалела, что прочитала.
Обратила внимание на эту книгу, потому что аннотация обещала райский остров в Индийском океане и дайвинг (мой муж занимается этим спортом, так что я тоже относительно в теме), но, к сожалению, ожидания не оправдались, потому что собственно дайвинга в романе всего два эпизода, и оба связаны с неприятными событиями, а остров вместо райского уголка получился пристанищем подонков всех мастей из разных стран. Я люблю книги про разные экзотические локации, написанные местными для местных, а тут группа экспатов, называющих себя старожилами, держат дайв-центр и пару баров, регулярно сетуют на коррупцию и непрофессионализм местных правоохранительных органов, при этом соблюдать местное законодательство и вообще вникать в него не дело белых сахибов, а уж откровенный криминал, который они творят своей ОПГ - ну вообще пипец, понаехали в чужую страну и давай тут свои порядки устраивать, естественно, эту лавочку рано или поздно бы прикрыли, хотя бы по причине того, что такое поведение отпугивает туристов, в чем власти, понятное дело, не заинтересованы.
Повествование идет поочередно от имени двух девушек: Касс, которая работает инструктором по дайвингу, и Брук, инстаграм-инфлюэнсерши, которая приехала на Санг с какими-то своими целями, о которых становится ясно во второй половине книги. В первый день все обитатели курорта отрываются на вечеринке с алкоголем и наркотиками, а при утреннем погружении группа Касс находит под водой тело двадцатилетней туристки из Австралии. Один из ныряющих паникует под водой, резко всплывает (что запрещено по ТБ) и получает акубаротравму, остальные начинают думать, что же могло случиться. Под подозрение подпадают абсолютно все, ведь несколько недель назад уже была загадочная смерть туристки, сорвавшейся с обрыва в пропасть. Но обе рассказчицы ненадежные: Касс потому что принимает антидепрессанты и из-за этого у нее случаются провалы в памяти, а Брук слишком озабочена личной местью, чтобы мыслить объективно.
Ситуация с ее местью вообще странная:
изнасиловал ее парень-спортсмен, к которому она сама явилась в дом, на глазах у кучи парней пошла с ним в его комнату, чего она, собственно, ожидала? Но мстить она надумала девушке, которая открыла ей дверь, потому что та ее не предупредила и не спасла. Какая-то идиотская логика, притом что за парнем она продолжала следить в соцсетях, знала, на ком он женат, где работает и т.д., но мстить помчалась на другой конец света другому человеку.
Читалось в целом интересно, но многие поступки персонажей вызывали раздражение, и в целом я не очень люблю концентрацию психопатов в одном месте. Автор попыталась притянуть за уши, что те, кто уезжает из своих стран в теплые края, обязательно имеют какое-то темное прошлое - ну камон, не надо обобщать свои британские исторические реалии на всех.
Превосходно написанная семейная драма, для всех ценителей жанра всячески рекомендую. События разворачиваются на протяжении сорока лет, сплетая невидимые нити, связывающие две семьи нью-йоркских полицейских, купивших в 1973 году соседние домики в пригороде.
Лина Глисон с двумя маленькими дочками на руках чувствует себя замотанной и изолированной от общества, и когда в соседний дом въезжает семья бывшего напарника ее мужа Фрэнсиса, первоначально воодушевляется - жена Брайана беременна, а значит, вскоре две молодые мамы смогут вместе ходить с колясками и обсуждать всякие насущные дела. Однако сбыться ее надеждам было не суждено, потому что Энн Стенхоуп оказалась женщиной со странностями. Сначала она принимает подарки, потом ее настроение резко меняется и вот уже она возвращает их с обидным комментарием в духе "мы в ваших подачках не нуждаемся, и приготовить еду для мужа и ребенка я способна сама". Лина делала несколько попыток подружиться с соседкой, но муж-полицейский с самого начала сказал ей забить на эту идею, потому что у дамочки явно не все дома. Не хотят общаться - ну и фиг с ними. Поэтому Лина смирилась.
Сын Стенхоупов Питер появился на свет на два месяца раньше самой младшей дочери Глисонов Кейт и стал для нее первым осознанным воспоминанием: не мамины руки и папина улыбка, а именно Питер, который бежит по двору за красным мячом. Будучи ровесниками, они росли вместе, вместе учились, дружили, но родители их дружбу не одобряли, в первую очередь мать Питера. Она отчего-то была убеждена, что Кейт ее сыну не ровня. Конечно, одно дело Стенхоупы, которые оба работают и могут себе позволить больше, в отличие от Глисонов, у которых работает один отец и на ту же самую зарплату полицейского, что у Брайана, содержит семью из пяти человек. Лина же тоже советовала дочери держаться от Питера и дома Стенхоупов подальше, опасаясь Энн. Звоночки звенели разные, например, как-то раз перед Рождеством Энн пошла в магазин и там ей показалось разное, что в итоге стало причиной срочной госпитализации. А когда Питеру и Кейт было по четырнадцать и они поняли, что их дружба - не просто дружба, а нечто большее, то самое давно висевшее на стене ружье выстрелило.
Персонажи этой истории живые, и выписаны автором с большой любовью к каждому из них. Они не идеальны, конечно, совершают ошибки, борются с болезнями телесными и душевными, ищут себя, в общем, живут жизни. У меня получилось сопереживать всем, даже Энн (все же непросто было в семидесятые получить адекватную психиатрическую помощь, а на состояние накладывались и внешние обстоятельства разные) и ее мужу, который в минуты великих потрясений просто самоустранился и на двадцать пять лет вообще как будто забыл, что у него есть жена и сын.
У младшего поколения история пошла по спирали, в чем-то они были обречены повторить ошибки своих родителей, а в чем-то нашли свои способы решения проблем, не стесняясь обращаться за помощью, давать вторые шансы, и именно они показали старшему поколению, что можно научиться прощать, находить точки соприкосновения и продолжать жить в мире. Несколько раз на протяжении книги меня срывало в слезы, настолько же описываемые события и переживания отдавались в сердце.
Замечательная книга, одна из лучших в этом году.
У меня в окружении все критиковали этот роман, а я как-то открыла его и провалилась, очнувшись только спустя шесть часов, когда была перевернута последняя страница. Мне он очень напомнил сюжетом и композицией "Судьбы и фурии", только перемещенные в эпоху Великого Гэтсби. В нем четыре структурно разные части: художественный роман, у героев которого имелись реальные прототипы, но в угоду развитию сюжета автор кое-что переврал и домыслил, недописанная автобиография биржевого магната, мемуары литературного негра, которая, собственно, помогала магнату с написанием автобиографии, и дневниковые записи тяжелобольной женщины, доживающей свои последние дни в санатории в Швейцарии. Во всех них повествуется об одних и тех же событиях с одними и теми же людьми, но, как говорится, точка зрения зависит от места сидения и цели написанного у каждого из них свои. Целью донести правду какой она есть, тем не менее, задается только один из участников, да и то, мнение общества его мало волнует. Мотивы их всех, впрочем, кристально ясны: кто-то жаждет срубить денег, кто-то - защитить свою репутацию и состояние, а кто-то увлечен собиранием пазла, но деталей явно не хватает.
Доверие из названия тут становится краеугольным камнем - если кто-то, распознав за книжными Расками реальных Бивелов, принимает за чистую монету и все остальное, о чем говорится в романе Гарольда Ваннера, то автобиография Эндрю Бивела написана крайне сухо, с обилием цифр, математических и статистических выкладок, без тени эмоций, то есть даже когда он говорит, что любит жену, ему не получается верить, потому что он тут же переключается на работу, и даже говоря о том, что жена скончалась, когда он в очередной раз был в отъезде по делам, сразу, не сбавляя оборотов и не рефлексируя, начинает рассказывать про ФРС и про зло государственного вмешательства в экономику и объяснять, что он поступил совершенно правильно, зашортив свои позиции в момент кризиса 1929 года, из-за чего многие разорились, а он напротив преумножил свое богатство. Доверять такому человеку отчего-то совсем не хочется, это акула, которая сожрет любого и поплывет себе дальше без тени угрызений совести - ну такова ее природа. Что касается Айды Партенцы, она тоже подвержена фантазии и приступам сочинительства, но в своем взаимодействии с Бивелом понимает, что этот человек не стесняется заимствовать чужие истории и вставлять их в свою, зачастую даже не помня, от кого именно слышал такой рассказ. А Милдред Бивел пишет свой дневник с трудом, между уколами морфия и приступами боли и мигрени, но даже в таком состоянии видно, насколько эта женщина для своего времени образованна, умна и эстетически развита, и ей веришь безоговорочно.
Мне книга понравилась, у себя на полках я ее сохраню.
...
LuSt:
25.10.24 12:24
Список № 14-15-2024
1. Сергей Махотин "Марфа Окаянная"
2. Лени Зумас "Красные часы"
3. Владимир Арсеньев "Дерсу Узала"
4. Суми Хан "Сирена морских глубин"
5. Николай Лейкин "Наши за границей. Где апельсины зреют"
6. Милли Джонсон "Рождество каждый день"
7. Николай Лейкин "Наши за границей. В гостях у турок"
8. Серафина Нова Гласс "На тихой улице"
9. Эмиль Золя "Карьера Ругонов"
10. Перл Бак "Сыновья"
11. Олег Стрижак "Мальчик"
12. Татьяна Денисова "Незабвение"
13. Белинда Танг "Карта утрат"
14. Ариадна Борисова "Люди с солнечными поводьями"
15. Джонатан Франзен "Перекрестки"
16. Канаэ Минато "Виновен"
17. Александр Пелевин "Покров-17"
18. Келли Тейлор "Небеса подождут"
19. Константин Сергиенко "До свидания, овраг"
20. Гэнки Кавамура «Если все кошки в мире исчезнут»
...
Тина Вален:
27.10.24 10:02
» Отчёт по списку #16-2024
отчет по списку №16
Читаю уже третью книгу о фейри, утверждаю, что это не "мое", но все равно продолжаю. Значит, это заслуга автора, который смог увлечь миром фейри ту, что подобное не любит и почти не читает.
Кассандра узнала правду о своем биологическом отце и хочет найти мать. Но находит не ее, а свой необычный дар. После гибели ближайшего друга, девушка уходит в мир фейри и там оказывается в эпицентре сражений двух кланов. Было много жестокости, было предательство. Кстати, личность предателя меня шокировала. Мне нравился этот персонаж. Я бы поняла его, будь это просто зов крови или нечто подобное, но неоправданную жестокость по отношению к тем, кого он называл друзьями, простить не могу. Уверена, что впереди нас еще ждет и встреча с этим героем, и итог борьбы в мире фейри. Останется ли там Кассандра или вернется к людям? Думаю, что это будет зависеть от ее отношений с Роаном. Что же, посмотрим.
5 с минусом.
В последнее время я открыла для себя Исландию в детективном жанре. Не устаю удивляться, какая же маленькая это страна, если говорить о населении, и насколько там низкая преступность. Там может ни быть ни одного убийства за год! Поэтому мне немного удивительно, что в последнее время мне попадаются именно детективы от исландских авторов.
В этом романе главная героиня Эльма переезжает в родной город после нескольких лет жизни в столице. У нее есть на то свои причины, о прошлом нам говорят очень мало. Хотя кое о чем догадаться было не сложно. Когда возле местной достопримечательности - маяка - находят тело женщины, Эльма участвует в расследовании. Для нее важно узнать правду и ее не волнует, что может пострадать репутация весьма уважаемых в городе людей. На самом деле, это проблема маленьких городков: все обо всем знают и все молчат. Хотя, как оказалось, знали не все и не обо всех. Очень жаль девочек, при чем обеих, все, что привело к трагедии началось из-за взрослых. Не оригинальная история, но от этого не менее ужасная.
Поэтому финалом я не довольна. Отнюдь не все наказаны. Возможно, будет продолжение.
4 балла.
Я не читала серию про Пендергаста, но мне нравится Нора Келли. А так как здесь она одна из главных героев, то я с удовольствием прочитала этот роман. Интересно, динамично. Все в духе авторов.
Пендергаст, конечно, очень неординарный персонаж. Интересно было заглянуть в прошлое его семьи. Печально, что столько людей погибло. И никакой наукой или благими целями такое оправдать нельзя. Особенно жутко было читать о преступлениях в настоящем. Монстр, настоящий, сумасшедший монстр орудовал в городе и герои дорого заплатили за его поимку.
5 баллов.
Роман не плохой, но я ожидала чего-то большего. Тем не менее, автору удалась создать интригу, загадок было достаточно, каждый из героев что-то скрывал. Каждый раз удивляюсь, насколько люди эгоистичны. Даже зная, что их показания могут спасти жизнь человеку, при чем родному, они молчат. Очень жаль Флору. Да, она была импульсивным подростком, не слушала никого, но такого, что случилось с ней никто не заслуживает. Что касается Хизер, то для меня не стало сюрпризом то, что открылось в финале. Она явно себе на уме, просто близким людям это не заметно.
4 балла.
Интересный роман. Очень часто раньше в процессе чтения меня злила Кэт. Но в этот раз она вела себя достойно и осмотрительно, в отличии от своего мужа, разум которого помутила старость и тоска за прошлым. Ну, за это он и поплатился. Кэт тоже пришлось столкнуться со своим прошлым. А Марвуд, как обычно, оказался втянут в политические игры. Но он набрался опыта и тоже умеет плести интриги, как оказалось. Очень жаль мне было некоторых второстепенных персонажей, но автор часто не добр к своим героям. Что касается спрятанного сокровища, то я ожидала чего-то более значимого, не только для личных целей, но и для страны.
5 баллов.
Роман написан, как часто бывает, о прошлом и настоящем. Почти всегда современная часть слабее исторической, но здесь она вообще не понятно к чему была. Мне она показалась совершенно лишней. Лучше бы некоторым моментам прошлого было уделено больше внимания.
История Костанцы интересна и трагична. Девушке выпали страшные испытания, неудивительно, что ее психика не справилась. В наше время ей бы помогли, ее депрессию можно было бы контролировать. Но сто лет назад Костанце пришлось справляться самой. Жаль, что из-за этого страдал ее муж. Хотя он взрослый и видел в каком состояние жена. А вот дочка не смогла принять поведение матери. Хотя оно и логично: Костанца слишком многих потеряла, поэтому боялась сильно полюбить снова. Даже собственного ребенка.
Вот именно об отношениях с дочерью, о чувствах Констанцы мне хотелось бы узнать подробнее, а не вскользь, из третьих уст. Если для этого нужна была современная часть, то зря. Я даже не знаю, что о ней сказать.
4 балла.
Блю приезжает на неделю в пансионат, хозяева которого помогают людям бороться с утратой. Девушка уже три года, как потеряла мать, но до сих пор не наладила свою жизнь. Для этого есть много причин, основная из которых - Блю видит призраков и "чувствует" людей. А еще в прошлом она ошиблась, и эта ошибка стоила ей уверенности в себе.
Казалось бы, что может пойти не так в маленьком пансионате, управляют которым милая супружеская пара? Оказалось, что может, да еще как. Чего не отнять, так это запутанности в сюжете. Кто, зачем, почему - ничего не понятно. Я не знала верить ли Блю, я сомневалась во всех, кроме, как ни странно, Сабины. Рада, что все оказалось так, как оказалось. Все же, некая справедливость есть. Но вот на что способны люди во имя, якобы доброты и заботы, ужасает.
4 балла.
Первую книгу читала довольно давно и многое забыла. Но основное в памяти осталось, например, Эйлиш, со своим поведением в стиле "сама не знаю чего хочу". Вернее, она знает, но смелости сделать выбор не хватает. Кстати, это касается не только Эйлиш. Здесь все герои такие. Муж ей изменил, она молчит. Нет, чтобы скандал устроить, тарелки побить, рожу ему расцарапать. Нет, она молчит. Никому слова поперек сказать не может, все намеки да намеки. Уехав в Ирландию, Эйлиш вроде бы сделала выбор. Но не все так просто. Там ее юношеская любовь Джим тоже должен определиться, что и кто ему нужен. Усидеть на двух стульях вряд ли получится.
Если бы спросили лично меня, что я думаю об этой ситуации, то я бы сказала, что Эйлиш следует развестись. Но не ради жизни с Джимом, а ради самой себя. А Джиму место в Ирландии, в родной деревне, с Нэнси и его пабом. Но это мое мнение, а вот как поступят герои, автор нам так и не рассказал.
4 балла.
Как-то я пропустила эту книгу, хотя обычно новинки любимых авторов читаю сразу. Но здесь и обложка, и аннотация ввели меня в заблуждение и я подумала, что данный роман принадлежит тезке автора. Но все же хорошо, что я поняла свою ошибку.
Роман одновременно и похож на другие произведения Калининой, и отличается. Есть мистика, но немного, больше я бы сказала, детектива. Понравилась идея с таким необычным агентством, где немного сотрудников, но у всех у них есть свой дар. Ну, почти у всех. Больше всех мне понравились парни - Макс и Гера. Ну, это и ожидаемо, я же женщина. А вот девушки, каждая со своими тараканами, даже Марина, которая всем так нравилась, мне показалась бесхребетной какой-то. Особенно на фоне Лиды, которая точно знает чего хочет.
Расследование получилось сложное, но интересно. И, к сожалению, не все добрались до финала целыми и невредимыми. Да и сам финал совсем таковым не является, а я сразу начинаю читать продолжение.
5 с минусом.
Так много я ожидала от второй книги, но она разочаровала. Герои очень надоели своей скрытностью, особенно когда понимали, что она вредит делу, но все равно молчали. Марина, как и в прошлой книге, злила своей неуверенностью в себе. Иногда так и хотелось спросить, что же действительно Макс в ней нашел?
Задумка с детективно-мистической частью казалась интересной, но на самом деле расследование было довольно вялым. Героев чуть ли не носом тыкали в подсказки. Финал, предсказуемо, очень открытый, ведь нас ждет продолжение.
4 балла.
...
эля-заинька:
11.11.24 10:26
» Отчет по списку № 3/2024
Отчет по списоку № 3/2024:
1. "Шаман" Гордон Ной
Очень понравилось, оценка 5+
2. "Смерть приходит в конце" Кристи Агата
Не впечатлило, оценка 3
3. "Невеста Ноября" Арден Лия
Не осилила, сказка
4. "Уроки химии" Гармус Бонни
Понравилось, оценка 5
5. "Уборщица. История матери-одиночки, вырвавшейся из нищеты" Лэнд Стефани
Очень понравился сериал, снятый по этой книге, а вот сама книга совсем не зашла, не осилила
6. "Моя грязная Калифорния" Джейсон Мосберг
Не зацепило, оценка 3
7. "Непотопляемая Грета Джеймс" Смит Дженнифер
Очень заурядное чтиво, оценка 3
8. "Аббатиса" Грофф Лорен
Не осилила, очень скучно
9. "Джейн" Сомерсет Моэм
Короткий рассказ, оценка 5
10. "Туркестан" Свечин Николай
Хороший детектив, оценка 4
Прочитано вне списка:
1. "Тени тевтонов" Иванов Алексей, оценка 4
2. "Доктор Коул" Гордон Ной, оценка 5
...
LuSt:
16.11.24 18:13
» Отчет по списку №14-2024
Отчет по списку № 14-2024
Книга была издана в 1997 году и позиционируется как детская литература, хотя ничего детского в ней нет - интриги, война, жестокость, даже первый сексуальный опыт юного Вани, но центральной закладкой для растущего мозга являются пространные эпиграфы в виде цитат из произведений заезжих европейцев, в основном поляков типа Сигизмунда Герберштейна, которые только и пишут о том, какие русские дикие варвары и демократии у них нет.
Марфа окаянная из названия - это Марфа Борецкая, боярыня-посадница из Великого Новгорода, которая в 15 веке захотела отлипнуть от московской сиськи и евроинтегрироваться. Вступив в сговор с польским королем и литовским князем Казимиром IV Ягеллоном, она с сыновьями начала готовиться к войне, но не учла, что на стороне московского царя Ивана III и войско было покрупнее, и оснащено лучше, а европейцы, поманив сладкой морковкой, в час Х ловко дистанцируются от процесса. Да и внутри самого Новгорода хватало людей, которые понимали, что никакой автономии в составе Литвы им не светит, а вольных людей превратят в холопов, которых никогда не будут считать равными себе, плюс московский царь, не будь дураком, имел в городе глаза и уши.
Мы видим события глазами разных людей - самой Марфы, ее внука Ивана, ее сына Федора, прозванного Дурнем, московского ополченца Тимофея, новгородского разбойника Левки Фатьянова, соловецкого старца Зосимы, великого князя Ивана Третьего и его матери Марии Ярославны, и всякого новгородского люда от богатых и знатных до простых горожан. Подробных описаний битвы на Шелони в книге нет, есть сухая констатация факта, что новгородское войско было разбито, а его предводители (среди них и сын Марфы Дмитрий) взяты в плен, осуждены и казнены. Автор проделал большую работу, чтобы показать быт и нравы русского общества 15 века, взаимодействие власти и православной церкви, роль монастырей в укреплении государственности на самых дальних рубежах, и то, как женщины, несмотря на то, что заграничные путешественники в своих заметках пишут прямо противоположное, играли в этих процессах весьма значительную роль.
Это весьма странная книга, написанная в рубленом стиле, с огромным количеством физиологических подробностей и намоленной в современной "женской" литературе телесностью, но читалась и слушалась легко, сюжет меня захватил. В ней полифонически сплетаются голоса четырех женщин, на первый взгляд абсолютно разных, но в процессе становится ясно, что их истории связаны между собой.
Сорокалетняя Ро пишет книгу о полярной исследовательнице Айвёр Минервудоттир, преподает историю в школе, и очень хочет родить ребенка, но так как мужа у нее нет, прибегает к ЭКО, но ничего не получается, а власти принимают один за другим законы, ограничивающие репродуктивные права: сначала запретили аборты со строжайшим наказанием как для врачей, так и для пациенток, потом приняли поправку, что ЭКО тоже нельзя (у эмбриона ведь не спросили, хочет ли он рождаться - максимально тупое обоснование, как будто у эмбрионов, зачатых естественным путем, спрашивают), а с нового года вводят новый билль, о том, что у каждого ребенка должно быть два родителя, то есть ограничивают права одиноких женщин на усыновление. Сьюзен живет в браке и растит двоих детей, мальчика и девочку, казалось бы, счастливая семья, но на деле роль жены ее до чертиков достала, она мечтает реализоваться в адвокатском деле, а ежедневный отупляющий домашний труд и ленивый муж вгоняют ее в депрессию настолько, что она мечтает направить машину под откос, и плевать, что на заднем сидении дети. Мэтти пятнадцать лет, она учится в школе, готовится поступить в математический институт, озабочена спасением китов и изменением климата, и она беременна ненужным ей ребенком. А Джин в свои тридцать два имеет три класса образования, отданного на усыновление ребенка, и лечит нуждающихся травами да отварами, за что ее за глаза называют ведьмой и при удобном случае, конечно, будут пытаться осудить.
Центральная тема, конечно, это права женщин и их роль в обществе, и то, как автор подала своих героинь, мне понравилось. Тут есть и борьба с системой от демонстраций до подпольных анонимных абортов (весьма интересно, что граничащая с США Канада тоже способствует исполнению драконовских законов и выдает американским властям беглянок, которые хотели бы сделать аборт в Канаде, но про другие страны ничего не говорится, также обойден вопрос контрацепции - подозреваю, что она тоже запрещена - и такого способа уклонения от размножения как целибат), и совершенно разные взгляды на продолжение рода, и вездесущая несправедливость, когда женщины, которые хотят иметь детей, не могут зачать, а те, кому на данном жизненном этапе дети не нужны, залетают аж бегом, и черствость бюрократов от медицины и социальной поддержки. А история полярной исследовательницы - еще одна в копилку о тех женщинам, которым не повезло опередить свое время.
Захватывающая приключенческая повесть об освоении русскими картографами Приморья - Уссурийского края, гор Сихотэ-Алинь, бассейнов рек Уссури, Арму, Такемы, Такунчи, Сицы, Кулумбе и многих других, морского побережья - и о необыкновенном человеке Дерсу Узала, местном нанайце-охотнике, помогавшем экспедиции. В этой книге речь идет о второй экспедиции Арсеньева в 1907 году, которую он совершал в компании девятерых военных, ботаника, студента Киевского университета, двоих помощников и, собственно, проводников из числа местных жителей. Экспедиция началась в июне, когда отряд прибыл из Хабаровска в залив Джигит, и продолжалась до 4 января 1908 года. За это время Арсеньев записал множество историй о крае и его обитателях - как местной фауне и флоре, так и о жителях, населяющих эти еще плохо освоенные земли.
Дерсу Узала на момент экспедиции исполнилось 58 лет. Это человек, который всю жизнь занимается охотничьим промыслом и очень хорошо знает родной край, привычки зверей, умеет распознавать следы. Он анимист - убежден, что у всех живых (и не только) существ есть душа, и всех окружающих называет "люди", неважно, будь то зверь лесной или эскадренный миноносец "Грозный". Всю жизнь свою он провел на природе и чувствует себя поистине свободным человеком, которому под каждым кустом готов и стол, и дом, пропитание добывает самостоятельно, всякие ништяки получает бартером, и в целом не особо интересуется атрибутами цивилизации. Когда в конце экспедиции Арсеньев уговаривает его отправиться с ним в Хабаровск и поселиться у него в квартире (Дерсу подводит зрение и он понимает, что охотиться как прежде уже не может), старый охотник поначалу соглашается, но городская жизнь оказывается совсем не его: он не понимает, как это платить деньги за дрова и, что хуже всего, за воду - ведь вот он, целый Амур течет, бери да черпай. Я понимаю чувства географа, когда он, скрепя сердце, отпустил старика в тайгу - привыкший к приволью гольд не может приспособиться к совершенно другой жизни. И то, как закончил Дерсу свой земной путь, по-настоящему грустно.
Несмотря на то, что книга написана сто лет назад, читается она легко и быстро, ведь если речь идет о природе, там может ничего не меняться и сто, и пятьсот, и тысячу лет.
В начале лета с подачи OksanaBB уморительно похохотала над первой частью данной тетралогии, посоветовала ее мужу, он уже три книги успел прочитать, а у меня вот только руки дошли до второй. В этой части супруги Николай Иванович и Глафира Семеновна Ивановы, уже довольно опытные путешественники, взяли с собой в очередную поездку петербургского купца Ивана Кондратьевича Конурина, пожилого мужчину, никогда прежде за границей не бывавшего. Путь их лежал с юга Франции через всю Италию, и потом на поезде домой. Не обошлось без обычных для автора фишек, когда мужчины постоянно ищут, где бы поесть и выпить, или еще каких мужских развлечений сыскать, а Глафира Семеновна все жаждет на людей посмотреть, себя показать, прикупить чего али посмотреть какие достопримечательности.
А развлечения в Европе на любой вкус (разве что с русской водкой, селяночкой, пирогами да прочими любыми нашему человеку угощениями напряженка, и курьезов с едой тут не меньше, чем в первой книге). Так, в Ницце и Монте-Карло герои несколько раз ходили в казино с переменным успехом, но в конце концов проигрались в пух и прах, на Английской набережной ходили на карнавал цветов, где сначала все помахивали букетиками, а потом как давай ими друг в друга швыряться! Иванов и Конурин уж задумали устроить такое развлечение в Петербурге, но Глафира Семеновна испугалась, что наши люди, чего доброго, начнут бросаться не цветами, кои в дефиците, а камнями да стульями )))
Рим с момента визита туда наших путешественников особо не изменился: все те же развалины, обоссанные подворотни да назойливые "проводники", которые так и хотят тебе что-то впарить. Папу римскую (именно так, в женском роде) повидать им так и не удалось, даже невзирая на попытки подкупить стражников папского дворца, чтоб те пустили их хоть одним глазком взглянуть. В Неаполе в их общество влился некто Григорий Граблин, путешествующий с компаньоном-художником Перехватовым, тоже не дурак выпить и покутить, и таким составом они поехали обозревать Помпеи и Везувий. Там, в общем-то, тоже ничего не поменялось, но интересно как отличается восприятие руин похороненного вулканом города людьми образца 19 века и сегодняшними (хотя в нашей группе тоже были люди, которые жаловались, что в Помпеях негде поесть и купить воды). Подъем на Везувий был весьма авантюрным, а спуск драматичным. Дальнейшая поездка на Капри поначалу героям очень нравилась (о, эти целые ветки с апельсинами на них!), но на обратном пути случился небольшой шторм, и после этого охоту к морским приключениям у них отбило напрочь. В Венеции же каналы как воняют сейчас, так (если не хуже) воняли и тогда, и сравнивая ее с Петербургом, Ивановы и Конурин пришли к выводу, что в родном городе хоть и холоднее, но не в пример чище и аккуратнее, да и за архитектурой следят и поддерживают ее в надлежащем состоянии (увы, сейчас с этим стало сложнее).
Конурин всю поездку тосковал по жене и вопрошал, что-де она поделывает, и сам себе отвечал на вопрос: "поди чай пьет", и это повторялось столько раз, что Глафира Семеновна не выдерживала и начинала язвить. Вообще очень здорово было наблюдать, что несмотря на все дорожные ссоры, супруги Ивановы любят друг друга и прощают друг другу маленькие слабости, ну с кем не бывает. Не откладывая в долгий ящик, послушаю и третью книгу - аудионачитка бесподобная, особенно меня веселил акцент Конурина.
Вот и прочитана третья книга этой замечательной серии. Здесь Николай Иванович и Глафира Семеновна уже опытные путешественники и наконец додумались до прекрасной идеи нанимать себе на маршруте следования местных русскоговорящих гидов. По пути следования они проезжают Венгрию (довольно коротко), Сербию (тут более обстоятельно, успевают и "насладиться" местной таможней, которая готова в буквальном смысле сунуть нос даже в сверток с едой - как говорится, Украину тогда еще не придумали, но ее зачатки имелись в других местах, - и погулять по Белграду, попробовать местной кухни и развлечений), Болгарию (здесь у них была целая драма с прокурором, хотевшим познакомиться с "эксцелленц", за которого приняли Николая Ивановича, а супруги думали, что им хотят какое-то дело пришить, но все разрулилось наипрекраснейшим образом, и этот самый прокурор мало того, что провел им интереснейшие экскурсии по стране, так еще и отличного гида по Стамбулу намутил).
Уже в гостях у турок, в Константинополе, они с помощью этого самого проводника Адольфа Нюренберга, по-русски именуемого Афанасием Ивановичем, американского подданного, который "родился в России, в Польше, жил со своего папенька в Копенгаген, поехал с датского посольства в Петербург, потом перешел в шведского консульство в Америку. Попал из Америки в Одессу, и вот теперь в Константинополе", посещают кучу разных интересных мест и событий: визит султана в мечеть, любительский театр, весь букет стамбульских мечетей от Новой и Голубой до Айя-Софии, ипподром, мастерские ткачей ковров, Египетский рынок. Я вместе с ними как будто наяву вновь обошла все эти достопримечательности, а уж как Глафира Семеновна начала бояться спускаться в Цистерну Базилика, прям хотелось ей настучать по голове и сказать, мол, дурья твоя башка, иди, это фантастическое место!
Когда в уличной кофейне они увидели русский самовар, и там же познакомились с армянином Карапетом Абрамьянцем, это стало поворотным моментом всего путешествия. Конечно, как они обошлись с Нюренбергом, как по мне несправедливо, но все же обычно экскурсоводы берут деньги вперед, так что в какой-то степени он и сам виноват. Но насколько был рад переезду из чопорной гостиницы с расписанием по часам и английским регламентом в частную квартиру Николай Иванович, настолько же расстроилась Глафира Семеновна. Она-то надеялась, что в мусульманской стране, где по религиозным ограничениям нельзя есть свинину и пить вино, ее супруг не будет бражничать и барагозить, а выяснилось, что турки так-то пьют еще и похлеще европейцев, просто делают это не на виду, а уж хмельные напитки при желании в доступе есть где угодно. Собственно, я от Карапета Аветыча ожидала какой-то подставы, а в итоге они с Николаем Ивановичем мастерски обманывали его жену, втихаря добывая выпивку даже на пароме и на кладбище )))
Аудионачитка бесподобная, эти акценты прокурора, Нюренберга и Карапета просто мед для ушей. Как жаль, что мне осталась всего одна книга.
Эта книга, которая открывается сценой на старинном кладбище в выдуманном автором провинциальном Плассане и заканчивается на нем же, является первой из двадцатитомной саги Эмиля Золя о Ругонах и Маккарах, своеобразным введением и знакомством с этим необычным семейством. В ней присутствуют персонажи многих следующих книг, из прочитанных мною это Жервеза из "Западни" и Аристид из "Денег", и было весьма интересно почитать, какими эти персонажи были в детстве и ранней юности (я-то думала, что Жервеза начала пить на фоне деградации мужа и дочери, а она, оказывается, еще подростком была не дура вместе с матерью заложить за воротник, ну а про Аристида в общем-то все понятно и так).
Обе семьи пошли от Аделаиды Фук, которая вышла замуж за своего батрака Ругона и родила сына Пьера, а через год овдовела, но долго горевать не стала, а сошлась с соседом, контрабандистом Маккаром, и в этом союзе родила еще двоих детей, Антуана и Урсулу. Будучи человеком с довольно хрупким душевным здоровьем, унаследованным от отца, окончившего свой жизненный путь в дурдоме, она жила страстями и чувствами, а дети ее росли как трава: они не лезли в дела матери, а она предоставила их самим себе.
Пьер, будучи ребенком, рожденным в законном браке, по праву считал себя единственным наследником земельного участка и материнского дома, и хитрыми интригами вознамерился отвадить других кандидатов от наследства: брата сплавил в армию, сестру замуж, и начал потихоньку изводить мать, но тут весьма кстати Маккара застрелили жандармы в горах, а мать от этих вестей еще больше поехала головой, перебралась в его лачугу, и Пьеру удалось обманным путем заставить ее подписать на него дарственную. С небольшим капиталом от продажи земли богатому соседу Пьер смог жениться на дочери торговца маслом и вместе с ней начать рулить фирмой тестя. В браке у него и Фелисите родилось пятеро детей, и хотя Ругоны крутились как белки в колесе, их предприятие никак не могло выйти на стабильную прибыль, какой-то год был лучше, какой-то сильно хуже, и так выходило, что никаких накоплений они сделать не могли. Решили проинвестировать в детей, отправив сыновей учиться в местный колледж, а потом на заработки в Париж, но так вышло, что в столице своих образованных хватает, и они вернулись в родной город не солоно хлебавши, а когда родители начали им предъявлять за понесенные расходы, возмутились и сказали, что дабы зарабатывать своими руками, учиться нужно было на ремесленников, а не на юристов. Лишь один из сыновей, выучившийся на врача Паскаль, по настоящему преуспел в своей профессии, но ему настолько претила его корыстолюбивая, алчная и тщеславная семейка, что он никогда не представлялся отцовской фамилией и все обращались к нему просто доктор Паскаль (есть в эпопее и книга с таким названием).
Антуан Маккар не простил единоутробного брата за то, что тот лишил его наследства, и после возвращения из армии твердо вознамерился стрясти с него хоть что-то. Дабы тот не позорил семью, Пьер снял ему жилье, но велел искать работу, чего Антуан делать категорически не собирался. Будучи по жизни ленивым, но хитрым, он женился на работящей женщине, настрогал детей, а как только те подросли до мало-мальски трудоспособного возраста, отправил пахать и их (собственно, Жервеза - это как раз его дочь), а сам за их счет только шлялся по кабакам да спорил о политике с такими же бездельниками. Отвратительный персонаж.
Основные события романа охватывают неделю в конце 1851 года, когда пала Вторая Французская республика и путем госпереворота установился режим Второй империи. Основные события, конечно, происходили в Париже, но отголоски докатились и до сонного провинциального Плассана. Жители города к тому времени (а Вторая республика просуществовала всего-то три года) разделились на бонапартистов, монархистов и республиканцев, причем последних поддерживал в основном рабочий класс. Ругоны изначально состояли в лагере монархистов, приверженцев реставрации хоть кого-то из прежней королевской семьи, но со временем, почуяв, куда ветер дует, переметнулись в другой лагерь. Весьма отвратительно было читать о том, как цинично и расчетливо они действовали, чтобы перетянуть одеяло на себя и наконец-то, оттолкнувшись от дна, взмыть на самый верх. И очень печально, что карьеры таких беспринципных флюгеров строились в буквальном смысле на крови наивных юных идеалистов, таких как племянник Пьера и Антуана Сильвер и его возлюбленная Мьетта, две чистые влюбленные души, которым так и не суждено было познать радости жизни и любви.
Продолжу читать автора дальше.
Я ожидала от романа, судя по отзывам, красивой истории любви, и вроде бы так оно и есть, но с самого начала было ясно, что конец будет трагический, и автор просто расскажет о судьбе этой необычной пары на фоне эпохи - так и случилось. Кирилл Алексин и Кира Уварова познакомились еще в школе и ближе к юношеству поняли, что любят друг друга и хотят провести жизнь вместе. Кирилла автор описывает просто как идеал мужчины - сильный, справедливый, мастер на все руки, спортсмен, работящий, а как любит жену и дочку. Кира же показана несколько надменной, упрямой, но вместе с тем целеустремленной и хрупкой. Их жизнь на Урале описывается в период с шестидесятых по девяностые годы, и на их век приходятся многие события из истории нашей тогда огромной страны: служба друга Кирилла Никиты на Кубе, война в Афганистане, смерть Брежнева, Чернобыльская авария и наконец техногенная катастрофа в их родном Асбесте 1 ноября 1990 года, которая, к сожалению, не обошла стороной и их семью. Мне понравились рассуждения отца их подруги Маши о семейном счастье, о Боге и о судьбе. Вот уж воистину, бог дал - бог взял... Самое страшное, когда любимый человек числится в статусе "пропал без вести": это одновременно и надежда, и ужас без конца.
Из трех прочитанных книг у автора эта показалась мне самой слабой, хотя ее фирменные фишки и присущая ей эдакая японская "достоевщина" на месте. Я довольно долго вчитывалась - все эти описания кофе, разных сладостей, еды, конечно, прекрасны, но сюжет-то где? И герой Фукасэ мне не очень нравился, он парень очень замкнутый, не уверенный в себе, работает в канцтоварной фирме и увлекается приготовлением кофе, такая темная лошадка. Понятно, что что-то его тяготит, и когда в кофейню, куда он ходит каждый день, приходит девушка Михоко, они знакомятся и у них вроде бы завязываются отношения, он решает ей открыться.
Три года назад пятеро одногруппников с четвертого курса университета решили съездить на три дня в загородный дом на лыжном курорте Мадараока, принадлежащий дяде одного из них. Что делать летом на лыжном курорте, не очень понятно, но компания молодых парней найдет чем заняться - шашлыков пожарить, пивка попить, в настолки поиграть или в мяч, да книжку почитать в тишине, в конце концов. Однако складывается так, что владелец машины и ключей от дома попадает в аварию и предлагает друзьям не менять планы, а поехать без него на машине его мамы, а он подтянется позже. Они соглашаются, едут вчетвером, в пути очень много едят, а ближе к месту назначения попадают в сильный ливень и еле доезжают по серпантину до этого самого дома. Там жарят мясо, выпивают (двоим из них пить нельзя, но один все же ведется на слабо и соблазняется на бутылку пива), весело проводят время, и тут раздается звонок - их отстающий товарищ таки прибыл на станцию и просит его оттуда забрать. И вот тут-то и происходит развилка, после которой один из парней оказывается мертв, а четверо других теперь обречены думать, виновен ли каждый из них в его смерти или нет.
Выслушав эту историю, девушка выносит холодный вердикт: виновен. Все виноваты. Кто-то не настоял на том, чтобы со станции взяли такси или сам не подумал о таком варианте, зная, что друзья нетрезвы, кто-то отпустил выпившего товарища с маленьким опытом вождения ехать по опасной дороге в дождь, все, словно сговорившись, не упомянули на допросе в полиции, что водитель выпил пива. Каждый думал о себе, но себя ставить на место погибшего, его семьи и друзей не желал. Они продолжили жить, а он нет. И сейчас, спустя три года, Фукасэ понимает, что толком не знал того, кого считал другом. И решает доискаться до правды.
А финал он как обухом по голове, насколько иногда то, что мы считаем несущественным, опасно для нас, если об этом умолчать или не придать значения.
Очень трогательная повесть о жизни бездомных собак в маленьком овраге на краю большого города, о том, как город поглощает деревни и уничтожает природу, как разрушается вековая связь человека с землей и населяющими ее живыми существами, и как в разных обстоятельствах собаки приходят на помощь людям, а люди спасают собак. У каждого из вольных псов стаи есть своя история - так, например, вожак Черный раньше сидел на цепи и хозяин его бил, а потом хозяин уехал в город, пес стал не нужен и с тех пор Черный людей не жалует. Бывшая такса когда-то жила в интеллигентной семье профессора, и не очень ясно, как она оказалась на улице, но с ней обращались хорошо и она злобы на людей не таит. Головастый изначально уличный пес, но был в его жизни период, когда школьный сторож его пожалел и давал кров в здании школы - с тех пор он умеет читать по слогам. Маленький Крошка тоже родился на улице, как и Хромой, и с доверием людям у них не очень, но зато они умеют выпрашивать еду. А рассказчик, Гордый, считает, что у него есть свой человек, хозяин, но по какой-то причине не забирает его домой. Все эти собаки хоть и гордятся тем, что вольные псы и типа презирают "привязанных" (тех, что ходят в ошейниках и на поводках), на самом деле мечтают о теплой конуре, сытной еде в миске и ласковых руках, которые почешут бочок и за ушком. Мне понравились также собачьи легенды про собачью дверцу, за которой таится собачий рай, и про то, как раньше человек и собака говорили на одном языке и все делали вместе, а потом все изменилось. История, которая, несомненно, тронет сердце в любом возрасте.
Я ожидала, что это будет книга в духе Лорана Гунеля, но получила, к сожалению, японский вариант Коэльо - такой же бедный язык, дешевый пафос, банальности на каждой странице и совершенно невнятный сюжет.
Некий японский почтальон пошел к врачу с жалобами на головную боль и вышел от него со страшным диагнозом: у него неоперабельная онкология, и жить ему осталось от силы несколько месяцев. Он в печали бредет домой к своему коту Капусте и размышляет, как же ему быть. Герою тридцать лет и он абсолютно одинок - мама умерла, с отцом он давно не разговаривает, с девушкой расстался несколько лет назад, друзей нет. Но тут у него в комнате материализуется дьявол в виде его двойника, только в пестрой одежде, и предлагает заключить сделку: за каждый дополнительный день жизни из мира бесследно исчезнет какое-то явление. Герой, конечно же, обрадовался - какая отличная возможность избавить мир от болезней, плесени и прочей гадости, но дьявол быстренько его надежды развеял: решать, что именно удалять из мира, будет сам дьявол, а герою остается лишь согласиться на предложение и продлить себе жизнь на один день, или отказаться и умереть. Руководствуясь желанием пожить еще, герой после недолгих раздумий соглашается.
А дальше начинается какая-то совсем неправдоподобная хрень в духе инфоцыганщины, ну то есть нам предлагается поверить, что из мира разом исчезли все мобильные телефоны, и никто по этому поводу даже не пикнул. Воистину, вместе с вещью дьявол как будто бы стирает всю память о ней, но нет же! Далее, уж не знаю, насколько надо быть эгоистом, чтобы за один день своей жизни (кстати, если б он хоть распоряжался этими днями как-то разумно, так нет же: то бывшую пошел донимать, то единственного приятеля, помешанного на кино, привлек к выбору последнего фильма в своей жизни, зная, что на следующий день все фильмы исчезнут. В середине книги дьявол подарил коту героя дар речи, и кот, как и бывшая, с ходу предъявил ему претензии, и как это у котов принято, дал понять, что хозяин в доме он, а не чел. Диалоги с котом задумывались как фишка книги, но так как я не кошатник, осталась к ним равнодушной.
Я не очень понимала, с какой целью герой продлевает свое существование такой ценой, что он может дать этому миру, что его жизнь настолько ценна? И вечно повторяющаяся мысль, что чтобы что-то обрести, сначала надо что-то потерять. Буквально с чего бы? Добавлю балл за то, что убрать из мира он успел только три вещи, на четвертой пришел в себя и понял, что так делать не надо, и помирился с отцом, который, как и мама, желал ему только добра, просто в своей манере. Но в целом не впечатлило.
...