Перечитала роман полностью и решила высказаться. Предупреждаю, мыслей много, и они "сырые".
Для начала скажу, что роман мне очень понравился. Претензий к тексту, героям, сюжету не имею. Хотя читала с осторожностью и уж тем более не строя никаких предположений о развитии сюжета. Маньяк - герой сомнительный. Персонаж с расстроенной психикой все же это не самое эстетичное зрелище из возможных. К тому же от меня до последнего ускользал смысл происходящего. Поэтому отдельное спасибо за седьмой дубль, он мне помог. Так что, если возникает желание раскрыть историю подробнее, не стоит себя сдерживать)) Для недогадливых, вроде меня, чем больше зацепок, тем лучше.
Я предполагала, что Герой этой истории не Градский, поэтому чаша разочарования меня миновала. Хотя Градский похож на Героя больше, чем Джек, поэтому вполне объяснимы надежды читателей на его счет. Слава была к нему неравнодушна, и это известный факт, Градский тоже испытывал к ней чувства. Они состояли в отношениях (вообще, интересно, что у Героини секс имел место не с Героем). Раскрыт он (Градский) гораздо лучше Жени/Джека, который так и остался загадкой, особенно Джек. То есть, по всем параметрам в финале Градский должен был жить долго и счастливо со Славой, но все оказалось не так.
Попробую разобраться, как такое могло произойти и начну с Вероники.
Забавно в своей жути, что Вероника со своим шантажом и заварила всю кашу. Поэтому неудивительно, что Градский в этой истории раскрывается достаточно подробно, ведь он ее убийца. Не просто убийца, а убийца конкретно Ники, вокруг смерти которой закрутились все события. То есть, Вероника - "главный труп" романа. По этой же причине неудивительно, что Джек выглядит несколько лучше Градского, но это тоже обманчивое впечатление. Джек вовсе не показан хорошим, просто он не причастен к "главному убийству". Убийства же, которые совершил он, к данной истории имеют лишь косвенное отношение. Его цель здесь - разобраться с "оборотнем", то есть найти настоящего убийцу. Такой вот выверт.
Итак, Вероника. Если бы не шантаж, Артур не заказал бы ее Жене, Градскому не пришлось бы ее убивать, Джек не заинтересовался бы личностью того, кто решил подделать убийство под убийство маньяка, а Слава так и продолжала бы отличать эспрессо от американо неизвестно сколько времени вместо того, чтобы работать над уголовными делами.
Но шантаж был, поэтому случилось то, что случилось. Роль Джека в этой истории - самое "сырое" место в моих рассуждениях, его мыслей почти нет, о его планах можно только догадываться. Над этим еще предстоит подумать, может, в голову еще придет что-нибудь умное. А пока выскажу некоторые предположения.
Градский убивает племянницу, разыграв все так, чтобы отвести от себя подозрения. Произошедшее ему нужно было приписать серийному убийце, иначе первые, кого начнут разрабатывать, учитывая, что преступление совершено в квартире при невзломанной двери, это близкие и прочие знакомые. В первую очередь - Артур, ее парень и "гангстер", то есть, сын преступного авторитета. А там могут и связь самого Градского с семьей Хара обнаружить.
Чтобы все точно уверовали, что это дело рук маньяка, Градский вываливает все в прессу, которая с готовностью подхватывает эту идею и автоматически включает в серию подобных убийств. И, работая над делом, он усиленно муссировал эту тему и вбивал эту мысль в головы всем вокруг, включая Славу. В ход шло все, в том числе старые дела с "самоубийством" одной из жертв, и "убийством" своим мужем другой жертвы. При этом Градский при свидетельнице Славе отводит подозрения от Артура. Мол, тот как увидел фото с окровавленным телом, ему тут же стало плохо, а значит это не он. А следовательно копать в ту сторону не стоит, чтобы невзначай не откопать компромат Хары-старшего, собранный не без его участия. А может и маньяк себя как-нибудь проявит, это было бы совсем хорошо.
Маньяк вызов принял.
Но к несчастью для Градского маньяк оказался и киллером тоже, тем самым, которому заказали Нику и который хорошо осведомлен о том, как все было на самом деле, об Артуре и компромате в том числе. Как Джек отнесся к тому, что кто-то решил замаскироваться под него, точно неизвестно. Но он разумеется понял, что этот кто-то решил спрятать свое убийство среди его - Джека - убийств. А это не так просто, потому что способ убийства у него специфический.
И здесь мы подходим к тому, что все эти кровавые подробности нужны не столько для того чтобы шокировать нежного читателя, сколько чтобы таким образом охарактеризовать убийцу. Причем не только Джека, но и Градского тоже. Как я писала, подобное убийство совершить трудно. Не всякий убийца способен на такое кровопролитие. Джек понимает, что "оборотень", во-первых, не простой обыватель, иначе не знал бы об этих убийствах, а во-вторых, сам по себе он очень жесток, обладает холодным умом и железными нервами. С этим необходимо разобраться.
Что делает Джек. Он похищает Славу, то есть, сотрудницу прокуратуры. Он знает как ее зовут, что она работает в прокуратуре, и что у нее в кармане есть еще один телефон, который он не вынимает, а, значит, дает возможность для тех, кто отправится по их следу, спасти девушку из плена, но не раньше, чем он проведет с ней беседу. Беседа у них выдалась интересная, но помимо всех этих брачно-маньячных игр, Джек не забывает рассказать Славе все, что знает. Что он, конечно, маньяк, но к убийству ее подруги не имеет отношения. А так же про Артура и его заказ на убийство. Ну и про то, что его "приятель Женя" заказ выполнить не успел, так как девушку уже кто-то убил.
Мне кажется, Джек предусматривал спасение Славы, иначе не стал бы ей всего этого рассказывать. Планировал ли он сам попасться? Возможно, что изначально нет. Может быть, он передумал позже, когда девушка ему понравилась, а ей могут не поверить. Тогда он решает временно сдаться в руки правосудия, чтобы обозначить свою позицию официально под запись/печать/подпись. Рассказал он обо всем опять же только Славе, в том числе про компромат, заодно предупредив ее, чтобы опасалась "оборотня". После чего "умер".
Если честно, мне здесь не все нравится, много допущений. Джека действительно трудно раскусить, возможно, есть что-то еще до чего я пока не додумалась. Буду думать, а пока пусть остается как есть. Сначала мне не хотелось выкладывать свои "мысли-скакуны", не продумав все хорошенько, но заметила, что роман, особенно финал, принят неоднозначно. Поэтому все же решила поддержать позицию автора, потому что считаю такой финал романа логичным и правильным. Увы, но Градский вряд ли мог бы стать главным героем, и у этого много предпосылок.
Два психопата - Градский и Джек - прониклись чувствами к девушке Славе. Почему же Джек предпочтительней Градского в данной ситуации. Ну, хотя бы потому, что в компании Джека Слава дольше проживет.
Я все пыталась понять, почему отношения Славы с Градским описаны подробнее и "любовнороманнее", чем отношения Славы же с Джеком, главным вроде бы героем. Это и явная и сильная симпатия девушки к боссу и его ответные чувства к ней, какое-то время у них даже были близкие отношения, а потом все раз - и обрывается попыткой убийства любящим Градским любимой девушки. На первый взгляд кажется, что Градского просто напросто "очернили", чтобы на его фоне выгодней представить "няшу-маньяка". Однако это было бы слишком просто. Но вдруг мое внимание зацепила фраза Джека на допросе: Я бы не стал убивать Веронику. Она слишком дорога для тебя. Близкая подруга. Звучит красиво, а если бы Ника перешла дорогу ему лично, он и тогда бы следовал этому убеждению? Но, вспомнив какую махинацию он провернул, чтобы вытащить Славу из психушки... чем черт ни шутит, может и придумал бы что-нибудь.
И тогда у меня возник вопрос к Градскому: так ли уж необходимо было убивать Нику? Действительно ли это была безвыходная ситуация? Предпринимал ли он что-нибудь, кроме разговоров вернуть компромат, чтобы и себя обезопасить, и смерти Ники избежать? Нам известно только про уговоры и убийство. Трудно сказать, возможно ситуация действительно оказалась слишком сложной, тем более если вся организованная преступность города может встать на уши. Возможно, что выхода не было. Но как все организовано.
Градский узнает о заказном убийстве и спешит к племяннице. Нет, не для того, чтобы ее предупредить или спасти, а чтобы успеть вперед киллера. У него был нож, он знал о маньяке и о том, что Ника подходит по типажу. Убив, он еще и порезал ее до кровавых луж на полу. В принципе, в каком-то запредельном смысле я могу его понять. Само убийство еще находит во мне какое-то объяснение, хоть оно и было кошмарным, но потом... Его смех и непринужденная болтовня с коллегами перед тем, как он "узнал" о гибели Ники, имитация гнева, боли и страданий, выгораживание Артура, запудривание мозгов Славе и следствию. Все что угодно, чтобы выкрутиться из затруднительного положения. Читать все это, когда уже знаешь, что он и есть убийца, гораздо тяжелее, чем когда не знаешь об этом. Ужасно цинично.
Ну, ладно и это принимается. Ситуация очень сложная, Ника не поддавалась на уговоры, с чувствами у него проблемы или с их отсутствием. Но что мы видим в конце романа, теперь уже Слава угрожает ему компроматом. И что предпринимает Градский? Он идет убивать Славу. И вот здесь я уже могу сказать со всей определенностью: не верю, что не было другого выхода. Не вижу я, чтобы Градский проработал какие-нибудь варианты развития событий, исключающих ее смерть.
Он лишь надеялся, что вдруг она не будет раскапывать этот компромат. А ведь он уничтожен, и Слава Градского еще ни в чем не подозревала, а он ее уже приговорил. Я даже не заставляю его сдаваться с чистосердечным признанием, просто хоть немного шевельнуть мозгом в отношении кого-нибудь кроме себя. Ведь не глупее Джека, но кроме как о себе и своей безопасности он ни о чем не хочет думать. И тот, кто угрожает его безопасности должен быть уничтожен. Племянница ли, любимая девушка ли, ответ один. Мешает - убрать. В обоих случаях его изощренный ум прекрасно работает, когда нужно спланировать убийство, не навлекая на себя подозрений, но ни разу его план не включил в себя возможность обойтись без трупа. А как минимум со Славой можно было попробовать. Однако Градский не посчитал нужным напрягаться по этому поводу.
Можно было бы подумать, что это не Градский, что он не мог так со Славой поступить и даже, что это попытка устранить соперника с дороги маньяка-любимчика, но не после убийства Вероники. Убийство Ники и попытка убийства Славы дополняют друг друга и рисуют настоящий портрет персонажа. Увы, но это и есть его истинное лицо.
Джек, в отличие от Градского, готов принять на себя ответственность за другого человека. А Слава не самая удобная спутница жизни и, прямо скажем, обуза. Буйно помешанная убийца, сбежавшая из психлечебницы, и которую наверняка будут разыскивать. Как и самого Джека. Это если не учитывать, что ему вообще гораздо удобнее существовать, прятаться и заметать следы одному, чем вдвоем. Но если Слава Джеку нужна, он скорректирует свои планы на жизнь и впишет девушку в них. Он готов подумать и за себя, и за того парня свою женщину.
Вообще, в очередной раз замечаю - и в этом романе, и в других - какую-то манию главных героев взвалить на себя тяжкий груз в виде героини. Жить бы да радоваться. Нет же, обязательно найдут себе даму сердца с максимальным количеством проблем, с чем я каждый раз и спешу их поздравить. И ничего, что интересно, не жалуются.
Но вернусь к анализу Градского и попытке анализа Джека.
Мой ответ - нет. И, боюсь, не только этого романа, но и любого другого. Проблема даже не в том, что он убийца, Джек тоже убийца, и странно было бы одного из них оправдывать, обвиняя другого в таком же поступке. К тому же, если по-честному, Градский убил все же меньше людей, чем Женя/Джек.
Проблема в том, что история с участием Градского закончится слишком быстро, ему нельзя героиню доверить. Он может быть добрым и нежным (со Славой он почти испытывал эти чувства), но только если все хорошо. А романы пишутся не совсем о том, что все хорошо, иначе зачем их писать. По сюжету положены трудности и проблемы, которые героям необходимо преодолеть. Собственно, об этом и истории. О преодолении, о притирке характеров, о познании героями себя и своей пары.
Я не вижу в Градском желания чего-то там преодолевать ради кого-то. Если возникнет проблема, он ее решит. И если проблема окажется в героине, он и ее сразу в расход пустит. Не будет он терпеть дискомфорт. Герой может быть злодеем, но при этом хоть чуточку терпения и снисходительности к спутнице в нем должна быть, чтобы хоть изредка терпеть ее придури. Где притирка характеров, там конфликты, Градский же только в комфортной обстановке может сыграть роль хорошего, если же что-то будет не по нему, он не станет ни с кем возиться.
А самое неприятное в том, что и Ника, и Слава пострадали, в сущности, по его вине. Он участвовал в создании компромата, его никто не заставлял. А потом этот компромат всплыл, где не надо и руками Градского начал собирать кровавый урожай. Обе девушки - жертвы совершенного им поступка. Вот этого ни один Герой себе не позволит, свои проблемы он будет решать только сам. И если попадет в такую "вилку", где надо делать выбор - он сам драгоценный или возлюбленная - то сделает все, чтобы и решить проблемы, и не угробить возлюбленную.
В случае со Славой я даже вижу еще один шанс, испытание, проверку на способность быть главным героем, не этого романа так другого, но... У Градского действительно не было выбора, потому что выбирает он всегда только себя, свой комфорт и свою безопасность.
И даже после своей смерти он умудрился максимально испортить Славе жизнь, если бы не Джек, так и сгнила бы она в психушке. Что ни говори, а персонажа, несущего такой деструктив всем, с кем пересечется, еще поискать надо.
Нет, Градскому Героем не быть.
Если коротко - да)) А если подробней... Странно, но о Градском можно говорить часами и писать на форуме "простыни", он действительно прекрасно раскрыт. Главные же герои - тайна покрытая мраком. Причем оба. Что бросилось в глаза, в романе есть несколько пар, поданных более менее подробно. Артур - Вероника, Женя - Китаяночка, Градский - Слава. Но не Джек - Слава.
А еще интересно, что мужские персонажи похожи между собой своей неположительностью. Что Женя/Джек, что Градский, что Артур. И мы имели возможность наблюдать, как у них складываются отношения с персонажами женскими. Несколько любовных линий "жестоких героев" с героинями. И что станет с героиней если она свяжется не с тем героем, особенно если он еще и "жестокий". Артур и Градский - образцы того, как выглядит жестокий герой и что может ждать девушку в отношениях с таким аморальным типом. Правдиво и закономерно.
Джек выделяется, Женя, возможно, тоже (интересно, что он думает по поводу происходящего). В нем (в них?) есть потенциал, как и в Славе. Слава очень сильная и умная, если бы все сложилось иначе, могла бы стать хорошим следователем. Надеюсь, ее способности не пропадут в новой жизни.
Джек может рассказать свою историю, а автор может донести свою идею до читателей с его помощью. Градский и Артур - тупик.
Собственно, лечебница для Славы - это и есть тупик. Ее можно рассматривать и реально, как больницу, и иносказательно, как ловушку, конец жизни, невозможность двигаться дальше. Тюрьма для тела, уничтожение души и разума.
Но приходит Джек и вытаскивает ее из черной дыры. История повторяется. Когда-то она уже так ехала в автомобиле с маньяком. Когда Слава заговорила, я сначала подумала, что она Джека испугалась, потом поняла, она испугалась, что он - иллюзия, что она никуда не едет, а продолжает мучиться в клинике. Когда-то он был ужасным похитителем, а теперь стал ужасным спасителем. Действие лекарств заканчивается, героиня приходит в себя. Горит закат, автомобиль мчится по дороге вперед, у героев есть будущее.
Красиво и символично.
В общем, пока все, буду думать дальше.