светлая:
                            
                        натаниэлла писал(а):что на все гуманитарные надо много баллов. И тем более в пафосные институты - так всегда было. 
 
Да,  на примере того же МГУ - раньше это вообще было запредельным желанием. 
У  нас  тоже истфак, потом, кстати, иняз котировался. Следом филфак. 
Хотя  в нашей провинции сейчас с гуманитарным образованием некуда и сунуться. 
натаниэлла писал(а):А вообще, любое творчество, на мой взгляд, есть нечто аномальное, божественное, потустороннее.
 
полностью согласна. Оно откуда-то приходит. И каждый раз по-разному. 
По поводу общения с героями. Мне кажется, если рассказать об нормальному, не творческому человеку, подумает: все, ку-ку.
Я могу встать ночь, пойти записать что-то, что мне "рассказали" герои. 
Могу, конечно, попытаться заставить их следовать моим планам. Но  куда там. Они не дают. Я в общем-то, уже давно сдалась.                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        светлая писал(а):По поводу общения с героями. Мне кажется, если рассказать об нормальному, не творческому человеку, подумает: все, ку-ку. 
 
  
 
светлая писал(а):Могу, конечно, попытаться заставить их следовать моим планам. Но куда там. Они не дают.
 
Кстати, в "Алхимии" так и родилась идея ИЛС -Источников личной силы. Я все пыталась это явление осмыслить. Потому что интересно, откуда они все приходят? кто они? почему я? Тоже часто вынуждена хватать ручку и записывать, невзирая на обстоятельства. Иногда сильно мешает жить. Но в то же время тоскую по этому запредельному восторгу. Как ни называй, а это чудо                        
...
                        
                 
                
                        
                          светлая:
                            
                        натаниэлла писал(а):Но в то же время тоскую по этому запредельному восторгу. Как ни называй, а это чудо
 
про восторг понимаю. Когда находишь какую-то ниточку, за которую тебя герои выводят к сюжетным ходам, оущение, что открытие сделал.                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        светлая писал(а):Когда находишь какую-то ниточку, за которую тебя герои выводят к сюжетным ходам, ощущение, что открытие сделал.
 
Я испытываю буквально благоговение, когда какая-нить ерунда в первой главе, на которую я и сама не обращала внимания, вдруг получает объяснение в середине или превращается в полноценный сюжетный ход. Как если бы герои все знали с самого начала. Для меня же финал часто остается загадкой практически до конца. я имею смутное представление, чем закончится история. Но соль чаще всего именно в подробностях.                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                         » Яркая обложка от Ирины Николаевны (Irenie)
Ирочка сделала для моего романа замечательную обложку! 
не устаю ее благодарить за воображение, творческий подход и мастерство. Спасибо, тебе, дорогая, за этот бесподобный подарок! 
 
   
   
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Margot Valois:
                            
                        Ух-ты! Суперский подарок! Нат, поздравляю  

 Браво мастерству Ириши! 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          светлая:
                            
                         » Рецензия на роман от Светлой
Таша, привет, и в этой темке.  
 
 
За долгое чтение прошу прощения. Но "Эника" – не тот роман, что можно читать на раз, два, три(утрированно говоря) в перерывах между вторым и компотом. 
Каюсь, грешна – люблю читать за едой.  

 Знаю- знаю – вредно и для пищеварения, для восприятия). Но есть вещи, которые требуют для меня полной тишины и сосредоточенности. Твой роман – из их числа.
 Помнится, я обещала тебе свои размышления над жанром и стилистикой в "Звездах…" Но уже сейчас, по прочтении "Эники", хочется обозначить кое-какие мысли (хотя более содержательный отзыв о жанровом своеобразии я все же припасу на финал второго романа, поскольку  главные  выводы как-то само собой напрашивается сделать по итогам двух историй). А сейчас не могу не сказать вот что:
поскольку я в своих пристрастиях тяготею все-таки больше к реализму, поэтому для меня как читателя (и не только) особенно ценно, когда я вижу, что автор привлекает  фантастический жанр для решения или по крайней мере обозначения нравственных, социальных проблем в жизни. Когда, несмотря на фантастичную условность, читателя не покидает ощущение реальности происходящего. Когда в прогнозах будущего, в иносказательности фантастических картин обнажается противоречивость нашей действительности.
 В данном случае, меня привлекла тема  неоднозначности  воздействия научно-технического прогресса и сверхъестественных способностей на человека. Фелицитология как сверхцель и путь к всеобщей гармонии звучит привлекательно и соблазнительно. Но как говорится, благими намерениями … Когда изначально самые добрые идеи начинают искажаться – специально ли или волею случая, они превращаются в "палку о двух концах"
Вот именно социально-нравственные перспективы мироустройства, как мне кажется, вышли на первый план в "Энике". 
За абстрактностью идей будущего фактически вырисовываются взаимоотношения между людьми. Человеческие страсти и любовь. Показ духовного перерождения,  борьба между добром и злом,  идущей ежедневно, ежечасно в душе каждого человека. 
И лично  для меня, когда за самой фантастичной, ирреальной картиной (в нашем реалистично ограниченном понимании)  проглядывается душа человека, начинается самое ценное и интересное.
Свобода человека против сверхъестественных способностей. (опять же – парадокс – не только против других, но и своих собственных способностей как некой силы, стоящей над личностью, управляющей ею) Несмотря на некую фаталичность событий, герои делают свой выбор, пытаются поддерживать баланс между разумом и душой. Им часто приходится выбирать между личным и общественным. Они должны или преследовать свои личные цели, часто не считаясь с интересами других или отказаться от личной выгоды ради. 
При этом с первых глав бросается в глаза, что нет  однозначно отрицательных и положительных персонажей. В этом тоже проявился своего рода реализм, поскольку в каждом из нас "дьявол с Богом борются" (с)
Та же Эника - несмотря на то, что на переднем плане в ее образе четко вырисовываются "неженская" сила, умение следовать своей цели и добиваться ее любыми путями, магическое сверхзнание: кто ты такая и для чего живешь… Но здесь-то  и кроется подвох – в какой-то момент оказывается, что кроме сверхцели и сверхзнаний существуют еще эмоции и человеческие чувства (пусть ничтожные, в зародыше, но тем не менее, они есть). И вдруг обнаружить, что ты не свободна на самом деле, как это представлялось раньше. Есть от чего растеряться даже обладающему экстраординарными способностями. Именно в такие моменты Эника иногда казалась  этакой растерянной девочкой. В этом  для меня представляется какая-то парадоксальность, что ли, ее образа. И вместе с тем такая Эника становится более понятной и человечной.
Впрочем, Селем не менее парадоксален: не вполне человек, но и не вполне демоничен. Наделенный внутренне темными способностями способен соработать Добру. 
Владислав – обычный человек, способный в решающей ситуации творить необыкновенные вещи. 
Одним словом, каждый из героев проходит свою проверку на прочность.
Знаешь, чем дальше я читала, тем более подозревала, что однозначного ХЭ не будет. Во всяком случае, в том, что касается судьбы всего мироустройства. Для  героев тоже все только начинается – скорее всего, предстоит борьба за любовь. Но главное, они поняли, (главным образом, Эника) что все-таки мир без эмоций, чувств – подлинных, пусть заставляющих нас часто страдать – это путь в никуда. Может быть даже, своего рода утопия. Именно потому ее выбор мне кажется вполне закономерной неизбежностью. Через сильное сопротивление самой себе, чувствам - практически до самого последнего, тем не менее – она подошла к этому непростому для нее решению.
 В общем,  лично для меня такой финал – это некая новая точка отсчета. А уж каким будет мир, учтутся ли ошибки… Наверное, есть определенная мудрость в том, что мы не знаем будущего. 
      Символика цвета… За нее отдельное огромное спасибо. 

  Ибо мне такие вещи нравятся и как читателю, и…
Одно время я плотно сидела на этой тематике в профессиональном плане. 
 Поэтому не могу пройти мимо. Как детали обычно у тебя существуют  не ради "красного словца", каждая сама по себе, так это произошло и в "Энике" с цветописью. Не просто переливы и сочетания словесных красок как  выразительные речевые средства, имеющие художественно-эстетическую ценность, но прежде всего  наполненность смыслом.
И если символическое значение каждого цвета рассматривать не по отдельности, а вместе, то начинаешь понимать их значение и для конкретных образов,  и для проблематики,  и всей идеи романа. 
С одной стороны – классическая  четкость и абсолютизирование цвета. И на контрасте - 
назойливая, дисгармоничная пестрота оттенков - тревожащих, раздражающих. Что подчеркивает внутреннюю энергетику и светоносность одних персонажей и событий  и  опасность, магичность, таинственность – других.
В конечном итоге такое распределение света и тени работает на одну из главных тем (наверное, самую главную) – борьбы Добра и Зла. 
Развивая идею нарочитого совершенствования человеческого разума, искусственного хода истории, твоя история для меня стала в одном ряду с теми, что предостерегают нас, людей, от возможных опасностей на пути развития прогресса.
Как-то так на пафосной ноте закончила.  

 Но и читала, и писала от души. Поэтому уж что "выросло, то выросло".                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        Алена, привет!
Огромное спасибо за отзыв, а главное за то что нашла время прочитать роман.
Как уже говорила - это мое самое первое детище, написанное в восемнадцать лет. За него и боязно, но и приятно, что и сюда читатели заглядывают.
светлая писал(а):Но "Эника" – не тот роман, что можно читать на раз, два, три(утрированно говоря) в перерывах между вторым и компотом.
 
Да, все верно.
Сейчас писала бы иначе. А тогда казалось, что только так и надо. 
 
 
светлая писал(а):более содержательный отзыв о жанровом своеобразии я все же припасу на финал второго романа, поскольку главные выводы как-то само собой напрашивается сделать по итогам двух историй)
 
Да? А почему?
 Как интересно! Неужели есть что-то общее (кроме идеи о долге и предопределении, конечно)... Я буду ждать!
светлая писал(а):для меня как читателя (и не только) особенно ценно, когда я вижу, что автор привлекает фантастический жанр для решения или по крайней мере обозначения нравственных, социальных проблем в жизни. Когда, несмотря на фантастичную условность, читателя не покидает ощущение реальности происходящего. Когда в прогнозах будущего, в иносказательности фантастических картин обнажается противоречивость нашей действительности.
 
Мне всегда казалось, что это и есть главная задача фантастики. Ведь по своей сути НФ, как жанр, он социальной направленности. Наверное. только Жюль Верн писал фантастику ради воспевания прогресса и науки, а та же советская НФ, на традции которой я и опираюсь, она - о настоящем дне, о людях, о вечных ценностях.
светлая писал(а):Фелицитология как сверхцель и путь к всеобщей гармонии звучит привлекательно и соблазнительно. Но как говорится, благими намерениями … Когда изначально самые добрые идеи начинают искажаться – специально ли или волею случая, они превращаются в "палку о двух концах" 
 
Да, да! все верно!
так здорово, что ты это подметила.
светлая писал(а):Свобода человека против сверхъестественных способностей. (опять же – парадокс – не только против других, но и своих собственных способностей как некой силы, стоящей над личностью, управляющей ею)
 
Всегда интересовало меня, могут ли все эти могущественные ведьмы, экстрасенсы "срубить" что-то для себя, стать счастливыми.  или сапожник без сапог?
вроде бы подумаешь на первый взгляд: такие они крутые, столько всего могут. А на деле-то ни личной жизни, ни счастья, ни здоровья - за все надо платить.
а бунтовать - как? многие экстрасенсы называют себя проводниками божественной силы. Бороться в себе с богом? С абстрактной силой?
очень примечательный конфликт. И я не думаю, что смогла в свое время исследовать всю его глубину. Она неисчерпаема.
светлая писал(а):При этом с первых глав бросается в глаза, что нет однозначно отрицательных и положительных персонажей. В этом тоже проявился своего рода реализм, поскольку в каждом из нас "дьявол с Богом борются" (с) 
 
Это тоже верно.
Добра не бывает без зла, а зла без добра. А писать черно-бедую сказку мне не хотелось.
светлая писал(а):Именно в такие моменты Эника иногда казалась этакой растерянной девочкой. В этом для меня представляется какая-то парадоксальность, что ли, ее образа. И вместе с тем такая Эника становится более понятной и человечной.
 
Я думаю, у меня не слишком хорошо получилось передать этот ее внутренний конфликт. Планировала показать эволюцию, что она осознала и встала на путь превращения в человека. Но... то ли человеком быть не так-то просто, то ли воспитания, идущее из детства, сильнее жизненного опыта... Но в ее характере так и не появилось однозначности.
рада, если она кажется тебе "понятной и человечной", но в любом случае, эта девушка только в самом начале своего пути.
светлая писал(а):Впрочем, Селем не менее парадоксален: не вполне человек, но и не вполне демоничен. Наделенный внутренне темными способностями способен соработать Добру.
 
Селем - мой любимчик  
 
 
Если  Эника олицетворяла для меня борьбу разума и сердца, то Лем - классическую борьбу добра и зла внутри человека, борьбу рока и свободы выбора. Это тоже было для меня интересным.
светлая писал(а):
Знаешь, чем дальше я читала, тем более подозревала, что однозначного ХЭ не будет.
 
однозначные ХЭ не люблю. Люблю многоточие. ))
Но тут ты, пожалуй, права - сама история не располагала. Я оставила надежду на счастье, это представилось мне наилучшим выходом.
светлая писал(а):Символика цвета… За нее отдельное огромное спасибо.
 
И тебе спасибо, что отметила.
мои любимые отрывочки ))
светлая писал(а):Одно время я плотно сидела на этой тематике в профессиональном плане.
 
Что значит "в профессиональном плане"?
светлая писал(а):
В конечном итоге такое распределение света и тени работает на одну из главных тем (наверное, самую главную) – борьбы Добра и Зла.
 
Приятно слышать.
Когда писала, не думала, что кто-то придет к ТАКИМ выводам. Просто - наслаждалась. Хотела прежде всего подчеркнуть разницу между восприятием мира обычными людьми (нами) и фелицитологами. Требовалось что-то конкретное, понятное всем, но в то же время... одушевленное? символичное? наполненное глубоким подтекстом?
Но если этот прием удачно вписался в концепцию всего романа, могу только удовлетворенно выдохнуть.
Спасибо, Алена!
                        ...
                        
                 
                
                        
                          светлая:
                            
                        натаниэлла писал(а):написанное в восемнадцать лет. За него и боязно, но и приятно, что и сюда читатели заглядывают. 
 
Вот, правда, если бы не знала, не сказала бы, что написано в таком возрасте. На серьезном хорошем уровне вещь вышла.
натаниэлла писал(а):Сейчас писала бы иначе. А тогда казалось, что только так и надо. 
 
а это знакомо. Тоже иногда кажется, что сейчас не так бы писала. (вчера как разбиралась в недрах книжных, наткнулась на старую статью. На одну треть, если не больше, не согласна с собой  
 
 
Наверное, это нормально - мы же меняемся в чем-то, опыт другой, взгляды даже
натаниэлла писал(а):Неужели есть что-то общее (кроме идеи о долге и предопределении, конечно).
 
есть.. Прежде всего, твой стиль, я наверное, теперь узнаю и отличу от других. Ну жанровые детали
натаниэлла писал(а):такие они крутые, столько всего могут. А на деле-то ни личной жизни, ни счастья, ни здоровья - за все надо платить. 
 
мне всегда было их жаль в этом плане. Это все интересно, конечно, на первых порах. Но иногда может завести не туда, куда надо. 
натаниэлла писал(а): Но... то ли человеком быть не так-то просто, то ли воспитания, идущее из детства, сильнее жизненного опыта... Но в ее характере так и не появилось однозначности. 
 
На мой взгляд, и хорошо, что нет однозначности. Иначе было бы нелогичный плоский образ в финале. Но что точно заметно, именно начало изменений. Поменяться на самом деле сложно, будь менее сильная личность на ее месте, сломалась бы окончательно. А она не сдалась. 
натаниэлла писал(а):Что значит "в профессиональном плане"? 
 
Занималась какой-то период темой цветописи и звукописи как элементами художественного стиля. (на примере Блока, Достоевского, Булгакова)                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        Привет, Алена!
светлая писал(а):не сказала бы, что написано в таком возрасте.
 
Нет, я, конечно, чистила диалоги, когда сюда ставила, тараканов ловила, но в сам сюжет не вмешивалась, поскольку все на буквы алфавита завязано, особо не переделаешь. Хотя многочисленные косяки вижу.  Но уж что получилось - поздно пить боржоми ))
 спасибо за высокую оценку.
светлая писал(а):Прежде всего, твой стиль, я наверное, теперь узнаю и отличу от других
 
А, стиль 

  Это как почерк и отпечатки пальцев. 
Хотя было время, когда хотелось поэкспериментировать именно со стилем. Вот чтоб никто-никто меня не узнал )).
светлая писал(а):Но что точно заметно, именно начало изменений.
 
вот это самое главное. Хорошо, если получилось.
время в романе - три месяца с небольшим. За три месяца капитально ничего в себе не изменишь, даже с учетом всех потрясений. Поэтому начало пути - самое то.
Спасибо. 
 
 
светлая писал(а):на примере Блока, Достоевского, Булгакова
 
Блок (обожаю!), Булгаков - понятно. Но у Достоевского где цвет? 

 никогда не рассматривала его именно в этом ключе. Надо же...                        
...
                        
                 
                
                        
                          светлая:
                            
                        натаниэлла писал(а):Хотя многочисленные косяки вижу.
 
Это ты как автор, зная изнутри сюжет, что-то там видишь... На поверхности ничего такого нет
натаниэлла писал(а):Вот чтоб никто-никто меня не узнал )). 
 
Узнаваемость не отменяет индивидуальности.  

 Я именно о таком стиле. 
натаниэлла писал(а):Блок (обожаю!),
 
 
 (хотя мне легче назвать, кого из классиков я "не обожаю")
натаниэлла писал(а):Но у Достоевского где цвет?
 
Ой, у него много. Классика - в "Преступлении и наказании",  (выражаясь  цитатой из Мандельштама "К зловещему дегтю подмешан желток")
Тема Петербурга. В "Братьях Карамазовых". "Бесы". (красный, черный) Идиот (там все важные сцены с нагрузкой на символику белого) Дядюшки сон. Зеленый во многих романах как элемент христианской символики. (все... Лена села на своего любимого конька) 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        светлая писал(а):
Это ты как автор, зная изнутри сюжет, что-то там видишь... На поверхности ничего такого нет 
 
Не, есть 
 
 
очень долгие и сложные диалоги, маловато описаний... Но переделывать уже не буду. Пусть так остается, не самая плохая работа, без лишней скромности.
светлая писал(а):Ой, у него много. Классика - в "Преступлении и наказании", (выражаясь цитатой из Мандельштама "К зловещему дегтю подмешан желток")
Тема Петербурга. В "Братьях Карамазовых". "Бесы". (красный, черный) Идиот (там все важные сцены с нагрузкой на символику белого) Дядюшки сон. Зеленый во многих романах как элемент христианской символики. 
 
очень интересно, правда! Никогда не обращала внимание, а теперь думаю - а все так и есть. Но Достоевский - сложны писатель. Когда читала, заострялась больше на моральной стороне. на идеях и психологии, а вот такие детальки прошли мимо.
Спасибо, что сказала  
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          светлая:
                            
                        натаниэлла писал(а):очень долгие и сложные диалоги, маловато описаний...
 
мне кажется, это твои внутренние ощущения  
 
 
натаниэлла писал(а):Когда читала, заострялась больше на моральной стороне. на идеях и психологии, 
 
Это само собой. В исследовании человеческой души ему, пожалуй, нет равных.
 
Кстати, я недавно, перечитывая "Братьев Карамазовых" поймала себя на мысли, что  раньше больше воспринимала его умом, что называется. И только сейчас приняла сердцем. 
натаниэлла писал(а):а все так и есть. 
 
до сих пор помню два любимых вопроса нашей преподавательницы  русской литературы 19 века на экзамене:
Какого цвета драдедамовая шаль Мармеладовых? И почему?
Какого цвета платье Анны Карениной на балу? Почему Толстой не стал использовать свой любимый цвет?
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        светлая писал(а):
мне кажется, это твои внутренние ощущения
 
ну, не знай...
светлая писал(а):Кстати, я недавно, перечитывая "Братьев Карамазовых" поймала себя на мысли, что раньше больше воспринимала его умом, что называется. И только сейчас приняла сердцем. 
 
Я на Достоевского запала в период перво беременности. могла читать только умные книжки: Карамазовых, Идиота, Бесы, потом еще Цвейга читала, Ремарка и Манна. даже мысль мелькнула, что ребенок так на меня влияет. Фантастику тогда свою любимую на дух не выносила. А вот философию всякую, заумные рассуждения - милое дело. Но сердцем наверное, так и не приняла ничего. Скорей - как гимнастика для ума, как потребность в атмосфере
А со вторым когда ходила, тогда все наоборот - на дамские романы тянуло )) 
Такой вот парадокс. 
светлая писал(а):
до сих пор помню два любимых вопроса нашей преподавательницы русской литературы
 
на самом деле - обалдеть, какие вопросы. Я ничего не знаю! 
 
 
Драдедамовая - это же шотландка, нет? В клетку-полоску. И какого же она цвета???
...
                        
                 
                
                        
                          Artika:
                            
                        Нельзя прерывать захватывающее повествование подобным образом :(                        
...