Настёна СПб:
16.06.24 21:42
«ЗНАМЕНИЕ ЗМИЕВО»
Главный герой попович Воята, по крещению Гавриил, настоящий былинный персонаж. Причём новгородский – в парне угадывается и Василий Буслаевич, и Садко. Задор, доброта, упрямство и крепкая вера в силу Господа помогут Вояте в борьбе со злом. Меня покорило его неравнодушие: как Воята не смирился с тем, что отец Касьян отказался читать над погибшим, как готов биться за каждую душу, как с молитвой пошёл в Лихой лог. Сможет ли молодой пономарь отмолить умерших нехорошей смертью, вызволить из лап нечисти девушку и поднять из озёрных вод древний град?
Главный злодей получился исключительно отрицательным персонажем. Бесы – внутри: зависть, злоба, алчность губят душу, а зло всегда возвращается. Вода же отражает мысли того, кто смотрит. Потому, кто-то в Дивном озере видит белых старцев, а кто-то в озере Поганском – бесов с хвостом.
Сама Великославльская волость находится на стыке миров. Здесь ежедневно происходят чудеса, к которым привычны местные жители и в новинку городскому Вояте. Здесь реальны ангелы, домовые, русалки, лешие и оборотни, а в обычных избах живут очень необычные Микола-бортник, пастух Егорка, баба Параскева, ленивая Овдотья, бывший волхв Куприян, старушка Ульяна… Колоритными получились и подсказчики-охранители Вояты – «девчоночка маленькая» Марьица и весёлый в жизни Страхота.
Роман непростой и интересный, много отсылок к сказкам, сказаниям и житиям. О переплетении язычества, христианства и народного православия. О вере, духе, о простой и такой трудной заповеди «Уповай на Господа и делай добро».
Оценка – 5.
...
Тина Вален:
19.08.24 17:46
"Ведьмины камни" Елизавета Дворецкая
Героиней этого романа стала Хельга, дочь Снефрид, знакомой нам по циклу «Свенельд». Здесь хронологически и персонажами в один слились два цикла: «Свенельд» и «Княгиня Ольга». Я рада была встретить старых героев, узнать, как сложились их судьбы. Новые меня не так впечатлили. Юная Хельга уступает своей матери. А может так просто кажется, ведь на ее долю не выпало столько испытаний. Но с тем, что ей досталось, она справилась весьма достойно. Хотя ее избранник мне не понравился. Я бы выбрала Логи, но Хельга решила иначе. Мистина, Ингвар и Эльга тоже появлялись на страницах этого романа. Зная, что с ними будет дальше, многие моменты воспринимаются иначе. Как всегда, очень к месту мистика и колдовство. Ничего лишнего, на мой взгляд.
4 балла.
...
Настёна СПб:
27.08.24 00:55
«Свенельд. ЯНТАРНЫЙ СЛЕД»
Если не ошибаюсь, это первый роман моей любимой Дворецкой, который я оценила не на высший балл. Меня не увлекла эта история, я не очень люблю книги, сюжет которых состоит из одних путешествий. Даже если в путешествие вплетена доля философии.
Снефрид наконец-то отправилась за море, чтобы где-то за тридевять земель воссоединиться с мужем. С которым они расстались чуть ли не 5 лет назад и который её к себе не звал. Героиня решительная, смелая, умная и дружелюбная нравом женщина, что позволило ей преодолеть приключения с минимальными потерями. Она уверенно идёт путём, который сама избрала, но есть у меня мысль, что в конце её ждёт неприятный сюрприз. Снефрид сама отмечает, что им с Ульваром надо заново полюбить друг друга, за столько времени и событий они не могли не измениться. И не зря автор зазеркалила судьбу героини с судьбой богини Фрейи, вечно ищущей своего возлюбленного.
Противостояние олицетворяющей любовь Фрейи и безграничного разума Одина стало интересной линией романа. Хотя… Стоит ли просто из-за упрямства искать то, чего и на свете не существует?
Оценка – 4.
...
Тина Вален:
02.10.24 09:40
"Змей на лезвии" Елизавета Дворецкая
Давно я не читала роман Дворецкой с таким интересом. Нет, интересно у нее всегда, но обычно действие затягивает ближе к середине, а здесь я «пропала» с первой страницы. Возможно, потому что речь здесь идет о мести за смерть Улеба. А Улеб мне всегда был очень симпатичен. Мне жаль его, жаль его мать Уту. С ними обошлись несправедливо без всякой вины с их стороны. Но смерть Улеба не осталась без последствий. И пусть не Святослав мстит за нее, ведь, как ни крути все произошедшее ему только на руку. Мстит Бер, внук Сванхейд, жена Улеба Правена и еще некоторые старые знакомые мне, как читателю. Вообще, этот роман можно считать продолжением серии про Свенельда, как и обещала автор, две серии слились в одну. Бер, безусловно, хороший персонаж. Уверена, что впереди его ждут великие дела. Жаль, что его месть так до конца и не осуществилась, тем не менее он сделал более, чем достаточно в такой ситуации. С богами сражаться трудно. Очень хочется узнать, как Мистина отнесется к известию о смерти своего названного сына и как будет мстить его убийцам. А в том, что мстить будет я не сомневаюсь.
5 баллов.
...
Тина Вален:
30.10.24 18:37
"Клинок трех царств" Елизавета Дворецкая
Данный роман по хронологии находится перед "Змеем на лезвии", но получилось, что читала я наоборот. Большой роли это не сыграло, истории совсем разные, но вот Правену я узнала получше. И в свете того, что узнала, мне стал более понятен ее характер, ее выбор. Да и то, почему Игмор так ненавидел Улеба открылось с иной стороны. Все-таки не только в преданности Святославу дело. Но это будет потом, а в этом романе Улеб еще жив, а его сестра Витляна собирается замуж. Ее отец Мистина нашел хорошего жениха, и не без выгоды для всего рода Свенельдичей. Очень рада была, наконец-то, увидеть Мистину. Один из моих любимейших героев и его здесь было много. Читать было интересно, получился увлекательный исторический детектив. Не видела я в конкретных немцах убийц, но просто не всех немцев нам и показали. Потом все стало на свои места.
5 баллов.
...
Настёна СПб:
30.11.24 17:59
«Свенельд. ВОРОН ХОЛЬМГАРДА»
Когда-то все дороги вели в Рим, но наших героев тропы привели на русскую землю (или которая в недалёком будущем такой станет).
В центре сюжета – Мерямаа, ставшая важнейшим пунктом новой торговой дороги. И решение жителей – с кем они: с русью, хазарами или сами по себе. Разве можно сказать, что Тойсар совершенно не прав, хотя его действия не привели ни к чему хорошему? Понятно желание стать самостоятельным, но если ты зажат между двух сил, кто-то тебя сметёт. А где однажды появился стяг Хольмгарда – он там навсегда.
Интересно сплелись линии Снефрид и конунга Эйрика, нашедших свою судьбу и счастье где-то в медвежьем углу. Мне очень понравилась Арнэйд – хорошая рассудительная девушка, едва не ставшая яблоком раздора и готовая ради мира выйти замуж не в самую дружелюбную семью. Ставшая заложницей и попавшая в сагу. Её отец и братья тоже очень достойные люди, предпочитающие сначала думать, а потом делать.
А Свенельд, между походами и боями, не пропустил важное семейное событие – рождение сына Мстислава. Очень значимо и трогательно.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
08.02.25 00:41
«Княгиня Ольга. ВЕДЬМИНЫ КАМНИ»
К юной Хельге сватались трое: младший брат князя земли Русской Ингвара Логи Хакон, внук конунга Олава Видимир и наёмный варяг Эскиль Тень. А девушка, дочь Снефрид Серебряный взор и племянница конунга Эйрика Мерянского, выгодный «товар», её рука сулит дружбу или вражду. В это время в узел скрутились многие обстоятельства: Эйрик отказался платить дань Ингвару, Несвет вспомнил, что именно он старший сын Олава, а нахальный и отважный Эскиль захотел большей самостоятельности и славы.
Дворецкая пишет о вечном. О храбрости, чести, выборе, умении принимать решения и находить выход не проливая «лишней» крови, силе любви, готовой свернуть горы. Что где-то там в небесных чертогах всё уже решено, но здесь на земле можно поспорить с волей богов. Хельга в чём-то повторила судьбу своей тётки Арнэйд. Но ей пришлось решительно и смело пойти навстречу любви и своим выбором даже повлиять на будущее всей Мерямаа.
Мистина чуть не обхитрил сам себя, и я думала, что Ингвар, Эйрик и Эскиль не смогут договориться без смертоубийства, слишком разными были их интересы. Страх посмертного позора, наверное, единственное, что могло остановить Ингвара, здесь Бурый Один рассчитал правильно.
Оценка – 5.
...
Виктория В:
12.02.25 12:32
Ведьмины камни
Этот роман напоминает скандинавскую сагу о девушке Хельге, которая обратилась к богу Одину за спасением от позорного брака с Эскилем Тенью. Казалось бы, перед нами фэнтези, но есть читатели, которые воспринимают эту историю как исторический роман при том, что вместо исторического Великого Новгорода фигурирует мифический Хольмгард с мифической королевой Сванхейд и конунгом Олавом, которые якобы родители князя Игоря. Это чудовищное искажение русской истории даже если учитывать , что автор сторонник норманнской теории. К тому же версия, что призванные варяги - это скандинавы опровергаются фактами
Одни доказывают, что это были славяне, другие указывают на норманнов, то есть скандинавов. Свои доводы в пользу славянской версии нашел кандидат исторических наук Вячеслав Фомин из Липецкого государственного педагогического университета. По его мнению, варяги - это славяне, жившие на южном берегу Балтики. Каковы аргументы? Например, такой: у проживающих на данной территории народностей были славянские обычаи и религия, а главное - они говорили на славянском языке. И тогда логично, что новгородцы призвали на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора: ведь это были не иностранцы-иноверцы, а "свои".
Кстати, в "Повести временных лет" постоянно подчеркивается славянское происхождение Руси. Кроме того, важно, что среди названий русских городов нет ни одного скандинавского, а ведь варяги на Руси очень активно строили города.
Фомин приводит еще один аргумент, подтверждающий, что Рюрик и два его брата были славянами. Это легенда, записанная французским ученым Мармье в Прибалтике в 30-х годах ХIХ века. Она гласит, что у короля славян-бодричей было три сына - Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный. Они пошли на Восток и сели княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик объединил их владения со своими и стал основателем династии Рюриковичей на Руси.
Пытаясь все же отыскать скандинавские корни варягов, Фомин обратился к знаменитым исландским сагам. Однако там нет даже упоминания о каких-либо русских князьях вплоть до Владимира Святославовича. Выходит, вплоть до правления Владимира норманны не имели связи с Русью. Более того, ни в одной саге не сказано, что Владимир состоял в родстве с норманнами, а русские князья представлены как чужие, неизвестные.
Важный вопрос - имена наших первых правителей. Считалось, что они скандинавские, и это одно из самых убедительных доказательств норманнской версии. Но Фомин утверждает, что имя Рюрик шведам вовсе не известно. А шведское имя Helge появилось лишь в XII веке, тогда как русское Олег - якобы производное от шведского - на самом деле старше на двести с лишним лет. Княгиню Ольгу исландские саги называют не Helga, как можно было бы предположить, а Allogia, то есть Ольга. Значит, оно тоже не связано со Скандинавией. Имена Игорь и Ингвар в древности тоже не смешивались. Иначе зачем было рязанскому князю Игорю Глебовичу называть сына Ингвар. Имя Игорь известно с X века, а Ингвар появилось на Руси лишь в конце XII века - в результате брака того самого князя Игоря Глебовича с норманкой.
Аргументы славянского происхождения варягов есть и у археологов, и у антропологов. Ученые отыскали на северо-западе современной России посуду, аналогичную той, что находят на южном побережье Балтики, в междуречье нижней Вислы и Эльбы. Также и клады - они очень похожи на южнобалтийские, зато не имеют ничего общего со скандинавскими. По словам ученых, они свидетельствуют, что торговля между Новгородской землей и Южной Балтикой началась в середине VIII века. И только через сто лет она добралась до Скандинавии. В свою очередь антропологи установили, что найденные в новгородской земле средневековые черепа ближе всего к находкам из славянских могильников междуречья Нижней Вислы и Одера.
Фомин указывает еще на одно принципиальное различие в поведении норманнов и варягов в IX веке: первые жили грабежом и насилием, наводя ужас на всю Западную Европу, а жители варяжской Руси строили города и участвовали в создании Древнерусского государства.
Хотелось бы, чтобы и авторы фэнтези бережно относились к отечественной истории, ведь читатели в своем большинстве знакомятся с историей с помощью художественной литературы, а молодежь больше не видит разницы между исторической прозой, основанной на реальных фактах и фэнтези.
Как историко-любовному роману с мистическим уклоном я поставила бы этой книге "пять" - художественный стиль Дворецкой на очень высоком уровне!
...
Виктория В:
12.02.25 19:50
Если кому интересно, вот выдержка из статьи разбирающая несостоятельность еще одного довода норманнской теории - якобы название шведов руотси есть доказательство, что они русы.
Этноним "русь" является бессуффиксальным и, следовательно, более архаичным, чем суффиксальные восточнославянские этнонимы. Формы окончаний этнонима "русь" показывают, что оно склоняется как существительное женского рода с основой на *i. К этому типу склонения относятся существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -ь. По Русинову это 4-й тип склонения древнерусского языка (Русинов Н. Д. Древнерусский язык. Москва, 1977, страница 96).
Обычной формой множественного числа этнонима "русь" являлось – "руси". Вероятно, это и было исходной формой этого этнонима! По нашей версии, как мы уже говорили, этноним русь происходит от древнего южно-балтийского этнонима rugi, через палатализацию (смягчение) "g" и последующее оглушение смягчённого звука "z": Rugi – Ruzi – Русь. И в этом ряду форма "Руси", как промежуточная, между Ruzi и Русь – выглядит вполне уместно. Получается последовательность: Rugi – Ruzi – Руси – Русь.
Форму "Руси" мы наблюдаем в реальных текстах – в немногочисленных, но всё же наличествующих, примерах использования множественного числа этнонима "русь" древнерусскими летописцами. Так, в Ипатьевской летописи под 945 годом, читаем: "и приходѧщии Руси сде да не творѧть бещиньӕ в селѣхъ" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 2, Выпуск 1, Ленинград, 1923, Стб. 39); "и ѿходѧщи̑ Руси ѿсюду взимають ѿ нас̑ єжє надоби брашно на путь" (Там же); "и ходи Игорь ротѣ и мужи єго и єлико поганыӕ Руси а хрс̑тьӕную Русь водиша въ цр҃квь ст҃го Ильи" (Там же, столбец 43).
В Лаврентьевской летописи под 1018 годом читаем: "совокупивъ Русь (Руси в Академическом списке винительный падеж множественного числа) и Варѧгъı и Словѣнѣ поиде противу Болеславу". (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб.143). Под 862 годом читаем: "(...) рѣша Русь (Руси в Радзивиловском и Академическом списке в именительном падеже множественного числа) Чюдь [и] Словѣни и Кривичи (…)" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб 19). Интересно также то, что такой же вариации подвергается и этноним "чюдь" в этом же самом месте. В Хлебниковском списке вместо "чюдь" стоит "чюди".
Кроме этнонима "русь", как мы уже сказали, в летописях встречаются и другие славянские этнонимы оканчивающиеся на –ь: "сети же Словѣни Хровате Бѣлии и Серебь и Хорутане" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб. 6).
Сербы, которые в древности назывались серби или сереби, склоняются также, как русь, в древнерусском языке получили этноним в единственном числе серебь/сербь.
Кроме того, в летописи есть хоронимы, моделируемые по такому же принципу, как и Русь. Там встречается и Великая Скуфь, и Ватрь (в смысле Бактрии): "Дулѣби же живѧху по Бугу кде нъıне Волынѧне а Оуличи И Тиверци сѣдѧху по Бугу и по Днѣпру и при(при)сѣдѧху къ Дунаєви и бѣ множтво ихъ сѣдѧху бо по Бугу и по Днепру ѡли до морѧ и суть городи ихъ и до сего дне да то сѧ зовѧху ѿ Грѣкъ Великаӕ Скуфь" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб. 13). "Симови Перьсида Ватрь доже и до Инъдикиӕ" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб. 1).
Возможно, указание на более ранний славянский этноним волынян мы находим в сохранившемся хорониме Волынь.
Переход к этнониму в единственном числе с окончанием на –ь можно увидеть и в суффиксальном славянском этнониме на –ичи, образованном от патронимической основы – радимичи: "иже бѧху в мирѣ Полѧне и Деревлѧне [и] Сѣверъ и Радимичь и Вѧтичи и Хрвате" (Полное Собрание Русских Летописей, Том 1, Выпуск 1, Ленинград, 1926. Стб. 12).
При этом для этнонимов русь, чюдь, сербь, черемись, радимичь зафиксированы множественные формы с характерным окончанием "и": руси, чюди, серби, черемиси, радимичи.
В общем, собирательные формы в единственном числе с окончанием на –ь, обозначавшие некое неразрывное множество не являются странными в древнерусском языке, и их наличие не ведёт к поиску неведомых финских следов в русском языке! Это вполне обычная форма, которая, вероятно происходит от этнонимов, во множественном числе заканчивающихся на –и.
Таким образом, из всего вышесказанного вытекает, что никаких доказательств заимствования этнонима "русь" из финского языка не существует. Это обычный бессуффиксальный древнерусский этноним в форме существительного женского рода, в единственном числе, обозначавший неразрывное множество. Который, к тому же, мог служить и хоронимом, то есть названием земли. Образован он был, вероятно от формы Руси, возникшей в результате эволюции этнонима руги: Rugi – Ruzi – Руси – Русь. И связано это всё с выходцами с острова Руси, или с Рюгена, которые сначала посещали земли в Восточной Европе, а затем и осели в них, образовав новое государство.
Подводя итог, можно сказать, что вся аргументация приверженцев скандинавских фантазий, известных также, как норманнисты, направленная на обоснование происхождения этнонима русь из финского Ruotsi, с точки зрения современной лингвистики является полностью несостоятельной.
1.) Нет никаких удовлетворительных скандинавских этимологий. Не известно ни одной реальной скандинавской праформы, которая могла бы обеспечить лингвистический переход в Ruotsi и Русь.
2.) Нет никаких свидетельств источников, что финны использовали термин Ruotsi в 9 веке в значении "шведы". А значение подобных слов в других финно-угорских языках демонстрирует преобладание иной семантики – скорее, исходно, просто "чужаки".
3.) Наличествует серьёзная трудность в обосновании необходимости для восточных славян заимствования названия шведов у финнов и, тем более, заимствования этого у финнов самими шведам, якобы массово переселявшимся на Русь (как уверяют приверженцы скандинавской версии).
4.) Наблюдается произвольная группировка этнонимов в древнерусских источниках с целью обоснования заимствования имени "русь" из финского языка, которая демонстрирует пренебрежение элементарными основами славянской этнонимии и специфики образования этнонимов в древнерусском языке. Этнонимов построенных по подобной модели в древнерусском языке известно более 20-ти. И более половины из них не имеют отношения к финнам.
5.) Наличие простых этимологий западно-финского Ruotsi/Rootsi, никак не связанных с гипотетическими скандинавскими исходными формами.
Подытоживая, также приведём следующую цитату из работы одного современного исследователя, к сожалении, скончавшегося несколько лет назад, немецкого историка и филолога, Готфрида Шрамма:
"Сегодня я еще более решительно, чем в 1982 г. заявляю, уберите вопрос о происхождении слова Ruotsi из игры! Только в этом случае читатель заметит, что Ruotsi никогда не значило гребцов и людей из Рослагена, что ему так навязчиво пытаются доказать". (Schramm G. Altrusslands Anfang. Historische Schlüsse aus Namen, Wörtern und Texten zum 9. und 10. Jahrhundert. Freiburg, 2002)
Вот что, на самом деле, если вкратце, говорит современная наука относительно "происхождения названия Руси от скандинавского слова, через финское посредничество" – то есть, о краеугольном камне этих выдуманных несколько веков назад в Швеции идей о происхождении Руси из Швеции, занесённых к нам в 18 веке, на правах "настоящей науки", немецкими деятелями.
Нам остаётся, лишь ответственно заявить, что родство слова "Русь" с финским "Ruotsi" и какими-то, якобы, "исходными" скандинавскими формами типа "Рослаген" и "родсы" – "гребцы" – "гребоманы", является просто выдумками шведских писателей 18 века. Повторяемыми и развиваемыми современными последователями этих фантазий, созданных по законам, как мы бы сказали сейчас, “народной этимологии” – то есть сближения слов по созвучию, без понимания реального их родства, или отсутствия такового. И не более того. Это не имеет никаких серьёзных лингвистических, или, тем более, источниковедческих оснований. Всё это было написано по законам "науки" 18 века, и имеет соответствующую "научную ценность". И нет никаких реальных причин серьёзно повторять всё это в настоящее время. Кроме желания носителей этих убеждений сохранять это в статусе науки, чтобы поддерживать свой собственный статус учёных!
На самом деле, пора раз и навсегда выкинуть эту ахинею из этимологии слова русь. И сделать тот факт, что это удалено из гипотез происхождения названия нашего народа, и более не рассматривается – широко известным! Потому, что это является настоящими глупостями, выдумками и ложью. И ничем другим, кроме этого! Только глупости эти очень широко растиражированы. Гораздо более массово, чем полагается ничем не подтверждённым глупым выдумкам!
...
Тина Вален:
25.03.25 07:55
» «Богатырь сентября»
"Богатырь сентября" Елизавета Дворецкая
Я уже очень давно не читала сказок. Даже, несмотря на то, что люблю творчество автора, сомневалась, что роман понравится.
Является он неким продолжением сказки Пушкина о царе Салтане. Начинается все после воссоединения царя с его женой и сыном. И читать было интересно, смешно и даже познавательно. На сказочных персонажей, знакомых с детства, я взглянула совсем другими глазами. Любимица моя - это Белочка. А вот Царевна -Лебедь оказалась совсем не такой, как я думала. В общем, автору удалось одновременно и остаться в своем амплуа, и сотворить нечто совсем иное. Хороший эксперимент, надеюсь, что не последний.
5 баллов.
...
Тина Вален:
09.04.25 17:49
» «Кощеева гора»
"Кощеева гора" Елизавета Дворецкая
Я с нетерпением ждала эту книгу, очень уж хотелось мне узнать, как воспримут в Киеве весть о смерти Улеба и осуществится ли месть за его гибель. Роман состоит из трех частей и первую я читала, кажется, даже забывая дышать. Святослав вернулся в Киев, привезя страшные вести для матери и Мистины. Лют, Мистина и Торлейв знают, что должны отомстить за смерть родича, но как быть, если против этого – сам князь Святослав? Мне всегда волнительно наблюдать за противостоянием Святослава и Мистины. Два медведя в одной берлоге и им тесно. Но Мистина старше, мудрее и как бы Один не любил Святослава, на стороне Мистины тоже есть боги.
Вторая и третьи части читались уже с не таким напряжением, хотя безусловно было интересно. Мне симпатичен Толейв и я надеялась, что ему найдется достойная жена. Так и получилось. Еще и брат у него теперь есть, настоящий, по духу, а не только по крови. Речь о Бере, который полон решимости довести месть до конца и наказать убийц Улеба. С решением Торлейва я не то, чтобы согласна, но я его понимаю. Посмотрим, как все закончится для Игмора, ведь как закончит Святослав мы все знаем. Те, кто слишком часто посягает на чужое, теряют свое. Иногда это земли, родня, а иногда и жизнь.
5 баллов.
...
Настёна СПб:
11.04.25 16:04
«ОГНЕДЕВА»
Ох и начудили две дочери старейшины и воеводы Ладоги Домагостя! Не без приключений Яромила и Дивляна пришли к своему предназначению. Старшая, Яромила, божественная Дева Альдейгьи, с детства готовилась к чему-то подобному, но всё же я не ожидала от спокойной, рассудительной девушки любови под кустом, пусть и в Купалу, с заезжим варягом. Откуда ладожанам и плесковичам вообще знать, что Одд Хельги князь? Вон он как складно былины рассказывал

.
История младшей, милой, задорной Дивляны, более драматичная. Я так хорошо себе придумала, что Яромила с Оддом уедут в Киев, а Дивляна с Вольгой в Плесков, станут родоначальниками династии Рюриковичей, но не тут-то было. Удивительно, насколько неблагодарно и жестоко Домагость поступил с Вольгой. Плесковский княжич не просто считался женихом Дивляны, но и помог отразить набег викингов, а как нарисовалась партия повыгоднее, ему от ворот поворот. Я понимаю, что для рода, земли большая удача породниться с киевским князем Аскольдом, но и Вольгу не в канаве нашли. А новоявленной Деве Ильмере ничего не осталось, как отпустить свою любовь и покориться родительской воле.
Мне очень понравилась Остряна, дочь словенского Вышеслава. Она без вмешательства божественных сил, благодаря решительности и смекалке спасла главных героев от коварных замыслов своей родни и свою судьбу устроила.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
17.04.25 15:14
«ОГНЕДЕВА. АСКОЛЬДОВА НЕВЕСТА»
Вот и поехала Дивляна к жениху, киевскому князю Аскольду. Едет, едет, а всё не доедет, только приданое да родичей растеряла по дороге. Столько приключений выпало на её долю, будто и вправду ладожане отправились на Ту Сторону.
Дворецкая, конечно, мастер древнерусских (славянских) интриг. В такой клубок закрутит интересы правителей разных земель, что чёрт ногу сломит. Белотур с Велемом не единожды проявляли ум и удаль, чтобы в целости и сохранности довезти Дивляну до Киева. Кстати, мне понравился князь Станила, дивий мужик, потрясающая лихость и нахрап. Но когда Велем вышел биться на Вечевое поле, а Краса стала княгиней, я сразу подумала: как они перед Аскольдом выкручиваться будут?
«За победу без заслуги ты заплатишь богам поражением без вины.»
А Дивляна ещё та вертушка. Слишком быстро забыла Вольгу, с глаз долой – из сердца вон, слишком быстро влюбилась в брата будущего мужа. Но мне бы хотелось, чтобы девушка осталась с Белотуром, хотя для этого много препятствий, а Аскольд пока выглядит мутным типом. Ему и невеста неинтересна, может, и не будет никакой свадьбы.
Единственное, что для меня было лишним – лёгкая фэнтезийная линия. Но с другой стороны, люди в это верили, а во что веришь, то и случается.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
07.05.25 15:42
«ОГНЕДЕВА. ПЕРСТ СУДЬБЫ»
В центре романа судьба младшей дочери Домагостя – Велемилы. Ей уже 16 лет, по наследству от сестёр она получила не только «звание» Девы Ладоги, но и князя Вольгу в женихи, и поначалу девушку устраивала такая судьба. Но Велемила не похожа на сестёр не только внешностью. Если Яромила себе на уме, а Дивляна чересчур легкомысленная, то младшая хоть и бойкая, и принца, т.е. княжича на белом коне ждать не будет, но голову на плечах имеет. Её избранник, Стейн, не просто хороший смелый парень, но здраво рассуждает и совесть ещё не растерял.
А вот остальные варяги… Даже не знаю, негодовать или восхищаться их умением загребать жар чужими руками. Что хорошего принёс ладожанам приезд Рюрика, который сыграл на не самых лучших людских качествах, жажде власти и богатства? Войну с соседями? А Одд, который Вещий Олег и который мне не понравился ещё в предыдущих книгах, ещё хлеще. Подлостью и коварством он решил проложить себе путь в Киев, и Вольга оказался под стать заезжему проходимцу. Вот уж славные конунги, о которых впору саги сказывать!
Дворецкая интересно обыграла имя Огнебожа, сына Яромилы и Одда – Свен-Эльд. От этого ещё любопытнее, как она сплетёт судьбы героев с историей. Потому что пока я запуталась, кто там по предсказаниям должен стать основателем династии и править объединёнными землями.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
15.05.25 19:13
«ОГНЕДЕВА. ЧАРЫ КОЛДУНЬИ»
Вот и раздала Дворецкая всем сёстрам по серьгам и замкнула круг.
Больше всего досталось Дивляне – киевской княгине и нелюбимой жене. Она повзрослела, помудрела, научилась не ставить своё «хочу» на первое место, но осталась такой же милой и доброй. Киевляне сразу Дивляну приняли и полюбили, и не был бы Аскольд недальновидным упрямцем, то жили бы они долго и счастливо. Но все поступки Аскольда по отношению к жене подлы и жестоки (и колдовство Незваны совершенно не при чём). Каким мерзавцем надо быть, чтобы додуматься или продать её, как рабыню, или отдать в заложники вместе с детьми. Поэтому Аскольда совсем не жаль, он сам выкопал себе яму, не зря киевляне достаточно легко приняли нового князя.
Одд по-прежнему мне не нравится. Вижу цель не вижу препятствий, конечно, хорошо, но сколькими смертями выстлана его дорога к княжескому столу? Пускай древлянские князья во многом сами нарвались, тоже захотев отхватить кусок «пирога», но каково Ведице быть женой человека, убившего её брата и мужа? Кстати, я до последнего была уверена, что Одд не призовёт Яромилу. Не смотря на предсказания, зачем она ему сдалась в Киеве?
И Вольга, «юноша пылкий со взором горящим». Сколько раз я думала, что прошлого не вернуть, Дивляна не та, какой Вольга знал её 4 года назад, какого лешего он потащился в Киев? Дивляна верно сказала, что он косвенно виноват, что её дети остались без отца и наследства. И всё же дома, в Ладоге, Дивляна осознала, что их любовь никуда не исчезла. Хотя мне бы хотелось, чтобы Дивляна стала женой Белотура.
Оценка – 5.
...