Другие Названия: Ламмас, Лунаса, Лоафмас, Праздник Кукурузы, Праздник Первого Урожая, Праздник Хлеба, Канун Августа, Цересалия.
Символика: солнце, солнечные символы, кукуруза, куколки из ткани, куколки из соломы, злаки, рожь, пшеница, изделия из соломы, фрукты и овощи.
Растения: все луговые цветы, алоэ, мирра, дуб, подсолнух, ромашка, мандрагора, ноготки.
Цвета: желтый, зеленый, оранжевый, золотой, красный, коричневый.
Еда: овощи, фрукты, орехи, ягоды, хлеб, баранина, выпечка, рис, кукуруза.
Напитки: вино, эль, соки, морс.
Животные: лошадь, все птицы.
Мифическое Создание: Феникс, Дракон, Грифон.
Украшения: солнечные символы, изделия из соломы, разноцветные ленты, фрукты и овощи.
Традиции: прыжки через костер, плетение соломенных куколок, благодарность богам за урожай, любые игры.
День Ламмас 1 августа (Lammas Day) имеет много названий, но наиболее распространенное среди них — Лугнасад (Lughnasadh), которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремесел. Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискусный».
Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приемной матери богини Таилтине после ее смерти. Образ этой богини связывают с землей, плодородием, ведь ее имя «Tailtin» происходит от слова «talam» — земля.
Праздник Лугнасад был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».
Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.
1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.
Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, специально приготовленные небольшие сыры из творога — на счастье. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.
Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев — сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно, этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приемная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме, и Луг повелел устраивать на его вершине ежегодный праздник.
В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.
Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб — вот основная пища Ламмаса. В этот день происходят глобальные изменения в жизни мага — смена работы, места жительства, обновление в мыслях и действиях. Это — одна из поворотных точек Колеса Года. Ритуалов множество, и этот день лучше всего провести на природе, если, конечно, есть такая возможность. Одна из древних традиций праздника – каравай Ламмаса, который пекут из последнего сжатого снопа, сохранилась до сих пор. Язычнике считают, что в этом хлебе живет дух зерна. Возможно, именно из этого обряда ведут свою начало знаменитые церемонии с вином и лепешками. Последний сноп жала группа людей, чтобы никто не мог определить кто же на самом деле убил бога зерна, хотя тот жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем.