uljascha:
16.09.16 03:21
» Глава 8
...
uljascha:
16.09.16 03:43
Rai писал(а):Уля, приветы, дорогая!
Здравствуй, Леночка, как я тебе рада
Rai писал(а):Я читала эту историю очень вдумчиво, следя за каждым словом и перемещением мысли автора. История России - лично для меня сложная вещь. Не секу вообще. Но ты, Ульяша, расписала все доходчиво и очень атмосферно! Погружение в мир произведения происходит легко и в тоже время осторожно. Нет излишков описания. Я бы сказал все предельно выверено. Не перегружает деталями, как бывает с незнакомой темой.
Спасибо, рада, что так получается. Мне одновременно хочется и атмосферу создать и не запутать читателя обилием героев, мест действия и событий. Потому и картинки даю, чтобы визуально было более понятно - кто есть кто и где происходит действие.
Rai писал(а):Первое впечатление. Гликерия нравится. Также симпатизирую Дмитрию Сергеевичу и Василию Чернышеву.
Хорошо, что нравится. Василий он хороший, да, харизма в нем есть. А Дмитрию Сергеевичу - старому князю? Он мне кажется чем-то похож на князя Болконского и одновременно на графа Ростова. То есть вот такой русский дворянин, богатый, но не особо вздорный, московский, по поведению, но в то же время достаточно знатный, чтобы быть принят в лучших домах столицы.
Rai писал(а):Это по первым 5-ти главам. Еще приду, как вырвусь)
Приходи непременно, буду ждать.
llana писал(а):Спасибо тебе за исторический экскурс!
Очень все познавательно.
Рада, что было интересно, Светочка
llana писал(а):Кстати, посмотрела как быстро шла карьера нач. училища П.А. Лайминга - в 32 года он уже до полковника дослужился! У нас сейчас в 45 в лучшем случае майора получат.
Тогда война была, вернее, войны. Митин дед тоже примерно в этом возрасте полковника получил, если не раньше, потому что в 32 он уже в отставку вышел, по ранениям, правда, но тем не менее. Сейчас время иное, да и армия... В Великую Отечественную тоже были и генералы молодые, и даже маршалы.
llana писал(а):А уж забота о здоровье юнкеров... Да уж. Хотя... все у них так естественно. Покоробила только фраза "употребление женщин", как товар какой. Ну да они там таковыми и считались. Даже такса.
В то время да, такие женщины товаром и считались. Кто из них как попал в заведение. никого особо не волновало, а выбраться обратно удавалось очень редким девушкам.
llana писал(а):Усадьба понравилась. Немного не в том стиле я привыкла русские имения представлять. Тут действительно - дворец.
Это у соседей, строили Воронцовы-Дашковы, они всегда дворцы строили. Наши усадьбы поскромнее будут, и у Чернышевых, и у Закревских.А в этом дворце в те годы жил инженер-путеец, гостили у него философы разные, писатели, будем считать, что и наши герои гуляли там окрест. Может, и в гостях бывали.
llana писал(а):Ну и семейство Закревских. Аглая хорошенькая, понравилась.
Я ее случайно увидела, и мне она тоже очень глянулась.
Margot Valois писал(а):игра актеров и сюжет реально понравились
Все выходные смотрела Петербургские тайны. Что-то показалось притянутым за уши, что-то - не соотвествующем тому времени (например, судьба княжны Чечевинской), но актеры, игра, все это было очень здорово. Караченцев просто блеск, Шукшина тоже очень на месте, Польских, Безруков молоденький такой))) А вот Яковлева все-таки Интер-девочка, не тянет на княжну. Но в целом впечатление хорошее, рада была, что посмотрела. Романс мой любимый, правда, больше люблю его в исполнении автора
Завтра покажу графиню Чернышеву и расскажу про Аристово и путь, который проделали Беклемишевы и Лика с Петей.
Так что ждите визуализацию и исторический экскурс))
...
Margot Valois:
16.09.16 11:06
Ульяша, девушки, всем доброго времени суток!
Благодарю за продолжение

Оно вышло таким спокойным и размеренным.
uljascha писал(а):Все выходные смотрела Петербургские тайны
Я рада, что понравилось

Романс этот я тоже очень люблю.
Дело в том, что книгу я так и заставила себя прочесть, и думаю сейчас, что сделала правильно - всё-таки в фильме очень много сего облагородили, и мне такая версия определенно больше нравится. Ещё хотелось бы, кроме уже упомянутых тобой актеров, отметить Долли Шеншееву (Ирина Климова) и Юлию Бероеву (Евгения Крюкова), Николая Чечевинского (Виктор Раков), доктора Катцля (Виктор Авилов).
...
Peony Rose:
16.09.16 11:46
Спасибо за главу, Ульяша
Вот читаю и думаю: дороги в России - исторически мука мученская, и даже современные средства передвижения не особенно помогают. Пока доберешься из пункта А в пункт Б, уже ничего не захочешь, только рухнуть
Что ж, хоть герои нынче в провинции, но уже и бал Кушелевым обещан )) Опять же прогулки на лошадях, всякие домашние игры и прочее ;) Ну и за хозяйством приглядывать надобно. Так что скучно не будет, думаю.
...
uljascha:
16.09.16 16:24
Всем хорошей пятницы
Margot Valois писал(а):Благодарю за продолжение Оно вышло таким спокойным и размеренным.
Спасибо, старалась. Дорога монотонна. Хочется как-то ее разнообразить, но при этом, чтобы было ощущение дороги
Margot Valois писал(а):Дело в том, что книгу я так и не заставила себя прочесть, и думаю сейчас, что сделала правильно - всё-таки в фильме очень много чего облагородили, и мне такая версия определенно больше нравится.
Книгу не читала и не стану, потому что если в облагороженном, как ты говоришь, кино столько ляпов, то что там в книге, боюсь представить.
Margot Valois писал(а):Долли Шеншееву (Ирина Климова) и Юлию Бероеву (Евгения Крюкова), Николая Чечевинского (Виктор Раков), доктора Катцля (Виктор Авилов).
Климова как купеческая дочка вполне себе да, Крюкова понравилась настолько, что хочу ее позвать на "роль" в "письма" свои. Она как раз мне кажется, на Варю подойдет. Ракова не очень люблю, и эта его странная прическа, особенно в начале. когда его пытались показать молодым, меня тихо подбешивала. А вот Авилов, Авилов прелесть, видела его когда-то ооочень давно в театре на Юго-Западе. Был такой в мою раннюю студенческую юность, и мой друг был туда вхож (попасть просто так было нереально), так вот там я его впервые и увидела в пьесе "Убить дракона". Он поразительно талантлив, и безумно жаль, то рано ушел.
В фильме мне еще очень нравится Ясулович. Такой хитроватый, ушлый, с двойным дном герой, но по-своему порядочный.
Peony Rose писал(а):дороги в России - исторически мука мученская, и даже современные средства передвижения не особенно помогают. Пока доберешься из пункта А в пункт Б, уже ничего не захочешь, только рухнуть
именно, особенно тогда на лошадях, потом им легче будет - железку-то продлят до Андриаполя, совсем скоро продлят, а там и до Осташкова.
Peony Rose писал(а):скучно не будет, думаю
скучно точно не будет - балы, гости, прогулки...
и все-таки Лика будет скучать
Margot Valois писал(а):Наши разговоры напомнили мне песню из любимого фильма:
И почему я не удивилась, открыв спойлер))) именно оно))
...
uljascha:
17.09.16 04:42
» Исторические персоналии 4 и место действия
Ну что, приступим?
Сначала о железной дороге
Первая железнодорожная линия, проходящая по территории современной Тверской области (Николаевская железная дорога), была построена в конце 1840-х годов, официально открыта в 1851 году. При этом железная дорога вводилась в действие поэтапно, а движение на участке Вышний Волочёк – Тверь было открыто уже в 1850 году. Железная дорога прошла рядом с Тверью (станция была расположена в нескольких километрах от города), а в 1851 году она соединила Тверь и другие города региона с Москвой и Санкт-Петербургом.
В конце XIX – начале XX века к магистральной железной дороге были присоединены частные железнодорожные линии, построенные обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и другими организациями. В 1870 году открыто движение на участке Лихославль (Осташково до 1902 года) – Торжок.
Дорога от Лихославля на Торжок и далее именовалась еще Новоторжской железной дорогой.
Лихосла́вль – узловая железнодорожная станция главного хода Октябрьской железной дороги в одноимённом городе Тверской области. На станции от главного хода ответвляется хордовая линия Лихославль – Вязьма на Торжок и далее.
Станция построена в 1850 году. В 1850–1897 гг. называлась Осташково (по названию деревни). Название Новоторжская – с 1897 по 1902 годы. После 1902 года носит название «Лихославль».
В XVIII веке землями, располагавшимися на левом (тверском) берегу реки Западной Двины, вокруг села Мачихино Осташковского уезда, владел генерал-лейтенант
Андрей Кушелёв. Его имение в 1783 году получило название
Андреяно Поле. В 1806 году Кушелёв открыл здесь один из первых курортов в Российской империи — «Андреапольские минеральные воды».
По другим источникам владельца курорта звали Сергей Андреевич.
Отставной генерал-майор Сергей Кушелев создал здесь один из первых в Российской империи курортов. К сожалению, «Андреапольские минеральные воды» просуществовали не так долго, но слава о них шла по всей державе. При этом у государства на создание и развитие курорта Сергей Андреевич не просил ни копейки.
Андреапольский курорт уже в 1820-х годах пользовался популярностью, он был местом семейного отдыха, куда приезжали и с малолетними детьми. В «Книге посетителей Андреапольских минеральных вод» записаны Жеребцовы, Голенищевы-Кутузовы, Квашнины-Самарины, Львовы, Хмелевы, Нелидовы… Самым же, пожалуй, знаменитым посетителем курорта был «архитектор его императорского величества коллежский советник и кавалер Карл Иванович Росси», который приезжал сюда в мае - июле 1830 года вместе с женой Лионтиной Андреевной и дочерью Марией Карловной.
Однако «Андреапольские минеральные воды» просуществовали совсем недолго и были закрыты в 1843 году со смертью того самого Сергея Андреевича.
Как писал губернатор Твери Н. Всеволожский "
Берег сей отделан английским садом, он преизобилует ключами, из коих стекающие то каскадами, то фонтанами воды необыкновенной свежести и чистоты, не уступающей кристаллу....Имеется великолепная каменная галерея и посреди ея ротонда, содержащая минеральную колодезь, из коего больные пьют воды..."
Андрей Андреевич Кушелев (1854 — 1918) — русский политический и государственный деятель.
Действительный статский советник. В 1896—1908 гг. был осташковским уездным предводителем дворянства, а в 1908—1911 гг. тверским губернским предводителем дворянства.
Будущий действительный статский советник, внук Сергея Кушелева, появился на свет в Давыдовской волости Осташковского уезда (ныне – территория Андреаполя). Но расти в глубинке мальчику не довелось – в 10 лет его определили в Петербургский Пажеский корпус. После учебы Андрею пожаловали придворное звание камер-пажа, и он решил стать кадровым офицером – все мужчины в роду Кушелевых были военными.
12 лет Андрей Андреевич прослужил в лейб-гвардии Измайловском полку, прошел путь от прапорщика до штабс-капитана. Вместе со своими товарищами он участвовал в русско-турецкой войне, награжден орденом Святого Станислава третьей степени с мечом и бантом за отличие при переходе на Балканы, орденом Святой Анны четвертой степени с надписью «За храбрость» за отличие в боевых действиях во время штурма Горного Дубняка, который вошел в историю как одно из славных дел русской императорской гвардии, пример мужества простых солдат и офицеров.
Однако в 1884 году, еще совсем молодым, Кушелев покинул армию. По мнению Александра Рачеева, виноват в этом период «застоя», когда для улучшения условий офицерской службы не делалось абсолютно ничего.
Вернувшись в родовое гнездо, Андрей Кушелев посвятил себя семье. Вместе с супругой Надеждой Павловной они воспитали пятерых детей. Борис стал полковником, после 1917 года работал радиотехником. Сергей еще до Февральской революции перебрался в Чили. Андрей погиб на фронтах Первой мировой. Римма и Людмила были сестрами милосердия.
Их отец скончался в 1919-м. В советское время его имя по традиции замалчивалось. Но старожилы Кушелева хорошо помнили. И знали, что именно благодаря ему и священнику Николаю Гроздову в погосте Дубна открылась церковно-приходская школа. Что более 15 лет он был старостой погоста и постоянно собирал пожертвования на нужды местного храма. Что только действительный статский советник Кушелев смог сдвинуть с мертвой точки вопрос о строительстве в крае железнодорожной ветки. Благодаря стараниям Андрея Андреевича начались проектные работы по созданию Бологово-Полоцкой железной дороги. Она была настолько в диковинку, что острые языки расшифровывали аббревиатуру БПЖД как «Боже, помоги живому доехать». В 1905 – 1906 годах в нынешнем райцентре появились станция Андреаполь и добротный вокзал.
Интересен и такой факт. В 1893 году Андрей Кушелев передал Тверскому музею свой фамильный архив, состоявший из столбцов и рукописей XVII–XVIII веков. Сейчас эти документы хранятся в государственном архиве Верхневолжья. К ним, безусловно, стоит прикоснуться, приоткрыть двери истории… Ведь слишком многое потеряно безвозвратно. И даже исторический облик Андреаполя живет лишь на нескольких фотографиях дореволюционной поры. Их подарил краеведческому музею один из потомков Кушелевых, живущий в Аргентине. Дар поистине бесценный. Стоп-кадры из жизни, с которой мы разминулись. Но если поторопиться, свидание с прошлым еще может состояться.
В мае 1897 года последовало высочайшее разрешение Московско-Виндавско-Рыбинскому обществу постройки новой железнодорожной линии Москва — Виндава через Великие Луки. В настоящее время произведены изыскания. Линия, проходя через Зубцов, пересекает линию Ржевско-Вяземской дороги в 10 верстах от Ржева, а реку Западную Двину против погоста Старина Торопецкого уезда приблизительно в 130 с небольшим верстах от Осташкова. Вопрос о направлении этой линии был предметом обсуждения очередных земских собраний Осташковского и Ржевского.
Осташковское земство постановило ходатайствовать перед министерствами внутренних дел, путей сообщения и финансов, а также обществом Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги о проведении вышеназванной линии через Ржев и Торопец, а насколько будет возможным, приблизить ее к Осташковскому уезду. Соображения Осташковского земства были следующие. Осташков отстоит от ближайшей железнодорожной станции Волочек (Николаевской ж. д.) также на 130 верст; таким образом, новая дорога не имеет никакого значения для Осташкова. Но картина сразу изменилась бы с малейшим приближением к Осташковскому уезду новой ж. д. линии. Выполнить же это представляется вполне возможным, притом с большой выгодой для Московско-Виндавско-Рыбинского ж. д. общества. Стоит только взглянуть на карту (спец. карта Европейской России, изд. Воен.-Топ. отд. Гл. штаба), и ясно представится следующее.
Если повести дорогу от Зубцова на Ржев и оттуда, идя южной границей Осташковского уезда, на северную оконечность Торопца и далее на В. Луки — линия удлинится против намеченной изысканиями только на 10 верст. Между тем будет отстоять от Осташкова на 100 или 90 верст, и город таким образом будет притянут к этой дороге. Кроме сокращения расстояния до железной дороги на 30-40 верст, для Осташкова представляется та несравненная выгода, что по характеру местности Торопецкий тракт несравненно лучше Вышневолоцкого.
Южная часть Осташковского уезда, представляя из себя равнину, следовательно, выгодную в строительном отношении, имеет еще и то громадное преимущество, что линия прошла бы по Волжско-Двинскому водоразделу и не потребовала бы больших мостов. Напротив, не пришлось бы строить мосты через реки Березу, Межу, Велесу и Торопу. Мост же через Двину стоил бы значительно дешевле, так как в северной части Двина гораздо уже и имеет высокие берега. Можно с уверенностью утверждать, что линия Зубцов, Ржев, Торопец, В. Луки, несмотря на удлинение верст на 10, обойдется дешевле линии Зубцов, Старина, В. Луки.
С привлечением к новой линии Осташкова с его уездом, несомненно, доходность дороги увеличится. Осташковский уезд и в урожайные годы никогда не обходился без покупного хлеба, который доставлялся бы новой ж. д. Кроме того, местность под названием Дубна природа щедро наделила подземными богатствами. Тут имеются в изобилии залежи и выделывается превосходного качества строительная известь. Сплошные пласты превосходной синей огнеупорной глины (из которой выделывается белый кирпич), залежи каменного угля, алебастра, серный колчедан, железная руда, охра, даже присутствие золота (которое добывалось в 40-х годах). Разработка всего этого привлекла бы население постоянными заработками и дала не поддающийся вычислениям доход железной дороге. Кроме того, около Дубны в имении Андреаполь находятся два минеральных источника, железный и серный. С 1810 по 1845 годы здесь был устроен курорт. Закрыт был единственно из-за неудобств путей сообщения. С проведением дороги лечебное заведение возобновится. Явится новый курорт в центре России между двух столиц.
Проведение линии из Зубцова в Ржев представляет еще и ту необходимость, что в недалеком будущем придется строить дорогу в помощь Николаевской. Такая дорога вполне соответствовала бы, если вести ее из Ржева через Осташков, Деминск, Новгород и на Петербург.
Ржевское земство присоединяется вполне к ходатайству Осташковского уезда. Оставление Ржева в стороне от дороги отзовется в высшей степени гибельно на благосостоянии города, торговля которого и при настоящих усилиях постоянно падает. В будущем она должна почти сполна перейти в Зубцов как место перегрузки товаров с Волги на железную дорогу. В Зубцове предполагается построить ветвь от будущей ж. д. станции к реке Волге. Последствием такого перемещения торговли будет постепенный и неминуемый упадок Ржева — лучшего уездного города Тверской губернии. А с благосостоянием города неразрывно связано благосостояние уезда. Проведение дороги через Ржев сохранит прежнее торговое значение города.
Если Зубцов, помещенный на Волге выше Ржева (на самом деле ниже — ред.), удержит свое преимущество для товаров, идущих вниз по Волге и состоящих главным образом из лесного материала, Ржев получит такое же преимущество для грузов, идущих по Волге вверх от Твери и Рыбинска. Ветвь к Волге, конечно, даст Зубцову значительные выгоды. Но постройка такой же ветви в Ржеве — вопрос времени. Она может быть построена и обществом Московско-Виндавской ж. д., и городом. Напротив, при уклонении дороги от Ржева вопрос решается бесповоротно, поколебленное торговое значение города более не восстановится. Такое колебание торговых центров не может входить в виды правительства.
Возражения сводятся к следующему: магистральные линии должны быть проводимы в возможно прямом направлении, а уклонение дороги к Ржеву не нужно, так как город уже имеет железную дорогу. По рассчету Осташковского земства, уклонение дороги на север вызовет удлинение линии на 10 верст (в действительности не более 7 верст). И эта разность в расстоянии почти сполна падает на уклонение к Торопцу. Уклонение же к Ржеву не вызовет ни малейшего удлинения. К сожалению, общество Московско-Виндавской дороги не произвело по этому направлению должных изысканий, а ограничилось рекогносцировкой. Местные жители убеждены, что изыскания неминуемо показали бы: направление на Ржев — едва ли не самое выгодное. Возражение, что Ржев уже имеет ж. д., не выдерживает критики. Строящуюся линию было бы правильно называть не Московско-Виндавскою, а Моск.-Волжско-Виндавскою. Для дешевизны доставки товаров, идущих с Волги, необходимо, чтобы они проходили водою возможно более длинный путь. Ближайший пункт к портам Балтийского моря — не Зубцов, но Ржев. Потому Ржев и должен быть соединен с ними магистральною, возможно, прямой линией. А этому требованию вполне соответствует направление, указанное Осташковским земством.
Удобства пассажирского движения также не должны быть забыты. Пассажиры, едущие из Ржева в Москву, Ригу и Виндаву, должны будут выезжать на Ржевско-Вяземскую ж. д. за 10 верст от города и за 14 верст от ржевской станции, пересаживаться там на соединительную ветвь. Общество Московско-Виндавской ж. д., по-видимому, не намерено даже построить станцию в пункте пересечения двух дорог. Переходя к ходатайству Осташковского земства о дальнейшем направлении дороги на Торопец, Ржевское земство находит, что интересы обоих земств совпадают. Всякое уклонение линии на север приблизит ее к главному торговому центру северной части уезда, селу Молодой Туд.
От редакции. Данный документ требует пояснений. Дубна — село около Андреаполя, которое в 1928 году было объединено с этим городом. Литературный стиль докладной записки резко отличается от других документов Ржевского земства того периода. И осташковский, и ржевский предводители дворянства, понимая значение строящейся дороги, жалуются и плачутся, убеждая правительство, что их города могут зачахнуть. Кушелев даже «нашел» у себя в уезде залежи каменного угля, железной руды и золота.
Что же вышло в итоге? Первые лица Ржева постарались привлечь к своему ходатайству высоких лиц в Санкт-Петербурге, в частности, Т. Филиппова. Их усилия оказались не напрасными: Московско-Виндавская железная дорога прошла через город, а не в десяти верстах от него, как предполагалось. А вот хлопоты осташей ни к чему не привели. Дорогу к Торопцу не повернули. Она проходит через станцию Старая Торопа в 27 км южнее Торопца.
д. Аристово (ур.Николо-Любуты). Церковь Николая Чудотворца
Год постройки: 1819.
Проезд: от Андреаполя через Гладкий Лог и Аристово. Кирпичная оштукатуренная церковь возведена на кладбище в стороне от села в 1819 г. Основные ее объемы утрачены более чем на треть. От четверика храма сохранились лишь угловые опоры, несущие ротонду, перекрытую куполом, увенчанным глухим барабаном. Ротонда снаружи имеет форму восьмерика. Полуциркульная апсида почти полностью обрушена, от бесстолпной трапезной с плоским деревянным потолком уцелела лишь северная стена. Наиболее полно сохранилась двухъярусная колокольня с массивным прямоугольным основанием и квадратным в плане ярусом звона со срезанными углами. Южный и северный фасады храма, очевидно, были оформлены портиками, от которых сохранились только угловые колонны. Восьмерик прорезан полукруглыми окнами. Основным мотивом наружного убранства колокольни служит квадровый руст, покрывающий нижний ярус.
Вблизи церкви просматриваются остатки парка, указывающие на существование здесь усадьбы.
...
uljascha:
17.09.16 19:57
» Визуализация героев. Графиня Чернышева
Margot Valois писал(а):Ульяша, благодарю за увлекательный исторический экскурс!
Рада, что интересно, продолжаем продолжать.
Нашла я все-таки Чернышеву, которая более всего соотвествует моим о ней представлениям
мне еще вот эта симпатична, правда
...
uljascha:
17.09.16 20:03
» Визуализация героев. Петя Аристов
Еще нашелся и Петя Аристов. Во всяком случае, примерно таким я его вижу на начало романа, ну и где-то пока он учится, то есть на момент до окончания Русско-Японской войны примерно, я так думаю
...
Margot Valois:
17.09.16 20:06
Ульяша, спасибо большое за визуализацию!
Петя очень понравился - это из фильма про молодого Пушкина?
На Чернышову - тоже соглашусь, что первый вариант больше подходит.
...
uljascha:
17.09.16 23:03
» Визуализация. Московские адреса главных героев
Ну и вернемся к месту действия. Я писала, что жили наши герои в Москве на Мясницкой, фото Мясницкой того времени немного показывала. А теперь предлагаю посмотреть именно на те особняки-усадьбы, в которых я поселила героев.
Мясницкая, дом 7, здесь живут Беклемишевы и Лика с Петей
Можно увидеть. что после последней реставрации восстановили балкон и гульбище на первом этаже, зато во флигеле появилась массивная дверь, тогда как раньше она была более ажурная. Внутрь дома пускают не особо, но там бывают выставки, во время которых некоторые посетители снимают не экспонаты, а интерьеры. К тому же дом засветился в "17 мгновениях весны" как особняк посла в Берне.
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА
сер. XVIII в. центр существующего дома; после 1812; 1844 Готический зал ; 1859крылья дома ;1859—1863 перепланировка, изменение фасадов, архит. А. В. Булгарин; 1873 корпуса на задней границе участка ; 1900 интерьер лестницы, архит. Ф.О. Шехтель; 1900-е годы павильон перед главным фасадом снесен, архит. Ю. Ф. Дидерикс.
Центр существующего усадебного комплекса занимает барочный дом сер. XVIII в. Постепенно увеличиваясь пристройками и меняя обработку фасадов соответственно вкусам времени, в 1860–1870-х годах комплекс дома с крыльями приобрел существующий вид. Все строения обобщены посредством эклектической декорации в стиле рококо.
Органичности ее применения способствовали барочные членения первоначального объема, к которому подводил пластичный пандус. Залы оформлены в разных стилях. К наиболее ранним относится Готический зал, отделанный в 1844 г., – это редчайший в Москве пример неоготики сер. XIX в. К тому же времени относится и курительная (в первом этаже) в «мавританском» стиле. Интересна лестница, оформленная Ф.О. Шехтелем. Во всех интерьерах дома отделка строится на сочетании дерева с разнообразной штукатурной декорацией (плафонов, стенных панно). Сохранилась пространственно сложная скульптурная композиция камина с высоким зеркалом над ним в Белом зале, исполненная из гипса.
Говорят, что две ночи в этих хоромах во время Отечественной войны 1812 года провел сам Наполеон, которому именно этот дом очень понравился!
В 1826 году ее каменный двухэтажный дом с двумя двухэтажными флигелями оценивался в 150 тысяч рублей.
Общая площадь здания около 7000 квадратных метров.
Особенно примечательны фигуры атлантов, декорирующие фасад дома. Они самым неожиданным образом «разбросаны» по плоскости стен, одни «держат» полуколонны второго этажа, другие – балюстраду портика, а есть и такие, что расположены в межоконных пролетах и «несут» тяжесть наличников. Весь фасад оформлен со вкусом, пилястры коринфского ордера чередуются на нем с такими же полуколоннами, в пролетах арок пущены цветочные гирлянды, а растительный декор наличников привлекает особое внимание к окнам. Несмотря на обилие скульптурных элементов, фасады не выглядят перегруженными, напротив, они очень органичны и плоскость стен удачно контрастирует с причудливыми барочными рельефами.
А теперь пройдем дальше по Мясницкой в сторону Садового кольца. Перейдем Чистопрудный бульвар, и по правую руку будет дом 44/1.
Тот, в котором живут Чернышевы
Вот, прошу обратить внимание - главное здание зеленого цвета, слева и справа - желтые флигеля. В доме справа вход только на первый, цокольный этаж. где хозяйственные помещения и комнаты прислуги, вход на второй этаж с высокого крыльца со двора. Слева между желтым и зеленым домом - въездные ворота, за домой во дворе - сад.
Хорошо сохранился архитектурный облик дома. Его четкий прямоугольный в плане объем разделен на два этажа. Нижний, цокольный этаж, словно вросший в землю, был хозяйственным, в нем находились также жилые помещения для дворни. В высоком верхнем этаже, «парадном», размещались покои хозяев и горницы для приема гостей. Верхний и нижний этажи дома были изолированы друг от друга. Вход в нижний был прямо со двора, а к крыльцу верхнего этажа, вероятно, от земли поднималась деревянная лестница с навесом. Стены дома, причем даже внутренние, отличаются большой толщиной. Дом полностью сохранил внутреннюю планировку и своды в обоих этажах. Своды первого этажа более низкие, с распалубками — небольшими сводиками треугольного очертания, врезанными в основной свод и зрительно облегчающими его. В основном этаже они высокие и без распалубок. Именно форма сводов и стилистическая цельность архитектуры здания свидетельствуют о том, что оно было выстроено одновременно и может быть датировано первой половиной XVIII века. Для памятников эпохи барокко традиционно и расположение дверных проемов в интерьере не возле окон, как было позже в эпоху классицизма, а ближе к середине поперечных стен. Однако планировка дома необычна для этого времени. Во-первых, планировка обоих этажей абсолютно идентична. Ее образуют две равноценные анфилады, идущие вдоль главного и дворового фасадов, хотя четкого разделения покоев на две группы, парадную и жилую, здесь еще не было. Во-вторых, парадный зал помещен не в центре главной анфилады, что было характерно для барокко первой половины и середины XVIII века, а в углу дома, напоминая особенности парадных палат конца XVII столетия.
К началу XIX столетия усадьба на Мясницкой улице выглядела внушительно, претерпев некоторые изменения. Ее территория была разделена на три основные зоны — парадную, хозяйственную и сад. Парадную часть, ориентированную на Мясницкую, по-прежнему формировал главный дом и просторный двор за ним, на который заезжали через ворота, расположенные слева от дома. Позади в переулке был устроен хозяйственный двор. Вместо «деревянного жилого строения», показанного здесь при Ф.В. Новосильцеве на плане 1756 года, возведено два Г-образных каменных корпуса. Середина XVIII века была временем смены художественных стилей. Переход от барокко к классицизму — один из самых быстрых в смене стилей русской архитектуры. Если на конец 1750-х годов пришелся расцвет барокко, то в середине 1760-х широкое распространение уже получил классицизм. Сочной декоративности и динамизму форм барокко стала противостоять чуть суховатая рационалистическая архитектура раннего классицизма. В подчеркнуто простых, строгих формах и были возведены новые служебные флигеля усадьбы. Да и вся структура застройки хозяйственной зоны отвечала принципам нового стиля. Вот в таком богатом, самодостаточном виде перешагнула порог XIX столетия эта усадьба: полубарочная, полуклассическая, с обширным садом, уцелевшим еще с нарышкинских времен.
В 1809 году идет реконструкция усадьбы, что видно из архивных источников. «Квартирные книги Яузской части», к которой относился дальний отрезок Мясницкой улицы, зафиксировали значительное увеличение жилых покоев. Это произошло за счет расширения северовосточного флигеля, граничащего с садом, и надстройки над ним второго этажа. И хотя планировка усадьбы осталась прежней, ее хозяйственный двор стал выглядеть более представительно. Образующие его одноэтажные служебные постройки были также расширены, а вдоль одной из них шла протяженная широкая галерея.
Большие бедствия усадьбе причинил пожар Москвы 1812 года. Многие современники описали это страшное событие, включая самого Наполеона, который был потрясен увиденным и пережитым в древней столице России: «Это было огненное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. О! это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виданное человечеством!!!». Бедствие было настолько значительным, что очевидцы приходили к единодушному мнению: Москвы не стало. Из 9151 дома, как свидетельствуют документы, уцелело только 2626. Яузская часть принадлежала к числу наиболее пострадавших. Здесь, как указано в «Генеральном плане столичного города Москвы с назначением сгоревших домов», осталось только сорок семь уцелевших владений. В полосу пожара попал и этот дом. Он горел, а вот каменные двухэтажные службы не пострадали. В 1813—1814 годах усадьба была полностью восстановлена.
В 1820-х годах дом получил строгий классический вид, характерный для облика послепожарной Москвы. В конце 1840-х фасад дома был отделан в духе эклектики. В середине 1860-х годов усадьбе вернули барочное обличье, как будто замкнув круг длиною в столетие, но на самом деле переведя его на новый виток.
Минимальными средствами архитектор придворного ведомства Дмитрий Иванович Певницкий сумел превратить скромный дом в пышный богатый дворец в стиле необарокко, или «второго барокко», как называют его историки искусства. Яркий и своеобразный стиль необарокко был тогда в большой моде. Зародившись в середине XIX века, этот «изящный стиль», по выражению современников, вплоть до 1910-х годов питал зодчих новыми архитектурными идеями. В характере барокко возводились самые разные по назначению постройки — частные особняки и доходные дома, павильоны и дачи, церкви и общественные здания. Оно было связано с запросами и потребностями привилегированных сословий, в первую очередь аристократии, монархов и придворных, родовой знати и, конечно же, желающих подражать «большому свету» крупных промышленников и предпринимателей.
Перестраивая дом, Д.И. Певницкий сделал грамотный ретроспективный проект, основанный на осмысленном обращении к давно минувшему. В данном случае он был особенно уместен и убедителен, поскольку воспроизводил характерные черты стиля, в котором изначально было выстроено здание. На первый взгляд, он сделал лишь «расчистку», скромную реставрацию подлинника, сохранившегося под спудом позднейших напластований. На самом же деле это, скорее, авторская реплика, сравнимая с вариацией в музыке. Формы оригинала здесь — не образец, а лишь ориентир, позволяющий органически вжиться в иное историческое время. Вкус и художественный такт мастера стали залогом успеха.
Интерьеров дома, к сожалению, не нашла, но вот немного фотографий улицы и снесенных храмов. Самый нижний - как раз Никольский, куда ходила Вера Беклемишева, хотя, наверное, по логике постройки домов, логичнее ей было быть прихожанкой храма св мученика Евпла, - на первой из картинок. Он ближе расположен. Никольский был почти напротив усадьбы Чернышевых. Палки с перекладинами - телеграфные столбы.
...
uljascha:
17.09.16 23:39
Margot Valois писал(а):Ульяша, спасибо большое за визуализацию!
на здоровье, рада, что нравится
Margot Valois писал(а):Петя очень понравился - это из фильма про молодого Пушкина?
да, это фильм "1814", и это юный Макаревич))
Margot Valois писал(а):На Чернышеву - тоже соглашусь, что первый вариант больше подходит.
Вот и мне она понравилась, нашлась случайно, но как-то вот она - такая спокойная, рассудительная, в то же время, с характером и обаянием.
...
uljascha:
18.09.16 14:30
Margot Valois писал(а):Благодарю за познавательное и прекрасное

Мне самой было интересно устроить это путешествие по Мясницкой и экскурс в историю. Кстати, Кушелев и Андреяно поле с минеральными водами и курортом тоже появились в процессе. Я искала нужные мне имения, и нашла реальное село Аристово в Андиапольском районе Тверской области. Стала соображать, как туда ехать, проложила маршрут - сначала от Бологого (но оказалось слишком далеко), тогда стала думать иначе. И вот возникла эта Новоторжская дорога, Лихославль и все прочее. Ну и курорт. Он, правда, к тому времени закрылся, но тем не менее именно в поисках материала по курорту нашла того самого Кушелева, который предводитель, и вообще много интересного. Железную дорогу к самому Андриаполю проведут в 1906 году, потом она пойдет далее. В общем, скоро Беклемишевы с Аристовыми будут ездить почти до имения по железке.
Я нашла виды этой дороги и старинные вокзалы - кое-где они сохранились - покажу потом. Да и внешний вид имения тоже вроде выбрала. Главу допишу и покажу картинки.
...
uljascha:
19.09.16 03:22
» Глава 9
...
Peony Rose:
19.09.16 11:02
Спасибо, Ульяша
Маменька хотела дочь отвадить от заезжего "бретера", а сделала ровно наоборот ))) Лишь бы не расшиблась дева слишком сильно, и лихорадку не схватила.
uljascha писал(а):раз нельзя было человека в чем-то уличать, сплетни следовало придумать
Шикарная фраза, просто в цитатник
...
uljascha:
19.09.16 12:01
Peony Rose писал(а):Спасибо, Ульяша
на здоровье))
Peony Rose писал(а):Маменька хотела дочь отвадить от заезжего "бретера", а сделала ровно наоборот ))) Лишь бы не расшиблась дева слишком сильно, и лихорадку не схватила.
ну так запретный плод, сама понимаешь. Да к тому же просто она начала думать о Василии как о мужчине. До того он был для нее просто соседом. не знаю, родственником Лики и Феи - которые близки ей по возрасту и с которыми она, скорее всего, и водила общение. Василий был где-то там в заоблачной выси. А тут маменька говорит она плохая партия. Значит он вообще - партия?? Мысль, конечно, еще не сформировалась, но безусловно, Аглая Васе симпатизирует.
Peony Rose писал(а):Шикарная фраза, просто в цитатник

Саое смешное, что я писала, писала, потом стала перечитывать - читаю эту фразу и не могу понять - это что, я написала?))))
...