Настёна СПб:
XIV Санкт-петербургский фестиваль «ОПЕРА – ВСЕМ» (12-24 июля 2025 г.)
Отстрелялась. Смогла посетить три оперы и решила написать про всё скопом. Кстати, сначала хотела сходить поволонтёрить, но посчитала, что на спектаклях лучше побыть просто зрителем. К организаторам есть вопросы, но неприятные мелочи не испортили настроения, и я в полной мере насладилась прекрасной музыкой и шикарными постановками. Не подвела и питерская погода, как говорит маэстро Фабио Мастранджело: 4:0 в пользу фестиваля

.
«МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»
12.07.2025 г. Юсуповский сад. Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам драмы Дэвида Беласко. Режиссёр Дмитрий Белянушкин; в ролях: Ольга Черемных (мадам Баттерфляй), Роман Арндт (лейтенант Пинкертон), Дмитрий Мулярчик (консул Шарплес), Анастасия Самарина (Судзуки) и другие.
Как я раньше не замечала, какой тягомотный здесь сюжет

? Героиня только и делает, что ноет (нехорошо так говорить – страдает от любви). К прекрасной артистке Ольге Черемных это не относится – она изумительна, а её Чио-Чио-Сан выглядит сильной современной женщиной, но полностью растворённой в любви. Хорош и коллега Ольги по «Зазеркалью» Роман Арндт. Мне хочется выделить очаровательный образ Судзуки… Удивилась замечаниям некоторых зрителей по поводу флага одного недружественного государства. А ничего, что в опере показана история американца, отрицательного персонажа, и японки? А ничего, как интересно флаг обыграли? И неужели мало кто увидел, что этим самым флагом героиня завязывает глаза сыну, чтобы он не видел её самоубийства?
Ещё в спектакле тонкая и интересная отсылка к историческим событиям. Режиссёр провёл параллель между любовью доверчивой Чио-Чио-Сан к легкомысленному Пинкертону и Хиросимой. Цветы и пепел… Жизнь и смерть… Грустно и красиво…
«САЛОМЕЯ»
16.07.2025 г. Пионерская площадь, ТЮЗ. Опера Рихарда Штрауса на собственное либретто по драме Оскара Уайльда. Режиссёр Виктор Высоцкий; в ролях: Андрей Попов (Ирод), Наталья Евстафьева (Иродиада), Жанна Домбровская (Саломея), Александр Кузнецов (Иоканаан) и другие.
«Редкая птица долетит до середины Днепра»

. Не каждый зритель досмотрит до конца «Саломею», поставленную в стилистике «Гибели богов» Висконти. Необычная, смелая, интересная режиссёрская идея. В свете трактовки место исполнения действительно выбрано идеально: перед зданием ТЮЗа, фасад которого отдалённо напоминает архитектуру итальянского неоклассицизма 30-х гг. XX в., являясь цитатой античного портика. Но я не уверена, хоть и делаю вид, что такая умная, в месте действия: Италия, Франция, Германия? Форма ближе к французской, так что, скорее, отсылка к режиму Виши.
Красно-бело-чёрные цвета, стол в виде креста, иудеи с жёлтой звездой, Ирод с парабеллумом, паж с пилочкой для ногтей, полуобнажённые тела... Неистовая соблазнительница Саломея (артистка далеко не юна, но этого практически не замечаешь), ревнивая коварная Иродиада, мятущийся темпераментный Ирод, возвышающийся над жестокостью низменных страстей Иоканаан… Трактовка срабатывает, держит в напряжении, неизбежная кровавая развязка потрясает.
Цитата:«В нашей версии “Саломея” – это не история блудницы, которая страстно желает Иоканаана. Нам видится столкновение больших идей, между которыми герои оказываются как между молотом и наковальней. Страстное желание Саломеи поцеловать Иоканаана – это, скорее, желание заглушить голос новой истины.» (Виктор Высоцкий)
Даже мне, абсолютному дилетанту в музыке, очевидно, что опера сложна для исполнения и восприятия – чудный немецкий язык! Я сама вникала минут 15. Прекрасны все исполнители, артистам и музыкантам браво и спасибо за шикарный спектакль. А как оригинален Танец семи покрывал! А как нестандартно обыграли Луну?
Я не вполне согласна с замечаниями, что «опера не для всех», «сложно для широкой публики», «многие зрители не понимали сюжет» и т.п., до такого снобизма я ещё не дошла, но доля правды в них присутствует.
«ХОВАНЩИНА»
24.07.2025 г. Петропавловская крепость. Опера Модеста Мусоргского на собственное либретто, основанное на исторических событиях. Режиссёр Юрий Лаптев; в ролях: Михаил Колелишвили (Иван Хованский), Сергей Семишкур (Андрей Хованский), Август Амонов (Василий Голицын), Кирилл Жаровин (Шакловитый), Александр Безруков (Досифей), Олеся Петрова (Марфа) и другие.
В первый раз фестиваль закрывался, а не открывался не в Петропавловке. Кто там устал от режоперы

(не я, мне всё интересно)? Постановка – отличный пример нескучной классики. Шикарная работа режиссёра, прекрасные артисты, интересный исторический сюжет.
События «Хованщины» происходят в 1682—1689 гг., во время правления стремящейся сохранить власть царевны Софьи. Мусоргский показывает враждебные молодому Петру I силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем, любимца Софьи князя Голицына. Но нельзя свести содержание произведения к конфликту Петра и его врагов – опера посвящена духовной силе русского народа.
Если кого-то выделять, то для меня это Шакловитый в исполнении Кирилла Жаровина (почему я раньше не ходила на «Тоску»?). Неоднозначный персонаж, интриган, доносчик и убийца, вполне искренне поющий проникновенную арию о судьбе Руси.
Колокол, важная часть декорации, символизирует Россию. Его звон в опере перекликается с колоколом Петропавловского собора – интересное решение. А сама Петропавловская крепость становится связующим звеном между силами прошлого (как непосредственно площадка для спектакля) и новатором Петром I (основателем Санкт-Петербурга, покоящимся в соборе). Использование мультимедиа позволило передать напряжённую обстановку, сгущающиеся тучи, и «закат кроваво-красный охватил полнеба».
P.S. По поводу сидячих мест – формат фестивалей под открытым небом таковых вообще не предполагает. Так что стульчики надо не добавлять, а убирать, чтобы «избранные» были наравне с народом, а т.н. партер, увеличивающийся с каждым разом, не загораживал сцену. У меня другая боль – программки, которые раньше, как и буклеты, можно было спокойно приобрести, а теперь почему-то они доступны лишь приглашённым. Такими темпами прекрасная идея фестиваля «для всех» превратится в междусобойчик, что печально. Но пока этого не случилось (и, надеюсь, не случится), благодарю всех причастных за музыкальный и театральный праздник

.
...
Настёна СПб:
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР: «ТОСКА»
Ходила 20.09.2025 г. (премьера 31.05.2007 г.)
Опера Джакомо Пуччини, либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по пьесе Викторьена Сарду. Режиссёр Пол Каран; в ролях: Инара Козловская (Флория Тоска), Нажмиддин Мавлянов (Марио Каварадосси), Павел Янковский (барон Скарпиа), Юрий Заряднов (Анджелотти) и другие.
«Тоску» футболят по эпохам и странам. Само собой напрашивается перенести сюжет в Италию Второй мировой, когда в 1943 г. пришли немцы. Наполеоновские войска стали бы союзническими, барон Скарпиа превратился в представителя нацистского руководства Германии, а Каварадосси и Анджелотти – партизаны и участники Сопротивления.
Но режиссёр Пол Каран считает, что
«походы Наполеона, связанные с ними революционные течения и контрреволюция в Европе перекликаются с эпохой диктаторов 30-х гг. ХХ в., с её насилием и политическим сыском», поэтому в Мариинке идёт «Тоска» времён могущества Муссолини, где коммунисты противостоят фашистам (в программке указаны «нацисты», но это явно не они). При дуче в Италии преследовали инакомыслящих, Анджелотти бы сидел, но до пыток и расстрела Каварадосси дело бы, скорее всего, не дошло.
А спектакль шикарный. Сценография решена в чёрно-серых тонах, лишь рассвет над Римом (огромные буквы AMOR – Рим – или «любовь»? – наизнанку) будет ярко алеть, сцена сильно наклонена к зрительному залу, что усиливает остроту, напряжённость и драматизм постановки. Хотя в опере страсти сами кипят и бурлят, доводя историю до трагической развязки. Музыкальный накал нарастает с каждой арией и выстреливает (в прямом и переносном) в третьем действии. Я у кого-то вычитала выражение «в Пуччини музыки» – лучше не скажешь.
Флория Тоска – страстная эмоциональная женщина и певица. Тоска любит, любит без оглядки и ни о чём не думает. Но она подвержена разрушительному чувству – ревности, из-за которого в этой истории умерли все. Барон Скарпиа в муссолиниевском френче – не шаблонный похотливый злодей и «пёс режима», а «ядовитый паук», он обаятельный, самолюбивый и самоуверенный. Интересно решена сцена его убийства – крестом, сужающимся внизу как лезвие. Марио Каварадосси – художник (образ Марии Магдалины, из-за которого произошёл приступ ревности, выполнен в стиле Тамары Лемпицки), темпераментный, энергичный, цельный, благородный, верный принципам и идеям свободы, его нельзя сломить.
Артисты пели и играли (что важно) с полной самоотдачей, на разрыв. Полное погружение в разразившуюся трагедию любви, свободы, жизни.
Кстати, в 1919 г. на оду Фаусто Сальватори Джакомо Пуччини написал
«Гимн Риму»:
Божественный Рим, к тебе, возвышающемуся на Капитолии,
Где вечно зеленеет священный лавр,
К тебе наши силу и гордость
Возносит хор.
Приветствуем тебя, богиня Рим! Ты сияешь
Под солнцем, под которым зарождается новая история;
На далеком горизонте, сверкая оружием,
Высится Виктория.
Солнце, которое встаёт свободное и весёлое
Над нашим холмом, обуздывает твоих коней;
Нигде в мире ты не найдешь ничего
Более величественного, чем Рим.
На фоне неба развеваются знамёна,
И сегодня у мира латинское лицо:
Триколор веет над верфями,
Над мастерскими.
Мать, которая дала народам вечный
Правильный, как восходящее солнце, закон,
Освятила наш древний плуг и пасущееся
Огромное стадо!
Солнце, которое встаёт свободное и весёлое
Над нашим холмом, обуздывает твоих коней;
Нигде в мире ты не найдешь ничего
Более величественного, чем Рим.
Освятила отдых и усталость,
Которую она снимает из любви,
Цветущую юность и пожилой,
Близкий к смерти возраст.
Мать людей и стад животных, покрытых шерстью,
Настоящего труда и обдуманного воспитания,
Возвращает в твои дома полки,
И встает солнце.
Солнце, которое встаёт свободное и весёлое
Над нашим холмом, обуздывает твоих коней;
Нигде в мире ты не найдешь ничего
Более величественного, чем Рим.
...