Bad girl:
22.10.11 18:28
Литературный сайт говорит нам:
Детектив – это
(англ. – сыщик; от лат. - раскрытие) – художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.
Если покороче, то словари говорят так:
Детектив
2. м.
Литературное произведение или кинофильм, в основе сюжета которых лежит расследование какого-л. преступления.
То есть всё, что угодно, но чтоб преступление и процесс расследования.
...
Танюшка:
22.10.11 18:33
А мне вообще казалось, что в названии "Почти детективная история" главное слово ПОЧТИ... И поэтому рассказы должны быть что-то типа пародий на классические детективы, всё-таки конкурс рождественский, а значит должен быть, как минимум, весёлым и жизнеутверждающим. А тут уже и про кровь и расчленёнку говорят... Можно же расследовать таинственное исчезновение рождественского пудинга, или кто насыпал перцу в праздничные хлопушки, или кто перекрасил сани Деда Мороза в розовый цвет...
Прошлый конкурс был лидером по чернухе, но этот, судя по всему, его переплюнет. Я в прошлый раз голосовала за то, что не испортило мне новогоднего настроения.
...
Araminta:
22.10.11 18:38
Танюшка писал(а):А мне вообще казалось, что в названии "Почти детективная история" главное слово ПОЧТИ...
А мне кажется, что каждый сможет сам для себя определить, что для него главное - то ли "почти", то ли "детективная"
Я согласна, что с чернухой нужно быть осторожнее, но на всех рождественских пудингов тоже не напасешься.
...
Quadro:
22.10.11 19:51
Мне тоже кажется, что главное слово ПОЧТИ. Хороший детектив это страниц сто, не меньше))). Но если кто-то сможет, почему нет?
А может быть еще загадочные истории? Или просто интересные криминальные истории?
...
Bad girl:
22.10.11 21:27
Вот глядя на опыт предков - а мы ведь считаем Конан Дойля хорошим детективом, верно? - можно вложиться в 20-30 страниц.
"Криминальные" - см.выше определения из словарей, вполне-вполне
...
whiterose:
30.10.11 15:37
У меня вопрос к организторам. В рассказе опять должно быть обязательное присутствие Нового года и Рождества?
И еще присоединюсь к тем, кто просит увеличить объем. Вообще, Рождественский конкурс славен тем, что в нем вообще объем неограничен
При этом "Войну и мир" никто не написал, все рассказы вполне себе рассказы, а не повести. Предлагаю эту традицию продолжить, потому что даже ПОЧТИ детектив предполагает интригу, а на ее развитие необходим именно объем ИМХО
...
Мирна:
08.11.11 19:02
» Рождественский конкурс 2012 `Почти детективная история`
Литературный салон «За синей птицей» приглашает вас принять участие в Рождественском тематическом конкурсе - «Почти детективная история».
«Почувствуй себя Агатой Кристи!»
- Конкурсный рассказ должен быть написан в детективном жанре;
- акцентирование внимания на рождественских и новогодних праздниках не обязательно, но приветствуется.
- Объем (по просьбам писателей, на усмотрение писателей) Word (файл Word 97-2003, формат doc);
- это должна быть первая публикация рассказа;
- работы с большим количеством ошибок и не соответствующие теме и жанру конкурса приниматься не будут.
Текст оформляется следующим образом:
- шрифт: Times New Roman;
- размер шрифта: 12 пт;
- абзац оформляется отступом с одинарным междустрочным интервалом и выравнивается по ширине без переносов.
Автор так же готовит логотип, пожелания к оформлению (лучше, если это будет готовый фон и код цвета шрифта) и не более трех иллюстраций к тексту. Редакция оставляет за собой право изменить фон или цвет шрифта, если выбранная автором гамма будет мешать восприятию текста. Иллюстрации необходимо вставить ссылкой прямо в текст в месте, в котором они должны находиться (саму картинку вставлять в текст не нужно), а логотип и фоновый рисунок - вложенным файлом.
Конкурс будет анонимным, поэтому каждый участник не должен раскрывать свое авторство до завершения голосования.
Если участник раскроет свое инкогнито раньше времени, то его рассказ автоматически снимается с голосования.
Если инкогнито автора раскроет другой автор, участвующий в конкурсе, то с голосования будут сняты оба рассказа.
Работы присылать на адрес LitSalon-contest@yandex.ru до 05.01.2012
Для того чтобы принять участие в конкурсе обращайтесь к
Мирне и
колючке
Время и порядок голосования будут объявлены позже.
Зы: Спасибо соседям за грамотную формулировку условий. Традиционно сдули))) ...
Tamata:
25.11.11 21:00
Ой, девочки, тему вы прямо говоря взяли Крутую, с наскоку ее не одолеешь. Думаю было очень разумно увеличить объем до 30 страниц, сначала я даже малость прибалдела, думаю "Вот это простыня", а потом прикинула и поняла, что хороший детектив, пусть даже с пометкой мини, изобразить на пятнадцати страницах задачка непростая. Да и в силу того, что в этот раз у нас параллельно идут два конкурса (вот так сюрприз
), стоит делать ставку на крупные , хорошо продуманные работы. Пусть их будет, что называется только пять, зато какие!!! Может даже стоит в этом ключе провести рекламную компанию?! Я тут поговорила с потенциальными участниками конкурса, у многих как выяснилось, оказались наработки в жанре "Что сказал покойник"
, так что думаю все у вас получится (
Мирна, это я тебя так утешаю, а то я в другом месте прочитала, что ты переживаешь, вдруг работ будет мало, думаю ты волнуешься зря. Я вот вспоминаю Литературную игру в Маленькой Шатландии, так там участников тоже не так что бы уж очень много было, зато как радовал уровень представленных работ. Я конечно не призываю к жесткому цензу принимаемых произведений, просто думаю заявленная тематика сама проведет естественный отбор и это в данном случае хорошо. Будет нам всем и волшебство и кровища
За то я вот сама как рекламу о нашем старте увидела, так впала в ступор. Мысля сварганить детективчик у меня давно была, что-то типа аля Татьяна Полякова, но сам сюжет коварно от меня ускользает. Надеюсь время мне позволит и я смогу поучаствовать. А наградные дипломчики будут?
...
Мирна:
03.12.11 10:45
Предлагаю вашему вниманию кусочек статьи Александра Молчанова "Как написать бестселлер". Любопытное чтение.
Конечно женский, а тем более рождественский детектив отличаются от нижесказанного, но все равно интересно.
Как написать бестселлер. Урок второй - выбираем тему
Прежде чем выйти на рынок с каким-либо товаром, необходимо изучить потребительские предпочтения. Говорю как маркетолог с двухнедельным опытом работы. Что у нас сегодня читают больше всего?
1) Детективы. Читали, читают и будут читать. В застойные времена мы кормились Честертоном и Конан-Дойлем, в перестройку был безумно популярен Чейз, сейчас отечественный производитель детективов прочно занял лидирующее положение на рынке. Читатель хочет видеть героя, похожего на него самого, но только чуть повыше ростом, чуть посмелее и побогаче. И чтобы врага ногой - бац с разворота! Из двух стволов - тра-та-та! Потом стряхнуть пепел в кофе этому мерзавцу и усмехнуться так искоса - мол, заходи еще, если что…
2) Дамские романы. Тут ситуация сложнее. Это литература для домохозяек, которые видят в жизни только стирку, кухню, программу «Принцип домино» по НТВ и газету «Спорт-экспресс» в руках у мужа. Здесь нужна романтика, нужна красота. Нужны красивые имена героев (Мигель, Альберт, Джакомо, или хотя бы Иосиф Абрамович) и красивые географические названия (Коста-Рика, Мальта, площадь Восхищения, переулок Святого Витта и пр.) Домохозяйка не будет читать о любви другой домохозяйки к приходящему сантехнику. Она это имеет сама в избытке, никакой романтики здесь нет, одни расходы - пузырь ему выставь, то, се. Но если сантехник вдруг оказался внебрачным сыном нефтяного олигарха… тут есть над чем подумать, ей-богу.
3) Фантастика. Аудитория специфическая (подростки, компьютерные гении и младшие научные сотрудники) но поскольку и того и другого и третьего у нас в стране в избытке - ваш труд найдет своего читателя. Есть где развернуться и в плане жанрового разнообразия. Фэнтези, космическая опера, «ужастики», мистический детектив - жанры вполне уважаемые и достойные нашего внимания.
4) «Настоящие» книги. Только не пугайтесь, их тоже читают. Даже больше, чем все остальное. И вовсе не обязательно писать новую «Войну и мир» или хотя бы «Муму». Но вот что-нибудь вроде «Мачо не плачут» мы вполне сможем осилить. И это вполне может стать бестселлером. И вы вполне сможете покупать новые джинсы каждый день, как господин Стогов. ;-)))
Что же выбрать? А вам самим что больше нравится? Пиво? И мне! Может, ну его на фиг, это писательство, сходим, пропустим по кружечке? Сегодня ж пятница! А тему выберем в понедельник, на свежую голову. Короче, рассказываю последний анекдот: «Идет браконьер по лесу, несет на плече кабана, а навстречу ему - егерь…»
Продолжение следует.
Как написать бестселлер. Урок третий - детектив
«Охота на пиранью», «Антикиллер», «Игра на чужом поле», «Срок для Бешеного», и рядом - ваш роман в цветном супере и с вашим лучшим фото на обложке. Поехали? Поехали! Замечу в скобках, что современные российские детективы, строго говоря, таковыми не являются. Детектив - это когда один (комиссар Мегре, мисс Марпл, Эркюль Пуаро) или два сыщика (Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Ниро Вульф и Арчи Гудвин и пр.) неторопливо, покуривая трубочки и сигары, постепенно распутывают загадку, которую им загадал преступник. За оружие они берутся лишь изредка и, как правило, успехами в этом плане не блещут. Герои современных российских детективов - потомки героев «черного» или «крутого» детектива Дэшила Хэммета, Реймонда Чандлера и Росса Макдональда. Они много пьют, мало думают, не пропускают ни одной юбки, первыми бьют правой и стреляют из двух стволов, любят деньги, разговаривают матом и, в случае чего, без зазрения совести нарушают закон.
Кстати, о мате. Как создается динамика в кинобоевике? Есть три способа: погоня, перестрелка, драка. Чем красивее все это снято, тем интереснее смотреть. А попробуйте, скажем, красиво описать драку в романе. Помнится, этим грешил Роджер Желязны. «Он ударил слева, я присел, пропустил удар и в свою очередь ударил снизу. Он отскочил назад, взвился в воздух и сделал крученый удар ногой с разворота. Я поставил блок... Але, проснитесь, это мы еще только разминаемся, сама драка - впереди». Подробные описания драк у Желязны занимали страницы по три, причем лично мне становилось скучно уже в начале первой. И еще было очень жалко автора, который с трудом находил синонимы слову «удар». Собственно, их всего три - «хук», «апперкот» и «...булина».
Так вот, раскрою страшную тайну, на самом деле известную всем пишущим - динамика в книге создается диалогом. Остроумным, немногословным, подвижным диалогом. Как правило, если автору не хватает остроумия, он оживляет текст матом. По нонешним, Сорокинско-Ерофеевским, временам это допускается (сам грешу порой), главное - не переборщить. Тут уж каждый решает сам, в зависимости от вкуса и чувства меры. Кстати, даже классики этого дела не стеснялись. А нам-то, прожженым детективщикам, сам бог велел. Тем более, что пишем мы в основном о ворах и убийцах.
Еще несколько слов о стиле. В идеале он должен быть простым и понятным. Хорошо, если герой-профессор один раз за роман употребит слово «абсорбция» (кажись, так!), а вор в законе - тоже не больше раза - скажет «воробьи в валенках летают». Да и то читатель ведь может и не понять, что последнее на фене означает, что в помещении очень холодно. Неплохо, если у главных героев время от времени будут мелькать устойчивые словечки и фразочки. Например, если в разных контекстах герой будет говорить: «Хлопотно это». Или хотя бы «дерьмо не тонет». Но если эти фразочки будут говорить все герои подряд, уже нехорошо. К примеру, Александру Бушкову очень нравится слово «негоция». И у него про эти «негоции» говорят все кому не лень - губернатор, бандиты, проститутки, менты и так далее. Ну ладно я, человек с высшим филологическим образованием. Заглянул в словать Ожегова и узнал, что это - всего лишь «торговая сделка». Но неужели в Красноярске, где живет Бушков, все менты и проститутки такие же продвинутые? Еще пример: у Николая Леонова, царствие ему небесное, главный сыщик Гуров постоянно говорит «минут несколько», а потом ему совершенно незнакомый бандит предлагает выпить водки «грамм несколько». Сие есть косяк и, по идее, должно выпалываться корректорами. Но, как журналист и редактор с десятилетним стажем, уверяю вас - стопроцентно грамотных корректоров не существует в природе. А посему, автору нужно самому быть внимательнее.
Ну-с, со стилем разобрались, займемся сюжетом. Когда мне было 8 лет, я сказал отцу, что хочу стать писателем и попросил его подсказать мне сюжет для книги. Папа ухмыльнулся в усы (тогда он носил усы, позже он их сбрил по настоянию мамы) и сказал:
- Сынок, у любого писателя сюжет только один - «жил-был человек». А у самых смелых писателей еще и - «потом он умер».
Я был потрясен до глубины души, понял, что в писатели мне рано и решил пока податься в космонавты. К счастью, в той деревне, где я жил в детстве, на космонавтов не учили, и в конце концов все же пришлось мне становиться писателем.
Так вот, основа сюжета есть. Мы пока писатели несмелые, поэтому убивать героя в финале не будем. Опять же, а вдруг нам издательство продолжение закажет? Превращать героя в зомби?
Жил был человек. Что с ним случилось потом? А случилась с ним неприятность. Вот вам несколько стандартных неприятностей на выбор:
- Убили родственника или друга,
- украли жену,
- обвинили в убийстве,
- похитили казенные деньги и свалили все на него,
- обнародовали компромат,
и так далее.
Героя начинает разбираться со своими неприятностями. Для этого он:
- покупает оружие на нелегальном рынке,
- бросает пить,
- начинает заниматься спортом,
- изучает японский язык,
- находит союзников среди честных бандитов, честных милиционеров или школьных друзей.
По ходу он непременно влюбляется, но та, в кого он влюбился,
на самом деле работает на врагов. А посему героя ожидает:
- как минимум два покушения (во второй раз его легонько ранят, а его союзник будет при этом убит - или я в этом ничего не понимаю!)
- плен у бандитов,
- тюремное заключение по ложному обвинению,
- поход в казино,
- поездка в Чечню (впрочем, это уже выходит из моды. Можно заменить на Грузию),
- погоня,
- перестрелка в кафе,
- встреча со старым и очень справедливым бандитом, которого в конце тоже убьют,
- концерт Земфиры (не знаю, зачем, но так все делают)
- миллион долларов наличными или, на худой конец, чемодан героина
В конце выяснится, что неприятность (см. выше) организовал старый друг главного героя. Герой его великодушно прощает, но друг гибнет от рук своих же друзей-бандитов.
Вот, собственно, и все. Любой из написанных за последние десять лет детективных романов благополучно укладывается в данную схему. Так что, не вижу поводов ей не следовать.
Еще несколько замечаний. Начинающие писатели, как правило, не сразу могут «набрать» объем - требуемые издательством 400-500 страниц. Есть два выхода. Первый - писать подробнее. Например, в романе появляется официант, который подносит герою какие-нибудь куриные окорочка. Ну появляется и появляется. Нам-то что? А то. Внимательнее надо быть к героям. Куда вы торопитесь? Расскажите нам, где официант родился, как учился, почему дошел до жизни такой... и так далее. И, собственно, какие-такие куриные окорочка-шмакорочка он подавал? И что мы вообще знаем об окорочках? Ведь их можно поджарить, прокоптить, потушить, приготовить в горшочках... Подробности - Бог! Правда, в итоге повествование становится рыхлым, занудным и скучным. Но тут тоже многое зависит от чувства меры.
Второй способ более приятен для читателя (кстати, еще Хемингуэй говорил, что сначала только писатель получает удовольствие от процесса творчества, а на долю читателя остается совсем немного. И чем больше писатель мучается со своим текстом, тем интереснее этот текст в конце концов читать). Вы закончили свой первый роман, сохранили его в пяти местах под разными названиями, выкурили сигаретку, потянулись... и вдруг обнаружили, что размер вашего романа - ровно 73 страницы 12-м кеглем! Как быть? Таких коротких романов не бывает (если вы, конечно, не постмодернист)! Но ведь в нем все есть - и похищения, и похождения, и предательства, и погони, и хэппи-энд! Добавить уже нечего. Поступаем просто. Открываем первую страницу и там, где написано «роман», добавляем «часть первая». После чего таким же макаром пишем вторую, третью, и на сколько у вас еще хватит терпения, части. С тем же героем, но с другими похищениями, похождениями, погонями, предательствами и хэппи-эндами.
Теперь остается придумать нашему творению название. Хочу предупредить - в издательстве название все равно поменяют. У всех меняют. И у Топильской, и у Марининой, и у Дашковой. Скажем, у меня поменяли «Предпоследний поединок» на «Ставку на джокера», а «Убей свою тень!» на «Тень счастливчика». Но без названия тоже нельзя. Так что будьте добры.
Хорошо, если вашего героя зовут как-нибудь красиво - Берсерк, Рыцарь, Таран. Тогда и название просто придумать: «Западня для Берсерка»,«Металлолом для Рыцаря», «Таран и новые ворота». Но если героя совут, скажем, Семен Игнатьевич Иванов, этот метод не подходит.
Глупо как-то звучит: «Семен Игнатьевич против воров в законе», «Иванов стреляет без промаха»... Тогда лучше придумать что-нибудь абстрактное. Знаете филологический анекдот про названия? Сын написал роман и спросил у отца, как его назвать. Отец, в свою очередь, спросил:
- У тебя есть там что-нибудь про трубы?
- Нет... - удивился сын.
- А про баранов?
- Нет.
- Тогда назови его «Без труб и баранов!»
Давно уже, кстати, собираюсь написать роман с таким названием, да все руки не доходят.
В общем, вот несколько примеров абстракных названий, которые подойдут практически к любому роману: «Стреляй на поражение!», «Держи вора!», «Под прицелом», «Слишком много крови», «Идет охота», и так далее. ...
whiterose:
03.12.11 11:22
Мирна, я прочитала выложенную тобой шпаргалку и хочу сказать, что это 100% мужской текст, особенно в части "женских" романов. И их взгляд свысока. ИМХО. Что касается детективной составяляющей... к сожалению, я не большой специалист в детективах, и в моей домашней библиотеке всего лишь несколько авторов этого жанра. Так вот, их с большим трудом можно отнести к тому шаблону, который был представлен
Спасибо тебе за статью, довольна занимательная.
Но в названии будущего конкурса мне греет душу слово "
почти", что открывает перед авторами немного более широкие возможности для фантазии и творчества.
Что еще хотела сказать... еще стало немного грустно от прочтения этого опуса, потому что... многое пишется, печатается, продается посредством рекламы и маркетинга. И книги, издатльское дело - это по сути тот же самый бизнес. И полки, заваленные бестселлерами - в основном являются коммерческими проектами, и я все чаще ловлю себя на мысли, что, приходя в книжный, мне все реже и реже удается найти себе книгу для души. Потому что то, что красуется при входе с бэйджем "лучшие продажи" меня уже несолько лет как не притягивает.
После нескольких разочарований я в качество лучших продаж не верю.
Чтобы произведение зацепило, в нем должна быть изюминка, не коммерчески выгодный сюжет, а частичка души автора.
Чего-то я расфилософствовалась
В общем, спасибо
...
Мирна:
03.12.11 11:41
Да, Рози, точно мужской!
Цитата: Детективы. Читали, читают и будут читать. В застойные времена мы кормились Честертоном и Конан-Дойлем, в перестройку был безумно популярен Чейз, сейчас отечественный производитель детективов прочно занял лидирующее положение на рынке. Читатель хочет видеть героя, похожего на него самого, но только чуть повыше ростом, чуть посмелее и побогаче. И чтобы врага ногой - бац с разворота! Из двух стволов - тра-та-та! Потом стряхнуть пепел в кофе этому мерзавцу и усмехнуться так искоса - мол, заходи еще, если что…
А нам надо чтоб еще спас,
покорил, поцеловал и любовь!
Много любви! Ничего эти мужчины не понимают.
...
whiterose:
03.12.11 11:53
Мирна писал(а):А нам надо чтоб еще спас, покорил, поцеловал и любовь! Много любви! Ничего эти мужчины не понимают.
Точна!!!!
И пусть это даже будет крутой водопроводчик, а не Луис Альберто
и к слову...
Цитата:Тут ситуация сложнее. Это литература для домохозяек, которые видят в жизни только стирку, кухню, программу «Принцип домино» по НТВ и газету «Спорт-экспресс» в руках у мужа. Здесь нужна романтика, нужна красота. Нужны красивые имена героев (Мигель, Альберт, Джакомо, или хотя бы Иосиф Абрамович) и красивые географические названия (Коста-Рика, Мальта, площадь Восхищения, переулок Святого Витта и пр.) Домохозяйка не будет читать о любви другой домохозяйки к приходящему сантехнику. Она это имеет сама в избытке, никакой романтики здесь нет, одни расходы - пузырь ему выставь, то, се. Но если сантехник вдруг оказался внебрачным сыном нефтяного олигарха… тут есть над чем подумать, ей-богу.
Вот не согласная я! Потому как "Спорт-экспресс" лично я когда-то выписывала исключительно для себя (когда интернета не было
). Про красивую жизнь никогда особенно читать не любила (не сильно впечатляюсь), глянцевые журналы вообще не покупаю
Очень узко мужчины о нас мыслят, очень
Ну а любовь... да, про любовь читать всегда хочется
...
moran:
04.12.11 16:46
И всё-таки, писать детектив сложнее всего(( тут даже дело не в том, чтобы впихнуть мысль в оговорённый лимит, а том, чтобы придумать саму ИДЕЮ. Как уже писалось выше-это сложная задача... эх... но конкурс должен интересным получиться)
...
La Fam:
04.12.11 17:31
Мирна писал(а):Как написать бестселлер. Урок третий - детектив
Прочитала...
Хорошее пособие, написано с душой. И весьма познавательное.
Вот почему я не читаю современные детективы.
Мирна писал(а):Внимательнее надо быть к героям. Куда вы торопитесь? Расскажите нам, где официант родился, как учился, почему дошел до жизни такой... и так далее. И, собственно, какие-такие куриные окорочка-шмакорочка он подавал? И что мы вообще знаем об окорочках? Ведь их можно поджарить, прокоптить, потушить, приготовить в горшочках...
Что верно, то верно
Мирна писал(а):- Тогда назови его «Без труб и баранов!»
Спасибо, даже настроение поднялось.
...
Vlada:
04.12.11 18:25
La Fam писал(а):Вот почему я не читаю современные детективы.
А я читаю в основном ЭТО, но все равно сижу в ступоре -как тут уже написали, герои есть, а дальше придумать такое, чтобы еще никто не придумал до тебя - вот в чем задача, да чтобы потом бабки-ежки не нашли у тебя кучу всякого разного несоответствия эпохе и стране
Но азарт разъедает мою душу!
...