Родословная розы уходит в глубокую древность: этот ярко цветущий кустарник был известен еще за 3,5 тысячелетия до нашей эры. С древнейших времен перед красотой цветка преклонялись все народы, особенно в странах Востока. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, утверждающих, что каждый человек, принесший царю розу, может просить у него все, что пожелает.
Считают, что благоухающую персидскую розу завез в Индию в XVI веке правитель Бабур, заложивший основы империи Великих Моголов. Он посвятил большую часть своей жизни разведению садов.
А жене его правнука – императора Джахангира – Нур Джаган (Свет мира) приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи об этом поведал так:
“Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки. Утомленная, она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась и стала обходить водоемы, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду, обнаружила на поверхности воды масляную пленку. Нур Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира. Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке. Когда же понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в восторг, а Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Так узнали в Индии секрет розового масла”.
В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза – символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.
И, конечно же, поэты Индии во все времена воспевали розу, каждый на свой лад. Вот вам несколько чудесных примеров:
Валлатол
Распускают розы в саду
лепестки, что нежнее шелка.
Лепестки снова сжимаются в бутоны
от холода, от дрожи туманной.
На ночь кусты роз покрывают тканью,
заворачивают сверху и снизу.
Утром женщины ткань выжимают —
так вот делают розовую воду.
ПРИДИ,САДОВНИК!
Гулям Ахмад Махджур
Приди, садовник! И весну, как прежде, оживи,
и снова розы расцветут, зальются соловьи.
Как слезы, капельки росы в заброшенном саду.
Цветы теряют и листки, и лепестки свои.
Приди, садовник! И весну освободи от пут,
и снова розы расцветут, зальются соловьи.
Крапиву с корнем удали, чтоб розы расцвели,
чтоб гиацинты поднялись из плена — из земли.
Кто пойманного соловья спасет, освободит,
кто двери клетки отворит, кто вызволит из мглы?
Свою постылую тюрьму
пора бы самому
сломать, разворотить, смести,
свободу обрести.
Все, чем богато бытие —
отныне все твое.
Проснись от сна, идет весна —
отныне все твое!
И цепи сладкие забудь,
и пробудись, и — в путь!
Рокочут в такт твоим шагам
и гром, и ураган!
МОЕЙ БЛАГОУХАННОЙ
Прабху «Вафа»
О тела аромат,
улыбки ясный цвет!
Кто лучшие цветы
соединил в букет
Я с лотосом сравнил
цветы любимых щек —
Смутилась кроткая
и покраснел цветок.
Шаль соскользнула с плеч,
и — клясться вам готов —
Их аромат затмил
дурманы всех цветов.
Но, как ты ни хвали
ее душистый стан,
Он только стебелек,
что розе сердца дан.
Как в поле с ветерком
качаются цветы,
Так, испытав любовь,
цветешь, о юность, ты.
***
Дина Натх Надим
когда моей удачи ветер,
в расцветшем розовом саду
зашелестит, и на рассвете
цветы, к которым припаду
с любовью, будут вновь и вновь
мне обещать: «Придет любовь
с благоуханием одежд,
с живым дыханием надежд»…
Страна цветов
Индия – страна причудливых цветов, ярких красок и пронзительных ароматов. Что примечательно, индуизм с большим вниманием относится к каждой детали окружающего мира, здесь нет мелочей и «неважных» вещей. Каждой травинке и каждому муравью определена своя важная роль в мироздании. Разноцветные ароматные цветы – это то, без чего невозможно себе представить Индию и индуизм. В Южной Индии очень любят цветы, и практически каждая женщина украшает свои волосы благоухающей гирляндой из жасмина. В каждом индийском доме и даже на рабочем месте у индийцев есть небольшие алтари, которые ежедневно украшают свежими цветами. Даже для аскетичных йогов, погруженных в медитацию и не использующих никакие украшения, цветы имеют важное значение, символизируя чакры и различные тонкие процессы в энергетическом теле человека. Во всех культурах цветы так или иначе ассоциируются с продолжением жизни, любовью, радостью и торжеством света и тепла. Древние мудрецы заметили, что запах цветов способен вызывать в человеке различные чувства и воспоминания, настраивать его на определенную волну. Ароматы могут вызвать печаль и радость, умиротворение и страсть, а также целую гамму различных чувств. Этим свойством цветов стали пользоваться во время выполнения различных духовных практик и религиозных обрядов, чтобы очистить свои ум и чувства от негативных мыслей и впечатлений и сосредоточиться на высшем. На территории Индии существуют очень разные культы и философские школы, однако практически во всех традициях цветам придают большое значение. Древняя индийская литература наполнена описаниями различных цветов, многие из которых сегодня называются по-другому либо исчезли.
Цветы в обрядах индуизма
В Махабхарате, как и в других писаниях индуизма, описываются свойства различных атрибутов, предлагаемых божествам во время поклонения. Цветы играют особую роль в пудже и во многих других индийских обрядах как дома, так и в храмах. В действительности в рамках индуизма крайне редко бывают какие-либо религиозные ритуалы без использования цветов. Распечатанные на бумаге изображения Богов или мурти украшают гирляндами из цветов и листьев. Цветы кладут у стоп божества, а также осыпают божество лепестками цветов. Ритуал, когда божества осыпают лепестками цветов, называется пушпанджали и выполняется по праздникам. Пушпанджали совершается не только для божеств – гуру, молодоженов, именинников и дорогих гостей также приветствуют дождем из лепестков.
В различных писаниях приводятся указания о том, какие цветы и каким образом используются для пуджи. Существуют цветы, предназначенные только для определенных божеств, а некоторые цветы никогда не используются в ритуалах из-за наложенного на них проклятья.
Всеми видами растений управляет Сома, божество Луны. Некоторые травы и специи имеют качества амриты (нектара), а друге – свойства яда. Растения, обладающие свойствами амриты, обладают приятным запахом и доставляют удовольствие уму и чувствам. Растения с качествами яда вызывают отвращение и отталкивают своим запахом. Есть также и нейтральные растения. Цветы растений со свойствами амриты считаются благоприятными и используются в пудже.
Основные принципы таковы: цветы с очень сильным, резким запахом не используются. Однако и цветы, совсем лишенные аромата, тоже не годятся. Не используют цветы, не распустившиеся полностью, то есть, бутоны. Нельзя использовать сломанные, деформированные, примятые цветы или подпорченные насекомыми. Лучше всего походят цветы, выращенные в саду. Также используются и цветы, собранные в лесу. Большинство цветов, лишенных колючек и имеющих белый цвет, всегда разрешается использовать в поклонении.
Цветы, используемые в пудже, также классифицируются по своим качествам или гунам: Саттва, Раджас и Тамас (гуны благости, страсти и невежества). Классификация основана на цвете, запахе, форме и происхождении. Цветы, имеющие признаки Саттвы и Раджаса, используются в ежедневном поклонении. Тамасичные цветы стараются не использовать, но некоторые из них допустимы во время праздников.
Саттвичные цветы: Arka (Калотропус гигантский, этот цветок предлагают Ганеше), Nandyavartham (Эрватамия), Drona (цветы тумми, их предлагают Шиве), белый лотос, жасмин, эритрина (или коралловое дерево) и другие. Раджасичные цветы: красный лотос, гибискус или китайская роза, кампсис укореняющийся (trumpet flowers), белый дурман (thorn apple flowers) и другие. К тамасичным относятся следующие цветы: Ketaki (панданус, или пандан), цветы хлопчатника, цветы дикого сахарного тростника, цветы травы куша и другие.
Цветы, растущие на воде, такие как лотосы и водяные лилии, подходят для изготовления гирлянд для гандхарвов, нагов и якшей. Цветы, растущие на кладбище, местах кремации и в местах, посвященных богам, никогда не должны использоваться для свадебных церемоний и для ритуалов, целью которых являются благополучие семьи, здоровье, процветание и изобилие. Цветы, растущие в горах и долинах, имеющие приятный вид и аромат, используются в поклонении божествам. Такие цветы также окропляют сандаловой пастой перед предложением божествам, чтобы усилить их аромат. В некоторых традициях считается, что при изготовлении гирлянд и украшении алтаря желательно использовать цветы как минимум пяти разных цветов, поскольку разные цвета символически представляют собой основные пять элементов материальной природы и наши пять чувств, которые мы задействуем в поклонении божеству.
Божества удовлетворяются запахом цветов, якши и ракшасы радуются красивому виду цветов, наги наслаждаются касанием лепестков, а люди наслаждаются всеми тремя: запахом, видом и касанием. Цветы, предложенные божествам, тотчас же доставляют им удовольствие. Когда божествам предлагают цветы, доставляющие им удовольствие, они могут наградить адепта исполнением любых желаний. Поэтому весьма важно внимательно отнестись к выбору подходящих цветов для поклонения.
Цветы, о которых слагают легенды и поют песни
Лотос. Разумеется, самый известный цветочный символ индуизма, занимающий почетное место в индийской литературе, – это лотос. Они бывают разных цветов, а эталоном красоты считают голубой лотос. На санскрите лотос называется «камал» или «падма», но помимо этого существует множество других названий. Чтобы выразить изысканную красоту Богов и Богинь, а также героев эпоса, их образы сравнивают с цветком лотоса. «Его глаза подобны лепесткам лотоса», «ее лицо напоминает цветущий лотос», «ее стан тонкий, как стебель лотоса», «она прекрасная, как озеро, наполненное цветущими лотосами» – такие эпитеты очень часто встречаются в индийской литературе. Калидаса описывал женское лицо как чудо цветка, цветущего внутри цветка: «ее прекрасные глаза подобны темно-синему лотосу, распускающемуся внутри розового лотоса ее лица». Богиня Лакшми восседает на красном лотосе, Богиня Сарасвати – на белом. Брахма, творец Вселенной, сидит на лотосе, который растет из пупка Господа Вишну. Одно из имен Деви – Камаламба, Лотосная Мать: она восседает на тысячелепестковом лотосе в Сахасрара-чакре над головой. Символ цветущего лотоса имеет сакральное значение в тантре и Шривидья упасане и связан с эзотерическими аспектами духовной практики. В большинстве янтр присутствует символическое изображение лепестков лотоса. Лотос цветет днем и закрывается ночью. Поэтому одно из имен Солнца переводится как «друг лотосов» (kamala-bandava или padma-bandhu).
Таману или Султан Чампа. Цветы целебного дерева Таману (Александрийский лавр, Calophyllum inophyllum) называются на санскрите Punnāga, а также известны под названием Sultan Champa. Этот цветок предлагают Господу Вишну, вплетая его в цветочные гирлянды. Ароматный цветок Таману также украшает волосы Богини Лалиты Трипурасундари. Punnāga упоминается во многих песнях в классической музыке Карнатаки как цветок, служащий украшением для многих Богов и доставляющий им большую радость своим ароматом. Существует рага, называющаяся в честь этого цветка – punnaagavaraali.
Ашока (Сарака индийская): название цветка означает «лишенный печали» или «то, что не приносит печали». Ашока, предвестник весны, имеет ярко-красный, с оранжевым оттенком или малиновый цвет и распускается в начале марта. По легенде, ашока расцветает из-за того, что его коснулась стопа прекрасной женщины. В Рамаяне описывается, что после похищения Сита сидит и плачет в разлуке с Рамой под деревом ашоки в саду Раваны.
Париджата (никантес или ночной жасмин). Другое название: Har-Singar. Это «дерево печали» или «дерево слез». Согласно легендам, Париджата – это райское дерево, которое принес на землю Господь Кришна. Супруга Кришны Сатьябхама, соперничая с Рукмини, потребовала, чтобы Кришна подарил ей этот цветок, и Кришна исполнил ее просьбу. Однако, чтобы не обидеть Рукмини, Кришна посадил дерево Париджата в саду Сатьябхамы так, что когда оно расцветало, цветы осыпались во двор Рукмини. Над троном Господа Вишну на Вайкунтхе растет дерево Париджата, а Хануман живет под его тенью. Существует романтичная история происхождения дерева: принцесса Париджата была влюблена в Бога Солнца и мечтала стать его женой. Сурья Дева ненадолго ответил на ее чувства, но вскоре покинул ее навсегда. От отчаяния она сожгла себя, а из пепла выросло дерево. Будучи не в силах больше видеть своего возлюбленного, который ее отверг, дерево расцветает только ночью, а до появления первых лучей восходящего Солнца роняет все свои лепестки как слезы.
Кадамба (Neolamarckia cadamba) – это универсальные цветы, которые используются в поклонении многим божествам. Считается, что этот цветок любят все Боги. Кришна любил проводить свои игры в камбавых рощах, а также Мать Дурга обитает в лесу Кадамба (одно из ее имен – Kadamba vana vāsinī).
Гибискус или китайская роза, его санскритское название Japā kusum. Великолепие восходящего Солнца сравнивают с этим прекрасным цветком. Известный в Индии гимн Наваграха Стотрам начинается так:
Japaa kusuma Sankaasam - Kaasyapeyam Mahaath' yuthim
Thamo'urim sarva Paapa ganam - Pranathosmi Dhiwaakaram.
Тому, кто подобен цветку Гибискуса, сыну Кашьяпы, исполненному сияния, врагу тьмы, рассеивающему все грехи, – тому Сурье я поклоняюсь.
Цвет тела Ханумана также сравнивается с гибискусом. Цветы гибискуса традиционно используются в Индии для поклонения Богине Дурге. Когда в Лалитопакхьяне описывают сияющий как восходящее Солнце, цвет тела Лалиты Трипурасундари, его также сравнивают с гибискусом.