miroslava:
22.06.11 12:36
» Харви Кэтрин
БАБОЧКА
...Умный, интеллектуально развитый человек хочет найти интимного партнера под стать себе, чтобы можно было разговаривать, спорить, обмениваться интересными мыслями, и только потом, во вторую очередь — наслаждаться сексуальной близостью. «Перепихон» ради чисто сексуальной разрядки не интересует и не приносит удовлетворения. Весь человеческий материал, что удавалось находить на вечеринках, в барах, в ночных клубах — это сплошной «мусор»: глупые, малоразвитые субъекты, чей коэффициент интеллектуальности близок к нулю. И вот этот человек отправляется в публичный дом и там встречает такого умного и изысканного собеседника. После интеллектуального разговора и спора секс становится просто потрясающим и незабываемым...
...Высококвалифицированный и очень успешный врач переживает тяжелую личную драму. Когда-то в детстве опрокинувшаяся кастрюля с кипятком сделала практически нечувствительной область кожи рядом с половыми органами. С этим оказались связаны проблемы в интимной сфере, из-за этого распались уже два брака. Попытки наладить сексуальную функцию с помощью других партнеров тоже кончились неудачей; не помогла и долгая и упорная работа с психологом. Так хочется иметь свою семью, близкого человека, детей; но пока не исправлена и не вылечена сексуальная дисфункция — об этом нечего и мечтать. И тогда человек (отчасти по собственной инициативе, отчасти по совету психолога) отправляется в публичный дом, чтобы там попытаться решить свою проблему с платным партнером...
...Преуспевающий юрист, славящийся своей жесткой, дотошной и твердой манерой ведения судебных дел, выигрывает один процесс за другим, вызывая восхищение и уважение как публики, так и коллег. Но все меняется, лишь только рабочий антураж сменяется домашним. Дома «драгоценная половина» третирует супруга как ребенка, не дает выразить своего мнения, указывает — что надо есть, как надо одеваться, как водить машину, с кем дружить и как развлекаться. Секс — только как награда за «хорошее поведение». И человек отправляется в публичный дом, чтобы хотя бы один-единственный раз за всю свою сексуальную жизнь почувствовать себя свободным, не связанным никакими условиями и предварительными инструкциями; чтобы оказаться в объятиях человека, который (пусть за деньги!) примет его таким, какой он есть, и не будет унижать его ни в мелочах, ни по крупному...
Три разных истории.
Три жизненных ситуации — каждая сложная по своему.
Три разных человека.
И только одно объединяет их — они выбирают один и одинаково скандальный способ решения своих затруднений.
Правильно ли поступали эти люди, пытаясь разрешить свои проблемы в публичном доме? Я думаю, что многие, если не одобрят, то с определенной долей понимания отнесутся к такому способу.
Но — при одном всенепременном условии!
Все эти люди со сложными жизненными заморочками должны быть мужчинами.
А что, если это — женщины?
Вот тут, я абсолютно убеждена, понимающих будет намного-намного меньше.
И тем не менее, все эти жизненные коллизии и люди представлены как второстепенные сюжетные линии и герои второго плана в романе Кейт Харви «Бабочка».
Не ожидала я такого подарка от любовного жанра — нет, не ожидала! Давно утратила всякую надежду. Сколько в начале своего увлечения любовными романами я перечитала жестоких и сентиментальных саг о безумной любви жертвы к своему палачу (причем, конечно, в роли жертвы выступает главная героиня-женщина, а в роли палача — главный герой-мужчина). Позднее я научилась избегать таких романов, но всегда таила мечту прочитать книгу, где поруганная и оскорбленная женщина не влюбляется в насильника и истязателя, а наоборот — мстит ему за свои муки. Но проходил год, другой... и постепенно я утратила такую надежду и поняла, что любовный жанр ориентирован скорее на воспевание, а не осуждение рабской женской любви с махозистским душком. И тут вдруг — такой сюрприз!
Сказать, что этот роман мне просто очень понравился — значит, ничего не сказать. Понравился безумно!!! Хотя к классическому любовному жанру его трудно отнести — он не кончается торжеством любви и традиционным «и жили они долго и счастливо». Это история женщины, способной на великую любовь и великие жертвы ради нее. Той, чья любовь была поругана, а сама она использована и выброшена из жизни своего соблазнителя. И тогда она решает всю свою жизнь посвятить тому, чтобы уничтожить его, а потом прийти и поглядеть в глаза: помнишь меня? История эта рассказана с удивительной силой и драматизмом.
Но не только это привлекло меня в романе. Не боясь высокого стиля могу сказать, что один из главных героев этого повествования — время. В романе нарисована широкая панорама американской жизни на протяжении почти полувека и особое внимание уделено изменениям, которые претерпела женская «ипостась» американского общества.
Вначале романа— ситуация практически традиционно патриархальная, женщины живут по тысячелетним установлениям и законам мира, созданного исключительно для мужчин и соответствующим образом рассуждают. В первую очередь это относится к матери главной героини — невзрачной 14-летней девочки Рейчел, большой мечтательницы и читательницы книг. Мать покорно терпит издевательства отца Рейчел, бездельника, неудачника и алкоголика, и щедро делится с дочерью тысячелетней «женской» мудростью.
«Почему ты живешь с ним? Он же монстр» - говорит ей изнасилованная отцом Рейчел. И слышит от матери:
«Ты просто многого не понимаешь... Он любит меня по-своему... У него просто все болит внутри... Я люблю его... Ты тоже полюбишь и поймешь меня...».
(В этом месте меня словно молнией прошило и вспомнилось мне, как практически в таких же словах и формулировках читательницы любовных романов защищают и оправдывают зверское поведение героев-мужчин, которые слишком часто на страницах сентиментального жанра ведут себя как монстры: у него больные душа, тело, печенки-селезенки, тяжелое детство и гады в окружении — потому он имеет причины и право для мерзких поступков... он любит, просто это такая вот любовь... по-своему... вы просто не понимаете... он продукт своего времени и среды, по другому поступать не может и имеет право судить-рядить, миловать-насиловать, а женское дело — принимать, понимать и прощать все... а героини заслуживают обрушившееся на них «наказание», так как имеют изъяны в характере и не научились придерживать язык — так им и надо... Наверное, и изнасилованная Рейчел подверглась бы такому же осуждению — невежливо разговаривала с отцом, а он был пьян — ну и что вы хотите от пьяного мужчины: и такие рассуждения приходилось мне встречать! Разве что факт кровного родства Рейчел со своим насильником заставит посмотреть на ситуацию другими глазами, а само насилие никогда не унижает и не роняет героев любовных романов в глазах читательниц.)
И Рейчел вскоре понимает, что имела в виду мать, и сама покорно идет по ее дорожке преклонения и подчинения, когда встречает свою любовь. Ради своего парня она готова на все: даже работать проституткой в третьеразрядном борделе и отдавать заработанные деньги своему любимому, который таким образом избавляет себя от забот о снискании хлеба насущного. Она с гордостью носит на своем теле знак принадлежности своему мужчине: татуировку в виде бабочки. И окружающие ее проститутки, как и ее мать, всю свою жизнь кладут на обслуживание и ублажение своих мужчин, многие из которых, так же как и парень Рейчел Дэнни, сдали своих подружек в этот бордель.
«...У каждой женщины была своя история, но в глубине души все знали, что представляли собой их парни на самом деле. Сутенеры, альфонсы, бездельники. И больше ничего. Они дурачили женщинам головы и жили за их счет, эксплуатируя их». Но
«...женщинам нужен мужчина. Для самоутверждения, для защиты. Просто женщина не живет одна. Женщина без мужчины — это неудачница, несостоявшаяся личность. Мужчина придавал женщине значение, определял ее место в порядке вещей. Даже если она была шлюха, она принадлежала мужчине и это было самое главное.»
Но в середине и в конце романа, в изображении жизни Америки 80-х уже появляются новые женские типы, которым чуждо безусловное преклонение перед мужчиной, свойственное их матерям. В первую очередь это касается героини — Рейчел. Она начинает сознавать всю унизительность и гибельность своего рабского подчинения, когда ее любимый Дэнни заставляет ее сделать аборт и выбрасывает истекающую кровью из своей машины со словами: убирайся из моей жизни, ты мне больше не нужна. Она дает клятву поквитаться с ним и с тех пор вся ее жизнь подчинена этой цели. Она находит работу, отдает ей все свои силы, становится сначала состоятельной, потом богатой, потом очень богатой и наконец создает целую финансовую империю. А в начале меняет имя и делает пластическую операцию. Исчезает невзрачная доверчивая нищая Рейчел — на ее место приходит холодная, отстраненная богатая красавица Беверли. Но самое главное — даже не внешние изменения и не изменения в материальном статусе. Меняется душа героини, происходит процесс, который задолго до этого романа Чехов описал как «выдавливание из себя по капле раба». Рейчел-Беверли проходит долгую и трудную эволюцию от собачьей преданности и рабской зависимости к полной душевной свободе и осознанию ценности своей личности в этом мире.
Став богатой и могущественной, она создает целую сеть нелегальных предприятий под легальными прикрытиями, которую очень умело через подставных лиц продает своему бывшему любовнику. Он тоже время зря не терял, достиг и богатства и могущества и уже нацелился на кресло президента США. Делает все это Рейчел-Беверли с одной целью — скомпрометировать и «подставить» своего врага. Среди созданных ею и проданных Дэнни предприятий числятся так называемые «массажные» салоны, порнографические издания, сомнительные ночные клубы и прочее. Но самый главный «алмаз» этой своеобразной «коллекции» - роскошный элитный публичный дом под названием «Бабочка», где мужчины-проститутки обслуживают состоятельных дам. В числе его клиенток — три внешне преуспевающие, но внутренне несчастные женщины, чьи истории были рассказаны в самом начале.
Автор вовсе не идеализирует «Бабочку». Большинство богатых женщин, приходящих туда, мало чем отличаются от описанной в начале романа героини, ее матери и подруг-проституток. Они также покорно приняли законы и правила «мужского» мира, мирятся с неудовлетворенностью в своей личной жизни, терпят недостатки своих мужей, но не желают действовать и совершать поступки, чтобы что-то изменить в жизни. Разве что изредка посещают «Бабочку», чтобы ненадолго «выпустить пар». И так они будут «крутиться» до самой смерти, ничего кардинально не меняя в своей жизни.
Совсем по другому воспринимают «Бабочку» те второстепенные героини, которые вместе с Беверли олицетворяют народившийся в конце 20 века в Америке тип женщины — Труди, Линда, Джессика. Они активны и готовы к действиям, к поступкам и к ответственности за эти поступки. Если нужно для разрешения их проблем прибегнуть к способу, который традиционно был правом и прерогативой мужского пола — использовать «покупной» секс — это их тоже не страшит. Но одновременно они понимают, что «Бабочка» - не панацея от их трудностей и используют ее лишь как временное, вспомогательное средство. Но используют! Ни одна не отказывается от посещений этого дома только на том основании, что она — женщина, а женщинам, по законам двойной морали это не пристало.
Каждая внутренне готова покинуть «Бабочку» после того, как ее жизненные трудности разрешатся и не будет возвращаться туда никогда. При этом они вовсе не отказываются от своего женского предназначения - они, как и их матери, также нуждаются в любви, понимании и семейном счастье, но уже не готовы платить за это собственной душой и человеческим достоинством, и строят свои отношения с мужчинами на принципиально новых основах. И хотя «Бабочка» прекращает свое существование в конце романа, но так или иначе, эти три женщины с ее помощью решают свои проблемы и «уходят» из нее вместе с ее закрытием — больше она им не нужна.
Что касается главной героини Рейчел-Беверли, то доведя до самоубийства своего врага, она скрывается в каком-то экзотическом месте вместе с платным любовником из числа бывшего «обслуживающего персонала» «Бабочки». Признаюсь, окончание этого замечательного романа меня не совсем удовлетворило. После такой насыщенной, длившейся почти 35 лет погони за успехом и местью, вряд ли героиня будет чувствовать себя удовлетворенной и счастливой в покое, безделье и атмосфере покупной любви. Но я знаю, что у этого романа есть продолжение и обязательно прочитаю его, чтобы узнать, чем все же закончилась история Рейчел...
...
miroslava:
04.07.11 15:39
Звезды
После книги «Бабочка» я особо многого не ожидала от этого романа и ожидания мои полностью оправдались. Редко так бывает, что продолжение интересной вещи было столь же захватывающим. Первое, что вызвало мою «нестыковку» с данным романом — это возрастные отличия. Роман этот о людях «за 30» и посвящен непростым проблемам «среднего возраста», до которых я просто еще не доросла. Развал 35-летнего брака; начало сексуальных отношений после 20 лет знакомства; сложности любовной связи 52-летней женщины и 27-летнего мужчины и прочее в таком же духе. Одним словом, проблемы, которые пока никак не могут быть мне понятны; персонажи, которые меряют свою жизнь уже даже не годами, а десятилетиями. Самому младшему персонажу — 38 лет; самому старшему — уже 70, и он только-только решил жениться в первый раз и завести ребенка — тоже первого! Такого рода любовные истории просто не вписываются в мои нынешние представления о том, как «жили они долго и счастливо»: счастливо — может быть, а вот долго ли? Не то, чтобы я со щенячьей самоуверенностью молодости отрицала наличие таких проблем у людей, которые в 2-3 раза старше меня — нет, дело не в этом. Просто пока я не могу проникнуться такими заботами, и это, естественно, «расхолаживало» меня при чтении романа.
Но самое главное — я не ощутила того напряга, того «драйва», которые держал меня, когда я читала «Бабочку». История сестры героини «Бабочки» Речел — Филиппы, не захватила меня совсем. У нее была более спокойная, хотя тоже непростая судьба, в чем-то повторившая историю Рейчел. Она тоже осталась незамужней и не удосужилась родить своих детей (хотя и удочерила девочку). Но если в истории Рейчел было понятно, почему так получилось, то причины одиночества и бездетности Филиппы на протяжении практически всей ее жизни, остались непонятными. Ее первая любовь, хоть и кончилась трагически, но не привила в ней такого отвращения к сексу, как у Рейчел, и выкидыш не сделал ее бесплодной, как это сделал насильственный аборт с Рейчел.
Воскрешение Дэнни Маккея, врага Рейчел, тоже показалось неправдоподобным. Ведь Рейчел планировала и готовила инсценировку своей гибели, а Дэнни оказался в тюрьме совсем неожиданно — и вдруг у него так лихо получилось тоже инсценировать самоубийство. И в романе «Звезды» он стал каким-то более примитивным, что ли. Из обаятельного негодяя, манипулирующего миллионами, он преобразовался просто в убийцу-маньяка.
Композиция «Звезд» напоминает композицию «Бабочки»: тоже рассказаны несколько женских историй и судеб. Но они оказались как-то мало между собой связаны — не было той единой нити, на которую нанизывались, словно бусины, такие истории в романе «Бабочка». В романе «Звезды» не все героини этих историй были связаны друг с другом.
...