Allegra:
31.03.12 12:28
» Грин Александр
Эта страничка о мечтателе и романтике
Александре Грине.
Я составила её на основе статьи К.Г.Паустовского «Жизнь Александра Грина», потому что моего воображения явно недостаточно, чтобы выразить те чувства, которые заполняют душу и сердце после прочтения гриновских произведений.
Эпиграф
Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина.
Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме.
Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.
(Д. Гранин).
Александр Степанович Гриневский (р. 23 августа 1880 — ум. 8 июля 1932)
Грин прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.
Отец Грина — участник польского восстания 1863 года — был сослан в Вятку, работал там счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.
Сын Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал Майн-Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.
С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.
Дома мальчика постоянно били, из училища его исключили за невинные стихи о своём классном наставнике. Отец пытался устроить Грина в гимназию, но его туда не приняли. Город уже выдал маленькому мальчику неписанный «волчий билет». Пришлось отдать Грина в городское училище. Жизнь шла без всяких событий, в тесноте убогой квартиры. В училище процветали зверские драки, и кислый запах чернил крепко въедался в кожу, в волосы, в поношенные ученические блузы.
Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани извозчика и на нём двух штурманских учеников в белой матросской форме.
«Я остановился, — пишет об этом случае Грин, — и смотрел как зачарованный, на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал восторг и тоску».
С тех пор мечты о морской службе, о «живописном труде мореплавания» овладели Грином с особенной силой. Он начал собираться в Одессу.
Семье Грин был в тягость. Отец раздобыл ему на дорогу пять рублей и торопливо попрощался со своим угрюмым сыном, ни разу не испытавшим ни отцовской ласки, ни любви.
В Одессе произошла первая встреча Грина с морем — тем морем, что залило потом ослепительным светом страницы его рассказов.
Куда только не забрасывала судьба будущего писателя!
Грин был матросом а Одессе и Херсоне, работал в портовых пакгаузах, служил писцом в канцелярии, в Баку забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, вместе с босяками нанимался гасить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря между Баку и Дербентом. Ночевал Грин в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под заборами.
Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина. Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни — преждевременная старость — остались у Грина навсегда. Уже с тех пор, по словам Грина, его лицо стало похоже на измятую рублёвую бумажку.
Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.
Грин искал золото на Урале, работал на Шуваловских приисках, скитался по Уралу с благодушным старичком странником (оказавшимся впоследствии убийцей и вором), был дровосеком и сплавщиком.
После Урала Грин плавал матросом на барже судовладельца Булычова — знаменитого Булычова, взятого Горьким в качестве прототипа для своей известной пьесы.
В 1912 году Грин вернулся в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «болдинская осень». В то время Грин писал почти непрерывно. С ненасытной жаждой он перечитывал множество книг, хотел всё узнать, испытать, перенести в свои рассказы.
В 1920 году Грин был призван в Красную Армию и служил под Псковом. Там он заболел сыпняком. Его привезли в Петроград и вместе с сотнями сыпнотифозных положили в Боткинские бараки. Грин болел тяжело. Он вышел из больницы почти инвалидом.
Без крова, полубольной и голодный, с тяжелыми головокружениями он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла. Было время очередей, пайков, коптилок, чёрствых корок хлеба и обледенелых квартир.
«В это время, — пишет в своих неопубликованных воспоминаниях жена писателя, — спасителем Грина явился Максим Горький. Он узнал о тяжёлом положении Грина и сделал для него всё. По просьбе Горького, Грину дали редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке, в «Доме искусств», — тёплую, светлую, с постелью и со столом. Замученному Грину особенно драгоценным казался этот стол — за ним можно было писать.
В 1924 году Грин переехал в Феодосию. Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. В этом поступке Грина отразился верный инстинкт писателя, — приморская жизнь была той реальной питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы.
Старая Россия наградила Грина жестоко, — она отняла у него ещё с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь — невыносимой. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.
Грин создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, — землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.
Грин обладал очень точным воображением. Когда он стал писателем, то представлял себе те несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места.
Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог отметить каждый поворот дороги и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов, мог, наконец, перечислить все корабли, стоящие в несуществующих гаванях, со всеми их морскими особенностями и свойствами беспечной и жизнерадостной корабельной команды.
Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего — его повесть
«Алые паруса». Характерно, что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.
«Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса.
О море написано множество книг. Целая плеяда писателей и исследователей пыталась передать необыкновенное, шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из этих писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина.
Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, тёплые лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом солёных бризов запах пышных зарослей, и, наконец, уютные приморские города.
Почти в каждом рассказе Грина встречаются описания этих несуществующих городов —
Лисса, Зурбагана, Гель-Гью и
Гертона.
В облик этих вымышленных городов Грин вложил черты всех виденных им портов Чёрного моря.
«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои рассказы», — говорил Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации, кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.
Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.
Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
Эти цельные, привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы — совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка солёного и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.
Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар — не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких и человечных страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.
Говорят об авантюрности сюжетов Грина. Это верно, но авантюрный сюжет у него — только скорлупа для более глубокого содержания. Нужно быть слепым, чтобы не видеть в книгах Грина любви к человеку.
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был ещё и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.
Содержание:
Добавить тему в подборки Модераторы: Allegra; Дата последней модерации: 04.10.2024Поделитесь ссылкой с друзьями:
...
nessi:
08.04.12 20:15
Когда-то в школе, классе наверное, в 9 м, мне нужно было написать реферат об Александре Грине. Тогда не было еще интернета и в библиотеку бежать было лень, но в доме была единственная книга Грина с повестями "Золотая цепь" и "Дорога никуда", изданная еще где-то в шестидесятых. Ну и биография Грина, написанная Паустовским, та самая , которую Вы дали ,Allegra. Вот прочитала сейчас и вспомнилось. Тогда на меня это предисловие Паустовского произвело большое впечатление. Вкупе с представленным портретом, где он выглядит изможденным жизнью и больным. Я так и представляла себе этого писателя, выглядевшего как старый морской волк и застенчивого романтика в душе , считавшего, что "лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня". Тогда я и прочла эти две повести.
Понравились обе. От "Золотой цепи" осталось послевкусие, солнце, море, удивительные приключения, в общем помнится романтика глазами подростка, помню потом смотрела фильм с молодым Владиславом Галкиным . Но все же "Дорога в никуда" зацепила больше. Очень грустное произведение, помню как жаль мне было главного героя Тиррея Давенанта , несчастного сироту, познавшего с юности столько бед, оставшегося добрым и где то таким же наивным как в юности и умирающего в тюрьме от болезни.
Потом уже прочитала "Алые паруса". Но, как ни странно, не произвело на меня это всем известное произведение особого впечатления. Сама не знаю почему. Может потому что это слишком сказка. А может потому, что заранее просмотренный фильм с Анастасией Вертинской в роли Ассоль показался наигранным. Эффектные позы, красивые слова. Или я уже не так романтична. В общем, мне уже было скучно.
...
Consuelo:
01.05.18 02:03
«Бегущая по волнам»
С творчеством Александра Грина знакома по экранизации его знаменитого романа «Алые паруса», но с оригиналом этого романа знакома не была, как впрочем, и с другими книгами писателя. «Бегущая по волнам» - роман с таким красивым, романтичным названием обещал соответствующий сюжет. Итак, в центре повествования Томас Гарвей, мечтатель по сути своей, грезит прекрасной девушкой по имени Биче Саниэль. Герой влеком мечтой, дивной грезой, воплощенной в этой девушке, однажды легкой поступью сошедшей на причал. Он путешествует на корабле, который носит название «Бегущая по волнам», и оказывается, что судно ранее судном владел отец Биче. Судьба постоянно то сталкивает героя с его мечтой, то разлучает, заставляя Гарвея все больше стремиться к встрече с девушкой…Роман, конечно, весьма атмосферный, наполненный некой тайной, философским подтекстом и той самой романтикой. Первая половина романа читается чуть тяжелее, скорее всего из-за отсутствия активных действий героев, но с середины повествования сюжет становится более динамичным, и во всем этом ореоле таинственности и грезах о несбывшемся обнаруживается вполне прозаичное убийство…
В целом, роман произвел приятное впечатление, однако, не могу сказать, что особо захватил, поэтому оценка «
4».
...