Fleur-du-Bien:
14.10.12 14:49
» Оноре де Бальзак
Оноре де Бальзак (фр.
Honore de Balzak; 20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия». Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни заслужило ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы он провёл в карцере. В 4 классе Оноре смирился, но исписал парту пародиями на учителей. В 14 лет он очень тяжело заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда семьи в Париж в 1816 Оноре поправился.
С 1823 года печатал ряд романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них без нужды. В 1825—1828 занимался издательской деятельностью, но потерпел крах.
В 1829 выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя огромное влияние оказал опыт исторического романа Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли широкое внимание читателя и критики. В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) Бальзак иронически стилизовал новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.
Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мировой успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжал вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари, ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.
В 1831 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия» 1834. По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».
Наиболее обширна первая часть, в которую вошли «Сцены частной жизни» («Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер» (Le colonel Chabert, 1844), «Отец Горио» (Le Père Goriot, 1834-35)) и пр.); «Сцены провинциальной жизни» ["Турский священник" (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (Les Illusions Perdues, 1837-43) и пр.]; «Сцены парижской жизни» [трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838) и пр.]; «Сцены военной жизни»; «Сцены политической жизни»; «Сцены деревенской жизни». В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также по-своему подытоживающим цикл романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).
«Философские этюды» представляют собой размышление не о «частностях», а об общих сторонах жизни, о закономерностях её. Наивысшей философичности писатель достиг в «Аналитических этюдах». Их число менее десяти, они наиболее трудны для чтения, ибо в них, как, например, в повести «Луи Ламбер», на 20 страниц сюжета приходится 100 страниц философских выкладок и размышлений. Бальзака в этих произведениях интересуют такие общие вопросы, как проблема Добра и Зла и др.
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Знаменосец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Её основное содержание — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — главная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.
По материалам Википедии
Библиография
"Дом кошки, играющей в мяч", 1830
"Бал в Со", 1830
"Супружеское согласие", 1830
"Побочная семья", 1830
"Вендетта", 1830
"Гобсек", 1830
"Силуэт женщины", 1830
"Тридцатилетняя женщина", 1831-1834
"Полковник Шабер", 1832
"Поручение", 1833
"Покинутая женщина", 1834-1835
"Отец Горио", 1834-1835
"Брачный контракт", 1835
"Обедня безбожника", 1836
"Дочь Евы", 1838-1839
"Альбер Саварюс", 1842
"Мнимая любовница", 1842
"Воспоминания двух юных жён" ("Memoirs de deux jeunes mariees", 1842)
"Онорина", 1844
"Турский священник", 1832
"Евгения Гранде", 1833
"Прославленный Годиссар", 1834
"Лилия в долине", 1835-1836
"Старая дева", 1836
"Музей древностей", 1836-1838
"Провинциальная муза", 1837
"Утраченные иллюзии", 1837-1843
"Пьеретта", 1840
"Урсула Мируэ" ("Ursula Mirouet", 1842)
"Эпизод эпохи террора", 1831
"З. Маркас", 1840
"Тёмное дело", 1841
"Изнанка современной истории", 1846-1847
"Шуаны", 1829
"Страсть в пустыне", 1830
"Сельский врач", 1833
"Сельский священник", 1839
"Физиология брака", 1829
"Мелкие невзгоды супружеской жизни", 1845-1846
"Вотрен", 1840
"Мачеха", 1848
"Монография парижской прессы", 1843
"Уходящий Париж", 1844
Оноре де Бальзак стал одним из моих любимых писателей с тех пор, как я, ещё будучи школьницей, прочитала его повесть "Гобсек". А каково ваше отношение к его творчеству?
Добавить тему в подборки Модераторы: Fleur-du-Bien; Дата последней модерации: 24.05.2020Поделитесь ссылкой с друзьями:
...
greta-nata:
16.10.12 23:37
Флёр, привет!
Хоть Бальзак, конечно, писатель на любителя, что называется, но я всё же не могу пройти мимо его и не вспомнить произведения, которые читала ещё в школе. "Гобсек" и "Отец Горио" трудноваты для избалованного вкуса взрослого человека, но для подростка, а я читала их ещё подростком, они пришлись очень даже ничего. Написаны умно, но тяжело, а я такое очень любила. Ещё читала "Тридцатилетнюю женщину" пытаясь найти ответ на вопрос о пресловутом "бальзаковском возрасте". Не нашла. А вот "Шагреневая кожа" произвела на меня неизгладимое впечатление. В следующем посте обязательно напишу отзыв на эту замечательную книгу.
Еще знаю, что стоят внимания "Евгения Гранде" и "Блеск и нищета куртизанок". Думаю, было бы не плохо их почитать, правда?
...
Fleur-du-Bien:
17.10.12 20:39
greta-nata писал(а):Флёр, привет!
Привет,
Ната! Рада видеть тебя здесь!
greta-nata писал(а):"Гобсек" и "Отец Горио" трудноваты для избалованного вкуса взрослого человека
А почему ты так думаешь? Мне кажется, что Бальзак подходит и для подростков (тех, кто разбирается в литературе и умеет думать), и для взрослых (причём, взрослые поймут его даже больше!) Мне нравились его книги и в 13 лет, и сейчас читаю с удовольствием.
greta-nata писал(а):А вот "Шагреневая кожа" произвела на меня неизгладимое впечатление.
А я всё-таки больше люблю "Отца Горио" и "Гобсека".
greta-nata писал(а):В следующем посте обязательно напишу отзыв на эту замечательную книгу.
Буду ждать!
greta-nata писал(а):Еще знаю, что стоят внимания "Евгения Гранде" и "Блеск и нищета куртизанок". Думаю, было бы не плохо их почитать, правда?
Конечно, стоит почитать!
Я обе книги читала, и мне понравились. "Евгения Гранде" легче для восприятия, а в "Блеске и нищете куртизанок" слишком уж запутанные интриги (даже для Бальзака, на мой взгляд. А, может быть, мне так показалось, потому что я читала этот роман в перерывах в написании своей дипломной работы, и моя уставшая голова с трудом понимала хитроумные планы Вотрена).
...
Fleur-du-Bien:
10.11.12 22:42
"Покинутая женщина"
Замечательно то, что Оноре де Бальзак был столь плодотворно работавшим автором и оставил после себя много произведений. Благодаря этому у любящих его читателей (и у меня, в том числе) есть возможность снова и снова возвращаться к его стилю, персонажам и характерным для него сюжетам, не перечитывая старые произведения, а знакомясь с новыми.
Повесть "Покинутая женщина" – всего 37 страниц! Но на них сказано столько, сколько некоторые современные авторы не скажут и на пятистах. История любви юноши и зрелой женщины, характерная для Бальзака, но преподнесённая по-новому.
Автор начинает своё повествование издалека, описывая маленький городок в Нижней Нормандии, куда приехал, чтобы поправить здоровье главный герой – барон Гастон де Нюэйль. Как тонко высмеивается уклад провинциального Байе! Всё та же рутинность, попытки вырваться из которой погубили флоберовскую Эмму Бовари. А Гастона постепенно затягивает это болото. Писатель говорит нам, что его герой вполне доволен такой растительной жизнью и, кажется, скоро превратится в окаменелость. Наверное, именно так и произошло бы, если бы не случайно услышанный разговор о госпоже де Босеан – даме, которая осмелилась уйти от мужа из-за любви к другому человеку. Всего лишь чья-то неосторожная фраза – и всё было решено. Разве мог романтичный юноша не влюбиться в загадочную женщину, совершившую ужасный с точки зрения света поступок и теперь скрывающуюся ото всех? Разве могла женщина, уже пожертвовавшая однажды всем ради любви, устоять перед таким обожанием и упорством?
10 лет счастья… Бальзак не описывает эти годы, а уделяет внимание только поворотным пунктам в отношениях между влюблёнными. И ведь такой подход исключительно правильный. Что можно писать о счастливой паре? Вспомним гениальную мысль Льва Николаевича о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему. О счастливых людях читать скучно. Ведь те мелочи, которые составляют блаженство любящих, имеют значение только для них самих, а для других они будут просто смешны. Вот и знаем мы, читатели, только о рождении любви между Клер и Гастоном и её неизбежном трагичном финале. Да, неизбежном. Ведь всё было предопределено с первой встречи, с первого письма, с того самого каверзного вопроса, заданного господину Шампиньелю любопытной пожилой дамой и услышанного юным бароном де Нюэйль. Только кто же из этих двоих был фатумом, а кто его жертвой? Клер для Гастона, или Гастон для Клер? Решите для себя сами. А от меня этой повести только – 5.
...
greta-nata:
19.12.12 00:01
"Шагреневая кожа"
Очень поучительная история о непростой (временами безумно-сложной, чего греха таить) человеческой природе. Эта книга что-то среднее между "Портретом Дориана Грея" и "Фаустом". Чего мы хотим от жизни и какую цену готовы за это заплатить? Почему именно низменные инстинкты и страсти так влекут нас? Почему ни светлое, доброе? Такова наша природа. И последствия губительны, а счастья как не было - так и нет. Вот основная мысль книги, которую хотел донести автор, настоящий исследователь человеческих чувств, как и многие классики того времени. Ещё мне книга немого напомнила "Мартина Идена" - та же обреченность в конце романа у главного героя, безысходность.
Сюжетную линию раскрывать не хочу, если кто-то надумает почитать, может будет не интересно, зная главную интригу. Книга безумно интересна! А у кого не хватает времени читать классику - могут скачать аудиокнигу, там быстро и очень доступно, а главное, интересно подан роман.
...
Fleur-du-Bien:
19.12.12 17:24
greta-nata писал(а):"Шагреневая кожа"
Боже мой! Я дождалась! Ура!!!
Ната, спасибо за отзыв!
greta-nata писал(а):Эта книга что-то среднее между "Портретом Дориана Грея" и "Фаустом".
У меня тоже такие ассоциации были во время чтения.
greta-nata писал(а):Почему именно низменные инстинкты и страсти так влекут нас? Почему ни светлое, доброе?
Тёмному легче поддаваться, поэтому добродетель так драгоценна, ведь она редка.
greta-nata писал(а):Книга безумно интересна!
И очень необычен фантастический элемент для творчества Бальзака.
Ната, а как ты поняла туманные объяснения в эпилоге о том, что случилось с Полиной?
...
Чёрная Орхидея:
21.12.12 21:59
сейчас в книжном клубе выходит серия Бриллиантовая коллекция классического романа. Там будет один том Бальзака с Озорные рассказы.Тридцатилетняя женщина. Что-то таких не нахожу нигде. Может, это первый и единственный перевод?
...
Fleur-du-Bien:
22.12.12 17:37
Чёрная Орхидея, что именно вы подразумеваете? "Тридцатилетняя женщина" раньше не издавалась? Издавалась. У меня, например, эта книга в издании 1993 г. А "Озорные рассказы" - это "Contes Drolatiques", новеллы, стилизованные под эпоху Возрождения. Я нашла информацию, что их издавали в 2001 г.
...
Чёрная Орхидея:
22.12.12 17:44
Fleur-du-Bien писал(а):Чёрная Орхидея, что именно вы подразумеваете? "Тридцатилетняя женщина" раньше не издавалась? Издавалась. У меня, например, эта книга в издании 1993 г. А "Озорные рассказы" - это "Contes Drolatiques", новеллы, стилизованные под эпоху Возрождения. Я нашла информацию, что их издавали в 2001 г.
нет, просто не нахожу инфу о содержании этих книг, а в книжном клубе ничего о них нет
...
Fleur-du-Bien:
22.12.12 17:49
Я этот сборник Бальзака не читала, но могу сказать, что это 30 рассказов в духе "Декамерона" Боккаччо, повествующих о персонажах, живущих в эпоху Ренессанса.
...
-Нина-:
26.12.12 23:55
greta-nata писал(а):Ещё читала "Тридцатилетнюю женщину" пытаясь найти ответ на вопрос о пресловутом "бальзаковском возрасте". Не нашла.
забавно
30 лет! Это и есть "женщина бальзаковского возраста"!
greta-nata писал(а):Еще знаю, что стоят внимания "Евгения Гранде" и "Блеск и нищета куртизанок". Думаю, было бы не плохо их почитать, правда?
"Евгения Гранде" интересный роман.
...
tatka-aa:
09.01.13 20:33
Леди не в библиографии, не в обсуждениях не увидела еще два романа, неужели я одна их читала?
Урсула Мируэ-
http://www.flibusta.net/b/199724
отнесена автором к "сценам провинциальной жизни"
Судьба молодых людей — Урсулы Мируэ, прелестной воспитанницы доктора Миноре, и ее возлюбленного Савиньена зависит от борьбы, которая разворачивается вокруг наследства. И происходит чудо – благородство и любовь торжествуют победу над Злом, правда не без помощи мистических сил.
Воспоминания двух юнных жен -
http://www.flibusta.net/b/199723
отнесена автором к "сценам частной жизни"
Это роман в письмах, единственный эпистолярный роман в гигантском цикле "Человеческой комедии". Две подруги Рене и Луиза, воспитывавшиеся в провинции, в монастырском пансионе, расстаются, им предстоит выйти замуж. Они обмениваются письмами, рассказывая о подробностях супружеской жизни. В то время как Рене отстаивает брак, ее подруга Луиза превыше всего ценит любовь. Их переписка становится вместилищем самых сокровенных впечатлений и мыслей. Неслучайно Жорж Санд, которой автор посвятил эту книгу, назвала ее "прекраснейшим из созданий писателя".
Читала все в ранней юности, тогда была в восторге, но давно не перечитывала.
...
фьора:
22.01.13 06:00
tatka-aa писал(а):Правда похоже эти "девы"и не догадываются о существовании такого автора Mr. Green
очень точное наблюдение)))
-Нина- писал(а):30 лет! Это и есть "женщина бальзаковского возраста"! Wink
а я то все время думала: какая она дама бальзаковского возраста и почему то всегда была уверена, что под полтинник
У Бальзака читала только
Блеск и нищета куртизанок и
Шагренева кожа. Понимаю, что это классика, но слишком цветистые и многослойные предложения автора делают его не столь комфортным для моего чтения, каюсь, но это правда
...
Fleur-du-Bien:
22.01.13 20:59
фьора писал(а):и почему то всегда была уверена, что под полтинник
Что-то многовато! Я думала, лет 35.
фьора писал(а):У Бальзака читала только Блеск и нищета куртизанок и Шагренева кожа. Понимаю, что это классика, но слишком цветистые и многослойные предложения автора делают его не столь комфортным для моего чтения, каюсь, но это правда
В "Блеске и нищете куртизанок" Бальзак в цветистости превзошёл сам себя. При всей моей любви к автору я через этот роман продиралась, как через колючие кусты. На мой взгляд, "Отец Горио", "Гобсек", "Евгения Гранде" написаны несколько проще. Из недавно прочитанного ещё очень понравилась повесть "Покинутая женщина".
...
Consuelo:
28.01.13 21:40
Флёр, спасибо большое за такую прекрасную тему о замечательном писателе!
Оноре де Бальзак - один из моих самых любимых писателей. Любовь к нему мне перешла по наследству от мамы, которая активно приобщала меня к творчеству этого талантливейшего автора, за что и ей огромное спасибо! Конечно, де Бальзак - автор на любителя (знаю людей, которым он не нравится), ввиду многослойности его сюжетов, достаточно подробного описания и собственных мыслей.
Итак, отзыв на одну из моих любимейших книг де Бальзака.
"Шагреневая кожа"
"Чтобы судить о человеке, надо по крайней мере проникнуть в тайники его мыслей, страданий, волнений. Проявлять интерес только к внешним событиям его жизни — это все равно, что составлять хронологические таблицы, писать историю на потребу и во вкусе глупцов".
Многослойное произведение, как впрочем, и практически все романы Бальзака. В центре сюжета - история молодого аристократа из обедневшего рода, Рафаэля де Валентена. Автор знакомит нас с главным героем во время его тяжелых душевных страданий. Доведенный нищетой до крайнего морального и физического истощения, испытывающий муки неразделенной любви к светской кокетке, проигравшийся в казино, Рафаэль решает броситься в Сену. Но, дожидаясь вечера, попадает случайно (случайно ли?) в лавку древностей, где хозяин предлагает молодому человеку некий талисман, шагреневую кожу со странными надписями:
"Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!" Шагреневая кожа может исполнить любое желание, но взамен, уменьшаясь в размерах, забирает и годы жизни. Шагрень - это и шанс начать жить с "чистого листа", но это и вызов, искушение: какую цену ты готов платить за выполнение желания? Какова ценность жизни, лишенной стремлений?
Итак, с каждым загаданным желанием, кожа забирает здоровье и жизнь де Валентена. Слишком поздно Рафаэль понимает, что богатство и почести в обществе не могут принести абсолютного счастья. Единственной радостью является юная, чистая душой девушка, Полина (противопоставляемая Феодоре, той самой "несчастной любви" Рафаэля, холодной, бездушной светской красавице), полюбившая Рафаэля в бедности, оставшаяся ему верной в богатстве. Только рядом с ней он обретает спокойствие, на ее руках он и умирает...
Бальзак мастерски показал, с присущим ему тонким психологизмом, изменения в моральном облике героя, постепенно раскрывая читателю метания раздираемой души Рафаэля.
Эта книга, хоть и была написана в первой половине XIX века, остается современной и сейчас, потому как меняются эпохи, декорации, а человек остается тем же. Ведь каждый из нас сталкивается с внутренними демонами, страстями, кто-то борется, а кто-то идет на сделку с совестью...
"Шагреневая кожа" - это не просто художественная литература, но это и философское начало. Это первый шаг де Бальзака в творческом пути. Вроде и сюжет, хоть и мистический, но довольно простой, зато как раскрыт. В свое время другой мастер пера, Оскар Уайлд позаимствует у Оноре де Бальзака основную идею для своего "Портрета Дориана Грея", также потрясшего общество.
Роман читать и перечитывать!
5 + ...