Consuelo:
11.02.13 18:29
» Эрих Мария Ремарк
Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — псевдоним Эриха Пауля Ремарка (Erich Paul Remark), одного из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.
Родился 22 июня 1898 в Оснабрюке. Он был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (186701954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга, Томаса Манна, Фёдора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Гёте.
В 1904 он поступил в церковную школу, а в 1915 — в католическую учительскую семинарию. В 1916 был призван в армию, 17 июня направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провёл остаток войны в военном госпитале в Германии.
После смерти матери в 1918 сменил своё второе имя в её честь.
В 1919 работает учителем, а в конце 1920 сменяет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных.
В 1921 начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.
В октябре 1925 женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из «Трёх товарищей». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.
С ноября 1927 по февраль 1928 публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.
В 1929 опубликовал наиболее известное своё произведение, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара.
В 1933 нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка». Существует легенда о том, что нацисты объявили, что Ремарк якобы являлся потомком французских евреев, и его настоящая фамилия — Крамер. Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.
В 1937 писатель познакомился с Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом героини «Триумфальной арки».
В 1939 Ремарк отправился в США, где в 1947 получил американское гражданство.
Его старшая сестра Элфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943. На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена (гильотинирована). Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.
В 1951 Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в одноименной кинопостановке по собственному роману «Время жить и время умирать».
В 1964 делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.
Умер Ремарк 25 сентября 1970 в городе Локарно и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.
Библиография
* Приют Грез [Die Traumbude] (1920)
* Гэм [Gam] (1924)
* Станция на горизонте [Station am Horizont] (1927–1928)
* На западном фронте без перемен [Im Westen nichts Neues] (1928–1929)
* Возвращение [Der Weg zuru ck] (1931)
* Три товарища [Drei Kameraden] (1936–1937)
* Возлюби ближнего [Liebe Deinen Na chsten] (1939–1941)
* Триумфальная арка [Arc de Triomphe] (1945)
* Искра жизни [Der Funke Leben] (1952)
* Время жить и время умирать [Zeit zu leben und Zeit zu sterben] (1954)
* Черный обелиск [Der schwarze Obelisk] (1956)
* Жизнь взаймы (Небо не знает фаворитов) [Der Himmel kennt keine Gunstlinge] (1959)
* Ночь в Лиссабоне [Die Nacht von Lissabon] (1962)
* Земля обетованная [Das gelobte Land] (1970)
* Тени в раю [Schatten im Paradies] (1971)
Сборник История любви Аннеты [Ein militanter Pazifist] :
* Враг [Der Feind] (1930–1931)
* Безмолвие вокруг Вердена [Schweigen um Verdun] (1930)
* Карл Брегер во Флери [Karl Broeger in Fleury] (1930)
* Жена Йозефа [Josefs Frau] (1931)
* История любви Аннеты [Die Geschichte von Annettes Liebe] (1931)
* Странная судьба Иоганна Бартока [Das seltsame Schicksal des Johann Bartok] (1931)
* Последняя остановка [Die letzte Station] (1956)
* Будьте бдительны! (Будьте осторожны) [Seid wachsam! Zum Film Der letzte Akt] (1956)
* Глаз – как активный искуситель [Das Auge ist ein starker Verfuhrer] (1958)
* Существенные и мелкие иронические моменты в моей жизни. Интервью с самим собой. [Grossere und kleinere Ironien meines Lebens. Interview mit sich selbst] (1966)
* Последний акт [Der letzte Akt] (1955)
* На западном фронте без перемен (1930) (1979)
* Дорога назад (1937)
* Три товарища (1938)
* Так кончается наша ночь (1941)
* Другая любовь (1947)
* Триумфальная арка (1948) (1985)
* Из пепла (ТВ) (1958)
* Время любить и время умирать (1958) (писатель снимался в фильме)
* Жизнь взаймы (1977)
* Черный обелиск (ТВ) (1988)
* Цветы от победителей (1999)
Ремарк - один из моих любимых писателей, книги которого наполнены тонким психологизмом, трагедией "потерянного поколения", плеядой далеко не идеальных героев. Все по-немецки лаконично, тонко, точно, без лишней сентиментальности. Читала и перечитываю с большим удовольствием, всегда заставляет задуматься, плакала чуть ли на каждой книге. Кроме того, книги можно разобрать на цитаты.
Добавить тему в подборки Модераторы: Consuelo; Дата последней модерации: 13.07.2022Поделитесь ссылкой с друзьями:
...
Peony Rose:
22.02.13 19:11
Роман
"Три товарища" - это любовь с первого взгляда... или слова. Помню, как от нечего делать открыла первую страничку, пробежала глазами абзац... и... все. Пропала. Утонула.
Эта Германия, Германия, которую лихорадит после войны и которая вот-вот расколется от удара войны новой, еще более страшной. Эти улицы, эти дома, эти люди - богачи, нищие, проститутки, таперы, бывшие офицеры, художники, секретарши, булочники, фашисты, учителя, банкиры. Три товарища в автомастерской. Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер. Три романтика, три солдата, три настоящих человека. Механики или таксисты, святые или грешники, сумасшедшие пьяницы или единственные оставшиеся в трезвом рассудке люди? Кто знает... может, и то, и другое...
"Карл" - призрак шоссе. И автомобили бывают живыми. В руках талантливых сумасшедших, вроде наших героев.
Роман Робби и Пат... такой накал чувств мне вспоминается разве что у Колин Маккалоу и Димфны Кьюсак. Любовь на разрыв. Чувство на такой грани, где все теряет значение, кроме одного - жизни любимого человека. Борьбы за еще один вздох. За ночь спокойного сна. За...
И всегда рядом - друзья. Господи, пошли нам всем таких друзей, как Ленц и Кестер. С ними ничего не страшно - ни жить, ни умирать.
Это роман-трагедия в чистом виде. И это роман-надежда. Парадокс? Да. Как всегда у великих писателей.
Побольше бы нам таких авторов, как Ремарк.
...
Consuelo:
23.02.13 13:06
Peony Rose писал(а):Роман "Три товарища" - это любовь с первого взгляда... или слова.
Это мне знакомо.
Peony Rose, спасибо большое за прекрасный отзыв!
Peony Rose писал(а):Любовь на разрыв. Чувство на такой грани, где все теряет значение, кроме одного - жизни любимого человека. Борьбы за еще один вздох. За ночь спокойного сна. За...
Любовь практически в каждой книге Ремарка - это такой надрыв, безысходность вперемешку с надеждой, честность и умение прощать... Прочитав "Три товарища" понимаешь ценность каждой прожитой минуты.
"И вдруг я увидел, что значу для другого человека и что он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но, когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как это все бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить ради любви. Но ради другого человека — может."
Peony Rose писал(а):И всегда рядом - друзья. Господи, пошли нам всем таких друзей, как Ленц и Кестер. С ними ничего не страшно - ни жить, ни умирать.
Истинная любовь и крепкая дружба - отличительные знаки творчества Ремарка.
Peony Rose писал(а):Это роман-трагедия в чистом виде. И это роман-надежда. Парадокс? Да. Как всегда у великих писателей.
Да, есть такой парадокс в книгах Ремарка. Все трагично, но без пафоса. И все это - жизнь без прикрас.
Peony Rose писал(а):Побольше бы нам таких авторов, как Ремарк.
И жаль, что Ремарка не преподают в школе. Его книги должен прочитать каждый, ведь они заставляют думать и размышлять, показывают настоящую жизнь, настоящие чувства без лишних слов, настоящих людей со всеми достоинствами и недостатками. К тому же книги Ремарка - это кладезь мудрости, столько цитат не у каждого автора найдешь.
...
runals:
14.03.13 16:17
Триумфальная Арка отзыв Красивейшая книга о любви и ненависти, о войне и страхе, о безысходности и смерти. Роман задевает за живое и заставляет переосмыслить всю свою жизнь, задуматься о ее смысле и истинных ценностях.
"Триумфальная арка" - это замечательное пособие для тех людей, кто любил, потерял любовь или вот-вот приобретет. Она заставляет нас действительно учиться ценить каждую секунду нашей жизни, проведенную с любимым человеком. В этом романе раскрывается тема человеческого одиночества и заброшенности человека в этот мир. Все это показывается на примере мужчины, который полюбил женщину, которая получила от него власть и гордость, а потом резко ушла от него. Просто выпила его. На примере мужчины мы видим борьбу человека с самим собой, со своей любовью, чувствами, как все это разбивает жизнь в куски, и одновременно соединяет ее вновь и дарить легкие несколько часов счастья с ней... Прежде чем опять выбить у человека эту спасительную трость в виде любви и опять начать давить его ревностью, оскорбленными чувствами и прочим подобным. Впрочем, у каждого своя жизнь и трудно сказать, кому подойдет эта книга, а кому нет. Но по сути она обнажает то, что мы прячем где-то внутри от самих себя. Например, наши слабости, уязвимые места.
Это была первая книга Ремарка, которую я прочитала и она наложила свой неизгладимый отпечаток в моем сознании.
"Триумфальная арка" - это одна из лучших книг автора, в которой очень ярко и красочно описаны любовные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, что позволяет ощутить всю полноту чувств, переполняющих, главных героев.
В основном роман пропитан пессимистическим и упадническим настроениями, что способствует более глубокому пониманию всей трудности и сложности бытия героев и яркому контрасту с мимолетными минутами счастья...
Меня книга впечатлила, рекомендую и вам ...
Что еще посоветуете Прочитать у Ремарка. Жизнь взаймы, Черный Обелиск, или Искра Жизни.
...
Иса:
23.02.14 00:15
Принимайте ещё одного почитателя творчества гениального (не побоюсь этого слова) писателя. Стала им с первой же прочитанной книги.
Мой огромаднейший отзыв (и это я только малую толику цитат добавила, которые отмечала по ходу чтения):
Эрих Мария Ремарк "Три товарища"
Наконец-то книга на высший балл и ставшая сразу одной из самых любимых! Стоило такую ждать больше года после Рубена Гальего. Одновременно весёлая и грустная до слёз, печальная и жизнеутверждающая. Она покорила меня с самой первой строчки:
Цитата:Небо было жёлтым, как латунь и ещё не закопчено дымом труб.
(Кстати, слегка поразило небо - часто зелёного оттенка.) Дальше - больше. Ни грамма лишнего, ни микрона затянутости. Ни одного картонного героя - всех, как живых видишь. И восхитительный юмор с самой первой страницы.
Цитата:В полумраке, пошатываясь, сновало привидение. На нём была испачканная белая косынка, голубой передник и толстые мягкие шлёпанцы. Привидение размахивало метлой, весило 90 килограммов и было уборщицей Матильдой Штосс.
Видимо напишу громадный отзыв с кучей цитат... Если все их собрать - получится пол-романа.
Да, все герои мне запомнились. Начиная от самих товарищей (нет, Друзей с большой буквы) и заканчивая персонажами вроде того бедняги, продавшего такси с аукциона. Вообще, почти каждый герой - это отдельная маленькая история, как кусочек паззла, вошедший в полотно жизни Роберта Локампа. Юный Юпп с рубиновыми ушами
, священник с детскими голубыми глазами, мрачный философ-циник Фердинанд Грау - по совместительству художник умерших. Впрочем, он заслуживает отдельных слов.
Цитата:Он отпил глоток и посмотрел на меня своими огромными голубыми глазами, вправленными, точно два кусочка неба, в обрюзгшее морщинистое лицо.
***
- Что знаете вы, ребята, о бытии! Ведь вы боитесь собственных чувств. Вы не пишете писем - вы звоните по телефону; вы больше не мечтаете - вы выезжаете за город с субботы на воскресенье; вы разумны в любви и неразумны в политике - жалкое племя!
***
Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - когда видишь, что делает из неё большинство людей.
И бережливый несчастный Хассе, которому не повезло узнать о предательстве жены в выходной. Фрау Залевски, Фрида, фрейлейн Мюллер, личная секретарша Эрна Бениг.
Цитата:Фрау Залевски неодобрительно смотрела на меня.
- Вы ещё смеётесь? Ведь я всегда говорила: где у других людей сердце, у вас бутылка водки.
Проститутки: "железная кобыла" Роза, старушка Марион, женоподобный Кики, обманутая Лилли с каменным лицом. Душка Альфонс с его "Крепко, крепко!" и хорами.
Цитата: Мощные голоса исполняли "Лесное молчание". Это было чертовски громкое молчание. С первого же такта все умолкли. Альфонс мог стать опасным, если кто-нибудь не выказывал благоговения перед его хорами. Он стоял у стойки, упираясь в неё своими волосатыми руками. Музыка преображала его лицо. Он становился мечтательным - насколько может быть мечтательным самец гориллы. Хоровое пение производило на него неописуемое впечатление. Слушая, он становился кротким, как новорожденная лань.
Плоскостопный Алоис, вечноголодный студент Джорджи, Валентин, одиноко пьющий за то, что остался жив. И такие классные русские! Оба: что Орлов, что тот безымянный туберкулёзник. За это я отдельно хотела обнять автора. Хотя там и другие нации в лучшем виде: еврей Блюменталь с умными чёрными глазами, итальянец Антонио, не раз выручавший Локампа в санатории, красиво поющая испанка, девушка того самого русского.
Восторг и восхищение - не те слова, роман запал мне в душу. И вообще он очень душевный... Сколько ни было бы там боли и отчаяния - он о том, что жизнь - великая штука, которую нужно любить, ценить, и уважать. Каждый прожитый день и даже час...
А начиналось всё бесшабашно, пьяно, весело и прорывалось иногда тоской
Цитата:время от времени вдруг накатывало прошлое и впивалось в меня мёртвыми глазами. Но для таких случаев существовала водка.
Их диалоги шикарны:
Цитата: - Оставь его, Готтфрид, - сказал он. - Дни рождения ущемляют самолюбие человека. Особенно по утрам... Но ничего - постепенно он придёт в себя.
Ленц сощурился.
- Чем меньше у человека самолюбия, Робби, тем большего он стоит. Тебя это утешает?
- Нет, - ответил я, - нисколько. Если человек чего-то стоит, значит он уже как бы памятник самому себе. По-моему, это и утомительно, и скучно.
- Ты только подумай, Отто! Он философствует, - сказал Ленц. - Следовательно, он спасён. Он преодолел самое страшное - минуту безмолвия в собственный день рождения, когда человек заглядывает к самому себе в глаза и внезапно обнаруживает, какой же он жалкий цыплёнок...
Да, не зря я так долго откладывала эту книгу, как раз недавно мне исполнилось столько же.
Цитата: - Вы не танцуете? Позвольте, но что же вы делаете, когда идёте куда-то с дамой?
- Устраиваю танец напитков в глотке. Получается неплохо.
***
- От такого коньяка я откажусь не раньше, чем буду валяться на полу и не смогу поднять головы!
***
Чёрная кошка перебежала нам дорогу. Ленц показал на неё рукой.
- Теперь, собственно, полагается поворачивать обратно.
- Ничего, - сказал я. - Раньше мы видели белую. Одна нейтрализует другую.
Вот вы улыбаетесь над очередной шуткой, а потом тут же случается несчастье... :'-(
Или про время -
Цитата: - Знаете ли вы, братья, что страшнее всего на свете?
- Пустой стакан, - ответил Ленц. Фердинанд сделал презрительный жест в его сторону.
- Готтфрид, нет ничего более позорного для мужчины, чем шутовство. - Потом он снова обратился к нам: - Самое страшное, братья, - это время. Время. Мгновение, которое мы переживаем и которым всё-таки никогда не владеем.
Он достал из кармана часы и поднёс их к глазам Ленца.
- Вот она, мой бумажный романтик! Адская машина! Тикает, неудержимо тикает, стремясь навстречу небытию! Ты можешь остановить лавину, горный обвал, но вот эту штуку не остановишь.
А как я смеялась с их гонок.
Когда "Карл" в пух и прах разделывал любого, кто хотел самоутвердиться за его счёт.
Цитата:Всем хотелось его обогнать. Даже самые солидные бородачи, отцы семейств, и те попадали под власть неодолимого честолюбия, когда перед ними, подпрыгивая и спотыкаясь на ухабах, двигалось это нечто на колёсах. Никто из них не мог подумать, что внутри этого смехотворного сооружения бьётся великое сердце - отличный гоночный двигатель!
А ведь именно благодаря этому механическому другу (4-му Товарищу
) они все познакомились с Пат. Как красиво вся компания за ней ухаживала и осыпала комплиментами
Поначалу я думала, что она будет с кем-то из друзей Робби, и вообще наставит рога, а то и доведёт до чего похуже (видимо моё нежелание ловить спойлеры и одновременно что-то узнать сыграли такую шутку), но всё оказалось куда трагичней...
Дочитывая и уже зная, что
Пат умрёт, я надеялась только на одно, что хотя бы Кестер будет жив. И очень рада, что автор его оставил - значит Робби есть за кого держаться.
Но Готтфрид :'-((((( Да и Пат... так грустно.
Я плакала почти навзрыд, когда Ленца убили и только мысленно умоляла автора, чтобы хотя бы Отто остался жив (про Пат к тому времени всё уже было ясно
)
Тема дружбы - одна из самых значительных в книге, название говорит само за себя. Да, любовь окрыляет нашего Робби, он уже почти не пьёт, старается больше зарабатывать... Но выжил бы он, если б не камрады? Те самые товарищи, которые шею свернут, но сделают всё возможное и невозможное для друзей без промедления. А чего стоило Кестеру продать "Карла" - к которому все они как к живому относились? Всё - лишь бы друг смог побыть ещё немного с любимой женщиной. Поэтому я верю, что Роберт справится с горем. Даже с единственным таким Другом - он не имеет права умирать и опускаться.
Цитата:Мы были суровы и могли верить только близкому товарищу или таким вещам, которые никогда нас не подводили, - небу, табаку, деревьям, хлебу и земле.
Отдельно выделю красивейшие сравнения-описания:
Цитата:На яблочно-зелёном небе, словно огромные фламинго, плыли облака, нежно оберегая мелькавший между ними молодой месяц. На ветках куста орешника было какое-то предощущение утренней зари. Орешник был трогательно наг, но полон надежд на близящееся набухание почек. Из кухни доносился аромат жареной печёнки. И ещё - запах тушёного лука. Наши сердца забились сильнее.
Цитата:Над кладбищем, словно крылья огромной летучей мыши, распластались сумерки. Небо за домом профсоюзов было зелёным, как недозревшее яблоко. Уже зажглись фонари, но окончательно ещё не стемнело, и казалось, фонарям зябко.
***
Туман превратил автобусы в больших сказочных животных, автомобили в крадущихся кошек с горящими глазами, а витрины магазинов - в пёстрые пещеры, полные соблазнов.
***
Я вышел и, словно в тёплую ванну, окунулся в шум и бурление улицы.
Про алкогольный дурман:
Цитата:Словно налитые свинцом, мы недвижно восседали за стойкой бара. Плескалась какая-то музыка, и бытие наше было светлым и сильным. Оно мощно разлилось в нашей груди, мы позабыли про ожидавшие нас беспросветно унылые меблированные комнаты, забыли про отчаяние всего нашего существования, и стойка бара преобразилась в капитанский мостик корабля жизни, на котором мы шумно врывались в будущее.
Но ведь все они втайне мечтали вырваться из него:
Цитата:О эта жалкая потребность человека в крупице тепла. И разве этим теплом не могут быть пара рук и склонённое над тобой лицо?
И ещё про "потребность":
Цитата: - Но ведь без любви человек не более чем покойник в отпуске.
***
- Как чудесно приходить домой и заставать тебя. Каждый раз это для меня сюрприз. Когда я поднимаюсь по последним ступенькам и открываю дверь, у меня всегда бьётся сердце: а вдруг это неправда.
Такая простая и в то же время красивая история любви. Когда двое не "имеют" друг-другу мозг, не раздувают из мух слонов, а просто радуются тому, что они есть. Так всё по-настоящему, жизненно, реально.
Цитата: но, глядя на Пат, чувствовал, как глухая печаль, плотно заполнившая меня, снова и снова захлёстывалась какой-то дикой надеждой, преображалась и смешивалась с ней, и одно превращалось в другое - печаль, надежда, ветер, вечер и красивая девушка среди сверкающих зеркал и бра.
И повторюсь, несмотря на трагичность (что главное - без пафоса), книга жизнеутверждающая:
Цитата:И ещё сильнее я чувствовал, что я есть, что я просто существую на земле и есть Пат, что я живу, что я спасся от ужаса войны, что у меня глаза, и руки, и мысли, и горячее биение крови, и что всё это - непостижимое чудо.
***
Бороться за то немногое, что тебе дорого. А покориться можно и в 70 лет.
***
Как ни странно, но от запаха кофе я повеселел. Ещё со времён войны я знал: важное, значительное не может успокоить нас... Утешает всегда мелочь, пустяк...
***
- Выпьем, ребята! За то, что мы живём! За то, что мы дышим! Ведь мы так сильно чувствуем жизнь! Даже не знаем, что нам с ней делать!
- Это так, - сказал Фердинанд. - Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Выпьем за тьму! Кто хоть раз попал в грозу, тому нечего объяснять, что такое электричество. Будь проклята гроза! Да будет благословенна та малая толика жизни, что мы имеем! И так как мы любим её, то не будем же закладывать её под проценты! Живи напропалую! Пейте, ребята! Есть звёзды, которые распались 10000 световых лет тому назад, но они светят и поныне! Пейте, пока есть время!
Ремарка собираюсь прочитать всего - язык потрясающий!
Жуть, накатала как на сочинение.
Вот что значит - пробрало.
...
Consuelo:
23.02.14 19:57
Иса писал(а):Принимайте ещё одного почитателя творчества гениального (не побоюсь этого слова) писателя.
Привет! И добро пожаловать!
Иса писал(а):Эрих Мария Ремарк "Три товарища"
Большое спасибо за прекрасный отзыв!
С интересом прочитала!
Иса писал(а):Наконец-то книга на высший балл и ставшая сразу одной из самых любимых!
И у меня она в числе любимейших. Еще нравятся "На Западном фронте без перемен" (вот тут я рыдала без остановки) и сразу за ней надо читать "Возвращение", "Триумфальная арка", "Черный обелиск", "Время жить и время умирать", "Жизнь взаймы", "Возлюби ближнего своего", "Ночь в Лиссабоне"...в общем, все-все мне нравится у Ремарка!))
Иса писал(а):и это я только малую толику цитат добавила
И в этой. и в других романах можно почерпнуть массу прекрасных цитат. Я за Ремарка всегда с блокнотом и ручкой сажусь читать))
Иса писал(а):Тема дружбы - одна из самых значительных в книге, название говорит само за себя.
Именно, любовь прекрасно описана, трагично, но дружба - это сердце данной книги.
Иса писал(а):Жуть, накатала как на сочинение. Вот что значит - пробрало.
Умница! Да, роман, действительно, удивительный! И хорошо, что ты с него начинаешь приобщение к творчеству Ремарка.
...
Иса:
24.02.14 00:54
Consuelo писал(а):Привет! И добро пожаловать!
Салют!
Спасибо
рада, что отзыв понравился.
Consuelo писал(а):Еще нравятся "На Западном фронте без перемен" (вот тут я рыдала без остановки)
Её прочитаю следующей у Ремарка. К рыданиям уже готова - про войну настоящие книги лёгкими не бывают...
Consuelo писал(а):И в этой. и в других романах можно почерпнуть массу прекрасных цитат. Я за Ремарка всегда с блокнотом и ручкой сажусь читать))
А я просто карандашом на полях отметила
. Хотя было время - был блокнот-цитатник
Сейчас в электронном виде стараюсь тоже оставлять
. С копипастом это, конечно, легче, чем от руки переписывать.
Consuelo писал(а):Именно, любовь прекрасно описана, трагично, но дружба - это сердце данной книги.
ППКС!
Consuelo писал(а):Да, роман, действительно, удивительный! И хорошо, что ты с него начинаешь приобщение к творчеству Ремарка.
Что-то мне подсказывает, что остальные вещи пера этого автора будут не менее интересными
Allegra, спасибо за отзыв -
Allegra писал(а):Карл-призрак шоссе (я воспринимаю автомобиль как ещё одного персонажа).
Да, к машинам они относились как к друзьям. А уж Карл, которого Отто не желал продавать ни за какие деньги - но ради Робби решился. Было вдвойне грустно ещё и от этого...
И всё-таки, пока они живы, они не имеют права умирать - хотя бы ради таких друзей стоит жить.
Allegra писал(а):и все мы знаем, что впереди у них Вторая мировая, останется ли кто-то из них жив...
К счастью, сам автор уехал накануне войны в США. Я почему-то уверена, что эти его герои не стали бы участвовать во второй мировой, ведь сам Ремарк писал антивоенные вещи.
...