Регистрация   Вход
На главную » Для тех, кто против »

Так грустно... ("исследование" на тему ЛР)


Согласны ли вы с автором статьи?

ДА
7%
7% [ 13 ]
Заставила задуматься
13%
13% [ 22 ]
НЕТ
33%
33% [ 55 ]
основная читальская масса перешла на электронный вариант
16%
16% [ 27 ]
статья сделала на заказ
3%
3% [ 5 ]
частично
13%
13% [ 23 ]
Эта тема мне параллельна...
12%
12% [ 21 ]

Всего голосов: 166 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

juli: > 21.08.07 19:08


 » Так грустно... ("исследование" на тему ЛР)

Нашла эту статью на Эксмо. Что-то вроде исследования на тему ЛР.
И оччень неутешительные результаты...
А вы с этим согласны?


  Добавить тему в подборки

  Модераторы: juli; Дата последней модерации: -

...

juli: > 21.08.07 19:16


НАШЕСТВИЕ БЕСЧУВСТВЕННЫХ ЦЫПОЧЕК
Источник http://www1.eksmo.ru/publishing/smi/200503141301-3475.htm

Сентиментальная проза больше не интересует читательниц. Современный женский роман может быть о чем угодно, только не о любви.
"Усталостью жанра" , в терминологии американских маркетологов, работающих на книжном рынке, принято именовать неизбежно наступающий момент, когда аудитория того или иного массового литературного продукта начинает без видимых причин сокращаться. Вроде бы все то же, что и раньше, - тематика, серии, имена писателей, дизайн обложек... Однако потребительская ниша год от года неумолимо сжимается. В разное время периоды "усталости" пережили детективы, фэнтези, шпионские романы и романы ужасов. Сегодня аналогичная ситуация наблюдается на рынке сентиментальной прозы. Причем, что характерно, интерес к классическому дамскому роману падает одновременно и на Западе, и в России.
Впрочем, сходство в данном случае довольно условное: если в Европе и Америке, где бум любовного романа пришелся на 50-е годы, и в самом деле можно говорить о вполне закономерном пресыщении аудитории "розовым" чтивом, то в России, где первые образчики этого жанра начали появляться лишь в начале 90-х, правильнее говорить о внезапной и не вполне подготовленной массовой миграции читательских предпочтений. Подобно стае растревоженных леммингов, читательницы покидают насиженную нишу "романса" (именно так во всем мире принято именовать литературу подобного сорта), сломя голову устремляясь навстречу неведомому.

Гибриды нарасхват
На западном книжном рынке, где проблема "усталости жанра" изучена досконально, пути эвакуации прочерчиваются заблаговременно. Принято считать, что читатель, утомившись от однообразия, тем не менее едва ли захочет поменять сферу своих интересов радикально - иными словами, нет оснований предполагать, что приверженец детективов внезапно переключится на фэнтези или хоррор. В соответствии с этой аксиомой просчитываются и пути возможного отступления, на манер героя рассказа Аркадия Аверченко "Неизлечимые" , по заказу редактора переносившего действие своей эротической повести то в царство насекомых, то в эпоху Ивана Грозного.
Лучше всего ситуацию в сфере сентиментальной литературы иллюстрирует статистика, подготовленная Американской ассоциацией сочинительниц женских романов (American Association of Romance Writers). На первый взгляд цифры выглядят впечатляюще: "романс" составляет 18 % от общего количества выпускаемых в Америке книг, более 35 % от всей художественной литературы и почти 55 % от литературы, выпускаемой в мягкой обложке. Однако, присмотревшись получше, замечаешь, что внутри все обстоит далеко не так благополучно. Чистый, классический "романс" составляет лишь 22 % от общего числа наименований, причем с каждым годом эта цифра сокращается на 2-3 %. Наибольшим же спросом пользуются всевозможные гибридные жанры: сентиментальная фэнтези и фантастика, эротический романс (отличающийся от классического количеством постельных сцен - если в "классике" их не должно быть более трех, то в эротическом варианте число не лимитировано) и так далее.
Одним словом, западная аудитория более консервативна и менее требовательна. Автору достаточно просто переодеть героя из унылого офисного костюма в нарядный балахон мага или начищенный термоскафандр для того, чтобы приевшийся сюжет заблистал новыми красками. В нашей стране ситуация развивается по иным законам и, соответственно, требует иных решений.

Естественные причины
В России пик популярности любовных романов пришелся на вторую половину 90-х. Тогда же сложился и примерный демографический портрет основной их потребительницы: провинциалка 35-55 лет со среднеспециальным или высшим техническим образованием, с детьми, но чаще всего без мужа. Именно эта многочисленная, приученная к чтению, но достаточно неприхотливая в том, что касается качества потребляемой литературы, аудитория и составила основу процветания множества издательств, сколотивших в те годы неплохие деньги на женской сентиментальности. В первую очередь это касается холдинга ACT, по сей день сохраняющего лидерство в сфере чтива для дам: из 150 наименований, выходящих в этом издательстве ежемесячно, порядка 30 % составляют разные виды "романса". Сегодня издатели вспоминают то время с понятной ностальгией: по словам Олега Савича, заместителя генерального директора издательства ЭКСМО по маркетингу и стратегическому планированию, уже в 2000 году спрос на "розовое" чтиво начал снижаться, темпы его падения составляют 5-7 % ежегодно.
Судя по всему, значительное падение интереса к любовному роману оказалось связано с размыванием ядра его целевой аудитории. Социальная прослойка, казалось бы, такая же вечная и неизменная, как сама российская глубинка, оказалась на поверку необыкновенно хрупкой. За прошедшие пять лет у большинства преданных почитательниц "романса" появились новые интересы (например, родились внуки), а также (по большей части в связи с выходом на пенсию) изменилось материальное положение. Несмотря на то что по столичным меркам цены на сентиментальное чтиво растут незначительно (по данным журнала "Книжный бизнес" , средняя стоимость дамского пэйпер-бэка по стране увеличивается примерно на 2 рубля в год - так, за 2004 год он подорожал с 21 до 23 рублей), для многих провинциальных читательниц, привыкших прочитывать по 6-8 романов ежемесячно, эта цифра оказывается критической. Но самое главное - аудитория эта, как выяснилось, не восстанавливается и потому имеет тенденцию к естественному вымиранию: читательницы, входящие в оптимальный для чтения любовных романов возраст сегодня, имеют совершенно другие предпочтения и крут интересов.

Помада и пистолет
Впрочем, утверждать, что рынок сентиментального чтива находится в состоянии коллапса, будет несколько преждевременно: в среднем за год в России появляется около 1300 новых наименований, каждое из которых расходится тиражом от 18 до 20 тыс. экземпляров (правда, учитывать востребованность каждого отдельного романа этого жанра в книжном бизнесе не принято - популярность "романса" считают гуртом: по серии, а то и вообще по всему ассортименту книг данной категории). Более того, в последние годы наметилась новая тенденция: если в историческом "романсе" привычно господствуют переводные авторы (по мнению главного редактора издательства ACT Николая Науменко, это связано с тем, что над нашими писательницами тяготеет проклятье большой литературной традиции - принимаясь писать любовный роман с историческими декорациями, каждая из них держит в голове по меньшей мере "Анну Каренину" , что на выходе чаще всего дает просто-таки пугающий результат), то в "романсе" на современные сюжеты потихоньку начинают брать верх российские сочинительницы. Постепенно осваиваются новые ниши - например, сентиментальный роман для девочек (в отечественной литературе этот сегмент рынка очень успешно обслуживают сестры Воробей, безостановочно выпускающие в издательстве "Росмэн" душещипательные истории про девочек Тусю и Лизу). И даже конкуренция с глянцевыми женскими журналами оказалась не так страшна, как предсказывали многие аналитики: по мнению Олега Савича, аудитория сентиментальных романов и глянцевых журналов практически не пересекается. Если вторые рассчитаны на успешных карьерных девушек, то первые предназначены для женщин средних лет, у которых не все в жизни ладится. Кроме того, у читательниц журналов и книг разная мотивация к чтению: пресса, даже глянцевая, в первую очередь позиционируется как источник информации или, в крайнем случае, infotainment. А книги, даже самые простенькие, подавляющим большинством наших сограждан воспринимаются как способ приобщиться к культуре, и читают их в основном "для души".
Однако глобальная тенденция однозначно указывает на то, что сентиментальное чтиво вступило в период затяжного упадка.
Первые попытки предложить редеющей аудитории любовного романа некий разумный эквивалент были предприняты в 2002 году, причем движение началось сразу в двух направлениях.
В издательстве ЭКСМО, в серии, претенциозно озаглавленной "Первая среди лучших" , начали выходить романы Татьяны Устиновой, представлявшие, по сути дела, пресловутый гибридный жанр "романтического детектива". В принципе это решение было выдержано в традиции методик, применяющихся в аналогичных ситуациях на Западе, однако существенное отличие все же имелось. Книги Устиновой (а чуть позднее и ее последовательницы Юлии Шиловой) позиционировались в первую очередь не как дамская литература, но как классический детектив, которым они (по крайней мере первое время) в самом деле являлись. Иными словами, аудитории было предложено достаточно радикально сменить свои предпочтения, однако при этом книги Устиновой и Шиловой послужили своего рода мостком, позволившим бывшим потребительницам "романса" более или менее безболезненно перейти к потреблению женского детектива в целом. В издательстве ЭКСМО убеждены, что значительную часть сегодняшних поклонниц Донцовой, Поляковой или Дашковой еще три-четыре года назад можно было увидеть в метро с томиком сентиментальной прозы в руках.

Без чувств
Второй путь оказался еще более перспективным: любительницам дамской прозы было предложено сохранить тематику неизменной, однако подняться при этом на следующую ступень качества, перейдя от потребления дешевого типового продукта к продукту более или менее штучному. Началось пришествие в Россию так называемой chick-lit, "литературы о цыпочках" , культовой героиней которой является легендарная Бриджит Джонс.
Решение импортировать в Россию подобную литературу было тем более удачным, что романы такого рода великолепно вписались в существующую на отечественном рынке нишу интеллигентной женской прозы, представленной такими именами, как Виктория Токарева, Галина Щербакова, Ирина Полянская и иже с ними. Таким образом, произошло беспрецедентное слияние двух аудиторий:
утонченные читательницы Людмилы Улицкой и глубоко ими презираемые простоватые любительницы Барбары Картленд неожиданным образом примирились на творчестве Хелен Филдинг и Ильдико фон Кюрти (создательницы романа "Тариф на лунный свет" , который прошлым летом продержался в чартах крупнейших магазинов столицы более месяца) .
Первопроходцем данного направления следует считать издательство "Фантом-Пресс" , запустившее chick-lit - серию "Фантики" (на сегодняшний день в ней вышла 21 книга). По данным опроса, проводившегося среди читательниц глянцевых женских журналов, серия эта до сих пор остается лучшим продуктом подобного сорта на рынке. Однако монополию свою "Фантом-Пресс" не сохранил: уже к концу 2003 года, то есть всего через полгода после появления "Фантиков" , в ту же нишу устремилась питерская "Амфора" со своей "Романтической коллекцией" , а за ней - "Росмэн" , "Гелеос" и другие. Спрос, а вместе с ним и тиражи (по словам директора "Фантом-Пресс" Аллы Штейман, средний тираж книги подобной тематики на сегодня составляет 8-10 тыс. экземпляров) неуклонно росли, достигнув своего апогея к моменту выхода на телеэкраны сериала "Секс в большом городе" , представлявшего собой в сущности визуальную версию того же культурного явления.
Если первые книги всех этих серий еще сохраняли формальную преемственность по отношению к породившей их сентиментальной прозе (несмотря на то что интеллектуальный и профессиональный уровень героинь радикально изменился, они по-прежнему больше всего на свете желали настоящего и чистого чувства), то набор тем со временем начал меняться. Место возвышенных романтических переживаний в жизни персонажей chick-lit начали занимать секс как таковой, проблемы с фигурой, карьера, борьба с вредными привычками, мелкий стервизм и интриги. Например, в книге Лорен Вайсбергер "Дьявол носит Prada", ставшей едва ли не главным бестселлером в данной категории во второй половине минувшего года, речь идет в первую очередь о нарядах и интригах в мире гламурных журналов. А одна из самых популярных книг серии "Фантики" "Тайный мир шопоголика" Софи Кинселлы практически полностью посвящена сложным душевным переживаниям женщины, "подсевшей" на шопинг. Иными словами, романтики в современном женском романе все меньше и меньше.
Однако подлинно переломным моментом следует считать конец 2004 года - именно тогда на рынок вышли две отечественные представительницы той же литературной школы: Арина Холина (автор романа "Как завести врагов и довести мужчин до нервного срыва") и Оксана Робски, за считанные месяцы вскарабкавшиеся на верхние строчки книжных чартов. Более того, им удалось совершить нечто невероятное - рывком расширить аудиторию подобной литературы, сумев заинтересовать даже тех, кто никогда прежде не увлекался дамским романом. По словам начальника отдела ассортимента книжной продукции интернет-магазина "Озон" Алексея Кузьменко, несмотря на то что среди их покупателей любительницы женской прозы фактически отсутствуют, всего за две прошедшие недели на "Озоне" была продана почти тысяча экземпляров романа Оксаны Робски "Casual" - цифра совершенно беспрецедентная. Если сравнивать книги Холиной и Робски с западными аналогами, следует признать: отечественные писательницы заняли позицию еще более жесткую и бескомпромиссную - в их текстах возвышенное отсутствует напрочь, будучи вытеснено соображениями сугубо прагматическими, чтоб не сказать циничными.
Складывается впечатление, что российская женская проза, перепрыгнув период феминизма, из эры сентиментальности вступила прямиком в эру постфеминизма. Если для писательниц-феминисток романтичная женственность продолжала оставаться значимым явлением - пусть даже в качестве объекта критики и осмеяния, то писательницы постфеминистического направления полностью внеположны этой проблематике. Чувствительность, нежность и прочие традиционные женские добродетели играют все меньшую роль в жизни современной дамы, и это, естественно, не может не отражаться в литературе. Более того, аналогичные процессы идут в других областях: из-за низких рейтингов закрываются сентиментальные ток-шоу для домохозяек на телевидении, все более и более прагматичным становится содержание женских глянцевых журналов... Жизнь "без чувств" становится универсальной модой, активно подпитывающейся литературными источниками.
Источник: Журнал "Эксперт", #8 (455) от 28 февраля 2005

...

ЕленКа: > 21.08.07 20:03


Я не могу сказать, что согласна, но и не отрицаю категорично мнение автора статьи. Ведь ЛР и впрямь становится все менее популярным, но ведь есть и мы, кто любит читать про любовь, без обязательного пистолета и помады, и без отсутствия чувств и только о карьере. И возраст у нас самый разный, а не среднестатистический, приведенный в статье. К тому же, проблемма и в том, что НАШИХ авторов не так и много. Имеется в виду тех, кто действительно интересно пише. Они явно уступают западным авторам. И еще интерес к ЛР может падать оттого, что самые популярные и любимые уже завоевали свою нишу, заняли свой пьедистал, а новых романов у них нет. Ведь перевести Смолл, Линдсей или сравнимых с ними авторов не так и дешево, вот издатели и пытаются выезжать на расскрученных отечественных. А их не так и много. Издатели, заинтерисованные в товаре, готовы раскрутить кого угодно, однако наши дамы как раз и не умеют писать ЛР так, чтобы жанр рос, а не сворачивался. Увы, самой это неприятно, но это так.

...

juli: > 21.08.07 20:16


А я совершенно с этой статьей не согласна. Считаю ее бредом сивой кобылы. Кому пришла в голову мысль, что чик-лит способен заменить чистый ЛР? Это СОВЕРШЕННО разные жанры. А любви, чувств, соплей и эмоций хочется практически ВСЕМ. Просто в этом труднее признаться... Гораздо круче читать Дневник Бриджет Джонс (который лично я обожаю, но не смешиваю с ЛР) Это РАЗНЫЕ жанры.
Просидев на сайте любовного романа больше полугода я с уверенностью могу сказать - этот жанр ОЧЕНЬ популярен. А в статье нам опять пихают Робски и Холину. Я все понимаю, их тоже продавать нужно... Но уверена, поклонницы ЛР скорее приобретут еще раз старую книгу Макнот или Линдсей( взамен растрепавшейся старой), чем дорогущую Робски "НИ О ЧЕМ".
Жаль, что у Эксмо такая политика. Я бы назвала это узколобием и нежеланием видеть истинное положение вещей. И опять эти штампы - 30-35 летние женщины без личной жизни... Тошнит уже, ей богу. :scoff:

...

Беата: > 21.08.07 22:50


А мне не понравился снисходительно-пренебрежительный тон этой статьи. И по отношению к нам,читательницам ЛР, да и к женщинам вообще.
Спрос,говорит,упал. Да , упал. Но почему -- да потому что упало предложение, в первую очередь. Издательства взяли и прекратили издавать сентиментальную литературу. Что,они интересовались рейтингами, проводили опросы или, как сейчас говорят ,мониторинг книжного рынка на предмет изучения спроса на ЛР?
Привел в пример Робски,он еще бы Собчак разрекламировал как великую русскую писательницу.
Вот из-за таких "экспертов" и сокращают наши ЛР. И АСТ вспомнил- хоть бы они не обиделись!

...

Джайлин: > 21.08.07 23:19


Цитата:
Привел в пример Робски,он еще бы Собчак разрекламировал как великую русскую писательницу.


Я и не знала, что Собчак в писательницы подалась.

А что касается самой статьи, то я категорически с ней не согласна.

Цитата:
Жизнь "без чувств" становится универсальной модой, активно подпитывающейся литературными источниками.


Вот этого я совсем не понимаю. Stena Это что-то вроде зомби? Blind

...

Nyria: > 22.08.07 07:18


Беата писал(а):
А мне не понравился снисходительно-пренебрежительный тон этой статьи. И по отношению к нам,читательницам ЛР, да и к женщинам вообще.
Спрос,говорит,упал. Да , упал. Но почему -- да потому что упало предложение, в первую очередь. Издательства взяли и прекратили издавать сентиментальную литературу. Что,они интересовались рейтингами, проводили опросы или, как сейчас говорят ,мониторинг книжного рынка на предмет изучения спроса на ЛР?
Привел в пример Робски,он еще бы Собчак разрекламировал как великую русскую писательницу.
Вот из-за таких "экспертов" и сокращают наши ЛР. И АСТ вспомнил- хоть бы они не обиделись!


Полностью и категорически согласна!!!
Постоянно читаю ЛР с пресловутых 90-х гг как написано в статье
и могу сказать что выбора ЛР сейчас даже в больших книжных магазинах не ахти.
Раньше были шкафы книжных романов, а теперь зашла в книжный магазин огромная площадь в 2 этажа и скажите сколько шкафов на ЛР.
Не поверите 2 полки на одной из шкафов.
Вот это действительно ГРУСТНО! Sad

А насчет смеси жанров. Не вижу в этом ничего плохого.
Обожаю любовную фантастику и фентези. Просто должен быть выбор.

...

Июль: > 22.08.07 09:13


Нас любительниц ЛР как то странно представлют себе авторы подобных статей. "Утонченные любительницы Улицкой презирают поклонниц романов Картленд". Я не могу презирать сама себя! Я очень люблю Улицкую! Тонка, умная проза. Но и очень люблю ЛР - это моя оттдушина. Почему то "исследователи" читательских аудиторий не признают полутонов, не признают того, что человек может иметь множество граней, множество предпочтений. Человек может любить шашлык и суфле - запросто! Вот и мы любительницы ЛР - мы же не зациклились на одном только ЛР, у каждой из нас множество интересов! Поэтому так неприятна интонация статьи - вроде "а, эти несчастные малоинтеллектуальные поклонницы романса". Мы не несчастные и, слава Богу, весьма интеллектуальные!

...

ЕленКа: > 22.08.07 19:57


Девочки, учитывайте, что это все-таки статья, утка, дразнилка, хотя и претендующая на итог истины. Мол изучили, теперь занем. Если вообще брать, то мало какой жанр удержится на плаву без определенной раскрутки. А ЛР как то не сильно принято пиарить. Я не беру, конечно, Устинову, которую раскрутили до небес, хотя и считаю, что у нее не ЛР, а женская проза.
И еще поразила фраза, что наши писательницы не пишут ЛР, находясь под гнетом "Анны Карениной". Может им в издательствах и виднее, но ведь есть же и Арсеньева, и Шатрова, и Вилар, наконец, которые пишут вполне добротные романтические книги, причем качественные, не разочаровывающие. Это в издательствах неумеют находить талантливых писателей (писательниц), раскручивают однажды успешных и на их фоне делают приведенные выше в статье выводы.

...

LUZI: > 22.08.07 22:28


Всем доброй ночи!!! Прочитала статью , сначала расстроилась , а потом увидела время написания 2005 год- автор:мужчина, журнал- "Эксперт".
И сразу - успокоилась.Даже не стоит ни малейших колебаний души.Короче - бред сивой КОБЫЛЫ !!!!!!!!!!!!!!!!!! Banned Gun Ooh Broil nomen

...

juli: > 22.08.07 23:25


Не думаю что эта статья из разряда презираемоненавистнических мужских взглядов на женские романы.
Это реальная политика ЭКСМО. И не смотря на 2005 год, до сих пор эта позиция остается неизменной. Кроме Норы Робертс и еще парочки иностранных романов типа ЭВКАЛИПТА ( с претензией на экранизацию), любовные романы данное издательство не выпускает. Принципиально.
Так же оно не приемлет нероссийскую тематику. Т.е. все что написано, должно происходить в России и с россиянами.
Мне данная позиция кажется по меньшей мере странной. Fool

...

LUZI: > 22.08.07 23:59


Я прочитала в "Секрете фирмы" ,как раз в 2005 году пришел новый хозяин ЭКСМо(ФИО не помню).Отсюда и политика"ПАРТИИ И НАРОДА".Жалко , но что-ж НЕ ОНИ НЕ С НАМИ , А МЫ НЕ С НИМИ.Будем жить .

...

Июль: > 23.08.07 06:43


LUZI писал(а):
но что-ж НЕ ОНИ НЕ С НАМИ , А МЫ НЕ С НИМИ.Будем жить .

Правильно!

...

Fedundra: > 23.08.07 20:46


вопрос не в том, прав или не прав автор статьи. вопрос в том что они собираются издавать из "сокращающегося интереса", ясно что всё равно что-то они издавать наверняка будут. и это вопрос не только к Эксмо, у нас ещё Центрполигаф, АСТ, и др есть.

...

akvitty: > 23.08.07 23:23


Кажется мне, что спад спроса на ЛР - прямое следствие того, что все больше людей могут позволить себе пользоваться интернетом. И многие предпочитают электронный вид книги - не надо с собой таскать, удобно читать на работе за компом, в метро с мобильника! Никто не заглядывает через плечо в попытках вчитаться в твою книгу... Прогресс... Потому я, например, почти перестала покупать бумажные издания ЛР - мне это неудобно! Последний раз покупала месяца 2 назад!
Но все равно. Пока есть те, кто предпочитает ЛР на бумаге, ЛР будет издаваться и продаваться! И пусть молодые девушки карьеристки с гламурным видом заявляют, что читают только глянцевые журналы и Робски, но мы-то знаем, что они хитрят Wink
прочитала статью, теперь развиваю в себе терпимость к людской глупости - нечего злиться на ограниченных "экспертов" Laughing

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение