kabardinochka:
08.02.10 04:00
» Кинодневник Кабардиночки
Доброго времени суток, всяк сюда входящий!!!
Я, как и многие, люблю кино, и не меньше люблю его обсуждать. Часто задают вопрос – а какое кино тебе нравится? Но разве можно дать однозначный ответ.
Кинематографов много, и у каждого свой зритель. Большинство фильмов моей фильмотеки наделены ярлыком «Другое кино», что, конечно, не значит, что это фильмы, которые нельзя смотреть без валидола. Это также не означает, что это сугубо «фестивальные», или как говорят в народе "заумные" ленты. Среди моих любимчиков есть и комедии, и драмы, и трагифарс, и, конечно, любовные истории. Но это кино, действительно, другое. Оно по-другому общается со своим зрителем, по-другому входит в его дом, по другому ищет...
"Мое" кино не создано, чтобы развлечь, не пестрит жанровыми клише и не претендует на выражение мыслей большинства (или не дай бог, организованного меньшинства). Его не снимают и не смотрят ради политической корректности. Оно не манипулирует массами и обращено не ко всем, а к каждому в отдельности. Его делают отдельные люди, для отдельных людей, которые даже собираясь в группы остаются самими собой. Его снимают не для кассы, а потому что болит. Оно заставляет думать, будоражит еще долго после заключительных титров.
Хичкок сказал однажды: "Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Трудно не согласиться. В кино прежде всего привлекает история, а уже потом форма. Так откуда берутся интересные истории?
Больше ста лет назад французский драматург Жорж Польти опубликовал книгу "Тридцать шесть драматических ситуаций". В ней он предложил 36 сюжетов к которым сводятся известные пьесы, а соответственно и сценарии. Любые попытки дополнить этот список только подтвердили верность его исходной классификации. Это сама по себе интересная градация, поэтому я позволю себе привести ее здесь полностью, для любопытствующих.
1-я ситуация — МОЛЬБА. Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь. Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.
2-я ситуация — СПАСЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.
3 -я ситуация — МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление. Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности.
4-я ситуация — МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ, Элементы ситуации: 1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих. Близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д..— родственник. Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа,.4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.
5-я ситуация — ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Элементы ситуации: 1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку. Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, "Разбойники" Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой ("Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.).
6-я ситуация — ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ. Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п. Примеры: 1) падение Наполеона, 2) «Деньги» Золя, 3) «Конец Тартарена» Анфонса Додэ и т. д.
7-я ситуация — ЖЕРТВА (т. е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь другого человека или людей или же жертва каких-нибудь обстоятельств, какого-либо несчастья). Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья. Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.
8-я ситуация — ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ. Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик. Примеры: 1) заговор одного («Заговор Фиеско» Шиллера), 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного («Эгмонд» Гете), 4) возмущение многих («Вильгельм Телль» Шиллера, «Жерминаль» Золя)
9-я ситуация — ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА. Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее. Примеры: 1) похищение объекта («Прометей — похититель огня» Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.
10-я ситуация — ПОХИЩЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению. Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка.
11-я ситуация — ЗАГАДКА, (т. е. с одной стороны задавание загадки, а с другой - выспрашивание, стремление разгадать загадку). Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное) Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.)
12-я ситуация — ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ. Элементы ситуации: 1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья - противодействующая достижению сторона. Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или - к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи)
13-я ситуация — НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ. Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти. Примеры: 1) ненависть между близкими (например, братьями) из зависти, 2) ненависть между близкими (например, сын, ненавидящий отца) из соображений материальной выгоды, 3) ненависть свекрови к будущей невестке, 4) тёщи к зятю, 5) мачехи к падчерице и т. д.
14-ситуация — СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) один из близких - предпочитаемый, 2) другой - пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот) Примеры: 1) соперничество братьев ( «Пьер и Жан» Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына - из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей («Два Веронца» Шекспира)
15-ситуация — АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ. Элементы ситуации: 1) один из супругов, нарушающий супружескую верность, 2) другой из супругов - обманутый, 3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий - любовник или любовница). Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Тереза Ракен» Золя, «Власть тьмы» Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну («Самсон и Далила») и др.
16-я ситуация — БЕЗУМИЕ. Элементы ситуации: 1) впавший в безумие (безумный), 2) жертва впавшего в безумие человека, 3) реальный или мнимый повод для безумия. Примеры: 1) в припадке безумия убить своего любовника («Проститутка Элиза» Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.
17-я ситуация — РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ. Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или 4) подстрекатель, или же тот и другой. Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя («Деньги» Золя), 2) из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева)
18-я ситуация — НЕВОЛЬНОЕ (по неведению) ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности кровосмешение). Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали. Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери («Эдип» Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница - сестра («Мессинская невеста» Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница - замужем.
19-я ситуация — НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО. Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание. Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику («Король веселится» Гюго, пьеса, по которой сделано оперы «Риголетто», 2) не зная своего отца, убить его («Нахлебник» Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д.
20-я ситуация — САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва. Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга («Воскресение» Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения...
21-я ситуация — САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву. Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека («Братья Земгано» Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого («Тоска» Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.
22-я ситуация — ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ - РАДИ СТРАСТИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приносится в жертву. Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия («Ошибка аббата Муре» Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть («Антоний и Клеопатра» Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни («Египетские ночи» Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д.
23-я ситуация — ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ, Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится в жертву. Примеры: 1) необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса («Ифигения» Эсхила и Софокла, «Ифигиния в Тавриде» Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения («93 год» Гюго) и т. д.
24-я ситуация — СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных). Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества - низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества. Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой («Мария Стюарт» Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить («Эсмеральда» В. Гюго) и т. д.
25-я ситуация — АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию - сам по себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит. Примеры: 1) «Мадам Бовари» Флобера, «Крейцерова соната» Л. Толстого.
26-я ситуация — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая). Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери («Федра» Софокла и Расина, «Ипполит» Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д.
27-я ситуация — УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина. Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана - убить своего отца и т. д.
28-я ситуация — ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие. Примеры: 1) брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства, 2) брак, расстраивающийся врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны, 4) брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых и т. д.
29 ситуация — ЛЮБОВЬ К ВРАГУ. Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любящий врага, 3) причина, почему любимый является врагом. Примеры: 1) любимый - противник партии, к которой принадлежит любящий, 2) любимый - убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д.
30-я ситуация — ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ. Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее. Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям («Макбет» и «Ричард 3» Шекспира, «Карьера Ругонов» и «Земля» Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.
31-я ситуация — БОГОБОРЧЕСТВО (борьба против бога) Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет борьбы Примеры: 1) борьба с богом, пререкание с ним, 2) борьба с верными богу (Юлиан отступник) и т. д.
32-я ситуация — НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент,4) повод к заблуждению или виновник его (предатель). Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть («Отелло») 2) предатель действует из выгоды или ревности («Коварство и любовь» Шиллера) и т. д.
33-я ситуация — СУДЕБНАЯ ОШИБКА. Элементы ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована врагом («Чрево Парижа» Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы («Разбойники» Шиллера) и т. д.
34-я ситуация — УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ. Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить. Примеры: 1) угрызения совести убийцы («Преступление и наказание»), 2) угрызения совести из-за ошибки любви («Мадлен» Золя) и т. д.
35-я ситуация — ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ. Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший. Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д.
36-я ситуация — ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека. Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) - свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.
Великий Борхес пошел еще дальше. Проведя всю свою жизнь в библиотеке, став поистине энциклопедистом, в своем эссе «Четыре цикла» он выдвинул теорию, что вся мировая литература – это пересказ всего 4 историй:
- об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои;
- о возвращении;
- о поиске;
- о самоубийстве бога.
Известно, что в золотую эпоху Голливуда – в бешенные 30-е, продюсеры разделяли все сюжеты на три вида:
1. "Золушка" - при этом пол главного героя значения не имел.
2. "Герой-одиночка спасает мир"
3. "Ромео и Джульетта".
Истории, которые под эту классификацию не подходили, голливудские продюсеры-злыдни отправляли прямиком в корзину.
Скудный выбор, не правда ли? С другой стороны - нот - всего семь, а сколько прекрасных мелодий; спиртных напитков - тоже ограниченное количество, а какие коктейли можно смешать! Так и с сюжетами... главное взять нужные компоненты и соединить их в неожиданном сочетании. Значение тут имеет, видимо, не только содержание, но и форма, концепция, стиль, образ, проще говоря фабула. Любой избитый сюжет под рукой мастера становится уникальным. Вот и получается, что сюжетов на самом деле только два: "интересный" и "неинтересный". И фильмы тоже делятся только на эти две категории.
В КДК, кроме рецензий, есть рубрики, посвященные звездам настоящего и прошлого, обзорам фестивалей и премий, короткометражным фильмам и околокиношным новостям. Надеюсь, тема не покажется скучной и не оставит вас равнодушными.
Если Вы обнаружите на страницах КДК ошибку, неточность или захотите дополнить размещенную информацию, отправьте сообщение .
Содержание:
Добавить тему в подборки Модераторы: Lady Honey; Дата последней модерации: 11.08.2020
для структурирования содержания, у модераторов в данной теме есть доступ к редактированию всех сообщенийПоделитесь ссылкой с друзьями:
...
juli:
08.02.10 19:35
Ого, какой серьезный подход!!!
kabardinochka, потрясающая подборка информации, я ничего этого не знала
kabardinochka писал(а):Наверное нужно написать зачем вообще я создала эту темку, - признаюсь – по совету Джулии и Фройляйн) Поэтому, если из этой затеи получиться что-нибудь путное – это будет целиком и полностью их заслуга! Если же темка окажется скучной и неинтересной – это будет только моя вина, имхо)
Уж слишком ты строга к себе
Уверена, твои отзывы и советы буду очень интересными
...
kabardinochka:
08.02.10 20:04
» На 10 минут старше: Труба. Виолончель
Старше на десять минут, лучше на целую жизнь
Пятнадцать историй, которые сделают вас на три часа старше, а ваш разум на годы чище
Признаюсь, трудно выбрать первый фильм для обзора. Ничем «свежим» и «горячим» поразить не смогу – в последние полгода было не до кино, к сожалению. Удивлять экстравагантностью тоже не хочется. В то же время, мое тщеславное сердечко требует сделать выбор в пользу фильма, который, если и не тянет на фундаментальность, то, по крайней мере, раскрывает всю широкую палитру современного кинематографа. Найти такой фильм, вы понимаете – непросто. Но как говорят, голь на выдумку хитра. И моя первая рецензия – не на один фильм, а сразу на три. А можно даже сказать, что и на 16 фильмов. И все любимые. И все под одним названием.
В 1979 году выдающиеся советские режиссеры Юрис Подниекс и Герц Франк сняли шедевр документального кино
«На десять минут старше». Камера следит за маленьким мальчиком в кукольном театре. Одним планом, без единой склейки, мы смотрим на небольшой по времени но огромный по содержанию отрезок душевных переживаний ребенка. Все внимание сосредоточено на лице мальчика, который смотрит на сцену кукольного театра. Самого представления мы не видим.
Что переживает мальчик, наверняка сказать мы также не можем, мы можем только гадать. В его глазах сначала равнодушие, он смотрит на сцену без всякого интереса, потом — любопытство, все таки что-то всерьез зацепило, затем — сопереживание, радость, а следом тревога, страх, ужас и, наконец, счастливое облегчение — добро победило зло.
А вот что переживаем мы, глядя на него? На экране мальчик на глазах превращается в новую личность. В кого превращаемся мы? Где этот чистый и искренний взгляд на мир? Куда мы его дели? Мальчик на экране стал старше, зритель за те же 10 минут стал… чище. Время меняет и нас.
Что такое «время», существует ли оно, куда, зачем и откуда оно «течёт»; есть ли «прошлое» и «будущее», или существует только «настоящее»? Всегда есть 2 ответа – простой, по часам и календарю, и философский, в котором ничего простого. Время относительно и неравномерно. Собачья жизнь короче человеческой, все знают. Но может для собаки время просто течёт быстрее? Может у собаки свои часы, на которых минутная стрелка бежит как наша секундная? Кто может объяснить это наверняка, что такое время и эти десять минут…
Этот фильм покорил многих признанных мастеров, и в 2002 году Вим Вендерс предложил своим коллегам в самых разных странах мира повторить идею рижских режиссеров, собрав из 10-минутных короткометражек киноальманах. Самые значительные режиссеры современности взялись за эксперимент: ровно за десять минут экранного времени каждый из них должен был передать свое уникальное понимание времени. Так появились два полнометражных фильма, созданные пятнадцатью законодателями мировой киномоды и вобравшие в себя все виды человеческого опыта — рождение, смерть, любовь. Никаких правил и ограничений, кроме одного — уложиться в десять минут. Этот альманах, помимо большой художественной ценности, еще и энциклопедия современного кино.
На десять минут старше: Труба / Ten Minutes Older : Trumpet
Новеллы:
Чен Кайге , Далеко спрятанные 100 цветков
Виктор Эрисе, Линия жизни
Вернер Херцог, На десять тысяч лет старше
Джим Джармуш, Ночь в трейлере
Аки Каурисмяки, Собаки не отправляются в ад
Спайк Ли, Нас обокрали
Вим Вендерс, 12 миль до Троны
Германия, Финляндия, Великобритания, Испания, Китай, 2002
Продолжительность: 92 мин.
Семь историй, семь разных режиссеров, семь различных манер съемки и стилистик. Но это не разрозненные новеллы, объединенные общей темой, а цельный и очень гармоничный фильм. Фильм, в котором нет ничего лишнего, и каждая история врезается в память. После просмотра вы не будете судорожно вспоминать имена режиссеров или их истории, потому что одни десять минут перетекают в другие: когда начинается следующая новелла, ты еще под впечатлением предыдущей. И впечатления эти не будут комканными или рваными. Мыслей, заключенных в каждой новелле — на целый вечер хватит, уж поверьте.
Мои любимые новеллы этой части - «12 Миль до Троны», «На 10’000 лет старше» и «Далеко спрятанные 100 цветков», «Собаки не отправляются в ад».
Во всех картинах звучат духовые, и может быть и поэтому подзаголовок альманаха «Труба». Но мой ответ другой – все эпизоды сборника неуловимо джазовые, медленные, тяжелые, давящие…, но в такой мягкой манере, что невозможно оторваться. Они оставляют после себя размышления.
На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The Cello
Новеллы:
Бернардо Бертолучи, История о воде
Майк Фиггис, О времени 2
Иржи Менцель, Один миг
Иштван Сабо, 10 минут спустя
Клер Дэни, Поезд на Нэнси
Фолкер Шлендорф, Озарение
Майкл Редфорд, Помешанный на звездах
Жан-Люк Годар, Во тьме времени
Германия, Франция, Великобритания, 2002
Продолжительность: 95 мин.
Эпизодов уже восемь и связывают их в этот раз струнные мелодии. Отличия от первого фильма кардинальные. Эпизоды еще скоротечнее, время летит еще быстрее, местами и безумнее. Если в «Трубе» за 10 минут мы смотрели эпизоды жизни, здесь за то же время проносится вся человеческая жизнь. И если, в «Трубе» эпизоды отличались друг от друга, тут все укладываются в единое целое. Мои любимые новеллы в этой части – «История о воде», «10 минут спустя», «Поезд на Нэнси», «Во тьме времени». Всем понравится «Помешанный на звездах» и Дэниэл Крэйг.
Не возьмусь сказать, какой фильм лучше – все равно, что выбирать между Пушкиным и Лермонтовым. Смотреть надо оба фильма, и желательно в порядке труба-виолончель. От медленного к быстрому, чтобы выдержать пик последнего эпизода дилогии.
Да, мы стареем, и это факт. Но стареет ли то, что мы называем душой? То, что отличает нас от животных, разбирается в искусстве, имеет привычки, хобби, любимых людей?
Блестящее, разнообразное, увлекательное кино, на любой, даже самый предвзятый вкус. Фильмы, как средство для поиска утерянной надежды.
Смотреть обязательно.
Оценка: 9 баллов ...
juli:
09.02.10 00:17
kabardinochka,
не комом, определенно
Очень интересный отзыв, обязательно найду эти фильмы, хотя почти не смотрю документальное кино. По-моему я даже что-то такое встречала на Кинозале.
Цитата:пятнадцатью законодателями мировой киномоды
А кто конкретно?
...
kabardinochka:
09.02.10 00:20
juli писал(а):обязательно найду эти фильмы, хотя почти не смотрю документальное кино
Джул, документальный только самый первый фильм, о котором я говорила - 1979 года. Альманах - сборник художественных короткометражек
juli писал(а):А кто конкретно?
Я внесла списочек в рецензию.
Спасибо за внимание)
...
juli:
09.02.10 00:47
kabardinochka, а ты случайно не смотрела фильмы Питера Гринуэя? Я вот собираюсь познакомиться с его творчеством, но не могу решить с чего начать, опасаюсь наткнуться на нечто нудное. Я ж потом и близко к режисеру не подойду
Такая история у меня была с Феллини. Посмотрела его фильм, сейчас уже название не вспомню... Ни фига не поняла
С тех пор обхожу его стороной
...
kabardinochka:
09.02.10 00:52
» Контракт рисовальщика. Сладкая жизнь
Такое разное кино
Контракт рисовальщика / The Draughtsman's Contract
Режиссер: Питер Гринуэй
Автор сценария: Питер Гринуэй
В главных ролях: Энтони Хиггинс, Джанет Сузман, Энн-Луиз Лэмберт, Хью Фрейзер и др.
Великобритания, 1982
Продолжительность: 107 мин.
A landscape of lust and cunning
Знатная дама миссис Герберт заключает контракт с самоуверенным молодым художником Невиллом: он исполняет 12 рисунков загородного дома её мужа, а она удовлетворяет его сексуальные потребности. Следом за этим контрактом Невиллу придется заключить другой контракт, но уже с дочерью миссис Герберт, и опять отнюдь не на рисование. А вскоре выяснится, что мистер Герберт убит и на деле никто и не собирался льстить таланту Нэвилла: сам того не замечая, он оказался втянут в сеть опасных интриг. Его детальные до мелочей рисунки превращаются в улики готовящихся или уже совершённых преступлений. Чем обернется искусное выполнение договора для художника?
Картину про интриги внутри большого семейства талант режиссера превратил в изящную стилизацию под искусство 17 века, в которой исследуются его любимые темы - эрос и смерть.
"Если мы можем хотя бы частично управлять первым, - говорит Гринуэй, - то второй - не можем и не сможем никогда". Сатира, вычурность красок, давление, двойная игра - все идет в ход, чтобы вызвать восхищённую улыбку от закулисной игры членов высокородного семейства с несчастным, недалёким и самолюбивым мистером, который думал, что сумеет приструнить всех, а сам же оказался в дураках.
Очень важен визуальный ряд фильма: он наполнен массой аллегорий, цитат живописных произведений. "Контракт..." снят "плоско", каждый кадр выстроен так, как будто все персонажи стоят на одной невидимой линии, а глубина кадра создается лишь полутонами и полутенями. Лихо закрученный сюжет нарисован сочными красками.
Смотреть.
Оценка: 8 баллов
Сладкая жизнь / La dolce vita
Режиссер: Федерико Феллини
Авторы сценария: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Пьер Паоло Пазолини, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди
В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль и др.
Франция, Италия, 1959
Продолжительность: 179 мин.
Сладкая жизнь — как сладкая вода: утоляет жажду, пока глотаешь
Один из лучших фильмов признанного мэтра отсылает нас в Рим 50-х к героям, которые ведут жизнь беззаботную, от вечеринки к вечеринке, до дна выпивая «лёгкость» бытия. таков и главный персонаж картины - журналист Марчелло (Марчелло Мастроянни). Он красив, очень красив. Женщины сходят по нему с ума, Марчелло осознает это и не сопротивляется. Он имеет всё о чём когда либо мечтал человек, он может получить всё, и он это получает. Человек без морали и принципов, человек из рая наслаждается своей развратной жизнью, но внезапное самоубийства друга заставляет задуматься о жизни и строго оценить прожитое. Марчелло пытается изменится, но надолго ли его хватит? В дольче вита так приятно погрузиться, и так тяжело из нее выбраться. Но настает день, когда ты перестаешь ощущать вкус этой сладкой жизни...
Показывая жизнь города и жизнь людей этого города, Феллини беспощаден - он безжалостно демонстрирует их глупость, цинизм, жестокость и эгоизм. Режиссер смеется над ними, без тени кокетства. Появляется ощущение что он снял простых людей, а не актеров. Как будто это не фильм, а отрывок из жизни. Кстати, в картине есть кадры на улице, которую так и называют "La Dolce vita". Это самая дорогая улица Рима, на которой живут знаменитости, и на которой так или иначе царят шик, блеск, красота, богатство, разврат, циничность и мелочность. Та самая сладкая жизнь...
И конечно, невозможно представить эту замечательную картину о разбитых мечтах без гениальной, атмосферной музыки Нино Рота.
Оценка: 10 баллов
ЗЫ. Безусловно, картины Феллини требуют от зрителя и сил, и времени, и подготовки. Ведь не только мы смотрим на произведение искусства, но и произведение искусства смотрит на нас. И не всегда мы готовы понять замысел художника. Подчас нам не хватает терпения, подчас знаний. Любое художественное произведение - как слоенный пирог; сколько слоев мы способны "снять" - только один, тот что на поверхности, или все-таки больше - зависит только от нас.
...
juli:
09.02.10 01:28
Все, ты меня уговорила - срочно качаю СЛАДКУЮ ЖИЗНЬ!!!
Тем более мне кажется давным-давно я ее смотрела. И еще смотрела какой-то фильм с Джульеттой Мазина - мне понравилось.
Сломал же меня (сейчас лазила по Кинозалу и вспомнила) - САТИРИКОН ФЕЛЛИНИ. У меня были друзья которые тащились от этого режисера. И уговорили посмотреть этот фильм. Честно - для меня это был бред сумашедшего. Ни фига не поняла
kabardinochka, можно личный вопрос? Ты так хорошо разбираешься в кино, это профессиональное, или просто увлечение?
...
kabardinochka:
09.02.10 01:33
juli писал(а):Все, ты меня уговорила - срочно качаю СЛАДКУЮ ЖИЗНЬ!!!
Угу... Я вот сейчас тебе ответила - и самой захотелось пересмотреть... Но я позже... Сейчас никак )))
От "Контакта рисовальщика" не отказывайся, имхо.... Умный, ироничный, саркастичный, легкий, едкий и красивый фильм)
juli писал(а):Сломал же меня САТИРИКОН ФЕЛЛИНИ
Этот мог - да!!!!! Еще как мог ))))))))))))))
juli писал(а):И еще смотрела какой-то фильм с Джульеттой Мазина - мне понравилось.
Она вроде всюду у него играла... Но предположу, что тебе понравились "Ночи Кабирии" или "Джинджер и Фред".... Известные очень фильмы...
juli писал(а):это профессиональное, или просто увлечение?
Неееее... Никакого отношения к профессии... Просто люблю кино - ну а кто его не любит....
...
Топаз:
09.02.10 02:17
kabardinochka, случайно наткнулась на твою темку, и ничуть об этом не жалею. Ты так красиво говоришь про кино, твои рецензии настолько пропитаны любовью, что просто невозможно оставаться равнодушным - твой восторг заразителен
. И ничего скучного, тяжелого или отталкивающего от фильма я не заметила
.
Я очень редко смотрю фильмы, поэтому не уверена посмотрю ли когда-то эти, но буду иметь их ввиду. И сюда буду тоже наведываться, и почитывать что-то интересное.
...
kabardinochka:
09.02.10 02:23
Добро пожаловать в наш киноклуб,
Топаз!
Обязательно заходи и делись своими впечатлениями о фильмах, которые видела. И даже о тех, которые не видела))))
Всегда будем рады
Скоро и
Lady in red представит нам свой любимый (или нелюбимый) фильм...
Напомню, что девушка в красном Марина - призер конкурса знатоков любовного романа, и ее конЁк - как раз экранизации!!!
Наверно, многим интересно, какое кино она смотрит, когда не флудит на форуме)))
С нетерпением ждем ее рекомендаций!!!
...
FairyN:
09.02.10 12:25
kabardinochka, очень интересно пишешь, прям не оторваться, правда..:-)
...
kabardinochka:
09.02.10 12:30
АХТУНГ АХТУНГ !!!!!!!!!!!!!!
Нас посетил великий голливудский продюсер - с персональным вагончиком (не скажу, кого она в нем держит, прикованным к постели) и полными правами на киноактеров ))))))))))))))))))))
Рада видеть тебя,
FairyN ....
Присоединяйся к нам!!! Надеюсь ты не оставишь нас без своего отзыва!!!!
Мне вот очень интересно какое кино ты любишь!!!!
...
FairyN:
09.02.10 12:34
kabardinochka писал(а):Присоединяйся к нам!!! Надеюсь ты не оставишь нас без своего отзыва!!!!
Мне вот очень интересно какое кино ты любишь!!!!
Я красиво не мею, только пальцем показать..:-)
Но первым мне в голову пишел фильм - "Вечное синие чистого разума". а вторым - "Достучаться до небес"....
...
kabardinochka:
09.02.10 12:38
FairyN писал(а):Я красиво не мею, только пальцем показать..:-)
Но первым мне в голову пишел фильм - "Вечное синие чистого разума". а вторым - "Достучаться до небес"....
Энни... у нас не литературная гостинная... И мы тут не претендуем на премию Букера... Оба фильма - грандиозные!!!!!!!!!! Представь их девочкам, пожалуйстааааа!!!!!!!! Я разрешаю сделать это не красиво... а
охрененно - как ты умеешь )))))))))))))))))))))
...