Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Литературные посиделки у леди светлойСоздан: 27.08.2010Статей: 23Автор: светлаяПодписатьсяw

Трагический треугольник

Обновлено: 29.08.10 15:48 Убрать стили оформления

 

Трагедия личной жизни Н.Заболоцкого

 Многие критики и  литературоведы не приветствуют сочинение поп-шлягеров на стихи известных поэтов. А многие не видят в этом ничего страшного. Пусть. Приходится констатировать, что лишь так у поэзии есть шанс дойти до массового слушателя. Все лучше, чем «Ты девочка, я мальчик». Тем более, что порой песни удаются и становятся эстрадной классикой. Наглядный пример — романс «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого.

Но вот что остается непонятным  — почему  композиторы-песенники к классическим стихам относятся легковесно. Когда вы прочтете еще раз стихотворение Николая Заболоцкого, убедитесь, что звучит оно несколько по-другому. К тому же выброшено самое сильное (на мой взгляд )предпоследнее четверостишие — как пришедшие в негодность ботинки.

ПРИЗНАНИЕ

 Зацелована, околдована,

                    С ветром в поле когда-то обвенчана,

            Вся ты словно в оковы закована,

     Драгоценная моя женщина!

 

Не веселая, не печальная,

            Словно с темного неба сошедшая,

 Ты и песнь моя обручальная,

 И звезда моя сумасшедшая.

 

           Я склонюсь над твоими коленями,

     Обниму их с неистовой силою,

    И слезами и стихотвореньями

     Обожгу тебя, горькую, милую.

 

Отвори мне лицо полуночное,

 Дай войти в эти очи тяжелые,

    В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

 

 Что прибавится - не убавится,

    Что не сбудется - позабудется...

           Отчего же ты плачешь, красавица?

 Или это мне только чудится?

 

 

Мне же хочется рассказать об истории создания гениального стихотворения. История эта весьма любопытная.

Вглядитесь еще раз в пронзительные строки и попытайтесь представить создавшего их человека. Не правда ли, в голову приходит влюбленный юноша с пылким взором — примерно как солисты групп, исполнявших песни лет 15 назад. Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.

 Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Кто не знает хрестоматийно известных  со школьных лет строк: Не позволяй душе лениться...  Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный лирический цикл на излете жизни. Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки...», Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец...» (Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»). Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года. Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии. В Питере Заболоцкий был участником группы поэтов –экспериментаторов.  Отношение к женщинам у них  сложилось чисто потребительским. Заболоцкий был в числе тех, кто «ругал женщин яростно» (по воспоминаниям известного драматурга Е. Шварца). Ему принадлежит утверждение «Курица — не птица, баба — не поэт». В частности, они терпеть не могли друг друга с Ахматовой. Очевидно, сложившееся в юности пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь. Поэтому любовной лирики не создавал.

 Тем не менее брак Николая Алексеевича получился прочным и удачным (опять-таки за исключением последних двух лет жизни). В 1930 году он, к удивлению друзей, женился на выпускнице того же герценского педагогического института Екатерине Клыковой — пятью годами его моложе. Она была стройна, застенчива, темноглаза, немногословна. Не красавица, но прекрасная жена, мать, хозяйка. В ней угадывалась восточная примесь. В том числе в поведении с мужем — ровным и робким.  «Это была, прямо говоря, одна из лучших женщин, которых встречал я в жизни, - писал об Екатерине Васильевне, жене Заболоцкого, известный драматург Евгений Шварц,  -  и Катерина Васильевна улыбалась нам, в разговоры не вмешивалась. Напомнила она мне бестужевскую курсистку. Темное платье. Худенькая. Глаза темные. И очень простая. И очень скромная. Прямой красавицей ее не назовешь. Будь Екатерина Васильевна красавицей, Шварц сказал бы: «одна из красивейших женщин»; будь она необычайно умна, отметил бы ум. Нет, она была женщина в своем традиционном предназначении: жена, мать, хозяйка. На ранних снимках она привлекательна и женственна. В ней угадывалась восточная, хочется сказать, половецкая примесь. С мужем держалась она едва ли не с робостью - и не вмешивалась в разговоры его шумных и веселых гостей.Вскоре у них рождается сын,  а затем и дочь.

  А потом — арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество. Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

    «Жена его Катерина Васильевна, - рассказал о личной драме поэта Н. Чуковский, - была готова ради него на любые лишения, на любой подвиг. По крайней мере, такова была ее репутация в нашем кругу, и в течение многих-многих лет она подтверждала эту репутацию всеми своими поступками. В первые годы их совместной жизни он был не только беден, а просто нищ; и ей, с двумя крошечными детьми, пришлось хлебнуть немало лишений. К середине тридцатых годов Николай Алексеевич стал несколько лучше зарабатывать, у них появилось жилье в Ленинграде, наладился быт; но после двух-трех лет относительно благополучной жизни все рухнуло - его арестовали. Положение Катерины Васильевны стало отчаянным, катастрофическим. Жена арестованного «врага народа», она была лишена всех прав, даже права на милосердие. Ее вскоре выслали из Ленинграда, предоставив возможность жить только в самой глухой провинции. И она выбрала город Уржум Кировской области - потому что городок этот был родиной ее мужа. Она жила там в страшной нищете, растя детей, пока , наконец, в 1944 году, не пришла весть, что Николай Алексеевич освобожден из лагеря и получил разрешение жить в Караганде. Она сразу, взяв детей, переехала в Караганду к мужу. Вместе с ним мыкалась она в Караганде, потом, вслед за ним, переехала под Москву, в Переделкино, чтобы здесь мыкаться не меньше. Мучительная жизнь их стала входить в нормальную колею только в самом конце сороковых годов, когда они получили двухкомнатную квартиру в Москве на Хорошевском шоссе и он начал зарабатывать стихотворными переводами.

Николай Алексеевич всегда оставался абсолютным хозяином и господином у себя в доме. Все вопросы, связанные с жизнью семьи, кроме мельчайших, решались им единолично. У него была прирожденная склонность к хозяйственным заботам, особенно развившаяся благодаря испытанной им крайней нужде. Он единолично распоряжался деньгами и сам покупал одеяла, простыни, одежду, мебель. Катерина Васильевна никогда не протестовала и, вероятно, даже не давала советов. Когда ее спрашивали о чем-нибудь, заведенном в ее хозяйстве, она отвечала тихим голосом, опустив глаза «Так желает Коленька» или «Так сказал Николай Алексеевич». Она никогда не спорила с ним, не упрекала его - даже когда он выпивал лишнее, что с ним порой случалось. Спорить с ним было нелегко. Он до всего доходил своим умом и за все, до чего дошел, держался крепко. И она не спорила...Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт:

(Из воспоминаний Е. Шварца): «Николай Александрович еще полеживал, но решил встать к обеду. Екатерина Васильевна вдруг одним движением опустилась к ногам мужа. Опустилась на колени и обула его. И с какой легкостью, с какой готовностью помочь ему. Я был поражен красотой, мягкостью и женственностью движения...» - пишет Евгений Шварц.

Заболоцкий понимал, что рядом с ним - «одна из лучших женщин»:

 

                                                     Ангел, дней моих хранитель,

                                                     С лампой в комнате сидел.

                                                     Он хранил мою обитель,

                                                     Где лежал я и болел.

 

               Он и другое понимал: что обходится с нею жестко, деспотично, чуть ли не как с прислугой. Стихотворение "Жена" написано в 1948-м. Это не жанровая сцена, не семейный портрет, но отправной точкой всё же послужил Заболоцкому его собственный семейный опыт.

                                                     Откинув со лба шевелюру,

                                                     Он хмуро сидит у окна.

                                                     В зеленую рюмку микстуру

                                                     Ему наливает жена.

 

                                                     Как робко, как пристально-нежно

                                                     Болезненный светится взгляд,

                                                     Как эти кудряшки потешно

                                                     На тощей головке висят!

 

                                                     С утра он все пишет да пишет,

                                                     В неведомый труд погружен.

                                                     Она еле ходит, чуть дышит,

                                                     Лишь только бы здравствовал он.

 

                                                      А скрипнет под ней половица,

                                                      Он брови взметнет, - и тотчас

                                                      Готова она провалиться

                                                      От взгляда пронзительных глаз.

 

                                                      Так кто же ты, гений вселенной?

                                                      Подумай: ни Гете, ни Дант

                                                      Не знали любви столь смиренной,

                                                      Столь трепетной веры в талант.

 

                                                      О чем ты скребешь на бумаге?

                                                      Зачем ты так вечно сердит?

                                                      Что ищешь, копаясь во мраке

                                                      Своих неудач и обид?

 

                                                      Но коль ты хлопочешь на деле

                                                      О благе, о счастье людей,

                                                      Как мог ты не видеть доселе

                                                      Сокровища жизни своей?

 На минуту - жена, друг, с которым прошла жизнь, оказывается важнее поэзии. Не станем выяснять, какое место в иерархии высказываний поэта принадлежит этому порыву. Достаточно того, что он был. Много ли в мировой поэзии подобных примеров?

 А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.

 Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки .   Екатерина Васильевна без всякого преувеличения была ангелом-хранителем поэта. Без мысли о ней он бы в лагерях просто не выжил. Но что за жизнь ей выпала! После ареста мужа она зарабатывала вязаньем; в блокадном 1942-м в квартиру попал снаряд, она и дети уцелели только чудом; в эвакуации ей тоже досталось сполна. Но едва только мужа отпустили на поселения в Кулундинской степи, как она, бросив все (и вопреки его совету), кинулась к нему с детьми, Никитой и Наташей. Вот уж, действительно, есть женщины в русских селеньях... «Всегда ровная, в горе и в радости...». Не жаловалась, добавим, никогда. Так - в воспоминаниях Шварца. Но сохранилось письмо Заболоцкого к ней из Кулунды, помеченное 24 мая 1944 года: «Ты пишешь: "Жизнь прошла мимо...". Нет, это неверно. Когда ты очнешься, отдохнешь, разберешься в своих мыслях и чувствах, ты поймешь, что недаром прошли эти годы...».

                И она «очнулась, отдохнула», - чтобы стать уже окончательной вестницей судьбы. Второе из непредусмотренных событий в жизни поэта оказалось пострашнее лагерей. В 1956 году, в возрасте 48 лет, когда дети были выращены, она ушла от Заболоцкого к знаменитому писателю Василию Гроссману.и известному сердцеед.. Та самая Екатерина Васильевна, которая была тише воды ниже травы. Даже при покупке простыней у нее был совещательный голос. Даже подросток Никита «разговаривал с матерью по-мужски». писателю, известному сердцееду. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Семья была для Заболоцкого религией. За удивлением последовал ужас. .      Нельзя передать его удивления, обиды и горя.

    Эти три душевных состояния обрушились на него не сразу, а по очереди, именно в таком порядке. Сначала он был только удивлен - до остолбенения - и не верил даже очевидности. Он был ошарашен тем, что так мало знал ее, прожив с ней три десятилетия в такой близости. Он не верил, потому что она вдруг выскочила из своего собственного образа, в реальности которого он никогда не сомневался. Он знал все поступки, которые она могла совершить, и вдруг в сорок девять лет она совершила поступок, абсолютно им непредвиденный.. Но когда очевидность сделалась несомненной, удивление сменилось обидой. Впрочем, обида - слишком слабое слово. Он был предан, оскорблен и унижен. А человек он был самолюбивый и гордый. Бедствия, которые он претерпевал до тех пор, - нищета, заключение, не задевали его гордости, потому что были проявлением сил, совершенно ему посторонних. Но то, что жена, с которой он прожил тридцать лет, могла предпочесть ему другого, унизило его, а унижения он вынести не мог. Ему нужно было немедленно доказать всем и самому себе, что он не унижен, что он не может быть несчастен оттого, что его бросила жена, что есть много женщин, которые были бы рады его полюбить. Нужно жениться. Немедленно. И так, чтобы об этом узнали все

Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. О любви не было и речи .У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Оглушенный  несчастьем, Заболоцкий позвонил Роскиной. Ухаживать он не умел до смешного: повез в ресторан, потчевал и почти ничего не мог сказать. Назавтра - то же. И прямо здесь, в ресторане - на второй день знакомства - он сделал ей предложение. Как? Написал на клочке бумаги: «Я п. В. б. м. ж.»! Вымолвить не решился. Роскина, всё сразу понявшая, сперва отказывалась, но потом уступила - из уважения к поэту, из жалости к раздавленному человеку, находившемуся между жизнью и смертью Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях

Но что же случилось с Екатериной Васильевной? Уйти от мужа, едва оправившегося от инфаркта? От человека, которому вся жизнь была посвящена? Что же, она в одночасье перестала быть «лучшей из женщин», «ангелом-хранителем»? Нет, конечно. Просто в сердечных делах она была еще большим младенцем, чем Заболоцкий, и попалась в первую же ловушку. Не ведала, что творит.

Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.

Все мы привыкли к мысли, что самые сокровенные и нежные слова поэты посвящают любимым, и в этом нет ничего странного.

Перечитайте стихотворения 1957 года — «Гроза идет», «Голос в телефоне», «Можжевеловый куст», «Встреча», «Сентябрь», «Последняя любовь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Вы не пожалеете.. Примечательно, что во всех стихотворениях угадывается Клыкова. (Он именно полюбил ее с новой силой; переживал за нее; понял, что и на него ложится доля ответственности за постигшую его катастрофу. Точнее, за катастрофу, постигшую их обоих). И только «Признание» ,  самое  пронзительное  и нежное посвящено ...нелюбимой женщине.. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций.

Но стихотворение это осталось единственным, больше ничего он новой своей жене не написал. Их совместная жизнь не задалась с самого начала. Через полтора месяца они вернулись из Малеевки в Москву и поселились на квартире у Николая Алексеевича

Из воспоминаний К. Чуковского:

« В этот период совместной их жизни я был у них всего один раз. Николай Алексеевич позвонил мне и очень просил прийти. Я понял, что он чувствует необходимость как-то связать новую жену с прежними знакомыми, и вечером пришел. В квартире все было как при Екатерине Васильевне, ни одна вещь не сдвинулась с места, стало только неряшливее. Печать запустения лежала на этом доме. Новая хозяйка показалась мне удрученной и растерянной. Да она вовсе и не чувствовала себя хозяйкой, - когда пришло время накрывать на стол, выяснилось, что она не знает, где лежат вилки и ложки. Николай Алексеевич тоже был весь вечер напряженным, нервным, неестественным. По-видимому, вся эта демонстрация своей новой жизни была ему крайне тяжела. Я высидел у него необходимое время и поспешил уйти. Через несколько дней его новая подруга уехала от него в свою прежнюю комнату, и больше они не встречались. «

    И удивление, и обида - все прошло, осталось только горе. Он никого не любил, кроме Катерины Васильевны, и никого больше не мог полюбить. Оставшись один, в тоске и в несчастье, он никому не жаловался. Он продолжал так же упорно и систематично работать над переводами. Он тосковал по Катерине Васильевне и с самого начала мучительно беспокоился о ней. Он думал о ней постоянно. Шло время, он продолжал жить один - с взрослым сыном и почти взрослой дочерью, - очень много работал, казался спокойным. Он пережил уход Катерины Васильевны. Но пережить ее возвращения он не мог. Она вернулась к нему в 1958 году, Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт,     после которого он прожил еще полтора месяца. Состояние его было тяжелым, но не казалось безнадежным. По-видимому, только он один и понимал, что скоро умрет. Прежде он всю жизнь твердил, что «смерти нет, есть только превращения метаморфозы», что «если человек - часть природы, а природа в целом бессмертна, то и каждый человек бессмертен» (Николай Чуковский). Теперь он знал, что умирает - и умирает навсегда. Все свои усилия после инфаркта - а он не позволял душе лениться! - он направил на то, чтобы привести свои дела в окончательный порядок. Со свойственной ему аккуратностью он составил полный список своих стихотворений, которые считал достойными печати. Он написал завещание, в котором запретил печатать стихотворения, не попавшие в этот список. Завещание это подписано 8 октября 1958 года, за несколько дней до смерти. Ему нужно было лежать, а он пошел в ванную комнату, чтобы почистить зубы. Не дойдя до ванной, он упал и умер...»

                Когда вглядываешься во всё это, за Екатерину Васильевну становится страшно не меньше, чем за поэта. Винить ее не в чем. Гроссман, опытный серцееед, мог не понимать, что делает. Для Роскиной эта история была всё же приключением, пусть и мучительным. Для Клыковой, как и для Заболоцкого, произошло землетрясение, разлом тектонической плиты. Екатерина Васильевна прожила еще долгие годы - и, надо полагать, в оцепенении от случившегося.

 А после него осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.

 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 4 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Фэнси [03.04.2011 14:06] Фэнси 5 5
Слов нет, за стихами не видно человека. Трагично - да, но и в тоже время просто невероятно ...не могу даже слово подобрать. Спасибо милая!!!

светлая [03.04.2011 14:34] светлая
Татусь, тебе спасибо. Ты титанический труд проделала, прочитав все темки. А эта история - опять же - неформальный рассказ , который раньше было не встретить в печати. Поскольку неприлично - как это классик, и вдруг - измены, другая семья...

Fleur Nocturne [17.01.2013 16:26] Fleur Nocturne 5 5
Леночка, огромное спасибо за "Трагический треугольник". Стыдно признаться, но о семье Заболоцкого ранее мне ничего не было известно.
Рассказ не оставил меня равнодушной.
Знаешь, думаю, сама судьба решила преподать урок Николаю Алексеевичу. Ведь, как бывает : что имеем не храним, потерявши - плачем.
Спасибо Гроссману, подвернулся вовремя. Я противница адюльтера...
Но именно таким образом Заболоцкий увидел, наконец, что рядом с ним находилась не безропотная прислуга, а женщина, которой, оказывается, даже в пятьдесят может заинтересоваться мужчина. Увидел и очнулся от спячки. В итоге мы можем наслаждаться прекрасными стихотворениями.
Лена, жестоко с моей стороны. Но как - то так.

светлая [18.01.2013 13:21] светлая
Танечка, спасибо огромное за отзыв!
Почему же жестоко? Я согласна с тобой, я и сама противница измен и всего, что с ними связано.
А что касается самой истории вообще я не изложила и малой части трагичности. Вот в исполнении моего преподавателя по русской литературе в университете это звучало по-особенному, что мы слушали завороженные. И вот как-то вспомнилось. Решила поделиться.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
ulik : роман Моя душа на кончике смычка… - Глава 1 Стасечка: Любимому Стасечка: Котенок ulik : II роман Моя жизнь в твоих руках. - Глава 15

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение