Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Шано: > 27.04.11 14:12


Возможно, я открываю Америку, но здесь же на этом сайте есть еще одно место, где много материалов на темы истории. В Лиге переводчиков есть тема "Исторический момент" https://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=7396, где в помощь переводчикам накапливают разные исторические факты и фактики. В основном Англия, 19 век.

...

Kless: > 27.04.11 16:03


Шано писал(а):
Возможно, я открываю Америку, но здесь же на этом сайте есть еще одно место, где много материалов на темы истории. В Лиге переводчиков есть тема "Исторический момент" https://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=7396, где в помощь переводчикам накапливают разные исторические факты и фактики. В основном Англия, 19 век.


Боже, девочки, у меня просто глаза разбегаются!!!
Я тоже путешествую с Клубом поклонниц Рорка tender

...

Vlada: > 27.04.11 19:27


Замечательный материал про Монсоро и компанию Laughing Что ж, Дюма-отец часто изображал совсем другую Францию, но ведь это привилегия писателя!
Очень рада, что вам понравилось путешествие с Клубом поклонниц Рорка! Я состою в нескольких клубах, и в них тоже бывают разные путешествия. Буду приглашать всех вас Laughing Laughing Laughing.

...

Kless: > 27.04.11 20:54


 » Орден тамплиеров. Финансисты "от Бога" (Часть І)

Добрый вечер, леди.
Я, наконец, решилась выложить свою статью о тамплиерах (знаю, статья о них уже есть), но в этой статье орден тамплиеров обрисовываются немного с другого ракурса, безусловно, повторений избежать не удалось, но здесь более подробно рассказываться об их укладе, в общем, эта статья как-бы дополняет ту, а в чем-то отличается. В общем не бейте меня сильно, будем считать, что это мое "боевое крещение", я готова к конструктивной критике. Статья большая поэтому я поделила ее на два поста, второй постараюсь выложить завтра.
Орден тамплиеров. Финансисты "от Бога" (Часть І)

В 1095 году в провинциальном французском городе Клермоне папа Урбан ІІ с площади перед Кафедральным собором призывал епископов, баронов и рыцарей отправиться в поход на мусульман, занимавших Палестину, и вернуть Гроб Господень.
Поводом послужили вопиющие факты притеснения христиан, о которых писал византийский император Алексей Комнин, и призыв Урбана произвел огромное впечатление.
Европа откликнулась страстно: десятки тысяч горожан и крестьян семьями покидали дома, ремесленники и купцы продавали лавки, монахи бросали монастыри и устремлялись в Иерусалим. За ними шла более серьезная сила: в 1097 году рыцарские отряды, ведомые знатнейшими баронами, вторглись на территории ближневосточных эмиратов и через год взяли Святой город. Возникли Иерусалимское королевство и три христианских княжества: Эдесское, Антиохийское и Триполийское. Территории их разделялись на сеньориальные феоды (фьефы), причем одним воинам, естественно, достались «лучшие» куски, другим – похуже, а кому – и вовсе ничего.
Именно рыцари-«неудачники» и образовывали рыцарские сообщества – братства, одно из которых со временем превратилось в орден рыцарей-тамплиеров.
В 1118 году девять рыцарей во главе с Гуго де Пейном и Жоффруа де Сент-Омером обратились к королю иерусалимскому Бодуэну ІІ с предложением создать специальную гвардию, своего рода «телохранительское» агентство для защиты паломников к Святым местам. Монарх выделил в распоряжение новой организации участки земли, в том числе – часть королевской резиденции, которая примыкала к так называемому Храму Соломона. К библейскому царю, храм отношения не имел – то была арабская постройка, но рыцари уверились в обратном, и за ними скоро закрепилось название «храмовники» (templiers от temple, «храм»). Прошло еще десятилетие, и в 1128 году шесть тамплиеров явились на церковный собор во французском Труа, где их приняли с необычайным почетом: слава о палестинской «милиции» докатилась до Европы. Сыграло роль и покровительство влиятельных лиц, вроде графов Шампанского и Анжуйского, а самую решительную поддержку тамплиерам оказал племянник одного из основателей, Бернар Клервоский – глава могущественного ордена цистерцианцев, он же разработал и устав по цистерцианскому образцу. Сначала в устав вошли 72 статьи, регулировавшие не только монашеские аспекты жизни Ордена, но и военные. Братья разделялись на рыцарей и сержантов в зависимости от происхождения («чистые» священники добавились позже). И те, и другие давали обеты целомудрия, нищеты и послушания. Главной фигурой объявлялся великий магистр со штаб-квартирой в Иерусалиме, а избирало его специальное собрание – конвент. Ниже в иерархии стояли великий сенешаль, великий маршал и командоры крупнейших крепостей на Востоке, а в Европе (поделенной на орденские провинции) – региональные магистры и великий визитатор («надсмотрщик»), нечто вроде «постпреда» великого магистра в Европе. Вскоре Орден обрел и свой отличительный знак – красный крест на белом поле, символ чистоты и веры.
Прошло несколько десятков лет после образования Ордена, и белые с красным крестом плащи храмовников стали внушать ужас на Востоке и зависть на Западе. После того как в 1128 году Орден официально был признан в Труа, тамплиеры не сразу отправились домой, в Иерусалим. Сначала они разъехались по Европе, открывая отделения Ордена, а главное – принимая пожертвования для благородной службы на Святой земле. Дары бывали разные: от медного гроша до огромных поместий, которыми наделили Орден королевства Португалии, французский король, граф Барселонский… «Конкурс щедрости» выиграл Альфонсо Арагонский, завещавший свое королевство (!) поровну трем ордена (тамплиерам, госпитальерам и рыцарям Гроба Господня).
Католические иерархии не остались в стороне: европейские прелаты передавали храмовникам земли, церкви, права сбора десятин! Не отставали купцы и ремесленники, отдававшие Ордену дома, лавки, части угодий. Взамен дарители получали радость от совершения богоугодного дела и перспективу лежать после смерти на орденском кладбище. Тамплиеры сложили из пожертвований десятки своих экономических единиц – командорств. Деньги пришлись очень кстати: содержание боеспособных войск и замков в Палестине обходилось баснословно дорого, одними трофеями и контрибуциями не обойдешься. Для финансовой поддержки действий на Востоке тамплиеры создавали в Европе международную финансовую корпорацию – по всем правилам средневекового банковского дела. Хронист Матвей Парижский в ХIII веке оценил количество командорств в 9 тысяч, это число явно завышено, но вот в цифре 800-900 сомневаться не приходиться.
После основания на Востоке государств крестоносцев тысячи людей пускались в долгие и дорогостоящие путешествия. Путешествия эти, однако, были небезопасными, и организация вроде тамплиерской оказалась очень к месту. В тогдашнем христианском мире существовало два основных паломнических маршрута: в Иерусалим из Западной Европы через порты Марселя, Пизы, Генуи, Бари и в Сантьяго-де-Компостелла – к месту предполагаемого погребения апостола Иакова – через Лангедок, Бискайю и Астурию. Маршруты совпадали с основным торговыми коммуникациями эпохи, вот и располагались командорства на расстоянии дневного перехода друг от друга. Создав сеть таких опорных пунктов, тамплиеры помогали паломникам не только в вопросах личной защиты и комфорта, но и в сохранности имущества во время путешествия, а также ссудами на путешествие. Скоро такие займы и передача земель храмовникам в «трастовое управление» стали популярными способами получения денег в долг. Неудивительно, что Орден превратился в одного из самых состоятельных собственников в Европе.
Орден должен был объединять добропорядочных рыцарей, не стремившихся к наживе путем обмана: монахи, по определению, лишены личного имущества. Но автор устава храмовников учел «человеческий фактор», и статьи, регулировавшие отношения братьев с деньгами, выглядели более чем сурово. Рядовому рыцарю или сержанту запрещалось пользоваться какими-либо казенными суммами без особого разрешения, а если после смерти храмовники находили припрятанные монеты или другие доказательства его финансовой нечистоплотности, над таким предписывалось не читать заупокойных молитв и не хоронить его в освященной земле. Устав не делал исключений даже для магистра. Существовали и особые условия, тормозившие коммерческую деятельность этого первого «всемирного банка»: Орден не мог давать деньги в рост – ростовщичество церковь осуждала. Но тамплиеры нашли выход. Они прятали чистую прибыль от полученной операции и формально не получали ссудного процента.
Для безземельных была несколько другая схема: в документах изначально проставлялась большая сумма займа, чем та, что доставалась получателю. При этом был обязателен залог, например, в виде драгоценностей. Ставки такого скрытого кредитования не афишировались, но некоторые историки считают, что они поначалу были умеренными – около 12% годовых – при том, что самые надежные и знаменитые банкиры той эпохи, ломбардцы, требовали 24! Но, опасаясь обвинений в ростовщичестве, храмовники выдавали кредиты только на богоугодные дела. Им этого хватало с лихвой.
Утрата крестоносцами Иерусалима в 1187 году заставила магистра задуматься об альтернативных источниках дохода, и командорства разворачивают полноценную банковскую деятельность: выдают займы, гарантируют чужие финансовые операции, осуществляют то, что мы называем денежными переводами. Каждому клиенту открывали текущий счет: всякий, внеся определенную сумму, скажем, в Нормандии, сможет спокойно ее получить в Акре, причем уже конвертированной: в марки, ливры, мараведи. Не надо дрожать перед грабителями в странствиях, достаточно иметь при себе лишь заемное письмо, для верности зашифрованное. Судя по всему, казначеи командорств умели распознавать подлинность таки писем, но как именно, пока не известно. Рыцари-финансисты осуществляли и безналичные расчеты, производя соответствующие записи в книгах. Заключались контракты даже об оказании услуг по аудиту и надзору за поступление средств клиенту. Нельзя сказать, что тамплиеры изобрели банковские операции: многое они позаимствовали у ломбардских банкиров и итальянских купцов, но неоспоримо одно: благодаря сети командорств, храмовники впервые создали транснациональную финансовую систему. Им удалось решить основную торговую проблему – безопасного перемещения денежных средств. Одним из главных творцов финансовой империи тамплиеров, брат Эсташ, ставший в 1165 году казначейским советником французского короля Людовика VII, и, конечно же, он был ломбардцем.
Сеть командорств, густо «насаженных» на важнейшие торговые пути, позволяло Ордену оказывать и не финансовые услуги – например, по доставке срочной корреспонденции. Тамплиеры даже поставили рекорд – письмо из Акры пришло Лондон через 13 недель (!) после отправки – неслыханная для Средневековья скорость. Имелись и другие опорные пункты: в Ла-Рошели, Генуе, а главный – в известном замке Тампль в центре Парижа. То была резиденция французского магистра – крупнейшее командорство площадью более шести гектаров, с огромной башней донжоном, где хранились средства, окруженное мощной стеной.



Бернар Клервоский (1091 - 1153) - один из основателей ордена тамплиеров.



Тампль, построенный в Париже в 1240 году, был разрушен в ХІХ веке. Сейчас на месте крепости расположена одноименная станция метро, а от замка остались только тяжелые двери, хранящиеся в Венсене.

...

dizzy: > 28.04.11 09:49


Здравствуйте! Может я не в тему. 28 апреля -этот день в истории.




Сегодня исполняется 103 года со дня рождения Оскара Шиндлера, немецкого промышленника ,спасшего от смерти более тысячи евреев.

Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городке Цвиттау (ныне Свитавы в Чехии) в католической семье Ханса Шиндлера и Францишки Лузер. Изначально Оскар Шиндлер вел жизнь праздного капиталиста, ищущего выгоду только в деньгах. Разорившийся в годы «Великой депрессии», Шиндлер, бывший гражданином Чехословакии, был завербован Абвером, но вскоре был разоблачен и пребывал в заключении с июля по октябрь 1938 года, когда его освободили после Мюнхенского «соглашения». В 1939-м Шиндлер вступил в НСДАП. А в самом начале Второй мировой войны он основал завод по производству металлической посуды. Более того, он даже выиграл от антисемитской политики немецких оккупантов в Польше, получив как «ариец» завод в Кракове, ранее принадлежавший еврейскому предпринимателю Натану Вюрцелю.

Однако в скором времени взгляды Шиндлера резко изменились: став свидетелем рейда в краковском гетто в 1942 году и осознав все ужасы, творимые гитлеровцами против еврейского населения, а также свою причастность к нацистским преступлениям, он принял позицию абсолютного гуманиста, защищая евреев без какой-либо выгоды для себя. По совету своего бухгалтера Ицхака Штерна Оскар Шиндлер принял решение выторговать у выскопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев, которым грозила верная смерть в концлагере. Позже лица еврейской национальности, спасенные Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, будут известны как «евреи Шиндлера». Количество спасенных именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1100 человек (800 мужчин и 300 женщин).
В конце 1944-го нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в Освенциме и других концентрационных лагерях, опасаясь того, что узники будут освобождены Красной армией. Шиндлеру удалось вывезти тысячу своих подопечных в Брненец в Моравии и тем самым спасти их от лагерей смерти. 10 мая 1945 года Брненец был освобожден советскими войсками.
После войны Шиндлеру не удалось преуспеть. Он растратил деньги, которые ему дал Американский еврейский комитет, а затем, в 1948 году, переехал в Аргентину, где пытался разводить нутрий. Потом он вернулся в Германию и купил там цементный завод, рабочие которого невзлюбили Шиндлера именно за спасение евреев во время войны. Этот завод обанкротился. В 1967-м Оскар Шиндлер был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв холокоста "Яд Вашем" "Праведник народов мира".

Оскар Шиндлер еще не был стариком, когда умер в 1974 году в Хильдесхейме, в Гессене. Этому немецкому промышленнику, спасшему от истребления 1200 евреев (к 1100 из знаменитого списка добавились в последние месяцы войны еще 100 человек), было 66 лет, но он был одинок, страдал от алкоголизма, жил в долгах и буквально не имел ни гроша. Он размышлял над очередной поездкой в Израиль – всего он побывал там 17 раз. Израиль был единственным местом в мире, где он был желанным гостем и где благодаря субсидиям еврейских организаций и подаркам от спасенных им людей, которые организовали для него Фонд Шиндлера, мог и пообедать, и поужинать.

Всемирную известность Шиндлеру, уже посмертно, принес эпохальный фильм американского режиссера Стивена Спилберга "Список Шиндлера", снятый в 1993 году по историческому роману австралийского писателя Томаса Кенэлли.

Отверженный своим миром, но не теми людьми, которым он помог, Оскар Шиндлер умер в доме супружеской еврейской пары Старр, которые приняли его у себя в доме и заботились о нем до самого конца. Согласно завещанию, его прах был доставлен в Израиль и покоится ныне на католическом кладбище в Иерусалиме.

...

Шано: > 28.04.11 10:11


Меньше всего мне хотелось бы кого-то обидеть. О Шиндлере я ничего не знаю, и даже "Список Шиндлера" не смотрела. Однако если бы мне пришлось судить о человеке только по представленным фактам, я бы сказала, что мы видим перед собой неудачника и авантюриста, а такие обычно никого не спасают сознательно. Мне бы хотелось побольше узнать именно о том, как он НЕ получал выгоды, когда на его заводе работали евреи. Получали ли они зарплату? Была ли эта зарплата такой же, как у польских рабочих? Или просто работали за кусок хлеба и сознание того, что их спасают?
Я циник, прошу прощения. Но в бескорыстие этого человека я не верю.

...

dizzy: > 28.04.11 11:07


Я не идеализирую этого человека, он был отнюдь не "ангел", мнений много, разных

вот что пишет чешский автор Ийтка Грунтова "Правда о Оскаре Шиндлере":
После оккупации Польши Шиндлер стал владельцем завода по производству эмалированной посуды. Ранее ею владел Авраам Банкиер, который после прихода Шиндлера остался управляющим фабрики. Привлечение еврейского труда объяснялось прежде всего его дешевизной. Дабы увеличить производительность своего предприятия, Шиндлер построил собственный небольшой концлагерь, деликатно названный "трудовым". Банкиер обеспечивал Шиндлера не только дармовой рабочей силой, но и "левой" наличностью. Пользовавшийся свободным входом и выходом из гетто Банкиер носил продукцию завода на черный рынок, где продавал ее в шесть раз дороже официально установленной цены. Там же Банкиер покупал для гостей Шиндлера - гестаповцев - контрабандные кофе, шоколад, сигары и прочие деликатесы

Кстати : "Жена Оскара Шиндлера — Эмилия Шиндлер в своих воспоминаниях также придерживается весьма критической оценки личности и деятельности своего мужа, в частности, по ее мнению: «Список Шиндлера был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег — нет места в списке». Но не исключено, что это решение было продиктовано современной политической конъюнктурой. "
И еще: Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир» ( извините, не помню кто это сказал, но по моему очень точно) Фильм я смотрела, но он написан по роману Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера", а роман не предполагает сухое изложение фактов.
И вообще я написала только о факте когда родился и кто такой был Шиндлер. Так и назвала 28 апреля -день в истории. Извините, если кого обидела этим, не хотела...

...

Шано: > 28.04.11 11:27


Я тоже прошу прощения, потому что не хочу никого обидеть. А поскольку о событиях того времени трудно судить объективно, мне лично кажутся более убедительными приведенные дополнительно данные. Если бы я писала роман о Шиндлере, исходя только из сведений, которые вы сообщили в первом посте, то в силу испорченности своего ума я бы склонялась именно к таким версиям.
Мне кажется, "канонизация", если так можно выразиться, Шиндлера имела очевидный политический заказ. Потому что Израилю надо было как-то налаживать отношения с ФРГ, несмотря на события нацистского периода. Поэтому и искали праведников среди немцев. Совершенно не в курсе относительно других немцев-праведников. Были ли они, кто они...

...

dizzy: > 28.04.11 11:56


Вот еще один немец, тоже признанный "праведником мира".

Антон Шмид (нем. Anton Schmid; 9 января 1900, Вена — 13 апреля 1942, Вильнюс) — фельдфебель вермахта, казнённый за помощь евреям, «праведник мира».
Еще в 1938 году после аншлюса ( насильственного присоединения Австрии к Германии), Австрии Антон Шмид помог нескольким знакомым евреям бежать за границу. Впоследствии Шмид был призван в вермахт и служил в тыловых частях сначала в Польше, а потом в Вильнюсе. Был назначен руководителем пункта распределения отставших от своих воинских частей солдат. Его распределительный пункт был расположен на Вильнюсском вокзале.
Шмид спас много евреев вильнюсского гетто, прятал евреев в подвале распределительного пункта, организовал мастерские, в которых работали евреи и получали продуктовый паёк. Кроме того, Шмид фактически работал связным между подпольным группами в разных еврейских геттоЛитвы, Белоруссии и Польши. Сотрудничал с одним из руководителей подполья в вильнюсском гетто Аббой Ковнером.
Шмид на служебном грузовике перевозил евреев из Вильнюса в те месте, где уничтожение ещё не начиналось — в частности в лидское иваршавское гетто. Он попытался спасти из рижского гетто известного еврейского историка Семёна Дубнова, но опоздал на несколько дней — Дубнов был уже расстрелян.
В январе 1942 года немцы обнаружили в лидском гетто большую группу евреев из Вильнюса. Некоторые не выдержав пыток рассказали кто их доставил в Лиду. Антон Шмид был арестован. 25 февраля 1942 года трибунал полевой комендатуры приговорил Антона Шмида к смертной казни. Приговор был приведён в исполнение 13 апреля 1942 года.

...

Шано: > 28.04.11 12:00


Вот в историю Шмида легко поверить. Когда читаешь книги о войне, встречаются иногда похожие рассказы.

...

dizzy: > 28.04.11 12:27


Люди разные, и, читая такие истории, все больше в этом убеждаюсь, в мире нет черного и белого, но много разных полутонов.

...

Vlada: > 28.04.11 19:04


Очень интересная дискуссия получилась у нас в клубе Wink
От себя хочу добавить, что фильм "Список Шиндлера смотрела" , фильм отличный. Но жизнь - не фильм. И лично я вообще не верю в бескорыстие - не потому , что злая, а просто этого не бывает. Мы все равно преследуем какую-то цель, когда делаем добро. Это может быть простое ожидание благодарности ( и тогда мы думаем о себе, какие мы хорошие!), или заглаживаем какой-то неблаговидный свой поступок, или хотим прославиться, причем это происходит даже тогда, когда мы сами этого не осознаем. Это просто жизнь. Но это, конечно, сугубо мое мнение. И я понимаю , что не все будут согласны. Но если кто-то делает добро - дай бог ему здоровья. Вообще, историю трудно судить - мы не были рядом...
Вот, например, вспоминается, как учитель пошел в газовую камеру вместе с детьми-евреями, хотя мог этого не делать, но он хотел облегчить своим присутствием их последние минуты. Sad

...

Kless: > 28.04.11 20:53


 » Тамплиеры. Тайна казны Ордена (Часть 2)

Добрый вечер!
Выкладываю вторую часть как и обещала.

Тамплиеры. Тайна казны Ордена (Часть 2)

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что храмовники сформировали структуру «теневого правительства» всей Европы, держа в руках министров и королей. Это не так: монархи Англии, Германии, Франции чаще всего относились к Ордену без пиетета. История сохранила примеры, как эти монархи просто назначали магистров из числа своих приближенных, и конвент с этим мирился. Высокие особы и грабили Орден, и даже публично уничижали их магистра, хотя те по положению приравнивались к кардиналам и подчинялись только папе.
Но, даже сдав некоторые позиции, рыцари Храма оставались крупнейшими игроками на финансовом рынке Европы ХІІ – ХІІІ веков. Они являлись кредиторами многих европейских правителей, что в средневековой политической ситуации, впрочем, не позволяло им диктовать условия высокопоставленным должникам. Выход был в том, чтобы стать казначеями этих должников. В 1204 году «министром финансов» Филиппа-Августа Французского был назначен брат Эймар, в 1263-м ту же должность при дворе Людовика ІХ занимал брат Амори де Ла-Рош. Рыцари изо всех сил следили, чтобы никто из братьев не злоупотреблял доверием королей: если бы тамплиеров обвинили в казнокрадстве, это стало бы отличным поводом для конфискации их завидных богатств. Сталкиваясь же со злостными неплатежами, они подключали тяжелую артиллерию: известна булла папы Луция ІІІ, где он требует от епископов Юга Франции вернуть Храму долги в течение месяца.
При всех выдающихся успехах Ордена к концу ХІІ века общая репутация его ухудшилась. Прежде всего, из-за событий на Святой Земле, где храмовники, располагавшие двумя десятками мощных замков и армией в 300 рыцарей и несколько тысяч сержантов, не смогли защитить Иерусалим. Интересы тамплиеров часто шли вразрез интересами крестоносных государств и других орденов. В результате они срывали дипломатические договоренности, сражались в междоусобных войнах, участвовали в войнах итальянских республик, даже поднимали меч на братьев-госпитальеров. Все помнили, как после падения Иерусалима победитель Саладин предложил льготные условия выкупа паломников и жителей в городе, но сказочно богатый Орден, созданный для защиты этих людей, не дал ни гроша. Шестнадцать тысяч христиан ушли тогда в рабство! А когда в 1199 году тамплиеры отказались вернуть положенные на хранение средства епископа Сидонского, тот в ярости предал анафеме весь Орден, скандал наделал много шума. Слухи о позорных делах расходились по Европе. Папа Иннокентий ІІІ в 1207 году даже писал великому магистру: «Преступления твоих братьев нас чрезвычайно огорчают… их одежды – чистое лицемерие».
Но все же такой жестокой развязки никто не ожидал: рано утром, в пятницу 13 октября (!), все храмовники Франции были арестованы. Королевские агенты ворвались и в Тампль, где арестовали самого великого магистра Жака де Моле, великого визитатора Гуго де Пейро, казначея и еще четверых высших сановников Ордена. Акция готовилась давно: еще за два месяца до рокового дня все королевские бальи и прево получили секретные письма с подробными указаниями, а нотариусы провели инвентаризацию собственности обреченных. Официальное обвинение в адрес храмовников звучали жутко: ересь, идолопоклонство, массовая содомия и надругательство над святынями. Объявили, что они плюют на крест, поедают тела умерших товарищей и младенцев, служат мессы дьяволу, имя которому Бафомет. Полный список составил 117 обвинений. Согласно инквизиционной процедуре храмовников подвергли пыткам. Под пытками арестованные признали лишь некоторые обвинения из предъявленного списка, но почти каждый сознался в богохульном надругательстве над крестом. Однако когда папа создал собственную следственную комиссию, большинство храмовников заявили: их признания сделаны под пытками, и – отреклись от прежних показаний. Когда же по приказу короля Филиппа Красивого под Парижем сожгли 54 тамплиеров, отрекшихся от насильственных признаний, как «вторично впавших в ересь» (!), - Орден потерял охоту бороться. Решением Вьенского собора 1312 год он был распущен.
Под французским давлением понтифик Климент V от Ордена безоговорочно отрекся. Все владения тамплиеров отошли в первую очередь госпитальерам, а также другим рыцарским орденам или вернулись дарителям ценностей. Суды над храмовниками прошли почти во всех странах Европы, однако вне Франции большинство из них просто скрылись или перешли в другие ордена, а в Португалии местное «отделение» и вовсе сохранили, дав ему новое имя – орден Христа.
А теперь, имея перед глазами внешнюю канву событий и учитывая почти полное отсутствие источников, попытаемся разобраться в истинных причинах падения тамплиеров. Наиболее растиражированная версия гласит: жадный король Филипп ІV инспирировал избиение храмовников, дабы захватить их сокровища и земли. Почему бы и нет? Чуть раньше примерно таким же образом французский король разделался с главными финансистами эпохи – евреями и ломбардцами. Однако при ближайшем рассмотрении схема «жадный Филипп против богатых храмовников» ничем не подтверждается. Поэтому зададимся вопросом, а был ли Орден так богат в 1307 году? Рассмотренная выше могущественная финансовая организация, казалось бы, автоматически предполагает положительный ответ, но развитие системы, пытавшейся сочетать в себе несовместимые начала – экономический гений и религиозный устав, - привел к ее краху.
К моменту кровавой развязки две из трех основных статей доходов Ордена уже целое столетие находились в кризисе: обслуживание паломников, число которых неуклонно уменьшалось с потерей Святых мест, сходило на нет, значит, сокращались и пожертвования Ордену. Факт подтверждается анализом уцелевших картуляриев (сводом грамот) нескольких французских провинций.
Обладал ли на тот момент Орден колоссальными сокровищами? В материалах следственного процесса отсутствуют упоминания о возврате земель, денег и драгоценностей, бывших в залоге. Очевидно, финансовая деятельность на тот момент была в кризисе, отдавать им было нечего. Королевские агенты, ворвавшиеся в обители тамплиеров в пятницу 13-го, из всех искомых драгоценностей обнаружили лишь обычную церковную утварь, указанную в инвентарном списке. Могли ли гипотетически богатства Ордена стать прямой причиной гибели?
Допустим, что мифические «сокровища» существовали, и определимся с тем, о чем говорим: в уставе Ордена понятие «сокровища», естественно, отсутствовало. Существовали казна Ордена, казна провинций и отдельных центральных командорств. В год роспуска храмовников, в том же 1312-м, основная их казна находилась на Кипре, что зафиксировано в документах процесса кипрских тамплиеров, и дальнейшая судьба ее неизвестна. Казну «английского крыла» в значительной части переправили на Восток еще во второй половине ХІІІ века и, скорее всего, израсходовали там на естественные нужды Ордена. Средства португальских тамплиеров отошли к новоиспеченному ордену Христа. Что же до Испании, то, учитывая, что там располагались гарнизоны и замки, требовавшие больших затрат на содержание, то, по косвенным свидетельствам, средства разошлись на выплату пожизненных пенсий испанских тамплиеров. Значит, нас должна волновать судьба самой крупной казны – французских храмовников из парижского Тампля.
Загипнотизированные «тайной сокровищ тамплиеров», авторы делятся на две группы: одни пишут, что Филипп VI, захватил казну Ордена, существенно обогатился, а другие – что его эмиссары не нашли в Тампле ни гроша. На самом деле у историков нет ни одного документа, повествующего о том, что находилось в Тампле в ту злосчастную пятницу. Оздоровление финансовой ситуации во Франции в последующие годы не замечено. Значит, если что-то и было реквизировано из Тампля, то либо очень незначительные суммы, либо все богатства Ордена были спрятаны, что маловероятно – государство в ту пору очень нуждалось в средствах.
Теоретически Орден мог обладать и сокровищами, и бесценными реликвиями, имел возможность их укрыть. Беда в том, что кочующие из статьи в статью, из романа в роман рассказы то о 15 галерах, уплывших из Ла-Рошели, то о таинственных повозках с сеном, выехавших из Тампля в ночь перед налетом не сходятся ни с одним соображением. Деньги тамплиеров было некому прятать: вся верхушка Ордена на тот момент сидела под арестом и активно сотрудничала с королевскими прокурорами.
Здесь, однако, мы порадуем любителей загадок – имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Что с ним произошло? Он внезапно умер? Был убит? Или же ему… удалось бежать – вместе с богатствами и реликвиями. Но куда и как? Этой загадке посвящено огромное количество статей и публикаций разной степени серьезности. Иногда пишут о бегстве в Шотландию и даже называют заветную часовню Росслин, но в Шотландии было всего несколько командорств и с десяток тамплиеров, а часовня не имеет к Ордену никакого отношения. Канадец Алан Батлер пишет о «швейцарском векторе»: якобы именно сокровища Ордена через 500 лет заложили основу этого будущего государства банкиров, но ведь даже спустя век после процесса швейцарцев считали в Европе дикарями, да и не было у Ордена там владений.
Место, куда тамплиеры могли эвакуировать казну Тампля, должно было находиться вне зоны досягаемости французского короля и располагать мощной военизированной структурой Ордена. На ум приходят Португалия и Испания: ведь португальский орден Христа стал наследником местного отделения храмовников. На белых парусах кораблей Колумба был изображен тамплиерский крест, а замок Томар – штаб-квартира храмовников в Португалии – до сих пор поражает воображение своими размерами и величием. Этим умозаключением, впрочем, мешает то, что португальские тамплиеры подчинялись не великому магистру, а португальскому королю. И все же, кто знает – может, какой-нибудь замок на Пиренеях до сих пор хранит в подземельях богатства рыцарей-банкиров...



Жак де Моле - последний, двадцать второй, великий магистр Ордена




Французский король Филипп IV Красивый (1268 - 1314)



Замок Томар в Португалии после уничтожения ордена храмовников стал штаб-квартирой его приемника - ордена Христа

...

miroslava: > 29.04.11 12:25


Vlada писал(а):
И лично я вообще не верю в бескорыстие - не потому , что злая, а просто этого не бывает. Мы все равно преследуем какую-то цель, когда делаем добро

Vlada писал(а):
Вот, например, вспоминается, как учитель пошел в газовую камеру вместе с детьми-евреями, хотя мог этого не делать, но он хотел облегчить своим присутствием их последние минуты.

Его звали Януш Корчак. О нем много материалов в Интернете - можно почитать. А я хочу только привести стихотворение, написанное про него - может из него станет ясно, что иногда (не слишком часто, поэтому многие люди, не встречая такого в своей жизни, не верят в "бескорыстие") человек совершает самоотверженный поступок потому, что понимает - поступи он иначе, и воспоминания замучают его, не дадут жить, могут довести до края...

Мой класс ожидает пули,
И никто никому не подсказывает…
Все, даже самые маленькие, на память знают урок,
В последний раз поблескивают их ребячьи глаза:
Здесь нет двоечников, ибо мы сыны народа,
У которого и самый маленький ребенок,
Лишь только научится ходить,
Уже знает, как нужно умирать.
Разве вы всё еще удивляетесь,
Что добровольно остаюсь с ними?
Чтобы я, их старый учитель, одних их оставил?
А завтра? Чтобы на меня показывали пальцем?
Вы этого не понимаете…
Это мы, «дикари», знаем:
Учитель не только с классным журналом учитель.
Стреляйте! Я веду последний урок!

...

Vlada: > 29.04.11 17:26


miroslava писал(а):
Его звали Януш Корчак.

Да, я его имела в виду. Но то был особый период в жизни людей -война. А в обычной жизни, к сожалению, почти "не осталось место подвигу". Все равнодушнее и равнодушнее мы друг к другу, к памяти, к истории...А без этого нельзя!
Kless писал(а):
Тамплиеры. Тайна казны Ордена

Где-то читала, что Жака де Моле считали прототипом Синей Бороды Wink

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение