Увлекаетесь ли вы историей? |
да, очень |
|
66% |
[ 154 ] |
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории |
|
2% |
[ 6 ] |
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься |
|
1% |
[ 3 ] |
нет, но хотелось бы |
|
4% |
[ 11 ] |
По стольку по скольку... |
|
5% |
[ 12 ] |
раньше улекалась(ся) |
|
4% |
[ 10 ] |
скорее да, чем нет |
|
14% |
[ 33 ] |
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией |
|
0% |
[ 1 ] |
Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?
Kless:
Vlada писал(а):ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ МОЮ СТАТЬЮ
спасибо, Vlada, за интересную ссылочку, некоторые фильмы я уже смотрела, а некоторые взяла на заметку
...
miroslava:
» Имена. «Возвращение Мартена Герра»
Если мы продолжаем обсуждать тему имени человека, то хотелось бы коснуться такого аспекта этой темы, как самозванство.
Человек порою меняет свое имя и фамилию. В силу разных причин: не нравится изначальное имя, данное родителями; вступление в брак; перемена вероисповедания и прочее. Но иногда человек вместе с именем меняет и свою судьбу: общественное и имущественное положение, образ жизни. Проще говоря – выдает себя за другого, чтобы воспользоваться теми благами и преимуществами, которыми наделила жизнь другого человека. И порою так вживается в свою роль, что ни близкие люди, ни он сам уже не отличают правду от подделки. Мошенничествами такого рода переполнена история человечества. И порою наказание за такое мошенничество бывает страшным.
Те из членов нашего клуба, кто читает любовные романы, наверное, знают роман Лизы Клейпас «Незнакомец в моих объятиях» - он достаточно известен. Менее известен роман писательницы Ширл Хенке «Упрямица». Но оба они посвящены одной теме – возвращение через много лет вместо пропавшего мужа очень похожего на него незнакомца. Оба этих романа, без сомнения, написаны под влиянием голливудского фильма 1993 года «Соммерсби» (исполнители главных ролей – Ричард Гир и Джуди Фостер). Мне пришлось и романы прочитать, и фильм посмотреть. Вскоре я узнала, что «Соммерсби» был голливудским римейком французского фильма «Возвращение Мартена Герра», снятого в 1982 г. (главные роли исполнили Жерар Депардье и Натали Бей). И уж совсем я удивилась, когда узнала, что французский фильм создан на основании реального события, имевшего место в 16 в. во Франции. Вот какова была реальная история возвращения Мартена Герра, чья история вызвала столь много подражаний в кино и литературе
В 1538 году в одном из селений Лангедока - Артига - был заключен брачный контракт между Мартеном Герром и Бертрандой де Ролс ( мужу едва исполнилось 14 лет, а жене - 12). Ничего не произошло в брачной постели ни той ночью, ни в течение последующих восьми лет. Мартен Герр оказался импотентом. Судачили, что молодых коснулись "злые чары". Наконец, одна старуха научила их как избавиться от чар и Бертранда забеременела. Родился сын, которого назвали Санкси в честь бакского деда (большинство населения деревушки Артига было по национальности басками). Однажды 1548 году, когда новорожденному было всего несколько месяцев, а Мартену 24 года, он украл небольшое количество зерна у своего отца. Баскский обычай не прощал кражу, особенно внутри семьи. В страхе перед строгостью отца Мартен Герр бросил все и исчез из дома. Чтобы снискать себе средства к существованию, он последовал примеру многих изгоев, которые по тем или иным причинам лишались семьи или были выгнаны из нее – поступил на службу в королевскую армию. Но это была армия не французского, а испанского короля. Видимо, Мартен Герр перешел испано-французскую границу, которая была не так далеко, и стал служить королю другой державы – такие случаи в те времена были нередки (вероятно, там платили больше).
10 августа 1557 года, когда армия испанского короля Филиппа II разгромила французские войска, Мартен Герр, участник этой битвы, был ранен в ногу выстрелом из французской аркебузы. Ногу пришлось ампутировать.
В то же самое время в армии французского короля Генриха II служил другой изгой из семьи дю Тилль по имени Арно. Его описывали "беспутным малым", ведущим "дурную жизнь" и погрязшим "во всяческих пороках". После нескольких небольших краж Арно дю Тиль пошел служить Генриху II на полях сражения Пикардии. Встречались ли два беглеца неизвестно. Один сражался на стороне короля Испании, а другой - на стороне короля Франции.
Арно вернулся из армейского лагеря в Пикардии в 1553 году, вероятнее всего после сражения у Геруанно, Эсдена и Валенсьена. Проходя через Мон он встретил двух друзей Мартена - господина Доменика Пюжоля и владельца гостиницы Пьера де Жилье, которые приняли его за Мартена Герра. Это его позабавило, а потом заинтересовало. Как можно искуснее он стал собирать сведения о Мартене Герре, о его состоянии дел, о его семье, о его привычках и манере говорить. На то, чтобы разучить свою роль Арно потребовалось много месяцев, ибо он объявился в Артиге лишь в 1556 году.
Новый Мартен не пошел в Артига, а остановился в постоялом дворе, в Пеле. Он заявил трактирщику, что он Мартен Герр. Весть о приходе Мартена Герра дошла до сестер, которые бросились в трактир, радостно встретили его и кинулись назад к Бертранде, жене настоящего Мартена. Однако та, увидев его отшатнулась в удивлении. И только после нежных слов, в которых он напомнил ей о том, что они когда-то делали и о чем говорили, она бросилась к нему на шею, поцеловала его и сказала, что из-за бороды она не узнала его сразу.
Дядюшка Мартена Герра Пьер Герр, внимательно оглядев самозванца с ног до головы, тоже не признавал племянника до тех пор, пока тот не припомнил их совместные дела. В конце концов Пьер обнял его и воздал хвалу Господу, возвратившего племянника. Правда, он не совсем походил на ушедшего некогда Мартена, но ведь у Герра не было его изображений, которые могли бы напомнить его прежние черты. Кроме того долгие годы солдатской службы должны были изменить облик крестьянина. Правда, впоследствии Пьер Герр сменил свое мнения и стал самым ярым врагом самозванца, везде и всюду утверждавшим, что это – не настоящий его племянник.
Главную же роль во всеобщем признании Арно дю Тилля Мартеном Герром, безусловно, сыграла Бертранда. Она имела такие способы опознать своего супруга, которые были недоступны другим людям. Бертранда не производила впечатления женщины, которую легко провести, побывав в постели с самозванцем, она должна была осознать разницу. Тем не менее, она не стала разоблачать его. Откровенно или исподволь Бертранда решила помочь ему преобразиться в своего супруга. На брачном ложе красавицы Бертранды дела теперь пошли на лад. В течение 3-х лет у них родились 2 дочери. Одна из них умерла.
В течение следующих полутора лет в семействе Герр возник раскол. Пьер Герр всюду рассказывал о том, что новый Мартен - мошенник, одурачивший его. Он просил своего друга Жана Лоза помочь ему оплатить убийство самозванца. Лоз отказался. Мартен же в свою очередь везде рассказывал, что его дядя придумал эту историю, потому что у него потребовали предъявления счетов за ведение дел в отсутствии Мартена.
Бертранда неистово защищала самозванца, утверждая, что Мартен Герр - ее муж.
"Мне ли его не знать. Если найдется безумец, который скажет, что это не так, я убью его". Однажды, когда Пьер Герр вместе с зятьями набросились на нового Мартена с дубиной, Бертранда защищала его, закрывая своим телом.
Как бы то ни было, в конце лета и осенью 1559 года один солдат из Рошфора, проходя через Артига и увидев нашего героя, объявил при свидетелях, что это обманщик.
"Мартен Герр два года назад лишился ноги во время осады Сен-Квентина. У настоящего Мартена Герра - деревянная нога".
В январе 1560 года Пьер вместе со своими зятьями, вооруженные до зубов, схватили псевдо-Мартена Герра и, действуя от имени Бертранды, препроводили в тюрьму города Рио. В течение всего дня мать и отчим Бертранды изо всех сил пытались оказать на нее давление. Они даже грозили выгнать ее из дома в случае, если она официально не подтвердит иска, сделанного от ее имени Пьером. Она сдалась и поддержала судебный иск против самозванца в надежде проиграть дело.
150 человек в качестве свидетелей побывали в Рио до завершения суда. Почти все свидетели из Артига соглашались только в одном, когда обвиняемый объявился, он приветствовал каждого по имени и обстоятельно напоминал им об их совместных делах. В остальном их показания были разноречивы, как и показания свидетелей, пришедших из других мест. 45 человек утверждали, что заключенный является Арно дю Тилем или , по крайней мере, заявляли, что это не Мартен Герр. В то же время около 40 человек утверждали, что ответчик вне всяких сомнений - Мартен Герр, которого они знали с колыбели. В их числе были 4 сестры Мартена, 2 его шурина. Наконец, большая группа свидетелей отказалась опознать заключенного. Их публичные выступления отличались большей прямотой: подсудимый и впрямь похож на Мартена Герра, что бы тут ни говорили, однако они не решаются утверждать, что это Мартен Герр. Как они могут быть судьями в таком деле?
Обвиняемый заявил в суде, что Бертранду принудил солгать Пьерр Герр,что если она поклянется в том ,что он не является ее мужем, то он примет любую смерть, назначенную ему судом. И тут Бертранда смолчала.
Затребованный судьей отчет о сходстве ответчика с сестрами и сыном Мартена Герра не внес в дело ясностью. Заключенный был не похож на сына настоящего Мартена Герра - Санкси, но был похож на сестер Мартена.
Так или иначе, но судья объявил ответчика виновным в присвоении имени и личных прав Мартена Герра, а также в совращении Бертранды де Ролс и приговорил его к обезглавливанию и четвертованию, оказав ему своего рода почет, поскольку обезглавливание было привилегией дворян.
Обвиняемый немедленно апеллировал в Тулузский парламент, настаивая на своей невиновности. 30 апреля 1560 г. уголовная палата парламента начала рассмотрение дела Мартена Герра. Дополнительные свидетельские показания мало что дали. 9 или 10 свидетелей были уверены, что обвиняемый Мартен Герр, 7 или 8 утверждали, что это Арно дю Тиль, остальные говорили, что не знают кто он такой.
Уголовная палата уже склонялась в пользу подсудимого, когда в здании парламента Тулузы объявился человек на деревянной ноге. Он заявил, что его зовут Мартен Герр.
Отчего он вдруг решил после 20 лет отсутствия пересечь Пиренеи на деревянной ноге и вернуться к своей прежней жизни? Это осталось неразрешенной загадкой. Годом раньше в Като-Камбези был подписан мир между Испанией, Францией и Англией. Испанский король Филипп II поручил кардиналу Бургоса встретить свою невесту Елизавету Валуа из французского королевского рода на французской границе в декабре 1559 года. Мартен мог теперь надеяться, что в пору примирения ему простят участие в военных действиях на стороне Испании.
Он был взят под стражу парламентом и слушания начались.
Арно дю Тилль, едва началась очная ставка с человеком из Испании, воскликнул:"
Проходимец! Злодей ! Негодяй! Это Пьер Герр заплатил ему наличными и подучил его!". Странное дело, человек с деревянной ногой помнил гораздо меньше эпизодов семейной жизни Мартена Герра, чем обвиняемый.
Начались очные ставки. Пришелец был помещен среди группы мужчин, одетых также как и он. Пьер узнал своего племянника. Перед сестрами, вызываемыми отдельно, были поставлены рядом оба Мартена. Одна из сестер Жанна некоторое время разглядывала их затем сказала:"
Вот мой брат Мартен Герр. Все эти годы меня обманывал притворщик, пользуясь своим сходством с настоящим Мартеном". Так же вели себя и другие сестры. Настал черед Бертранды де Ролс. Едва взглянув на пришельца, она задрожала, заплакала и бросилась обнимать его, умоляя простить ей ее проступок.
В результате уголовная палата вынесла приговор Арно дю Тилю. Он обвинялся в "
самозванстве, присвоении чужого имени и обличья, а также в прелюбодействии". Суд приговорил его к повешению. После долгих обсуждений судьи согласились признать за Бертрандой де Ролс ее верность супружескому долгу - ведь слабый пол так легковерен. Она не обвинялась в обмане, двоемужестве или прелюбодеянии, а дочь ее была признана законорожденной.
Арно дю Тиль был повешен перед домом Мартена Герра, а труп его сожжен.
Адвокат Жан де Кора, написавший по этому поводу книгу "Достопамятный приговор", сравнивал своего героя с Юпитером, принявшим обличье Амфитриона с тем, чтобы соблазнить жену последнего. Но «что позволено Юпитеру, то не позволено быку» и Арно дю Тилль, в отличие от своего божественного «предшественника» жестоко расплатился за свой обман.
...
Vlada:
Мирослава. с огромным интересом прочитала о таком необычном деле в истории Франции! Самозванцы обычно выдают себя за принцев крови и дворян, но чтобы так...удивительно
...
dizzy:
miroslava , очень интересная статья. Я смотрела "Соммерсби", но не знала, что это римейк французского фильма и ,что он основан на реальных событиях. Спасибо.
...
Шано:
» Египет: Хатшепсут
Подвернулось про Хатшепсут:
…Яхмос I, основатель XVIII династии, изгнавший из Нижнего Египта гиксосов – "царей-пастухов", или "повелителей нагорий", семитов-кочевников, вторгшихся в Египет на рубеже Среднего и Нового царств – правил более двадцати лет. Сын его, Аменхотеп I, правил также около двадцати лет и зачал от наложницы Сенисенеб, женщины нецарского рода, сына, известного нам как Тутмос I (на самом деле имя Тутмоса звучало как Джехутимесу, но раз уж мы привыкли называть Тутмосов Тутмосами, то будем).
Вышеупомянутый Тутмос I после смерти своего отца сидел на троне Обеих Земель не то десять, не то пятнадцать лет, взяв в супруги свою сводную сестру Яхмос, дочь Аменхотепа I от главной (великой) жены. Не то чтобы фараоны не понимали возможных последствий инцеста, просто наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, поэтому по одному лишь праву рождения Тутмос не мог претендовать на престол А прямая наследница, как женщина, в понятии египтян не очень-то годилась на роль правителя (который суть воплощение Ра). Чётких законов, отстраняющих женщин от власти, впрочем, не было; зато было положение, согласно которому женитьба на законной дочери фараона давала права на трон.
Яхмос родила двух сыновей, которые умерли в детстве, и дочь Хатшепсут. От наложницы Мутнефрет у Тутмоса I был сын – Тутмос II, который унаследовал корону по той же схеме – женился на своей сводной сестре Хатшепсут. У них родились две дочери: Нефру-ра, что умерла в юном возрасте, и Мерит-ра. От наложницы Иси – сириянки, которой дали египетское имя – у Тутмоса II родился сын Тутмос III. История с престолонаследием готова была повториться, да только Тутмос II правил страной недолго и в 1479 г. до н. э. совсем еще молодым по неизвестной нам причине зачах и отправился в Поля Иалу (в смысле помер), когда его сын был мал еще фараонствовать. И тогда дочь царя, сестра царя и великая жена царя, двадцатипятилетняя Хатшепсут, стала правительницей Египта. Такое случалось – "великие вдовы" до нее трижды в истории садились на трон в случае малолетства наследников и какое-то время правили от их имени.
Тутмос III воспитывался при храме Амона в Фивах, Хатшепсут была при нем регентом до 1473 г.до н.э., когда она, при поддержке главного жреца Сенмута, вместо того, чтобы передать бразды правления племяннику, сама приняла тронное имя Мааткара Хенеметамон и титул фараона. С этого времени ее стали изображать в мужском облике, с накладной бородой и в мужском наряде.
Первое, что приходит на ум – интрижка в духе начала фильма "Мумия". Но все было сложнее. Своих выживших детей мужского пола от фараона у Хатшепсут не было, зато как-то "гуляя по берегу реки и увидев корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить её ей. Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала [в ней] ребёнка, она полюбила его за его величину и красоту… Она указала на него, как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына… Затем его воспитывали с большою заботливостью". Это пишет Иосиф Флавий, I в. н. э. Далее он пишет о намерении дочери фараона сделать найденыша наследником престола.
На каком основании какой-то выловленный из воды неизвестно чей ребенок мог претендовать на престол страны более, чем пусть незаконные, но всё же родные дети фараона? А на том, что для египтян того времени Нил был не просто священной рекой, создавшей цивилизацию – Нил был богом, Великим Хапи. Теперь представим себе следующее: царевна Хатшепсут мечтает о сыне, молит об этом богов. И вот, выйдя на берег Великого Нила, видит в его священных водах корзинку с ребенком, чудесным образом сохраненную от пожрания крокодилами. Просила сына – вот тебе сын. Это не шуточки, объявлять дар Хапи в ответ на молитву случайным совпадением, отвергнуть его – значит, навлечь на себя божественный гнев. А с богом реки, от капризов которой зависит все благополучие страны, ссориться дураков нет. И еще один важный момент: фараон был непосредственно сыном бога, пусть и принявшего облик царя для осуществления зачатия. Так что дитя, ниспосланное богом царице через священные воды Нила в ответ на молитвы, было, в общем-то, ничем не хуже ниспосланного тем же богом царице "стандартным способом", и вполне серьезно рассматривалось, как законный сын и наследник престола.
Честно говоря, вся эта история с плавучей корзинкой довольно мутная – в Месопотамии бог на водах реки тоже периодически откуда-то приносил младенцев, становившихся потом великими политическими деятелями. Но факт остается фактом – у третьего Тутмоса появился малолетний конкурент, имевший более серьезные права на престол.
Так что Тутмос так и остался при храме Амона, а "Божественная Супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней, прекрасным божественным семенем, исшедшим из бога. Она была канат, которым тянут Север, и столб, к которому прикреплен Юг; она была совершенный кормчий у руля Севера, госпожа, которая отдает распоряжения, чьи превосходные начертания умиротворяют обе земли, когда она говорит…" Это писал архитектор и инженер Инени, служивший еще Тутмосу I и переживший саму Хатшепсут.
Годы ее правления были необычными: страна целых двадцать лет не вела ни одной войны, и не по той причине, что вдруг сделалась слабой – эти двадцать мирных лет стали периодом процветания: строительства прекрасных храмов, географических экспедиций и открытий, развития наук, ремесел и искусств, и одарили Египет необоримой силой, что позволила его армиям после смерти Хатшепсут овладеть землями от Месопотамии до Эфиопии.
Больше всего, если судить по записям, поразила воображение современников морская экспедиция в страну Пунт (где-то в районе современного Сомали). Необычность заключалась в том, что миссия подобного масштаба впервые в истории имела дипломатический, а не военный характер. Эскадра, состоявшая из пяти спроектированных вышеупомянутым Инени кораблей, встретила прекрасный прием со стороны тамошнего правительства, в обмен на свои дары египтяне получили тридцать одно благовонное дерево и груды благовонных смол, черного дерева, слоновой кости, золота, ладана, обезьян, борзых собак и прочие кожи леопардов.
Все это добро было по приезду принесено в дар Амону-Ра – небесному отцу Хатшепсут, в честь которого и был выстроен тогда изображенный на первом фото храм Джесер-джесеру (Самый-возвышенный-из-возвышенных). Дорога к храму когда-то охранялась двумя рядами сфинксов, раскрашенных в яркие цвета. на террасах и вдоль фасада были высажены привезенные из Пунта благовонные деревья, а на месте пыльных котловин по обеим сторонам дороги лежали искусственные озера.
отсюда:
http://haritonoff.livejournal.com/104575.html ...
Шано:
пройдитесь по тэгу этой записи, там подряд несколько постов про Египет. Правда, будьте осторожны: написано хорошо, но историк он не профессиональный и фактами может оперировать непроверенными.
...
Kless:
спасибо,
miroslava за такую интересную статью
dizzy писал(а):Я смотрела "Соммерсби", но не знала, что это римейк французского фильма и ,что он основан на реальных событиях.
аналогично
Шано, спасибо за статью о Египте, история Египта самая загадочная, на мой взгляд
...
Бася:
Интересная статья про Хатшепсут: её период оказался одним из самых благотворных для Египта.
Добавлю тут только, что при жизни своего супруга-брата она страшно скандалила с ним за власть, что видно из сохранившихся изображений того периода. Оба рвались к трону, но у одного недостатком было происхождение, а у другой - пол. Тем не менее, совместное правление продолжалось что-то около трех лет. Далее во время единоличного правления большим влиянием при Хатшепсут пользовался её фаворит (то бишь - любовник царицы) архитектор Сенмут. Жаль только, что "сыночек" (он же пасынок, он же Тутмос Великий, при котором Египет достиг максимальных границ своей территории) постарался стереть все сведения о правлении своей мачехи её имена и изображения были стерты со всех поверхностей (даже с посмертных картушей в гробницах) и заменены именами Тутмоса I и Тутмоса II, из-за чего возникла большая путаница в периодизации правления Тутмосов. Вот так.
...
Vrana:
» Шарлотта Корде
Шарлотта Корде
Charlotte Corday
( 27.07.1768 года [Сен-Сатюрнен-де-Линьери близ Вимутье, Нормандия]- 17.07.1793 года [Париж])
Франция (France)
Французская дворянка, убийца Жана Поля Марата.
Дочь Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армон и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Корде были древней дворянской семьёй. Отец Мари Анны Шарлотты как третий сын не мог рассчитывать на наследство: в соответствии с майоратом оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме Ронсере. Некоторое время она жила и училась у брата отца — кюре прихода Вик Шарля Амедея. Дядя дал ей начальное образование и познакомил с пьесами их знаменитого предка — Корнеля.
Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Мари Анну Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Кане, где коадъютриссой была их дальняя родственница — мадам Пантекулан.
В монастыре разрешалось читать не только духовные книги и юная Корде познакомилась с сочинениями Монтескьё, Руссо, аббата Рейналя.
Революция
В соответствии с антиклерикальными декретами 1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Корде жили сначала в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры главы семьи с местным браконьером переехали в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах <…> …она менее всего думала о браке". С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее — многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.
Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая «республиканкой задолго до революции» оплакивала не только короля:
…Вы знаете ужасную новость, и Ваше сердце, как и моё трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! <…> Я содрогаюсь от ужаса и негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось. <…> Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи.
В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства на улице Карм, где они размещались, стал центром оппозиции в изгнании. Корде встретилась с одним из депутатов-жирондистов Барбару, ходатайствуя за лишившуюся пенсии подругу по монастырю — канониссу Александрин де Форбен, эмигрировавшую в Швейцарию. Это был предлог для её поездки в Париж, паспорт для которой она получила ещё в апреле. Шарлотта просила рекомендацию и предложила передать письма жирондистов друзьям в столицу. Вечером 8 июля Корде получила от Барбару рекомендательное письмо депутату Конвента Деперре и несколько брошюр, которые Деперре должен был передать сторонникам жирондистов. В ответной записке она обещала написать Барбару из Парижа. Взяв письмо от Барбару, Шарлотта рисковала быть арестованной по дороге в Париж: 8 июля Конвент принял декрет, объявляющий жирондистов в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно только через три дня. Перед отъездом Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.
Париж
Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен. С Деперре она встретилась вечером того же дня. Изложив свою просьбу по делу Форбен и условившись с ним увидеться на следующий день утром, Шарлотта неожиданно сказала: «Гражданин депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего вечера!». На следующий день Деперре проводил Корде к министру внутренних дел Гара, однако тот был занят и не принимал посетителей. В этот же день Деперре встретился с Шарлоттой ещё раз: его бумаги, как и бумаги других депутатов-сторонников жирондистов были опечатаны — он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало опасно. Корде ещё раз посоветовала ему бежать, но депутат не был намерен «покидать Конвент, куда его избрал народ».
Убийство Марата
Утром 13 июля 1793 года Корде отправилась в Пале-Рояль, называвшийся в то время садом Пале-Эгалите, и купила в одной из лавок кухонный нож. До дома Марата на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре. Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес.
Не дождавшись ответа, она написала третью записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину.
Корде была схвачена на месте преступления. Из тюрьмы Шарлотта напишет Барбару: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».
Следствие и суд
Первый раз Шарлотту допросили на квартире Марата, второй — в тюрьме Аббатства. Её поместили в камеру, где до того содержались мадам Ролан, а позднее — Бриссо. В камере круглосуточно находились два жандарма. Когда Корде узнала, что Лоз Деперре и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.
Во время речи Фукье-Тенвиля защитнику было передано приказание от присяжных хранить молчание, а от председателя суда — объявить Корде сумасшедшей:
…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько не изменилось. Только когда она посмотрела на меня, она словно сказала мне, что не хочет быть оправданной.
Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор. Выходя из зала суда, Корде поблагодарила Шово-Лагарда за мужество, сказав, что он защищал её так, как хотелось ей.
Ожидая казни, Шарлотта позировала художнику Гойеру, начавшему её портрет ещё во время судебного заседания, и разговаривала с ним на разные темы. Прощаясь, она подарила Гойеру прядь своих волос.
От исповеди Шарлотта Корде отказалась.
Надевая красную рубашку, в которой по постановлению суда (как отцеубийцу) её должны были казнить, Корде произнесла: «Одежда смерти, в которой идут в бессмертие».
Казнь
Подробно о последних часах жизни Шарлотты Корде в своих воспоминаниях рассказал палач Сансон. По его словам, он не встречал подобного мужества у приговорённых к смерти со времён казни де Ла Барра в 1766 году. Весь путь от Консьержери до места казни она стояла в телеге, отказавшись сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину, она просила его отойти, так как никогда прежде не видела этого сооружения. Шарлотту Корде казнили в половине восьмого вечера 17 июля на площади Республики. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсечённую голову Шарлотты и нанёс ей удар по лицу. В газете «Революсьон де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счёл необходимым опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину».
Чтобы убедиться, что Корде была девственна, её тело подвергли медицинской экспертизе.
Шарлотту Корде похоронили на кладбище Мадлен во рве №5. Во время Реставрации кладбище было ликвидировано.
Судьба родственников Корде
В июле 1793 года представители муниципалитета Аржантана обыскали дом отца Шарлотты Жака Корде и подвергли его допросу. В октябре 1793 года он был арестован вместе со своими престарелыми родителями. Бабку и деда Шарлотты освободили в августе 1794 года, отца — в феврале 1795 года. Он был вынужден эмигрировать: имя Жака Корде было внесено в список лиц, которые по закону Директории в двухнедельный срок должны были покинуть страну. Корде поселился в Испании, где жил его старший сын (Жак Франсуа Алексис), умер в Барселоне 27 июня 1798 года. Дядя Шарлотты Пьер Жак де Корде и её младший брат Шарль Жак Франсуа, также эмигрировавшие, участвовали в десанте роялистов на полуостров Киберон 27 июня 1795 года. Они были взяты в плен республиканцами и расстреляны.
Реакция на убийство Марата
Марат был объявлен жертвой жирондистов, вступивших в сговор с роялистами. Верньо, когда до него дошли вести из Парижа воскликнул: «Она [Корде] губит нас, но учит нас умирать!». Огюстен Робеспьер надеялся, что смерть Марата «благодаря обстоятельствам, сопровождавшим её», будет полезна республике. По некоторым мнениям, Корде дала повод превратить Марата из пророка в мученика, а сторонникам террора истреблять своих политических противников. Мадам Ролан в тюрьме Сент-Пелажи сожалела о том, что убит Марат, а не «тот, который гораздо более виновен» (Робеспьер). По словам Луи Блана, Шарлотта Корде, заявившая на суде, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч», была самой последовательной ученицей Марата: она довела до логического завершения его принцип — принести в жертву немногих ради благополучия всей нации.
Стихийно возник культ почитания Марата: по всей стране в церквях на алтарях, задрапированных трёхцветными полотнищами были выставлены его бюсты, его сравнивали с Иисусом, в его честь переименовывались улицы, площади, города. После пышной и длинной церемонии он был похоронен в саду Кордельеров, а через два дня его сердце торжественно перенесено в клуб Кордельеров.
Издателю «Бюллетеня Революционного трибунала», пожелавшему опубликовать предсмертные письма и «Обращение» Шарлотты Корде, Комитет общественной безопасности ответил отказом, посчитав излишним привлекать внимание к женщине, «которая и без того вызывает большой интерес у недоброжелателей». Поклонники Марата в своих пропагандистских сочинениях изображали Шарлотту Корде безнравственной особой, старой девой с головой «напичканной разного рода книгами», гордячкой, не имевшей принципов, пожелавшей прославиться на манер Герострата.
Депутат из Майнца, доктор философии, Адам Люкс, переживавший поражение жирондистов настолько, что решил обязательно умереть, протестуя против надвигавшийся диктатуры, вдохновился смертью Шарлотты Корде.
Люкс не скрывал своего авторства, имея целью умереть на том же эшафоте, что и Шарлотта. Он был арестован, приговорён к казни за «оскорбление суверенного народа» и гильотинирован 4 ноября 1793 года.
Один из присяжных Революционного трибунала, Леруа, сокрушался, что осуждённые, подражая Шарлотте Корде, демонстрируют на эшафоте своё мужество. «Я бы приказал перед казнью делать кровопускание каждому осуждённому, чтобы лишить их сил вести себя достойно», — писал он.
В культуре
Личность Корде превозносилась как противниками Французской революции, так и революционерами — врагами якобинцев (например, продолжавшими сопротивление жирондистами). Андре Шенье написал в честь Шарлотты Корде оду. В XIX веке пропаганда режимов, враждебных революции (Реставрация, Вторая империя) также представляла Корде национальной героиней.
Пушкин, как и часть декабристов, отрицательно относившийся к якобинскому террору, в стихотворении «Кинжал» назвал Шарлотту «девой-Эвменидой» (богиней мщения), настигшей «апостола гибели».
Анри Эльман в 2007 году снял фильм «Шарлотта Корде» с Эмили Декен в главной роли.
Источник: http://www.peoples.ru/state/criminal/killer/charlotte_corday/
...
Vlada:
Спасибо за Шарлотту Корде! Вообще, французской революции стоит посвятить отдельные страницы в клубе.
А я вот что хотела напомнить.
МЕСЯЦ Июль
Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Гай Юлий Цезарь
Gaius Julius Caesar
( 12.07.0100 года [до н.э]- 15.03.0044 года [до н.э])
Его власть выражалась в традиционных республиканских формах: он обладал полномочиями диктатора (в 49, 48—46, 45, с 44 — пожизненно), консульской властью (с 47 — на пять лет, с 44 — на десять), постоянной властью трибуна (с 48), префекта нравов (с 46) и другими полномочиями. В 44 он получил пожизненную цензуру, и все его распоряжения были заранее одобрены сенатом и народным собранием. Монархические устремления Цезаря вызвали сильную оппозицию представителей республикански настроенной знати и даже части его бывших сторонников. Против него был организован заговор (более 80 чел.) во главе с Г. Кассием и М. Ю. Брутом. В мартовские иды 44, во время заседания сената, он был убит.
У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
В украинском языке месяц носит название "липень"
В белорусском - "лiпень"
МЕСЯЦ Август
Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой, потому что это был 6-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Август (Augustus) (до 44 до н.э. Гай Октавий, с 44 Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 до н.э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (23.9.63 до н. э. — 19.8.14 н. э.), римский император с 27 до н.э. Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании. После смерти Цезаря (44 до н.э.) Октавиан, не замещавший ещё никаких магистратур, рассчитывал, опираясь на солдат и ветеранов убитого императора, стать его преемником. Не получив поддержки консула М. Антония, он выступил против него на стороне сената в Мутинской войне (43). Затем, не добившись консульства от сената, Октавиан порвал с ним и заключил союз с Антонием и другим цезарианцем Лепидом (2-й Триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) триумвиры разбили войска Брута и Кассия (убийц Цезаря). Победив в Перузинской войне сторонников Антония (40) и одержав победу над Секстом Помпеем (36), Октавиан лишил власти Лепида и начал войну против Антония. Победой над ним и египетской царицей Клеопатрой VII при Акции в 31 завершился период гражданских войн. К этому времени вся власть в государстве фактически сосредоточилась в руках Октавиана. На заседании сената 13 января 27 до н.э. он заявил о своём намерении уйти в частную жизнь, но "уступив" просьбам сенаторов, принял ряд полномочий, фактически закрепивших за ним верховную власть. Затем сенат преподнёс Октавиану титул "Август" (возвеличенный богами). Власть А. формально базировалась на традиционных республиканских публично-правовых нормах: он был принцепсом сената, имел империй (т. е. военную власть) высших магистратов, пожизненную власть народного трибуна, неоднократно избирался консулом, был верховным жрецом (с 12 до н. э.). Хотя республиканские учреждения сохранялись, это был уже особый вид монархии, получивший название принципата. Крайне осторожный политик, отличный дипломат, А. понимал, что римляне устали от гражданских войн; поэтому все мероприятия проводились им под лозунгом восстановления старых отцовских порядков и мира (Pax Romana). Для политики А. характерно лавирование между различными социальными группами. Сохранив престиж сената, он в то же время уменьшил его политическую роль. Высшие чиновники стали вербоваться из сословия всадников, число которых возросло за счёт италийской муниципальной знати и выслужившихся из солдат командиров. Потерявшим реальное значение магистратурам А. противопоставил бюрократический аппарат. В отношении плебса А. придерживался политики "хлеба и зрелищ". Опорой императорской власти была армия, особенно преторианцы. Ряд законов А. был направлен на укрепление устоев рабовладения. Политика, проводившаяся А. в провинциях, способствовала созданию прослойки населения, заинтересованной в сохранении римского господства; все римские провинции были поделены на сенатские и императорские. В первые годы правления А. вёл завоевательные войны. При нём завершено покорение Испании, образованы провинции Египет, Мёзия, Паннония, Германия. Но восстания в провинциях (в Паннонии 6—9 н. э.) и поражение римлян в Тевтобургском Лесу в 9 н. э. вынудили А. отказаться от дальнейших походов. При А. велось большое строительство в Риме (алтарь Мира, форумы Юлия и Августа и др.); правление его совпало также с расцветом римской литературы ("золотой век" — творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция, Тита Ливия и др.).
Славянское название "Серпень" - време косить пшеницу. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.
В украинском языке месяц носит название "серпень"
В белорусском - практически также - "жнiвень"
...
Vrana:
» Наше время. Вернер Тюбке. Художник ГДР
Вернер Тюбке (30 июля 1929 — 28 мая 2004)
Вернер Тюбке родился 30 июля 1929 года в Шёнебеке на Эльбе (Германия). В послевоенных 1946-1947 годах Вернер получает образование в ремесленном училище в Магдебурге, продолжает своё обучение в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге (1948-1950), затем изучает психологию и живопись в университете Грейфсвальда.
С 1952 года он начинает работать в Центральном доме любителей искусств в Лейпциге, а в 1954 году Тюбке принимают в члены Союза художников ГДР (VBK).
С 1958 года Тюбке начинает активно участвовать в деятельности Союза художников. Он занимает должности члена ревизионной комиссии, рабочей комиссии, окружного председателя.
В 1962 году он поступает на работу в Высшую школу графики и книжного искусства, где происходит его карьерный рост от доцента до профессора, а в 1974 он становится ее ректором. В 1988 году В.Тюбке был избран вице-президентом Союза художников ГДР.
В 1980-е годы к художнику приходит и международное признание. Его принимают в члены Королевской академии искусств в Стокгольме, и почетные члены Академии искусств СССР, его произведения участвуют на Биеннале в Венеции.
...через пару сотен лет Вернер Тюбке (Werner Tübke), наверное, будет восприниматься как старый мастер, современник Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. У него традиционные сюжеты: толпы народа, битвы, эпизоды крестьянской войны, полные пафоса герои, разговаривающие друг с другом, и снова и снова - толпы народа, массовые сцены из маленьких фигур. В слегка замаскированном виде можно обнаружить сюжеты распятия и оплакивания Христа, избиения младенцев, придворные портреты, а также романтические пейзажи и ночные кошмары.
Сам Тюбке себя в традиции старой итальянской и немецкой живописи, разумеется, и видел. Он похож одновременно много на кого: на Альтдорфера, Босха, Брейгеля, Ботичелли, Эль Греко...
Длинен этот список. Ранние картины Тюбке были посвящены истории немецкого рабочего движения и Второй мировой войне, фантасмагорическая серия посвящена зловещей (вымышленной, но имевшей прототипов) фигуре национал-социализма -доктору юстиции Шульце ("Lebenserinnerungen des Dr. jur. Schulze"), из которого Тюбке сделал сюрреалистического ангела смерти.
Деталь грандиозной панорамы
Последняя работа мастера - панорама, окружающая зрителя ужасом и триумфом Крестьянской войны эпохи Реформации ("Frühbürgerliche Revolution in Deutschland"): 14 метров в высоту и 123 метра в ширину (это не опечатка). Над этой панорамой Тюбке работал с 1975 года, много лет заняла подготовка, изучение первоисточников, рисование эскизов. Собственно изготовление монументального полотна длилось 13 лет.
Девятый вал деталей
Живопись Тюбке обескураживает, разве это живопись 20 века? Она, безусловно, академична (никто другой, кроме одержимого академиста, не будет так фанатично вырисовывать пальцы, локти, колени и носы), но она позволяет себе куда больше и заходит куда дальше, чем требует ортодоксальный академизм. И это один из многих парадоксов Тюбке: чувствуется хорошая школа, но одновременно и невероятный произвол, безумие наивного, дилетантского искусства, не понимающего, что такого количества деталей в картине просто не может быть.
В картинах Тюбке деталей не просто много, картины и состоят из копошащихся, лезущих друг на друга, слипающихся в комки деталей, у каждой - жесткий контур. Акцент он всегда делает на контуре, на силуэте, на рисунке. Живопись Тюбке – это раскрашенные рисунки. Колорит у них странный, это не живописная живопись, она как бы принадлежит эпохе, еще ничего не знавшей об импрессионистах, Матиссе и Боннаре.
"Социалистическая молодежная бригада", 1964
У Тюбке невероятная техника. Заказную картину "Социалистическая молодежная бригада" (название обманчиво, изображена шикарная и манерная золотая молодежь) можно рассматривать в упор, все равно не догадаешься, как это сделано. Поверхность гладкая и твердая, как у иконы, мазков не видно, видны тончайшие то ли штрихи, то ли царапины, они сливаются в своего рода тканую поверхность. Поверхность картины похожа на шелк тончайшего плетения. Тюбке не просто работал, как ювелир, есть советское слово, куда больше к этому случаю подходящее: микроминиатюрист. Есть что-то клиническое в том, как он изображал драпировки, сколько тщания в них вкладывал.
Закручивающиееся пространство
Каждая новая картина - новый обвал деталей, напластование голов, причесок, колпаков, рукавов, штанин. Детали слипаются в мир. На вопрос, что пытался изобразить Тюбке, можно ответить довольно просто: мироздание. В некоторых картинах видно, что художника занимали не столько детали сами по себе, сколько их масса. Под тяжестью деталей изгибается пространство.
"Мемуары доктора юстиции Шульце"
Пространство на картинах Тюбке причудливо изогнуто, тела деформированы, голова персонажа может быть нарисована с другой точки зрения, чем его спина. И все слегка вывернуто, искривлено, сдвинуто, все столкнуто лбами, стиснуто. Большой вопрос: как это сочетается с академизмом? Прежде всего, искажения у Тюбке - это вовсе не ошибки художника, не умеющего рисовать, его картины вопят: нас рисовал человек, умеющий рисовать лучше всех! У Тюбке сдержанные, стильные искажения, очень грамотные.
Это интересная тема в истории искусства - произвол, замаскированный под строгий академизм, экспрессионизм в рамках академизма. Разумеется, и тут Тюбке опирался на исторический опыт: в немецком, так называемом северном ренессансе был момент, когда художники уже научились рисовать носы, локти и плечи, как требовала итальянская мода, но продолжали строить картины, как средневековые иконописцы. Вот как раз на них очень похож Тюбке. Второй момент в истории искусства - живопись маньеристов, то есть художников переходного периода между Возрождением и эпохой барокко. В эпоху постренессанса стали удлинятся руки, пальцы и шеи у фигур, позвоночники закручиваться спиралью, в позвоночниках стало расти количество позвонков.
Фэнтэзи и традиция
Все тела, все нити напряжены, даже развивающиеся полотна, знамена, юбки и рукава - застывшие и каменные. Воздуха нет совсем, нет "пространства" в смысле импрессионистов или Сезанна, фигуры Тюбке погружены в вакуум, они, как статуи, окружены мертвой пустотой. Этим же свойством обладают, скажем, фигуры Микельанжело на потолке Сикстинской капеллы. Это очень старинное видение: мир как пустота, наполненная твердыми предметами.
Стилистически картины Тюбке больше всего похожи на иллюстрации к сборнику новелл эпохи Возрождения, изданные для детей. Дух фэнтези тут необычайно силен. Художник был озабочен такими темами как жизнь, смерть, конец света. Хорошо известные жанры европейской живописи ожили в донельзя маньеристичном искусстве лейпцигского мастера, некоторые из его картин смотрятся радикальнее опусов Сальвадора Дали.
Парадоксальным образом, Тюбке был признанным и востребованным художником в ГДР, он был профессором, ректором Высшей школы графики и искусства книги (Hochschule für Grafik und Buchkunst) в Лейпциге, членом Академии художеств и вице-президентом Союза художников. Он был лицом официального гэдээровского искусства. Почему он пришелся там и тогда ко двору? Почему не стал контрой?
Короткий ответ мог бы быть таким: потому же, почему в ГДР Бах был своим, близким, социалистическим композитором. ГДР оттяпывала у ФРГ куски немецкой истории и культуры, подверстывая их к предыстории соцгосударства. И Лукас Кранах, современник Реформации и крестьянских войн, тоже был вполне гэдээровским, а Тюбке продолжал эту традицию. Тюбке - если и не Бах, то исполнитель Баха, внимательный и придирчивый интерпретатор, страж того же самого духа. Ведь гэдээровская пропаганда была направлена против абстракционизма и формализма.
Источник ...
Nastenak:
Историк по образованию, очень хочу вступить в ваш клуб))
...
Vlada:
Nastenak писал(а):очень хочу вступить в ваш клуб)
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! НАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ. А ТО МНОГИЕ ИЗ НАС ПРОСТО ЛЮБИТЕЛИ. пОДЕЛИТЕСЬ, КАКОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЛЮБИТЕ, ИЛИ ИСТОРИЮ КАКИХ СТРАН, НАМ ИНТЕРЕСНО!
Vrana, спасибо за очередную дату!
Дамы, наступает август, и пока все в отпусках и небольшое затишье. давайте обсудим, о чем бы мы хотели поразмыслить осенью, какие темы нам будут интересны.
...
Бася:
Vlada писал(а):Дамы, наступает август, и пока все в отпусках и небольшое затишье. давайте обсудим, о чем бы мы хотели поразмыслить осенью, какие темы нам будут интересны.
Есть ма-а-аленкое предложение (не знаю, кого заинтересует) обратить внимание на цивилизации Азии - Китай, Индия, Япония, Мусульманские страны.

Тема очень обширная и интересная, так что есть что обсудить.
...