anel:
06.09.15 21:27
laribonn писал(а):Кстати, Чучело и мне не нравится, а фильм просто ввел в шок, хотя может быть и все в нем правда, и Орбакайте сыграла очень даже хорошо, но сама идея фильма... Вот, оказывается, реал не всегда нам нужен!
а мне вот как раз нравится и фильм и книга. Очень много в нее заложено. Детская жестокость и черствость очень хорошо прописана. Думаю, и такие книги нужно читать и смотреть фильмы с такой тематикой.
Esmerald писал(а):а Алексина в программе и не было, хотя я читала..
в мой школьный период его не было в программе, но я ходила в библиотеку школьную и случайно наткнулась на его книгу и зачитала его до дыр))
Cama s ytra писал(а):"Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
Ох, как же я про нее забыла. Ведь был период, когда не могла оторваться от этого рассказа. И Галину Польских полюбила именно по этому фильму.
Спасибо, огромное что вспомнили это произведение.
Надо бы составить список всех произведений этой тематики и перечитать.
...
Gerxard:
10.09.15 08:08
Кроме книги "Девочка и птицелет" я в детстве еще очень любила серию книг
Кира Булычева про девочку из будущего-
Алису Селезневу. Булычев нарисовал прекрасное будущее. И не только, тем, что будет развиваться прогресс, созданы новые технологии, люди будут летать на другие планеты, не будет болезней, кроме простуды, войн ( но может быть пираты из других галактик иногда задумают захватить какую-то планету). Самое главное, что в этом будущем будут жить люди, для которых главное будет не нажива и не материальные блага, а работа ради знаний, новых исследований, будущего всей Земли. Люди для которых изречение "Человек -это звучит гордо" не будет пустым звуком. Который после отдыха в лесу за собой уберет мусор, который никогда не будет вырезать на лавочках ножиком слова. Я как хожу гулять в балку и вижу оставленный там мусор, так сразу вспоминаю рассказ о том, как Алиса со своим другом Пашкой Гераскиным, разыскивали человека, не убравшим за собой мусор. А пока разыскивали, он и сам вернулся и убрал его. Просто получилось, что его срочно вызвали на работу, а только он освободился, сразу же поспешил вернуться. Потому что мусор за собой не хорошо оставлять. Так поступают только пещерные люди, а не люди XXI века ! Кроме Алисы моим любимым персонажем был вечно попадающий в разные переделки- Пашка Гераскин.Прекрасный они тандем с Алисой составляли.
Моя серия книг состояла из шести книг. Но шестая так и не была куплена. А как я мечтала о ней ! Кроме приключений Алисы и ее друзей, в серию был включен и роман "Два билета в Индию" о приключениях Юлии Грибковой и Фимы Королева. Сейчас в Интернете можно почитать все книги о Алисе, но, увы, уже не тот возраст. Хотя, признаюсь честно, книги читала до 16 лет. Сам автор писал книги не по порядку, т. е. не по времени описываемых событий, хотя фанаты пытались разнести книги по возрасту героини.
На основе этих книг был создан любимый всеми фильм "Гостья из будущего", а также "Лиловый шар", "Остров ржавого генерала" и мультфильм "Тайна третьей планеты". Была информация, что будут снимать фильм, где главную роль исполнить героиня сериала"Папины дочки" Дарья Мельникова. Но об этом давно говорят, а его все нет и нет. А я бы посмотрела. В память о своем детстве.
...
Peony Rose:
10.09.15 11:23
Gerxard писал(а):Самое главное, что в этом будущем будут жить люди, для которых главное будет не нажива и не материальные блага, а работа ради знаний, новых исследований, будущего всей Земли. Люди для которых изречение "Человек -это звучит гордо" не будет пустым звуком. Который после отдыха в лесу за собой уберет мусор, который никогда не будет вырезать на лавочках ножиком слова.
О, Булычев, конечно, прелесть )) Начинала его читать, помню, со сборника рассказов "Коралловый замок". Потом пошла Алиса со товарищи, не могла оторваться )
И самое что приятное - у него люди будущего хоть и "правильные", но в то же время не картонные. Живые, сомневающиеся, делающие ошибки... Но вектор их развития очень четко обозначен - только к общему светлому будущему. Счастье не только для себя, но для многих, а лучше - для всех людей мира.
Вот что важно, и вот что почти исчезло из современной детско-юношеской литературы.
Между прочим, Пашку я даже больше Алисы любила )) Такой обаятельный разгильдяй ))
Да и другие ребята не подкачали, что из будущего, что из настоящего.
А какие там инопланетяне, ммм )
Тоже хочу фильм, многосерийный. Либо анимационный вариант. Но боюсь, что нашенские молодые творцы такого могут наворотить... Одними спецэффектами у Булычева не обойдешься, там душа нужна.
...
Gerxard:
10.09.15 11:50
Peony Rose писал(а):Счастье не только для себя, но для многих, а лучше - для всех людей мира.
И, вот это, было главное в детско-юношеских книгах тех лет: счастье и благо для всех людей мира . Не только для какой-то отдельной страны или входящих в состав Советского Союза. Для всех.
Peony Rose писал(а):Между прочим, Пашку я даже больше Алисы любила )) Такой обаятельный разгильдяй ))
Я даже представляла, как они полюбят друг друга и поженятся.
Peony Rose писал(а):Тоже хочу фильм, многосерийный. Либо анимационный вариант.
Нашла информацию в Википедии, что кроме вышеперечисленных были :
"Узники «Ямагири-мару» — кукольный мультипликационный фильм режиссёра Алексея Соловьёва по мотивам повести Кира Булычёва «Узники „Ямагири-мару“» 1988.
"День рождения Алисы" — российский полнометражный мультипликационный фильм, выпущенный студией «Мастер-фильм» по одноимённой повести Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой. Работа над фильмом была завершена 19 декабря 2008 года, премьера состоялась 12 февраля 2009 года, в прокате с 19 февраля 2009 года, вышел на DVD/Blu-Ray 12 марта 2009 года.
Но и о новом фильме :
Цитата:На 2015 год запланирован выход фильма «Приключения Алисы. Пленники трёх планет», фантастический фильм по мотивам произведений Кира Булычёва из цикла детских книг «Приключения Алисы». Снимать фильм должен режиссёр Олег Рясков, поставивший до этого телесериал «Александровский сад» и фильм «Слуга государев». Роль Алисы Селезнёвой должна исполнить актриса Дарья Мельникова, известная по телесериалу «Папины дочки».
Peony Rose писал(а):Но боюсь, что нашенские молодые творцы такого могут наворотить... Одними спецэффектами у Булычева не обойдешься, там душа нужна.
Это, да. Сейчас большое внимание уделяется спецэффектам. И, как многие считают, чем круче, тем лучше. Вот только за этими спецэффектами сюжет теряется.
...
Peony Rose:
10.09.15 23:28
Разумовская Людмила "Дорогая Елена Сергеевна"
В гости к немолодой уже учительнице приходят четверо учеников с подарком - хрустальными фужерами с инициалами Е.С., комплиментами, улыбками и восхищением.
Интеллигентка старого закала, живущая с мамой, некогда брошенная мужчиной из-за более выгодной партии, Елена Сергеевна всегда знала, "что такое хорошо и что такое плохо", и верила, что в своих ребятах уж точно воспитала такие же идеалы и ценности.
И какого же ее удивление, когда открывается неприглядная правда - пришли они с украденными у родителей фужерами и фальшивыми улыбками только лишь для того, чтобы выманить ключ от сейфа, взять тетради с экзаменационными работами и подделать все так, чтобы комар носу не подточил.
И они все для этого сделают. Абсолютно все. Перейдут любые границы, сломают любые шаблоны.
А кто они? Кто Витя? Да просто парнишка, звезд с неба не хватающий, которому хоть бы трояк - и в техникум. Кто Ляля? Обыкновенная красивая девочка, которой нужна отдельная квартира, богатый муж, читающая Набокова на английском и мечтающая о том, как бы уйти скорее из-под маминого влияния. Кто Володя? Лидер, упрямый, умный, волевой, прожженный циник и будущий дипломат, способный всех собрать в один - свой - железный кулак. Кто Паша? А Паша, знаете, будущий филолог-достоевсковед.
И вот в диалоге с Пашей, на мой взгляд, и раскрывается одна из основных идей пьесы.
Цитата:ПАША. Так. Ну вот давайте разбираться. Елена Сергеевна, откуда зло?
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не знаю.
ПАША. Либо зло от Бога, тогда он не абсолютно добр, либо не от Бога, тогда он не всемогущ. Так? Так. Пошли дальше. Достоевский, как известно, не Бога не принимал, а мира Божьего. Почему? Да потому что в нем - сплошное зло. Слезинку ребеночка помните? Почему же Бог ее допускает? А между прочим, еще теологи раннего христианства отрицали ответственность и вину Бога за зло, царящее на земле, и доказывали его непричастность...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А кто же тогда ответственен?
ПАША. Мы! Бог дал нам свободу. Понимаете? Свободу! Он не захотел делать нас рабами и насильно приводить к добру. Мы же не стадо баранов, Елена Сергеевна! Он дал нам свободу выбора. Между добром и злом.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но почему все-таки человек иногда выбирает зло?
ВОЛОДЯ. Потому что зло, Елена Сергеевна, это удовольствие. А в мире очень мало удовольствий.
Мелковата пока пашина философия, узковата. Но вектор ее - виден. И страшен.
Ей делают предложение - отправить мать к знаменитому профессору на лечение, взамен - отдать ключ.
А идеалистка отказывается.
Как можно? А другие? Они разве согласятся на должностное преступление? И тут выясняется...
Цитата:ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Скажите мне искренне, если, конечно, можете. Если бы ключ был у Марии Васильевны, вы бы точно так же пришли к ней и стали бы требовать ключ у нее? Или это только со мной так... только потому, что вы меня так... не уважаете?..
ВИТЯ. Мы вас уважаем, Елена Сергеевна. И даже очень любим.
ПАША. Если бы ключ был у Марии Васильевны, нам было бы еще проще. Мария Васильевна наша классная руководительница, стало быть, она так же, как и мы, заинтересована в баллах и процентах. С Марией Васильевной мы бы договорились.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И к завучу бы пошли?
ВИТЯ. А что, Вера Ивановна не человек? У нее сын поступает.
ПАША. Какая разница, Елена Сергеевна? У нас у всех одни цели и задачи. Стопроцентная успеваемость. Плановые медалисты.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И вы уверены, что вам никто бы не отказал?
ВОЛОДЯ. Разумеется.
Вот - действительность. Ученики, которым внушали жить честно, давно уже поняли, что учителя сами лгут.
В атмосфере всеобщей лжи не может быть нормальных людей. Они это понимают, Елена Сергеевна - нет.
Бедная Елена Сергеевна.
Как трудно ей дается разговор с Лялей, красивой, умной Лялей.
Цитата:ЛЯЛЯ. Знаете, сейчас все хотят отхватить кусок пожирнее от общего пирога!
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (с усилием). Неправда. Не все.
ЛЯЛЯ. Хотят - все. Но не все могут. И те, которые не могут, говорят, что не хотят. Из моральных соображений. Вранье! Вы же видите, не можете не видеть, что происходит, а тоже врете. Зачем?
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А что же происходит такого особенного, чего бы не было в другие времена? Всегда были люди, устремленные к вульгарному благополучию, но были и другие, с настоящими ценностями и идеалами. Почему вы решили, что их больше не существует? Приумножать зло... Да если бы весь мир... все люди... то и тогда... Можно и в одиночку! Если огромному миру зла скажет "нет" хотя бы один человек, один, - зло отступится, и восторжествует добро и справедливость.
ЛЯЛЯ (громко расхохоталась). Ну, знаете... Кажется, наш Вовочка действительно прав. Вы же Антигона!
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что? Какая?
ЛЯЛЯ (оборвав смех). Из мифа...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну, хорошо. Скажите, пожалуйста, для вас что-нибудь значат слова: честь, совесть, сострадание?
ЛЯЛЯ. Спросите еще о милосердии, о достоинстве, это сейчас модно. Ух, ненавижу попугаев-болтунов! Сначала все уничтожили, растоптали, а теперь болтаете о совести. Хотите знать, Елена Сергеевна, в чем между нами разница? Вы всю жизнь боролись, чтобы элементарно выжить, а мы будем бороться за то, чтобы хорошо жить. Да, я расчетлива. Я вынуждена рассчитывать каждый свой шаг, чтобы не повторить судьбу собственной матери. Я даже девственность свою не теряю из расчета. В надежде выгодно ее продать. Тому, кто подороже заплатит!
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но вы же... любите Пашу.
ЛЯЛЯ. Но не до такой же степени, чтобы не предпочесть ему более перспективного человека.
Но и детям ох как тяжеленько приходится, потому что под давлением стресса вылезают из них давно похороненные откровения...
Цитата:ВИТЯ (встает с пола как ни в чем не бывало). Нет, вы поглядите, я пью! Да я вообще эту гадость терпеть не могу, хоть бы ее и вовсе на свете не было! Это у меня батя... Запои у него иногда. Батя-то у меня прежде живописцем был, самородок, рынки оформлял, витрины всякие, а потом уж как-то незаметно директором сделался. У него когда это... запой начинается, заслушаешься. Такая философия с математикой! Ух, говорит! Про жизнь там всякое, про искусство... Я, говорит, Витька, сволочь. Ага, прямо так и шпарит всю правду-матку. Я, говорит, продал свою душу за тридцать серебренников, я, говорит, все идеалы свои святые продал и пропил. А ты не смей! Это он мне. С того света, говорит, достану, так и знай. Какие, говорю, бать, сейчас идеалы, что ты народ-то смешишь, какие? Ну хоть один, говорю, назови. Трясется весь. Сволочь, говорит, народ стал. Буржуй и быдло. Без закона живут. Мы, говорит, за них жизнь отдавали. Так кто, говорю, отдавал, бать, не ты ж ведь отдавал. Тех-то уже, говорю, кто отдавал, и в помине давно нет, успокойся, говорю, время нынче такое...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Время делают люди! Это наше, наше собственное время! Оно зависит только от нас!
ВИТЯ. Кто бы спорил, Елена Сергеевна, я ведь то же самое говорю, время как время, жить можно, бывает хуже. А вот батя мой говорит, что по всем приметам скоро конец света. И по Библии так выходит, что конец, и по Будде, и еще там по чему-то. Ага, потому что вырождение и вымирание постепенное людей и природы. Бабы не рожают - раз! Мужики не работают - два, энергии не хватает, рыбы в океане дохнут, дышать нечем, кругом химия и сплошная радиация. Только это все незаметно для простого глаза происходит, это все процессы тонкие, неуловимые, про то только ученые знают, но скрывают, чтоб паники не было. А то, представляете, что начнется, если про конец света объявят? Спичек не купишь, не то что чего другого. В общем, скоро весь мир превратится в одну большую вонючую свалку, и только мухи, мухи... Говорят, после атомного взрыва одни только мухи останутся...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Какая чудовищная глупость. Ваш отец негодяй!
ВИТЯ. Не-ет! Алкоголик, вор, я согласен. Но не негодяй. Он хороший человек. Страдалец. Я его люблю, батю. Если батя мой грешит, так и кается. А за одного раскаявшегося грешника, как известно...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Раскаявшийся грешник больше не грешит. Это только Иуда...
ВИТЯ. Иуда не каялся. Он повесился. Вот и батя мой, бедняга, чуть чего - повешусь, говорит, она у меня дождется, пойдет вкалывать, как все, узнает, почем фунт колбасы! Это он про мать... Вот я ее счас, гадину, поймаю! (Гонится за мухой, падает, с грохотом роняет посуду.)
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Господи, да ты совсем пьян!
ПАША. Ну я-то ведь не пьян, Елена Сергеевна, не правда ли? Но тоже ничего хорошего сообщить о своих родителях не могу. Вы думаете, сыну профессора Андреевского, научного руководителя моего отца, пришлось бы вот так идти к вам, вытягивать отметку, вымаливать, унижаться. Да ему уже с рождения заготовлено место в университете! И это только потому, что его отец не стесняется подписывать чужие статьи, а мой, видите ли, писать их для него считает делом бесчестным. Почему я должен уступать место каждому проходимцу? Это же мое место! Мое! И если будет нужно, я буду за него драться зубами. Потому что иначе не проживешь.
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Прекратите! Сейчас же прекратите это издевательство! Завтра же! Всех в школу! На педсовет! Боже мой, ни одного слова правды! Лицемеры! Кого мы растим?
ПАША. Форму вопроса нужно несколько изменить: лицемеры, кого вы вырастили?
Кого вырастили?
А таких же лицемеров. Копии себя.
Для которых якобы ничего святого нет. Но в самом плохом случае - почему-то вспоминаем Бога.
Цитата:ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Бог вас накажет, Володя. Так нельзя.
ВОЛОДЯ. Что? Какой такой еще Бог? Не знаю никакого Бога! Про что вы говорите, Елена Сергеевна? Мы же атеисты, вы что, забыли, что мы атеисты, вы же нас сами учили.
И дальше - стремительная лавина обвинений.
Цитата:ПАША. Вы сетуете на нашу неуязвимость, но как пробиться к вашей собственной душе, обросшей штампами, фальшивыми лозунгами, мертвыми принципами, чувствами и словами? И если в школе мы вам не верим, то только потому, что вы сами не верите ни себе, ни тому, что пытаетесь нам внушить!
ВОЛОДЯ. Браво! Браво! Цицерон ты наш! Слушайте, слушайте, Елена Сергеевна!
ПАША. Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь! Так что бросьте, Елена Сергеевна, мы - ваши дети. Кровные дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами!
А потом Елена Сергеевна говорит то, что никогда бы не сказала, не приставь к ней - условный, но не менее страшный - пистолет.
Цитата:ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (неожиданно кричит). Встать!.. когда разговариваешь с учителем! (Володя невольно приподнимается.) Щенки! Они будут учить меня жизни! Будто я невинный младенец или слепой котенок, которого надо тыкать носом в дерьмо... Истеричные барышни, зажимающие носы душистым платком! Визжащие при виде ножа поросята! Неужели я меньше вашего видела зла, лицемерия, подлости, фальши? Чем вздумали меня удивить! Что видят ваши зашоренные глаза, кроме разноцветных автомобилей, золотых побрякушек и ослепительного барахла, от которых у вас кружится голова и текут розовые слюни? Плевать я хотела на все это! Новаторы! Уже научились оправдывать свою подлость несовершенством мира! Ты, цитирующий Евангелие, а это помнишь: не хлебом единым жив человек?! Племя маленьких паразитов, уже приспособившихся потихоньку сосать кровь! Карлики с куриными мозгами, встающие на котурны, чтобы самим себе казаться монументальнее! Стадо баранов, жмущихся к кормушке! Ваши желания элементарны, как у питекантропа,- послаще жратвы да потеплее шкуру. Моральные ублюдки! Убирайтесь вон, пока я не подпалила вам хвосты! От вас смердит!
ВОЛОДЯ (поражен). Елена Сергеевна...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Молчать! Я слушала вас довольно! Неужели ты думал всерьез загнать меня в угол? Ты льстишь себе, крохотный Наполеончик, обыватель, мнящий себя гением зла! Я в разных одеждах видела подлецов! Какие вы подлецы? Вы мещане. До скуки, до одури, до оскомины, с головы до ног - мещане. Ваш бог - копейка. На брюхе, по трупам, предавая, только помани пальцем! Я плюю в ваши копеечные души! Вон из моего дома! Или я буду кричать, пока не лопнут барабанные перепонки, а когда разорвется горло, я разобью стекла, я пущу газ, я подожгу дом! Утрите сопли, прежде чем вступать в бой с женщиной, годящейся вам в матери! Вон! (Расшвыривает их вещи.)
Но и на это у учеников находится довод, последний довод...
И что с Еленой Сергеевной сталось? Жива она или мертва?
Восьмидесятые годы ушли, а проблемы не только остались - стали острее, потому что таких вот елен сергеевен почти нет. Экзамены покупают, оценки выменивают, реформы как мертвому припарки, потому что в больном обществе не реформировать нужно, а напоминать людям, что они Люди.
Замечательная пьеса, прекрасный фильм Рязанова по ней. Спасибо
Ксюше за то, что сподвигла наконец прочесть первоисточник.
Оценка -
5.
...
laribonn:
11.09.15 18:51
Не могу сказать, что мне нравится пьеса и фильм по ней, хотя должна отметить, что фильм снят очень жестко! И вот что поразительно, тогда в 1988 году, фильм, можно считать, был шокирующим, многие сомневались, что история правдива! За то время не могу сказать ничего, мне такие случаи не попадались, но вот нынешнее время... просто приводит в ужас! То, что рассказала Людмила Разумовская в своей пьесе, не идет ни в какое сравнение с настоящим! Не знаю, можно ли сравнивать школу и институт, но в институт поступают вчерашние школьники, и в первый год обучения вылетают с таким громким треском... И знаете за что? Шантаж педагогов, сексуальные домогательства по отношению к педагогам и студентам, от которых зависит получение стипендии, за попытки всучить взятки... Моя дочь вице-президент студсовета института, она мне такие истории порассказала, ей приходится с ними разбираться, выносить решения! Наглости некоторых студентов можно только удивляться! Вот маленький пример: студентка первого курса подошла к декану дочкиного факультета и предложила ему взятку, после его отказа, она спокойно снимает платье и предлагает прямо на столе, так сказать, сдать экзамен, декан жмет на кнопку вызова охраны! Девица вылетела из института в 24 часа, даже папа-спонсор не помог, юридическая служба института составила соглашение, что папа не предъявляет претензий к институту, а институт не подает на его дочурку в суд! Декан пил валерьянку еще неделю! И это не единственный случай, таких "студентов" треть от общего числа. Я проработала в отделе образования района 5 лет с 1997 по 2002, больше не выдержала, ушла в финансовое управление. 37 школ, 37 директоров и 2000 педагогов! Разборки между учителями, директорами довели меня до нервного срыва! Склоки из-за количества уроков, жалобы на то, что другому на пару грошей насчитали зарплату больше! Сплетни, интриги, наушничество просто цвели махровым цветом! Зато при проверке выяснялось, что классные журналы, оказывается, можно не заполнять месяцами, оценки выставлялись карандашом, причем именно в выпускных классах! Так что, предпосылки к такому фильму были и есть! Другое дело, что не все ученики так уж плохи, и, слава Богу, педагогов хороших много, но вот такая "пена", всплывая, портит всю картину! А пьесу считаю неоконченной, после такого кошмара, как эти детки пойдут за аттестатами? И как должна была бы повести себя принципиальная Елена Сергеевна? Почему не расставить все точки над i! Что, не хватило воображения или смелости? Если затрагиваете такую тему, то имейте мужество закончить историю, а не оставлять на домысел зрителя или, в нашем случае, читателя! ИМХО.
...
Мальвина:
12.09.15 15:37
Борис Екимов сборник рассказов "Живая душа"
Давно собиралась написать об этом авторе, а увидев опрос...
В предисловии написано: для старшего школьного возраста. Но почитать, я уверена, и всем взрослым нужно.
Рассказы Екимова о человеческом сострадании, сопереживании, неравнодушии по отношению как к близким, так и к совершенно "чужим" людям.
Первый рассказ в книге называется "
Ночь исцеления".
Рассказывается о внуке, который приезжает на каникулы к бабушке. Дети давно в городе, редко приезжают. Есть ещё одна "проблема", почему баба Дуня старается как можно реже сама навещать детей.
"Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне .В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче."
Вот и в последний свой приезд Гриша столкнулся с ночными кошмарами бабы Дуни. Мать "советовала", мол, топни ногой, крикни:"Молчать!". Помогает...
"По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?"
И Гриша справился, как настоящий взрослый. Хотя ему было очень нелегко.
"Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.
– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
Гриша понял, что надо брать документ.
– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.
– Все сходится. Проходите.
– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра."
...
Gerxard:
13.09.15 13:14
Прочитав отзыв Элли на пьесу
Л. Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна" я решила ее почитать. Здесь вылаживаю свой отзыв, сразу говорю, никакие мнения критиков или автора по поводу этой пьесы или фильма я не читала, что автор хотела показать этой пьесой я не знаю. Это только мое личное восприятие.
Когда читаешь пьесу, то не испытываешь такого накала эмоций, как при просмотре фильма. Ведь в фильме ты видишь все наяву, тогда как здесь работает лишь твое воображение. Но каждая фраза попадает в цель, ты задумываешься над ней. Для меня эта пьеса-столкновение разных поколений и разных взглядов на жизнь. Елена Сергеевна выросшая и воспитанная на идеалах советской власти и верующая в справедливость, честь, любовь к Родине и ребята, ее ученики, родившиеся в Советском Союзе, но воспитанные в перестроечное время, не верующие в никакие идеалы и мечтающие только о хорошей и благополучной жизни. Нет, они по сути и не плохие, не убийцы и не насильники, они не ненавидят учительницу. Они просто другие и считают, что цель, оправдывает средства.
Цитата:ПАША. Дорогая Елена Сергеевна, мы не против вас боремся, а за себя. Вы чувствуете разницу?
Многие в отзывах осуждают ребят, но и Елена Сергеевна для них пережиток прошлого и полная дура. Они вот знают, как надо было поступить. Взять и выгнать ремнем таких ребят.Они бы так и поступили. А она начала с ними вести разговоры, пытаясь пробиться к их совести. Но, мне кажется, не так бы они поступили. Они бы просто согласились с ребятами. Их возмущает не их требование. С ним они согласны, а всего лишь метод, который они избрали. Но ведь, не зря она вела с ними разговоры, все -таки, она пробилась к ним и трое из них отказались брать ключ. А четвертый ? Четвертый уже потерянный человек. Это будущий политик. И политик худшего пошиба, который ради своего удовольствия и власти продаст свою страну.
Цитата:ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Признаться, вы меня удивляете, Володя. Вы же умный, практичный человек, почему вы ведете себя так глупо? Вы же должны понимать, что завтра станет все известно в школе, и какие бы у вас ни были связи, вы не только не поступите в свой МГИМО, но, как это ни печально, можете оказаться в заключении.
ВОЛОДЯ. Дорогая Елена Сергеевна, вы меня плохо знаете. Я романтик. Карьера - это, конечно, замечательно. Но бывают мгновения, когда я готов пренебречь всем ради...
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ради чего?
ВОЛОДЯ. Ради власти. Ради способности владеть ситуацией, чувствовать, как трепещут в твоих руках чужие судьбы. О, вы не знаете этого наслаждения - ощущать себя всемогущим!
И, лично, я уважаю, таких людей, как Елена Сергеевна. Ее подкупают, угрожают, пытаются разбить идеалы ( и ведь правда в словах этих подростков есть! ), но она не сдается и борется с ними.
И ребят я осуждать не буду. В их словах есть правда, что мы сами их вырастили такими. Ведь именно мы подаем пример. И разве мы : кто-то из-за взяток, кто-то из-за планов, из-за премий, кто-то из-за своей слабости, не писали за кого-то работу, диссертацию; завышали или не занижали оценки; закрывали глаза на нарушение правил техники безопасности и т. п. Осуждать я буду общество, которое насквозь прогнило и пропагандирует идеалы материальных благ, карьерного роста и наживы. И, себя, за то, что подаюсь слабости и махнув рукой говорю " А кому это надо " или "Все так делают ". А они все это видят и впитывают в себя. Ну, замечательно, что есть такие еще "белые вороны", как Елена Сергеевна, которые могут показать своим примером, что не все в жизни покупается и продается. И, да, можно, добиться своего любыми средствами. Но, какова, цена ? Трое из ребят очнулись, поняв, что поступают нехорошо, но не поздно ли ? Елена Сергеевна, закрывшись, не отвечает. Эта закрытая дверь, как будь-то говорит, что на пути к богатству и карьере, можно потерять хороших и дорогих людей, которые искренне вас любят и переживают за вас. А может и довести человека до гибели.
Элли, большое спасибо за отзыв. Это благодаря тебе я прочитала данную пьесу.
...
laribonn:
13.09.15 14:30
Ксюша, отзыв замечательный! Только маленькая поправка: перестройка к данной пьесе не имеет никакого отношения, пьеса вышла в 1980 году. Это Брежневское застойное время! Фильм, да, перестроечный, и он намного жестче и непригдяднее! Пьеса написана молодым, начинающим драматургом, поэтому она не так сильно бьет по восприятию, не заворачивает душу жгутом, а вот фильм Рязанова... Не пересматривала и никогда не стану пересматривать, такой безнадегой и жестокостью веет от него! Жуть!
Я тут скопировала немного из предисловия к пьесе, может кому захочется прочитать.
А начиналось все очень невинно. Согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург Л. Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы "о трудных" подростках. Тема была вполне "проходимая" и ничего дурного ни для кого не предвещала. Шло время, нужно было отрабатывать аванс и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определенного развития действия и доведения его до логического конца. (По принципу импровизационно развивающегося актерского этюда).
Действие было доведено, и когда в последствии приходилось слышать за спиной шептания: "какая маленькая женщина... какая смелая", - автору было смешно и неловко, ничего героического в своем акте она не видела. (Хотя на ковер вызывали и грозные речи произносили).
Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса в пристутсиви других авторов и министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе - уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодежном театре. Это был дебют не только пьесы, но и автора. А спустя еще год молодой режиссер Семен Спивак с благословения и при художественной поддержке главного режиссера театра им. Ленинского комсомола Г. М. Опоркова поставил пьесу в Ленинграде.
Не было конца "сдачам" спектакля и переделкам пьес. "Принимали", вернее не принимали, многочисленные инстанции, ведающие культурой, комсомольские, партийные и государственные. На одной из "сдач" присутствовали маститые драматурги из Москвы и Ленинграда. И статья Виктора Сергеевича Розова в защиту пьесы на страницах "Литературной газеты" послужила ей наилучшей рекламой.
Пьесу узнали во всей стране, и везде, где только местные партийные власти разрешали постановку, ее ставили, и она шла с огромным зрительским успехом, вызывая большой общественный резонанс. Но это продолжалось не более года...
Спустя несколько лет после запрещения, в начале горбачевской перестройки о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с замечательной актрисой Мариной Нееловой в главной роли Елены Сергеевны, возобновились спектакли в театрах. Пьеса перелетела за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а так же в Америке и Канаде. Самый большой успех на ее долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни оного города, где бы ни шла "Дорогая Елена Сергеевна".
Может быть не лучшая, но, безусловно, самая известная и громкая пьеса Людмилы Разумовской продолжает до сего дня идти на сценах разных стран мира.
...
La comtesse:
16.09.15 23:39
Я так случайно увидела в новостях этот опрос и решила написать о книге, которой зачитывалась в детстве.
Она не такая растиражированная, то есть гораздо менее известная, чем представленные в опросе прекрасные книги, и в ней достаточно много от советских времен (не буду говорить, хорошо это или плохо, я говорю об этом как об атрибуте культуры того времени), но вот читала и перечитывала много раз, и наивный сюжет не казался наивным, хотя я в том своем возрасте понимала, что назидательность в романе сильна и даже искусственна...
Повесть называется
"Дай руку твою", автор -
Светлана Кудряшова, 1967 год.
Повесть «Дай руку твою» — о мудрости и доброте взрослого друга, помогающего маленькому человеку понять и полюбить мир.
Ну, не только об этом. Много в романе сюжетных линий, много взаимоотношений между героями, между ровесниками, между детьми и взрослыми, между взрослыми... Ярче всего мне запомнилась линия о том, как одному из главных героев девочка помогала подготовиться к написанию переводного диктанта. Мальчик-второклассник совсем плохо успевал по русскому языку, и пятиклассница взяла его под свою опеку. В результате экзамен был сдан на 4.
Я даже имен героев не помню, а вот гордость в глазах девочки за своего подопечного мне видится, словно я не книгу читала, а кино смотрела!
А я вот сейчас не уверена, что смогу найти дома эту повесть, где же она, в каком шкафу лежит?
И еще, конечно,
Борис Васильев "Завтра была война", тоже о советских школьниках, но это совсем другая тематика... И читать ее надо уже в более взрослом возрасте.
...
Gerxard:
04.10.15 09:15
Вчера искала в своей библиотеке одну книгу. Книгу не нашла, зато наткнулась на газеты-романы. А там и "Война" Стаднюка и "Вечный зов" и много чего другого. А также нашла несколько книг советских писателей о школьниках.
Сергей Иванов "Тринадцатый год" . Приведу аннотацию
" Повесть советского писателя о современной девочке, о взаимоотношениях в семье, о нравственном возмужании.". Честно говоря, совершенно не помню, о чем повесть. Что читала помню и все. Не помню даже понравилась ли она мне.
А еще роман латышской писательницы
Зенты Эргле " Ребята нашего двора". Но тут помню, что книга нравилась.
Борис Бурьян "Вальс Грибоедова", сборник рассказов
Нины Михайловны Артюховой "Новые соседи".
Добавляла в каталог книгу Владимира Киселева "Девочка и птицелет" и узнала, что есть продолжение
"Только для девочек". Даже почитать захотелось. Но не нашла в электронном виде. Может кто-то читал ? Так хочется узнать, что дальше произошло с Олей и ее друзьями.
...
Nadin-ka:
06.10.15 18:17
Проголосовала за Алису Селезневу, девочку с Земли Кира Булычева. Хорошо придумал автор: на Земле живут только добрые, прекрасные во всех отношениях люди, а все негодяи и подлецы на других планетах живут. Эти негодяи иногда к нам на Землю залетают, и приходится с ними бороться. Зачитывалась в детстве книгами о приключениях Алисы. Удивляет, что так мало фильмов снято по этим замечательным произведениям. Ну ладно, фильмы снимать про будущее не так просто. Нужны спец.эффекты Но мультиков почему так мало? Я видела только "Тайну третьей планеты" А ведь нарисовать можно все что угодно! Это же такой простор для полета фантазии.Можно было бы увлекательный мультсериал создать.
Хочу рассказать еще об одной любимой в детстве книжке. Называется она
" Легенда об учителе" Это маленькая автобиографичная повесть Галины Севериной о школьниках тридцатых годов Какие же они там прекрасно наивные, безоговорочно верящие в светлое будущее, всеобщую справедливость и Мировую Революцию. а в остальном они ничем не отличались от современных учеников. У них был замечательный классный руководитель, учитель физики и математики. Он любил и уважал своих учеников и они платили ему тем же. А потом случилась война и многие из эти прекрасных ребят погибли. Учитель тоже ушел на войну, хотя у него была бронь. Он говорил, что не может отсиживаться в тылу, когда его ученики воюют. Учитель погиб., но легенда о нем жива.
Извините, отзывы писать совсем не умею.
...
Nadin-ka:
11.10.15 17:45
Эх, опоздала я к опросу по книге
Вениамина Каверина "Два капитана" Долго думала и все-таки решила высказаться. Итоги опроса не удивили: Саня потянул на себя большинство голосов. Оно и понятно, Саня умный целеустремленный, волевой. а еще он романтик и мечтатель. Прекрасной и утонченной Марии Васильевне не досталось ни одного голоса, обаятельный рыжик Петя Сковородников, Саша, сестра Сани, Чудесная бабушка Нина Капитоновна... А отдаю свой голос за талантливого педагога, Учителя с большой буквы, Ивана Павловича Кораблева. Он так много сделал для Сани, можно сказать, заменил ему отца. Чего греха таить, Саня ведь часто не умел сдерживать свои порывы, бывал не в меру горяч Сколько бед мог навлечь он на свою голову, если бы Иван Павлович вовремя не вмешался. Сколько раз уберегал учитель Саню от совершения необдуманных поступков. Он всегда умел остудить Санину горячую голову и направить его неуемную энергию в правильное русло. Саня смог добиться поставленных целей и исполнения главной своей мечты, не только благодаря своим личным качествам, Сане очень повезло, что рядом с ним был такой прекрасный человек. Удивительно, учитель и ученик стали лучшими друзьями и сохранили эту дружбу на всю жизнь.
Меня всегда поражало как красиво и сильно описано в романе чувство любви. Герои любят страстно, самозабвенно, отчаянно. Мария Васильевна всю жизнь преданно и беззаветно любит и ждет своего Монтигомо. Каждое письмо капитана Татаринова буквально дышит любовью к жене. Иван Павлович любил Марию Васильевну ненавязчивой, но не менее сильной любовью. Он оставался верен своей любви всю жизнь. Николай Антонович тоже любил Марию Васильевну безумной, в прямом смысле этого слова, любовью. Эта любовь больная, она толкнула Николая Антоновича на убийство собственного брата. Еще одна прекрасная любящая пара Саша и Петя Сковородников.
Катя мне всегда казалась сдержанной и немного отстраненной. Я долго не могла понять, любит на самом деле Катя Саню так же сильно, как он ее. И только в той части, где повествование ведется от лица Кати, все стало окончательно ясно. Это такая любовь, которая сметает на своем пути все препятствия, которая не боится никого и ничего. Это такая любовь которая сильнее даже самой смерти.
А Ромашов ... Этот никого не любил, даже самого себя. Как же он завидовал Сане! Он просто хотел отнять Катю у Сани, вот и вся любовь...
...
Cama s ytra:
11.10.15 20:17
Nadin-ka писал(а):опоздала я к опросу по книге Вениамина Каверина "Два капитана"
Надя, браво, замечательный отзыв!
Nadin-ka писал(а): Прекрасной и утонченной Марии Васильевне не досталось ни одного голоса
Не могу простить ей, что она, при всей своей неземной любви к мужу, стала жить с Николаем Антоновичем.
Да она и сама себе не смогла этого простить.
Esmerald писал(а):И вообще, когда у нас следующий опрос?
Кристина, а что, есть какие-то идеи?
Gerxard писал(а): Да, вроде и не так уж и мало. С учетом Лениного голоса-30 чел.
А я до сих пор так и не проголосовала.
Никак не могу выбрать.
...
Nadin-ka:
12.10.15 14:08
Девочки, спасибо всем за добрые слова! У меня еще зреют отзывы.
Ксюша, у меня идея появилась.
Героика комсомольских строек в произведениях советских писателей. Мне сразу пришел на ум роман
"Мужество" Веры Кетлинской Там речь идет о строительстве Комсомольска-на-Амуре. Не столько о строительстве, сколько о людях, которые приехали со всей страны на эту стройку. Ну может не только комсомольские стройки; люди ехали в Сибирь, на Чукотку, на Дальний Восток, на Север. Только БАМе ничего не хочу читать. Или можно поговорить о советских писателя происходящих из Малых Народов. Был такой замечательный чукотский писатель
Юрий Рытхэу Я правда читала у Рытхэу только один роман
"Сон в начале тумана" Весь роман мне показался одним большим стихотворением в прозе. Может это из-за имен Какие у них красивые имена, если перевести их на русский! ...