miona:
23.08.11 23:56
» Талейран (1753-1838)
Всем добрых последних дней лета...
По приезду слегка бросилась наводить порядок, прикопалась на книжных полках, вытираю пыль с Джульетты Бенцони, По ее "Марианне" создан замечательнейший сериал, правда, еще не переведенный на русский. И большое уважение вызывает работа Валерии, которая собрала по крупичкам массу материала о историсеских персонажах этой книги и фильма. Ссылочку привожу :
http
://juliettebenzoni.narod.ru/series/marianna/about/about.htm#top Думаю, будет интересна всем,
А вообще, Медуза,(все-таки, хотелось бы как-то еще, для "своих" обращаться
), меня в этой этохе всегда интриговала другая ПИЧНОСТЬ..
.
"Это человек подлый, жадный, низкий интриган, ему нужны грязь и нужны деньги. За деньги он бы продал свою душу, и он при этом был бы прав, ибо променял бы навозную кучу на золото" - так отзывался о Талейране Оноре Мирабо, который, как известно, сам был далёк от нравственного совершенства. Собственно, подобная оценка сопровождала князя всю жизнь. Только под старость он узнал что-то вроде признательности потомков, которая, впрочем, его мало интересовала.
С именем князя Шарля Мориса Талейрана-Перигора (1753-1838) связана целая эпоха. И даже не одна. Королевская власть, Революция, Империя Наполеона, Реставрация, Июльская революция... И всегда, кроме, может быть, самого начала, Талейран умудрялся быть на первых ролях. Часто он ходил по краю пропасти, вполне сознательно подставляя свою голову под удар, но побеждал он, а не Наполеон, Людовик, Баррас и Дантон. Они приходили и уходили, сделав своё дело, а Талейран оставался. Потому что он всегда умел видеть победителя и под маской величия и незыблемости угадывал побеждёного.
Таким и остался он в глазах потомков: непревзойдённым мастером дипломатии, интриг и взяток. Гордый, надменный, насмешливый аристократ, изящно скрывающий свою хромоту; циник до мозга костей и "отец лжи", никогда не упускающий своей выгоды; символ коварства, предательства и беспринципности.
Шарль Морис Талейран происходил из старой аристократической семьи, представители которой служили ещё Каролингам в Х в. Полученное в детстве увечье не позволило ему сделать военную карьеру, которая бы могла поправить финансовые дела обедневшего аристократа. Родители, которых он мало интересовал, направили сына по духовной стезе. Как же Талейран ненавидел эту проклятую рясу, которая путалась под ногами и мешала светским развлечениям! Даже пример кардинала Ришелье не мог подвигнуть молодого аббата на добровольное примирение со своим положением. Стремясь к государственной карьере, Талейран в отличие от многих дворян прекрасно понимал, что век Ришелье окончился и поздно брать пример с этого великого деятеля истории. Единственное, что могло утешить князя, так это посох епископа Оттенского, который принёс ему, помимо своей антикварной стоимости, некоторые доходы.
Лиловая ряса не особенно мешала епископу развлекаться. Однако за светской чехардой и картами, до которых князь был большой охотник, он чутко угадывал грядущие перемены. Назревала буря, и нельзя сказать, что это огорчало Талейрана. Епископ Оттенский, при всём своём равнодушии к идеям свободы, считал необходимыми некоторые изменения государственного строя и прекрасно видел ветхость старой монархии.
Созыв Генеральных штатов подхлестнул честолюбие Талейрана, который решил не упустить шанс и приобщиться к власти. Епископ Оттенский стал делегатом от второго сословия. Он быстро сообразил, что нерешительностью и неумными действиями Бурбоны губят себя. Поэтому, придерживаясь умеренных позиций, он очень скоро оставил ориентацию на короля, предпочтя правительство фейянов и жирондистов. Не будучи хорошим оратором, князь Талейран тем не менее сумел обратить на себя внимание теперь уже Учредительного собрания, предложив передать государству церковные земли. Благодарности депутатов не было предела. Вся беспутная жизнь епископа отошла на второй план, когда он, как верный последователь нищих пророков, призвал церковь добровольно, без выкупа отказаться от "ненужной" ей собственности. Этот поступок был в глазах граждан тем более героическим, что все знали: епархия - единственный источник доходов депутата Талейрана. Народ ликовал, а дворяне и церковники открыто называли князя за "бескорыстие" отступником.
Заставив говорить о себе, князь всё-таки предпочёл не занимать пока первых ролей в этом не слишком стабильном обществе. Он не мог, да и не стремился стать народным вождём, предпочитая более доходную и менее опасную работу в различных комитетах. Талейран предчувствовал, что эта революция добром не кончится, и с холодной насмешкой наблюдал за вознёй "народных вождей", которым в ближайшем будущем предстояло лично ознакомиться с изобретением революции - гильотиной.
После 10 августа 1792 г. многое изменилось в жизни революционного князя. Революция шагнула несколько дальше, чем хотелось бы ему. Чувство самосохранения взяло верх над перспективами лёгких доходов. Талейран понял, что скоро начнётся кровавая баня. Надо было уносить ноги. И он по поручению Дантона написал пространную записку, в которой излагал принцип необходимости уничтожения во Франции монархии, после чего предпочёл побыстрее очутиться с дипломатической миссией в Лондоне. Как вовремя! Через два с половиной месяца его имя внесли в списки эмигрантов, обнаружив два его письма от Мирабо, разоблачавшие его связь с монархией.
Естественно, Талейран не поехал оправдываться. Он остался в Англии. Положение было очень сложным. Денег нет, англичанам он не интересен, белая эмиграция искренне ненавидела расстригу-епископа, который во имя личной выгоды сбросил мантию и предал интересы короля. Если бы им представилась возможность, они бы его уничтожили. Холодный и надменный князь Талейран не придавал особого значения тявканью этой собачьей своры за своей спиной. Правда, эмигрантская возня всё же сумела досадить ему - князя выслали из Англии, он вынужден был уехать в Америку.
В Филадельфии, где он обосновался, его, привыкшего к светским развлечениям, ждала скука провинциальной жизни. Американское общество было помешано на деньгах - Талейран это быстро заметил. Ну что ж, если нет светских салонов, можно заняться бизнесом. Талейран с детства мечтал стать министром финансов. Теперь ему представилась возможность испытать свои способности. Скажем сразу: здесь он мало преуспел. Зато ему всё больше начинало нравиться развитие событий во Франции.
Кровавый террор якобинцев закончился. Новое правительство термидорианцев было гораздо более лояльным. И Талейран настойчиво начинает добиваться возможности вернуться на родину, Верный своему правилу "пускать вперёд женщин", он с помощью прекрасных дам, и в первую очередь госпожи де Сталь, сумел добиться того, чтобы с него сняли обвинения. В 1796 г., после пяти лет скитаний, 43-летний Талейран вновь вступил на родную землю.
Новому правительству Талейран не уставал напоминать о себе прошениями и просьбами через друзей. Пришедшая к власти Директория сперва и слышать не хотела о скандальном князе. "Талейран потому так презирает людей, что он много изучал самого себя" - так выразился один из директоров, Карно. Однако другой член правительства, Баррас, чувствуя нестабильность своего положения, со всё большим вниманием поглядывал в сторону Талейрана. Сторонник умеренных, тот мог стать "своим" человеком в интригах, которые директоры плели друг против друга. И в 1797 г. Талейран назначен министром внешних сношений Французской республики. Ловкий интриган, Баррас абсолютно не понимал людей. Он сам вырыл себе яму, сначала помогая продвигаться Бонапарту, а затем добившись назначения Талейрана на такой пост. Именно эти люди и отстранят его от власти, когда придёт время.
Талейран сумел подтвердить свою небезупречную репутацию очень ловкого человека. Париж привык к тому, что взятки берут почти все государственные служащие. Но новый министр внешних сношений умудрился шокировать Париж не количеством взяток, а их размерами: 13,5 млн франков за два года - это было слишком даже ' для видавшей виды столицы. Талейран брал совсех и по любому поводу. Кажется, не осталось в мире страны, общавшейся с Францией и не заплатившей её министру. К счастью, алчность была не единственным качеством Талейрана. Он смог наладить работу министерства. Это было тем легче, чем больше побед одерживал Бонапарт. Талейран быстро понял, что Директории долго не продержаться. А вот молодой Бонапарт - это не "шпага", на которую так рассчитывал Баррас, а властелин, и с ним следует подружиться. После " возвращения победоносного генерала в Париж.
Талейран активно поддержал его проект завоевания Египта, считая необходимым для Франции задуматься о колониях. "Египетская экспедиция", совместное детище министра иностранных дел и Бонапарта, должна была положить начало новой эры для Франции. Не вина Талейрана, что она не удалась. Пока генерал воевал в жарких песках Сахары, Талейран всё больше задумывался о судьбе Директории. Постоянные раздоры в правительстве, военные неудачи, непопулярность - всё это были минусы, грозившие перерасти в катастрофу. Когда к власти придёт Бонапарт - а Талейран не сомневался, что именно так и будет, - ему вряд ли будут нужны эти недалёкие министры. И Талейран решил развязаться с Директорией. Летом 1799 г. он неожиданно ушёл в отставку.
Бывший министр не ошибся. Полгода интриг в пользу генерала не пропали зря. 18 брюмера 1799 г. Бонапарт совершил государственный переворот, а через девять дней Талейран получил портфель министра иностранных дел. Судьба связала этих людей на долгих 14 лет, семь из которых князь честно служил Наполеону. Император оказался тем редким человеком, к кому Талейран испытывал если не чувство привязанности, то уж по крайней мере уважение.
"Я любил Наполеона... Я пользовался его славой и её отблесками, падавшими на тех, кто ему помогал в его благородном деле", - так будет говорить Талейран спустя много лет, когда уже ничто не связывало его с Бонапартами. Возможно, он был здесь абсолютно искренним.
Талейрану грех было жаловаться на Наполеона. Император предоставил ему огромные доходы, официальные и неофициальные (взятки князь брал активно), он сделал своего министра великим камергером, великим электором, владетельным князем и герцогом Беневентским. Талейран стал кавалером всех французских орденов и почти всех иностранных. Наполеон, конечно, презирал моральные качества князя, но и очень его ценил: "Это человек интриг, человек большой безнравственности, но большого ума и, конечно, самый способный из всех министров, которых я имел". Кажется, что Наполеон вполне понимал Талейрана. Но...
1808 г. Эрфурт. Встреча русского и французского государей. Неожиданно покой Александра I был прерван визитом князя Талейрана. Изумлённый русский император слушал странные слова французского дипломата: "Государь, для чего вы сюда приехали? Вы должны спасти Европу, а вы в этом успеете, только если будете сопротивляться Наполеону". Может быть, Талейран сошёл с ума? Нет, это было далеко не так. Ещё в 1807 г., когда, казалось, могущество Наполеона достигло своего апогея, князь задумался над будущим. Как долго может продолжаться триумф императора? Будучи слишком искушённым политиком, Талейран в очередной раз почувствовал, что пора уходить. И в 1807 г. он ушёл с поста министра иностранных дел, а в 1808 г. безошибочно определил будущего победителя.
Князь, осыпанный милостями Наполеона, повёл против него сложную игру. Шифрованные письма информировали Австрию и Россию о военном и дипломатическом положении Франции. Проницательный император и не догадывался, что его "самый способный из всех министров" роет ему могилу.
Многоопытный дипломат не ошибся. Выросшие аппетиты Наполеона привели его в 1814 г. к краху. Талейран сумел убедить союзников оставить трон не за сыном Наполеона, к которому первоначально благоволил Александр I, а за старой королевской фамилией - Бурбонами. Надеясь на признательность с их стороны, князь сделал возможное и невозможное, проявив чудеса дипломатии. Что ж, признательность со стороны новых властителей Франции не замедлила последовать. Талейран вновь стал министром иностранных дел и даже главой правительства. Теперь ему предстояло решить сложнейшую задачу. Государи собрались в Вене на конгресс, который должен был решить судьбы Европы. Слишком уж сильно перекроили Великая французская революция и император Наполеон карту мира. Победители мечтали урвать себе кусок побольше от наследства поверженного Бонапарта. Талейран представлял побеждённую страну. Казалось, князю остаётся лишь соглашаться. Но Талейран не считался бы лучшим дипломатом Европы, "ели бы это было так. Искуснейшими интригами он разъединил союзников, заставив их забыть о своей договорённости при разгроме Наполеона.
Франция, Англия и Австрия объединились против России и Пруссии. Венский конгресс заложил основы политики Европы на ближайшие 60 лет, и министр Талейран сыграл в этом решающую роль. Именно он, чтобы сохранить сильную Францию, выдвинул идею легитимизма (законности), при котором все территориальные приобретения со времён революции признавались недействительными, а политическая система европейских стран должна была остаться на рубеже 1792 г. Франция тем самым сохраняла свои "естественные границы".
Может быть, монархи и считали, что таким образом революция будет забыта. Но князь Талейран был мудрее их. В отличие от Бурбонов, которые всерьёз восприняли принцип легитимизма во внутренней политике, Талейран на примере "Ста дней" Наполеона видел, что было безумием возвращаться назад. Это только Людовик XVIII считал, что вернул себе законный трон своих предков. Министр иностранных дел прекрасно знал, что король сидит на троне Бонапарта. Развернувшаяся в 1815 г. волна "белого террора", когда самые популярные люди пали жертвой произвола озверевшего дворянства, вела Бурбонов к гибели. Талейран, надеясь на свой авторитет, попытался втолковать неразумному монарху и особенно его брату - будущему королю Карлу Х губительность такой политики. Напрасно! Несмотря на своё аристократическое происхождение, Талейран был настолько ненавистен новой власти, что она разве что не требовала его головы у короля. Ультиматум министра, требовавшего прекратить репрессии, привёл к его отставке. "Благодарные" Бурбоны на 15 лет отбросили Талейрана с политической арены. Князь был удивлён, но не расстроен. Он был уверен, несмотря на свои 62 года, что его время ещё придёт.
Работа над "Мемуарами" не оставила князя в стороне от политической жизни. Он пристально наблюдал за положением в стране и присматривался к молодым политикам. В 1830 г. грянула Июльская революция. Старый лис и здесь остался верным себе. Под грохот пушек он сказал своему секретарю: "Мы побеждаем". - "Мы? Кто же именно, князь, побеждает?" - "Тише, ни слова больше; я вам завтра это скажу". Победил Луи-Филипп Орлеанский. 77-летний Талейран не замедлил присоединиться к новому правительству. Скорее из интереса к сложному делу, он согласился возглавить труднейшее посольство в Лондоне. Пусть разгулявшаяся свободная пресса поливала старого дипломата грязью, припоминая его былые "измены", Талейран был недостижим для неё. Он уже стал историей. Его авторитет был так высок, что одно выступление князя на стороне Луи-Филиппа было расценено как стабильность нового режима. Одним своим присутствием Талейран заставил заартачившиеся было европейские правительства признать новый режим во Франции.
Последней блестящей акцией, которую удалось осуществить видавшему виды дипломату, было провозглашение независимости Бельгии, которая была очень выгодна для Франции. Это был потрясающий успех!
Не будем судить Талейрана, как он того заслуживает, - это право историка. Хотя и трудно порицать человека за то, что он слишком умён и прозорлив. Политика была для Талейрана
т'
кусством возможного", игрой ума, способом существования. Да, он действительно "продавал всех, кто его покупал". Его принципом всегда была прежде всего личная выгода. Правда, сам он говорил, что Франция стояла для него на первом месте. Кто знает... Любой человек, занимающийся политикой, непременно оказывается запачканным грязью. А Талейран был профессионалом. Так что пусть решают психологи.
"Неужели князь Талейран умер? Любопытно узнать, зачем это ему теперь понадобилось?" - пошутил язвительный насмешник. Это высокая оценка человека, который хорошо знает, что ему надо. Это была странная и загадочная личность. Сам он так выразил свою последнюю волю:
"Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чём думал и чего хотел". Споры эти длятся и по сей день.
Самая известная его фраза
«Должность есть, дело за состоянием» чрезвычайно актуальна и сейчас.
Виктор Гюго в связи с его смертью рассказывал следующее. В целях бальзамирования врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем… затем слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе! Виктор Гюго:
«Они забыли мозг, который придумал две революции, который вдохновлял целые поколения великих людей и возводил величественные здания. Этот мозг сверг двадцать королей, а они бросили его на столе»
Слуга, не зная, что ему делать, просто выбросил мозг Талейрана в сточную канаву…
Таков был конец гения дипломатии, который интересы государства всегда ставил выше всех нравственных норм. Впрочем, как это ни странно, но его действия, в конечном итоге, всегда оборачивались на пользу его стране, Франции… На его могиле в замке Валансе написано: «Здесь покоится тело Шарля Мориса де Талейран-Перигора, принца Талейрана, герцога Дино, родившегося в Париже 2 февраля 1754 г. и умершего там же 17 мая 1838 г.».
Афоризма Талейрана
Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.
Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Одни горы рождают мышей, а другие — вулканы.
Лучший помощник дипломата — это его повар.
Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.
В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.
Верить можно только тем, кто верит в себя.
Политика - это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.
Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
Есть штука пострашнее клеветы. Это - истина.
Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.
...
Vlada:
26.08.11 20:26
moran писал(а): Очень хотелось бы вступить в ваш замечательный клуб. Примите?)
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! НАПИШИ НАМ, КАКОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЛЮБИШЬ, ЭПОХИ И СТРАНЫ, НАМ ИНТЕРЕСНО. А ПОТОМ ВСТУПАЙ В КЛУБ - ДЛЯ ЭТОГО НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ НАЙДИ НАШ КЛУБ
https://lady.webnice.ru/forum/clubs.php?type=1 И ЖМИ КНОПКУ
ВСТУПИТЬ.
Я НАШЛА СВОЙ СТАРЫЙ ДОКЛАД
МОЖЕТ БЫТЬ, БУДЕТ ИНТЕРЕСНО.
ЖЕНЩИНЫ – ЛЮБИТЕЛИ ЧТЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Книга – наиболее яркое проявление духовной жизни общества, а культура книги – часть общественной культуры. Данный доклад посвящён теме, которая очень узко представлена не только в исторической литературе, но и в литературе по истории книги. При написании доклада наибольший интерес представляла книга Алексея Глухова, известного знатока книжной культуры Древней Руси и средневековья, «Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Фёдорова».
Ещё совсем недавно существовало ошибочное мнение о том, что в Древней Руси образованность – удел духовенства и князей, а о грамотных женщинах и речи не было. Но благодаря открытию в Новгороде Великом, а затем и в других городах берестяных грамот, оказалось, что письменное слово было в обиходе женщин Древней Руси. «Княгини, боярыни, монахини были причастны к книжному делу в самом широком смысле слова. Среди них были знатоки и владельцы рукописей, организаторы и участницы летописания, авторы житийных произведений, наставницы, которые учили детей «книгам и всякой премудрости», были собиратели личных библиотек; страстные читательницы»[2,С. 91].
. Вначале кратко рассмотрим, какую именно литературу читали в Древней Руси.
Чётко разделить древнерусские книги на книги учебные, книги четьи (т.е. для домашнего чтения) и книги богослужебные трудно. На Руси, как и в остальной Европе, всякое просвещение начиналось со «священного писания». Чаще всего это были Часослов, Псалтырь, Апостол, которые распространялись также за стенами школ, особенно Псалтырь, которая была самой популярной книгой для домашнего чтения. Её лирические стихи нравились читающим, а отдельные фразы широко использовались как афоризмы для украшения живой речи. Популярным жанром на Руси тех времён были «Изборники»- среднее звено между религиозной и светской литературой. Охотно читали и сборники «Златоуст», «Маргарит», «Измарагд» и другие. Часть материалов в них составляли переводы с греческого языка, остальные - оригинальный русский материал.
С XI века распространялись апокрифы – собрания легенд, тематически примыкавшие к канонической, официально признанной церковью литературе, например «Хождение богородицы по мукам», «Мудрость Соломона». Весьма распространёнными были так называемые «Хожения» - путешествия различных духовных лиц или мирян в Иерусалим и другие святые места. Например, «Хождения игумена Даниила из Русской земли» (12век) – рассказ о путешествии в Палестину. Из Византии на Русь попадали не только научные трактаты, но и произведения художественной литературы. Они не только переводились, но перерабатывались и пополнялись. Одним из самых любимых был роман «Александрия» - повествование о деяниях Александра Македонского. Разнообразие переводной литературы стало важным стимулом и источником для возникновения аналогичных жанров в русской литературе. Но основным источником всё же был богатый фольклор – былины, сказки, поговорки, исторические песни.[1]
Традиции женского образования в Византии, с которой Русь поддерживала тесные контакты, благотворно влияли на общий уровень культуры и распространение грамотности среди женщин княжеского дома. Факт распространения грамотности среди женщин в духовной среде отмечен и житийной литературой: многие русские княгини, имевшие духовный сан, занимались списыванием книг. Многие образованные женщины в XI-XIII веках имели свои домашние библиотеки. Дочери Ярослава Мудрого (Анна, Елизавета, Анастасия), как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности»: об их отце летопись сообщает, что Ярослав «насеял книжными словесы» сердца близких ему людей. Известно, что Анна Ярославна, выданная замуж за французского короля Генриха I, привезла во Францию свою библиотеку. От неё сейчас сохранилась лишь часть единственной книги, так называемое «Реймсское Евангелие», на котором в дальнейшем короли Франции приносили присягу при вступлении на престол.[3] «Евангелие» королева впоследствии подарила епископу шелонскому Рогеру, а Рогер в свою очередь подарил его Реймскому собору, где оно хранилось до Французской революции. Анна Ярославна хорошо знала латынь, помнила и кириллическое письмо.
Любила книги и жена князя Изяслава Ярославича – польская княжна Гертруда-Олисава. Она привезла с собой в Киев библиотеку западноевропейских книг. Одна из этих книг сохранилась – это Трирская псалтырь, или Кодекс Гертруды. Драгоценную рукопись княгиня всегда держала при себе, а затем подарила своей дочери Сбыславе, выданной замуж за польского князя. Сейчас Трирская псалтырь хранится в Италии в музее города Чивидали.
Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна училась по книгам своего отца, князя Всеволода. Терем его был богат книгами, и княжеская семья жила книжными интересами. «Можно сказать, что именно Анна Всеволодовна положила начало женскому образованию на Руси, создав в Киеве в Андреевском монастыре первую на Руси школу для девочек»[2, С.99]. В эту эпоху преобладало всё же домашнее обучение, и девочек из княжеских семей учили читать и писать, математике, началам философии, календарной астрономии, иностранным языкам, « врачебной хитрости».
Княжна Евпраксия-Зоя, внучка Владимира Мономаха, выданная замуж за племянника византийского императора Алексея Комнина, изучала по книгам травы и течение травами , а затем написала серьезный медицинский трактат, дошедший до нашего времени – «Аллима».
Грамотность женщин привилегированного сословия современники считали делом обычным – сведения о заказе женщин на списывание книг можно почерпнуть из жития Ефросиньи Полоцкой и Псалтыри 1296г., переписанной по заказу некой Марины. Знаменитая просветительница Ефросинья Полоцкая прославилась перепиской книг, мастерством каллиграфического искусства [2, С.100]. В Полоцке наравне с Киевом и Новгородом были богатые библиотеки, в которых создавали, накапливали и сохраняли книжные богатства. Ефросинья, постригшись в монахини, проводила время в переписке книг, которые затем продавала, а деньги раздавала нищим. Но Ефросинья не только переписывала книги, но много читала, впитывая в себя «книжный разум».
Памятники письменности XII-XIV веков свидетельствуют о росте уровня образованности женщин из среды господствующего класса. В круг женского чтения входила учительная, церковная литература. Житие Ефросиньи Суздальской отмечает знание ею античной литературы: Она познала все книги Вергилийскы и Витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых, и Омировых, и Платоновых…». В этом перечне – философы Аристотель, Платон, поэты Вергилий, Гомер, медики Гален, Эскулап.
Жена князя Всеволода Большое Гнездо Мария написала для своих детей материнское поучение, которое высоко оценивалось современниками, и было включено в летопись. Так называемое «Летописание Марии», дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича, проникнуто идеей патриотизма. Мать тверского великого князя Михаила Ярославича Оксинья обучала сына «святым книгам»; позже она вместе с Михаилом заказала тверскому мастеру Прокопию «Хронику» Георгия Амортола [2, С.104].
Конечно, только перечисленными именами древнерусских женщин не ограничивается список причастных к книжному делу. Но все эти примеры убедительно свидетельствуют о высоком уровне образованности русских женщин, живших на Руси до нашествия монголо-татар.
Библиография
1.Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги / Л.И. Владимиров. – М.:» Книга», 1988. – С.63-64.
2.Глухов, Алексей. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Фёдорова / Алексей Глухов. – М.: Экслибрис-Пресс, 1997.-С. 91-104.
3.Пушкарёва, Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарёва. – М.:»Мысль», 1989.- 286с.
miroslava писал(а):с точки зрения истории, в тексте, по-моему, кое-что переврали
АБСОЛЮТНО ВЕРНО
...