Регистрация   Вход

Masjanja: > 27.10.24 19:09


Дэн Джонс «Плантагенеты: Короли и королевы, создавшие Англию»


Оценка - 5

Отзыв дублирован из темы "Исторические романы..."

«Плантагенеты» Дэна Джонса — отличный пример исторического произведения, которое в равной степени стремится как развлекать, так и учить. Написанное с вниманием к персонажам, с пониманием запутанных дворцовых интриг и с уважением к порой жестоким сражениям или казням, оно больше похоже на сценарий сериала в духе «Игры престолов», чем на научный труд.
Когда мы говорим о мире более чем восьмисотлетней давности — когда начинается эпоха Плантагенетов, — кажется, что мы находимся на совершенно другой планете. География та же, но всё остальное чуждо. Даже изображения тех времён превращают людей в стилизованные, полукарикатурные версии. Пропасть, разделяющая века, мешает нам понять и установить связь с теми, кто жил в столь далёкие времена.
Великое достижение Дэна Джонса в том, что он взял старую историю и сделал её современной. Он добивается этого, используя непринуждённый стиль повествования, в котором редко углубляется в детали, и уделяя внимание персонажам и кульминационным моментам, сохраняя при этом стремительный темп.
Как объясняет Джонс, Плантагенеты были династией королей, которая началась с Жоффруа, графа Анжуйского, женившегося на императрице Матильде (дочери английского короля Генриха I) в 1128 году. Жоффруа носил в шляпе веточку жёлтого дрока, от которого и произошло название «Плантагенет» (planta («растение») и латинское название дрока — genista). «Плантагенеты» Джонса рассказывают о семейной драме с 1154 года, когда правил король Генрих II, до 1400 года, когда при Ричарде II ситуация резко ухудшилась. Таким образом, мы имеем примерно двести пятьдесят лет истории, уместившихся на без малого семистах страницах текста.
«Плантагенеты» — чрезвычайно удобная для читателя книга. Она построена в строгом хронологическом порядке, а оглавление служит краткой справкой, разбивая материал на отдельные разделы с датами. В конце каждого раздела Джонс обычно посвящает одну-две страницы подведению итогов, чтобы напомнить о том, что было, и предвосхитить то, что будет дальше. Также полезными оказались карты и генеалогические древа, которые являются ценным подспорьем, особенно для тех, кто очень мало (или почти ничего) не знает об этом периоде.
Неудивительно, что, поскольку «Плантагенеты» охватывают два с половиной столетия английской (и французской) истории, на страницах книги происходит огромное количество событий. Конечно, это был жестокий период, и Джонс рассказывает о роли Ричарда Львиное Сердце в Третьем крестовом походе, битвах при Баннокбёрне и Креси, а также о начале Столетней войны. Читатель может ознакомиться с сагой о недостойном короле Иоанне и Великой хартии вольностей, а также об основании парламента и об эпидемии чёрной смерти и том, какие последствия вызвала чума.
Джонс уделяет внимание конкретным королям и королевам каждой эпохи, отмечая как тех, кто снискал славу «хороших» — Генриха II, Алиенору Аквитанскую и Эдуарда III, — так и славу «плохих», в том числе Иоанна, Эдуарда II и Ричарда II; но автор далёк от однозначных трактовок «хорошести» и «плохости»: и хорошие короли совершали недостойные поступки, и плохие были не безнадёжно плохи. По ходу повествования читатель знакомится с некоторыми второстепенными персонажами, такими как Томас Бекет, принявший мученическую смерть, и коварный Пирс Гавестон. Многие из тех, кого представляет Джонс, встречают ужасную смерть, и он редко упускает возможность показать средневековое правосудие. Например, есть вызывающая отвращение сцена, связанная с наказанием Хью Деспенсера, который вместе с сыном стал приспешником крайне непопулярного короля:

Как показывает Джонс, мужчины и женщины из династии Плантагенетов играли в игру с очень высокими ставками, и последствия провала могли быть весьма серьёзными. В то же время простые люди королевства, безымянные и безликие массы, которые были всего лишь пешками в шахматном сражении, к сожалению, остаются, по большей части, скрытыми от читательского взора.
«Плантагенеты» читаются как художественная литература, чему способствует живой язык и непринуждённый стиль изложения в виде подборки лучших моментов, подчёркивающих захватывающие дух события эпохи, как, например, самое начало: «Принц был пьян». Первое предложение книги сразу же привлекает внимание и открывает рассказ о крушении в 1120 году флагманского судна принца Вильгельма Аделина и последующих столетиях чередований триумфов и бедствий, обрушившихся на династию Плантагенетов, вплоть до начала правления Генриха IV в 1399 году.

...

Consuelo: > 27.10.24 20:24


Шеннон Дрейк «Неистовая принцесса» (№ 1 «Огонь»)

Герои романа встретились в сложнейших и трагических условиях. На дворе 1066 г., и это время завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Рядом с ним молодой граф Аларик д’Анлу, один из лучших воинов Нормандии. И в октябре 1066 г., во время битвы при Гастингсе, погибает английский король Гарольд Годвинсон. Вильгельм получает корону Англии, но вовсе не спокойные годы, а в руках его сподвижника оказывается гордая дочь павшего короля. Несмотря на сложившиеся обстоятельства принцесса Фэллон вовсе не собирается сдаваться на милость победителя. Пусть они и знакомы уже некоторое время, и пусть между ними давно полыхают искры.

Поведение Фэллон, конечно, выглядит опрометчивым и неумным во многих моментах. Но ведь её можно понять: она только что потеряла любимого отца, стала пленницей, а её родина буквально разорена и истекает кровью. Фэллон выросла в ненависти к нормандцам, что тоже можно понять, так как они действительно представляли угрозу для англичан. Разумеется, ей нужно было действовать хитрее, благоразумнее, не лезть на рожон. По сути, героине повезло, что она оказалась в руках именно Аларика, если сравнивать с судьбами многих других женщин во время подобных войн. Но от этого, понятное дело, Фэллон совсем не легче. У меня героиня вызвала сочувствие, а её готовность сопротивляться до последнего меня, честно говоря, тронула. Желание отомстить – это понятное чувство, смятение и ощущение предательства по отношению не только к родине, но и к отцу, из-за своих неподвластных контролю чувств к врагу – это тоже объяснимо. При этом унижение, которое испытывала девушка, оно, конечно, сжигало её изнутри и существенно ожесточало. Иными словами, меня Фэллон не раздражала, но её положение вызывало сочувствие.

Аларика, в общем-то, нельзя назвать злодеем. Он не кровожадный, не считает, что войной можно решить все вопросы. Но он принимает правила мира, в котором живёт. А с жестокостью герой познакомился уже в детстве, буквально начиная с рождения. Поэтому он постоянно пытается заставить Фэллон, и так и этак, принять сложившиеся обстоятельства. Но, конечно, с позиции победителя говорить о смирении гораздо легче. С Фэллон у них, конечно, страсти просто накалялись до предела. Но были моменты, когда он проявлял к ней нежность, и вот более чуткая девушка могла бы это распознать и воспользоваться. Мне понравилось то, как под конец оруженосец Ричард выдал правильную тираду, это Аларику нужно было услышать, чтобы в себя прийти немного))

Кроме любовной линии автор довольно подробно касается нюансов исторического периода, и это только обогатило сюжет. Оценка – 5.

...

Consuelo: > 28.10.24 00:32


Дубль из темы автора

Кресли Коул «Неприкасаемая» (№ 8 «Бессмертные с приходом ночи»)

Практически все пары в серии «Бессмертные с приходом ночи» испытывают те или сложности во взаимоотношениях: кто-то люто ненавидит друг друга, а кто-то просто физически не может быть вместе. С последним как раз столкнулись вампир Мердок Рос и валькирия Даниэла. Мердок, второй из братьев-воинов, случайно встретил свою Невесту, когда помогал старшему брату найти его вторую половинку. Но, в отличие от пары Николая, Даниэла вовсе не отталкивает вампира. Она заставляет его сердце биться вновь, но проблема лишь в том, что Даниэла наполовину ледяная фея, к её коже просто невозможно прикоснуться. Ведь любое прикосновение грозит просто сжечь девушку. И вот таким образом наша парочка страдает всю книгу, потому что, вроде как, выхода нет. Хотя параллельно младший брат Мердока, Конрад, сумел-таки воссоединиться со своей Невестой-привидением, так что, нет ничего невозможного. Да и всё-таки Себастьян уже первым отказывался от своей Невесты, так что и тут не новый ход.

Честно говоря, от этой пары ожидала большего: Даниэла очень мягкая, уступчивая, а Мердок с его репутацией прожжённого бабника, никак не может сам с собой определиться. Почти весь сюжет состоит из ссор и примирений героев, интима без прикосновений и вкраплений историй братьев Мердока с их парами, которые шли параллельными сюжетами. Разрешение главной проблемы героев оказалось вполне на поверхности, но и логичным. К этой мысли автор подводила с самого первого упоминания вампиров и их отношений с кровью.

Понравилось описание холода, льда и мороза, красоты снежной зимы. Хладнокровный Ядиан тоже кое-что скрывает (автор дала нам малюсенький намёк, но если это правда, то намечается прямо столкновение стихий), так что о нём тоже будет любопытно прочитать роман. Ну а этому роману поставлю «4».

...

LuSt: > 28.10.24 15:32


Константин Сергиенко "До свидания, овраг!"
Очень трогательная повесть о жизни бездомных собак в маленьком овраге на краю большого города, о том, как город поглощает деревни и уничтожает природу, как разрушается вековая связь человека с землей и населяющими ее живыми существами, и как в разных обстоятельствах собаки приходят на помощь людям, а люди спасают собак. У каждого из вольных псов стаи есть своя история - так, например, вожак Черный раньше сидел на цепи и хозяин его бил, а потом хозяин уехал в город, пес стал не нужен и с тех пор Черный людей не жалует. Бывшая такса когда-то жила в интеллигентной семье профессора, и не очень ясно, как она оказалась на улице, но с ней обращались хорошо и она злобы на людей не таит. Головастый изначально уличный пес, но был в его жизни период, когда школьный сторож его пожалел и давал кров в здании школы - с тех пор он умеет читать по слогам. Маленький Крошка тоже родился на улице, как и Хромой, и с доверием людям у них не очень, но зато они умеют выпрашивать еду. А рассказчик, Гордый, считает, что у него есть свой человек, хозяин, но по какой-то причине не забирает его домой. Все эти собаки хоть и гордятся тем, что вольные псы и типа презирают "привязанных" (тех, что ходят в ошейниках и на поводках), на самом деле мечтают о теплой конуре, сытной еде в миске и ласковых руках, которые почешут бочок и за ушком. Мне понравились также собачьи легенды про собачью дверцу, за которой таится собачий рай, и про то, как раньше человек и собака говорили на одном языке и все делали вместе, а потом все изменилось. История, которая, несомненно, тронет сердце в любом возрасте. (5)

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение