натаниэлла:
07.09.22 20:03
Привет!
Надежда, спасибо за историю!
дочитала намедни.
Дублирую тут отзыв, который опубликовала в
Читальном зале
К вопросу о декадентствующей эстетике и безответной любви Ляли Гавриловны, которая любила, но замуж так и не вышла.
*
Перед каждым, кто собрался написать пространный отзыв на произведение, встает вопрос: с чего начать? С героев, с сюжета, с общего впечатления или сразу полезть в литературоведческие дебри, разбирая текст на составные слагаемые… Вариантов много, но я, пожалуй, воспользуюсь подсказкой автора, которая в самом-самом начале начертала солидный список тэгов и первым поставила «безответная любовь». Потом, в аннотации, прозвучало похожее: «Это роман-стилизация… Сказка о роковой любви в роковую эпоху»
Вот с нее-то, с любви – безответной и роковой – я и начну.
Главная героиня этого романа Ляля Гавриловна Эспран, изгнанная из издательстве журнала "Нива”в результате интриг, работает копирайтером (как сказали бы сейчас), посещает литературоведческие лекции и тайно любит поэта Развалова Илью Ефимыча. Развалов по сюжету (а не только а воображении влюбленной в него девушка) молодой гений. Он популярен, к тому же умен, красив и ведет себя согласно модному стилю декаданса: пьет, предается пороку и нараспев читает о смерти и любви. Короче, звезда и недосягаемый кумир. Ляля и не пытается его достигнуть. Ей довольно его изредка видеть, хранить сборники его стихов и отводить от него беды, вызывая огонь на себя.
Возможно, кто-то назовет влюбленную девушку ангелом-хранителем Развалова, но мне эта ее любовь больше напоминает болезнь. Эстетика декаданса, которая окружает героев книги, как раз и воспевает подобное болезненное служение. Мир – груб и пропитан миазмами распада и тлена, зло – загадочно и неожиданно, а любовь – это одновременно и боль, и альтернатива несовершенству для уставшей человеческой души. Ляля Гавриловна живет в сумерках, дышит сумерками, и любовь ее такая же сумеречная, неразличимая обычному глазу в подступающей тьме.
Ляля Гавриловна совсем еще молоденькая и неопытная, недавно закончила учебу, но автор постоянно величает ее по отчеству. Тем самым нам словно бы намекают, что перед нами человек со старой душой. Бывают дети-старички, которые повидали за свои малые годы множество ужасов. А тут мы имеем дело со старой девушкой, слишком умной для выбранного поля деятельности и общения, отчего ее удел – полное, экзистенциальное даже, одиночество.
В русской литературе часто звучала тема лишнего человека, но поскольку об этих страдальцах обычно рассказывали миру писатели-мужчины, все герои их, неприкаянные и непонятые, тоже были мужчинами и страдали по-мужски, по-мужски же понимая эту свою «
излишность» и неспособность вписаться в общество, которое для них считалось слишком пошлым, глупым и грубым. «Карету мне, карету!» - взывали «лишние» мужчины и уезжали странствовать в поисках более комфортного существования и близкой души, способной их оценить. Или умирали (как правило, красиво)
Писатель-женщина пишет о женщине, и ее ощущения "
невписуемости" в общество переживается тоже чисто по-женски, раскрывая необычные тайные грани этого странного состояния души. Взгляд Ляли Гавриловны обращен не к презираемому обществу, а к внутреннему миру человека. В основном, конечно, к человеку любимому, но она, как всякий эмпат в юбке, способный сострадать, замечает и особенности внутреннего мира других людей. Общество, где довелось вращаться Ляле Гавриловне, по-своему пошлое, глупое и манерное, со своей претензией на гениальность, жадностью до успеха и денег. Ляле бы бежать прочь, поискать себя в другом месте, в нормальном и среди нормальных людей (не обремененных талантами, но понимающими что такое семья, например, или верность). Среди «нормальных» Ляля, возможно, снова бы научилась дышать свободно, да вот беда – она не хочет для себя иного жребия. Она подстраивается под Развалова, типичного представителя декадентствующей богемы, и живет его отражением – безмолвная и нетребовательная. Ляля Гавриловна готова пожертвовать собой, до последней капли крови, лишь бы гений Развалова продолжал царствовать в литературных салонах. Она буквально разводит тучи, скопившиеся у него над головой, руками. Вытаскивает его из притона, лжет полиции, интригует ради его безопасности и в итоге растворяется в его проблемах настолько, что буквально теряет нить собственной судьбы. Все ее личные успехи и начинания – внешние, реальные – идут прахом. Она не обретает ни богатства, ни карьеры, ни той самой любви, о которой мечтает, даже становится инвалидом, зато спасает жизнь и репутацию любимого.
А что же поэт? Он принимает ее поклонение как должное. Развалов, конечно же, не может не заметить эту самоотверженную и талантливую девушку (да, стихи Ляля, как обнаруживается совершенно случайно, пишет не хуже его), но поскольку она молчит, избегает объяснений и уготовала для себя скромную роль тени, он не берет себе труд разгадать ее загадку. На любовь непонятной девушки-поклонницы он отвечает любезностями и… страхом. Да, у меня сложилось впечатление, что он боится Лялю. Он боится соприкоснуться с ее искренним внутренним миром, потому что инстинктивно чувствует (поэт все-таки, с пониженным порогом чувствительности!), что проиграет в сравнении по всем пунктам.
Развалов лично мне не показался достойным жертвенной любви Ляли Гавриловны. Он плывет по течению и, когда речь заходит о его мыслях и понимании происходящего, производит на меня впечатление совершенно обычного человека. Возможно, потому, что декаданс от меня бесконечно далек, но я не разделяла восторгов Ляли от его стихов. Не люблю читать о смерти даже в таких контрастных красно-черных декорациях. В стихах, которые звучат от имени Ляли я находила всегда куда больше силы, символизма и смысла (уж не знаю, стремился ли автор к такому восприятию)
Вообще, роман имеет интересную структуру. Основной массив глав подается от лица Ляли Гавриловны. Мы смотрим на все ее глазами и слышим ее сердцем. Для читателя она – понятна, и ей симпатизируешь. Часть глав излагается от лица Ильи Развалова. Читатель узнает и его. А познав этих двоих по отдельности, мы никак не можем соединить их в одно целое. Персонажи настолько чужие друг другу, что взаимное притяжение между ними невозможно. Они вышагивают параллельно, неспособные пересечься. Соприкасаясь руками (плечами, мгновениями), они тотчас и отскакивают друг от друга, словно шары в бильярде. И только в стихах иногда (которые автор помещает в конце некоторых глав) вибрирует струна, выводящая общую для них печальную песнь одиночества.
Как ни странно, но именно одиночеством эти двое и похожи. Ну, и еще литературным талантом.
Мне понравилась эта грустная история о любви и несовершенстве. Написанная чудесным, образным и высокохудожественным языком, она производит неизгладимое впечатление и безусловно запоминается. Сквозь прозаические строки постоянно, даже в мелочах, прорывается поэзия со своей характерной образностью и мелодикой звукописи. Стилистика романа волшебна и уникальна.
Не удержусь, пожалуй, и приведу несколько цитат, по которым можно судить о богатстве использованных автором средств выражения. Вот, к примеру, такое описание:
«
Другая дама носила мужской сюртук и брюки. Галстучек неловко падал на белую рубашку, слишком крупное лицо тянулось к бокалу. Её смех звучал, как будто чугунные шарики упали на меховой ковёр: бу-бу-бу-бух... Все поэты звали её Allegro. Настоящее её имя, Поликсена, подходило богатырке или царице циклопов. Она пришла послушать вместе с братом и подругой, но сама не читала и только одобрительно бу́хала после каждого выступления своим чугунно-меховым смехом»
Текст романа богат на парадоксальные сентенции в духе Серебряного века. Цитата:
«Я совсем забыл о Никитине, к которому привык, как к брату или давно купленному граммофону» (Казалось бы, где брат и где граммофон?))
Или о музыке: «
Журчащие звуки арфы смолкли, прозвенели последние фортепианные капли». Надо иметь безусловный талант и слух, чтобы столь изящно описать капель стаккато.
Или вот еще, мое любимое:
«В Париже она чувствовала себя маленьким зверьком на большом холме. Большие звери не замечали ее, ветер продувал холм. Идя по набережной, Ляля поднимала голову и нюхала воздух: всякий, мало-мальски знакомый с обонянием, констатировал бы, что пахло возможностями. Усмехаясь, Ляля думала себе: возможностей в основном две – слететь с холма кубарем или увидеть лесное чудо. Ведь, не правда ли, Париж известен чудесами?»
Если кто-то из потенциальных читателей решит, что все это – исторический роман об эпохе Серебряного века, и написан он с целью показать, как куролесила богема на рубеже прошлых веков, то спешу заверить, что это не совсем так. На мой взгляд, это роман о вечном. В Ляле Гавриловне какая-нибудь наша современница вполне может узнать себя. А в недотепе-поэте – своего знакомого художника или певца. Жизнь в этой книге изображена вполне узнаваемо. Сколько раз я и сама наблюдала нечто похожее на современных мне литературных кружках и посиделках. Все эти прокуренные кухни, разговоры до утра, звон пивных бутылок и водка в стаканах. Болтать до рассвета, чтобы потом спать до вечера... мало что меняется под Луной, так что все, о чем заходит речь в «Сказке о царевиче-птице и однорукой царевне», носит на себе печати не только аутентичности, но и бессрочности.
С легким сердцем и полным осознанием ответственности рекомендую этот роман всем любителям серьезного чтения
...
LoveYouLikeIDo:
07.09.22 21:05
натаниэлла писал(а):
Надежда, спасибо за историю!
дочитала намедни.
Дублирую тут отзыв, который опубликовала в
Читальном зале
Нат, привет и спасибо за восхитительный отзыв! Этот отзыв — поистине гурманское кушанье
Посмотрела со стороны твоими глазами на многолетний труд. Спасибо тебе за этот взгляд. (Как будто внетелесный опыт, когда пережившие клиническую смерть живописуют впоследствии свои ощущения от взгляда сверху на собственное тело. Труд писателя как его тело, которое он предлагает другим вкусить: сие тело мое, вкушайте, не стесняйтесь... А сам стесняется: вдруг тело придётся гостям вечери не по вкусу
)
Я и сама задаю себе вопрос: виноват ли Развалов, что Ляли-Гавриловнины чувства оказались одинокими? Не скажу — неразделёнными, так как пару раз между ними было соприкосновение, пусть и не чувственное, но интеллектуальное. Они могли бы быть хорошими собеседниками. Не убеги Ляля в 5-ой главе, убоявшись быть "очередной", а не "единственной", стали бы любовниками. Но это всё область гипотетического. А в реальности: виноват? Лежит на нём ответственность за её сердечные муки? Я, признаться, наверняка не знаю. А вдруг в каждом городе, где он выступал, в тысячной толпе была такая Ляля? Вдруг в Варшаве две Ляли стояли в зале и прижимали к груди его сборник, как молитвенник? Как ему заметить и не обидеть три, четыре, пять Ляль...
Быть Разваловым — это быть тем, кого еженедельно годами напролёт сверлят влюблёнными взглядами свеженькие курсистки. Это вечный образ. Признаться, я не виню его за то, что в шуме и громыхании собственной жизни он не заметил Лялину роль. Ляли просто слишком много в романе, в худ. пространстве книги она для читателя не маленькая, а большая девочка.)) А внутри романа она — маленький зверок на большом холме. Это проблема "маленькости" человека в большом мире. На мой взгляд, болезненно актуальная сегодня проблема. Человек — это больше не огромно, как у Горького. Это маленько (с ударением на "а").
И я верю Развалову, что он просто не заметил. Пока его мотало по пригороду, пока бросало то в жар, то в холод, пока работа и удовольствия неслись вскачь, пока его самого катало, как упомянутый в Натином сообщении бильярдный шар по полю, он мог не заметить. Верно сказано, Нат: он обычный человек. Это дети считают родителей всесильными, всевидящими, по-орлиному зоркими... А потом сами становятся родителями и понимают, что всё время их родители были просто людьми, не успевающими толком решить собственные проблемы... Развалов для Ляли — по-орлиному зоркий. За незоркость его хочется судить, как сверхчеловека, а ведь он всего лишь человек. Мне кажется, поэтому Ляля его в конце прощает. Она и не сердится на него, потому что, наверное, увидев его там, в Шаронне, с зеркальцем Кристофа у рта, уже тогда поняла, что он не "орёл", а человек. Или понимание пришло позже. Я же не Ляля, я не знаю точно.))
Спасибо ещё раз, Нат, твой отзыв предоставил мне щедрую пищу для размышлений. Он стал как бы новой главой о героях. До новых читательски-писательских встреч
...
натаниэлла:
08.09.22 17:51
LoveYouLikeIDo писал(а):Этот отзыв — поистине гурманское кушанье
Благодарю, что столь высоко оценила
LoveYouLikeIDo писал(а):
Я и сама задаю себе вопрос: виноват ли Развалов, что Ляли-Гавриловнины чувства оказались одинокими?
Я думаю, никто не виноват. Это же рок.
Отвечать на любовь без любви - немного подло. Ляля не простила бы ему снисходительной жалости, а Развалов не любил. Ты верно сказала: таких поклонниц много, и как их отличить, кого предпочесть? Сердце-то молчит.
Мне вообще кажется, что эти двое не могут быть вместе. Сейчас Ляля несчастна, но стань она его любовницей, она будет несчастна вдвойне.
Не представляю, что ты планируешь писать в продолжении...
кстати, нашла у тебя опечатку
24 глава
Кресло огалтело выставилось перед подоконником - надо ОГОЛТЕЛО
...
LoveYouLikeIDo:
08.11.22 18:18
» Обложка "Лонг-лист премии «Электронная буква»"
Дорогие друзья и читатели, приветствую вас!
Мне прислали обложку романа с пометкой "Лонг-лист премии «Электронная буква»", выглядит она вот так, так что делюсь изображением и помещаю его в папочку "Графика":
Ещё было приятно увидеть нашего "Царевича-птицу" в шорт-листе конкурса «КНИГАсветное путешествие»:
Приключения - приключения в путешествиях
1. Надежда Бугаёва "Сказка о царевиче-птице и однорукой царевне"
2. Михаэль Кречмер "Игуасу"
3. Ирина Енц "Зов ветра"
4. Дмитрий Луценко "Ужасное наследство"
5. Анна Абаимова "Мечтай до заката"
6. Андреас Скандинавски "На велосипедах вдоль Рейна"
7. Светлана Турмова "Туманы Книжного острова"
8. Алекс Кноллис "Когда сверкнет зеленый луч"
9. Женя Онегина "Ничья, или пересекая границы"
10. Владимир Никитин "Как создать убийцу"
...