miroslava:
17.10.11 13:24
» Красота ли? Золотой лотос
Этот материал - как бы вдогонку недавно обсуждавшейся теме "Красота". На мысль меня навела статья Жени об различных эталонах женской красоты в разные времена и у разных народов.
«ЗОЛОТОЙ ЛОТОС»
До наших времен дошли старинные китайские туфельки. Вот как они выглядели
Посмотрев на них, любой воскликнет: какая прелесть! Как же везло китайским детям, что им с детства прививали любовь к прекрасному, надевая такие очаровательные туфельки! Но все дело в том, что это туфельки совершенно взрослых женщин.
Эти туфельки изготавливали лучшие мастера, использовавшие разнообразные материалы и украшения: горожанкам – из шелка, жительницам деревни – попроще, и хлопка. В разных местностях были разные формы и декор, но всегда цвета были яркие, привлекающие внимание к ножкам женщины. Туфельки обязательно украшались – вышивками, бусинами. Многие женщины сами создавали эскизы своих туфелек, чтобы передать заказ обувному мастеру.
Особое внимание уделялось свадебным туфелькам. Считалось, что в приданом невесты должно быть не менее четырех пар, а в идеале – 16 пар (по четыре на каждый сезон). Были специальные туфельки для первой брачной ночи, которые украшались эротическими сюжетами – их молодожены должны были рассмотреть в супружеской постели.
Эти туфельки-лотосы (так их называли) были настоящими произведениями искусства, до сих пор поражающими как изяществом, так и крошечными размерами. Чтобы их надеть, в прошлые века девочки-китаянки должны были проходить жестокий ритуал перевязывания ножек. В результате этой процедуры их ноги уменьшались до крошечных размеров и принимали форму так называемого «Золотого лотоса» - так называли крошечные перевязанные ножки китайских женщин в прошлые века. Идеальным размером считался размер в 7,5 см от передней части кости ноги до окончания ступни.
Об обычае перевязывания женских ног в средневековом Китае я, конечно, давно слышала. Но до поры до времени считала, что процедура была не слишком страшная. Я думала, что маленьким девочкам просто жестко бинтовали ноги, чтобы они не росли и на этом все кончалось. Приблизительно так же, как, например в 16 веке в Испании, когда в моду вошла маленькая женская грудь: тогда девочкам-подросткам надевали жесткий корсет, грудные железы не развивались и – вуаля – получался крохотный бюст. И в том, и в другом случае я считала, что все это сопровождалось неприятными, но не мучительными ощущениями – в общем, вполне терпимо. И только недавно я узнала, какой пыткой было на самом деле перевязывание ступней у китайских девочек.
О возникновении этого обычая рассказывает древняя китайская легенда. Императору Тайцзун из династии Тан (618 — 907 г.г.) приснилась танцовщица, танцующая на цветке лотоса – так малы и изящны были ее ножки, что она легко выполняла сложные пируэты на такой маленькой площади. Когда он проснулся, то приказал изогнуть носки своих ступней, притянув мизинец как можно ближе к внешней стороне пятки, и крепко перевязать лентами — так сильно он хотел, чтобы и его ноги стали словно цветы лотоса…
Историки в появлении жестокого обычая винят Ли Ю, правителя южных земель китайского государства. Его любимая наложница (искусная танцовщице) умела танцевать на высокой золотой платформе в форме лотоса, балансируя на больших пальцах (так как это делается в современно балете). Чтобы заслужить такую же благосклонность господина, какую имела его фаворитка, другие наложницы стали перевязывать свои ноги, чтобы сделать их меньше.
Больше всего для распространения обычая бинтования женских ног сделал влиятельный конфуцианский философ династии Сун по имени Чжу Си (жил в 12 веке). Он был горячим сторонником подчиненного положения женщины в семье и проповедовал в этой области гораздо более жесткие нормы, чем даже сам Конфуций. Авторитетное мнение Чжу Си повлияло на других авторов, которые уверовали в то, что это нормально, несмотря на то, что классическое конфуцианство запрещало уродовать человеческое тело.
Как бы то ни было, искусственно деформированная ножка стала в Китае одним из символов женской красоты. Кроме того, это был знак принадлежности к высшему сословию, так как вначале бинтовали ноги лишь женщинам из «благородных» семей. Однако в начале 17 века этот обычай начал распространяться и между крестьян. Конечно, полного совершенства в этом процессе крестьянки не могли достигнуть, так как им приходилось работать, но, тем не менее, появилось немало простолюдинок с изуродованными ногами. А работали они в поле, ползая на коленях, к которым привязывались толстые кожаные подушки. В китайской литературе того времени часто встречаются такие пассажи: посадил крестьянин свою жену в тачку и повез ее куда надо по сюжету. Значит, даже крестьянки не могли толком передвигаться на перевязанных ногах.
Надо сказать, что этот обычай в основном был распространен в центральном Китае, где основное население составляли чистокровные китайцы – хань, как они сами себя называли. В южных провинциях, а также на севере, в Манчжурии, где жили другие народности, этот обычай не получил широкого распространения, или применялся в смягченной форме – девочкам не укорачивали ступни до критических размеров.
Как это делалось?
Чаще всего бинтование начинали в возрасте 3-6 лет, пока кости девочки не сформировались полностью. Для начала выбирали зимнее время, так как холод уменьшал боль и снижал риск инфекции.
Ногу для начала опускали в теплую смесь из крови животных и травяных растворов, чтобы размягчить стопу. В этом же растворе смачивали бинты для будущей перевязки ноги. Потом очень глубоко (практически под корень!) обрезали ногти для того чтобы они в последующем не врастали в плоть. Это уже было больно, но самое страшное было впереди.
Пальцы загибали вниз и с такой силой придавливали к стопе, что они ломались (!!!). Сломанные пальцы плотно прижимали к подошве (!!!!!). Потом стопу начинали сжимать так, чтобы передняя часть сместилась к пятке – при этом ломался свод стопы (!!!!!!!!!). После этого начиналось бинтование – как можно туже, как можно сильнее, чтобы пятка была по возможности очень близко к основанию пальцев. После бинтования конец ленты прочно зашивали, чтобы избежать ослабления повязки. Когда бинты высыхали, намотка сжималась еще сильнее и туже.
Если кто-то думает, что во время этой процедуры девочки сидели тихо и смирно, то у этого человека что-то неладно с мозгами. Наверняка, ребенок кричал и бился с огромной силой, чтобы освободиться. Что делалось, чтобы подавить сопротивление девочек – это можно представить нашему воображению…
Это был еще не конец. Ноги теперь требовали огромного внимания и заботы. Их регулярно разматывали, промывали, проверяли на наличие травм и инфекций, обрезали отраставшие ногти. Потом снова вымачивали в отварах трав, соскребали и срезали омертвевшие ткани. Потом снова забинтовывали свежими бинтами – и с каждым разом все туже и туже. Все это старались делать как можно чаще – для девочек из богатых семей обычно один раз в день, для бедных – два-три раза в неделю.
Все эти пыточные процедуры проделывала либо мать, либо профессиональная бинтовальщица. Последним отдавалось предпочтение, так как материнское сердце могло не вынести истошных криков дочери, и бинтовка не была бы достаточно тугой. Профессионалка могла игнорировать страдания девочки, вести себя при бинтовании невероятно жестоко, иногда ломая пальцы в 2-3 местах и даже полностью их разрушая.
Полежать, отдохнуть после этой пытки девочке не разрешалось. Она должна была сразу же начать ходить, независимо от того, насколько сильной была боль, так как вес тела помогал сжиманию стопы и достижению нужного размера.
Несмотря на то, что при новом перевязывании проводилась регулярно обработка ног, инфекции были обычным явлением. Порою, несмотря на регулярное обрезание, ногти могли прорастать сквозь кожу и заносить заражение. Тогда их полностью вырывали (!!!). Так как тугое бинтование практически прекращало кровоснабжение в пальцах и нарушало кровоснабжение стопы, то любая травма была практически неизлечима. Если инфекция проникала глубоко в кости, то согнутые пальцы могли совсем отвалиться (!!!!!). Но это считалось даже положительным явлением, так как после этого ногу можно было забинтовать еще туже и сделать еще меньше размером. А если у девочки были крупные пальцы, то им при бинтовании заматывали осколки стекла или куски разбитой черепицы, чтобы специально занести инфекцию (!!!!!!!)
Все вышеописанное могло длиться несколько лет. Даже после того, как стопы заживали (слово «заживали» здесь весьма условно, так как полностью они не заживали никогда!), они были настолько хрупкими, что могли сломаться повторно. Женщины, подвергшиеся процедуре бинтования навсегда оставались болезненными и склонными к травмам.
Все без исключения девочки из состоятельных семей проходили через эту процедуру. На протяжении тысячи с лишним лет в Китае нога естественной формы считалась уродливой и девушки с неперевязанным ногами не могли рассчитывать на удачное замужество.
И посейчас в Китае встречаются старые женщины с перевязанными в свое время ногами.
"Долгожителей, а точнее долгожительниц, в стольном городе Поднебесной - Пекине можно определить сразу. Они бредут по тротуарам, опираясь на сучковатые палки и раскачиваясь, словно утки, на своих маленьких, как у детей, ступнях. Возраст этих старушек можно смело определять в 90 или 100 и больше лет. Их годы выдают... ноги. ... В Китае массовое бинтование ног не практикуется с 1911 г. В КНР, население которой в настоящее время достигло почти 1,3 млрд. человек, живет около 10 тыс. человек, чьи годы перевалили за 100-летний рубеж. Количество только 70-летних стариков и старушек достигает 30 млн., а 60-летняя и старше "молодежь" перевалила за 120 млн". (Вестник "Наука Долголетия" Выпуск № 1, Декабрь 2001)
Для достижения идеала китайской красоты уродовались не только ноги. Идеалом была маленькая грудь, так что девочкам в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовыми бинтами, чтобы приостановить развитие грудных желез. Из за тугой стяжки девушки не могли как следует дышать – нарушалась подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Бинтование ног и груди самым пагубным образом сказывалось на здоровье женщины, но зато она считалась «изящной». Изящная, маленькая, хрупкая, слабая, бледная, пассивная до почти полной неподвижности – таков был идеал «китайской красавицы».
Вот как описывает женский образ Ян Гуйфей, одной из четырех красавиц Китая, известный классик эпохи Тан Бо Цзюй-и в своей поэме:
«..Опершись на прислужниц, она поднялась, —
о, бессильная нежность сама!»
Чем меньше была стопа, тем более ценилась ее обладательница. Если благодаря перевязанным ногам ее устойчивость уменьшалась до такой степени, что ее мог сбить с ног даже порыв несильного ветра – это считалось наиболее «стильным» и изысканным.
Перевязанным ногам женщины приходилось тяжелее всего. Женщина фактически должна была ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком.
Под повязкой образовывались окаменелые мозоли, стопа кровоточила и истекала гноем, кровообращение практически останавливалось. Боль в перевязанной ступне преследовала женщину всю жизнь. Она практически не могла наступить полностью на всю ступню и переносила вес для ослабления боли на пятку. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Любая прогулка, даже самая короткая, требовала громадного напряжения. Обязательным атрибутом была трость – без нее ходить было нельзя. Часто таких женщин водили под руки (слуги или родные) – самостоятельно передвигаться они не могли. И даже с поддержкой или тростью, походка у нее была неуверенная – она с трудом удерживала равновесие и ходила только крошечными шажками. Впрочем, такая походка считалась в Китае особо милой, женственной и сексуальной и всячески превозносилась в трактатах китайских ученых мужей, которые восхваляли обычай «золотого лотоса».
Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах и народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей.
Как видите: без трости - никак и никуда.
В сексуальной эстетике Китая прошлых эпох искусство ношения обуви женщин с перевязанными ногами было очень важным. Обувь классифицировалась на все случаи жизни: для прогулок, сна, праздников, похорон и т.д. Первая пара маленьких туфелек заказывалась перед началом процедуры перевязывания. Кстати, начало этой процедуры считалось большим семейным праздником – все ликовали и веселились (кроме самой девочки – но ее-то никто не спрашивал).
В Китае даже культивировалось особое искусство походки для женщин с перевязанными ногами, писались наставления: как они должны ходить, сидеть, лежать, поправлять юбку и вообще осуществлять любое движение ногами. Когда невеста впервые входила в дом мужа, ее ноги незамедлительно изучались, при этом обозревавшие не сдерживали ни восхищения (если ноги были крошечные), ни сарказма (если ноги в свое время были плохо перевязаны и сохраняли «неподобающе» большие размеры).
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:
«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует...
Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство сострадания и жалости...
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной...
Обладательницам крошечных ног сопутствует гармоничный брак...
Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений...
Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них...»
(Последнее было абсолютно верным: изуродованные ноги без регулярного ухода просто начинали разлагаться и гнить!)
Все приведенные выше цитаты взяты из различных ученых трактатов китайских мудрецов, которые пропагандировали и защищали обычай бинтования ног. Обратите внимание – нигде не идет речи о том, как ощущает себя подвергшаяся этой процедуре женщина. Даже защитникам и апологетам этого обычая хватило совести не врать, что женщина с перевязанными ступнями чувствует себя более здоровой, сильной, счастливой и т.д. Здесь везде отмечается, что такие женщины более добропорядочны, выглядят более трогательно, тщательнее ухаживают за ногами, двигаются не размашисто и гордо, как мужчины, а скромно и застенчиво, неловкими и осторожными движениями. То есть везде оцениваются положительные стороны бинтования не с точки зрения женщины, а с точки зрения мужчины – насколько такие женщины удобнее, приниженнее и зависимее в быту, чем здоровые и сильные, с нормальными ногами.
Практически вся сексуальная эстетика («искусство любви») Китая была связана с традицией «бинтования ног». Подчеркивалась особая «сексуальность» забинтованной ноги – она всегда была скрыта от глаз и все процедуры по уходу за ней осуществлялись женщиной тайно от мужских глаз. Маленькая женская ножка стала считаться самой интимной частью женского тела (даже больше, чем непосредственно половые органы – их мужчины могли видеть, а незабинованную ножку – никогда!). Ножка стала восприниматься как символ женственности, обладающий наивысшей сексуальной притягательностью, волнующей мужское воображение. На сохранившихся эротических картинках династии Сун и последующих эпох женщины изображены обнаженными со всей откровенностью, какой только можно, но их ноги ВСЕГДА забинтованы. Нет изображений женщин с голыми ногами. Максимум, что мог позволить себе художник, так это изобразить женщину в момент бинтования ног. В общем, забинтованные ноги стали главным моментом в сексуальной притягательности женщин.
Уход за забинтованными ногами женщины окружали строжайшей тайной. В запертом помещении, специальной женской комнате, далеко от мужских глаз снимались бинты. Потом ноги омывали с разными квасцами и парфюмерными маслами и отдушками. Обрабатывали мозоли и ногти и снова заматывали ноги свежими бинтами. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Хорошо воспитанным женщинам полагалось умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это вполне объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.
Бинтование ног положило конец древней великой традиции китайского танцевального искусства. Начиная с эпохи Сун прославленные красавицы и куртизанки демонстрировали искусство пения, музицирования, но все реже и реже искусства танца. Заимствованное у Китая искусство танца получило свое развитие в Японии и Корее, но в Китае полностью пришло в упадок и было утрачено.
Имело ли смысл такое издевательство над женщинами? С точки зрения строго патриархального общества, где интересы женщины были даже не на последнем, а вообще ни на каком месте, да, имело.
В любом патриархальном обществе подавление женщины (экономическое, юридическое и даже физическое) всегда было одной из важных стратегических целей. Складывалась целая система законов, обычаев и установлений, которая ставила женщину в неравноправное положение по сравнению с мужчиной. Китай тоже не стоял в стороне от этого процесса и бинтование ног наверняка воспринималось как сверэффективное средство по установлению еще большего контроля над женщиной. В обществе с культом женского целомудрия и послушания самая главная цель состояла в том, чтобы ограничить движение женщин. Мучительное и непрерывное уродование ног приводило женщину к полной зависимости от своей семьи, от мужа, что считалось необходимым и обязательным в конфуцианской морали.
Что говорить о китайцах, если испанский миссионер, архиепископ Доминго Фернандес Наваррете хвалил китайский обычай, говоря, что это великолепно позволит держать женщин дома и не даст им даже малейшей возможности гулять с посторонними партнерами!
В китайской литературе все названия различных форм перевязанной женской стопы подчеркивали женскую слабость – их чаще сравнивали с хрупкими и нежными цветами: лотос, лилия, цветок каштана, бамбука и т.д. А вот названия мужских ног (ворон с огромными лапами, ступня обезьяны) подчеркивали мужскую силу, быстроту, независимость. Бинтование ног еще сильнее закрепляло неравноправное положение полов в китайском обществе. Любой мужчина считался «сильным» не потому, что действительно был могуч душой и телом, а потому что делалось абсолютно все, чтобы превратить женщин в нечто слабое и ничтожное и на этом выгодном фоне выглядеть сильными.
В 1915 г. один китайский автор написал сатирическое эссе в «защиту» обычая, где очень хорошо показал, для чего в действительности мужчинам-поклонникам этого обычая нужны были перевязанные, изуродованные ноги жен:
«Бинтование ног» есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд «бинтования ног» и привязанной к дому (за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь».
(Это мне напомнило пассаж из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок»: рост одного из женских персонажей – небезызвестной Эллочки-людоедки – чрезвычайно льстил мужчинам. Она была крохотная и рядом с ней даже самые плюгавые мужичонки чувствовали себя великими и могучими мужами. Точно так же с обессиленной из-за изуродованных ног китаянкой любой мужчина-китаец чувствовал себя Господином и Богом, независимо от своих личных качеств – даже в том случае, если он был глупцом, слабаком и неудачником).
Естественно, о чувствах женщин с перебинтованными ногами никто не думал: в патриархальном мире главными всегда были желания мужчины. Процесс деформирования ноги протекал болезненно. Часто плоть гнила, добавлялись инфекции. Последствия – гангрена, паралич, около десяти процентов девочек не выживали. Девочки плакали и стонали от постоянной боли, не могли ни есть, ни спать.
Вот что рассказывает о пережитом одна из пожилых китаянок, которой в свое время перебинтовали ноги:
«Я
родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер се ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.
В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.
За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.
Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3—4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий.
Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой— когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».
Автор одного древнего эссе, дошедшего до наших дней, в котором превозносились перевязанные ноги, писал, что существовало 58 классифицированных разновидностей форм бинтованных ног: все они были скрупулезно посчитаны, названы каждая отдельным названием и благоговейно описаны. Самым лучшим типом считался «Золотой лотос», т.е. самые маленькие и особым образом искривившиеся в результате перевязки ноги.
Но даже обладательница «Золотого Лотоса» (т.е. самой «лучшей» формы ноги) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:
1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.
Как выглядели китаянки с перевязанными ногами – 24, 25, 21.
Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом:
«...не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».
Это верно. Без повязки нога выглядела совсем непривлекательно. А уж запах незабинтованной и необработанной ноги был ужасным.
Зачастую даже устраивались публичные конкурсы размера и формы ног, на которые спешили женщины из самых отдаленных мест. К сожалению немногие из них достигали самого торжества – из-за ужасающего антисанитарного состояния и трудностей многодневного пути, начинались воспаления конечностей с их последующей ампутацией.
Обычай бинтования ног стал изживаться с конца 19 века. Начало этому положили европейские дамы, жившие в Пекине и Шанхае, которые были не чужды идей эмансипации и женского равноправия. Видя положение своих сестёр-китаянок, они решили за них вступиться, организовав в 1896 году Общество естественных ног, штаб-квартира которого помещалась в Шанхае. Они составили записку, своего рода манифест-обращение к властям Китая, в которой просили императора через его сановников обратиться к подданным с призывом не уродовать женщин. Записку эту перевели на китайский язык и переслали главе европейского дипломатического корпуса в Пекине полковнику Денби с просьбой через китайский Совет министров передать сей документ императору.
Полковник свою миссию исполнил, но к императору записка так и не попала. Из Совета ему пришёл отказ, который мотивирован был следующим образом: “Нравы и обычаи, господствующие в Китае, отличаются от обычаев европейских стран и США. Бинтование ног — древнейший из этих обычаев. Тех, кто отказывается стягивать ноги детям, мы к этому не принуждаем, но, с другой стороны, не можем мешать тем, которые хотят следовать обычаю старины. Высшие власти страны должны позволять народу в деле бинтования ног действовать по своему желанию. Закон не может этого воспретить. Посему мы, министры, имеем честь уведомить вас, что считаем невозможным представить вашу записку императору и вдовствующей императрице. Но мы оставим вашу записку в архиве нашего Совета”.
Однако вскоре на престол взошла императрица Цыси, которая родом была из Маньчжурии, где уродовать ноги женщинам было не принято. Один из первых указов её был именно об этом. Обычай был объявлен варварством, и всем было предложено от него добровольно отказаться. Но тут оказалось, что большинство китайцев против этого. Вне зависимости от вероисповедания они считали, что ноги с подвёрнутыми к стопе пальцами — это очень красиво. Пришлось за дело браться сановникам императрицы. В большинстве своём это были генералы, выходцы из Маньчжурии. Получившие свои посты в награду за доблесть и верность во время гражданской войны губернаторы прежде всего запретили бинтовать ноги своим дочерям и покровительствовали Тьен-тзу-гуи (так по-китайски звучало “Общество естественных ног”), во главе которого тогда стояла Алисия Литтье, англичанка, жившая в Китае.
В одной из шанхайских газет Литтье опубликовала большую статью, посвящённую борьбе с уродованием ног. “Мы начали свой поход, — писала она, — с публикации стихотворения одной китаянки, рождённой в провинции Гангчу. Это стихотворение являлось настоящим военным кличем и разошлось десятками тысяч экземпляров. С тех пор мы выпустили 22 брошюры и множество плакатов и наконец дождались того, что полгода назад вышел императорский эдикт, предписывающий всем представителям власти «отсоветовать» подчинённым бинтовать ноги дочерям. Следствиями этого явились многочисленные увещания многих высших сановников”. Главными победами своего Общества Алисия полагала то, что в провинциях Сучу и Хунгчу, считавшихся китайскими “центрами моды”, девушки с нормальными ногами стали пользоваться у женихов большей популярностью чем бинтованные в детстве “Золушки”. Был уже даже придуман специальный фасон башмака, скрывавший дефекты стопы, подвергнувшейся в детстве бинтованию, — это было создано для тех, у кого пальцы уже совсем не разгибались.
Но, несмотря на оптимизм госпожи Литтье, работы у её Общества было ещё непочатый край: в огромных провинциях Кансу, Юннань, Шанси, Квайчу, где у власти были губернаторы-китайцы, а не маньчжуры, положение оставалось прежним, и в полях по-прежнему женщины с туго забинтованными ногами ползали на карачках, подвязав к коленям подушечки". Окончательно бинтование ног было запрещено в 1912 году. Но оно еще долго практиковалось в сельских местностях, где контролировать население было труднее: там приверженные традициям китайцы продолжали эту практику несмотря даже на угрозу смертной казни (такое было введено наказание за следование этому страшному обычаю). Окончательно этот обычай отошел в прошлое лишь лет 60 назад, когда к власти пришли коммунисты – эти господа умели заставить население выполнять принятые ими законы. Многое, что они свершили за первые десятилетия своего правления в Китае, не вызывает симпатии к ним, но за то, что они в конце концов полностью искоренили обычай уродовать женские ноги – спасибо им!
...
miroslava:
17.10.11 17:56
Мне самой было плохо, пока я подбирала материалы для этой выкладки. Это действительно - предел... Корсеты и легкие платья хотя бы можно было снять и заменить на более практичные одежды, да и не носили их женщины 24 часа в сутки. А тут - пожизненная пытка, без перерыва...
Vlada писал(а):И ведь заметьте, это придумали мужчины и поддерживали они же!
Апологеты “золотых лотосов» живут и в наши дни. И конечно же - это мужчины. Когда подбирала материалы для поста, наткнулась на такую выкладку – полностью можно прочитать здесь
http://sealcon.livejournal.com/22656.html . Там один умник обосновывает необходимость бинтования ног женщинам средневекового Китая самыми «возвышенными» аргументами. Естественно, нельзя признать, что такой изуверский обычай мужчины придумали, исходя из каких-то своих низменных побуждений – например, желания еще больше принизить женщину, сделать слабее, болезненнее, зависимее. Нет, разумеется, все объясняется лишь самыми «идеальными» мотивами. И автор этого поста напрочь отбрасывает в сторону такую причину возникновения этого изуверского обычая, как стремление закабалить женщину, которое, как я уже отмечала, всегда является одной из стратегических целей любого патриархального общества. Названные им причины бинтования женских ног исключительно благородны. Вот они:
1) Обычай ограничивал действие социальных лифтов. Как уже было сказано, бедная семья не могла позволить себе бинтование ног дочери. Соответственно, независимо от красоты лица и тела, у бедной девушки не было шансов на богатого мужа. Данный фактор служил усилению процессов концентрации капитала и препятствовал его дроблению, то есть благоприятствовал коммерциализации.
Но во все времена и у всех народов с этой проблемой прекрасно справлялись и без изуверских процедур. Была целая система неписанных (а порою и писанных) правил, по которым богатые и знатные не могли жениться на бедных и незнатных. Например, при дворе Людовика 14 не принимали тех, чья родословная не насчитывала по меньшей мере 6 поколений, так что знатный маркиз не мог жениться даже на самой богатой девушке недворянского сословия, если хотел по-прежнему посещать Версаль и, самое главное, обеспечить право этого посещения своим детям. Известный граф Шувалов, женившийся на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, вынужден был скрывать свою женитьбу до самой ее смерти, чтобы не подвергнуться общественному презрению. Да и он был исключением – другие так не рисковали.
И, кстати сказать, отсутствие «социальных лифтов» никогда не шло на пользу никакому обществу; оно всегда сопровождалось излишним консерватизмом, косностью и стагнацией. Отсутствие «перемешивание крови» между сословиями часто вело к вырождению вышестоящих.
Кроме того, с 17 века перевязывать ноги стало модно и у крестьянок – а какие здесь могут быть «социальные лифты».
Что касается богатых – то и здесь идея «социального лифта» не срабатывает. Богатые люди в Китае традиционно имели двух жен и сколько угодно наложниц. Если жены в обязательном порядке должны были иметь перевязанные ноги, то в наложницы могла попасть и красивая крестьянка, которой такую процедуру не проводили. Наложница в Китае (в отличие от отношения к таким женщинам в европейских странах) не считалась шлюхой, она обладала определенным уважением и почетом, а ее дети не подвергались оскорблениям как ублюдки. И хотя большая часть состояния отцов отходила к детям законных жен, но и дети наложниц могли получить свою часть. Так что капиталы так или иначе, но все равно «дробились».
2) Обычай стал маркером национальной идентичности, в значительной мере выполняя роль национальных границ. В сложный период завоевания Поднебесной монголами, чжурчжэнями, маньчжурами он сплачивал китайцев Хань и способствовал сохранению осознания своей культурной самобытности, а в дальнейшем также препятствовал феодальной раздробленности. В самоопределении китайцев Хань среди других этнических групп бинтование выступало своеобразным отражением культурного превосходства, символом конфуцианской этики, дочернего почтения и женской добродетели. Бинтование невозможно считать насильственной процедурой (???), каждая девушка мечтала о золотом лотосе, достижение заветных 7.5 сантиметров было поводом для гордости всей семьи. Женщины с такими ногами пользовались всеобщим уважением. Неспроста маньчжурские девушки, которым было запрещено бинтование, даже придумали специальную обувь, которая позволяла бы имитировать походку лотоса.
Предположим, что китайцы-хань (т.е. коренные китайцы) действительно были сильно озабочены проблемами своей национальной идентификации в условиях постоянных завоеваний. Но почему же необходимость сохранения национальной идентичности была возложена исключительно на женщин – ведь именно мужчины, как более мобильная часть общества, должны были еще резче подчеркивать свою национальную самобытность. Женщины (особенно из знатных и богатых семей, которых в первую очередь и подвергали процедуре бинтования ног) чаще всего сидели дома, а мужчины всегда были «на людях». Именно они и должны были в первую очередь заботиться о том, чтобы их не перепутали с ненавистными завоевателями, а они почему-то возложили обязанность «отличаться» на затворниц-женщин. Но ведь этих женщин видели только свои семейные и слуги, на улицах их несли в закрытых паланкинах, какая разница, как выглядели их ноги, если их могли рассмотреть только близкие люди – а они и так знали, что обладательница этих ног не монголка и не манчжурка.
Кроме того, проблема национальной идентификации во все времена и у всех народов решалась простейшим и совершенно нечленовредительским образом. Я имею в виду национальную одежду, прически, украшения и прочие атрибуты внешнего вида. История сохранили немало примеров того, как целые народы, оказавшиеся под чужеземной властью, на протяжении столетий сохраняли свое «национальное лицо» без всяких уродующих процедур. В Китае это вообще было легче легкого: там одежда, ее цвет, фасон, узоры на ней рассказывали о человеке практически все - о его национальной и социальной принадлежности, возрасте и даже указывали положение на социальной лестнице. Кстати, завоеватели-манчжуры нисколько не меньше были озабочены тем, чтобы обособиться от покоренных китайцев-хань. Они носили свою национальную одежду и особым знаком их отличия были специальный головной убор со своеобразным висячим хвостом сзади, которые запрещалось носить коренным китайцам.
Что касается того, что «бинтование нельзя назвать насильственной процедурой»… Меня эта фраза просто сбила с ног. Она мне напомнила такой пассаж в поваренных книгах: раки любят, чтобы их варили живыми. Все ясно: повара и едоки решили, что раки это «любят», а у самих раков никто не спрашивал. То же самое и здесь. Неужели автор серьезно считает, что 3-6-летние крохи с радостью или по крайней мере спокойно воспринимали все, что делают с их ногами? Возможно, став взрослыми, когда основные страдания уже были позади, девушки и гордились своими якобы «красивыми» ножками и той силой духа, с которой они претерпели свои муки. Но их совсем не спрашивали о согласии, когда начинали уродовать в детском возрасте – достаточно почитать воспоминания пожилой китаянки, которая пережила этот ужас. То, что ее постоянным и многократным битьем принуждали к послушному терпению пытки – об этом она говорит однозначно. Я уверена, что все китайские девочки были также «согласны», как эта женщина, и вряд ли просили: мама, загни мне вот этот пальчик поглубже, ты его недостаточно сломала.
Отрицание насильственного характера процедуры бинтования ног обесценивает страдания жертв и заставляет смотреть на эти страдания как на нечто несущественное и даже не существующее. А это по меньшей мере непорядочно и даже жестоко.
3) Практически давая гарантии на хорошее замужество (напомню, что бинтование было важнее внешности), обычай тем самым компенсировал недостаток рождения девочки. Это позволяло избежать значительных гендерных перекосов.
Я так и эдак читала эту фразу, и так и не поняла, что тут имел в виду автор. В социальном смысле все патриархальные общества были перекошены – женщины не допускались ни в экономику, ни в политику, ни в культуру, ни в какие другие сферы, кроме семьи, да и там их роль была подчиненной. Если бы китайским женщинам не бинтовали ноги - их все равно бы брали замуж, как и делалось это испокон у всех народов. Сейчас же в Китае женщинам ноги не бинтуют - и они все равно благополучно выходят замуж. Эту заумную фразу я так и не поняла - автор уже "замечтался", пытаясь оправдать этот обычай.
...
Шано:
17.10.11 19:40
» ЖЖ о средневековых нравах
Чтоб немножко отвлечь от китайских проблем: прочитала сегодня в ЖЖ о средневековых нравах
"Читая книжку "Registre criminel du Chatelet de Paris"/""Уголовный регистр крепости Шатле" за 1389-1392 годы составленную Аломом Кашмаре, секретарем суда по уголовным делам в эти годы, решил нарушить обещание сидеть без жж до завтра - это адище, а не дело! И после такого нам говорят о суровом и патриархальном Средневековье, где все было благочинно!
Короче. Выжимка из записей А. Кашмаре от 1390 года.
-------------------------------------------------
...Данное дело было передано в Священный Трибунал инквизиции 3 августа 1390 по РХ в связи с признаками несомненного колдовства. Прево Парижа просил Трибунал беспременно уведомлять о ходе дела и допустить к нему в качестве свидетелей следователей Шатле. Инквизиция приняла дело о колдовстве из рук светского суда.
В Шатле доложено, что дворянка Алис де Сен-Кьё, жена шевалье Робера де Сен-Кьё, была уличена в прелюбодеянии соседями, ибо ежевечерне в ее окно по улице Медников поднимался мужчина не похожий на ее мужа и спускался оттуда после отзвона на Сен-Жермен часа вечерни (после полуночи). Сие продолжалось с мая по август, когда беременность дворянки Алис стала видна, с учетом, что муж ее 73 лет неоднократно публично признавал, что утратил мужскую силу и заиметь детей не сможет. Жене же его по метрике церкви Сен-Ришар всего 23 года.
Так же обыватели наблюдали в окнах странные сполохи пламени и необычные тени, отчего решили, что к Алис де Сен-Кьё являлся дьявол и таковая от него забеременела.
Отношение Святейшего Трибунала к королевской службе прево (дело передано обратно) гласит:
Трибуналом инквизиции в лице приора коллегиаты доминиканцев Аньеля д'Овернь и братьев представляющих Трибунал достоверно установлено:
Алис де Сен-Кьё освобождена от подозрений в колдовстве и отношениях с дьяволом поскольку:
- Ее венчанный муж, шевалье Робер де Сен-Кьё, сеньор де Лавер, признался в мужском бессилии без пытки и испытания.
- Таковой сознался, что ради удовлетворения похоти своей жены счел нужным нанять за 4 ливра и 10 денье в две недели мужчину из рода mogol, являющемся царским и дворянским в странах восточных, в чем его убедили рыцари Ордена Госпитальеров, в доме которых (Новый Тампль) этот мужчина и жил.
- Следователями инквизиции удостоверено, что данный мужчина, христианин, по имени Жиль, действительно обитает в Новом Тампле под покровительством госпитальеров, таковой прочел "Отче Наш" и "Аве",засим получив за прелюбодеяние епитимью, но таковая епитимья не была строгой поскольку он человек иноземный и не сумел полностью узнать наши традиции и законы, о чем уверили братья-иоанниты.
- Комтур Ордена Госпитальеров Алонс Де Ферри принес извинения за вольность своих подчиненных дозволивших непотребство и повелел перевести таковых в испанские провинции на покаяние за грех.
- Удивительные огни в доме Алис де Сен-Кьё объясняются особыми огнепорождающими порошками Жиля, которые у него изъяты и проверены. Колдовство не установлено, ибо использовались селитра, сера и уголь, купленные в аптеке по улице Портовой у аптекаря ла Бона, пользующегося в городе уважением.
- Святейшая инквизиция ради получения доказательств измерила длину и толщину детородного уда Жиля и сравнила с показаниями Алис де Сен-Кьё. Поскольку показания совпадают, мадам Алис освобождена от обвинения в сношениях с дьяволом, и осуждается на покаяние в монастырь Сен-Реми и на паломничество в Реймс.
Примечание: родившийся ребенок может быть признан законным только в случае признания мужем, шевалье Робером де Сен-Кьё.
С тем дело Трибуналом инквизиции было закрыто и передано обратно светским властям. Светские власти его закрыли его по соглашению сторон - госпитальеров-сводников и мужа, боявшегося быть опозоренным. Заметим - дело было секретное - то есть частная жизнь защищена. Соседям объявили только о снятии обвинений.
Мужская проституция спонсируемая госпитальерами, заметьте - 4 ливра и 10 денье за две недели. ОЧЕНЬ хорошие деньги. Можно сказать огромные - для кого-то годовое жалование.
И будем внимательны, насколько въедливо инквизиционное следствие - надо полагать, что у инквизиции была агентура, которая могла запросто определить что тут такое. Иначе бы Трибунал не передал дело обратно уголовному расследованию прево прямо сказав "пошли на..., мы этим не занимаемся". И в то же время желание прево спихнуть дело на колдовство.
Будете смеяться - драма закончилась хорошо: старый муж ребенка признал, а некий mogol по имени Жиль походу отделался легким испугом.
Я так полагаю, что это был один из пленников Госпиталя после Кипра и Крита, затем освобожденный."
Отсюда:
http://gunter-spb.livejournal.com/1629154.html ...