Sinara:
31.05.25 20:39
Затерянный книжный
Иви Вудс
Оценка 4-
***
Прочитала Затерянный книжный и в моих впечатлениях осталось больше «Нет», чем «Да», хотя ожидания были ого-го какие большие.
Вначале скажу, что ожидала я увидеть на страницах магический реализм. Очень люблю такой сюжет, потому что в нем тонка грань между реальностью и волшебством. Очень хотела увидеть волшебный книжный магазин, который то исчезает, то появляется в минуты, когда он нужен и желанен. Но две параллели повествования как шли параллельно, так и почти не пересеклись. Хотя у персонажа мадам Боуден был большой потенциал. Я все ждала когда же это «ружье» выстрелит, но не дождалась.
У истории три персонажа и больше всего мне понравилась Опалин. И я бы с удовольствием прочитала цельную книгу о ней без историй Марты и Генри, которые только отвлекали мое внимание от Опалин.
Эта девушка, прогрессивных взглядом с сильным характером и стальным стержнем, жила не в своем времени. Начало 20 века еще не дало женщинам свобод и прав, как цельным ячейкам общества, но Опалин смогла расправить свои крылья и в таком ограниченном пространстве. Она молодец!
Вот только ее история была прерывистой и не полной. Мне не хватило деталей и подробностей. Она двадцать лет прожила в сумасшедшем доме, а автор этому ужасному событию уделила пару глав. Еще автор зачем-то впихнула в самом финале любовную линию для нее. Я конечно очень рада, что Опалин нашла, в конце концов, свое счастье, но считаю, что такой персонаж заслужил больше ярких впечатлений и эмоционального любовного пафоса, нежели человек который промелькнул в нескольких главах. Опять же мне не хватило подробностей.
Самый смак для меня – это атмосфера уюта. В книге ее полно. Особенно мне понравились флэшбэки о сестрах Бронте и вплетенная в сюжет история потерянного романа Шарлотты Бронте. После прочтения Затерянного книжного мне захотелось перечитать Грозовой перевал и это неудивительно, в книге много внимания уделено этому роману.
Ну, а Марта с Генри мне не особо понравились. Особенно потому что типаж Марты слишком приземленный и робкий. Она жертва жестокого домашнего насилия. Всю книгу она вела себя в соответствии с образом испуганной и нерешительной женщины. Ее было жалко, но жалость это последнее что я хочу чувствовать к герою книги. Она даже нее пыталась бороться и побег это единственное смелое решение, которое Марта осуществила за всю историю. На протяжении всей книги Марта в своем развитии топталась на месте. Она не сместила границы своего горизонта и не двигалась вперед.
Будучи замкнутым в своей скорлупе персонажем, забитым в страхе перед мужем, она не смогла освободиться от него. И как мне кажется даже после его смерти в ней остались эти границы. Хоть автор и пыталась написать обратное, н я все равно не увидела, что Марта в полной мере освободилась от своей роли жертвы.
Две такие разные женщины: свободолюбивая Опалин и смирившаяся Марта – это диссонанс истории. Ничего удивительного, что их прямые так и не смогли пересечься и роль посредника в их историях лаконично исполнила эксцентричная мадам Боуден.
...
LuSt:
01.06.25 13:55
Гор Видал "Майра"
Для своего времени (впервые книга была опубликована в 1968 году) это была, наверное, самая что ни на есть пощечина общественному вкусу: шутка ли, дневник MtF-транссексуала, который тоскует по золотому веку Голливуда и обличает закоснелую мораль, проповедует идеи радикального феминизма и беспокоится о перенаселенности планеты и следующими из нее войнами, болезнями и голодом. Если брать основную сюжетную канву, то Майра Брекинридж изображает безутешную вдову своего супруга Майрона с целью наложить руки на причитающееся ему наследство: его отец владел апельсиновой рощей в Калифорнии и завещал ее жене и сыну, жена свою половину тоже потом отписала сыну, а безвременно усопший сын, в свою очередь - своей жене. Вот только на месте бывшей апельсиновой рощи давно располагается выстроенная дядей Майрона Баком Лонером академия талантов, и теперь Майра претендует на долю в ней. Она обожает кинематограф, беспокоится о том, что телевидение его вытеснит, и поэтому жаждет вернуть стандарты преподавания к классическим, принятым в 30-40е годы, но вместе с тем окончательно похоронить патриархальную мораль и выбросить ее на свалку истории, дав дорогу к успеху женщинам.
Для кого-то роман может показаться шокирующим, он изобилует неприемлемыми для современного читателя сценами насилия, открытой неприязни к тем или иным слоям общества, античеловечностью в целом. Видал одновременно выводит в сатирическом ключе гротескный мачизм и низвергает его путем анальной дефлорации такого мачо с помощью страпона, из-за чего парень обретает еще более брутальный и садистский характер, но его нынешней партнерше, именитой агентше Летиции Ван Аллен, такое даже по душе. Финальная сцена, когда она в гипсе от шеи до пояса, рассказывает о неистовом совокуплении, кульминацией которого стало падение с лестницы, становится достойной концовкой этой комедии абсурда.
А в эпилоге, когда вновь ставший мужчиной Майрон, ныне взаправду женатый и позабывший прежние гомосексуальные склонности, пишет сценарии, следит за карьерой жены и ее бывшего, и недоумевает, как ему вообще могли прийти в голову такие грандиозные устремления.
В книге много отсылок на американскую поп-культуру шестидесятых, для меня большинство этих имен неизвестны, поэтому ассоциативного ряда не возникало, возможно, многие авторские аллюзии и отсылки прошли мимо меня. Продолжение читать вряд ли буду, но, может, когда-нибудь и сподоблюсь. (4-)
...
LuSt:
02.06.25 11:59
Наталья Нестерова "Жребий праведных грешниц. Сибиряки"
Мне эту серию многие люди хвалили, в том числе и мама, поэтому бралась я за нее с воодушевлением. С первой книгой, к сожалению, чуда не случилось, возможно, дальше автор распишется и пойдет что-то интересное, а эта книга выступает скорее знакомством с семьей Медведевых, крепких зажиточных сибирских крестьян, и в целом деревенским бытом Сибири в первой четверти XX века.
Всю семью и хозяйство держит в ежовых рукавицах Анфиса Ивановна, в девичестве Туркина (кто-то из дальних предков привез себе жену-басурманку с турецкой войны, так и повелось): и мужа Еремея, которого сама выбрала и всю супружескую жизнь пыталась заземлить да заинтересовать мирскими заботами, а он знай себе деревяшки строгал да природой любовался, и старшего сына Степку, и среднего Петьку, и младшую дочку Нюраню, и двоих бессемейных работников Федора и Акима. Вся деревня знает Медведевых как дружную семью, а поскольку у многих мужья и сыновья не вернулись кто с империалистической войны, кто с гражданской, соседи с завистью смотрят на Анфису, у которой дом полная чаша, сына она спрятала от войны на таежной заимке, а муж ее вернулся живым и невредимым, вот только как до войны политикой не интересовался, так и после и подавно.
Новая советская власть сначала показалась деревенским радостной вестью после колчаковского беспредела, но практически сразу же начались продразверстки, и рачительных сибирских крестьян, привыкших сохранять собранный урожай с запасом на случай недорода или голодного года, вынуждали выгребать все подчистую. Для сибиряков, крепостного права не знавших и живших на малозаселенных просторах, декрет о земле был пустым звуком, а гнуть спину, чтоб потом сдать весь урожай задарма, оставив себе мизер на прокорм, дураков не находилось. Степан, проникшийся под влиянием своего учителя идеями коммунизма и мировой революции, стал партийным и сам проводил продразверстки, не обходя вниманием и собственных родителей, которые на 100% соответствовали понятию кулаков. Но сильно не тряс, так, на полшишечки, что даже когда без родительского благословения женился, мать ему сначала устроила головомойку, а потом спроворила свадебный пир на весь мир.
Чисто женской эту книгу делают многословные описания хлопот по дому и бытовых подробностей: то десять страниц пельмени лепят, то сорок страниц во всех подробностях описывают роды. Персонажей, за исключением Анфисы, я пока понять не успела, Марфу было жалко - и в детстве она настрадалась, и брак с дурачком несчастливый (кстати, я так и не поняла, как так получилось, что сватали ее за Степана, а выдали за Петра?), и роды трудные. Вскроется ли в будущем, кто настоящий отец ее ребенка - увидим. Прасковья создает впечатление девушки милой и угодливой, простой, доверчивой и доброй к людям. А Нюраня уже подростком поняла свою склонность к врачеванию, так что надеюсь в следующих книгах увидеть ее получающей медицинское образование.
В целом почитать можно, но по литературному уровню это не "Тени исчезают в полдень" и уж точно далеко не "Тихий Дон". (4-)
...
Sinara:
02.06.25 20:36
Разрушительная ненависть
Ана Хуан
Дубль
Серия Разрушительная игра ¾
Оценка 5
***
Оставлю пару строк об этой истории.
После совершенно неудачной первой книги, сносной второй части, третья оказалась просто конфеткой. Даже постельные кринж сцены меня особо не смутили (а они были очень горячие). Или я просто привыкла к стилю автора, для которой разврат и непотребство – необходимейшая составляющая книги.
Между героями мелькали искры, об которые было сложно не обжечься. Напряжение и ссоры между Джошем и Джулс переросли в порочную игру сильных характеров и ярких чувств.
Конечно, можно было бы покритиковать нарциссизм Джоша и развязность Джулс. Но не буду. Зачем портить впечатление о книге, которая отлично справилась с задачей «просто отдохнуть». Что-что а отдохнуть с этой историей можно без стеснения и ложной скромности. В ней много пикантных сцен, откровенных ссор и горячих примирений.
Мне даже жаль что предыдущие две книги не такие притягательные.
...
Настёна СПб:
02.06.25 22:23
Отзыв копирован.
ИГОРЬ КОН «МУЖСКОЕ ТЕЛО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ»
Историко-культурологическая книга исследует непростую тему: как на протяжении веков менялось отношение к мужскому телу и его изображению в искусстве. Непростую, потому что до сих пор в массовом сознании укоренилось, что женское тело – это красота и искусство, мужское – стыд и порнография. Почему? Женскую наготу открыли мужчины, коими в большинстве своём были художники и заказчики; мужскую наготу, по тем же причинам, открыли тоже мужчины. Но во все времена художников, изображающих «себе подобных», подозревали в гомосексуализме (иногда не без оснований), т.к. «никого другого» «голый мужик» заинтересовать не может. Даже когда художницы смогли писать ню, как женское, так и мужское, устоявшееся мнение изменилось не сильно, хотя феминистическое движение постаралось исправить ситуацию.
Россия как всегда идёт своим путём (книга издана в 2003 г.):
Цитата:Следуя плохим американским образцам, российские законодатели и журналисты постоянно отождествляют «насилие» и «эротику», рассматривая их в одной рубрике, как нечто одинаково опасное и нежелательное. Любое обнажённое или полуобнажённое женское тело кажется им сексуальным, а мужское тело в придачу гомосексуальным (о том, что мужская нагота может интересовать также и женщин, эти критики странным образом забывают, что невольно заставляет задумываться об их собственной сексуальной ориентации) и порнографическим.
Итог. Архаическое искусство подчёркивало в мужчине репродуктивные и властные функции. Древняя Греция увидела в мужском теле божественную красоту. Христианство отрицало телесность (откуда растут ноги европейского искусства), а в эпоху Возрождения стремились к гармонии духа и плоти. Классицизм тело идеализировал, а романтизм придал уязвимости. Реализм и импрессионизм изобразил «обычных мужчин в обычных ситуациях». Атлетическое тело спортсмена быстро стало символом милитаризма. Модернизм перечеркнул всё. И человечество пошло на новый виток в поисках красоты.
Оценка – 5.
...
Freitag:
02.06.25 22:57
» «Одинокая ночь»
"Einsame Nacht" (Одинокая ночь) Шарлотта Линк
Четвертая книга серии о детективе Кейт Линвилл.
Итак, в Норт-Йоркширском убойном отделе Скарборо снова новый шеф и в этот раз это женщина. Целеустремленная и вся очень правильная Памела Грейборн. Отношения с которой у Кейт предсказуемо не складываются. Кейт работает не по правилам)). И как раз убийство: в холодную декабрьскую ночь по дороге домой в своей машине была жестоко убита молодая женщина. Уединенное место, следы заметены снегом, свидетелей нет- зацепок нет. Как и в предыдущих книгах серии в прологе есть история из прошлого, которая играет роль триггера последующих роковых событий. Девять лет назад в своем доме был жестоко избит и покалечен 15летний подросток... это было нераскрытое дело Калеба. Объединяют два случая отпечатки пальцев неизвестного на местах преступлений.
Все события происходят в рождественское время. Время радостной суеты подготовки к празднику, а позже и само празднование. Одновременно это непростое время для тех, кто одинок. Тема одиночества проходит через всю книгу в разных ракурсах и у разных персонажей. Также поднимаются подростковые темы (как выжить с огромным излишним весом в этой среде, чем он вызван чем подпитывается, отношения с одноклассниками и родителями). И, наконец сам психопат, он знатно получился, разыгран как по нотам.
История увлекательная, в оборот берет с первых же страниц. Скорее это не детектив, а триллер, мои нервишки он хорошо пощекотал. Сюжет сложно сконструированный, можно конечно и придраться к небольшим совпадениям, но неожиданные повороты и потрясающая развязка искупают мелкие огрешности. Но... книга такая депрессивная... она просто давила меня своим темным гнетущим настроем. Не знаю еще буду ли читать продолжение, есть еще одна книга в серии. К героям привязываешься... В книгах Шарлотты Линк мне как раз больше всего и нравится то, как она описывает своих персонажей: их "видишь", их чувствуешь и понимаешь. Правда алкоголика Калеба я с этой книги для себя окончательно списываю, он уже не сможет оправдать моих ожиданий. А вот для Кейт так хочется увидеть позитив в дальнейших историях...
Моя оценка 4
...
Elenawatson:
02.06.25 23:36
Линда Лафферти "Проклятие Батори" дубль
Сюжет этой книги основан на истории печально известной графини Эржебет Батори. Книга разделена на две части, и, честно говоря, историческая оказалась намного сильнее.
Одна линия разворачивается в 2010 году. Вторая переносит нас в начало 17 века и рассказывает о жизни "кровавой графини". Главы прошлого и настоящего чередуются, создавая параллель между событиями, которые происходят с разницей в 400 лет.
Историческая часть — главное достоинство книги. Очень атмосферно передан Чахтицкий замок в Словакии: всё мрачно, тревожно, держит в напряжении. Видно, что автор хорошо поработал с деталями эпохи — быт, нравы, отношение к женщинам, суеверия. Графиня Батори показана как жестокая и безжалостная, но автор старается показать и причины её поступков. В центре истории — её страшные деяния: она убивает молодых девушек, веря, что их кровь поможет сохранить ей молодость. Тема мрачная, но написано очень увлекательно. Также мы знакомимся с молодым конюхом Яношем и горничной Зузаной, которые, осознав происходящее, пытаются остановить графиню. Историческая линия захватила полностью — именно ради неё и продолжала читать.
Современная часть, действие которой происходит в Аспене, Колорадо, показалась мне слабее. Она нужна, чтобы связать прошлое с настоящим и показать, как нечто похожее может повторяться спустя века. Главная героиня — психоаналитик Бетси Пэт — пытается разобраться в странном поведении своей пациентки, подростка по имени Дейзи Харт. Девочка замкнутая, с готичной внешностью и непростой судьбой, и по ходу сюжета становится ясно, что её история каким-то образом связана с прошлым.
Есть ещё и детективная линия, но она меня не увлекла. Всё время хотелось вернуться к историческим событиям. Современные персонажи показались более плоскими, не вызвали сильных эмоций. Хотелось сказать автору: оставьте эту современность, пишите историческое — у вас это отлично получается.
В целом книга понравилась, но исключительно благодаря исторической части. Она мрачная, атмосферная, напряжённая и хорошо написанная. Современная линия заметно слабее, но свою функцию выполняет. Всё же кажется, что если бы автор полностью сосредоточился на эпохе Батори, роман бы от этого только выиграл.
Оценка: 4
...
Nadin-ka:
03.06.25 00:03
Арчибалд Кронин ПЕСЕНКА В ШЕСТЬ ПЕНСОВ И КАРМАН ПШЕНИЦЫ
Это типичный роман взросления и становления героя.
В начале повествования Лоуренс семилетний мальчик, который живет со своими родителями в маленьком городке. Не сказать, что семья состоятельная, но и не бедная. У Лоуренса счастливая, беззаботная жизнь. Все меняется, когда умирает отец. Мама пытается сохранить бизнес отца, но у нее ничего не выходит. И тогда женщина отправляет сына к брату отца, как-бы на обучение. Мальчик конечно ничему не учится, просто состоит при дядюшке на побегушках. Дядя этот колоритная личность - периодически совершает сделки на огромные суммы, но сам при этом живет, как последний бедняк. Лоуренса от полного истощения спасла добросердечная кухарка. Вскоре Лоуренс встретил своих кузенов, с которыми познакомился на похоронах отца. Молодые люди приняли юношу в свой круг, они казались такими успешными и уверенными. Но потом наступило горькое разочарование - Лоуренса просто использовали и посмеялись над ним. Юноша ожесточился, он дал себе клятву добиться успеха в жизни любой ценой. Никогда и никому он впредь не позволит себя унижать.
Во второй части Лоуренс уже состоявшийся мужчина. Какое-то время он поработал в маленькой сельской больнице, но тяжелые будни сельского врача - это не для него. И тут подвернулась возможность устроится в детский санаторий в Швейцарии. Лоуренс на предлагаемую должность не подходил, пришлось приврать. И вот он в уютном местечке, наслаждается жизнью. Детей он правда ненавидит, но они особых хлопот не доставляют. Но тут из Шотландии приходит письмо. У подруги юности Лоуренса болен сын, не мог бы Лоуренс помочь им и обеспечить лечение мальчика в санатории. Когда Кэти приезжает, спокойная жизнь Лоуренса заканчивается. Между героями начинается война. Мне оба героя не симпатичны, но Кэти хитрая, беспринципная интриганка и шантажистка. Он ей помог, а она принялась разрушать все, что он так долго выстраивал. Вреда приспособленчество Лоуренса не нанесло, врач он хороший и детям помогал, а вот она гадюка. В целом роман неплохой, написан хорошим языком, но как-то простенько все. (4)
...
Тина Вален:
03.06.25 17:35
"Настоящее сокровище Вандербильтов" Харви Кристи Вудсон
Роман немного разочаровал. Я понимала, что не стоит ждать глубокой прозы от любовного романа, но он и как любовный роман получился не очень.
В книге несколько героинь и две временные линии. В прошлом - это женщины семьи Вандербильт, одни из богатейших людей Америки, владельцы огромного поместья Билтмор. В настоящем - это бабушка и внучка, не имеющие никакого отношения к знаменитой семье, кроме фаты, которая считается их семейной реликвией, но очень уж похожа на фату семьи Вандербильтов. Бабушке 80 лет, внучке немного за 20, но вели они себя примерно одинаково. Джулия терпела бесконечные измены жениха, убеждая себя, что это нормально. Барбара, после смерти мужа, тоже старалась убедить всех и саму себя, что у нее был счастливейший брак и другой ей не нужен. Ну, не знаю. Мне кажется, если в браке ты регулярно вспоминаешь постороннего мужчину, то не так уж ты и счастлива. Виновата ли в этом фата? Не думаю. Каждый сам творец своей судьбы.
Связи между семьями я ожидала более основательной. Не убедила меня автор. Да и в целом, в отношении линии прошлого осталось ощущение недосказанности.
4 с минусом.
...
LuSt:
03.06.25 18:06
Наталья Нестерова "Жребий праведных грешниц. Стать огнем"
Долго думала, что может обозначать подзаголовок книги "Стать огнем", много мыслей было по этому поводу, но не думала, что автор это в буквальном смысле! Если первая книга мне не очень понравилась тем, что была слишком "бабской", что ли, то эта просто ошеломила. И не то чтобы описываемый период истории (эта часть саги охватывает промежуток с 1925 по 1937 год, одно из самых страшных времен в истории нашей страны) не был мне хорошо известен, нет, семью моей бабушки постигла примерно такая же судьба, как некоторых героев книги - здесь зажиточных крестьян раскулачивали и ссылали в гиблые места Васюганских болот, где земля неплодородная, очень холодно и выжить, особенно с детьми, невозможно: из поступивших в марте 1930 года 8891 спецпереселенца, к августу осталось лишь 1607 человек, а мою семью из г. Рубцовск Алтайского края этапировали в казахскую степь, где многие тоже погибли от голода и лишений. Читаешь про это, и слезы выступают на глазах: как можно было такое сделать с собственным народом, цветом нации, ее стержнем и опорой? Хотя для Сталина в то время русский народ не ощущался как свой, и да, приказы шли сверху, но ведь творили это со своими же собственными односельчанами их земляки, а не Сталин.
Автор показывает, как на протяжении этих лет развивалась жизнь каждого из членов семьи Медведевых. В конце прошлой книги жена Степана родила близнецов, а жена Петра - мальчика. Довольно скоро после рождения детей суровая Анфиса Ивановна догадалась, что у ребенка среднего сына на самом деле другой отец, и хотя ее можно понять по части предательства мужа и невестки, озлобилась она почему-то на невинное дитя. А чувствующие свою вину перед ней Еремей и Марфа хоть и пытались ограждать малыша от бабки, но понимали, что насильно ей мил не будешь. Однако то, что Анфиса попыталась отравить "выродка", а в итоге получилось так, что убила родного по крови внука, серьезно ее подкосило, и раскололо семью.
Степан с Парасей и уцелевшим ребенком уехали поднимать коммуну под Омском, а Петр с Марфой перебрались в город, где устроились Петр на завод, а Марфа сначала работала там же уборщицей, а потом домработницей в семью к инженеру Александру Камышину и его жене, томной Елене Григорьевне. Если Александр Павлович представлял собой советскую интеллигенцию, то его супруга была самой настоящей богемной музой, собирала у себя салоны искусств, куда приходили художники и поэты средней руки, и не отказывала себе в приеме вина и наркотиков. Муж пенял ей на это и сетовал, что деньги утекают сквозь пальцы как вода, но тем не менее продолжал давать их ей и ничего не требовал.
Когда донеслась до Степана весть, что родное село будет следующим в очереди на раскулачивание, он отправил Парасю предупредить родителей, но те не восприняли новость всерьез, и Парасе удалось спасти от верной смерти только Нюраню, которую сначала схоронили у Камышиных, а потом по протекции Александра Павловича отправили в Курск под личиной медсестры. Анфису же, доктора, Еремея Николаевича, работников и еще многих людей из села постигла страшная участь, я читала и плакала, насколько же это ужасно ((
На протяжении тридцатых годов у второго поколения семьи жизнь потихоньку шла своим чередом: Степан так и трудился в коммуне, Парася рожала детей, но не все из них выжили, Петр работал на заводе, Марфа родила второго ребенка, и опять не от мужа, Нюраня под чутким руководством акушерки и вдовы белогвардейского офицера Ольги Ивановны освоилась в больнице в Курской области, потихоньку смирилась с тем, что ее ненаглядный жених Максимка не стал ее искать и спустя время женился на другой (с односельчанами она была на связи, и шифровала свои письма, чтобы ее не вычислили, и в ответ ей писали таким же эзоповым языком), поступила учиться в медицинский, вышла замуж и родила дочь.
Чувствую, что следующая часть саги будет еще тяжелее, все же речь в ней пойдет о жизни семьи в военное время, но не могу оторваться. (5)
...
Elenawatson:
03.06.25 21:37
Роберт Блох "И домовой утащит вас"
Это классический хоррор с незамысловатым сюжетом. Главная героиня, Нэнси, приезжает на каникулы в курортный посёлок и начинает проявлять интерес к очень подозрительному соседу — Филипу. Молодой человек живёт здесь круглый год, что необычно для этого места. Он ведёт уединённый образ жизни: появляется только по вечерам, не ест, в его доме нет зеркал, а кожа у него необычайно бледная.
Сюжет развивается в предсказуемом ключе, с лёгким оттенком мистики и чёрным юмором в финале.
Сегодня такая история может показаться примитивной — подобные сюжеты нередко встречаются в фильмах и сериалах. Сейчас такие истории уже не пугают, скорее вызывают лёгкую ностальгию. Однако, чтобы скоротать время, рассказ вполне подойдёт. Я прослушала его именно с этой целью. Несмотря на небольшой объём, он заслуживает внимания за атмосферу и классический стиль.
Оценка: 4−.
...
Freitag:
04.06.25 22:34
"Туарег" Альберто Васкес-Фигероа
А вы уже знакомы с древнейшей традицией туарегов?
Гостеприимство. Гасель Сайях живет со своей семьей в пустыне по тем же законам, что жил его отец, а до него и дед, и прадед. Они туареги, кочевники-скотоводы и одновременно и воины. У туарегов свои законы и они не признают государственных границ. Выжить в пустыне не так и легко и здесь определенно нужна своя философия. У туарегов она есть. И вот однажды у семьи Гаселя попросили помощи двое изможденных путников, а чуть позже заявились солдаты. Одного из гостей насильно забрали с собой, второго убили, и этим обесчестили Гасселя, который предоставил путникам не только кров, но и защиту. Так начинается эта история.
Автор не называет страну, где происходят события, но подразумевается определенно Алжир. Это можно понять по месту положения и по некоторым историческим и политическим фактам. Не точно по фактам, но по сути всего случившегося. И автор рассказывает историю государства через злоключения Гасселя. Некоторые вещи чудовищно актуальны.
Пустыня описывается так поэтично.... А еще она и враг и друг, и дом и вызов, а еще пустыня дает защиту.
Финал как усмешка судьбы. Можно не признавать границы или законы государства, полностью игнорировать происходящие политические события. Поставить себя выше всей этой суеты. Но фокус в том, что политика найдет тебя сама... А еще подумалось, а так ли был свободен Гасель? Ведь в поисках и защите своего гостя он оказался в цугцванге и трагизмдля Гассселя в том, что обратно дороги уже нет.
Книгу прочитала на одном дыхании. Атмосферно. Ярко. Захватывающие приключения. Но все ли так просто? Нет, конечно, по сути автор рассказывает о столкновении мировозрений, которые несовместимы. И казалось бы у туарегов нет шансов в этом не совсем честном противостоянии. Но книге уже больше сорока лет, а новости о непримиримых туарегах нет-нет но появляются, например из Мали.
Очень рада, что автор предоставил возможность заглянуть в этот незнакомый мир, немного понять его.
Оценка 5+.
Огромное спасибо
Лене (Elenawatson) за совет НФ
...
LuSt:
05.06.25 16:27
Наталья Нестерова "Жребий праведных грешниц. Возвращение"
Вторая часть зацепила меня больше, все же в ней погибли герои, к которым я успела привыкнуть и полюбить их. А здесь ужасы войны, оккупация, блокада, голод, но все основные персонажи остаются в живых, а умерших отпускаешь кого с богом, а кого с мыслями про наконец-то сдыхались. Страшный 1941 год застал членов большой семьи Медведевых кого где - Марфа с мужем, сыновьями и Камышиными в Ленинграде, Нюраня в Курской области, Парася с младшими детьми в родном сибирском Погорелове, а ее старший сын Василий после расстрела отца был схвачен бухгалтерами из коммуны и увезен за четыреста километров от родных мест, да так и жил там под чужой фамилией, думая, что родителей обоих нет в живых, а фамилию Фролов ему дали, чтобы не было проблем типа "сын врага народа". Вася с детства был очень умным, хорошо понимал в точных науках, с отличием экстерном окончил школу и поступил в МГУ. Война его застала на летних каникулах в Казахстане у приемных родителей, и оттуда же он отправился на курсы офицеров-связистов, его двоюродный брат Митяй записался добровольцем и попал в артиллерию, а младший Егорка в пятнадцать лет сбежал к партизанам.
Им всем повезло вернуться с войны живыми, но у каждого она оставила шрамы на телах и душах. Василий потерял ногу, и ему пришлось провести долгие месяцы в госпитале, пока заживала культя, а потом долго привыкать ходить на костылях и на протезе (благо, его свели с протезистом еще царских времен, мастере от бога с огромным опытом), еще в госпитале он завел роман с медсестричкой, а после выписки и думать о ней забыл, вернулся в Москву, восстановился в университете, ходил собирал бесконечные справки да делал протез, отыскал братишку Егора, влюбился в соседку по коммуналке, вдовую учительницу русского языка, собрался уж было жениться, и вдруг как гром среди ясного неба: та самая медсестричка, оказалось, была от него беременна и на сносях приехала в Казахстан к Фроловым, где и родила двоих сыновей-близнецов. По характеру Василий, как мне кажется, очень похож на покойную бабку Анфису Ивановну, и в своем учении преисполнен эгоизма, по щелчку пальцев вычеркивает людей из своей жизни или желает им плохого. Как бы он в своем праве, конечно, но не по-людски это.
Митяй после многочисленных контузий стал эпилептиком, с фронта его комиссовали, и по счастливой случайности в госпитале он встретился с восстанавливающимся после ранения Василием и огорошил его известием о том, что его мать и младшие брат с сестрой живы и обитают в родном Погорелове, а семья Митяя - Марфа, жена Настя (дочка Камышиных) и сын Илья тоже уехали к ним в эвакуацию из блокадного Ленинграда, как только это стало возможно. Главы про блокаду и Настин дневник - самые страшные в книге, и я восхищалась Марфой, которая находила в себе силы не только для своей семьи добывать продукты, но и помогать другим. Ее доброе и справедливое сердце истинной хозяйки, а не куркулизм прижимистой Анфисы Ивановны, стало для меня символом настоящей женщины-хранительницы рода.
Нюраня в Курске оказалась в немецкой оккупации, ее муж подался в полицаи и очень сильно изменился характером. Любви промеж ними и так не было, а стало еще хуже, разве что дочка держала их вместе. Вот только Емельян в дочке души не чаял, а Нюраня, поскольку сначала училась, а потом работала, пропустила детство Клары и поэтому ощущала дочку чужой. У бесконечных нянек и отца, из которого с малолетства веревки вила, Клара выросла капризной и вредной девочкой, которой время от времени хотелось наподдать по мягкому месту. Нюраня спасла еврейку на сносях, помогла ей разродиться и приютила у себя, а потом и выправила ей и ребенку фальшивые документы, поместив в семью, где недавно умерла дочь и оставила сиротой грудного ребенка.
У автора отлично получилось показать, как война обнажает настоящее нутро людей, как кто-то обретает твердость духа и являет свои самые лучшие качества, а другие наоборот проявляют все самое низменное и отвратительное. И несмотря ни на что, жизнь продолжается.(5)
...
Freitag:
05.06.25 22:38
"Туарег 2" Альберто Васкес-Фигероа
Правосудие по древним законам туарегов.
Гасель Сайях противостоял один целой армии и после своей смерти стал легендой. Но обратной стороной этой славы стало то, что семья Гаселя стала изгоем. Прошло двадцать лет после событий первой книги, дети имахага выросли. Старший сын, тоже Гасель, теперь старший в клане. После долгих скитаний семья нашла наконец свое пристанище. Место в пустыне, где вероятно можно добыть воду. А вода означает, что можно поставить свои шатры, разбить огород, держать скотину. Осесть. С огромным трудом и страшной ценой был выкопан колодец. Воды совсем мало, лишь на самое необходимое, а это означает лишь хрупкий баланс на гране выживания. Но вот однажды на горизонте появляется современнейший гоночный автомобиль. Организаторы знаменитого ралли (подразумевается ралли "Дакар") по ошибке нанесли на карте оазис с большим общественным колодцем на то место, где сейчас живет семья Гаселя. Для туарегов гонки через огромную пустыню это безумная дикость, которую невозможно понять. Участников же ралли привлекает экстрим: риск, сильные эмоции, адреналин. Они ни на миг не задумываются о жизни людей в пустыне. Вода из колодца? Пить они ее в любом случае не собираются, у них в машинах холодильники полны припасов. А нужно им освежиться, залить карбюратор или помыть ветровое стекло. Времени нет, эмоции зашкаливают. Закономерно возникает конфликт ценностей, в результате которого один из гонщиков выливает банку машинного масла в колодец. Вода отравлена.
Итак, сын столкнулся с той же дилеммой, что и отец. Оставить безнаказанно такой поступок нельзя, ведь испортив воду в колодце целую семью обрекли на жестокую смерть. По закону туарегов виновнику должны отрубить руку. Но гонка это шоу, транслируемое на весь "цивилизованный" мир и приносящий огромные деньги. Ставки слишком высоки и организаторы попытаются замести преступление под ковер любой ценой. Как поступит Гасель?
Хорошо помню ралли "Дакар", то как грандиозно выступали там наши КАМАЗЫ. И потом гонка резко ушла из Африки, я тогда не поняла ничего толком. После прочтения книги все стало более понятно... Печальную улыбку вызвал и момент книги, когда ралли перенесли в" спокойную" и "благополучную" Ливию. Книга была опубликована в 2000 году)). "Дакар" давно перебрался в Южную Америку, а потом в Азию. Ливия в руинах. В удивительное время мы живем, история пишется просто на глазах.
Единственно, что кольнуло в книге так эта тема с именем Милошевич. Раз не стал автор давать четкое название страны, где происходили события его книги, имён политиков, даже название знаменитой гонки. Так не надо было и здесь. Драма с развалом Югославии слишком сложна и драматична, что бы ею воспользоваться для усиления образа злодея и указывая указательным пальцем на конкретного человека.
Мой итог. Вторая книга понравилась не меньше первой. Учтя ошибки отца Гасель прошелся по лезвию ножа: не предал своих предков, но и позаботился о своих родных, дал им шанс в этом мире. Мне очень понравился финал. Есть и третья книга. Интересно было бы узнать как продолжил автор серию. Был сделан намек и подумалось о государстве Азавад...
За эту книгу 5 балов
...
LuSt:
06.06.25 13:09
Шамиль Идиатуллин "Татарский удар"
Несмотря на то, что с выхода книги прошло больше 20 лет, на сегодняшний день написанное в ней кажется чертовски актуальным. Идиатуллин взялся написать политический технотриллер с событиями в недалеком будущем (из 2004 года таким виделся примерно 2008й). Война в Чечне окончена, но из-за падения цен на нефть до 4 долларов за баррель начали вскипать национальные республики Поволжья, в которых сосредоточены буровые установки, но нефть добывается высокосернистая, и из-за смешивания более чистой сибирский нефти с поволжско-уральской получается более "грязный" сорт URALS, поэтому федеральное правительство приняло решение отключить Татарстан и Башкирию от нефтепроводов. Возмущенный руководитель Татарстана Танбулат Магдиев объявил об отделении республики от России и провозгласил суверенный курс. И правительство России не придумало ничего лучше, чем пригласить усмирять мятежный регион американских миротворцев. А те и рады, ибо у них давно лежит в загашнике вторая серия плана по "деколонизации" России и развалу ее на двадцать марионеточных недогосударств.
Однако на каждый хитрый план найдется болт с винтом, и в данном случае это исторические связи татарского и русского народа, которые живут в одном государстве столетиями, прекрасно знают все особенности друг друга, и всю межнациональную рознь давно загасили. В результате американские вояки попробовали побомбить Казань, но нарвались на жесткую ответку, в результате чего американская база вместе с персоналом прекратила существовать, так еще и в Белый дом что-то интересное прилетело.
Иногда автора заносило в увлеченность всякими техническими подробностями кто стрелял, из чего и с какой целью, думаю, на экране это выглядело бы зрелищно, но в книге несколько утомляло. Но в целом читалось с интересом, только концовка меня маленько расстроила, однако такое вполне в духе российского руководства.(4)
...