Регистрация   Вход

Elka:


Виктория и Сергей Журавлевы "Воролов" Дубль из темы Спасателей книг

Совершенно новые для меня авторы, но на одном из читательских форумов в сети очень рекомендовали эту книгу.
Исторический детектив, 1891 год.
К Петру Александровичу Азаревичу, бывшему сыщику, а теперь - воролову, обращается прокурор Московской судебной палаты Алексей Васильевич Мышецкий с просьбой о помощи.
В Российской империи прошла волна самоубийств актрис и балерин накануне премьер в театре. Сначала происшествия списывались на экзальтированность, повышенную эмоциональность жертв или же несчастную любовь, но одна из жертв оказалась родственницей высокопоставленного чина, и к делу отнеслись с большей тщательностью.
Мышецкий привёл Алексея на место последнего преступления и там, с помощью Азаревича, было найдено доказательство, что это, в какой-то мере, убийство. Собранная информация показала, что у всех погибших актрис в последнее время появился поклонник, но практически из окружающих его никто не видел и описать не мог. Теперь выяснилось, что это серия убийств, вернее - доведение до самоубийства.
Цитата:
– Вы охотник! Вы умеете смотреть и слушать, искать и находить. Вы отлично знаете, как важно сразу взять след.

Так прокурор убеждал взяться Азаревича за это расследование, ведь убийца на этом не остановится, будут ещё жертвы. Для преступника это - игра.
И Пётр Александрович согласился. Ему предстоит отправиться в Благовещенск.
Довольно запутанный детектив, интересное расследование. Самое главное, что никто не знает в лицо преступника, неизвестны его фамилия и имя, известно только то, что это молодой военный, поручик. А это - как иголку искать в стоге сена!
Произведение написано хорошим языком, читалось увлекательно и с интересом.
Мне понравилась книга, но не "вау", у меня просто были завышенные ожидания к этому повествованию. Но оценка, всё-таки, пятёрка, было интересно вместе с вороловом расследовать такое нелёгкое задание. (5)
Частично книгу слушала, чтец Дмитрий Рыбин.

...

Consuelo:


Дубль из темы «Исторические романы и книги по мировой истории и культуре»

Сара Дюнан «Рождение Венеры»

Первая половина XV века, в одном из итальянских монастырей близ Флоренции умирает монахиня Лукреция. При подготовке усопшей к погребению на её теле обнаруживают некие весьма странные моменты, которые явно намекают на какие-то тайные события, имевшие место в жизни монахини. И она нам о них поведает в оставленном прощальном письме. Лукреция до пострига звалась Алессандрой Чекки, была младшей дочерью богатого торговца тканями. Жила она в мрачные годы падения дома Медичи, оккупации города французскими войсками, бурной борьба итальянских городов и государств, и безумств вперемешку с мракобесием, окутавшим Флоренцию волей доминиканского монаха Савонаролы. Жизнь Алессандры значительно меняется с приездом в их дом молодого художника, которому отец девушки заказал семейную фреску, что было модно в те годы. Сама Алессандра одарена художественным талантом, но стать мастером ей, конечно, непозволительно. Казалось бы, брак с более взрослым мужчиной из благородного рода позволит Алессандре обрести условную свободу, потому что её супруг готов предоставить Алессандре некие вольности, как то же обращение к искусству. Но у мужа оказался тоже секрет, да ещё огромный. Алессандру было жаль. Поступок её мужа, с одной стороны, достойный по отношению к Алессандре, но с другой стороны, всё равно связывающий её (если она захотела бы вступить в брак ещё раз). Алессандре осталось единственно возможное – уйти в монастырь, где у неё будет хоть какая-то свобода, опять же условная.
В целом понравилось описание атмосферы Флоренции того периода. Но мне не хватило большего раскрытия других персонажей и логики в отдельных поступках героев. Вроде как намечалась какая-то детективная составляющая, но тоже не была раскрыта. Само обращение к картине Боттичелли тоже условное.

Оценка – 4.

...

Nadin-ka:


Нина Лорен ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ ТИШИНЫ

Элле Сантос всего двадцать три года, она живет так, что жизнью это назвать трудно.
Ее мать была наркоманкой, она воровала в магазинах еду, они кое-как перебивались, а когда ей исполнилось десять, девочку украл маньяк. Три года в темном подвале, три года насилия. Почему он отпустил ее никто не понял, девочку нашли на обочине дороги полицейские. Странно, что она не помнила как ее похитили, когда это произошло никто не знает - наркоманка о похищении не заявляла. И вот спустя десять лет, Элла, ставшая Лейни все еще борется с последствиями того кошмарного похищения. Она глушит боль и воспоминания наркотиками, пьет. Она не понимает, почему ее тело все еще функционирует, ведь Эллу на самом деле убили в том подвале. Читать о страданиях Лейни, которые еще усугублялись ее полным одиночеством было тяжело. В самом деле, какой-то вакуум образовался вокруг девушки, будто она замарана или от нее можно заразиться. Все меняется, когда в городе похищают десятилетнюю девочку. Лейни полна решимости ее отыскать, как можно быстрее, она знает, что маньяк может сделать с девочкой. Того похитителя так и не нашли, а она ничего не смогла вспомнить про него. Но теперь ради маленькой Оливии она должна мысленно вернуться в тот подвал и попытаться вспомнить. Медленно, терпя нестерпимую боль, она будет продвигаться к тому, чтобы узнать наконец что же случилось в прошлом и как это связанно с настоящим. Финал оказался очень тяжелым и реалистичным. Мне понравилась книга, бесконечно жаль было девочку, потом девушку, на которую всем было наплевать. Даже после того как ее нашли никто не поддержал и не посочувствовал. (5)

...

ledi-kazan:


"Капля духов в открытую рану" Катя Качур

У автора получилась яркая, запоминающаяся книга, со своей атмосферой, классической музыки и аромата эксклюзивных духов. Все герои получились яркими, незабываемыми. Но финал книги мне совсем не понравился, он вызвал у меня разочарование, я как то почувствовала себя даже обманутой что ли.
Славочка и Ася выросли в небольшом городке в N-cке, вместе посещали музыкальную школу. И если для Вячеслава музыка была вся жизнь, то для Аси просто одним из занятий в детстве. Но еще в детстве между ними возникла связь, которую трудно было отрицать даже им самим.
Но в определение их судьбы не последнюю роль сыграла и знахарка Анна, оборвав ниточку между ними. Что по мне не совсем правильно, пусть ты хоть какой гений, но даже музыка которой ты отдаешься полностью не заменить любви и теплоты отношений между мужчиной и женщиной. И кем для Славика оказалась его мама Дарья Сергеевна ангелом хранителем или разрушителем тоже нет однозначного ответа. Всю свою жизнь она отдала сыну, и в нужный момент не смогла отпустить, чтоб он нашел свой путь в жизни помимо музыки, и его жизнь в общежитии вместе с друзьями для меня доказывает что ему все было по плечу. Да временами он казался слабохарактерным слишком, мне хотелось дать ему взбучку за это, но возьмем ту же ситуацию с Ванессой, рогоносцем ему не особо и хотелось ходить, так что характер он мог свой показывать. Ему вообще везло, в его жизни появился Филизуг, который стал для него не только наставником, но по сути и отцом. Но Славик так и не дал ему своей любви при жизни, а только после его смерти осознал насколько дорог он ему был его учитель.
Аська по жизни молодая ,амбициозная, выгрызала себе дорогу в журналистике, заставила самого Андрея Нехорошего побегать за ней. Но рождение дочери почему то стало началом конца. Развод и не очень хорошие отношения с дочерью ее надломили, и по сути она ничего не сделала чтоб это изменить, а предпочитала плыть по течению. Она могла уехать в глубинку и там постараться реанимировать карьеру, в наше время привести себя в порядок совсем не проблема, 42-45 лет какой это возраст. Нику отправить на время к отцу, может научилась бы ценить маму по достоинству.
Мне все таки казалось , когда Ася отдала Славику биографию матери они смогут поговорить по душам, но Славик струсил, что очень печально. И даже не смотря на то, что он наконец то нашел в себе мужество и сделал шаг навстречу, это уже ничего не изменило. Печально что молодую женщину ничего не держало, и даже ее коллекция духов думаю достанется Сайгонскому.
Очень понравился образ друга балбеса- алкоголика Костика, и его спасенного кота Варфоломея с его Мавоо. Сколько раз они меня заставляли улыбаться. Костик бесспорно очень талантливый, и легкий в общении, но его вредная привычка определила всю его жизнь. А кот так вообще бесподобный.
Спасибо автору за классическую музыку, которая так хорошо вплетена в сюжет, так и чувствуется ее атмосфера.
Несмотря на то, что книга мне понравилась, высший балл поставить не смогу. Оценка 4.

...

Настёна СПб:


СЕРЕНА БУРДИК «ДЕВУШКИ БЕЗ ИМЕНИ»

Роман рассказывает о сёстрах, Луэлле и Эффи, из обычной обеспеченной семьи. Брак Эмори и Жанны типичный для эпохи и социального класса (на дворе 1913 г., Нью-Йорк) – любовь прошла, о детях заботятся, всё чинно и благородно. Но Луэлла своим подростковым максимализмом и бунтом привела в действие цепочку трагических событий.
Книжная фантазёрка Эффи решила, что отец отправил сестру в Дом милосердия. Но проникнуть в «пристанище заблудших душ» оказалось проще (я удивилась насколько элементарен план Эффи), чем выбраться оттуда. Потому что Эффи страшно ошиблась, и Луэллу надо было искать в другом месте. И тут мне совершенно не понятно, почему родители ничего ей не сказали?
Дом милосердия – по сути трудовая колония. Куда за аморальное поведение (под такую формулировку можно подвести много чего) девушек отправляли или по суду, или строгие родители. Судя из этого романа, не все оказавшиеся там девушки были невинными овечками. Например, Мэйбл, из которой автор пытается сделать борющуюся героиню. А по мне она просто преступница, девушка прекрасно понимала, что делает и не хотела за это расплачиваться.
Мне не понравилась повторяющаяся в романе странная мысль: «Что бы ты ни натворила, в этом виноваты обстоятельства», мужчины, родители и т.д. Очень удобно ответственность за свои поступки переложить на кого-то другого.

Оценка – 4.

...

Dasheri:


Элиза Ожешко "Хам"


Очень глубокой оказалась эта книга. Начинала я ее читать с каким-то раздражением , так как в завязке сюжета мне виделись одни штампы - добрый и честный мужчина, распутная красивая женщина, случайность, которая их свела, неожиданная влюбленность и так далее. Я грешным делом полезла искать чужие отзывы на книгу, чтобы подтвердить свои впечатления и убедиться в том, что дочитывать ее не стоит. Однако первый же отзыв в Сети заинтересовал и удивил меня, если бы не он, не читала бы дальше ни за что. Так вот. Книгу почти в 200 страниц я прочла за 2-3 вечерних часа.

О чем она? О многом. О синдроме спасителя. О бесполезности насилия. Хотелось бы еще добавить, что о силе веры и любви. Но тут вышла заминка.. Так как именно вера, доверие, любовь губили главного героя. Конечно, не они сами по себе, просто направленные не на того человека. Франку, жену героя, тоже трудно обвинять. Такова ее натура, она и сама ей могла быть не рада. Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Отдельно хочется сказать о нищенке Марцеле, ходившей в гости к Франке. В ее лице воплощено людское коварство. Ведь именно она подталкивала своей лестью и лицемерной расчетливой поддержкой все дурные намерения Франки. Именно эта поддержка давала той уверенность в своей правоте и верности задуманных намерений. Только интересно, для чего это делала Марцеля, зачем это было ей? Ведь она хорошо понимала, что делает, и делала это намеренно. Чтобы отомстить той за ее удачу в жизни, за то, что ей попался такой хороший человек, ангел-спаситель в виде мужа, а ей самой жизнь этого не дала? Чтобы посмеяться над ее доверчивостью и слабостью к лести? Не знаю. Но в те моменты, когда она вдруг, словно опомнившись, поворачивала свою позицию с адекватной, осуждающей Франку, на лесть и поддержку "да-да, дорогая, ты права, ты красавица, все самые красивые паны побегут за тобой, и не такие, как твой муж-хам", и хитро улыбалась, мне становилось ясно, как страшны, опасны могут быть чьи-то поддержка и советы. Оценка книге - 5.

...

Лорена:


"Подсолнух " Ричард Пол Эванс

Уютный и душевный.
Очень увлекательное путешествие в джунгли, где потрясающая флора, фауна, да ещё замечательный мужчина рядом, спасающий от любой беды, и с которым ничего страшно, даже кишащее крокодилами и анакондами озеро.
Оценка 5

...

geyspoly:


дубль
Усадьба Сфинкса (Образцов Константин)

Константина Образцова в сети называют настоящим новатором, который не просто переиграл законы жанра, но и превратил триллер в нечто большее – в высокое искусство. «Усадьба Сфинкса» – моя первая встреча с его миром, и она оказалась захватывающей. Перед нами новое расследование Алины и Гронского, и, хотя в тексте есть отсылки к предыдущим частям цикла, я ни разу не почувствовала себя потерянной, начав именно с этой книги.
Каждые пять лет город потрясают пять зверских убийств юных и прекрасных девушек. На телах жертв обнаруживают посмертные укусы, напоминающие следы животного. Эти преступления загадочным образом связаны с Усадьбой Сфинкса – местом, где расположена Академия Элиты, готовящая сыновей самых влиятельных семей.
Стиль автора – это отдельное наслаждение, и, возможно, именно поэтому я так остро реагировала на леденящие душу подробности. Меня буквально коробило от царящих в академии порядков: от разделения на «воспитанников» и «фирсов», от жестоких телесных наказаний и многого другого. Но самым мерзким, самым пугающим стало само представление о «сверхчеловеке» с врожденным геномом убийцы. Как же страшно оказаться в настолько искаженной реальности, где возможно абсолютно всё! Кажется, сама усадьба пропитана таким древним и всепоглощающим злом, что единственным спасением становится её полное уничтожение.
«Усадьба Сфинкса» – это не просто триллер, а глубокое и многослойное произведение, которое оставит неизгладимое впечатление. Я настоятельно рекомендую эту книгу всем, кто ценит качественную литературу, способную не только развлечь, но и заставить задуматься. Это отличное начало для знакомства с творчеством Константина Образцова.
Оценка: 5

...

LuSt:


Янь Лянькэ "Когда солнце погасло"
Прочитала вторую книгу автора и с уверенностью могу сказать, что то, о чем он пишет, вызывает целый спектр эмоций от ужаса и отвращения до сочувствия и понимания, и несмотря на весь гротеск и сатиру за деревьями фантастических образов четко виден лес человеческого общества со всеми его пороками, социальными ужимками и вечным стремлением держать лицо. В этом романе в одну жаркую июньскую ночь по непонятной причине жители небольшого городка в горах начали ходить во сне, и во время этих сомнамбулических похождений кто-то продолжает заниматься все теми же рутинными делами, что и днем, а кто-то начинает делать то, чего подсознательно желал наяву, но не осмеливался воплотить в жизнь, потому что вряд ли бы окружающие это поняли и погладили по головке. Рассказ ведет мальчик Ли Няньнянь, которого в городке считают дурачком, сын владельцев лавки ритуальных принадлежностей и племянник директора крематория. Одна из центральных тем романа, собственно, озабоченность китайских властей тем, что под традиционные кладбища не хватает земли и нужно приучать население к тому, что кремация это хорошо и полезно, а люди держатся за традиции и готовы делать что угодно, лишь бы хоронить умерших близких по заведенному веками обряду, и, собственно, семья рассказчика сильно вовлечена в этот процесс и имеет с него не только колоссальный профит, но и не менее нехилый головняк. А еще здесь есть альтер-эго самого писателя, которого тоже зовут Янь Лянькэ, но рассказ ведет не он, потому что со стороны виднее. Не буду спойлерить, но книга действительно стоящая, и переводчица проделала титаническую работу, чтобы передать авторский стиль, намеренно изобилующий повторами, и это читается несколько тяжело, но по окончании книги понимаешь, зачем был выбран такой прием.(5)

...

Nadin-ka:


Элизабет Мун НАСЕЛЕНИЕ: ОДНА

Типичный роман на тему освоения и колонизации дальних планет, контакта с инопланетными цивилизациями. Но первый раз я встречаю главного героя такого преклонного возраста. Оливии под восемьдесят, она вот уже сорок лет вместе другими колонистами живет и работает на одной из планет дальнего космоса. Она прожила нелегкую жизнь полную забот, похоронила мужа и двух сыновей. Теперь она живет с младшим сыном и невесткой, которые явно тяготятся ею. Однажды компания финансирующая проект решает, что колония нерентабельна - видимо, ресурсов на этой планете оказалось не так много, как они рассчитывали. Колонисты в короткий срок должны собраться и перебазироваться на другую планету. Оливия понимает, что долгий перелет может не пережить и просто прячется, они улетают без нее, при этом система жизнеобеспечения осталась в рабочем состоянии. Я почувствовала, как Оливия наслаждается одиночеством. Больше не надо ни под кого подстраиваться, можно просто быть собой, жить как ей нравится. Она работала в огороде, когда появились они, странные существа, так непохожие на людей. Удивляет, что за все сорок лет существования колонии никто даже не подозревал, что что здесь уже кто-то живет. Люди не обследовали планету или автохтоны так хорошо прятались? А дальше я с удовольствием наблюдала как они налаживают контакт, учатся понимать друг друга. Существа такие непосредственные, умные, они не жестоки, но уничтожат любого, кто посягнет на самое дорогое - их потомство. И вот теперь Оливия почувствовала себя нужной, о ней заботились и любили. Она стала Хранительницей Гнезд и посредником между автохтонами и остальным миром.
История простенькая, очень в духе старой фантастики, но мне так понравилось! (5)

...

geyspoly:


Плохая няня (Бейли Тесса)

Что я ищу в любовном романе? Наверное, в первую очередь — бурю эмоций и накал страстей, особенно если речь идет о короткой истории, где каждая страница должна быть наполнена драмой и напряжением. В более полном формате я ожидаю интригу, которая затягивает с головой, заставляет переживать за героев, следить за их судьбами и с нетерпением ждать развития событий. К сожалению, в книге "Плохая няня" я не получила ни того, ни другого. Сюжет развивался слишком медленно, герои долгое время топтались на месте, словно не могли преодолеть некий внутренний барьер, который мешал им двигаться вперед. Это создавало ощущение застойности и монотонности, что совсем не способствует интересу к чтению. Мне же, наоборот, хотелось, чтобы история развивалась динамичнее, чтобы я могла с головой погрузиться в происходящее и узнать, чем же все закончится. К тому же персонажи оказались совершенно нейтральными — они не вызвали у меня ни симпатии, ни антипатии, что еще больше усугубило общее впечатление от книги. Их характеры были недостаточно проработаны, а мотивации — неубедительными, из-за чего сложно было сопереживать или хотя бы заинтересоваться их судьбами. В итоге история получилась настолько пресной и однообразной, что рекомендовать ее я не могу. Для меня любовный роман должен быть живым, эмоциональным и захватывающим, а этот не оправдал моих ожиданий.
Оценка: 3

...

Настёна СПб:


ДАХА ТАРАТОРИНА «АИР. ХОЗЯИН БОЛОТА»

Мне безумно понравилась атмосфера романа. Красивый стилизованный язык, чудесное описание обрядов, обычаев и праздников, имена персонажей слегка выбиваются из общего настроения, но я практически этого не замечала, т.к. славянский дух меня полностью окутал. Супрядки, дзяды – всё, как я люблю.
К основным героям у меня вопросов больше. Ива мне не нравилась своими метаниями. У девушки настроения и желания менялись на каждой странице. Сначала пошла с парнем на гулянку в Урожайную ночь (типа Ивана Купалы), потом удивлялась, что ей задрали подол; побежала к нечистому духу за защитой и сердилась, что он не правильно помог; люблю – «ах ты злодей».
Аир – это наименование болотного тростника, а также имя Хозяина болот, обитающего возле деревни Клюквинки. Его действия последовательны и логичны. Сначала в Иве он видел ту, другую девушку, хотел пробраться в Клюквинки, чтобы отомстить жителям… Но ряска может превратиться в кувшинку, а тёмное болото в чистое озеро.
Откуда взялась любовь, чтобы за милым аж в болото, для меня осталось за кадром. Ива бегала-бегала туда-сюда, что я нить повествования потеряла, а потом раз и любовь среди трясины.
В романе довольно колоритные второстепенные персонажи. Очень понравилась семья старосты Нора. Должность неблагодарная, ответственная, где чаще надо быть не хорошим, а справедливым и решительным. Первый красавец на деревне Бран, жених Ивы, какой-то туповатый, или просто самоуверенный. И матушка его, трясущаяся над взрослым сыночком, истеричка. А вот родители Ивы вполне разумны и адекватны. Зато бабка Алия – можно прожить 100 лет, а так ничего и не понять, и снова испортить жизнь той, кого хотела защитить.

Оценка – 4.

...

Настёна СПб:


Отзыв копирован.

РУПЕРТ КРИСТИАНСЕН «ИМПЕРИЯ ДЯГИЛЕВА. Как Русский балет покорил мир»

1. Видимо, у меня судьба такая – читать зацензуренные книги. «Империя Дягилева» подверглась правке более-менее адекватно, не целыми страницами. Но при каждом скрытии текста даётся подробная поясняющая сноска, от этого смешно, а заретушированые места становятся ещё заметнее. Если Сергей Павлович и его балет что и пропагандировали – то русские искусство и культуру.
2. В книге вульгарная вступительная статья.
3. Сразу видно, что автор – иностранец. И не потому, что про англичан он пишет больше, чем про всех остальных. Вот что это за пассаж: «После слёзной истерики, обязательной для русского»? Ещё Кристиансен не понял, что Дягилев не любил передвижников не потому, что они «сентиментальные посредственные художники», а потому что реализм. А балет в России для английского писателя начался с Тальони, биографию Петипа он переврал, а про Истомину не слышал.
4. В принципе, Кристиансен говорит об элементарном: с явлением Сергея Павловича (совершенно не балетомана), балет пошёл в ногу со временем, периодически даже обгоняя, Дягилев своим художественным чутьём, энтузиазмом вдохнул жизнь в архаичную форму. Заставил полюбить искусство «Русского балета», нахрапом, куражом, и занимался этим ради творчества, а не ради денег.
5. Написано живо, бодро, слегка поверхностно и на грани развязности, без глубокого анализа, но со скандалами, интригами и расследованиями. Кристиансен не стесняется, но и не тыкает в то, что было частью жизни и что издательство скрыло в соответствии с законом. Чёрт, как красив Лифарь в «Матросах» и «Стальном скоке», поверишь, что зрители от эмоций едва из лож не выпадали.


6. Я не согласна с авторским заключением, что проверку временем из дягилевских балетов прошли только «Аполлон Мусагет», «Блудный сын» и «Свадебка». Часто в репертуаре наших театров встречаются эти постановки? По моим любительским наблюдениям, «Свадебка» – да, а ещё «Петрушка» и «Весна священная». А сравнение Русского балета с панк-культурой – интересно и… что-то в этом есть.
7. Книгу можно читать, а можно не читать.

Оценка – 4 –.

...

эля-заинька:


"Воронье озеро" Лоусон Мэри
Удивительно серая и безликая история, в которой переплетается прошлое и настоящее. Роман из серии "без интриги и внятного сюжета".
Начинается книга с того, что героиня получает приглашение на 18-летие племянника, и думает ехать или нет, ехать одной или с партнером. Повествование построено так, что одна глава - это настоящее, следующая глава - прошлое героини, они так и чередуются.
Вся интрига в том, что когда героиня была маленькой, погибли её родители, и заботу о детях взял на себя старший брат. Он отказался от учебы в колледже, личной жизни, перебивался подработками, чтобы прокормить семью. Средний брат - Мэтт - подавал блестящие надежды, был одаренным и должен был поехать учиться.
Удивительно тускло автор рассказывает историю этой семьи, переплетая её с историей соседнего семейства, в котором царило насилие.
Мне роман не понравился, он меня не захватил. Не моя история.
Весь роман сводится к тому сможет ли героиня простить среднего брата и принять его жизнь.
Оценка 3

...

LuSt:


Кузьма Турхан "Свияга впадает в Волгу"
Случился у меня под конец года период нечитуна, и как раз на него пришлась вот эта книга, которую я мусолила почти две недели, и не потому, что неинтересная - напротив, у автора получилось шикарное историческое полотно не хуже "Тобола", от которого я отлипала только на сон, но сейчас меня постоянно что-то отвлекало и не давало сосредоточиться на книге, а читать урывками по 10-20 страниц не хотелось. И вот наконец-то перевернута последняя страница.
Роман охватывает примерно тридцать лет и происходит во времена правления Василия III и Ивана IV Грозного. Основное место действия - горная сторона между Казанским ханством и Московским государством, территория современных республик Чувашии и Марий Эл. В период правления Василия Третьего отношения Москвы с постордынскими Казанью и Крымом существенно обострились, московского ставленника Шаха Али-Хана свергли, и казанский престол занял воинственный хан Сахиб Гирей. Вместе с крымскими родственниками он пытался усилить давление на Москву, и их войско даже стояло под стенами города после разгрома царской армии, однако включилась дипломатия и стороны разошлись, чтобы подготовиться к новому витку противостояния.
Василий, а позже и его сын Иван, понимая, что походы на хорошо укрепленную Казань по голой степи не могут увенчаться успехом, сосредоточились на том, чтобы привлечь на свою сторону народы, по землям которых постоянно туда-сюда прокатывались враждующие армии, разоряя села, угоняя людей в полон, собирая непомерную дань, а подчас даже сжигая целые деревни. Автор показывает происходящее как с точки зрения богатых и знатных людей - мурз, купцов, военачальников, - так и простых охотников и солдат. Мне очень полюбились друзья Ахтубай и Ятламас и примкнувший к ним позже беглый русский кузнец Северьян. Несмотря на тяжелую жизнь в лишениях, они не теряли присутствия духа и смекалки, а на сцене, когда Ятламас под личиной странника наконец-то навеки угомонил наглого Уразмета и избавил от него своих соотечественников, прямо готова была хлопать в ладоши.
Когда в романе появилась прекрасная дочь ногайского хана Сююмбике, ставшая женой нового хана Сафа-Гирея, а после его смерти регентшей при малолетнем сыне, я думала, что автор вплетет в повествование легенду о башне Сююмбике, ныне являющейся одним из архитектурных символов Казани, но, к сожалению, этого не произошло.

Сююмбике как персонаж выведена в романе слабой, несмотря на влиятельное происхождение и связи, она во всем полагалась на свою правую руку Кучука, но уже было понятно, что люди устали от беспредела крымских и казанских ханов, совершенно не думавших о народе, а все больше о личном обогащении да облизывании турецкого султана, и чувашские, марийские и другие поволжские мурзы осознавали, что переход на сторону русских стратегически выгоднее.
Да, конечно, не обходилось и без сомнений, и без перебежчиков, но все же то, как действовала Москва, планомерно выстраивая для себя опорные пункты и города на пути следования в Казань, вдолгую оказалось правильным. Ключевым из них стал остров-град Свияжск на месте слияния Свияги и Волги, откуда и началось взятие Казани, в итоге увенчавшееся успехом. Мы были на этом острове в прошлом году, стоял собачий холод и все перемещались короткими перебежками, но место запомнилось, чувствовалась в нем некая сила предков что ли.

Автор и его переводчик с чувашского постарались насытить текст местными выражениями, от которых он приобрел неповторимый колорит и с их помощью позволил в полной мере почувствовать местную атмосферу. Возможно, когда-нибудь перечитаю, и очень хочу найти современное переиздание, у меня была старенькая книга, изданная в 1985 году.(5)

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню