натаниэлла писал(а): мелькала мысль, как объединить север и юг, потому что в финале встречу тысячелетия проводят одновременно в разных местностях
Мегалитические сооружения, как гипотетические порталы, вдруг начнут светиться?
натаниэлла писал(а): Если получится связать происхождение чаши с одной из известных древних восточных культур, будет интересно.
В этом случае, нужен какой-то культ Богини-Матери с человеческими жертвоприношениями, но так чтобы традиция хотя бы умозрительно прослеживалась. Это только культ Астарты (засвидетельствован, причем в паре с Симарглом)– через Крым – Приазовье и на север.
Нет свидетельств, что при славянских водных жертвоприношениях кровь собирали в чашу.
У тавроскифов был очень интересный культ Девы, когда путешественников и моряков, потерпевших кораблекрушение, приносили в жертву богине, но алтарь был не на берегу.
натаниэлла писал(а): Пусть чаша так и остается гиперборейской
И пусть, а гиперборейцы, предположительно обладали тайными знаниями и супертехнологиями, позволявшими делать гранитные чаши.
натаниэлла писал(а):Ладно, но если чаша, типа, сделана куда раньше, чем датируется культурный слой по керамике? Керамика средневековая, а чаша-то древнее.
Археолог говорит, что чаша обнаружена в слое 9-10 века, но ничто не мешает этому артефакту быть более древним.
Просто надо показать, что это уникальная находка, что Кирилл и делает.
Чаша из гранита, который не использовался для производства бытовой посуды, материал, сложный для обработки, да еще с филигранными надписями. Символ Юмалы указывает на его культовое предназначение. Это все в романе есть.
Кстати, вепсы ковали железное оружие, использовали сталь и высокоуглеродистую сталь. См. книжку. Там же есть образцы керамики с самобытным орнаментом. Но не суть.
натаниэлла писал(а):Здесь, наверное, уместнее ссылаться как раз на восточные более продвинутые цивилизации, нет?
Назови цивилизацию, к которой хочешь привязать чашу. Может, проще ссылаться на некие утерянные тайные знания?
натаниэлла писал(а):Хорошо, пусть будет 8-9 век, а дальше начнется эпоха расцвета города. Город же мог стоять в этом месте несколько столетий, а расцвести уже с возникновением пути из варяг в греки?
Не город, а религиозный центр, капище, куда по праздникам стекался народ со всей округи. При родоплеменном строе там могла сущестовать разве небольшая община.
Можно сравнить с тем же Стоунхенджем, около которого не было никаких городов, только маленькие деревни, разбросанные на огромной площади.
Города, в современном представлении, появляются в 12-13. Все, что было раньше – это поселения, пусть огороженные частоколом (ограда-город). Без торговли аграриям, скотоводам, рыболовам и охотникам, нет смысла скапливаться в одном месте.
Все предтечи городов – это торгово-ремесленные центры, с населением тыща жителей, а то и меньше. См. М.Н. Тихомирова «Древнерусские города».
натаниэлла писал(а):К слову, у керамики этого периода и этих земель имеется какое-нибудь специальное название?
Название керамики не попадалось, но керамику веспов по орнаменту, определенно, можно идентифицировать. Чудскую посуду не видела.
Археологи для Карелии в основном используют топонимику, названия рек и озер, типа «восточный берег озера», «правый берег реки такой-то», «близ горы такой-то». Можно обозначить границы этнической территории.
натаниэлла писал(а):А в северном шаманизме круг обозначал мир в рождении и умирании. Колесо крутится, любовь порождает, время (движение) убивает.
Круг с солнцем бы связать, а он у тебя в связке с мужским треугольником. Но да ладно.
натаниэлла писал(а):мне нужна параллель с мельницей. Вращение жерновов, лопастей - Сампо из Калевалы как символ.
Мельница – анахронизм. Жернова – точнее будет, а «мельница» - уже как преосмысление.
натаниэлла писал(а):Кстати, ацтеки использовали знак два треугольника (песочные часы) тоже как символ всепожирающего времени.
Символ «движение»? Солнечный знак «оллин» у ацтеков получился из календарного креста, где концы обозначали 4 прошедшие эпохи. На перекрестье могло так же изображаться «всевидящее око». Нат, ацтеки – это 12-15 вв.
натаниэлла писал(а):Но серьезно, если брать самые примитивные, ранние значения рун (или даже еще не рун, а проторун), то есть круг (окружность) и есть точка или закрашенный круг.
Круг было сложнее всего вырезать, поэтому руны – из прямых линий и с углами. У меня круг ассоциируется со связкой «мир-цикл –солнце». Дополнительный смысл: жизнь и кровь. У майя семантически были связаны понятия: кровь(капля) – жизнь-голова. Отсюда и культ черепа. Но цвет жизни был зеленым. Нефрит символизировал: жизнь, кровь и богатство.
натаниэлла писал(а):закрашенный круг - это центр мира, высота, средоточие - то, что позже вылилось в ностратический корень АРК (вспомни про Ноев Ковчег, приставший к вершине горы Арарат)
Помню-помню, как же.

Только в исторический период уровень океана на такую высоту не поднимался. Семиты тиснули шумерское предание об Утнапиштиме, сохранившееся в вавилонской традиции.
Нат, ты же языковед, а занимаешься народной этимологией. Где ностратическая группа и где чукчи?
натаниэлла писал(а):Я на Печати Юмалы поместила в центр черную точку - пусть будет центром мира.
И всевидящим оком.
натаниэлла писал(а):Во многих праязыках используется один и тот же корень для обозначения металла и крови.
Смысл понятен, но семантика получается не совсем уж древняя.
натаниэлла писал(а):Солнце знак мужской, цвет красный.
Спорно.