Каждая кошка — индивидуальность, но далеко не каждая — индивидуалистка. Наверное, Вы знаете, что такое индивидуалист. Индивидуалист «общается» в форме монолога, его не интересует чужое мнение, он слышит только себя, любимого. Кажется, он не замечает Вас вовсе, потому что не замечает Вашего настроения, не разделяет Ваших эмоций, да и Ваше присутствие ему более-менее безразлично. Разве можно то же самое сказать про каждую кошку? Да и про кошку вообще?
Если Вы где-то поблизости, кошка всегда знает, что Вы рядом, она всегда чувствует Ваше настроение, безошибочно определяет Ваше самочувствие. Посмотрите на этот притворно-отстраненный взгляд из-под полуприкрытых век! Даже во время дремоты она ощущает Ваше присутствие всеми органами чувств, она всегда «имеет Вас в виду». Только не подает виду. Попробуйте позвать проходящую мимо или дремлющую кошку. В большинстве случаев она не отзовется, она не удостоит Вас даже поворотом головы. Но разве она не реагирует на Ваш зов? А как же еле заметное движение ушей или секундное замедление шага?
Наверное, любить кошку труднее, чем собаку. Собачья преданность ярко выражена, и это подкупает человека. Но ошибочно думать, что кошка «гуляет сама по себе» во всех смыслах этого выражения. Гуляет кошка действительно совсем не так, как собака (кто выгуливал кошку на шлейке, тот знает, что кошка выгуливает хозяина, а не наоборот). Но в любви, заботе, общении, внимании кошка нуждается так же сильно, как собака. Только нужда эта выражается у кошки специфическим образом. Поэтому зачастую человек оказывается неспособным оценить и удовлетворить потребность в любви своей усато-хвостатой подруги. Нередко лишь в экстремальных обстоятельствах человек вынужден признавать наличие у кошки сильнейшей психо-эмоциональной зависимости от человека: многие кошки переживали сильнейший стресс в случаях разлуки с хозяином или серьезной болезни хозяина, а некоторые (особенно пожилые) не выдерживали разлуки.
Понимание психических потребностей кошки, живущей в одном доме с человеком, — необходимое условие для предотвращения многих проблем поведения.
Постарайтесь запомнить несколько простых, но чрезвычайно важных аспектов правильного воспитания кошки. Правила эти основаны на том, что кошка — животное социальное, но не стайное. Кошки способны жить колониями, но охотятся кошки и передвигаются по территории единолично. (Стайное животное — собака). Для кошки не существует безоговорочного авторитета вожака подобно тому, как существует авторитет вожака (человека) для собаки.
Не наказывайте кошку физически. Кошка, в отличие от собаки, не воспринимает физическое наказание как стимул к послушанию. Физическое наказание для кошки-лишь источник страха.
Кошка не воспринимает прямых запретов. Для того, чтобы отучить кошку от вредных привычек, кошке необходимо предложить альтернативу, т.е. необходимо договариваться с кошкой.
В принятии решения кошке всегда должно быть предоставлено право выбора (пользоваться или нет одной миской с другими животными; идти или нет на контакт с гостями и т.д.).
В кошачьих колониях всегда устанавливается достаточно жесткая иерархия, которая иногда подвергается изменениям в результате естественных процессов в жизни животных. Но никогда не пытайтесь изменить установленный статус членов колонии по собственной инициативе. Если Вы испытываете жалость к парии (кошке самого низкого социального статуса), Вы можете обеспечить ей дополнительную ласку и заботу, но никогда не посягайте при этом на установленные правила (не кормите парию там, где кормятся доминирующие кошки, не вмешивайтесь в ритуально-агрессивные «спектакли» и т.д.). Ваши действия, противоречащие естественному социальному статусу кошки, наверняка вызовут сильный стресс у животного.
Кошка — животное территориальное. У кошек, живущих колониями вблизи человеческого жилья, как и у кошек, живущих в доме вместе с человеком, сохраняется потребность в собственной «мини-территории». Каждой кошке необходимо укрытие, где она могла бы время от времени расслабиться и быть недоступной для окружающего мира. Кошки, живущие бок о бок, способны пользоваться общими укрытиями. Специальные домики для кошек, которые продаются в любом магазине для животных, служат прекрасным укрытием. Если нет возможности приобрести такой домик, пусть его роль выполняет простая картонная коробка, расположенная в укромном месте. Не все домашние кошки стремятся непременно спрятаться. Некоторые предпочитают, сидя под потолком на шкафу, дремать или наблюдать за происходящим внизу. Главное — недоступность и изоляция. Такое поведение характерно для многих животных, которые охотятся из засады.
Если в Вашем доме живут несколько кошек, оборудуйте свой дом горизонтальными полочками, прибитыми к стене выше человеческого роста, или лестницей протяженностью от пола до потолка. Эти нехитрые приспособления помогут Вашим кошкам избежать вынужденных конфликтов за территорию, снизить напряжение в отношениях. Ведь кошки, живущие вместе, постоянно общаются, строят и выясняют отношения между собой, борются за власть, завоевывают и охраняют собственную территорию. В семьях, где живут две и более кошек, между ними складываются весьма непростые отношения, о которых владельцы иногда даже не подозревают. Наличие приватной «мини-территории» — одна из главных психических потребностей домашней кошки.
Что является залогом здоровой психики у млекопитающих (в т.ч. и у человека)? Любовь и забота матери в раннем детстве. Никогда не разлучайте котенка с кошкой-матерью до наступления 8-недельного возраста. 8 недель — это тот минимальный срок, в течение которого котенок успевает социализироваться: усвоить элементарные игровые и охотничьи навыки, обучиться регулярному грумингу, усвоить принципы поведения в кошачьем социуме (за счет общения с однопометниками), а главное — обрести чувство защищенности и уверенности в себе, а значит — сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Котята, слишком рано лишившиеся матери, отличаются излишней игровой и охотничьей агрессией, растут недоверчивыми, пугливыми, эмоционально неустойчивыми. В наиболее тяжелых случаях такие котята вырастают агрессивными (не путать агрессивность как разновидность психической конституции с излишней игровой или охотничьей агрессией).
Конечно, любовь и забота человека способны скомпенсировать раннюю разлуку с матерью и однопометниками. Ведь для того, чтобы котенок вырос агрессивным животным, требуются дополнительные неблагоприятные факторы (длительные периоды одиночества, излишняя суровость воспитания, игнорирование потребностей малыша и проч.).
Недостаточность нормальных игровых и охотничьих навыков котенка или подростка часто компенсируется довольно просто — присутствием в доме другой, более старшей кошки, которая обычно берет на себя роль учителя по отношению к невоспитанному малышу. Но устойчивая агрессивность характера взрослой кошки, как по отношению к человеку и другим животным, так и по отношению к окружающему миру вообще, требует длительной, комплексной программы коррекции.
Подверженность стрессам, пугливость, робость, недоверчивость — все эти внешние проявления скрытой агрессивности у взрослой кошки, т.е. агрессивности, скрытой в глубинах психики, к сожалению, практически не поддаются коррекции.
Служение человеку — генетически сформированная основная психическая потребность собаки. На мой взгляд, отсутствие хозяина, «ничейность», невозможность реализовать себя в служении человеку для собаки гораздо страшнее голода и холода. Что касается кошки, то, пожалуй, не служение человеку, а жизнь рядом с человеком, его забота, близкий (или относительно дистанционный — для разных пород по-разному) контакт — именно это является для кошки главной психической потребностью. Таким образом, «ничейность» — такое же зло для кошки, как и для собаки. «Гуляет сама по себе» — не следует понимать это как незаинтересованность кошки в общении с человеком. «Сама по себе» — значит на определенном расстоянии, внутри границ личного пространства, которое человек должен уметь уважать, но все равно рядом с человеком ровно настолько, чтобы чувствовать любовь человека, нужность человеку.
Общение кошки с человеком должно начинаться в самом раннем, неонатальном периоде (с момента рождения до 2-х недель) в виде непродолжительного легкого поглаживания. Т.к. во время неонатального периода социальная активность котят минимальна, не следует активно тискать котят, излишне тревожить их, постоянно вытаскивать из гнезда.
Период ранней социализации (3-8 недель с момента рождения) называют сенситивным (чувствительным) периодом. Сенситивный период — время усвоения социальных навыков, формирования особенностей характера, интеллекта, а также начало становления взаимоотношений с человеком. Котята начинают осваивать объектную игру, охотничье поведение, груминг. В этом возрасте необходимо обеспечить малышей игрушками. Общение с человеком в сенситивном периоде должно быть постоянным и тесным. В этом возрасте можно начинать обучение котят различным командам, приучать к шлейке.
Период поздней социализации (9-16 недель) — пик становления социальной игры. В этом возрасте между малышами случаются конфликты за статус. В возрасте до 16-ти недель у котят формируется характер, стремительно развиваются интеллектуальные способности, физические возможности. По окончании периода поздней социализации окончательно складываются взаимоотношения с человеком. Если до 16 недель котята не привыкают к человеку, приручить их позже бывает очень сложно.
10-12 недель — пик лазания по вертикальным поверхностям. В этом возрасте котята нуждаются в различных столбиках и вертикальных поверхностях для лазания и точки когтей. Для ментального развития малышей в возрасте с 9 до 16 недель разработаны специальные обучающие игры. Первая в мире система ментального стимулирования котят была разработана специалистами Australian Small Animal Veterinary Association . Она называется «учебные классы для котят» ( kitten classes) и с успехом применяется в ветеринарных клиниках Австралии, Великобритании, Новой Зеландии. Учебные классы для котят помогают котятам в полной мере развить интеллектуальные способности, правильно социализироваться (особенно, если котенок воспитывается в одиночестве). Котят приносят на занятия владельцы, сами занятия проходят под наблюдением специалиста. В ходе занятий котята решают различные пищевые и охотничьи задачи, учатся совместно играть в предметные игры. Наиболее способные проходят курс дрессировки по желанию владельца.
Российским котятам, к сожалению, пока недоступны специальные чудесные мини-головоломки и спортивные мини-тренажеры, разработанные специалистами ASAVA. Но придумать самостоятельно, например, простейшие пищевые задачи не составит труда. Прорежьте в обувной коробке круглые отверстия, поставьте коробку на пол, опустите в одно из отверстий лакомство, и пусть Ваш малыш попытается справиться с задачей по добыче лакомства! Также не составит труда соорудить зигзагообразный туннель из подручных средств, в центре которого находится что-нибудь вкусненькое или шевелящаяся игрушка.
Результаты обучения котят на kitten klasses иллюстрируют необходимость ментальной стимуляции для правильного психического развития малышей; котята растут смышлеными, максимально социализированными, а главное — ментальная стимуляция является ключом к снижению стрессовых состояний и агрессии.
Необходимость в предметных играх, а также в интерактивных играх с человеком, сопровождает кошку на протяжении почти всей жизни. Так, в подростковый период, а также в период максимальной социальной активности (от 1 года до 6 лет) необходимо максимально разнообразить жизнь домашней кошки. Ведь очень часто кошки в замкнутом пространстве городских квартир вынуждены вести однообразную, скучную жизнь, которая не способствует реализации естественных умственных способностей. Разнообразьте жизнь Вашей кошки различным игрушками, поверхностями для лазания и прочими необходимыми предметами, способными скрасить жизнь кошки. Если Вы настолько заняты, что у Вас нет возможности уделять достаточно внимания кошке, введите в дом вторую кошку (самый лучший вариант- приобретите сразу двух однопометников).
Кошка — дитя традиций и привычек. Даже самые незначительные перемены, касающиеся сложившегося жизненного уклада, способны вызвать у кошки стресс. Кормление в неустановленное время, появление в доме нового человека или животного, переезд, смена или перестановка мебели, потеря кого-либо из домочадцев, даже исчезновение любимого кресла — все это может стать причиной стресса.
Кошка — животное с достаточно тонкой психической организацией, эмоциональная сфера кошек чрезвычайно развита. Полного отсутствия стрессообразующих факторов в жизни кошки добиться, пожалуй, невозможно, но важно знать, какие факторы являются именно для Вашей кошки особенно губительными.
Инструктор-фелинолог
Елена Сорокина
http://rexy-cat.ru/zoopsychology/pages/id_107