Криминальный боевик «Сорвиголова» (Daredevil) получил множество положительных отзывов и не в последнюю очередь благодаря реалистичным сценам драк. Их особенность заключается не только в великолепной визуализации, но и в том, что эти эпизоды передают эволюцию Мэтта Мердока (Чарли Кокс) из блюстителя общественного порядка в супергероя в маске. Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее запоминающихся моментов, в которых Сорвиголова проявлял себя в качестве недурственного бойца, позволяющую отследить эти изменения.
Внимание, материал содержит спойлеры к первому сезону!
1. Драка под дождем (серия «На ринге»)
Это не первая экшен-сцена, в которой Мэтт появляется в костюме ниндзя, но зато именно с нее начинается его крестовый поход против коррупции в Union Allied и самого Уилсона Фиска (Винсент Д`Онофрио). Драка под дождем начинается элегантно — в сумраке квартиры Карэн Пейдж (Дебора Энн Уолл) Мэтт искусно уворачивается от ножевых выпадов и сальто с ударом ногой, прыгая при этом по стенам. Затем все меняется, и схватка становится более хаотичной, а ее участники выпадают в окно, прямо на улицу. Этот переход подчеркивает одну общую черту, свойственную всем дракам с участием Мэтта: после падений каждый последующий подъем дается Мердоку очень тяжело.
Когда к работе над сценой подключается дублер, от былой хореографии не остается и следа. Исчезают грациозные маневры — уклонения и повороты, а на их место приходит самая настоящая брутальность. Движения Мэтта перестают быть точными, противник то и дело швыряет его и сваливает с ног. Мердок шатается от усталости, а драка тем временем из потасовки перерастает в месиво. Интересно, что в такие моменты Мэтт часто имитирует боксерскую стойку, и в этом сказывается влияние погибшего отца. А призыв «Давай, Мэтти, за работу», звучащий голосом старшего Мердока у него в голове, заставляет снова встать и продолжить бой. Драка заканчивается, а Сорвиголова, вместо того, чтобы удержаться на ногах, валится на тротуар и ловит ртом воздух. Таким образом, с самого начала сериаломанам дают понять, что перед ними не совсем привычный супергерой. Он сильно бьет, но пока что слаб в обороне.
2. Драка в коридоре (серия «Истерзанный»)
Об этой сцене не говорил разве что ленивый, и на то есть свои причины, главная из которых кроется в том, что вся трехминутная драка снята одним дублем. Это первая стычка Мэтта с бандой русских, и она наглядно дает понять: Сорвиголову не остановить. В отличие от схватки под дождем, в логове мафии Мэтт явно держит ситуацию под контролем. Его движения более целенаправленны, точны и продуманы. В его технике ведения боя прослеживается не столько школа отца-боксера, сколько работа наставника Стика (Скотт Гленн), благодаря которому Мердок приобрел проворство и самоуверенность. Но его ловкость не отменяет некоторую грубость, проявленную в этой сцене. Дверь слетает с петель, в голову противника летит микроволновка, а Мэтт оставляет за спиной след из корчащихся от боли злодеев. Большую часть времени, за исключением отдельных моментов, он хладнокровен и сосредоточен.
Но, несмотря на то, что Мердок оказывается на высоте, ему все равно не чуждо ничто человеческое. Драка в коридоре выжимает из линчевателя все соки. Она стартует вполне героически — так бился бы Тор или Капитан Америка. Но постепенно Сорвиголова начинает двигаться все более неуклюже: усталость наваливается на него. Под конец, нанеся последний удар, Мэтт обрушивается на пол. Правда, тут же встает и продолжает свое дело. Одно из достоинств этого телешоу в том, что блюститель закона и порядка — тоже человек. Слепой мститель платит высокую цену за свой альтруизм.
Интересно, что имеется некая символика в работе оператора и световом решении этой сцены. Сам коридор окрашен в противные темно-желтые тона, а вот комнаты, где заседают русские, наоборот, ярко освещены, но нам их почти не показывают. Зритель лишь слышит, как Мэтт дерется там, в то время как объектив камеры направлен именно на коридор. Мощный момент, очень запоминающаяся драка.
3. Мэтт против Стика (серия «Стик»)
В напряженном столкновении с бывшим наставником Мэтт оказывается в ситуации, когда физическая сила и сноровка уступают место эмоциональной уязвимости, которая, впрочем, и раньше давала о себе знать. Драка начинается после того, как Стик сообщает Мердоку, что он все же расправился с маленьким ребенком — Черным Небом. Это тот редкий случай, когда Мэтт приходит в ярость и поэтому дерется не как Сорвиголова, а как обычный, задетый за живое человек. В этом поединке на нем нет маски, и на лице отчетливо видна злость. То, что драка носит глубоко личный характер, акцентируется при помощи хореографии. От избытка чувств Мэтт начинает биться как боксер, то есть совсем не так, как учил его Стик. Противник умело лупит героя, пользуясь слабостями Мердока и провоцируя его. В этой же серии во флэшбэках зрителю демонстрируют, как слепой мастер учил подопечного контролировать гнев, направляя его в нужное русло.
Переломный момент наступает тогда, когда Мэтту удается вырваться из удушающего захвата. После этого он начинает атаковать более изысканно, используя приемы Стика против него же самого, что дает воинственному адвокату преимущество. Эта перемена едва уловима, но символична. Мы замечаем, что Мэтт уже больше не ученик, а зрелый боец. При этом волнение и смятение остается с ним и тогда, когда он советует Стику убраться из его города. Столкновение с наставником дается Мердоку тяжело не столько в физическом, сколько в эмоциональном плане.
4. Сорвиголова против Нобу (серия «Помяни дьявола»)
Наверное, самое очевидное, что можно сказать про сражение с Нобу, — это то, что его исход дает возможность для появления в сериале новых ниндзяподобных антагонистов из комикса. К тому же то, как Мэтт пытается уклоняться от смертоносного кекэцу-сегэ, намекает на будущее столкновение с противниками, подобными Электре. Но эта драка выделяется из числа других не только из-за оригинальных ниндзя-мотивов. Гораздо интереснее то, что она не представляет собой единую сцену, а служит зеркалом, отражающим происходящие в серии события. Впервые за все время битва с противником важна не для раскрытия образов персонажей, а для развития истории.
По сюжету, Мэтт убеждает Фогги (Элден Хенсон) и Карэн, что бороться с Фиском надо при помощи закона, а сам тайком ищет способы добраться до будущего Кингпина, выйдя за рамки правосудия. То, через что проходят Пейдж и Нельсон, переживая смерть миссис Карденас и пытаясь откопать хоть какой-то компромат на Уилсона, отражено в жестокой драке Мэтта с Нобу.
Каждой неудаче Фогги и Карэн соответствует очередная глубокая рана Сорвиголовы. Когда герои совсем теряют надежду, Нобу полностью берет верх над Мэттом. Когда же Нельсон сетует на то, что до Фиска им никак не добраться, Мердок умудряется поджечь облитого горючей жидкостью противника. Казалось бы, баталия закончена, ан нет: внезапно появившийся Кингпин прикладывает все силы, чтобы добить израненного Сорвиголову. Последнему едва удается унести ноги. Зритель с облегчением выдыхает лишь под конец серии: эта схватка действительно могла закончиться для героя в маске очень плачевно.
5. Сорвиголова против Фиска (серия «Сорвиголова»)
Под занавес первого сезона наступил момент, которого так ждали фанаты печатного оригинала — Мэтт Мердок примерил на себя образ Сорвиголовы. До этого сцены драк раскрывали человеческую натуру героя: напоказ выставлялись его раны, боль, физическое изнеможение. В финале он становится силой, с которой приходится считаться, а потому проявлениям слабости уже нет места. Удары, наносимые Фиском, по-прежнему мощны, но теперь Мэтт полностью готов к ним. И только когда злодей окончательно повержен, линчеватель позволяет себе на мгновение расслабиться. После этого момента язык не поворачивается назвать его лишь самопровозглашенным блюстителем закона, он — настоящий герой.
Любопытно, что Мердок и Фиск дерутся совершенно по-разному, но в том, как они нападают друг на друга, есть и нечто общее. Мэтт проворно уклоняется от сокрушительных ударов, но и Фиск демонстрирует удивительную для его телосложения скорость реакции. Первый бьет часто и быстро, а второй сильно замахивается и наносит медленные прицельные удары. Оба этих человека схожи тем, что хотят сделать свой город «намного лучше, чем он есть», и это отражено в том, как они противостоят друг другу.
Настоящим украшением эпизода становится саундтрек. Использовавшийся ранее фортепианный лейтмотив из вступительных титров сменяется более бравурным и торжественным звучанием. Даже музыка подчеркивает окончательное перерождение героя.
«Сорвиголова» вернется на канал Netflix в 2016 году, а пока предлагаем взглянуть на очередные промо-материалы ко второму сезону и фото с его съемок…