Fedundra | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
07 Июл 2008 19:26
Вильгельм Гауф (1802—1827) занимает особое место среди романтиков, так как он более, чем кто либо другой, воспринял идеи Просвещения. И хотя вера в силу человеческого разума, способного решить все социальные и человеческие проблемы, была подорвана и у него, все же рядом с великой мощью страстей в его произведениях всегда существует здравый смысл, не столько в поступках героев, сколько в позиции самого автора. Он судит о действиях людей чаще всего с точки зрения их разумности либо неразумности, в зависимости от последствий. К тому же, несмотря на фантастические сюжеты, его сказки почти всегда связаны с непосредственной действительностью, характерной для того времени, будь то Французская революция либо провинциальная жизнь и затхлая атмосфера его родной Германии.
Гауф родился в семье чиновника, который не угодил местному феодалу и попал в число опальных. После смерти отца Гауф с матерью и сестрами переехал жить к своему дяде — брату матери, в другое княжество. Будущий писатель много читал, пользуясь богатой библиотекой дяди. У мальчика рано проявились творческие способности. По вечерам он рассказывает домашним о прочитанном, но не копируя авторский текст, а переиначивая сюжет, дополняя его своими вымыслами, сочиняя другие концовки, стремясь в своих рассказах привести мир в гармонию, которой, увы, не видел в жизни Так как материальное положение семьи было трудным, Гауфа после окончания гимназии отдали в духовную семинарию, где платили стипендию, а затем единственным путем для него был теологический факультет университета, хотя никакой склонности к богословию он не проявлял. В университете Гауфа привлекают античная история и литература. По окончании университета он устраивается домашним учителем к барону Хюгелю, известному любителю искусств. В его доме собирались писатели, художники, музыканты, с которыми общался и Гауф. Именно в это время он начал свою литературную деятельность. Первый сборник сказок родился из его устных рассказов своим воспитанникам. К началу XIX века в Европе уже хорошо были известны арабские сказки «Тысяча и одна ночь» Переведены они были и на немецкий язык и оказали на Гауфа большое влияние. Он использует их композиционное построение, избирает в своих сказках восточные мотивы. В арабских сказках существует обрамляющая новелла о жестоком царе Шахрияре, который каждый день брал себе новую жену, а наутро казнил ее в отместку женскому роду за неверность своей первой избранницы, и о Шахразаде, спасшей женщин своего государства. Шахразада каждую ночь рассказывала мужу сказки и под утро останавливалась на самом интересном месте, и так она рассказывала тысячу и одну ночь, пока Шахрияр не полюбил Шахразаду. Сказки, рассказанные Шахразадой, и составляют содержание сборника «Тысяча в одна ночь». Первый сборник сказок Гауфа, «Альманах на 1826 год», начинается циклом «Караван», в котором обрамляющая новелла не только существует, но играет важную роль и в содержании самих сказок. Всего Гауфом написано три цикла сказок; кроме «Каравана», «Александрийский шейх и его невольники» (1827) и «Харчевня в Шпессарте» (1828), который вышел уже посмертно. Гауф начал публиковать свои произведения в 1824 году. Его перу принадлежат не только сказки, но и юмористические произведения и исторические романы. Например, роман «Лихтенштейн» принес писателю славу немецкого Вальтера Скотта. Марина Цветаева в своих воспоминаниях пишет, что она еще в детстве зачитывалась «Лихтенштейном», роман этот был популярен не только во времена Гауфа, но и в начале XX века Однако мировую славу принесли Гауфу прежде всего сказки, которые писатель предназначал читателям всех возрастов. Гауф не приемлет никакого насилия. Все, что таит в себе угрозу человеческой жизни, подавление личности, вызывает у него бурю протеста. Сказка, по мнению Гауфа, учит человека добру, сопереживанию, особенно молодое поколение, которое не отягощено жизненным опытом, быстро и бездумно осуждает чужой образ жизни и порой проходит равнодушно мимо несчастья других людей. Словом, сказка возвышает человека, помогает понять природу прекрасного и безобразного, а следовательно, воспитывает человечность. Сложное композиционное построение сказок Гауфа преследует и еще одну цель: показать, как ничтожна грань между реальным и фантастическим. Реальные персонажи, рассказывающие сказки или не менее чудесные истории из своей жизни, зачастую сами оказываются участниками фантастических сказочных событий. Так, в цикле «Караван» возвращающиеся из Мекки через пустыню купцы приютили одинокого всадника. На привале, чтобы скоротать время, они рассказывают сказки, но непрестанно опасаются грозного разбойника Образана, который нападает на караваны. Имя Образана встречается в сказках так же часто, как и в обрамляющей новелле, например, в «Спасении Фатьмы» В самом конце цикла мы узнаем, что Образан не только одно из действующих лиц сказок но оказывается всадником, присоединившимся к купцам, он же — человек, бежавший от зависти и клеветы, тщеславия и себялюбия к малопросвещенным народам, которые стали его сподвижниками и благородными разбойниками. Так своеобразно писатель рисует Образана «байроническим» героем. В сказках Гауфа очень немного мотивов, навеянных европейским фольклором. Это «Карлик Нос», «Сказание о гульдене с оленем» и «Холодное сердце». Впрочем, обрамляющая новелла последнего цикла «Харчевня в Шпессарте» тоже немецкого происхождения. Она переносит читателя во времена позднего средневековья, черты которого сохранились и в начале XIX века: цеховая принадлежность ремесленников, опасность передвижения по дорогам, феодальная раздробленность... Гауф прожил очень короткую жизнь. Он умер двадцати пяти лет, а его творческие годы длились с 1824 по 1827 год, но как много он успел написать за столь короткий срок. И вот уже более полутораста лет многие поколения вновь и вновь наслаждаются его удивительными волшебными сказками и новеллами, его причудливыми восточными вымыслами и бесхитростной правдой народной морали, которая выражена особенно четко в словах Стеклянного человечка из сказки «Холодное сердце»: «...если ты будешь трудолюбив и честен, то научишься уважать свое ремесло, а твои соседи будут любить и почитать тебя больше, чем если бы ты имел десять бочек золота». Чернявская И.С. Выдержки из статьи "О сказках и сказочниках" _________________ поменьше ГОВОРИ - ПОБОЛЬШЕ услышишь |
|||
Сделать подарок |
|
Июль | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
07 Июл 2008 19:58
Федюндра, очень познавательно. Надо же, я не знала, что он умер таким молодым! Мне он почему-то представлялся классическим дедушкой-сказочником, а оказывается юноша был... Да-а, таланты успевают много за мало... _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Беата | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
07 Июл 2008 20:39
Вот и еще любимые сказки Гауфа - "Карлик Нос", "Холодное сердце". Между прочим, замечательный мультик у нас сделали по Карлику Носу.
Федюндра, молодец, что выложила биографию этого замечтаельного сказочника. Я уже, правда ,была знакома с его биографией.Как же было не познакомиться, если он - один из любимых сказочников был. |
|||
Сделать подарок |
|
Джайлин | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
08 Июл 2008 3:02
Федюндра очень интересно было прочитать о Вильгельме Гауфе. |
|||
Сделать подарок |
|
Fedundra | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Июл 2009 20:40
Вот ещё интересное нашла. Интернет-Сведения.
Цитата:
Baroness Emmuska Orczy
Баронесса Эмма Полное имя: Emma ("Emmuska") Magdolna Rozália Mária Jozefa Borbála Orczy de Orczi (23 сентября 1865 - 12 ноября 1947 года) аристократка венгерского происхождения, британская писательница, драматург и художник. Наиболее заметным в ее творчестве является серия романов «Алый Первоцвет» (The Scarlet Pimpernel). Эммушка Орчи (Орцы) родилась в Венгрии в 1865 году, в семье барона Феликса Орчи, известного на родине композитора и дирижера. Ее родители покинули Венгрию в 1868 году, опасаясь угрозы крестьянской революции. Они уехали в Будапешт, потом жили в Брюсселе, позже в Париже, где Эмма, без особого успеха, изучала музыку. Наконец, в 1880 году семья переехала в Лондон, там Эмма Орчи стала посещать школу изящных искусств. Хотя ей и не суждено было стать известной художницей, но именно художественная школа предопределила её дальнейшую судьбу. Здесь Эмма познакомилась с молодым художником-иллюстратором Монтегю Маклеаном Барстоу (Montague MacLean Barstow), сыном священника. Они поженились в 1894. Это было началом радостного и счастливого брака, продолжавшегося почти 50 лет. Джон Монтегю Орчи-Барстоу (John Montague Orczy-Barstow), их единственный ребенок, родился 25 февраля 1899 года. Из-за финансовых трудностей, Эмма начала работать вместе с мужем. Сначала в качестве переводчика, а позже и иллюстратора. Вскоре после рождения сына, Эмма начала пробовать писать. Но первый её роман, «Подсвечники императора» (The Emperor's Candlesticks)(1899), ждал провал. Писательница, однако, сумела продать следующую небольшую серию детективных историй в «Королевский журнал» (Royal Magazine). Последующий роман Орчи - «В Царствование Марии» (In Mary's Reign) (1901) был принят лучше. В 1903 году, она и ее муж написали пьесу на основе одного из рассказов Эммы о британском шпионе-аристократе, действующем на территории Франции во время Большого Террора, сэре Перси Блейкни (Sir Percy Blakeney). Главный герой, сэр Перси Блейкни, в повседневной жизни изображает изнеженного денди, заинтересованного только в моде и фасонах фрака, но параллельно с этим ведет активную подпольную деятельность. «Алый Первоцвет» — это избранный им псевдоним. Эмма Орчи предложила «Алый Первоцвет» (The Scarlet Pimpernel) двенадцати разным издательствам, но первой увидела свет их с мужем пьеса, под тем же названием. Она была принята к постановке в одном из лондонских театров в Вестэнде. Первоначально спектакль рассчитывался всего на несколько представлений, в маленькой аудитории, но «Алый Первоцвет» продержался на подмостках Лондона четыре года. Театральный успех обеспечил роману Орчи огромные тиражи, множество переизданий. Книги этой серии были переведены и изданы в других странах. Несмотря на свою наивность и романтичность для современного читателя, а также исторические погрешности, «Алый Первоцвет» дал толчок целому направлению в массовой литературе. Роман и его продолжения, написанные баронессой, популяризовали фигуру мстителя в маске, которая в дальнейшем эволюционировала в таких героев, как Зорро, Бэтмен и др. Баронесса Орчи написала более десяти романов продолжений о сэре Перси, его семье и других членах Лиги «Алый Первоцвет». Наиболее популярным романом в серии, стал роман - «Я воздам» (I Will Repay (1906)), а последним - «Мадмуазель гильотина» (Mam'zelle Guillotine) увидевший свет в 1940 году. Кроме этого Эмма Орчи, написала ряд фантастических и приключенческих романов. Она ввела в популярную литературу и ещё одно новшество. Ее «Леди Молли из Скотланд-Ярда» стала первой женщиной-детективом в качестве главного героя Умерла Баронесса Эмма в Хенли-на-Темзе 12 ноября 1947 года. Дом, где родилась Эмма (Tarna Öss, the house where Baroness Orczy was born) Детские годы _________________ поменьше ГОВОРИ - ПОБОЛЬШЕ услышишь |
|||
Сделать подарок |
|
janemax | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
21 Сен 2009 16:45
Тео, спасибо за интересные сведения о баронессе Орчи. Ее "Алый первоцвет" я не читала, но это мой самый любимый исторический фильм. |
|||
Сделать подарок |
|
ElenaV. | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
15 Ноя 2009 19:45
Тео, спасибо за информацию,
так интересно было узнать про неё! |
|||
Сделать подарок |
|
Кстати... | Как анонсировать своё событие? | ||
---|---|---|---|
23 Ноя 2024 15:47
|
|||
|
[2253] |
Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме |