![](images/avatars/371/371862.img?111) ![Лазуритовая леди Лазуритовая леди](https://webnice.ru/ico/ranks/5_name.png) На форуме с: 20.04.2019 Сообщения: 238 Откуда: Россия, Сочи |
01 Фев 2020 18:58
» Коротко о ситуации с женским образованием в Средние векаА вот я раскопала статью одну хорошую на тему того, как женщины стремились выгрызть себе право на образование даже в Средневековье... А у меня же тут Катрин вместо жизни в режиме "Любовь, только любовь" решила пожить в режиме "Диплом, только диплом"
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Часть 2. Средние века.
В предыдущем посте (https://vk.com/feminists_glossarium?w=wall-185006100_..) мы затрагивали тему женского образования во времена Древнего мира. Давайте жа немного рассмотрим, какие взгляды на женщину и её ум существовали в эпоху Средних веков.
Средневековье у большинства людей ассоциируется со временем благородных, галантных рыцарей и утончённых, прекрасных дам. Куртуазная литература в сочетании со стереотипами о рыцарях на белых конях создаёт розовый флёр над реальностью. И если развеять данное "облако", то мы увидим совсем грустную картину. Весьма кратко эпоху Средневековья можно охарактеризовать, как эпоху забвения. Антисанитария, болезни, голод, религиозный фанатизм, войны и крестовые походы... На фоне всего этого наука и образование также терпят свой упадок. Научные исследования прежних лет уничтожаются и переписываются в угоду церковным догматам. Реальность средневековья совсем неромантична и непоэтична.
К сожалению, в глазах средневекового общества взгляд на женщин если и меняется, то только в худшую сторону. В качестве примера можно привести слова Фомы Аквинского, итальянского философа и теолога, канонизированного католической церковью как святого, а с 1879 года признанного наиболее авторитетным католическим религиозным философом. О женщине Фома Аквинский говорит весьма кратко: «Женщина — это несовершенный мужчина».
Почву для подобного мировоззрения подготовили и труды Иоанна Златоуста (архиепископа Константинопольского, богослова, почитаемого как одного из трёх Вселенских святителей и учителей), который считал, что мужчина — это образ самого Бога: «...Покрытие <женской головы> есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он — образ Самого Владыки... »
Можно смело говорить, что подобный взгляд на женщину сохранился и в последующее времена, даже среди гуманистов. Свидетельства тому можно найти и в рассуждениях Эразма Роттердамского о мужском и женском уме в его произведении «Похвала глупости»:
«Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума, необходимых для поддержания мужского достоинства; поэтому случаю, мужчина обратился ко мне за наставлением — как, впрочем, он поступает всегда, — и я тотчас же подала ему достойный совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума. Если женщина даже захочет прослыть умной — как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, — ибо всякий врожденный порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели. Правильно говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила. И все же я не считаю женщин настолько глупыми, чтобы обидеться на мои слова, ибо я сама женщина и имя моё — Глупость». Также знаменитый философ далее по тексту добавляет: «В глупости женщины — высшее блаженство мужчины».
Безусловно, подобное отношение к женщине не могло отразиться и на образовании.
О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЭПОХУ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
В Средние века в обществе господствовало мнение, что женский разум не совершенен. Женщина считалась существом, не способным к мышлению, анализу событий, и логическим построениям. Считалось, что девушки могут только воспринимать, запоминать и воспроизводить мужские слова.
В Средние века существовало три мнения о женском образовании.
Первое: что женщину обучать не нужно вовсе. Всё литературное подкрепление этого подхода содержало в себе мнение о том, что знаний достойны только мужчины. Женщина в этой трактовке должна быть лишена образования, а главное, к чему она должна стремиться – это добродетель и целомудрие. Исключение из правил составляют только девушки, избирающие своим жизненным путем постриг в монахини.
Второе: элементарное образование для девушек – это необходимость, которая должна быть удовлетворена. Идея этого подхода заключалась в обучении бедных – ремеслу, более состоятельных – ведению домашнего хозяйства, а дочерей благородных семей – вышиванию, письму и чтению (иногда только религиозной литературы). Обучение грамоте девочек из несостоятельных семей считалось делом достойным презрения.
Третье: считалось необходимым дополнение дисциплин программы женского образования. Однако, этот подход так никогда и не был применён.
Средневековое общество воспринимало образование монахинь без осуждения, но не допускало их до самых ценных наук того времени: схоластики, юриспруденции и теологии. Монастырские школы для девочек имели очень высокие цены на обучение, в них обучались только девушки из богатых и аристократических семей. После выпуска, перед воспитанницами вставал выбор между постригом в монахини, или возвращением в семью.
Ещё одним вариантом женского образования в средние века, являлось домашнее обучение. Этот вид особенно был востребован среди королевских и аристократических семей.
В XI веке институт образования окончательно раскололся на светский и религиозный. Светское образование включало в себя университеты, в которых женщины обучаться не имели право. Со временем монастырские школы потеряли сою актуальность и женское образование ограничилось домашним обучением.
В XII веке в женском образовании появилась куртуазная традиция. В программу женского обучения стали входить письмо, чтение, игра в шахматы и карты, поддержание светской беседы, музицирование, охота, декламация и сочинение поэзии.
Нельзя сказать, что данное положение вещей устраивало женщин. Не смотря на то, что далеко не все они могли осмелится бросить вызов устоявшимся порядкам, истории известны подобные случаи. Так в XIII веке в Болонском университете степень доктора прав получила дочь местного преподавателя – Дота д’Аккорсо. Она же добилась разрешения читать лекции наравне с профессорами-мужчинами. Вскоре за Дотой последовали и другие студентки. Новелла д’Андреа, Битгизия, Гоццацини занимались юриспруденцией, Доротея Букка прославилась тем, что после смерти своего отца возглавила кафедру практической медицины и нравственной философии. Таким образом, достигая своих собственных целей, реализуя свои желания и амбиции, женщины пытались на собственном примере доказать то, что они вопреки общественному мнению ничем не уступают мужчинам по «своей природе». В контексте данной темы будет несправедливым не упомянуть и о философском труде Кристины Пизанской «Книге о Граде Женском». В данной книге обосновывалось изначальное равенство женщин и мужчин в способностях и талантах.
Однако, не смотря на все достижения и старания женщин, избавиться от ярлыка «неполноценности» не удавалось ещё многие столетия.
Наста Хазке
#Феминистки_в_творчестве #феминизм #естественныеправа #образование #пост #статья #праваженщин #Наста_Хазке _________________ Стальные нервы, крепкий бицепс, под платьем прячется стилет. Что жизнь с тобою сотворила, Фьоретт?
Обманчив кроткий Фьоры вид, поскольку в нежной плоти хрупкой натура Фьороньки таит единство арфы с мясорубкой |