1. День первый, 14 октября 1897 года
Шеррингфорд Холл
Нас с Ватсоном пригласили на прием сэра Бромсби, который он устраивает в честь приезда в Англию своей дочери Левинии. После знакомства с экономкой мисс Лэмберт, которая на крыльце встречает гостей, мы прошли в зал. А вот и сэр Бромсби появился на трибуне с торжественной речью. Но что это такое там происходит? Он ещё не успел произнести ни слова, а в него уже стреляют! Одновременно с выстрелом в одной из дверей появилась дочь Бромсби в клубах дыма. Нет, я не верю, что она способна на такое хладнокровное преступление! Но её ведь наверняка будут допрашивать, и вывод полиция сделает соответствующий! Но ничего, мы с доктором Ватсоном ей обязательно поможем! Ведь это наш долг! Тем более что она ещё совсем молода, ей ведь едва исполнилось 18 лет…
Сначала нам предстоит разговор с доктором и деловым партнёром убитого, которые стоят около тела.
Затем уже мы с моим дорогим другом проходим в дверь справа от трибуны и знакомимся с советником сэра Бромсби по имени Гримбл, дочерью убитого и лейтенантом Херрингтоном, который сразу же начинает защищать мисс Левинию (а то мы не знаем, что она не виновата в этом преступлении!). И вот мы наконец-то проходим в зал, где общаемся с полковником Паттерсоном – у него плохое зрение, но очень хороший слух, и он утверждает, что Бромсби убили из пистолета Райта небольшого калибра (какое интересное и смелое заявление!). Говорим с лейтенантом Херрингтоном, барменом (его наняли на время приема) и уборщиком Бриммсом.
Проходим вправо, напротив двери в коридор подбираем со спинки стула первую улику (вот это удача!) – кусок грязной белой ткани.
Открываем ближайшую дверь (её ручка повёрнута вниз), и сразу же попадаем в прихожую, где стоят доспехи: здесь пахнет порохом. Отходим от двери и смотрим на дверной косяк – на нём следы пороха. Используем рулетку и замеряем высоту следов от пола.
Смотрим на пол слева от доспехов и подбираем кусок чёрной ткани. Разворачиваемся, подходим к зеркалу и рассматриваем через лупу чёрный волос на тумбочке под зеркалом.
Разворачиваемся и открываем дверь слева – это кухня. Через лупу смотрим под стол и подбираем копию пуговицы от военного мундира. Открываем крышку мусорной ямы – она очень тяжёлая. Проходим вперёд и общаемся с поваром, который в момент убийства находился в погребе, но слышал, что крышка мусорной ямы хлопнула два раза. Также он рассказал о французе, который готовил этот приём.
Выходим из кухни и открываем среднюю дверь: на ручке двери какое-то маслянистое вещество – может, это соус? Ничего себе, ещё один коридор! Открываем дверь справа и проходим в курительную комнату.
С помощью лупы осматриваем пепельницу, рулеткой замеряем грязный след на полу около стола (размер 7). Проходим налево в ванную и с помощью лупы смотрим на рыжий волос на раковине. Рядом лежат ножницы для стрижки усов.
Выходим в коридор, через лупу смотрим под стол и подбираем коробочку с порошком.
Собираем в пробирку порошок под дверью и подбираем сумку, открываем её – а вот и пистолет Райта, билет и паспорт Левинии (все документы читаем).
Открываем левую дверь – это дамская комната. Подходим к туалетному столику, забираем фотографию женщины и собираем в пробирку белый порошок. Из книги на столике достаём визитку французского метрдотеля.
Выходим в коридор и открываем среднюю дверь (здесь тоже маслянистое вещество на дверной ручке) – это коридор с лестницей на второй этаж. Говорим с горничной Мэри, которая трёт ковёр, – она утверждает, что ходила на кухню только один раз. Кто же тогда побывал на кухне и что-то выбросил в мусорную яму?
Проходим к шкафу и смотрим на синие скатерти в его ящике – они значительно короче белых, которые сейчас постелены в зале. Открываем дверь слева от Мэри, и попадаем в столовую. Возьмём со стола список гостей и прочитаем его.
Между прочим, в списке гостей есть и сам Эркюль Пуаро! Интересно, он тоже собирается расследовать это дело вместе с капитаном Гастингсом, мисс Лемон и инспектором Джеппом? Кстати, я ведь читал о нём! Думаю, секретарша его любит, а он ведёт себя, как слепой крот! Думаю, он оказался особенно удачлив в своём первом деле «Коробка шоколадных конфет». Но сколько же лет он любил эту девушку, ведь уже даже её сыновья выросли, а он всё ещё носил подаренную ему брошку! Второе дело, которое я хотел бы выделить, «Ключ к разгадке». Да, сердцу не прикажешь! Когда мисс Лемон переживала, что он может жениться на русской графине, сама эта дама из высшего (ли) общества собиралась покинуть Лондон, а Пуаро ей помог, даже зная, кто она такая на самом деле… Третье дело – «Грустный кипарис». Жаль, конечно, Элинор Карлайл, но всё-таки жених был абсолютно её недостоин! Он эгоистичный и зацикленный лишь на себе человек! Жаль ли Мэри – вот в чём вопрос… Сложно на него вот так с ходу ответить! Но мне всё-таки больше симпатичны Элинор и по уши влюблённый в неё Питер Лорд, который помог ей выбраться из того кошмара, в который она неожиданно попала… Четвёртое дело – «Убийство в восточном экспрессе». Смелым решением было отпустить всех виновных в преступлении людей! Хотя надо заметить, что жертва оказалась недостойной какого-либо сострадания и сочувствия! И наконец, «Пять поросят» – грустно, что возмездие так и не нашло женщину, погубившую двух людей и мечтающую расправиться с третьим лицом… Думаю, только в «Дупле» Пуаро был неправ! Он мог оставить в покое Герду, ведь у неё осталось двое сыновей! Жаль Генриетту – тот, кто любил, не дождался её и не поддержал в трудный момент… А она любила того, кто был её абсолютно недостоин! Обе они пали жертвой одного человека… Того, кто сломал им жизнь… Это так, к слову! Кажется, я совсем ушёл от темы! Вот Ватсон удивится!
Показываем пистолет Левинии, и она разрешает мне и доктору Ватсону расследовать это дело. Возвращаемся в зал, говорим с майором Локхартом у колонны (с бокалом вина) и ещё раз беседуем с уборщиком Бриммсом о французе-метрдотеле: оказывается, он куда-то исчез перед приёмом.
Итак, все улики собраны, и теперь настал черёд Ватсона.
Интересно, что Холмс там написал? Проходим к крыльцу, общаемся с человеком в разорванной одежде по фамилии Сэттерсуэйт и с мисс Лэмберт – она рассказывает об условных обозначениях на списке гостей и о французе, который уехал в Лондон прямо перед приёмом. Говорим с троицей нетрезвых мужчин, стоящих у кареты, и с двумя женщинами, сидящими на лавочке.
Передаю инициативу Холмсу! Надеюсь, Ватсон не будет злиться из-за моего неожиданного и неуместного отступления! Проходим к крыльцу, смотрим через лупу на землю и подбираем окурок с надписью "Чирр...", рулеткой измеряем след ботинка (размер 7).
И вот уже появляется Лестрейд… После разговора с ним (он снова удивлён дедуктивным методом, в который уже раз!) мы возвращаемся на Бейкер-стрит.
Бейкер-стрит
Снова передаю слово Ватсону. Холмс попросил меня найти в книжном шкафу необходимую информацию. Достаём из шкафа "Монографию о типах следов", "Баллистику" и "Трактат о различных сортах табака" и читаем книги.
И опять настал черёд Холмса: нужно изучить улики в домашней лаборатории.
По очереди кладём чёрный и рыжий волос под микроскоп – это обычные человеческие волосы.
Берём чёрный порошок и кладём его на блюдце над горелкой, нажимаем на газ и сжигаем порошок – это следы сгоревшего пороха.
Ставим миску с водой на горелку, добавляем в неё мыло из пузырька, стоящего на столе, и включаем газ. Кладём в миску белую ткань, далее опять ставим миску с водой на горелку, но вместо мыла добавляем растворитель и ещё раз окунаем в миску белую ткань. Кладём её под микроскоп – это хлопок.
Смотрим через лупу на маленькую коричневую коробочку, достаём из неё порошок и кладём под микроскоп. Добавляем под микроскоп два других порошка – они идентичны. Пробуем подогреть порошок – ничего не изменилось. Ставим миску с водой на горелку и кладём в неё порошок – это крахмал или клей.
Все улики проанализированы, пора делать выводы.
Я, Шерлок Холмс, буду задавать вопросы, ответы на которые мы с доктором Ватсоном должны найти в своих записях. В каждом случае нам нужно выбирать подходящее доказательство. Красным цветом мы будем помечать выводы, синим диалоги, зелёным документы.
Викторина первого дня:
1) Знаем ли мы, каким оружием воспользовался убийца?
Да, второй диалог с полковником Паттерсоном от 14 октября.
2) Мог ли убийца сбежать по лестнице, ведущей на второй этаж?
Нет, показания горничной Мэри от 14 октября.
3) Пепел, который мы обнаружили в курительной, от английских сигарет?
Нет, "Трактат о различных видах табака" и вывод о найденном окурке сигареты около крыльца от 14 октября.
4) Была ли открыта после выстрела боковая дверь зала, ведущая на кухню?
Нет, показания Сэттерсуэйта от 14 октября.
5) Кто расставлял столы и выбирал для них скатерти – мисс Лэмберт?
Нет, показания мисс Лэмберт и повара Карла от 14 октября.
6) Есть ли у нас предположения, какого роста был убийца?
Да, следы пороха на косяке двери (вывод от 14 октября) и книжка "Баллистика".
7) Были ли среди гостей люди с плохим зрением, кроме полковника Паттерсона?
Да, список гостей и показания мисс Лэмберт от 14 октября.
После этого отправляемся спать!
2. День второй, 15 октября 1897 года
Шеррингфорд Холл
На Бейкер-стрит пришёл Лестрейд. Я передаю инициативу Ватсону: нужно изучить все новые документы, которые тот принёс с собой. После того, как всё будет прочитано, сразу же вернёмся в имение сэра Бромсби.
Сейчас на арене снова Холмс! Говорим с мисс Лэмберт и Гримблом, заходим в коридор. Открываем дверь в курительную и забираем со стола белые перчатки. Проходим в дамскую комнату и берём со столика красную сумку мисс Левинии, открываем её и читаем программку Лондонской оперы и письмо лейтенанта Херрингтона – это он забыл здесь перчатки (ну да, совершенно случайно, ага!). Заходим на кухню и говорим с поваром о том, что из погреба пропало несколько бутылок с дорогим вином.
Возвращаемся в зал, говорим с мисс Левинией, затем проходим в кабинет сэра Бромсби.
Смотрим на большой портрет, который висит на стене, – за ним скрывается сейф, для которого нужен код.
Осматриваем стол. Читаем книжку "Искусство средневековой Франции", смотрим на фотографию маленькой Левинии. С помощью лупы осматриваем обрезанную с одного края фотографию двух мужчин (с чего бы это она была кем-то обрезана?) – у человека, положившего руку на плечо Бромсби, на пальце перстень с масонским символом (хоть что-то примечательное!). Читаем письмо Фоулетта, являющегося адвокатом покойного, заглядываем в верхний ящик стола, достаём все обожжённые бумаги (три штуки) и изучаем их.
Разворачиваемся и смотрим на картины за столом – на одной из них изображён Бромсби на фоне моста через Калидасское ущелье. После этого в кабинет входит Лестрейд, и мы едем к Фоулетту, живущему в пригороде Лондона Флэтхеме.
Флэтхем
Попросим помощи у местного констебля, который отводит нас к дому адвоката. Говорим с соседом Фоулетта Мюррэем: оказывается, два дня назад у того был гость, после чего адвокат поспешно уехал. Забираем ключ от входной двери и у констебля просим разрешения зайти в дом Фоулетта. Придётся мне отправить Ватсона на станцию опросить начальника вокзала! Идём в дом.
Внутри темно, поэтому берём спички около дракончика, стоящего слева от двери, и зажигаем лампу. Смотрим на обувь Фоулетта (размер 6), и рулеткой замеряем следы около входной двери (размер 7). Разворачиваемся и достаём из книжного шкафа "Поэзию" Лафонтена, читаем басню "Крестьянин и змея" (ну и глупость!). Проходим левее дракончика в угол комнаты – здесь стоит автомат в виде клоуна: чтобы его завести, нужен жетон. На стене висят репродукции четырёх гравюр – видимо, не случайно.
Подбираем деревянную игрушку рядом с журнальным столиком.
Открываем дверь слева от книжного шкафа – это кухня. Через лупу изучаем хлопья пепла на столе (они идентичны пеплу из дома Бромсби), смотрим на бутылку джина, разбитый стакан и кровь на обеденном столе – что же здесь произошло?
Выходим в гостиную и проходим в дверь справа от шкафа – это тёмный коридор. Зажигаем спичками лампу и осматриваем сундук рядом – на нём стёртые следы крови.
Открываем дверь в спальню. Смотрим на машину для чистки обуви и доску с фишками на столе. Проходим левее и обращаем внимание, что оконная рама не имеет замка и закрывается отвёрткой. На стене висят различные дипломы, около окна находится сейф, а на кровати почему-то нет подушки. Для дальнейшего изучения забираем какие-то маслянистые шарики с раковины и смотрим на портрет Фоулетта на стене.
Теперь необходимо выяснить, что прячет доска с фишками, – это судоку (ох уж эта загадочная и непредсказуемая Япония с её экзотическими задачками!). На сожжённом обрывке бумаги, который мы нашли в столе Бромсби, был написан код 55. А что, если попробовать применить его сюда?
Расставляем цифры и забираем жетон.
Возвращаемся в гостиную и запускаем автомат. Нажимаем на поднятую руку клоуна и кладём на протянутую ладонь карту. Если мы ошиблись, жетон автоматически вернётся к нам, и мы услышим характерный звук, если правильно – нужно нажать на поднятую руку ещё раз и получить следующую последовательность.
Первая карта – туз пик, т.к. автомат задал три туза разных мастей.
Вторая карта – "четвёрка" бубен, т.к. три заданные карты лежат вокруг неё.
Третья карта – "четвёрка" крестей, т.к. нужно выбрать крестовую карту, которая лежит рядом с дамой (последовательность "черви-крести" и одновременно нужна карта, лежащая рядом с дамой).
Забираем из автомата стихотворение о четырёх животных. Необходимо разгадать загадку и найти животных на гравюрах.
Первое животное – краб, он спрятался на третьей слева гравюре (море), второе – лань (первая гравюра, долина), третье – медведь (вторая гравюра, холмы), последнее – орёл (горы и водопад).
Возвращаемся в спальню и подходим к сейфу. Нажимаем на головоломку с 8 животными, которая его открывает. Нужно нажать на фигурки животных так: краб – лань – медведь – все остальные животные в произвольном порядке – орёл (т.к. он последний). Достаём бумаги из сейфа – очевидно, его кто-то хотел взломать, т.к. на полу валяется стружка, а сам сейф поцарапан. Читаем эту кипу бумаг и обращаем внимание на листок с кодом от какого-то замка. В это время меня зовёт Ватсон, который сообщает, что Мюррей нашёл в саду ключ.
Сначала обходим дом слева и рулеткой измеряем следы на бочке у окна (размер 10). После этого входим в дом и открываем дверь справа от спальни ключом, который мне дал Ватсон.
Под рассыпавшейся картошкой торчат ноги убитого Фоулетта (боже, ещё одно убийство!). Рулеткой замеряем размер его ботинок (6) и подбираем визитку слева от тела – почерк на ней идентичен почерку на визитке французского метрдотеля из дома Бромсби.
Возвращаемся на Бейкер-стрит.
Викторина второго дня:
1) Были ли у Фоулетта посетители?
Да, разговор с Мюррэем от 15 октября.
2) Все ли гости находились в зале, когда убили Бромсби?
Да, отчёт Лестрейда о развитии событий в момент убийства.
3) Были ли сэр Бромсби и его дочь в хороших отношениях?
Нет, показания Гримбла от 15 октября.
4) Знал ли Фоулетт о конфликте между Бромсби и Гримблом?
Да, письмо Бромсби к Фоулетту от 11 декабря 1896 года.
5) Пропало ли что-нибудь из дома Фоулетта?
Да, вывод о неубранной кровати и пропавшей подушке от 15 октября.
6) Забирался ли кто-нибудь в окно к Фоулетту?
Да, вывод об окне спальни, закрытом на отвёртку, и вывод о следах на бочке под окном от 15 октября.
3. День третий, 16 октября 1897 года
Бейкер-стрит
Утро начинается с исследования улик, найденных накануне.
Через лупу смотрим на деревянную игрушку и перчатки Херрингтона. Ткань на перчатках идентична грязной белой ткани, найденной накануне, – хлопок. Рассматриваем под микроскопом маслянистые шарики – это театральный грим.
Пора послушать наконец Ватсона, который рассказывает о своём расследовании на станции.
Флэтхем
Говорим с начальником станции и осматриваем скамейку на перроне – на ней слева лежит белое пёрышко. Заходим в вагон, проходим в ближайший ряд кресел и подбираем ещё одно малозаметное пёрышко с правой скамейки. В третьем ряду из-под левой скамейки достаём шляпу. Проходим в дальний конец вагона и достаём из мусорной урны окурок сигарет марки "Чиррипакуи".
Холмс даёт задание своим помощникам, беспризорным мальчишкам, найти владельца шляпы, мы вместе с ним отправляемся в дом сэра Бромсби.
Шеррингфорд Холл
Говорим с мисс Лэмберт и Сью об Уятте Коллинзе и предстоящей свадьбе Левинии и Херрингтона (быстро же у них всё закрутилось!) и идём через внутренний коридор на второй этаж, по дороге расспросив Мэри. Все очень плохо отзываются о племяннике сэра Бромсби – видимо, не случайно.
Самое время открыть сейф в кабинете.
Листок с кодом мы нашли в сейфе Фоулетта, но в нём пять строк, а в сейфе шесть переключателей. Логика следующая – чтобы открыть замок, нужно продолжить последовательность:
1 – начало
11 – в предыдущем ряду одна (1) единица (1)
21 – в предыдущем ряду две (2) единицы (1)
1211 – в предыдущем ряду одна (1) двойка (2) и одна (1) единица (1)
111211 – в предыдущем ряду одна (1) единица (1), одна (1) двойка (2) и одна (1) единица (1)
Значит, дальше должно быть:
311221 – три (3) единицы (1), одна (1) двойка (2) и две (2) единицы (1)
Щёлкаем по цифрам и поворачиваем ручку.
Забираем серебряный ключик, письмо некоего Ричардса и банковские документы, прочитав которые, становится понятно, что Бромсби переводил крупные суммы денег в иностранные банки.
Говорим с Лестрейдом и отправляемся искать офис сэра Бромсби и Гримбла.
Цементный завод
Мы стоим у ворот цементного завода, принадлежавшего Бромсби. А вот и театр Фейрфакс, расположенный на его территории, но он, похоже, уже давно не работает, и служит складом. Общаемся со сторожем по фамилии Гоблет, с которым я, Шерлок Холмс, давно знаком, и он даёт нам ключ от офиса.
Заходим во двор – посередине стоит дом рабочих. Обходим театр слева – у дальней стены стоит лестница, видимо, здесь уже кто-то до нас был.
Подходим к офису (он справа от ворот), оставляем Ватсона караулить вход и поднимаемся на второй этаж. Слева около стола подбираем жёлтый ключ. Смотрим на три фотографии над левым столом – это Гримбл с братом, с сэром Бромсби и незнакомым человеком. Проходим вперед к модели моста, на котором стоят три фигурки, – здесь не хватает одной фигурки.
Разворачиваемся так, чтобы я, Шерлок Холмс, прошёл справа от лестницы, и открываем дверь в офис Гримбла жёлтым ключом. Подходим к столу – его ящик пока заперт. Отодвигаем картину над столом и открываем сейф серебряным ключиком, достаём и читаем банковский отчёт.
Слева от стола стоит большая статуя слона. Дёргаем его за хобот и достаём изо рта фигурку сэра Бромсби (оригинально!). Смотрим на пол справа от стола и подбираем грязную бумажку – письмо с угрозами от У.К. (кто бы это мог быть?). Возвращаемся к макету моста и ставим на место фигурку, подбираем ключ. Возвращаемся в кабинет и открываем им ящик стола, читаем ещё одну записку с угрозами от У. и вырезку из газеты о смерти капитана Лоури. Дотрагиваемся до ключа, который я, Шерлок Холмс, пока отказываюсь брать. В это время Ватсон сообщает, что сюда идёт сторож и пора уходить (как вовремя подоспела информация!). Возвращаемся на Бейкер-стрит.
Бейкер-стрит
Общаемся с лейтенантом Херрингтоном (подозрительный тип, как легко запудрил мозги Левинии Бромсби!) и говорим с мальчишками, которые выследили человека, выбросившего шляпу в вагоне поезда, – он пошёл на цементный завод (какая удача!).
Цементный завод
На дворе уже ночь (не первый раз!). Подбираем лежащую рядом лестницу и ставим её к стене. Как мы помним из разговора со сторожем, ночью территорию охраняют Марти и его собака (немного жутковато!). Перебираемся через стену. Только бы нас не поймали!
Путь к офису: как только Марти начинает идти, сразу же бежим за ним. Не торопясь, идём за Марти до тележки, которая стоит справа у дома рабочих. Заранее готовим жёлтый ключ, и целимся точно на дверь офиса. Внимательно смотрим на собаку и ждём, пока она почти подойдёт к правому фонарю – т.е. будет чуть левее его, и, не спеша, подходим к двери.
Перед нами появляется дверь офиса и перед ней я, Шерлок Холмс, а справа – собака. Открываем офис жёлтым ключом и идём внутрь.
Поднимаемся на второй этаж, открываем кабинет Гримбла, дёргаем слона за хобот, забираем фигурку, ставим её в макет моста и забираем ключ от ящика стола. Читаем ещё один документ из адвокатской конторы и забираем ключ от склада. Нам предстоит ещё одна пробежка.
Путь к складу: бежим к вагону посередине и встаём на тёмное пятно чуть правее и выше него.
Заранее достаём ключ от склада. Внимательно смотрим на Марти, и когда он пройдёт чуть выше ведра рядом с вагоном, бежим вниз. Сразу же видим дверь склада, открываем её ключом и входим внутрь.
Оставляем Ватсона наблюдать за Марти, достаём спички и зажигаем лампу, которая висит на колонне.
Проходим вперёд и рулеткой замеряем следы, проходим вперёд до запертой двери. Интересное дело – в наших карманах чудесным образом появился нож. Открываем им замок и входим внутрь. Спичками зажигаем лампу и через лупу смотрим на окровавленную тряпку под лампой – на ней, кроме крови, есть волосы, которые пригодятся для дальнейшего изучения.
Разворачиваемся, слева у входной двери снимаем с крючка связку ключей, проходим по театру и открываем ключами дверь в следующее помещение. Через лупу осматриваем рассыпавшийся порошок на полу – это негашеная известь.
Открываем следующую дверь, здесь лежит брезент. От двери проходим налево и перерезаем ножом верёвку. Мы видим под брезентом руку тела, но я, Шерлок Холмс, отказываюсь осматривать его (очередное!), т.к. мне нужна маска, чтобы не вдыхать ядовитые пары (здесь навалом всякой дряни!).
Возвращаемся в зал и под крючком для ключей, слева от входной двери, подбираем чистую тряпочку, разрезаем её ножом и используем. Возвращаемся к брезенту и дотрагиваемся до руки тела – ничего не произошло, нужно что-то, чтобы сдвинуть его. Около двери слева подбираем лопату и используем её на руку тела – опять ничего. Возвращаемся в зал и слева от двери забираем шест – вот это как раз то, что искал я, Шерлок Холмс. Забираем у тела паспорт на имя Йоханнсена и бутылку с настойкой, сделанную в Ричмондском аббатстве. Зовём Ватсона и едем на Бейкер-стрит (и поскорее!). По дороге на нас нападает три бандита, от которых нам придётся убегать (боже, опять!).
Викторина третьего дня:
1) Правда ли, что от театра Фейрфакс был только один ключ, хранящийся у Гримбла?
Да, разговор с Гоблетом от 16 октября.
2) Имел ли капитан Лоури какое-нибудь отношение к предприятиям Бромсби?
Да, фото Бромсби на фоне Калидасского ущелья (висит в его кабинете в Шеррингфорд Холле), и вырезка из газеты "Вечерний Бомбей" о смерти капитана Лоури.
3) Племянник сэра Бромсби Уятт Коллинз – честный человек?
Нет, разговор с Мэри от 16 октября и текст приговора (найденный в сейфе Фоулетта).
4) Мог ли Гримбл стать наследником Бромсби, несмотря на отсутствие завещания?
Да, письмо из адвокатской конторы Ллойд, Ллойд & Мэстерсон (найдено ночью в офисе Гримбла).
5) Был ли человек, найденный в театре, иностранцем?
Да, вывод о паспорте.
4. День четвёртый, 17 октября 1897 года
Бейкер-стрит
В гости к нам опять пришёл Лестрейд и принёс новые документы. Пусть делом занимается Ватсон: нужно прочитать три рапорта – заключение аудиторов о хищениях Гримбла, заметку о Вунг Джее и рапорт о Херрингтоне.
Холмс зовёт меня с собой. Прежде чем следовать за ним, я должен прочитать документ, который мне только что дал Холмс – прошлой ночью убили бармена Хантера (боже, ещё одно убийство!), который работал на приёме в доме сэра Бромсби (он что-то знал?).
Дом Хантера
Расследование веду я, Шерлок Холмс. Открываем дверь слева и говорим с полицейским по фамилии Эпплби. Входим в комнату, смотрим на картины в шкафу, изучаем через лупу следы крови на полу (господи, да сколько можно!). Подходим к окну и рулеткой измеряем следы на подоконнике – размер установить невозможно, т.к. след неполный (увы и ах!). Выходим в сад и идём по дорожке. Смотрим на цветы, за одним из горшков спряталась ломбардная квитанция.
Отправляем Ватсона в ломбард и возвращаемся на Бейкер-стрит. Необходимо изучить вещи убитого на цементном заводе – для этого берём бутылку с настойкой. Книга об аббатстве у меня есть – подходим к шкафу и открываем его, читаем книгу. Разворачиваемся и открываем дверь около окна – это моя спальня. В один миг вместо почтенного английского джентльмена перед нами предстаёт усатый рабочий в кепке (всё-таки я неплохой актёр!). Отправляемся в аббатство.
Ричмондское аббатство
Попробуем пройти в лес, но сначала я хочу пообщаться со святым отцом. Подходим к воротам аббатства, стучим и говорим со священником о бродягах, которые прячутся в руинах в глубине леса и воруют настойку (какая прелесть!).
Проходим вперёд до первого перекрестка и идём направо до озера.
Проходим мимо озера и налево (на это указывает стрелка на камне) до следующего перекрёстка. Сворачиваем налево на развилке.
Здесь нужно повернуть направо.
Проходим вперёд, и мы выходим на перекрёсток четырёх дорог. Сворачиваем в верхнюю левую дорожку.
Проходим вперёд, и мы должны увидеть слева ржавое ведро.
Проходим вперёд и входим в узкую дорожку справа. Обращаем внимание на разбитую бутылку от настойки на дорожке и идём вперёд, пока не увидим дым.
Всё время придётся бежать, потому что я, Шерлок Холмс, очень неповоротливый. И, увы, медленно бегаю. Я должен забрать ведро, вернуться к озеру и зачерпнуть воду до того, как секундная стрелка на часах, которую я установил, пройдёт половину отведённого времени.
Итак:
Назад, на развилке направо, назад, берём ведро.
Назад, направо.
На перекрёстке четырёх дорог в правую нижнюю дорожку.
Назад, направо и сразу же налево, чтобы попасть на тропинку.
Направо, на развилке налево, налево и к озеру. Зачёрпываем воду и бегом тушить огонь.
Спускаемся в руины и зажигаем свечу. Потушенный хлам я, Шерлок Холмс, отказываюсь осматривать, зато обращаю внимание на подушку в нише. С помощью лупы осмотрим следы на земле – это чернила иностранного производства. Разворачиваемся и замеряем рулеткой следы у стены – размер 10 (как же эти следы уже достали!). Смотрим на бутылку около тюфяка – в ней была настойка Ричмондского аббатства (да здесь все пьяницы!). Проходим вперёд и входим в нишу слева – один кирпич в кладке отличается по цвету. Ножом вытаскиваем кирпич и достаём записку, написанную теми же чернилами, которые мы только что исследовали (вот удача!).
Уже не спеша, возвращаемся к воротам аббатства. Пора ехать в Шеррингфорд Холл, предварительно переодевшись и сняв грим на Бейкер-стрит. Секундное дело!
Шеррингфорд Холл
В это время Ватсон разговаривает во дворе дома с Гримблом, который просит его передать своё письмо Лестрейду об отказе от доли в наследстве Бромсби. Ватсон идёт внутрь и разговаривает с инспектором, также появляюсь и я, Шерлок Холмс – с письмом от Майкрофта Холмса. Читаем его и идём искать мисс Левинию.
Она находится в дамской комнате, стоит у окна и разговаривает с лейтенантом. Избавляемся (с удовольствием!) от Херрингтона и показываем девушке фотографию женщины с серёжкой (боже, как же она красива – и дама, и серёжка!). Левиния рассказывает, что это актриса по имени мисс Вероника Дэвенпорт. Возвращаемся на Бейкер-стрит.
Бейкер-стрит
На крыльце дома Ватсон демонстрирует мне серебряную серёжку (уже?), которую он выкупил по ломбардной квитанции Хантера.
Викторина четвёртого дня:
1) Был ли атаман бандитов, напавших на Холмса, напрямую связан с убийством сэра Бромсби?
Да, рапорт Лестрейда о Вунг Джее.
2) Человек, убивший Хантера, хорошо владел оружием?
Да, разговор с Эпплби от 17 октября.
3) Руины около Ричмондского аббатства часто служили прибежищем бродяг?
Да, разговор со святым отцом от 17 октября.
4) Записка, найденная в развалинах, написана тем же почерком, что и предыдущие документы?
Да, записки с угрозами от У. и У.К.
5) Мог ли отставной британский офицер легко получить должность начальника тюрьмы за границей?
Да, письмо Майкрофта Холмса о Калидасском ущелье.
5. День пятый, 18 октября 1897 года
Общаемся с Лестрейдом (традиция!) и отправляемся в театр Эстонов, который арендует труппа театра "Фейрфакс".
Театр Эстонов
Читаем афишу и заходим внутрь. Говорим со всеми присутствующими актёрами – Кирби, Эстоном, Вилкоксом, мисс Салливан. Оказывается, несколько лет назад театр "Фейрфакс" принадлежал мисс Веронике Дэвенпорт, Ричардсу и Джеффрису. Ричардс был влюблён в мисс Веронику Дэвенпорт, а она любила Джеффриса. Когда труппа гастролировала по Бразилии, мисс Вероника Дэвенпорт и Джеффрис пропали, и их тела так и не нашли (опять убийства, хоть и давние!). После этого дела театра пришли в упадок, а здание было разрушено (выть хочется!).
Говорим с актрисой, стоящей на сцене, – её зовут мисс Смолл, и у неё в ухе висит красивая серёжка (неужели снова серебряная?). Она досталась ей от мисс Вероники Дэвенпорт, у которой было две пары серёжек (а может, их больше?). Одну пару та носила сама, а другую пару разделила (вот оно что!) и подарила по серёжке мисс Смолл и другой актрисе – Дорис (щедрая женщина!).
Проходим за кулисы и говорим с невменяемой Дорис (выпивка?). Открываем дверь справа от зеркала и выходим в коридор. Делаем шаг вперёд и стучим в дверь комнаты Ричардса. Говорим с ним и показываем серебряную серёжку – он рассказывает о том, что после исчезновения мисс Вероники Дэвенпорт его посадили в тюрьму (бедняга!). Проходим по коридору и открываем вторую дверь слева – здесь находится костюмерная.
Делом занимается Ватсон. Забираем со стола листок с перечнем костюмов и страницу из книжки о Гуакаямо, читаем их. Подходим к вешалке – здесь не хватает формы офицера-артиллериста. Выходим в коридор.
Дело ведёт снова Холмс. Через гримёрную Дорис проходим в другую дверь за сцену и говорим с рабочим Пулом. Он рассказывает, что за кулисами есть закрытая комната, в которую Ричардс велел перенести все вещи мисс Вероники Дэвенпорт (с чего бы это?). Возвращаемся в зал и просим набор ключей от театра у Эстона, возвращаемся за сцену и проходим до конца коридора. Ставим Ватсона караулить и входим внутрь.
Отодвигаем вазочку и коробку от сундука слева на полу и смотрим на него через лупу. Прикладываем к замку серебряную серёжку – чтобы его открыть, нужно забрать ещё две серёжки у мисс Смолл и Дорис (какая досада!). Возвращаемся в зал, показываем свою серёжку мисс Смолл и берём у неё на время её экземпляр. Заодно она принесёт и серёжку Дорис (удачно!).
Возвращаемся за сцену и открываем сундук. Забираем фотографию и письмо.
Говорим с Лестрейдом и возвращаемся на Бейкер-стрит.
Бейкер-стрит
Мальчишка принёс мне, Шерлоку Холмсу, посылку от Майкрофта. Прежде чем отвечать на вопросы викторины, прочитаем все новые документы.
Викторина пятого дня:
1) Существовало ли несколько комплектов ключей от театра Эстонов?
Да, разговор с Эстоном от 18 октября.
2) Теряла ли одна из актрис театра "Фейрфакс" рыжий парик?
Да, разговор с мисс Салливан от 18 октября.
3) Были ли связаны находки в гардеробной с делом об убийстве?
Да, вывод о пуговице на кухне от 14 октября и вывод о 29 костюмах в театре "Эстон" от 18 октября.
4) Встречался ли ещё где-нибудь почерк, как в записке из сундука мисс Вероники Дэвенпорт?
Да, визитки француза и торговца антиквариатом.
Последние вопросы:
1) Кто убил сэра Бромсби? Херрингтон.
2) Кто убил Фоулетта? Уятт Коллинз (или Йоханнсен).
3) Кто убил Йоханнсена? Спенсер (или Джеффрис).
4) Кто убил мисс Веронику Дэвенпорт? Спенсер.
5) Кто убил Джеффриса? Никто.
6) Кто убил Хантера? Херрингтон (он же – Спенсер, он же – Джеффрис).
В общем, свадьба коварного лейтенанта Херрингтона и мисс Левинии Бромсби всё-таки не состоялась! Лейтенант всё-таки оказался редким мерзавцем! Левиния была просто ошарашена и раздавлена, услышав историю о том, кем на самом деле является её жених! Наверное, в такой трудный момент времени ей хотелось внимания, заботы и поддержки, но увы и ах… Её деньги оказались решающим фактором, а вовсе не ум и красота! Кстати, её отец собирался заняться благотворительностью, помня о том, что дочь всегда считала его недостаточно щедрым! Лучший друг и партнёр Гримбл был оправдан… По правде говоря, он очень поддержал Левинию после этой трагической истории! Честно говоря, жаль больше всего в этой истории сэра Бромсби и мисс Веронику Дэвенпорт. Некоторые убитые, к слову, сами были редкими негодяями! Но судьба всё-таки покарала их за тёмные дела… Что же касается серебряной серёжки, то мы решили подарить её мисс Левинии Бромсби. И она с радостью приняла этот подарок! Мы искренне надеемся и верим, что он принесёт ей удачу и счастье, а не страдания, как случилось с предыдущей хозяйкой украшения! Кстати, Херрингтон угрожал нам револьвером при задержании! Но всё обошлось! Спустя некоторое время Левиния познакомилась с сыном Гримбла Артуром. У них просто замечательные отношения, но замуж девушка после пережитого кошмара пока не спешит. И правильно – у неё есть ещё много времени, чтобы просто наслаждаться обществом приятного и дорогого человека! А свадьба подождёт!