Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Margot Valois: > 14.02.14 15:01


С Днём святого Валентина! Любви - большой и взаимной!

...

Москвичка: > 17.02.14 17:38


 » Кто и когда придумал отмечать День Рождения




Ежегодно у каждого из нас случается одно событие — весёлое или грустное, это кому как. Но день этот принято отмечать, принимать поздравления и подарки, угощать дорогих гостей разными вусностями...
Появление на свет, приход в этот мир — поистине событие самое знаменательное в жизни любого человека, ибо без этого не было бы самой жизни. И потому понятно, почему мы отмечаем дни рождения.
Но так было не всегда. Например, в нашей стране не так уж и давно, каких-то лет сто с небольшим назад более важным праздником считались именины — день ангела, а не "день человека".
И всё-таки


КТО И КОГДА ПРИДУМАЛ ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?






Долгое время отмечать день рождения никому в голову не приходило. Праздновать день рождения начали в Древнем Египте, позже этот обычай распространился и на Ассирию. Но он касался только людей выдающихся — фараонов и царей, а также их наследников мужского пола. Первые письменные свидетельства о праздновании дней рождения египетских фараонов относятся примерно к 3000 году до н.э. Во дворце устраивали пир, в котором принимали участие помимо знати и слуги и рабы. Нередко по случаю дня рождения фараона из тюрем выпускали заключённых.

Мужской шовинизм проявился и тут — дни рождения женщин не только не отмечали, но даже не записывали. Насколько известно, первой женщиной, которая удостоилась ежегодного праздника, была Клеопатра II, царица Египта (185—116гг. до н.э.).






Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в год (так, день рождения Артемиды, богини Луны и охоты, праздновали шестого числа каждого месяца). Что же касается простых смертных, то такой привилегией пользовался только глава семьи — муж и отец, и (в отличие от богов) лишь один раз в году. На женщин и детей особого внимания не обращали.





С распространением христианства традиция отмечать чьи-либо дни рождения исчезла. Ранние христиане рассматривали мир как место скорби и считали, что радостное событие — не рождение, а уход человека, его избавление от греховного мира. Кроме того, традиции, унаследованные от язычников — египтян, греков и римлян, не поощрялись церковью.

Однако постепенно позиция церкви смягчилась, и к XII веку приходские священники завели книги регистрации рождения и крещения. Тогда в семьях и начали отмечать дни рождения не только взрослых мужчин, но также женщин и детей.

В XIII веке у немецких крестьян сложился ритуал детского дня рождения. Ребёнка будили на заре песнями и подносили ему пирог со свечами. Но пирог не съедали, а постепенно сгорающие на нём свечи заменяли новыми вплоть до вечера, когда семья собиралась на ужин. Именинник задувал свечи и загадывал желание. Чтобы желание сбылось, надо было держать его в тайне, а все свечи задуть одним выдохом. После этой церемонии пирог делили между собравшимися. Свечей на нём было столько же, сколько лет виновнику торжества плюс одна свеча, символизировавшая сам момент рождения. Как на Рождество или на Новый год всем приносит подарки Санта-Клаус или Дед Мороз, так на день рождения приносил подарки особый «деньрожденный гном». Эта фигура сохранялась в немецком фольклоре вплоть до начала ХХ века.


Источник: Ю. Фролов, "Наука и жизнь", № 11, 2008 г.

...

Ингеборг: > 01.04.14 11:27


 » "Очень красна девица"

Ольга Щербакова "Очень красна девица"

Иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь – при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены – набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?…
Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдем в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейерберга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щеки, наоборот, признаком хорошего здоровья.
Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.
Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.
Иностранцы недоумевали – «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигсого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.
«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».
В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.
А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только с рук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.
У каждой женщины были также клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.
При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жесткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».
Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже “вырыватели волос”, причем проделывали эту процедуру без боли. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба.
Для смягчения и питания кожи наносили на кожу мед.
Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи.
Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.
Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своем быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядреным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.
Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».
Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одаренных поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

Источник

Джордж Турбервилль "Послания из России"

Данси


...И женщина, совсем не так, как наша, На лошади верхом и рысью скачет.
На каблуках и в пестрых одеяньях — женщины, мужчины,—
И, не жалея денег всех на это, ступают чинно.
Кольцо висячее у женщин уши украшает,
А иным, по древнему обычаю, ничто гордится этим не мешает.
Их внешность выражает ум, печаль, походка их степенна,
Но к поступкам грубым при случае они прибегнут непременно.
Нет ничего для них зазорного в разврате,
А безрассудства сотворя, не позаботятся скрывать их.
Пусть муж — последний в их стране бедняк,
А вот жене своей румяна не купить не может он никак.
Деньгами награждает, чтоб красилась она, рядилась,
И брови, губы, щеки, подбородок румянами и краской подводила.
Вдобавок женщины к привычке этой известное коварство прилагают
И, красясь ежедневно, немалого успеха достигают.
Так искусно они сумеют краску наложить на лица,
Что самому благоразумному из нас, доверься даже он глазам, не мудрено и ошибиться.
Я размышлял, что за безумье их заставляет краситься так часто,
И сравнивал при этом, как ведут они свое хозяйство безучастно.
Ведь редко, лишь на свадьбе или по церковным дням,
Богатым госпожам позволено не находиться по домам.
Сам русский мнит, что, в клетку засадив жену жестоко,
Он может успокоиться — тогда она не у чужого будет бока.

...

Ингеборг: > 30.04.14 11:54


 » Женские дуэли

Женские дуэли

Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощрёнными.
Древнегреческий историк (отец истории) Геродот писал об обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин писал, что у галлов жёны даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами.
Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению — истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал «Хольмганг» (прогулка по острову).
Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов.
Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на «Хольмганг» выходила женщина. Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра.
Был ещё и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.



Судебные поединки, в том числе женские, были узаконены и в Древней Руси. Как указывалось в Псковской судебной грамоте (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли выставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто в рукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений — он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.
В XIV веке в Италии среди городских дворян сложилась традиция так называемых «поединков в кустах» или «схваток зверей» – выяснения отношений на шпагах и кинжалах без доспехов, в стороне от людных мест. Это поветрие, ставшее продолжением забав викингов и рыцарей, уже спустя столетие перекинулось на Францию. И тут началось! Так как во Франции женщине во все времена отводилась особая роль, то и в стороне от дуэлей француженки не остались. Как, впрочем, и темпераментные итальянки.
В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии испанского наместника - маркиза де Васта - и многих зрителей. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола.
Эта дуэль стала настолько известна, что почти век спустя - в 1636 году - испанский художник Хосе де Ривера создал картину "Женская дуэль"



Сообщения о дуэлях с участием женщин начали появляться даже в монастырских хрониках. В мае 1571-го в миланском женском монастыре Святой Бенедикты две знатные синьоры под предлогом совместного молебна заперлись в комнате и устроили поединок на кинжалах. Разнять их не успели. Когда дверь была выбита прибежавшей на шум схватки монастырской прислугой, одна из женщин уже отправилась на небеса, а вторая умирала, истекая кровью. Облегчить душу и поведать, что стало причиной кровавой драмы, у дамы уже не хватило сил. Как и назвать имена – своё и соперницы. Надо полагать, что монастырь в качестве места дуэли был выбран не случайно. Здесь и помощь медицинскую могли быстро оказать, и похоронную мессу отслужить. В результате первое не понадобилось, а второе пришлось очень кстати.
Пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.
А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырёх случаях).
Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной…
Стоит отметить, что в то время женские дуэли проходили в прямом смысле в кустах – подальше от мужских глаз. Секундантами дуэлянток были только дамы. Объясняется это просто. Верхняя часть гардероба знатной особы того времени несколько сковывала движения. Управляться с колющим оружием, будучи одетой в модное платье, было не слишком удобно. И всерьёз сражаться друг с другом женщинам было удобнее, обнажив не только шпагу, но и грудь.



Одной из самых легендарных женских дуэлей считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, которые осенью 1624-го не поделили благосклонность герцога Ришелье.
Вот как впоследствии об этом случае вспоминал Ришелье: «Мне стало известно, что они схватятся в Булонском лесу на пистолетах, чтобы установить, кому из них я должен принадлежать».
Герцог многократно бросал графиню, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его «ветреную галантность» и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а таковых было несметное количество. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль.
Будучи одержима теми же чувствами, что и ее противница, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала, а ее грудь покрылась кровью. «Ага, — кричала ее соперница, — я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. «Молчи, юный болван! — закричала графиня Полиньяк. — Не тебе меня учить!» Маркиза де Несль была ранена не в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: «О да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье — сын бога войны и богини любви».
В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но записка была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сен-Бельмон». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь — я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье.
Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то в ответ на какую-то из его самодовольных фраз девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. На одном из балов один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения.
Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: «Эта певичка совершенно зарвалась». Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, «но только после того, как господин попросит прощения». После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон «зарвавшуюся» актрису. Что и было сделано к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Через несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель Мопэн отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.
Другая версия этого происшествия такова: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Людовик XIV, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину! А обучил ее этому искусству кое-кому на горе учитель фехтования месье Серан, за которого мадемуазель де Мопен вышла замуж.
Экстравагантная выходка оперной певицы обернулась настоящим бумом женских поединков во французской аристократической среде. На Францию обрушился кровавый дождь из брошенных женских перчаток. Часто причиной схватки становился кавалер. Не случайно считается, что в любви, как и на войне, правил нет.



Всё чаще представительницы слабого пола бросали вызов полу сильному, хотя и без особых успехов. Всё-таки женщине пронзить мужское сердце шпагой несколько сложнее, чем лукавым взглядом. Однако заступаться за струсившего любовника или мужа, как это с грандиозной оглаской однажды сделала некая мадам Шатеру, бросившая вызов наглецу, отвесившему её благоверному пощёчину, стало едва ли не хорошим тоном.
Подобно болезни, мода на схватки femmes fatales стала распространяться по Европе.
В июне 1744 года немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
Принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала София Фредерика.
И именно с ее восшествием на престол начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8-ми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жёсткой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла.
В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной её приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор.
Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
В XIX веке в России настоящими рассадниками «женской дуэльной болезни» стали салоны знатных дворянок. В историю вошёл, например, салон некой госпожи Востроуховой, в котором в 1823 году случилось целых 17 ссор, приведших к поединкам. Дуэли происходили не только в столицах, но и в провинции.
Между двумя помещицами Орловской губернии, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая в июне 1829 года привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго.
Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.
Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки — дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки.
Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
Проникли женские дуэли и в Америку.
«На прошлой неделе, - писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, - вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди - Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве судьи. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненая соперницей, упала». Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за арбитра, как и было предусмотрено условиями дуэли».
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приёмам.
Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела её к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала её на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.
Женские дуэли дожили до XX века.
Дуэль состоялась между двумя президентами: почетным президентом Венской музыкальной выставки принцессой Полиной Меттерних и резидентом женского комитета этой выставки графиней Кильманнсенг. Причиной разногласий послужили принципиальные вопросы устройства выставки. Следует отметить, что поединок проходил на самом высшем уровне. Секунданткой Меттерних была принцесса Шварценберг. На случай оказания помощи дуэлянткам приехала некая баронесса, имевшая степень доктора медицины. Ее помощь пригодилась, поскольку противница принцессы Полины была ранена в руку, а сама принцесса - в нос.
Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они ещё сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».

...

Vlada: > 14.06.14 21:57


Эжeни писал(а):
Я тоже люблю историю, особенно Франции. Из-за книг

Очень рады, располагайтесь в клубе. Smile

НА книжную полку.
Всем любителям Японии посвящается. Ok
Обожаю книги Александра Мещерякова. После Всеволода Овчинникова, чья "Ветка сакуры" привила мне любовь ко всему японскому, Мещеряков завораживает меня своими книгами. Замечательно и просто написанные, они открывают такие глубины японского бытия, о которых я не догадывалась или имела самое смутное представление.

А. Мещеряков "Быть японцем"
Она посвящена чрезвычайно интересному и практически неизвестному в России периоду японской истории, уроки которого оказались важными для всего мира. Речь идет о 20-30-ых годах XX века, когда в Японии проводился крупномасштабный социальный эксперимент по созданию "сферы сопроцветания народов Восточной Азии". Эксперимент закончился Хиросимой, но о его ходе мы знаем гораздо меньше, чем о самом результате.
Общество, созданное в Японии в этот период, Мещеряков называет тоталитарным. Тоталитаризм в данном контексте - это режим, в рамках которого не остается места для индивидуальных интересов и индивидуального существования конкретного человека. Значение имеют только большие проекты, коллективизм, единение, народы и классы. Все остальное можно и даже должно приносить в жертву. Жертва совершалась во имя государства, вера в возможности которого была поистине безграничной.

Автор умело реконструирует сценографию японской политики этих лет. Вот император Тайсё, сменивший легендарного Мейдзи. Последний, в сущности, правил страной лишь формально, и все радикальные решения о модернизации Японии принимали члены его свиты, которые на словах выражали к императору всяческое почтение. Тайсё тоже должен был исполнять в основном представительские функции, но справлялся с этой задачей чрезвычайно плохо, в особенности из-за своего слабого здоровья. В глазах же подданных он всегда был в лучшем случае продолжателем славных дел своего отца.

Мейдзи умер в 1912 году, два года спустя в Европе началась Первая мировая война. Япония очень хотела в ней участвовать, потому что лидер Азии никак не мог пропустить такое важное международное событие. Но на Японию никто не собирался нападать, и ее государственные мужи вели совершенно безумную полемику - некоторые склонялись к мысли, что воевать надо против Антанты, другие предлагали назначить врагом Германию. Для японцев обе стороны были чужаками и варварами, а потому в рассчет принималась лишь сиюминутная выгода. Самурайская честь тут тоже была неуместна: она ведь применима лишь в отношениях между людьми, т.е. японцами. В итоге победили "англофилы" - героически бороться с Германией на Дальнем Востоке было проще. В итоге война существенно усилила Японию, как в территориальном, так и в экономическом смысле - в это время она стала крупнейшим экспортером оружия в Европу. Темпы экономического роста в этот период стали самыми высокими в мире. Набирают обороты концерны, ставшие впоследствие всемирно известными: это "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо". Появляются новые фирмы, такие как "Мацусита". После октябрьской революции в России Япония осуществляет масштабную интервенцию - еще одна "проба пера" для ее армии.

В Японии вводится всеобщее избирательное право (для мужчин), и идеологи этой реформы открыто декларируют ее цели - увеличить преданность и самопожертвование населения во имя государства, которое милостиво дарует им подобные небывалые свободы. В 1925 году Тайсё умирает и на престол восходит новый император - Сёва. Последний будет числиться на своем посту аж до 1989 года, это будет самое длинное правление в японской истории и одновременно, как подчеркивает Мещеряков, самое кровавое. Сёва становится настоящим императором, подлинным правителем своей страны и главнокомандущим своей армии. После создания на территории Китая марионеточного государства Манчьжоуго, сумерки над Японией начали сгущаться все быстрее. Началась тотальная мобилизация общества, которое должно было в едином порыве обрушиться на головы "восточных варваров" - американцев. До Хиросимы оставалось еще больше десяти лет.

Работа Мещерякова является выдающимся примером интеллектуального расследования, посвященного теме становления японской версии тоталитаризма. Текст обязателен к прочтению для всех, кто изучает политические и социальные течения XX века - слишком сильно мы все сосредоточены на Европе, неплохо было бы открыть наконец и остальной мир.
http://www.liberty.ru/groups/Intellektualy/A.-Mescheryakov-Byt-yaponcem

А. Мещеряков "Стать японцем" Читала эту книгу долго, смаковала. Столько подробностей о повседневной жизни японцев в старые времена!"
подробнее- читайте здесь http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1348815859099

А еще есть одна интересная статья Мещерякова "Размер имеет значение: Эволюция понятия «островная страна» в японской культуре |" |http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=590

...

Consuelo: > 01.07.14 19:17


Добрый вечер, леди - любительницы истории!

Разделяю Ваше увлечение.
С детства обожаю историю, мой любимый предмет в школе)) Хоть и не историк по образованию, но страсть к история сопровождает меня всю жизнь. Даже было желание поступать на исторический факультет, но не сложилось.
Начиналось увлечение с Древнего Рима (Древний мир вообще интересен), а потом перешло на период второй половины XVIII века - начало XIX века. В приоритете период Великой Французской Революции и, особенно, эпоха Наполеона I. В целом, интересуюсь историей Франции. Европа вызывает наибольший интерес, но и понемногу стараюсь узнать историю других континентов, в конце концов, на одной планете живем и все взаимосвязаны.
Можно присоединиться?

...

Vlada: > 30.09.14 20:18


На вашу книжную полку

Всем добрый вечер! Позвольте вам представить интересную и познавательную книгу, которую я в данный момент читаю:
М.В. Короткоаа «История жилища от древности до модерна».
Неоценимое пособие для всех, кто любит историю и более всего интересуется историей быта. Еще я рекомендую книгу тем, кто пишет исторические романы. Только подумайте, сколько бесценных сведений вы там найдете! Устройство домов и дворцов, внутренне убранство, предметы мебели, текстиль. Огромное количество полезной информации. И тогда даже самый внимательный читатель не найдет у вас исторических несоответствий эпохе. Книга поистине энциклопедична! Она включает в себя такие разделы, как
- Дом и Сад на Востоке
- от Античности до Средневековья
- От Средневековья к Возрождению
- Новое время. Барокко и рококо
- Жилища барокко и рококо в России
- Дом и сад первой половины 19 века
- Жилище второй половины 19 века.

Перед вами будут эпохи и стили, множество терминов ( о многих я не подозревала, а значение других оказалось совсем другим). Книга иллюстрирована очень четкими черно-белыми рисунками, издание форматное. Wink

...

Margot Valois: > 05.11.14 20:11


Приветствую всех прекрасных любительниц истории! Новеньким - сердечный привет! Располагайтесь поудобнее Smile
Если мы уже заговорили о книгах, то разрешите представить вашему вниманию одну из моих любимых:
Леони Фрида "Екатерина Медичи - итальянская волчица на французском троне"

Книга рассказывает о судьбе представительницы знаменитейшего итальянского рода - Екатерины Медичи, ставшей супругой французского короля Генриха II и матерью трех монархов. При жизни своего царственного супруга она вела борьбу с его фавориткой, прекрасной Дианой де Пуатье, а после его смерти, став регентшей при своем сыне Франциске, она занималась делами государства, вела политические интриги, и оказывала большое влияние на своих троих сыновей, сменявших друг друга на французском престоле.
Екатерина Медичи вошла в историю как тайная властительница, мастер дипломатии и интриг, законодательница мод, и тонкий ценитель искусства. Но в среде историков до сих пор ведутся споры о том, была ли ее вина в разгоревшемся противостоянии католиков и гугенотов, которое привело, в итоге, к кровавой Варфоломеевской ночи.

Прекрасный слог и огромная проделанная предварительная работа - глубокая трактовка неординарного и сложного образа одной из знаменитых женщин, творивших историю.

...

Vlada: > 05.11.14 21:03


Peony Rose писал(а):
Всем привет )))

Нефертари писал(а):
Разрешите вступить в ваш клуб!

preved Очень рады!
Peony Rose писал(а):
все больше и больше тянет писать историческую прозу,

О, как интересно!
Ингеборг писал(а):
А я сейчас занялась романами о Древнем Риме.

Пишешь или читаешь?
Margot Valois писал(а):
разрешите представить вашему вниманию одну из моих любимых:
Леони Фрида "Екатерина Медичи - итальянская волчица на французском троне"

Спасибо за рекомендацию, люблю это время.

На вашу книжную полку

Институтки для нас часто окутаны ореолом романтичности, про них писали романы (вспомним Лидию Чарскую), снимали сериалы и фильмы. Но что же все-таки происходило в действительности за стенами Институтов? Что чувствовали маленькие девочки, оторванные на 6-8 лет от дома и семьи? И что давало им обучение в этих заведениях? Если вам действительно интересная жизнь институток, рекомендую книгу «Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц». Воспоминания бывших воспитанниц 18-19 века, разных по своему происхождению ( в институты принимали детей из привилегированного класса, но учились там и мещанки, и дочери чиновников), пестрят рассказами о классных дамах и учителях, о подругах и условиях жизни девочек. Многие страницы написаны талантливо, с юмором и ностальгией. Множество самых интересных характеров оживет для вас на страницах.

...

Нефертари: > 06.11.14 09:01


Я изучаю дворянский быт первой половины XIX века, а с лёгкой руки своего науч.рука, теперь и вторую половину затронула. У меня около 200х сот книг по этой и схожей тематике. Как-нибудь составлю список и выставлю.

...

Margot Valois: > 10.11.14 23:25


Всем добрейшего, Леди!
Разрешите вашему вниманию представить на волне нашумевшего сериала документальную работу от лица самой Филиппы Грегори:

...

VictoriyЯ Kolesnikova: > 29.11.14 22:55


Vlada писал(а):
Знаете, это та тема, которая редко освещается. Было бы интересно устроить что-то типа недели истории США).

Великолепная идея!

...

Vlada: > 06.12.14 21:18


Уважаемые дамы! Приглашаю вас на неделю истории Америки!
http://www.istorio.net/istoriya-ssha-kolonialnaya-amerika-v-17-18-vekax/ - вот здесь есть замечательная статья и маленькое видео ))
История США – Колониальная Америка в 17-18 веках

...

Peony Rose: > 06.12.14 23:42


Прочла )) И сразу заинтересовалась именем Джона Кабота (Джованни Кабото) и поселением Роанок. И там и там - изрядные загадки.
Кабот пропал/погиб во время плавания к берегам Америки, вот тут об этом. Было бы интересно почитать исторический роман или повесть о нем и его сыне...
А об исчезнувших поселенцах Роанока читала у Кинга в "Буре столетия" и у Фармера в "Дэйре".

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение