|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() » Амазонка Средневековья.Алиенора Аквитанская"АМАЗОНКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ": АЛИЕНОРА АКВИТАНСКАЯ(~весна 1122/24-31.03.1204) Женщина, которая была замужем за королем Франции и королем Англии, дети которой дважды занимали английский престол. Легендарная красавица, дама с железным характером, не побоявшаяся сопровождать мужа в Крестовом походе. Все это - Алиенора Аквитанская, одна из самых прекрасных и удивительных женщин Средних веков. ![]() Одна из них - Алиенора Аквитанская, оказавшая влияние на многие важнейшие события в истории средневековой Европы. БОГАТАЯ НЕВЕСТА. Алиенора родилась в Аквитании - богатой и обширной местности на юго-западе Франции. Ее имя означает "другая" - так девочку назвали, чтобы подчеркнуть, что в сердце уже была Элеонора, а это "другая Элеонора". Алиенора рано потеряла родителей. Мать умерла, когда девочке было всего 6 лет, а отец пережил супругу на 7 лет. Так 13-летняя девочка оказалась владелицей большого герцогства Аквитанского, дававшего немалый доход. Согласно завещанию отца Алиеноры опекуном девочки стал король Франции Людовик VI Толстый. На него возлагались обязанности найти для нее подходящего жениха. Выстроилась длинная очередь из герцогов, графов и баронов. И не только потому, что Алиенора была одной из самых богатых невест Европы - она была еще необыкновенно хороша собой: невысокая, стройная и гармонично сложенная. Ее большие зеленые глаза на овальном лице как будто светились, вьющиеся золотые волосы делали похожей на ангела. Однако уже в юном возрасте в девушке чувствовался твердый, неженский характер, за что ее прозвали Золотой орлицей. Она смело бралась за те занятия, которые считались неподобающими для дам: лихую верховую езду, игры с оружием и так далее... Опекун очень быстро нашел жениха для Алиеноры - и какого! Им стал его сын и наследник - тоже Людовик. Короля, разумеется, привлекала не красота девочки. Монарх желал объединить земли, лежавшие по обе стороны реки Луары. ЗВЕЗДА КРЕСТОВОГО ПОХОДА. 25 июля 1137 г. в Бордо 13-летняя Алиенора и 17-летний Людовик обвенчались. Король на этом бракосочетании так и не появился - он лежал при смерти. Приехав в Париж, молодожены узнали, что 1 августа монарх почил и теперь их ждет коронация. Так Алиенора стала королевой Франции. Единственное, чего не учел покойный Людовик VI в своих расчетах, - характер невестки. Алиенора совершенно не походила на своего набожного и замкнутого мужа. Она выросла в Аквитании, на родине трубадуров, где красивыми женщинами восхищались, воспевали их в стихах, устраивали из-за них рыцарские турниры. Скромный Людовик VII явно не был героем рыцарского романа, поэтому быстро надоел молодой супруге, и она переключила свое внимание на более куртуазных мужчин. Впрочем, свой супружеский долг она выполнила - родила прелестную девочку Марию. Но материнство было не для нее. Вскоре она уже вновь скакала верхом, стреляла из лука и фехтовала, чем сводила мужчин с ума. Мужу оставалось только ревновать. Он опасался, что Алиенора начнет ему изменять. Поэтому, собравшись в 1147 г. во Второй крестовый поход, взял ее с собой. Если бы он знал, что она будет вытворять в этом походе, то наверняка оставил жену дома! Она проскакала большую часть пути от Парижа до Иерусалима верхом по мужски. А ведь это около 6000 километров! Лихая наездница вдохновляла уставших от жары и долгих переходов рыцарей. Особенно когда скакала в костюме амазонки. Рассказывают, что однажды королева и дамы из ее свиты, подобно легендарным всадницам древности, обнажили одну грудь и пронеслись, как вихрь, вдоль всего войска! Такого хулиганства муж вытерпеть не мог, и их отношения окончательно расстроились. Масла в огонь подлил дядя Алиеноры - князь Антиохии Раймон де Пуатье. Он хорошо принял королеву и ее свиту. Даже слишком. Племянница охотно принимала ухаживания дяди, чем вывела из себя мужа. Людовик приказал немедленно выступать в поход на Иерусалим. Напрасно советники отговаривали его, говоря, что армия находится не в боевом порядке. Король проявил твердость и приказал королеве следовать за ним. Алиеноре совсем не хотелось покидать замок дяди, но муж чуть ли не силой потащил ее в Иерусалим. Попытка взять город приступом закончилась неудачей, и Второй крестовый поход славы Людовику не принес. По возвращении в Европу, в 1151 г. Алиенора родила вторую дочь - принцессу Алису. Однако уже через год после этого Людовик добился развода. Формальной причиной послужило то, что супруги находились в дальнем родстве. Для королевских домов это норма, так что, скорее всего, у Людовика просто лопнуло терпение. СУПРУГА ДВУХ МОНАРХОВ. Вместе с мужем Алиенора потеряла и дочерей - они остались в Париже с отцом, а также корону Франции. Правда, ей вернули все ее земли - Аквитанию, Гасконь, Пуатье. И по правилам тех времен она могла носить корону - герцогскую. Однако после королевской это было совсем не то! В 28 лет красота Алиеноры была в самом расцвете. После развода она по-прежнему оставалась самой желанной невестой Европы. На удивление многим, из всех претендентов на свою руку она выбрала 19-летнего графа Анжуйского Генриха. Веселый, умный и страстный, он был полной противоположностью первому мужу Алиеноры. В 1152 г. она вышла за него замуж. А два года спустя после смерти дяди, короля Стефана, молодожён был коронован как король Англии Генрих II Плантагенет. Так Алиенора во второй раз стала королевой. Вначале они были очень близки, появлялись везде вместе. Алиенора участвовала в государственных делах. Но потом один за одним стали появляться дети, и ей приходилось все чаще оставаться дома, пока муж разъезжал по стране. А Генрих много ездил по графствам Англии, занимался подавлением восстаний на границе с Уэльсом и редко бывал дома. Не обошлось здесь и без соперницы - Розамунды де Клиффорд, которой Генрих всерьез увлекся. Поговаривали, что Алиенора отравила ее. Так это или нет, мы не знаем, но вскоре после смерти Розамунды супруг заточил Алиенору в одном из замков [вот тут автор статьи ошибается: Розамунда умерла после того, как королеву "посадили", что Генрих сделал, когда их старший сын поднял мятеж против отца]. Конечно, не в цепях и не в подвале. У нее был даже маленький двор. Но она была лишена того, что было ей необходимо - возможности вести светскую жизнь, красоваться, интриговать... 16 долгих лет провела она в заточении, ненавидя мужа. И настроила всех своих сыновей против отца. Дело дошло до того, что ее любимец, Ричард, и два других сына - Генрих и Джеффри - заключили с французским королем союз против Генриха II. МАТЬ ДВУХ КОРОЛЕЙ. Генрих умер в 1189 г. В тот же момент Алиенора вышла на свободу. Ей было 65, но она не собиралась тихо доживать свой век. Золотая орлица вновь окунулась в политику с головой. Трон достался ее самому любимому сыну Ричарду. Он больше всех походил на мать - высокий, крепкий, золотоволосый. Читал стихи, любил музыку. Обожал лошадей, участвовал в рыцарских турнирах и чаще всего выходил победителем. Неудивительно, что его прозвали Ричард Львиное Сердце. Однако в Крестовом походе его постигнуть неудача, Ричард рассорился с союзниками и попал в плен к императору Генриху VI. Тот потребовал за него огромный выкуп, но мать без колебаний заплатила требуемую сумму. Увы, 5 лет спустя, в 1199 г., Ричард погиб при осаде замка в Лимузьене. Алиенора пережила своего любимца на 5 лет и завещала похоронить себя рядом с ним. Они лежат рядом, словно два воплощения - мужское и женское - эпохи расцвета рыцарства. Последний сын Алиеноры - Иоанн (Джон), любимец Генриха II, стал королем Англии после Ричарда. Мать не любила его, и он платил ей тем же. Собственно, из-за него она и скончалась: испустила дух от ярости, когда узнала, что Иоанн Безземельный потерял в борьбе с французским королем Шато-Гайяр, ее любимый замок. Алиеноре было в тот момент 82 года! (Автор статьи Марина Викторова). _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Vlada писал(а): К Алиеноре я абсолютно равнодушна. А фильм потрясающий, тот, с Питером О'Тулом и Кэтрин Хепберн Алиенора одна из моих любимиц, незаурядная дама. Смотрела давно фильм "Лев зимой", там была уже старая королева. ![]() _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
AlAngel | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() |
|||
Сделать подарок |
|
Gerxard | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Настена, спасибо за статьи о неоднозначных людях! ![]() Настёна СПб писал(а):
перед смертью он раскаялся во всех злодеяниях, приказал освободить всех политических узников и отослать деньги на восстановление сожжённых церквей. Когда читала, мелькнула мысль как Иван Грозный. Настёна СПб писал(а):
"КУРТИЗАНКА НА ТРОНЕ": МЕССАЛИНА Мне всегда казалось, что в ее истории есть много преувеличений и слухов. Любовники у нее вполне могли быть, что неудивительно , при ее разнице с возрастом мужа и римских нравах. Но, сомневаюсь, что " обслужила 50 мужчин" . Да и был ли спор и бордель ? Настёна СПб писал(а):
АЛИЕНОРА АКВИТАНСКАЯ Об Алиеноре я впервые прочитала в книге " Анжелика" Голон, где гасконцы говорили о ней с восхищением. Затем была Джин Плейди, др. статьи, но, честно скажу, восхищения у меня она не вызывает. Мне она показалась эгоистичной и думающей только о себе. Да и то, что она настраивала сыновей против отца, ее не красит. Настёна СПб писал(а):
Он опасался, что Алиенора начнет ему изменять. Поэтому, собравшись в 1147 г. во Второй крестовый поход, взял ее с собой. А мне казалось, что она сама напросилась в поход. Настёна СПб писал(а):
Разбираю свой "архив" Настена, а ты что статьи вручную набираешь? ![]() |
|||
Сделать подарок |
|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Gerxard писал(а): Скорее всего, "немного" преувеличили. Но я где-то читала, что она была больна нимфоманией. А как там при такой болезни бывает?
Любовники у нее вполне могли быть, что неудивительно , при ее разнице с возрастом мужа и римских нравах. Но, сомневаюсь, что " обслужила 50 мужчин" . Да и был ли спор и бордель ? Gerxard писал(а): Я тоже не могу сказать, что Алиенора мне нравится, даже порой раздражает. А с походом не ясно: где-то написано, что напросилась, в другом месте - Людовик побоялся ее оставлять.
Мне она показалась эгоистичной и думающей только о себе. Да и то, что она настраивала сыновей против отца, ее не красит. А мне казалось, что она сама напросилась в поход. Gerxard писал(а): Ага, жизнь так сложилась статьи вручную набираешь? ![]() ![]() ![]() _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
Gerxard | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Настёна СПб писал(а):
Но я где-то читала, что она была больна нимфоманией Тогда ее надо пожалеть, а не осуждать. Настёна СПб писал(а):
Нашла, села, напечатала. Ты молодец! У меня бы терпения не хватило. |
|||
Сделать подарок |
|
Татьяна Ясина | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Настёна СПб писал(а):
Gerxard писал(а): Ага, жизнь так сложилась статьи вручную набираешь? ![]() Бедная Настя. Я почему-то сразу вспомнила фильм с таким названием))) Настюш, ищи сначала в интернете, проще скопировать, чем сидеть и набирать. Я свой архив сейчас разбираю и поэтому знаю, что многие статьи такие по интернету гуляют. Можно скопировать и дать источник откуда взял, как это правила требуют. Я сейчас меню сделаю (решила пока без фоток, только разделы уже более мелкие, а как дальше оформлять - видно будет по ходу работы) и тоже подключусь. У меня не только статьи, но и конспекты, написанные от руки имеются))). Единственное, может возникнуть ситуация, когда интересна не вся статья, а какие-то её части. Вот тогда точно придётся посидеть и подумать, как подать материал, пересказав своими словами. У меня таких навалом будет тоже. |
|||
Сделать подарок |
|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() » "ДОЧЬ РЕНЕССАНСА": ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖИА"ДОЧЬ РЕНЕССАНСА": ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖИА(18.04.1480-24.06.1519) Легенды приписывают Лукреции Борджиа десятки убийств ради простого удовольствия, а то и просто от скуки. Однако ни одно из страшных злодеяний, в которых ее обвиняют, так и не было доказано. На деле истинная история ее жизни полна трагизма: она была игрушкой в руках алчного отца и честолюбивого брата, видела их преступления, но не могла предотвратить, и отчаянно искала спасение для себя в искусстве и религии. Будущая златокудрая красавица, вдохновлявшая самого Боттичелли, родилась 18 апреля 1480 г. в необычной семье. По слухам, ее отец, испанский кардинал Родриго Борджиа, был рожден от тайной связи сестры и брата. В кровосмешении затем обвинят как самого Родриго, так и троих из его детей - Чезаре, Джованни (Хуана) и Лукрецию. Этот порок, реальный или вымышленный, стали наравне с убийствами неизменно связывать с фамилией Борджиа - сперва современники, а затем и историки. Этот не то отец, не то дядя Родриго, став папой римским, одарил своего любимца не только кардинальской мантией, но и несметным состоянием, сделав его самым богатым кардиналом эпохи. Впрочем, духовный сан, предполагающий обет безбрачия, не помешал молодому и пылкому служителю Бога пускаться в любовные авантюры. Родриго стал отцом многочисленных бастардов, некоторых из которых официально признал своими детьми. Среди таких "счастливчиков" оказались его дети от Ваноцци Катанеи - Джованни (Хуан), Чезаре, Джоффре и Лукреция. Мать окружила единственную дочь не только любовью и заботой, но и лучшими учителями Италии, страны, подарившей миру блестящие умы и гениальных творцов. Поэзия, литература, живопись, игра на музыкальных инструментах, танцы, а также иностранные языки, история, алхимия - все эти науки присутствовали в жизни девочки с ранних лет. Неудивительно, что еще очень юная, она поражала своими учеными речами и политическим чутьем. Лукреции едва исполнилось 10 лет, когда она стала единственным членом семьи Борджиа, жившим вместе с отцом. Ее старшие братья разъехались по итальянским университетам, а мать вышла замуж. Впрочем, Родриго больше был поглощен ухаживаниями за прекрасной 16-летней кокеткой Джулией Фарнезе, чем воспитанием дочери. Все изменилось в 1492 г., когда кардинал Борджиа стал римским папой Александром VI. Это вознесло семейство Борджиа на невиданную высоту и сделало Лукрецию одной из самых желанных невест Европы. Злые языки поговаривали, что примерно тогда же хорошенькая 12-летняя девушка родила своего первого ребенка, которого зачала с одним из братьев, время от времени приезжавших навестить отца и сестру, и что этот инцест явился причиной спешки, с которой Родриго объявил о помолвке дочери с никому не известным дворянином доном Эстебаном. Эта помолвка была вскоре расторгнута, а о ребенке больше никто ничего не слышал. Те же сплетники утверждали, что Лукреция неспроста поселилась в папском дворце, имеет доступ на все заседания папского совета, участвует в приеме послов и без стеснения вскрывает папскую корреспонденцию. "Святой понтифик сделал дочь своей любовницей", - шептали в Риме... В 1494 г. папа был занят важным вопросом - выбором мужа для Лукреции. Выбор пал на богатого и влиятельного Джованни Сфорца. Этот брак, как случается с династическими браками, нельзя назвать счастливым. Джованни не отличался ни живостью ума, ни умением вести беседу, ни любовью к искусству - всем тем, сем славилась Лукреция. Она явно скучала в его обществе и не скрывала этого. Куда интереснее протекали дни в обществе братьев, самый яркий из которых, Чезаре, ставший по настоянию отца кардиналом, не изменил своим привычкам к пиршествам в компании куртизанок и танцовщиц. Присутствие юной Лукреции на этих обедах, перетекавших в ужины, осуждал весь Рим, что еще больше подкрепило слухи о связи между братом и сестрой. В апреле 1497 браку Лукреции пришел конец. До сих пор не понятно, что случилось той ночью в покоях Сфорца. Но вот Джованни несется из своего дворца на арабском жеребце до своего родового владения Пезаро, где клянется, что ноги его больше не будет в логове Борджиа. Позднее он утверждал, что узнал о плане своего убийства и так сохранил голову на плечах. Его доверенный слуга, говорил Джованни, случайно оказался в покоях Лукреции, когда там появился Чезаре и сказал, что решено покончить с надоевшим всем Сфорца и что он сам готов выполнить эту миссию. После ухода брата Лукреция велела слуге предупредить мужа об опасности, и этой же ночью Сфорца исчез из ее жизни навсегда. Вопрос о том, действительно ли Александр поручил сыну "ликвидировать" зятя или же Лукрецию обманули спектаклем, разыгранным родственниками, нашедшими легкий способ освободить ее от мужа, не прибегая к насилию, остается открытым. Папа тут же объявил зятя не способным к исполнению супружеских обязанностей (у них с Лукрецией за три года так и не родился наследник) и под этим предлогом аннулировал брак, сразу же начав рассматривать новых кандидатов на руку дочери... Заключение специальной комиссии гласило, что Лукреция - девственна. Однако ходил слух, что она беременна от папского камерария Педро Кальдеса. Он играл на лютне, сочинял стихи, песни и был без ума от Лукреции. За что и поплатился: Чезаре зарезал его прямо в папских покоях... В один не самый лучший день 1498 г. тело Хуана, брата Лукреции, выловили из Тибра с перерезанным горлом. Александр VI официально обвинили давних врагов - семейства Орсини и Колонна. Но горожане шепотом винили Чезаре - тот добровольно отказался от кардинальской сутаны и, заняв место брата, встал во главе папской армии, завоёвывая и объединяя самолюбивые провинции, графства и герцогства во славу Рима. Знаменитое семейство вошло в историю даже не столько благодаря своим политическим деяниям, сколь из-за изобретения тысячи и одного способа избавиться от любого конкурента, политического соперника или надоевшего любовника. И тут мы снова оказываемся на территории легенд. Почти сразу после вступления Александра VI на папский престол по Италии поползли слухи об опасных знаниях, которыми владели понтифик и его дети. Увлечение алхимией, доступ к смертоносным растениям, мастерство в приготовлении ядов, а главное - изобретательность в их применении - все это приписывалось коварному отцу, безжалостному сыну и распутной дочери. Яд, убивающий жертву в течение нескольких месяцев, позволяющий заметать следы преступления, даже получил название - "яд Борджиа". Молва приписывала "святому семейству", как насмешливо именовали Борджиа, самые невероятные способы отравления. Чезаре был известен умением разрезать персик на две части ножом, только одна сторона лезвия которого смазана ядом. Лукреция же "славилась" отправлением в мир иной наскучивших любовников с помощью ключика от ее спальни, на широкой части которого был маленький шип, смазанный ядом. Не заметив легкого укола, несчастный так и не понимал, как именно яд попал в его организм. Количество же отравленных самим папой Александром измерялось десятками, если не сотнями, причем, по слухам, травили их простейшим способом - вином с "секретной добавкой". Немалую роль в распространении этих слухов сыграл Джованни Сфорца, оскорбленный навязанным ему клеймом импотента и любивший рассказывать об оргиях в папских покоях. Безусловно, политические амбиции Александра требовали жестких действий. Чезаре, не менее честолюбивый, чем его отец, мечтал править объединенной Италией, на пути к этому готов был сметать любые преграды - и если надо было пустить в дело кинжал или яд, это его не смущало. Но народная демонизация семейства все же чрезмерна, и это заставляет сомневаться в правдивости всего, что о ней говорили. ![]() 2 января 1500 г. на Альфонсо напали наемные убийцы и тяжело его ранили. Лукреция не отходила от постели мужа, не подпуская никого, кроме врача. Принц пошел на поправку, но в феврале скончался. Обстоятельства смерти до сих пор остаются неясными, но все подозрения пали на Чезаре, который, выполняя приказ отца (Ватикан успел рассорится с Неаполем, и несчастный Альфонсо стал просто не нужен), задушил больного подушкой. Лукреция, некогда спасшая нелюбимого мужа, не уберегла обожаемого. Она на год погрузилась в траур. А отец начал приготовления к ее очередному браку. Третьего и последнего мужа звали так же, как и второго, Альфонсо. Герцог Феррары Альфонсо д'Эсте не вызывал в невесте никаких чувств, но она была счастлива покинуть Рим и проклятое семейство и потому согласилась на брак. Свадебные торжества проходили с невиданной роскошью. Вино и золотые дукаты лились рекой, потраченные папой римским на праздник, который остался в истории как самый роскошный из всех, виденных римлянами со времен Античности. Феррара сразу влюбилась в новую правительницу. На Лукрецию смотрели как на богиню. Феррарой она управляла почти 19 лет, и все это время герцогство было одним из центров культурной жизни Италии и Европы. Лукреция собрала вокруг себя поэтов, художников, скульпторов. Она строила и украшала дворцы, занималась меценатством и коллекционированием. Ариосто обессмертил ее в своем "Неистовом Роланде", о ней слагали бесчисленные оды, Тициан писал с нее святую Доротею, а Пинтуриккьо - святую Екатерину. А через какое-то время она даже встретила любовь всей своей жизни - поэта Пьетро Бембо... Ее религиозность и скромность отмечают все придворные биографы. Герцогиня посещала монастыри, где проводила по нескольку месяцев, замаливая, как говорили, грехи отца и брата. Она помогала мужу в управлении, занималась благотворительностью. Через год после ее замужества умер Александр VI. И Рим опять наполнен слухами об отравлении... В очередной потасовке погибает Чезаре... Уходит в мир иной мать Лукреции... Она останется последней из Борджиа. Несколько беременностей заканчиваются выкидышами, а последняя уносит ее жизнь. Она скончалась 24 июня 1519 г., ей было 39 лет. Жители Феррары до сих пор ежегодно устраивают в ее честь яркие торжества с представлениям, карнавалом и песнями. Лукреция осталась для них обожаемой богиней. (Источник: статьи Елены Смирновой и Карвин Вуд) _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
AlAngel | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() » Графиня Элизабет БаториГрафиня Элизабет Батори. Биография кровавой леди.![]() В 1560 году в одном из замков Трансильвании появилась на свет женщина, которая впоследствии прославилась невероятной жестокостью и огромным количеством убийств, так называемая кровавая графиня - Елизавета Батори. Семья Елизаветы не отличалась высокими моральными принципами, как впрочем, и многие аристократы того времени. Повсюду царили разврат и жестокость. К тому же в роду Батори были душевнобольные, колдуны и распутники. Если добавить к этому общую обстановку в стране – кровавые распри, ожесточенные войны, в ходе которых жертв сажали на кол или варили живьем в котлах, то можно вообразить, чему научил девочку окружающий мир. С самых юных лет Елизавета проявляла жестокость – она впадала в ярость по любому поводу и могла кнутом избивать до полусмерти служанок. Поскольку девочка была предоставлена самой себе, неудивительной стала её беременность от лакея в 14-летнем возрасте. Родители, узнав об этом, решили избавиться от ребёнка, а саму Елизавету поспешили выдать замуж. Мужем её стал граф Ференц Надашди.Они поселились в Чахтицком замке в Словакии, который принадлежал семейству Батори. Кстати, именно от названия этого замка и происходит ещё одно прозвище, которым впоследствии окрестили Елизавету – Чахтицкая пани. Именно с этим местом и связана самая ужасающая часть биографии графини. В 1604 году её муж умер от лихорадки, Елизавета осталась одна. В тот момент её больше всего занимал вопрос, как вернуть уходящую молодость. Однажды (если верить легенде), когда она во время очередного приступа ярости ударила по лицу служанку, кровь из разбитого носа попала графине на кожу, и Елизавете показалось, что кожа в этом месте стала лучше выглядеть. После этого она позвала к себе в замок местную ведьму и спросила у неё о секрете молодости. Старуха посоветовала графине принимать ванны из крови юных девственниц. Для Елизаветы не составило труда последовать столь странному даже по меркам той эпохи совету. Так началось кровавое десятилетие. Графиня окружила себя верными и такими же жестокими, как она сама, помощниками, которые по её приказу заманивали со всей округи, а также из дальних деревень, молодых невинных девушек якобы на службу в замок. Самых красивых девиц отправляли на смерть сразу же, прочих временно оставляли в статусе прислуги. Кровавая бойня происходила в подвалах замка. Девушек в буквальном смысле разрывали на части, снимали с них кожу, и даже сама графиня, в порыве кровавого экстаза, отрывала зубами куски мяса с тела своих жертв (по крайней мере, об этом свидетельствовали позднее на допросах соучастники преступлений Батори). В финале жертвам перерезали артерии, кровь из которых спускали в ванную, в которой купалась Елизавета, уверенная в том, что эти процедуры останавливают процесс старения и делают её ещё прекраснее. Трупы же убитых сначала хоронили, как положено, но, когда населению показалось подозрительным, что служанки умирают не по одной, а по двое, трое и даже по десять-двенадцать сразу, Елизавета приняла решение расчленять тела и закапывать их в лесу. Конец кровавой истории положила случайность. Елизавете срочно понадобились деньги, и она заложила одно из родовых поместий. Один из приближенных к семье – опекун сына графини - пожаловался на растрату семейного имущества родне Елизаветы. По этому поводу собрался семейный совет, на котором присутствовал родственник по имени Дьёрдь Турзо, который уже был наслышан о бесчинствах графини от местного священника. Сначала он хотел замять дело, однако после того, как Елизавета прислала ему пирог, и он, почувствовав неладное, отдал его собаке, а та после угощения сдохла, Турзо дал делу ход. Он опросил людей из деревни, а также родню, которая бывала в замке графини, и узнал много шокирующих фактов. Однако требовалось поймать убийцу на деле. Долго ждать не пришлось. Елизавета, хотя и понимала, что над ней сгущаются тучи, не смогла сдержаться и учинила кровавую расправу над служанкой, оказавшейся воровкой сахара, - избила её плетью, и железными палками, а после затолкала несчастной в рот раскаленный утюг. Утром следующего дня на пороге замка появился Турзо в сопровождении солдат. Тут-то они и обнаружили труп девушки, орудия пыток, тазы с засохшей кровью, а также рукописный дневник Елизаветы, в котором она описывала подробности всех своих кровавых расправ. Список жертв оказался огромен, в нём значилось 610 имён, однако говорят, что на счету Чахтицкой пани на самом деле 650 жизней. Елизавета пыталась сбежать, однако её поймали ещё в дороге. При ней был обнаружен чемодан, в котором находились орудия пыток – по всей видимости, без крови графиня уже просто не могла обходиться. Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка. Говорят, что до сих пор по ночам со стороны замка доносятся странные стоны, от которых у тех, кто живет неподалеку, кровь стынет в жилах…. (Источник: статья Виктории Лихтаровой) _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ..."
Во что верили наши далекие предки? Верили, что камни растут, деревья разговаривают, что за печкой живет домовой, в бане - банник, а в лесу хозяйничает леший. До сих пор черти, домовые, банники, кикиморы - вся эта нечистая сила вызывает у нас страх, и в тоже время мы оказываем им внимание, стараемся заслужить их благосклонность. "ХОЗЯИНУШКО". Ближе всего к человеку, конечно же, был домовой. ![]() Часто он прячет вещи. Отсюда и пошла присказка: "Домовой, домовой, поиграй и отдай". Когда переселялись в новый дом, то обязательно звали м собой домового: "Батюшко-братанушко, приходи к нам в новый дом жить, защищай нам и наших деток". В некоторых районах России считали, что у домового может быть семейство, а жену его называли "доманя". Домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру и держат свое хозяйство в порядке. Ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить. Одному домовому со всеми деревенскими заботами, конечно же, было не управиться, поэтому ему полагался помощник - дворовой. Свое имя он получил тоже по месту жительства, но вот его считали уже злым духом. Все рассказы о дворовом сводятся к описанию мучений, которым он подвергает "нелюбимых" домашних животных. Чтобы этого духа умилостивить, для него по всему двору расставляли угощение и непременно развешивали обереги: "куриный бог? (камень со сквозной дыркой), мертвую сороку, медвежью шерсть или шнурок от штанов хозяина. "НОЧНАЯ ПРЯХА". Многие отчего-то считают кикимору существом лесным. Помните расхожую фразу "кикимора болотная"? Часто ее и представляют в виде высохшего сучка, веточки, она будто бы угловатая и корявая. Но это ошибка! Кикимора (она же - шишимора, мара) живет в доме рядом с человеком. Кикимору принято считать антиподом домового. Любимые места ее обитания в избе, как и домового, темные и сырые, например, за печкой. Отсюда она и выходит ночью, чтобы проказничать. Кикимора появляется в доме, как говорят, "по злобе". Она свистит, стучит, переворачивает мебель, ломает полы, т.е. делает все, чтобы выжить жильцов из дома. По характеру кикимора не злой и не добрый дух. Если хозяйка справная, то и кикимора делает все, чтобы в доме был порядок, а малые дети быстро засыпали. Если же хозяйка нерадивая, то кикимора не дает никому покоя, а дети не спят до полуночи. Считают, что кикимору в дом могут "посадить" плотники и печники, которые обиделись на хозяина за то, что он долга не отдает им заработанных денег. По древним верованиям, кикиморы вырастают из детей (дочерей), проклятых в коробке матери, родившихся неживыми или умерших некрещеными. Широко известен сказочный сюжет о проклятой дочери. Вследствие неосторожных слов матери или отца: "Иди к черту!", "Чтоб тебя подпольник взял!" - их дитя уносит черт. Часто кикиморы предстают в образах младенца, девушки или женщины с распущенными волосами, а иногда и уродливой старухи, скрученной, горбатой, неопрятной. Их считали пришельцами из иного мира - привидениями. И все-таки главное занятие кикиморы - прясть, а прядёт она по ночам. Берет прялку и кудель, садится в любимом своем месте, в правом от входа углу, возле печи, куда обычно сметали мусор. "И слышно, как свистит у нее в руках веретено на всю избу и как крутятся нитки и свертывается с прялки куделя." Часто в быличках и бывальщинах в качестве прядущего духа выступает домовой (дворовой) или женский персонаж (доможириха). В одной сказке мы читаем: "Вот я раз ночью выйти хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавке возле окна доможириха сидит и все прядёт, так и слышно, нитка идет: "дзи" да "дзи", и меня видела, да не ушла." Облитая лунным светом, с жужжащим веретеном в проворных пальцах сидит на лавке возле печи косматая кикимора и старательно прядёт, вытягивая кудель в тонкую нитку. Можно предположить, что ночное прядение кикиморы как-то связано с прядением "нитей судьбы" греческими богинями судьбы мойрами, скандинавскими норнами или древнеримскими парками... Чтобы обеспечить покой в доме, свое благополучие, хозяйке необходимо было установить контакт с духом и неустанно поддерживать с ним определенные отношения. Известно, что больше всего кикимора боится святого креста. Если пряхи убирают прялки, веретена и нитки на место, то кикимора никогда им не навредит. Чтобы умилостивить кикимору, хозяйка выкапывает в лесу горький корень папоротника, настаивает его на воде и этой водой моет все горшки и кринки - зная, что кикимора очень любит папоротник. Во дворе кикимора досаждает курам. Чтобы она не делала этого, над куриным насестом обычно вешали лоскутки кумача или горлышко от разбитого глиняного умывальника. Как считают исследователи, впоследствии функции домашнего духа перешли к богине по имени Мокошь. Ее идол стоял на вершине холма, рядом с Перуном и другими богами. Позднее, с усилением христианства, сформировался образ Параскевы Пятницы. Она и стала покровительницей прядения и всей домашней работы. "В ТИХОМ ОМУТЕ..." "Всыпать чертей", "черт побери", "чёртова перечница", "чтоб чертям было тошно" - говорим мы иногда, нисколько не вдумываясь в буквальный смысл произнесённых слов. Между тем в старину на Руси упоминание черта всуе считалось крайне опасным делом: а вдруг рогатый услышит свое имя да и окажется тут как тут?! В представлениях многих народов Западной Европы Дьявол - главная нечистая сила. Однако русские люди боялись чертей гораздо меньше, чем любую другую нежить. Соответственно и отношение к черту особое: с одной стороны, тот очень опасен - может погубить, с другой - смелостью, умом и хитростью человек способен одолеть черта. Считали, что рогатый не способен на злодейство, но причиняет мелкие неприятности. Правдами и неправдами он старается уговорить человека заключить с ним договор, по которого душа того после смерти ее обладателя достанется нечистой силе. Черт - это черное (синее, темное) мохнатое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Он "каркает вороном", "стрекочет сорокой". Обычно черт является в человеческом облике, но иногда оборачивается животным и даже вещью. По поверьям, черт может превращаться в мышь, змею, лягушку, рыбу, сороку, свинью, козла, барана, овцу. По народным представлениям, основным местопребыванием чертей считается ад, но они обитают и на болоте, и в лесной чащобе, и в водоемах... Конечно же, излюбленным местом является болото. Всем хорошо известны такие пословицы: "В тихом (болоте) омуте черти водятся", "Было бы болото, а черти будут", "Не ходи при болоте: черт уши обколотит". Болотные черти живут семьями: имеют жен, плодятся и множатся. Их дети - бойкие, шустрые чертенята. Народная фантазия наделила чертей многими человеческими свойствами. Будто бы они подвержены людским привычкам и даже слабостям: любят ходить в гости друг к другу, не прочь попировать. На своих заветных местах (перекрёстках дорог) черти шумно справляют свадьбы (обыкновенно с ведьмами). Самое же любимое занятие, превратившееся у чертей в страсть, - это игра в карты и кости. Кроме того, они охотно курят табак и пьют вино. В народе и по сей день твердо держится вера, что каждому человеку при его рождении приставляются черт и ангел, причем ангел стоит по правую сторону, а лукавый - по левую. Следуя этой вере, никогда не плюют на правую сторону и ложатся спать на левом боку. Ангел-хранитель и дьявол-соблазнитель зорко следят друг за другом, уступая первенство сопернику лишь в зависимости от поведения человека. "ПОЙДЕМТЕ К ЛЕШЕМУ?" Россия всегда славилась своими лесами. "Стоят леса темные от земли до неба", - пелось в древних былинах. С малолетства человека учили благодарном у и почтительному отношению к природе. И вместе с тем лес вызывал у него страх. "Станешь браниться у лесу, - говорили старики, - случится беда..." Считается, что лесовик предпочитает селиться в еловых, темных и сырых лесах. Он очень редко выходит на открытые места, уважая права соседей - луговика и полевика. Не заходит леший о в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками. Особенно он недолюбливает черных петухов, "двуглазых" собак (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехцветных кошек. Облик лешего противоречив. Издали он похож на человека, иногда покрыт звериной шкурой, у него бывают рога и копыта и даже кабанья морда. Как бы тщательно он ни скрывал своего "нечистого" происхождения, асе равно что-нибудь его выдает: то левая пола кафтана запахнута на правую сторону, а не наоборот, как все носят, то обувь перепутана - правый лапоть налет на левую ногу, а левый на правую... Лицо у лешего синеватое, т.к. кровь у него синяя. Глаза выпученные, зеленые и горят, как угли. Брови густые, борода и волосы длинные и тоже зеленые. Леший умеет петь без слов, кричать и разные голоса и хлопать в ладоши. Часто пение лешего сравниваю с шумом леса в бурю. Носится он по своим лесам как угорелый. Чтобы всегда оставаться невидимым, может то уменьшаться на лугу до размеров травинки, то вытягиваться в лесу до вершин деревьев, а то и оставаться ростом с человека. В полной зависимости от лешего все охотники. И здесь у него есть свои любимчики, которым он всячески содействует в охоте, других же наказывает за непочтение к себе. Зависят от лешего также пастухи, которым приходится пасти скот на лесных угодьях. В старину пастухи заключали через колдуна "отпуск" - договор с лешим, чтобы тот не позволял лесному зверю трогать скотину и не давал ей разбредаться по лесу. Считается, что леший не столько вредит людям, сколько проказничает, и в этом он похож на домового. Любимая шутка лешего - завести грибника или ягодника в такое место, из которого тому никак не выбраться. И все-таки от проказ лешего можно избавиться. Конечно же, прежде всего спасает молитва и крестное знамение, а если это не поможет, заблудившемуся надо сесть на пенек, снять с себя и вывернуть наизнанку платье, а затем снова его надеть. Обувь с правой ноги надеть на левую или левую рукавицу - на правую руку. Но есть один день в году, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильны. 17 октября, на Ерофея, весь день и всю ночь лешие безобразничают, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает - весной. Крестьяне в этот день никогда не ходили в лес. Леший мог утащить ребенка, особенно если мать неосторожно произносила фразу "Иди ты к лешему!" Иногда "хозяин" утаскивал девушек в лес и жил с ними как с женами. Бывало, у них рождались дети. Утаскивал леший и женщин - для того, чтобы они помогали нянчить его малышей и вести хозяйство. "ХОЗЯИН ПОДВОДНОГО ЦАРСТВА". Одухотворяя стихию воды, наш далекий предок связывал ее с образом водяного (водяного дьявола), утаскивающего на дно, в свои угрюмые чертоги, неосторожных или бездумно отвергнувших запрет... Если хозяином дома, по народным представлениям, был домовой, а леса - леший, то водяного считали хозяином воды, реки или озера, а потому в его власти находились и рыбаки, и мельники, и даже, как ни странно, пасечники. Рыбаку он будто бы помогает в рыбной ловле, у мельника охраняет запруду... Но когда он разгневан, то рвет рыбачьи сети, распугивает рыбу, разрушает мельничью запруду. Для удачи рыболовы когда-то непременно соблюдали два правила: чтобы не появился злой дух, они навязывали себе на шейный крест траву "Петров крест" ("заячий горошек"). Кроме того, часть рыбы из первого улова или первую рыбину кидали обратно в воду в качестве дани. Также бросали в воду щепотку табаку, приговаривая: "На тебе табачку, а нам дай рыбки", и окуривали снасть богородской травой. Во власти водяного находился и разлив рек. Слишком большой разлив мог вызвать излишнюю сырость, что было бы губительно для пчел. Поэтому пасечники подкармливали водяного медом и одаривали воском. Все это они бросали в воду ночью накануне яблочного Спаса (19 августа). Мельники тоже не забывали о подношении водяному. При строительстве водяной мельницы под бревно, где будет потом располагаться дверь, зарывали живого черного петуха и три супрыжки (стебли ржи, выросшие с двумя колосьями). Существовали свои запреты и для купающихся. Нельзя было входить в воду в полдень или ночью: водяной непременно затащит в свое царство. Опасно купаться и без нательного креста. По народным представлениям, утопленники-мужчины становятся работниками водяного, девушки - русалками, а нередко и его женами. Да и сами водяные в прошлом тоже утопленники. Народное воображение поселяло водяных чаще всего в глубоких ямах на дне рек и озёр, в местах, опасных для пловцов, но иногда и в хрустальных дворцах. Стоит заметить, что на берегу рядом с таким гибельным местом старались построить церковь. Как же выглядит водяной? Описания его весьма различны. Чаще он появляется в образе сома, щуки, чем-то похож на рака. Он показывается людям и в виде человека с черными или зелеными волосами и бородой, а кожа у него как у налима. Есть у водяного и жена - водяница. В северорусских быличках и сказках она изображается в виде женщины с большой отвислой грудью и длинными зелеными волосами. Она часто сидит у воды на камне и расчесывает гребнем волосы. При появлении людей прыгает в воду и уплывает. Есть в этой семье и дети. На Севере их называют "шиликуны". В народе считают, что 6 января, после водосвятия, они выпрыгивают из прорубей и пытаются через окна и двери проникнуть в дома. Чтобы уберечься от них, жители углем рисуют кресты на дверях и окнах. В некоторых районах России и русалки считались детьми водяного. Думали, что водяной просыпается от зимней спячки на Никитин день (16 апреля). "Рыбаки угощают водяного, утопив лошадь: вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью. Водяной всплывает колесом или бороной на воде". "ВОДЯНЫЕ НИМФЫ". Какою вы представляете себе русалку? Наверняка - всплывающей ночью из глубины вод обнаженной красавицей с рыбьим хвостом. Между тем в традиционных русских поверьях упоминания о хвосте русалки встречаются крайне редко... Поэтический образ веселой и шаловливой красавицы, получивший распространение в Западной Европе, в Украине и на юге России, был значительно изменения на севере России. Русалки там - косматы и безобразны, с острыми когтями и огромными отвислыми грудями; они заманивают к себе людей, чтобы защекотать их до смерти и потопить. Особенно опасны русалки для молодых парней и мужчин. "Предшественницей" русалки в верованиях славян считают берегиню. В "Слове Иоанна Златоуста" упоминается, что славяне поклонялись рекам, источникам и берегиням - от слова "берег". Само же слово "русалка" распространилось в России сравнительно поздно. Попав на страницы литературных произведений XIX в., образ русалки обогатился "книжными" чертами. По народным представлениям, русалки - это женщины или девушки, умершие преждевременно, некрещёные или проклятые дети. В народе их называли "заложными покойниками". Считали, что человек обязательно доживает отведенный ему срок и в ином мире. Русалки - это женщины, обладающие вечной юностью, они красивы, бледны, с распущенными, очень длинными зелеными или золотыми волосами, которые закрывают их тело полностью, с венком из полевых цветов на голове. Согласно поверьям, русалки живут в хрустальных дворцах, построенных на дне рек, озёр или морей. Старшая над ними русалка называется царицей. И только раз в году, в начале лета, когда в природе все цветет, колосится, когда нужен дождь, способствующий урожаю, выходят русалки на землю. Они имеют особую власть над погодой, над влагой - могут послать дождь, а то и бурю. "Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее". Неделя, которая начинается сразу после Троицы, в народном календаре так и называется - русальная (граная). В это время никогда не купались. Строго соблюдались запреты на стирку, шитье, прядение и тканье, нельзя было работать и в поле. Девушки, выходя из села, обязательно брали с собой полынь, которой якобы боятся русалки. И уже в русальное воскресенье, или русалкино заговенье, изгоняли, провожали русалок: завершалось формирование колосьев и на определенный срок дожди были уже не нужны, с русалками - дарительницами влаги - можно было временно проститься. Как же проходил обряд проводов русалок? В каждой местности были свои традиции. В Украине и в Белоруссии обряды, проводимые в русальное воскресенье, сохранялись вплоть до XX в. Здесь русалку изображала девушка. Ей распускали волосы, надевали венок, снимали почти всю одежду и с песнями вели в жито. Там вталкивали в рожь и поскорее убегали с криком: "Убегайте от русалки!" "Русалка" догоняла их, хлопая в ладоши. В других местах России русалок изображали двое - женщина, облаченная в мужское платье и мужчина, переодетый женщиной. Во многих районах России этот обряд уже в XIX в. стал скорее походить на игру. Делали куклы из соломы в виде русалки или лошади. Молодые парни и девушки ходили с куклой по улицам и пели, а затем разрывали ее и разбрасывали клочья по полю. (Автор статей Людмила Лаврентьева). P.S. А подходящих кикимору и водяного я не нашла. _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
Татьяна Ясина | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Настёна СПб Рекомендую. Книга эта есть у меня дома. Там и про этих "Гавриков" имеется))) Спрятала под спойлер, лень было скачивать, я попробовала через ссылку, очень громоздко вышло.
|
|||
Сделать подарок |
|
AlAngel | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() |
|||
Сделать подарок |
|
AlAngel | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() |
|||
Сделать подарок |
|
Татьяна Ясина | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() Настёна СПб, Klementinka Очень может быть, что я и из этой книги буду что-то брать для блога. Вообще пока ещё не знаю как пойдёт - навалом вырезок, которые никак не разберу, книг вообще 1000 томов, так что много всего будет. Кстати мой блог - репетиция сайтов, которые давно обдумываю. Поэтому здесь и меню такое))) Сразу при разборе "дыры" видны будут. Материалы-то у меня по всему миру. Я одним регионом заниматься просто устаю морально и физически. Обязательно "переключка" нужна))) |
|||
Сделать подарок |
|
Настёна СПб | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
![]() "КУДА, ИВАНУШКА, ПУТЬ ДЕРЖИШЬ?"
Русская сказка - сказка дорог. Иван Царевич отправляется за жар-птицей, невестой или женой, похищенной Кощеем. Последуем за ним и мы - за тридевять земель, в тридесятое царство... ![]() "Чистое" означало не только "открытое", но и "вольное" место. В дороге человек одинок и свободен, неподвластен домашним правилам. "Домашняя дума в дорогу не годится", - гласит пословица. В пути наш герой вне закона ("Больному да дорожному закон не писан") и может полагаться только на свои силы, смелость и смекалку. Отправляясь в дорогу, он словно начинает жизнь с чистого листа, и ничего нельзя предсказать заранее. РЕКА И МОСТ. Царство, куда идет Иван Царевич, называется тридесятым и лежит за тридевять земель, так что по пути туда приходится пересекать границы, разделяющие эти земли. Чаще всего границами служат реки, а потому переправляться через них полагается соблюдая ритуалы. Подойдя к реке, нужно умыться, приговаривая: "С походу на поход" - три раза. При этом воду нужно черпать по течению реки. По поверьям, это предохраняет в пути от разных неприятных неожиданностей. Дорога считается проезжею, пока там исправны мосты через мелкие речки и ручейки, а на больших реках действуют переправы. У реки останавливались отдохнуть и перекусить. Если же человек не остановился, сам не заметил, как оказался на другом берегу, полагали, что ему заморочила голову нечистая сила. У мостов людям чудились русалки, расчесывавшие резным гребнем волосы. РАСПУТЬЕ. Итак, наш герой миновал границы знакомых мест, перешел мост - и оказался на распутье, где ему предстоит выбрать дорогу. Здесь сказочный Иван или былинный Илья Муромец видит большой камень, на котором полустертые письмена сулят ему ту или иную судьбу: "Да наехал на дороги горюч камень. Да на камешки подпись подписана: "Старому-де казаку да Илье Муромцу Три пути пришло, дорожки широкие: А во дороженьку ту ехать, убиту быть, Во другую ту ехать, женату быть, Да во третью ту ехать, богату быть." Храбрый богатырь, конечно, выбирает ту, где быть убиту, - желая до конца испытать судьбу. Народные поверья учат проявлять на перекрестке особое внимание, дорогу переходить осторожно - в противном случае можно заблудиться. Считалось, что именно при пересечении дорог человека может обморочить окаянный дух, заставляя бессмысленно блуждать по лесу. У перекрестков в прежние годы хоронили умерших в дороге, а также самоубийц и пьяниц. Таких покойников не помещали на общем кладбище, боясь, что они неминуемо передадут земле дух беды: наступит засуха или, напротив, пойдут бесконечные ливни, град выбьет хлеба или пожар уничтожит сено. Поэтому их закапывали в "ничью" землю около перекрестков дорог. Именно на таких могилах устраивали кучи из сучьев и ставили кресты. Впрочем, придорожные кресты ее всегда означали захоронение. На перекрестки уносили все, чего боялись и от чего хотели избавиться. Здесь сжигали солому из матраса, на котором лежал покойник, и стружки от его гроба. Больных детей протаскивали сквозь дупло священного дерева или развилку его ветвей; одежду после этого снимали и оставляли в узелке тут же. Если в доме был больной лихорадкой, то пекли 12 пирожков, терли ими тело больного и вместе с его одеждой уносили на перекресток: кто поднимет, тот заберет болезнь себе, а больной выздоровеет. Перекресток связан в народных поверьях с концентрацией опасных и мертвых сил. Именно здесь активна нечистая сила, отсюда она уводит невнимательных путников совсем не туда, куда они надеялись дойти. ПОВОРОТ И РАЗВИЛКА. Так же опасен и поворот дороги, где ограничена видимость и оттого тревожно: что там ждет? А еще есть такие дороги, что, идя вроде бы в одном направлении, все время возвращаешься обратно. Мезенское название такого места - окаянный крюк. Говорят, это леший водит, леший обошел, что человек или животное попало к лешему на круг, в его след, на чёртову тропку, которая всегда приводит в непролазную чащобу, болото - или в лучшем случае в другую деревню. Кривизна пространства становится в глазах народа одушевленной, самостоятельной и недоброю силой, имеющей над человеком непонятную власть. Столь же опасны и развилки дорог, где тоже легко можно запутаться и отклониться от нужного направления. Развилка - место, где дорога разветвляется, откуда появляются странные существа. То выйдут из лесу и проковыляют мимо три старушки, маленькие, как дети, лопоча что-то на непонятном языке; то незнакомый мужик проедет на телеге или пробегут девушки в красных сарафанах ("А у наших-то, - замечает рассказчик, - сарафаны синие!"). Этих незнакомых персонажей часто принимали за леших, боровых (от слова "бор") или подобную нежить - по той причине, что она всегда манит у распутья дорог. ГОРА. Наконец, на пути Ивана гора, а на горе - черный замок Кощея Бессмертного. Это и есть цель его путешествия. Здесь герою предстоит поединок, который окончательно определит судьбу - его собственную и всех других персонажей сказки. Замок Кощея - владения смерти, потусторонний мир (Кощей потому и бессмертен, что не див). В реальности на горе обычно располагалось сельское кладбище. Надо заметить, что в равнинной и низменной России "горой" называли любую возвышенность - холм или курган. Кладбища, как и древние курганные захоронения, окружены многочисленными преданиями. Призрачные обитатели кладбища всячески препятствуют человеку, не давая ему забраться в гору, как будто охраняя свой последний приют. Когда на подъёме в гору лошадь с трудом тянет воз, останавливаясь и задыхаясь, говорят, это невидимо села в телегу нечистая сила, которая, по поверьям, всегда страшно тяжелая. Нужно сойти с телеги, перевернуть хомут или вообще перепрячь лошадь. Конечно, перекреститься: может быть, тогда незваный попутчик слезет с телеги. На спуске с горы лошадь, разогнавшись, спотыкается и опрокидывает телегу - опять подозревают, что здесь не обошлось без бесов: может быть, путник выехал из дому не благословясь. Где же оно, тридесятое царство? За тридевять рек и столько же гор, в чистом поле, где ветер и воля, русская мечта без имени и предела... (Автор статьи Татьяна Щепанская). _________________ «А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней...» (Александр Блок)
Красота от Elenawatson |
|||
Сделать подарок |
|
Кстати... | Как анонсировать своё событие? | ||
---|---|---|---|
![]()
|
|||
|
[8504] |
Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме |